Общество с ограниченной
ответственностью
«Новгородэнергосбыт»
ул. Великая, д.13,
Великий Новгород, 173001
Исходящий № 4372/02 от 11.09.2013
РЕШЕНИЕ
об отказе в возбуждении дела
11 сентября 2013 года Великий Новгород
Новгородским УФАС России (далее – Управление) рассмотрено заявление общества с ограниченной ответственностью «Новгородэнергосбыт» (далее – ООО «Новгородэнергосбыт») по вопросу создания препятствий филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» для ООО «Новгородэнергосбыт» в использовании преимущества автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии класса «А».
В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом
УСТАНОВЛЕНО:
ООО «Новгородэнергосбыт» 28.06.2013 обратилось в Управление с заявлением по вопросу злоупотребления филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» своим правом с использованием своего доминирующего положения.
Из заявления усматривается, что с 06.10.2006 ООО «Новгородэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Новгородской области в границах балансовой принадлежности сетевой организации ОАО «Новгородоблэлектро» и с 15.11.2007 - субъектом оптового рынка электроэнергии и мощности (далее – ОРЭМ). Согласно п.2.2.12.1 Положения о порядке получения статуса субъекта ОРЭМ (приложение № 1.1 к Договору о присоединении к торговой системе ОРЭМ) участники ОРЭМ обязаны привести автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии (далее – АИИС КУЭ) в соответствие классу «С» - до 01.04.2012, классу «В» - до 01.07.2013, классу «А» - до 01.07.2014. Согласно статье 33 Положения о применении санкций на ОРЭМ (Приложение № 21 к Договору о присоединении к торговой системе ОРЭМ) отсутствие на каждую контрольную дату класса соответствия АИИС КУЭ влечет наложение штрафа в размере 750 000 руб., а после 01.07.2014 – лишение статуса субъекта ОРЭМ.
По решению комитета по ценовой и тарифной политике области АИИС КУЭ для нужд ООО «Новгородэнергосбыт» была построена и должна содержаться в рабочем состоянии филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» на средства, заложенные для этих целей в тарифах на передачу электроэнергии. С момента выхода ООО «Новгородэнергосбыт» на оптовый рынок электроэнергии и мощности для учета электрической энергии используется АИИС КУЭ филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» на основании Соглашения об информационном обмене от 28.11.2007.
ООО «Новгородэнергосбыт» выполняет комплекс работ для получения акта соответствия АИИС КУЭ класса «А», для чего требуется проектная и рабочая документация на АИИС КУЭ, свидетельства о поверке приборов учета и измерительных трансформаторов, паспорта-протоколы на информационно-измерительные комплексы, проведение метрологической поверки системы ААИС КУЭ филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» в сечении с ОАО «Новгородоблэлектро».
Для получения вышеперечисленной документации и поверки системы заявителем и его сетевой организацией ОАО «Новгородоблэлектро» были направлены соответствующие запросы в филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго». Филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» в предоставлении документов отказал, мотивировав это тем, что действующим соглашением об информационном обмене от 28.11.2007 не предусмотрена передача запрашиваемой информации.
Неисполнение обязательств со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» создает условия для лишения ООО «Новгородэнергосбыт» с 01.07.2014 статуса субъекта ОРЭМ, а, следовательно, и статуса гарантирующего поставщика электроэнергии. Зона деятельности ООО «Новгородэнергосбыт» как гарантирующего поставщика перейдет к ОАО «МРСК Северо-Запада», что приведет к тому, что последний станет единственным гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Новгородской области, за исключением электроснабжения для нужд Министерства обороны РФ. Создание препятствий для ООО «Новгородэнергосбыт» в использовании АИИС КУЭ филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» не позволяет ООО «Новгородэнергосбыт» использовать преимущества АИИС КУЭ класса «А» для получения наиболее точных данных о почасовом потреблении электроэнергии.
ООО «Новгородэнергосбыт» считает, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго», используя свое доминирующее положение на рынке злоупотребляет своими правами, а также нарушает условия Соглашения об информационном обмене.
Из письма филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» от 24.07.2013 № 20-00-06-3614 следует, что ОАО «МРСК Северо-Запада» на праве собственности принадлежит АИИС КУЭ. В настоящее время ОАО «Новгородоблэлектро» использует АИИС КУЭ ОАО «МРСК Северо-Запада». Для установления соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям оптового рынка электроэнергии (мощности) ООО «Новгородэнергосбыт» должно представить в ОАО «Администратор торговой системы» соответствующий комплект документов. Документ, регулирующий правоотношения между ООО «Новгородэнергосбыт» и ОАО «МРСК Северо-Запада» в части обмена соответствующими документами по АИИС КУЭ, на сегодняшний день отсутствует. Предложение ОАО «МРСК Северо-Запада» о заключении соответствующего договора осталось без ответа со стороны ООО «Новгородэнергосбыт». Заключенными между ОАО «Новгородэнерго» (правопредшественник ОАО «МРСК Северо-Запада»), ООО «Новгородэнергосбыт», ОАО «Новгородэнергосбыт», ОАО «Новгородоблкоммунэлектро» 28.11.2007 и между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ООО «Новгородэнергосбыт» 25.03.2013 Соглашениями об информационном обмене в рамках процедуры учета, порядка расчета и согласования количества переданной (полученной) электроэнергии не регламентирован обмен документами, предусмотренными договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимыми для установления соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка.
В настоящее время ОАО «МРСК Северо-Запада» проводит все необходимые работы по приведению системы коммерческого учета по группе точек поставки PNOVGORE в соответствие требованиям «Правил и регламентов оптового рынка электроэнергии» для получения акта соответствия системы АИИС техническим требованиям класса «А». После получения акта соответствия системы АИИС техническим требованиям класса «А» стороной ОАО «МРСК Северо-Запада» у ООО «Новгородэнергосбыт» появляется право согласно пункту 2.7.14.1 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (Приложение « 1.1 к Договору о присоединении к торговой системе ОРЭМ) направить заявление в ОАО «Администратор торговой сети» об оформлении аналогичного «парного» Акта о соответствии системы коммерческого учета электроэнергии техническим требованиям оптового рынка электроэнергии (мощности) в сечении с ОАО «МРСК Северо-Запада» без предоставления каких-либо других документов.
В ходе рассмотрения заявления ООО «Новгородэнергосбыт» установлено следующее.
ООО «Новгородэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Новгородской области в границах балансовой принадлежности сетевой организации ОАО «Новгородоблэлектро» и субъектом оптового рынка электроэнергии и мощности.
В соответствии с пунктом 2.7.12 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (Приложение № 1.1 к Договору присоединения к торговой системе оптового рынка) (далее – Положение) участники оптового рынка электрической энергии и мощности, зарегистрировавшие в установленном порядке группы точек поставки и получившие право участвовать в отношениях по купле-продаже в указанных группах точек поставки, обязаны привести системы коммерческого учета в соответствие с требованиями пункта 23 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, и пункта 2.5 Приложения № 11.1 к настоящему Положению в следующие сроки: до 01.07.2014 получить Акт соответствия АИИС техническим требованиям класса А.
Однако, ни указанное выше Положение, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают обязанность участников оптового рынка электрической энергии и мощности направлять друг другу проектную, рабочую и иную документацию на автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии.
Соглашением об информационном обмене, порядке расчета и согласования почасовых значений сальдо-перетоков по точкам поставки участников оптового рынка электрической энергии от 28.11.2007, заключенным между ОАО «Новгородская энергосбытовая компания», ООО «Новгородская энергосбытовая компания», ОАО «Новгородэнерго» и ОАО «Новгородоблкоммунэлектро» не предусмотрен обмен документацией по АИИС КУЭ.
Не содержит таких положений и Соглашение об информационном обмене, порядке расчета и согласования значений сальдо-перетоков электрической энергии в границах балансовой принадлежности, по точкам поставки в сечении ОАО «МРСК Северо-Запада» - ООО «Новгородэнергосбыт» от 25.03.2013, заключенное между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ООО «Новгородэнергосбыт».
Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу) (п.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30).
Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»).
Контроль за действиями (бездействием) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта осуществляется антимонопольным органом при наличии признаков нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением надлежит иметь в виду, что, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу положений статьи 10 ГК РФ и статьи 10 Закона «О защите конкуренции» для констатации злоупотребления правом реализация доминирующим хозяйствующим субъектом гражданских прав (его действия либо бездействие) в каждом конкретном случае должна подвергаться оценке по критерию допустимости пределов осуществления таких прав, а также по направленности вредных последствий оцениваемых действий (бездействия), то есть совершение их во вред определенному лицу с целью создания выгод для себя или других лиц.
Представленные в антимонопольный орган сведения и информация свидетельствуют о том, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» действовал в допустимых пределах осуществления своих прав, в том числе права собственности на АИИС КУЭ и соответствующие документы.
При таких обстоятельствах рассматриваемые действия не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке.
Таким образом, следует признать отсутствие в действиях филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган
РЕШИЛ:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новгородэнергосбыт» в отношении филиала открытого акционерного общества «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» отказать в связи с отсутствием признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель руководителя
Управления Г.Н. Пашкова
stdClass Object
(
[vid] => 9810
[uid] => 5
[title] => Решение об отказе в зозбуждении дела ООО "Новгородэнергосбыт"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9808
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1378972272
[changed] => 1378972330
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1378972330
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Общество с ограниченной
ответственностью
«Новгородэнергосбыт»
ул. Великая, д.13,
Великий Новгород, 173001
Исходящий № 4372/02 от 11.09.2013
РЕШЕНИЕ
об отказе в возбуждении дела
11 сентября 2013 года Великий Новгород
Новгородским УФАС России (далее – Управление) рассмотрено заявление общества с ограниченной ответственностью «Новгородэнергосбыт» (далее – ООО «Новгородэнергосбыт») по вопросу создания препятствий филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» для ООО «Новгородэнергосбыт» в использовании преимущества автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии класса «А».
В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом
УСТАНОВЛЕНО:
ООО «Новгородэнергосбыт» 28.06.2013 обратилось в Управление с заявлением по вопросу злоупотребления филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» своим правом с использованием своего доминирующего положения.
Из заявления усматривается, что с 06.10.2006 ООО «Новгородэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Новгородской области в границах балансовой принадлежности сетевой организации ОАО «Новгородоблэлектро» и с 15.11.2007 - субъектом оптового рынка электроэнергии и мощности (далее – ОРЭМ). Согласно п.2.2.12.1 Положения о порядке получения статуса субъекта ОРЭМ (приложение № 1.1 к Договору о присоединении к торговой системе ОРЭМ) участники ОРЭМ обязаны привести автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии (далее – АИИС КУЭ) в соответствие классу «С» - до 01.04.2012, классу «В» - до 01.07.2013, классу «А» - до 01.07.2014. Согласно статье 33 Положения о применении санкций на ОРЭМ (Приложение № 21 к Договору о присоединении к торговой системе ОРЭМ) отсутствие на каждую контрольную дату класса соответствия АИИС КУЭ влечет наложение штрафа в размере 750 000 руб., а после 01.07.2014 – лишение статуса субъекта ОРЭМ.
По решению комитета по ценовой и тарифной политике области АИИС КУЭ для нужд ООО «Новгородэнергосбыт» была построена и должна содержаться в рабочем состоянии филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» на средства, заложенные для этих целей в тарифах на передачу электроэнергии. С момента выхода ООО «Новгородэнергосбыт» на оптовый рынок электроэнергии и мощности для учета электрической энергии используется АИИС КУЭ филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» на основании Соглашения об информационном обмене от 28.11.2007.
ООО «Новгородэнергосбыт» выполняет комплекс работ для получения акта соответствия АИИС КУЭ класса «А», для чего требуется проектная и рабочая документация на АИИС КУЭ, свидетельства о поверке приборов учета и измерительных трансформаторов, паспорта-протоколы на информационно-измерительные комплексы, проведение метрологической поверки системы ААИС КУЭ филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» в сечении с ОАО «Новгородоблэлектро».
Для получения вышеперечисленной документации и поверки системы заявителем и его сетевой организацией ОАО «Новгородоблэлектро» были направлены соответствующие запросы в филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго». Филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» в предоставлении документов отказал, мотивировав это тем, что действующим соглашением об информационном обмене от 28.11.2007 не предусмотрена передача запрашиваемой информации.
Неисполнение обязательств со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» создает условия для лишения ООО «Новгородэнергосбыт» с 01.07.2014 статуса субъекта ОРЭМ, а, следовательно, и статуса гарантирующего поставщика электроэнергии. Зона деятельности ООО «Новгородэнергосбыт» как гарантирующего поставщика перейдет к ОАО «МРСК Северо-Запада», что приведет к тому, что последний станет единственным гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Новгородской области, за исключением электроснабжения для нужд Министерства обороны РФ. Создание препятствий для ООО «Новгородэнергосбыт» в использовании АИИС КУЭ филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» не позволяет ООО «Новгородэнергосбыт» использовать преимущества АИИС КУЭ класса «А» для получения наиболее точных данных о почасовом потреблении электроэнергии.
ООО «Новгородэнергосбыт» считает, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго», используя свое доминирующее положение на рынке злоупотребляет своими правами, а также нарушает условия Соглашения об информационном обмене.
Из письма филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» от 24.07.2013 № 20-00-06-3614 следует, что ОАО «МРСК Северо-Запада» на праве собственности принадлежит АИИС КУЭ. В настоящее время ОАО «Новгородоблэлектро» использует АИИС КУЭ ОАО «МРСК Северо-Запада». Для установления соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям оптового рынка электроэнергии (мощности) ООО «Новгородэнергосбыт» должно представить в ОАО «Администратор торговой системы» соответствующий комплект документов. Документ, регулирующий правоотношения между ООО «Новгородэнергосбыт» и ОАО «МРСК Северо-Запада» в части обмена соответствующими документами по АИИС КУЭ, на сегодняшний день отсутствует. Предложение ОАО «МРСК Северо-Запада» о заключении соответствующего договора осталось без ответа со стороны ООО «Новгородэнергосбыт». Заключенными между ОАО «Новгородэнерго» (правопредшественник ОАО «МРСК Северо-Запада»), ООО «Новгородэнергосбыт», ОАО «Новгородэнергосбыт», ОАО «Новгородоблкоммунэлектро» 28.11.2007 и между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ООО «Новгородэнергосбыт» 25.03.2013 Соглашениями об информационном обмене в рамках процедуры учета, порядка расчета и согласования количества переданной (полученной) электроэнергии не регламентирован обмен документами, предусмотренными договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимыми для установления соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка.
В настоящее время ОАО «МРСК Северо-Запада» проводит все необходимые работы по приведению системы коммерческого учета по группе точек поставки PNOVGORE в соответствие требованиям «Правил и регламентов оптового рынка электроэнергии» для получения акта соответствия системы АИИС техническим требованиям класса «А». После получения акта соответствия системы АИИС техническим требованиям класса «А» стороной ОАО «МРСК Северо-Запада» у ООО «Новгородэнергосбыт» появляется право согласно пункту 2.7.14.1 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (Приложение « 1.1 к Договору о присоединении к торговой системе ОРЭМ) направить заявление в ОАО «Администратор торговой сети» об оформлении аналогичного «парного» Акта о соответствии системы коммерческого учета электроэнергии техническим требованиям оптового рынка электроэнергии (мощности) в сечении с ОАО «МРСК Северо-Запада» без предоставления каких-либо других документов.
В ходе рассмотрения заявления ООО «Новгородэнергосбыт» установлено следующее.
ООО «Новгородэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Новгородской области в границах балансовой принадлежности сетевой организации ОАО «Новгородоблэлектро» и субъектом оптового рынка электроэнергии и мощности.
В соответствии с пунктом 2.7.12 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (Приложение № 1.1 к Договору присоединения к торговой системе оптового рынка) (далее – Положение) участники оптового рынка электрической энергии и мощности, зарегистрировавшие в установленном порядке группы точек поставки и получившие право участвовать в отношениях по купле-продаже в указанных группах точек поставки, обязаны привести системы коммерческого учета в соответствие с требованиями пункта 23 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, и пункта 2.5 Приложения № 11.1 к настоящему Положению в следующие сроки: до 01.07.2014 получить Акт соответствия АИИС техническим требованиям класса А.
Однако, ни указанное выше Положение, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают обязанность участников оптового рынка электрической энергии и мощности направлять друг другу проектную, рабочую и иную документацию на автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии.
Соглашением об информационном обмене, порядке расчета и согласования почасовых значений сальдо-перетоков по точкам поставки участников оптового рынка электрической энергии от 28.11.2007, заключенным между ОАО «Новгородская энергосбытовая компания», ООО «Новгородская энергосбытовая компания», ОАО «Новгородэнерго» и ОАО «Новгородоблкоммунэлектро» не предусмотрен обмен документацией по АИИС КУЭ.
Не содержит таких положений и Соглашение об информационном обмене, порядке расчета и согласования значений сальдо-перетоков электрической энергии в границах балансовой принадлежности, по точкам поставки в сечении ОАО «МРСК Северо-Запада» - ООО «Новгородэнергосбыт» от 25.03.2013, заключенное между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ООО «Новгородэнергосбыт».
Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу) (п.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30).
Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»).
Контроль за действиями (бездействием) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта осуществляется антимонопольным органом при наличии признаков нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением надлежит иметь в виду, что, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу положений статьи 10 ГК РФ и статьи 10 Закона «О защите конкуренции» для констатации злоупотребления правом реализация доминирующим хозяйствующим субъектом гражданских прав (его действия либо бездействие) в каждом конкретном случае должна подвергаться оценке по критерию допустимости пределов осуществления таких прав, а также по направленности вредных последствий оцениваемых действий (бездействия), то есть совершение их во вред определенному лицу с целью создания выгод для себя или других лиц.
Представленные в антимонопольный орган сведения и информация свидетельствуют о том, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» действовал в допустимых пределах осуществления своих прав, в том числе права собственности на АИИС КУЭ и соответствующие документы.
При таких обстоятельствах рассматриваемые действия не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке.
Таким образом, следует признать отсутствие в действиях филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган
РЕШИЛ:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новгородэнергосбыт» в отношении филиала открытого акционерного общества «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» отказать в связи с отсутствием признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель руководителя
Управления Г.Н. Пашкова
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Общество с ограниченной
ответственностью
«Новгородэнергосбыт»
ул. Великая, д.13,
Великий Новгород, 173001
Исходящий № 4372/02 от 11.09.2013
РЕШЕНИЕ
об отказе в возбуждении дела
11 сентября 2013 года Великий Новгород
Новгородским УФАС России (далее – Управление) рассмотрено заявление общества с ограниченной ответственностью «Новгородэнергосбыт» (далее – ООО «Новгородэнергосбыт») по вопросу создания препятствий филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» для ООО «Новгородэнергосбыт» в использовании преимущества автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии класса «А».
В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом
УСТАНОВЛЕНО:
ООО «Новгородэнергосбыт» 28.06.2013 обратилось в Управление с заявлением по вопросу злоупотребления филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» своим правом с использованием своего доминирующего положения.
Из заявления усматривается, что с 06.10.2006 ООО «Новгородэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Новгородской области в границах балансовой принадлежности сетевой организации ОАО «Новгородоблэлектро» и с 15.11.2007 - субъектом оптового рынка электроэнергии и мощности (далее – ОРЭМ). Согласно п.2.2.12.1 Положения о порядке получения статуса субъекта ОРЭМ (приложение № 1.1 к Договору о присоединении к торговой системе ОРЭМ) участники ОРЭМ обязаны привести автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии (далее – АИИС КУЭ) в соответствие классу «С» - до 01.04.2012, классу «В» - до 01.07.2013, классу «А» - до 01.07.2014. Согласно статье 33 Положения о применении санкций на ОРЭМ (Приложение № 21 к Договору о присоединении к торговой системе ОРЭМ) отсутствие на каждую контрольную дату класса соответствия АИИС КУЭ влечет наложение штрафа в размере 750 000 руб., а после 01.07.2014 – лишение статуса субъекта ОРЭМ.
По решению комитета по ценовой и тарифной политике области АИИС КУЭ для нужд ООО «Новгородэнергосбыт» была построена и должна содержаться в рабочем состоянии филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» на средства, заложенные для этих целей в тарифах на передачу электроэнергии. С момента выхода ООО «Новгородэнергосбыт» на оптовый рынок электроэнергии и мощности для учета электрической энергии используется АИИС КУЭ филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» на основании Соглашения об информационном обмене от 28.11.2007.
ООО «Новгородэнергосбыт» выполняет комплекс работ для получения акта соответствия АИИС КУЭ класса «А», для чего требуется проектная и рабочая документация на АИИС КУЭ, свидетельства о поверке приборов учета и измерительных трансформаторов, паспорта-протоколы на информационно-измерительные комплексы, проведение метрологической поверки системы ААИС КУЭ филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» в сечении с ОАО «Новгородоблэлектро».
Для получения вышеперечисленной документации и поверки системы заявителем и его сетевой организацией ОАО «Новгородоблэлектро» были направлены соответствующие запросы в филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго». Филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» в предоставлении документов отказал, мотивировав это тем, что действующим соглашением об информационном обмене от 28.11.2007 не предусмотрена передача запрашиваемой информации.
Неисполнение обязательств со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» создает условия для лишения ООО «Новгородэнергосбыт» с 01.07.2014 статуса субъекта ОРЭМ, а, следовательно, и статуса гарантирующего поставщика электроэнергии. Зона деятельности ООО «Новгородэнергосбыт» как гарантирующего поставщика перейдет к ОАО «МРСК Северо-Запада», что приведет к тому, что последний станет единственным гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Новгородской области, за исключением электроснабжения для нужд Министерства обороны РФ. Создание препятствий для ООО «Новгородэнергосбыт» в использовании АИИС КУЭ филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» не позволяет ООО «Новгородэнергосбыт» использовать преимущества АИИС КУЭ класса «А» для получения наиболее точных данных о почасовом потреблении электроэнергии.
ООО «Новгородэнергосбыт» считает, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго», используя свое доминирующее положение на рынке злоупотребляет своими правами, а также нарушает условия Соглашения об информационном обмене.
Из письма филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» от 24.07.2013 № 20-00-06-3614 следует, что ОАО «МРСК Северо-Запада» на праве собственности принадлежит АИИС КУЭ. В настоящее время ОАО «Новгородоблэлектро» использует АИИС КУЭ ОАО «МРСК Северо-Запада». Для установления соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям оптового рынка электроэнергии (мощности) ООО «Новгородэнергосбыт» должно представить в ОАО «Администратор торговой системы» соответствующий комплект документов. Документ, регулирующий правоотношения между ООО «Новгородэнергосбыт» и ОАО «МРСК Северо-Запада» в части обмена соответствующими документами по АИИС КУЭ, на сегодняшний день отсутствует. Предложение ОАО «МРСК Северо-Запада» о заключении соответствующего договора осталось без ответа со стороны ООО «Новгородэнергосбыт». Заключенными между ОАО «Новгородэнерго» (правопредшественник ОАО «МРСК Северо-Запада»), ООО «Новгородэнергосбыт», ОАО «Новгородэнергосбыт», ОАО «Новгородоблкоммунэлектро» 28.11.2007 и между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ООО «Новгородэнергосбыт» 25.03.2013 Соглашениями об информационном обмене в рамках процедуры учета, порядка расчета и согласования количества переданной (полученной) электроэнергии не регламентирован обмен документами, предусмотренными договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимыми для установления соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка.
В настоящее время ОАО «МРСК Северо-Запада» проводит все необходимые работы по приведению системы коммерческого учета по группе точек поставки PNOVGORE в соответствие требованиям «Правил и регламентов оптового рынка электроэнергии» для получения акта соответствия системы АИИС техническим требованиям класса «А». После получения акта соответствия системы АИИС техническим требованиям класса «А» стороной ОАО «МРСК Северо-Запада» у ООО «Новгородэнергосбыт» появляется право согласно пункту 2.7.14.1 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (Приложение « 1.1 к Договору о присоединении к торговой системе ОРЭМ) направить заявление в ОАО «Администратор торговой сети» об оформлении аналогичного «парного» Акта о соответствии системы коммерческого учета электроэнергии техническим требованиям оптового рынка электроэнергии (мощности) в сечении с ОАО «МРСК Северо-Запада» без предоставления каких-либо других документов.
В ходе рассмотрения заявления ООО «Новгородэнергосбыт» установлено следующее.
ООО «Новгородэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Новгородской области в границах балансовой принадлежности сетевой организации ОАО «Новгородоблэлектро» и субъектом оптового рынка электроэнергии и мощности.
В соответствии с пунктом 2.7.12 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (Приложение № 1.1 к Договору присоединения к торговой системе оптового рынка) (далее – Положение) участники оптового рынка электрической энергии и мощности, зарегистрировавшие в установленном порядке группы точек поставки и получившие право участвовать в отношениях по купле-продаже в указанных группах точек поставки, обязаны привести системы коммерческого учета в соответствие с требованиями пункта 23 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, и пункта 2.5 Приложения № 11.1 к настоящему Положению в следующие сроки: до 01.07.2014 получить Акт соответствия АИИС техническим требованиям класса А.
Однако, ни указанное выше Положение, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают обязанность участников оптового рынка электрической энергии и мощности направлять друг другу проектную, рабочую и иную документацию на автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии.
Соглашением об информационном обмене, порядке расчета и согласования почасовых значений сальдо-перетоков по точкам поставки участников оптового рынка электрической энергии от 28.11.2007, заключенным между ОАО «Новгородская энергосбытовая компания», ООО «Новгородская энергосбытовая компания», ОАО «Новгородэнерго» и ОАО «Новгородоблкоммунэлектро» не предусмотрен обмен документацией по АИИС КУЭ.
Не содержит таких положений и Соглашение об информационном обмене, порядке расчета и согласования значений сальдо-перетоков электрической энергии в границах балансовой принадлежности, по точкам поставки в сечении ОАО «МРСК Северо-Запада» - ООО «Новгородэнергосбыт» от 25.03.2013, заключенное между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ООО «Новгородэнергосбыт».
Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу) (п.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30).
Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»).
Контроль за действиями (бездействием) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта осуществляется антимонопольным органом при наличии признаков нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением надлежит иметь в виду, что, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу положений статьи 10 ГК РФ и статьи 10 Закона «О защите конкуренции» для констатации злоупотребления правом реализация доминирующим хозяйствующим субъектом гражданских прав (его действия либо бездействие) в каждом конкретном случае должна подвергаться оценке по критерию допустимости пределов осуществления таких прав, а также по направленности вредных последствий оцениваемых действий (бездействия), то есть совершение их во вред определенному лицу с целью создания выгод для себя или других лиц.
Представленные в антимонопольный орган сведения и информация свидетельствуют о том, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» действовал в допустимых пределах осуществления своих прав, в том числе права собственности на АИИС КУЭ и соответствующие документы.
При таких обстоятельствах рассматриваемые действия не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке.
Таким образом, следует признать отсутствие в действиях филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган
РЕШИЛ:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новгородэнергосбыт» в отношении филиала открытого акционерного общества «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» отказать в связи с отсутствием признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель руководителя
Управления Г.Н. Пашкова
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 4372/02
[format] =>
[safe_value] => 4372/02
)
)
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => б/н
[format] =>
[safe_value] => б/н
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Новгородским УФАС России рассмотрено заявление общества с ограниченной ответственностью «Новгородэнергосбыт» по вопросу создания препятствий филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» для ООО «Новгородэнергосбыт» в использовании преимущества автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии класса «А».
[format] => full_html
[safe_value] =>
Новгородским УФАС России рассмотрено заявление общества с ограниченной ответственностью «Новгородэнергосбыт» по вопросу создания препятствий филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» для ООО «Новгородэнергосбыт» в использовании преимущества автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии класса «А».
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
Куратор направления: Аванесян Мигель Вячеславович, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля
Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."
Борьба с картелями
Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"
Журнал "Конкуренция и рынок"
Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»
см. также:
Форма № 1-МОН
Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН
[format] => full_html
[weight] => 14
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 1
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 1
[vid] => 6
[name] => Электроэнергетика
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 9
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-09-12 07:48:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-09-11 07:48:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1378972272
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Новгородское УФАС России
)