Решение по делу № 61 от 19.09.2011

Номер дела: 61
Дата публикации: 6 июня 2013, 09:55

Генеральному директору

ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород»

Белову А.А.

ул. Загородная, д. 2, корп. 2,

Великий Новгород, 173015

 

Управляющей филиалом-трестом «Боровичимежрайгаз»

ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород»

Васильеву Ю.Г.

ул. Транзитная, д. 18,  г. Боровичи,

Новгородская обл.,174406

 

Гражданину Б.

(по доверенности 13.05.2011

 № 53 А.А. 0052449)

 

Заместителю руководителя

Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

О.В. Роговцову

ул. Германа, д. 25,

Великий Новгород, 173003

 

Исходящий № 2715/02 от 06.06.2013

                                                           РЕШЕНИЕ                                                                                                                                                             

                                                                                          Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 4 июня 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 6  июня   2013  года.

 

Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Управление)  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Виниченко О.С.  – руководитель Управления, председатель Комиссии,

члены Комиссии:

Иванова В.В.. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

Попович Л.И   – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

при участии представителей ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» Горшковой Э.А., действующей на основании доверенности от 28.05.2012  № 15/2211, Иванова М.В., действующего   основании доверенности от 21.05.2012  № 15/2119,

рассмотрев дело № 61 от 19.09.2011, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Новгородское УФАС России от Б. - представителя гражданина П. (далее – Заявитель) поступило заявление от 21.06.2011 вх. № 3871 на действия филиала ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Боровичи (далее – Общество) при газификации частного дома по ул. Гончарная, г. Боровичи.

Заявитель  обратился с жалобой, в том числе, на навязывание ему Обществом ненужных услуг по техническому надзору за строительством подземного газопровода-ввода, фасадного, внутридомового газопровода, монтажом газового оборудования для обеспечения газом индивидуального жилого дома. Общество требует от заявителя заключить договор на технический надзор и оплатить цену договора в размере 4 580 рублей. При этом работы по проектированию и монтажу производились не силами Общества, а ООО «Боровичигазстрой».

Из указанного заявления следует, что П. не согласен  оплачивать ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» работы по техническому надзору, техническому обслуживанию наружного газопровода и первичному пуску домового регулятора. По мнению заявителя, ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» указанные работы не выполняло и,  используя свое доминирующее положение на рынке, навязывает условия невыгодные контрагенту, предъявляет к оплате те работы, которые уже включены в тариф на транспортировку природного газа, чем нарушает пункты 3 и 10 части 1 статьи  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции). Заявитель также не согласен с суммой, выставленной Обществом за выполнение врезки и пуско-наладочные работы согласно договору № 441Б от 03.09.2010.

На основании указанного заявления Управлением  возбуждено дело в отношении ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции. К рассмотрению дела в качестве лица располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах привлечено Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Представитель П. на рассмотрении дела подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в заявлении, пояснив, что Общество,   злоупотребляя своим доминирующим положением, совершает действия, противоречащие части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договору (п. 3 ч.1 ст. 10 указанного закона).

Из пояснений  представителей Общества, данных в ходе рассмотрения дела, и представленных ранее по запросам Управления, следует:

Тарифы на подключение не утверждены, подключение производится  бесплатно. Врезка и пуско-наладочные работы - это техническое присоединение, выполняется по отдельному договору

Общество обязательность заключения договора по техническому (строительному) надзору объясняет тем, что услуги по техническому надзору осуществляются эксплуатационной организацией, ссылаясь на пункт 3.1.4 ПБ 12-529-03 и пункт 5.3 ОСТ 153-39.3-051-2003.

Согласно пункту 3.1.4 ПБ 12-529-03, строительство систем газораспределения и газопотребления должно выполняться по утвержденным проектам. За качеством строительства заказчиком организуется технический надзор.

Пунктом 5.3 ОСТ 153-39.3-051-20035.3 предусмотрено, что при осуществлении технического надзора за строительством заказчиком эксплуатационная организация производит контроль качества строительно-монтажных работ в объеме, предусмотренном СНиП 42-01.

Договор на технический надзор  П. не подписан. Работы по данному договору  выполнены, что подтверждается актами, в которых имеется подпись П.

Строительный контроль должен быть осуществлен, поскольку данный объект является источником повышенной опасности.

Неоплата  работ по техническому (строительному) надзору не является причиной отказа пуска  газа. Заказчик оплатит  работы по пуску домового регулятора согласно договора  от 11.04.2011 № 94 Б,  и газ будет пущен.

На техническое обслуживание заключен договор, переписки не было. Техническое обслуживание выполняется периодически согласно графика,  но не реже одного раза в 3 года.

Представитель Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. подтвердил, что в соответствии с п. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ  должен осуществляться строительный контроль, и ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» может осуществлять строительный контроль.

Комиссия, исследовав имеющиеся в деле материалы и заслушав пояснения  лиц, участвующих в рассмотрении  дела, установила следующее.

ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг по транспортировке природного газа, приказом Новгородского УФАС России от 22.03.2005 N 36 ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород»  включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на товарном рынке услуг по транспортировке природного газа, на территории Новгородской области, охваченной присоединенными сетями,  с  долей  более 65 процентов.

ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» состоит в реестре субъектов естественных монополий  (рег. № 53.2.1 дата включения 14.11.1997), который ведет Федеральная служба по тарифам, по виду деятельности: транспортировка газа по трубопроводам.

Услуга по осуществлению ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» мероприятий по технологическому присоединению к газовым  сетям в отрыве от услуги по транспортировке природного газа, оказываемой Обществом, самостоятельного значения не имеет.

При этом данная услуга может быть оказана только ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» к газовым сетям которого заявитель намерен подключить принадлежащие ему газопотребляющие устройства.

Согласно статье 4 Закона о конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Транспортировка природного газа неразрывно связана с технологическим присоединением к газовым сетям, мероприятия по технологическому присоединению к действующему газопроводу осуществляются непосредственно с целью последующей транспортировки природного газа для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по транспортировке природного газа).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка транспортировки природного газа, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Работы по технологическому присоединению газопотребляющих устройств к действующему газопроводу может выполнять только эксплуатационная газораспределительная организация (ГРО) – собственник сети (раздел 1 «Общие положения» ПБ 12-529-03, п. 6.2.1 ОСТ 153-39.3-051-2003).

Следовательно,  единственным исполнителем указанных работ на территории Новгородской  области является  ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород».

Техническое обслуживание осуществляется  на основании подпункта «к» п.21 и иных требований Правил поставки газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.08.2008 г. № 549, а также Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. № 9 (ПБ 12-529-03), Стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», утвержденного приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 г. № 259.

На основании требований ПБ 12-529-03 (п.5.1.1) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания  и ремонта. Поскольку собственником сети является ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород», следовательно техническое обслуживание должно осуществлять ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закон о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Предметом договора от 03.09.20010 № 441 Б является оказание услуг по врезке вновь построенного газопровода среднего давления в действующий  и пуску газа в газопровод среднего давления до домового регулятора давления.

Государственное регулирование цен  (тарифов) распространяется на ограниченный перечень товаров (услуг), установленный Федеральным законодательством. Согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» работы  по врезке вновь построенного газопровода среднего давления в действующий газопровод не включены  в перечень работ (услуг), тарифы по которым подлежат государственному регулированию. Указанное подтверждается и ответом Комитета по ценовой и тарифной политике области на запрос Управления (письмо от 30.06.2011 исх. № 1224).

Соответственно, тарифы на эти работы (услуги) устанавливаются исходя из фактических обоснованных затрат с учетом рентабельности.

При формировании стоимости вышеуказанных услуг  Общество руководствуется «Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанным «Гипрониигаз» и утвержденным ОАО «Росгазификация» 20.06.2003.

Состав исполнителей и нормы времени на выполнение работ по врезке газопровода применяются в соответствии с прейскурантом, «Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ-12-529-03. и «Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций».

Для понижения давления со среднего до низкого предусмотрена установка домового регулятора давления (п. 6.1 СНиП 42-01-2002 и п. 5.6.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ-12-529-03). Стоимость услуг по первичному пуску домового регулятора предусматривается отдельным договором. В связи с чем  П. было предложено заключить договор № 94 Б от 11.04.2011 на данный вид услуг.

В соответствии с абзацем 2 п.10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83 (далее – Правила подключения) работы по присоединению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение.

Договор  № 441 Б от 03.09.2010  на врезку и пусконаладочные работы является договором на выполнение работ по присоединению вновь построенного газопровода к газораспределительной  сети, находящейся на балансе Общества, является договором подряда (ст. 702 ГК  РФ).

Кроме того, Боровичским районным судом Новгородской области от 22.11.2012, вступившим  в законную силу (далее – решение Суда), установлено,  что П. был ознакомлен с условиями договора до его подписания, подписал и оплатил добровольно, претензий не предъявил.  Договорные обязательства выполнены обеими сторонами. Замечаний к качеству работ со стороны Заказчика не было. Работы Обществом были выполнены 22.09.2010 (стр. 6  решения Суда).

В соответствии с разделом 5 Стандартов отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 27.2003 г. № 259 (далее - Стандарты отрасли) за строительством объектов газораспределительных систем осуществляется технический надзор.

В соответствии с п.5.3 указанных Стандартов отрасли, при осуществлении технического надзора за строительством заказчиком, эксплуатационная организация производит контроль качества строительно-монтажных работ в объеме предусмотренном СНиП 42-01.

На момент осуществления технического надзора Филиалом ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Боровичи за строительством газопровода ООО «Боровичигазстрой»  П., действовали Строительные нормы и правила СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», принятые постановлением Госстроя РФ от 23.12.2002 г. № 163. Контроль за строительством и приемка выполненных работ регламентированы разделом 10 указанного СНиП.

В разделе 3 Стандартов отрасли дано понятие эксплуатационной организацией, в соответствии с которым эксплуатационной организацией является только специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, газового оборудования зданий (ГРО, организация - собственник, арендатор объекта газораспределительной системы). Кроме этого, понятие эксплуатационной организации газораспределительной сети дано в п.3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», а также в п.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003  № 9 «Об утверждении Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», в соответствии с которыми эксплуатационная организация газораспределительной сети - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация – собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией – собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Таким образом, в соответствии с требованиями п.5.3 Стандартов отрасли, технический надзор за строительством газопровода осуществлялся ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород», являющимся эксплуатационной организацией в силу указанных выше нормативных правовых актов.

Следовательно, требование ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» о заключении договора на технический надзор является правомерным, что также подтверждено выводами Суда (стр. 8 – 10  решения Суда).

Договор на техническое обслуживание (№ 3730/2836 от 30.09.2009) заключается на основании подпункта «к» п.21 и иных требований Правил поставки газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.08.2008 г. № 549, а также Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. № 9 (ПБ 12-529-03), Стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», утвержденного приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 г. № 259.

Наличие договора на техническое обслуживание  внутридомового газового оборудования (далее - ТО ВДГО) является одним из условий для заключения договора на поставку природного газа, отсутствие договора на ТО ВДГО влечет за собой согласно Правил отказ  в заключении договора или приостановку поставки природного газа (стр. 7 решения Суда).

Согласно ст. 426, 428 ГК РФ договор на ТО ВДГО является публичным. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного. договора  устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (стр. 7 решения Суда).

Оснований для признания условий договора на техническое обслуживание от 30.09.2009   № 3730/2836  ничтожными и не подлежащими исполнению в части отдельного ценообразования услуг и требования ежемесячной оплаты, предполагаемых в будущем работ не установлено (стр. 8 решения Суда).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 61 о нарушении части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в отношении ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в  действиях ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород».

Председатель Комиссии  О.С. Виниченко

Члены Комиссии               В.В. Иванова                                                                                                   

                                         Л.И. Попович

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1-2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9159 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 61 от 19.09.2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9157 [type] => solution [language] => ru [created] => 1370498379 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Генеральному директору

ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород»

Белову А.А.

ул. Загородная, д. 2, корп. 2,

Великий Новгород, 173015

 

Управляющей филиалом-трестом «Боровичимежрайгаз»

ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород»

Васильеву Ю.Г.

ул. Транзитная, д. 18,  г. Боровичи,

Новгородская обл.,174406

 

Гражданину Б.

(по доверенности 13.05.2011

 № 53 А.А. 0052449)

 

Заместителю руководителя

Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

О.В. Роговцову

ул. Германа, д. 25,

Великий Новгород, 173003

 

Исходящий № 2715/02 от 06.06.2013

                                                           РЕШЕНИЕ                                                                                                                                                             

                                                                                          Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 4 июня 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 6  июня   2013  года.

 

Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Управление)  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Виниченко О.С.  – руководитель Управления, председатель Комиссии,

члены Комиссии:

Иванова В.В.. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

Попович Л.И   – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

при участии представителей ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» Горшковой Э.А., действующей на основании доверенности от 28.05.2012  № 15/2211, Иванова М.В., действующего   основании доверенности от 21.05.2012  № 15/2119,

рассмотрев дело № 61 от 19.09.2011, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Новгородское УФАС России от Б. - представителя гражданина П. (далее – Заявитель) поступило заявление от 21.06.2011 вх. № 3871 на действия филиала ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Боровичи (далее – Общество) при газификации частного дома по ул. Гончарная, г. Боровичи.

Заявитель  обратился с жалобой, в том числе, на навязывание ему Обществом ненужных услуг по техническому надзору за строительством подземного газопровода-ввода, фасадного, внутридомового газопровода, монтажом газового оборудования для обеспечения газом индивидуального жилого дома. Общество требует от заявителя заключить договор на технический надзор и оплатить цену договора в размере 4 580 рублей. При этом работы по проектированию и монтажу производились не силами Общества, а ООО «Боровичигазстрой».

Из указанного заявления следует, что П. не согласен  оплачивать ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» работы по техническому надзору, техническому обслуживанию наружного газопровода и первичному пуску домового регулятора. По мнению заявителя, ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» указанные работы не выполняло и,  используя свое доминирующее положение на рынке, навязывает условия невыгодные контрагенту, предъявляет к оплате те работы, которые уже включены в тариф на транспортировку природного газа, чем нарушает пункты 3 и 10 части 1 статьи  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции). Заявитель также не согласен с суммой, выставленной Обществом за выполнение врезки и пуско-наладочные работы согласно договору № 441Б от 03.09.2010.

На основании указанного заявления Управлением  возбуждено дело в отношении ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции. К рассмотрению дела в качестве лица располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах привлечено Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Представитель П. на рассмотрении дела подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в заявлении, пояснив, что Общество,   злоупотребляя своим доминирующим положением, совершает действия, противоречащие части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договору (п. 3 ч.1 ст. 10 указанного закона).

Из пояснений  представителей Общества, данных в ходе рассмотрения дела, и представленных ранее по запросам Управления, следует:

Тарифы на подключение не утверждены, подключение производится  бесплатно. Врезка и пуско-наладочные работы - это техническое присоединение, выполняется по отдельному договору

Общество обязательность заключения договора по техническому (строительному) надзору объясняет тем, что услуги по техническому надзору осуществляются эксплуатационной организацией, ссылаясь на пункт 3.1.4 ПБ 12-529-03 и пункт 5.3 ОСТ 153-39.3-051-2003.

Согласно пункту 3.1.4 ПБ 12-529-03, строительство систем газораспределения и газопотребления должно выполняться по утвержденным проектам. За качеством строительства заказчиком организуется технический надзор.

Пунктом 5.3 ОСТ 153-39.3-051-20035.3 предусмотрено, что при осуществлении технического надзора за строительством заказчиком эксплуатационная организация производит контроль качества строительно-монтажных работ в объеме, предусмотренном СНиП 42-01.

Договор на технический надзор  П. не подписан. Работы по данному договору  выполнены, что подтверждается актами, в которых имеется подпись П.

Строительный контроль должен быть осуществлен, поскольку данный объект является источником повышенной опасности.

Неоплата  работ по техническому (строительному) надзору не является причиной отказа пуска  газа. Заказчик оплатит  работы по пуску домового регулятора согласно договора  от 11.04.2011 № 94 Б,  и газ будет пущен.

На техническое обслуживание заключен договор, переписки не было. Техническое обслуживание выполняется периодически согласно графика,  но не реже одного раза в 3 года.

Представитель Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. подтвердил, что в соответствии с п. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ  должен осуществляться строительный контроль, и ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» может осуществлять строительный контроль.

Комиссия, исследовав имеющиеся в деле материалы и заслушав пояснения  лиц, участвующих в рассмотрении  дела, установила следующее.

ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг по транспортировке природного газа, приказом Новгородского УФАС России от 22.03.2005 N 36 ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород»  включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на товарном рынке услуг по транспортировке природного газа, на территории Новгородской области, охваченной присоединенными сетями,  с  долей  более 65 процентов.

ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» состоит в реестре субъектов естественных монополий  (рег. № 53.2.1 дата включения 14.11.1997), который ведет Федеральная служба по тарифам, по виду деятельности: транспортировка газа по трубопроводам.

Услуга по осуществлению ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» мероприятий по технологическому присоединению к газовым  сетям в отрыве от услуги по транспортировке природного газа, оказываемой Обществом, самостоятельного значения не имеет.

При этом данная услуга может быть оказана только ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» к газовым сетям которого заявитель намерен подключить принадлежащие ему газопотребляющие устройства.

Согласно статье 4 Закона о конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Транспортировка природного газа неразрывно связана с технологическим присоединением к газовым сетям, мероприятия по технологическому присоединению к действующему газопроводу осуществляются непосредственно с целью последующей транспортировки природного газа для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по транспортировке природного газа).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка транспортировки природного газа, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Работы по технологическому присоединению газопотребляющих устройств к действующему газопроводу может выполнять только эксплуатационная газораспределительная организация (ГРО) – собственник сети (раздел 1 «Общие положения» ПБ 12-529-03, п. 6.2.1 ОСТ 153-39.3-051-2003).

Следовательно,  единственным исполнителем указанных работ на территории Новгородской  области является  ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород».

Техническое обслуживание осуществляется  на основании подпункта «к» п.21 и иных требований Правил поставки газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.08.2008 г. № 549, а также Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. № 9 (ПБ 12-529-03), Стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», утвержденного приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 г. № 259.

На основании требований ПБ 12-529-03 (п.5.1.1) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания  и ремонта. Поскольку собственником сети является ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород», следовательно техническое обслуживание должно осуществлять ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закон о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Предметом договора от 03.09.20010 № 441 Б является оказание услуг по врезке вновь построенного газопровода среднего давления в действующий  и пуску газа в газопровод среднего давления до домового регулятора давления.

Государственное регулирование цен  (тарифов) распространяется на ограниченный перечень товаров (услуг), установленный Федеральным законодательством. Согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» работы  по врезке вновь построенного газопровода среднего давления в действующий газопровод не включены  в перечень работ (услуг), тарифы по которым подлежат государственному регулированию. Указанное подтверждается и ответом Комитета по ценовой и тарифной политике области на запрос Управления (письмо от 30.06.2011 исх. № 1224).

Соответственно, тарифы на эти работы (услуги) устанавливаются исходя из фактических обоснованных затрат с учетом рентабельности.

При формировании стоимости вышеуказанных услуг  Общество руководствуется «Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанным «Гипрониигаз» и утвержденным ОАО «Росгазификация» 20.06.2003.

Состав исполнителей и нормы времени на выполнение работ по врезке газопровода применяются в соответствии с прейскурантом, «Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ-12-529-03. и «Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций».

Для понижения давления со среднего до низкого предусмотрена установка домового регулятора давления (п. 6.1 СНиП 42-01-2002 и п. 5.6.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ-12-529-03). Стоимость услуг по первичному пуску домового регулятора предусматривается отдельным договором. В связи с чем  П. было предложено заключить договор № 94 Б от 11.04.2011 на данный вид услуг.

В соответствии с абзацем 2 п.10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83 (далее – Правила подключения) работы по присоединению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение.

Договор  № 441 Б от 03.09.2010  на врезку и пусконаладочные работы является договором на выполнение работ по присоединению вновь построенного газопровода к газораспределительной  сети, находящейся на балансе Общества, является договором подряда (ст. 702 ГК  РФ).

Кроме того, Боровичским районным судом Новгородской области от 22.11.2012, вступившим  в законную силу (далее – решение Суда), установлено,  что П. был ознакомлен с условиями договора до его подписания, подписал и оплатил добровольно, претензий не предъявил.  Договорные обязательства выполнены обеими сторонами. Замечаний к качеству работ со стороны Заказчика не было. Работы Обществом были выполнены 22.09.2010 (стр. 6  решения Суда).

В соответствии с разделом 5 Стандартов отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 27.2003 г. № 259 (далее - Стандарты отрасли) за строительством объектов газораспределительных систем осуществляется технический надзор.

В соответствии с п.5.3 указанных Стандартов отрасли, при осуществлении технического надзора за строительством заказчиком, эксплуатационная организация производит контроль качества строительно-монтажных работ в объеме предусмотренном СНиП 42-01.

На момент осуществления технического надзора Филиалом ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Боровичи за строительством газопровода ООО «Боровичигазстрой»  П., действовали Строительные нормы и правила СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», принятые постановлением Госстроя РФ от 23.12.2002 г. № 163. Контроль за строительством и приемка выполненных работ регламентированы разделом 10 указанного СНиП.

В разделе 3 Стандартов отрасли дано понятие эксплуатационной организацией, в соответствии с которым эксплуатационной организацией является только специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, газового оборудования зданий (ГРО, организация - собственник, арендатор объекта газораспределительной системы). Кроме этого, понятие эксплуатационной организации газораспределительной сети дано в п.3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», а также в п.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003  № 9 «Об утверждении Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», в соответствии с которыми эксплуатационная организация газораспределительной сети - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация – собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией – собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Таким образом, в соответствии с требованиями п.5.3 Стандартов отрасли, технический надзор за строительством газопровода осуществлялся ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород», являющимся эксплуатационной организацией в силу указанных выше нормативных правовых актов.

Следовательно, требование ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» о заключении договора на технический надзор является правомерным, что также подтверждено выводами Суда (стр. 8 – 10  решения Суда).

Договор на техническое обслуживание (№ 3730/2836 от 30.09.2009) заключается на основании подпункта «к» п.21 и иных требований Правил поставки газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.08.2008 г. № 549, а также Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. № 9 (ПБ 12-529-03), Стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», утвержденного приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 г. № 259.

Наличие договора на техническое обслуживание  внутридомового газового оборудования (далее - ТО ВДГО) является одним из условий для заключения договора на поставку природного газа, отсутствие договора на ТО ВДГО влечет за собой согласно Правил отказ  в заключении договора или приостановку поставки природного газа (стр. 7 решения Суда).

Согласно ст. 426, 428 ГК РФ договор на ТО ВДГО является публичным. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного. договора  устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (стр. 7 решения Суда).

Оснований для признания условий договора на техническое обслуживание от 30.09.2009   № 3730/2836  ничтожными и не подлежащими исполнению в части отдельного ценообразования услуг и требования ежемесячной оплаты, предполагаемых в будущем работ не установлено (стр. 8 решения Суда).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 61 о нарушении части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в отношении ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в  действиях ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород».

Председатель Комиссии  О.С. Виниченко

Члены Комиссии               В.В. Иванова                                                                                                   

                                         Л.И. Попович

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1-2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Генеральному директору

ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород»

Белову А.А.

ул. Загородная, д. 2, корп. 2,

Великий Новгород, 173015

 

Управляющей филиалом-трестом «Боровичимежрайгаз»

ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород»

Васильеву Ю.Г.

ул. Транзитная, д. 18,  г. Боровичи,

Новгородская обл.,174406

 

Гражданину Б.

(по доверенности 13.05.2011

 № 53 А.А. 0052449)

 

Заместителю руководителя

Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

О.В. Роговцову

ул. Германа, д. 25,

Великий Новгород, 173003

 

Исходящий № 2715/02 от 06.06.2013

                                                           РЕШЕНИЕ                                                                                                                                                             

                                                                                          Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 4 июня 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 6  июня   2013  года.

 

Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Управление)  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Виниченко О.С.  – руководитель Управления, председатель Комиссии,

члены Комиссии:

Иванова В.В.. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

Попович Л.И   – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

при участии представителей ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» Горшковой Э.А., действующей на основании доверенности от 28.05.2012  № 15/2211, Иванова М.В., действующего   основании доверенности от 21.05.2012  № 15/2119,

рассмотрев дело № 61 от 19.09.2011, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Новгородское УФАС России от Б. - представителя гражданина П. (далее – Заявитель) поступило заявление от 21.06.2011 вх. № 3871 на действия филиала ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Боровичи (далее – Общество) при газификации частного дома по ул. Гончарная, г. Боровичи.

Заявитель  обратился с жалобой, в том числе, на навязывание ему Обществом ненужных услуг по техническому надзору за строительством подземного газопровода-ввода, фасадного, внутридомового газопровода, монтажом газового оборудования для обеспечения газом индивидуального жилого дома. Общество требует от заявителя заключить договор на технический надзор и оплатить цену договора в размере 4 580 рублей. При этом работы по проектированию и монтажу производились не силами Общества, а ООО «Боровичигазстрой».

Из указанного заявления следует, что П. не согласен  оплачивать ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» работы по техническому надзору, техническому обслуживанию наружного газопровода и первичному пуску домового регулятора. По мнению заявителя, ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» указанные работы не выполняло и,  используя свое доминирующее положение на рынке, навязывает условия невыгодные контрагенту, предъявляет к оплате те работы, которые уже включены в тариф на транспортировку природного газа, чем нарушает пункты 3 и 10 части 1 статьи  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции). Заявитель также не согласен с суммой, выставленной Обществом за выполнение врезки и пуско-наладочные работы согласно договору № 441Б от 03.09.2010.

На основании указанного заявления Управлением  возбуждено дело в отношении ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции. К рассмотрению дела в качестве лица располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах привлечено Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Представитель П. на рассмотрении дела подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в заявлении, пояснив, что Общество,   злоупотребляя своим доминирующим положением, совершает действия, противоречащие части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договору (п. 3 ч.1 ст. 10 указанного закона).

Из пояснений  представителей Общества, данных в ходе рассмотрения дела, и представленных ранее по запросам Управления, следует:

Тарифы на подключение не утверждены, подключение производится  бесплатно. Врезка и пуско-наладочные работы - это техническое присоединение, выполняется по отдельному договору

Общество обязательность заключения договора по техническому (строительному) надзору объясняет тем, что услуги по техническому надзору осуществляются эксплуатационной организацией, ссылаясь на пункт 3.1.4 ПБ 12-529-03 и пункт 5.3 ОСТ 153-39.3-051-2003.

Согласно пункту 3.1.4 ПБ 12-529-03, строительство систем газораспределения и газопотребления должно выполняться по утвержденным проектам. За качеством строительства заказчиком организуется технический надзор.

Пунктом 5.3 ОСТ 153-39.3-051-20035.3 предусмотрено, что при осуществлении технического надзора за строительством заказчиком эксплуатационная организация производит контроль качества строительно-монтажных работ в объеме, предусмотренном СНиП 42-01.

Договор на технический надзор  П. не подписан. Работы по данному договору  выполнены, что подтверждается актами, в которых имеется подпись П.

Строительный контроль должен быть осуществлен, поскольку данный объект является источником повышенной опасности.

Неоплата  работ по техническому (строительному) надзору не является причиной отказа пуска  газа. Заказчик оплатит  работы по пуску домового регулятора согласно договора  от 11.04.2011 № 94 Б,  и газ будет пущен.

На техническое обслуживание заключен договор, переписки не было. Техническое обслуживание выполняется периодически согласно графика,  но не реже одного раза в 3 года.

Представитель Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. подтвердил, что в соответствии с п. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ  должен осуществляться строительный контроль, и ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» может осуществлять строительный контроль.

Комиссия, исследовав имеющиеся в деле материалы и заслушав пояснения  лиц, участвующих в рассмотрении  дела, установила следующее.

ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг по транспортировке природного газа, приказом Новгородского УФАС России от 22.03.2005 N 36 ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород»  включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на товарном рынке услуг по транспортировке природного газа, на территории Новгородской области, охваченной присоединенными сетями,  с  долей  более 65 процентов.

ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» состоит в реестре субъектов естественных монополий  (рег. № 53.2.1 дата включения 14.11.1997), который ведет Федеральная служба по тарифам, по виду деятельности: транспортировка газа по трубопроводам.

Услуга по осуществлению ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» мероприятий по технологическому присоединению к газовым  сетям в отрыве от услуги по транспортировке природного газа, оказываемой Обществом, самостоятельного значения не имеет.

При этом данная услуга может быть оказана только ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» к газовым сетям которого заявитель намерен подключить принадлежащие ему газопотребляющие устройства.

Согласно статье 4 Закона о конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Транспортировка природного газа неразрывно связана с технологическим присоединением к газовым сетям, мероприятия по технологическому присоединению к действующему газопроводу осуществляются непосредственно с целью последующей транспортировки природного газа для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по транспортировке природного газа).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка транспортировки природного газа, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Работы по технологическому присоединению газопотребляющих устройств к действующему газопроводу может выполнять только эксплуатационная газораспределительная организация (ГРО) – собственник сети (раздел 1 «Общие положения» ПБ 12-529-03, п. 6.2.1 ОСТ 153-39.3-051-2003).

Следовательно,  единственным исполнителем указанных работ на территории Новгородской  области является  ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород».

Техническое обслуживание осуществляется  на основании подпункта «к» п.21 и иных требований Правил поставки газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.08.2008 г. № 549, а также Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. № 9 (ПБ 12-529-03), Стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», утвержденного приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 г. № 259.

На основании требований ПБ 12-529-03 (п.5.1.1) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания  и ремонта. Поскольку собственником сети является ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород», следовательно техническое обслуживание должно осуществлять ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закон о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Предметом договора от 03.09.20010 № 441 Б является оказание услуг по врезке вновь построенного газопровода среднего давления в действующий  и пуску газа в газопровод среднего давления до домового регулятора давления.

Государственное регулирование цен  (тарифов) распространяется на ограниченный перечень товаров (услуг), установленный Федеральным законодательством. Согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» работы  по врезке вновь построенного газопровода среднего давления в действующий газопровод не включены  в перечень работ (услуг), тарифы по которым подлежат государственному регулированию. Указанное подтверждается и ответом Комитета по ценовой и тарифной политике области на запрос Управления (письмо от 30.06.2011 исх. № 1224).

Соответственно, тарифы на эти работы (услуги) устанавливаются исходя из фактических обоснованных затрат с учетом рентабельности.

При формировании стоимости вышеуказанных услуг  Общество руководствуется «Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанным «Гипрониигаз» и утвержденным ОАО «Росгазификация» 20.06.2003.

Состав исполнителей и нормы времени на выполнение работ по врезке газопровода применяются в соответствии с прейскурантом, «Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ-12-529-03. и «Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций».

Для понижения давления со среднего до низкого предусмотрена установка домового регулятора давления (п. 6.1 СНиП 42-01-2002 и п. 5.6.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ-12-529-03). Стоимость услуг по первичному пуску домового регулятора предусматривается отдельным договором. В связи с чем  П. было предложено заключить договор № 94 Б от 11.04.2011 на данный вид услуг.

В соответствии с абзацем 2 п.10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83 (далее – Правила подключения) работы по присоединению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение.

Договор  № 441 Б от 03.09.2010  на врезку и пусконаладочные работы является договором на выполнение работ по присоединению вновь построенного газопровода к газораспределительной  сети, находящейся на балансе Общества, является договором подряда (ст. 702 ГК  РФ).

Кроме того, Боровичским районным судом Новгородской области от 22.11.2012, вступившим  в законную силу (далее – решение Суда), установлено,  что П. был ознакомлен с условиями договора до его подписания, подписал и оплатил добровольно, претензий не предъявил.  Договорные обязательства выполнены обеими сторонами. Замечаний к качеству работ со стороны Заказчика не было. Работы Обществом были выполнены 22.09.2010 (стр. 6  решения Суда).

В соответствии с разделом 5 Стандартов отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 27.2003 г. № 259 (далее - Стандарты отрасли) за строительством объектов газораспределительных систем осуществляется технический надзор.

В соответствии с п.5.3 указанных Стандартов отрасли, при осуществлении технического надзора за строительством заказчиком, эксплуатационная организация производит контроль качества строительно-монтажных работ в объеме предусмотренном СНиП 42-01.

На момент осуществления технического надзора Филиалом ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Боровичи за строительством газопровода ООО «Боровичигазстрой»  П., действовали Строительные нормы и правила СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», принятые постановлением Госстроя РФ от 23.12.2002 г. № 163. Контроль за строительством и приемка выполненных работ регламентированы разделом 10 указанного СНиП.

В разделе 3 Стандартов отрасли дано понятие эксплуатационной организацией, в соответствии с которым эксплуатационной организацией является только специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, газового оборудования зданий (ГРО, организация - собственник, арендатор объекта газораспределительной системы). Кроме этого, понятие эксплуатационной организации газораспределительной сети дано в п.3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», а также в п.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003  № 9 «Об утверждении Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», в соответствии с которыми эксплуатационная организация газораспределительной сети - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация – собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией – собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Таким образом, в соответствии с требованиями п.5.3 Стандартов отрасли, технический надзор за строительством газопровода осуществлялся ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород», являющимся эксплуатационной организацией в силу указанных выше нормативных правовых актов.

Следовательно, требование ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» о заключении договора на технический надзор является правомерным, что также подтверждено выводами Суда (стр. 8 – 10  решения Суда).

Договор на техническое обслуживание (№ 3730/2836 от 30.09.2009) заключается на основании подпункта «к» п.21 и иных требований Правил поставки газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.08.2008 г. № 549, а также Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. № 9 (ПБ 12-529-03), Стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», утвержденного приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 г. № 259.

Наличие договора на техническое обслуживание  внутридомового газового оборудования (далее - ТО ВДГО) является одним из условий для заключения договора на поставку природного газа, отсутствие договора на ТО ВДГО влечет за собой согласно Правил отказ  в заключении договора или приостановку поставки природного газа (стр. 7 решения Суда).

Согласно ст. 426, 428 ГК РФ договор на ТО ВДГО является публичным. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного. договора  устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (стр. 7 решения Суда).

Оснований для признания условий договора на техническое обслуживание от 30.09.2009   № 3730/2836  ничтожными и не подлежащими исполнению в части отдельного ценообразования услуг и требования ежемесячной оплаты, предполагаемых в будущем работ не установлено (стр. 8 решения Суда).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 61 о нарушении части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в отношении ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в  действиях ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород».

Председатель Комиссии  О.С. Виниченко

Члены Комиссии               В.В. Иванова                                                                                                   

                                         Л.И. Попович

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1-2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2715/02 [format] => [safe_value] => 2715/02 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 61 [format] => [safe_value] => 61 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Новгородского УФАС России  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 61 от 19.09.2011, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Новгородского УФАС России  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 61 от 19.09.2011, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также  выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

Куратор направления: Аванесян Мигель Вячеславович, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 196 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 196 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 112 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 112 [vid] => 6 [name] => ТЭК [description] => [format] => filtered_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-06 05:55:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-06 05:55:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1370498379 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )