Решение по результатам рассмотрения жалобы участника размещения заказа ООО «МедЛайн»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: № б/н
Дата публикации: 4 июля 2012, 14:29

Исходящий № 2202/03 от 03.07.2012  

РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы  о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов

28 июня 2012 года                                                                                    Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

<…..> – председатель Комиссии, руководитель Управления;

<…..> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

<…..> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,   

в присутствии представителей:

- государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области  – <….> (доверенность № <…> от 26.06.2012), <….> (доверенность № <…> от 26.06.2012), <….> (доверенность №  <….> от 26.06.2012);

- уполномоченного органа – Комитета по управлению государственным имуществом области – главного консультанта управления по организации размещения заказов <….> (доверенность №  <…> от 10.01.2012);

- податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью  «МедЛайн» – уведомлен о месте и времени ее рассмотрения, на рассмотрение Жалобы не явился;

в отсутствие представителя уведомленного (исх. № 2009/03 от 25.06.2012 Новгородского УФАС России) оператора электронной площадки – Закрытого акционерного общества «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее – ЗАО «Сбербанк – АСТ»), рассмотрев жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «МедЛайн» (190005, г. Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 17, лит. А, пом. 9Н; далее – ООО «МедЛайн») – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – при размещении им и уполномоченным органом – Комитетом по управлению государственным имуществом области – государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндоскопических стоек, извещение № 0150200000612000863 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.05.2012,

УСТАНОВИЛА:

21 июня 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа – ООО «МедЛайн» – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – при размещении им и уполномоченным органом – Комитетом по управлению государственным имуществом области – государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндоскопических стоек (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., далее – Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 – 58 данного закона.

Из Жалобы следует, что документация по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме составлена с учетом интересов одного конкретного  производителя медицинского оборудования, что приводит к ограничению количества участников размещения заказа.

Так, в техническом задании (приложение № 1 к документации об аукционе в электронной форме) установлены требования к поставляемому оборудованию, которые в совокупности определяют возможность поставки товара только одного конкретного производителя – компании OLYMPUS (Япония). При этом характеристики, присущие оборудованию компании OLYMPUS (Япония), не улучшают медико-технические возможности товара, а лишь свидетельствуют о другом варианте реализации технического решения.

На современном рынке медицинского оборудования представлены компании, производящие аналогичное оборудование, позволяющее проводить такой же перечень возможных исследований и отличающиеся от оборудования, указанного в техническом задании, только конструктивными особенностями, которые никак не влияют на качество предоставляемых медицинских услуг. Так, производителями оборудования для гибкой эндоскопии, кроме OLYMPUS, являются также компании PENTAX (Япония) и FUJICON (Япония). При этом существующая система работы ведущих мировых производителей медицинского оборудования не предполагает участия в торгах нескольких поставщиков от одного производителя, принимать участие в аукционе будет только один дилер; соответственно, на участие в рассматриваемом аукционе будет подана только одна заявка, что не позволит сэкономить бюджетные средства за счет снижения стоимости оборудования.

Вышеуказанные обстоятельства влекут за собой ограничение конкуренции и делают невозможным подачу заявок и участие в открытом аукционе участников размещения заказа, предлагающих к поставке оборудование других производителей нежели OLYMPUS.

Государственному заказчику был заблаговременно направлен запрос о разъяснении положений документации об аукционе, в которых обращалось внимание на технические характеристики, отвечающие оборудованию только одного производителя. Несмотря на это заказчик не посчитал нужным внести изменения в документацию об аукционе для обеспечения возможности участия в аукционе как минимум двух производителей.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит обязать заказчика устранить допущенные нарушения и внести изменения в документацию по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме.

На рассмотрение Жалобы представитель ООО «МедЛайн» не явился. От ООО «МедЛайн» поступило ходатайство о рассмотрении Жалобы без его представителя, а так же о переносе заседания Комиссии по рассмотрению Жалобы на 28.06.2012 на 11 часов 00 минут.

На основании пункта 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.10.2007 № 379, в заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы по ходатайству, представленному ООО «МедЛайн», объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 28.06.2012 года.

Государственный заказчик – Комитет по охране здоровья населения области – считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. № 3984 от 26.06.2012).

В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов заказчик имеет право размещать заказы на поставку конкретного оборудования при наличии определенных обстоятельств: несовместимость товаров иных производителей с предметом заказа и необходимость обеспечения взаимодействия с уже имеющимся оборудованием.

В медицинском учреждении, которое является получателем оборудования закупаемого в рамках рассматриваемого аукциона – Государственном областном бюджетном учреждении здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер»  (далее – ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер») на балансе находится 62 единицы эндоскопического оборудования, из которых оборудования компании OLYMPUS – 53 единицы, в том числе бронхоскопов – 4; гастроскопов – 4; видеогастроскопов – 1; видеоколоноскопов – 1; колонофиброскопов – 3; дуоденофиброскопов – 2; эндоскопических стоек – 3; ультразвуковых очистителей эндоскопов – 2; ручных дезинфекторов эндоскопов – 3. Оставшиеся 9 единиц оборудования иных производителей находятся в неисправном состоянии и не используются.

Эндоскопическое оборудование производителя OLYMPUS несовместимо с оборудованием иных производителей: невозможно к эндоскопической стойке производителя OLYMPUS присоединить бронхоскоп, гастроскоп, колоноскоп, дуоденофиброскоп, видеогастроскоп иного производителя (PENTAX, FUJICON и др.). При этом без такой стойки эндоскоп работать не может. Кроме того, в случае установления факта использования медицинского оборудования компании OLYMPUS (в том числе и эндоскопических стоек) с оборудованием иного производителя заказчик лишается права на получение бесплатного гарантийного обслуживания.

Также в ближайшее время по результатам другого открытого аукциона в электронной форме (извещение № 0150200000612000834, протокол подведения итогов аукциона от 16.06.2012) в ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» будут поставлены моечная установка для промывки эндоскопов производства компании OLYMPUS и шкаф для сушки эндоскопов EDC компании Vаn Vliet Medical Supply В.V. Вышеназванные моечная установка и шкаф для сушки предназначены для обработки и хранения только оборудования компании OLYMPUS, не могут работать с оборудованием иных производителей, снимаются с гарантии в случае установления подобных фактов.

Что касается, технических характеристик оборудования, оспариваемых подателем Жалобы, то они установлены исходя из потребностей заказчика и являются крайне важными для здоровья пациентов. Так, для производства ряда исследований может использоваться лишь часть эндоскопической стойки, например осветитель, что очень удобно при проведении операции в медицинском кабинете, имеющем больничное место, но не оснащенном эндоскопической стойкой.

По сути, в случае изменения технического задания в соответствии с требованиями подателя Жалобы, государственный заказчик допускает поставку оборудования с иными, на порядок ниже, возможностями, не соответствующими его потребностям.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – поддержали доводы, изложенные в возражениях на Жалобу, в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.

1. В мае-июне 2012 года уполномоченным органом – Комитетом по управлению государственным имуществом области – по заявке государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области (исх. № 2750 от 15.05.2012) – проводилось размещение государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право на поставку эндоскопических стоек (начальная (максимальная) цена – 4 925 800 рублей).

Документация по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме была утверждена председателем Комитета по охране здоровья населения области <…> и размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке ЗАО «Сбербанк – АСТ» по адресу в сети «Интернет» www.sberbank-ast.ru 31.05.2012.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, Закон о размещении заказов предусматривает право заказчика на приобретение заранее определенного товара, имеющего товарный знак конкретного производителя, в случаях необходимости обеспечения взаимодействия и совместимости такого товара с товарами, имеющимися у заказчика. При этом в документации об открытом аукционе в электронной форме аукционе в любом случае должны быть отражены конкретные технические и функциональные характеристики (потребительские свойства), иные показатели такого товара, соответствующие потребностям заказчика.

Из устных и письменных пояснений представителей государственного заказчика, в том числе лица, непосредственно работающего с оборудованием, составляющим предмет рассматриваемого аукциона – заведующего эндоскопическим отделением ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» <….>, а также представленных ими материалов (перечень медицинского оборудования ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер», справка о наличии в ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» эндоскопического оборудования, руководство по эксплуатации моечной установки OER-AW и т.д.) следует, что заказчиком для оказания медицинской помощи населению действительно используются товары производства компании OLYMPUS, для обеспечения взаимодействия и совместимости с которыми в рамках рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме может быть закуплено только оборудование, имеющее товарный знак того же производителя.

При таких обстоятельствах установление в техническом задании (приложение № 1 к документации об аукционе в электронной форме) параметров и характеристик товара, соответствующих медицинскому оборудованию определенного производителя (при условии только такое оборудование соответствует потребностям заказчика, способно взаимодействовать и может использоваться совместно с товарами, имеющимися у заказчика), не содержит в себе нарушений требований действующего законодательства о размещении заказов.

При этом доказательств того, что установленные государственным заказчиком – Комитетом по охране здоровья населения области – в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к товару направлены на ограничение количества участников размещения заказа и сформулированы исходя из интересов конкретного производителя, а не из действительных потребностей медицинского учреждения, не имеется. Принять участие в размещении рассматриваемого заказа могли как минимум 5 юридических лиц, коммерческие предложения о поставке медицинского оборудования которых были использованы для обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации.

Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме) указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 881 утверждены Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее – Правила).

Положения Правил действуют, в том числе, в отношении медицинского оборудования, являющегося предметом рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме (код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) 3311231 Приборы эндоскопические и увеличительные). Соответственно государственный заказчик – Комитет по охране здоровья населения области – должен был строго придерживаться требований Правил при формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом «б» пункта 3 Правил источниками информации о ценах на медицинское оборудование могут быть предложения о ценах на медицинское оборудование, полученные от производителей медицинского оборудования и (или) уполномоченных представителей производителей медицинского оборудования. При этом согласно пункту 6 Правил заказчик выбирает не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.

Затем в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Правил на основе сформированного перечня производителей заказчик одновременно направляет производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, которые должны содержать, в частности, запрос информации о лицах, являющихся уполномоченными представителями, с целью последующего направления указанным лицам запроса о цене.

При поступлении ответов производителей, не содержащих предложений о ценах на медицинское оборудование, но содержащих информацию об уполномоченных представителях, заказчик в 3-дневный срок со дня получения таких ответов направляет уполномоченным представителям в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил, запрос о цене, а затем, на основе предложений о ценах на медицинское оборудование, полученных от уполномоченных представителей, устанавливает начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), равную средней цене (либо не более средней цены) предполагаемого к закупке медицинского оборудования (пункт 8 Правил).

В данном случае для формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта государственный заказчик – Комитет по охране здоровья населения области – использовал коммерческие предложения 5 поставщиков медицинского оборудования производства компании  OLYMPUS. Комиссией Новгородского УФАС России указанные коммерческие предложения изучены. Запросы о ценах на медицинское оборудование, являющееся предметом рассматриваемого аукциона, были направлены указанным лицам 02.05.2012, ответы получены также в мае 2012 года. О проведении рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта, сформированной на основе указанных коммерческих предложений, было объявлено 31.05.2012.

При этом сведения о том, что вышеуказанные поставщики действительно являются уполномоченными представителями производителя медицинского оборудования – компании OLYMPUS, подтверждается информационным письмом Общества с ограниченной ответственностью «Олимпас Москва» (107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 8), датированным 28.06.2012 и представленным представителями государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – на заседание Комиссии  по рассмотрению Жалобы в этот же день (вх. № 3753 от 28.06.2012 Новгородского УФАС России).

 Таким образом, на момент направления вышеуказанным поставщикам медицинского оборудования запросов о ценах и получения соответствующих коммерческих предложений государственный заказчик не располагал официальным ответом производителя предполагаемого к закупке медицинского оборудования о том, что указанные лица  являются его уполномоченными представителями, что не соответствует положениям пунктов 7 и 8 Правил.

Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – содержится нарушение части 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, выразившиеся в нарушении установленного Правительством Российской Федерации порядка формирования начальной максимальной цены контракта при закупке медицинского оборудования.

Вместе с тем, доказательств того, что  установленное в действиях государственного заказчика нарушение законодательства о размещении заказов носит существенный характер и повлияло или могло повлиять на результаты размещения заказа не установлено. К вредным последствия в виде неправильного определения начальной (максимальной) цены контракта данное нарушение не привело.

Руководствуясь частью 5 статьи 17, статьями 19.1, 34, 41.6, 57 и частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «МедЛайн» (адрес: 190005, г. Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 17, лит. А, пом. 9Н) – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) - при размещении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению государственным имуществом области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) - государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндоскопических стоек (заказ № 0150200000612000863), дата размещения извещения – 31 мая 2012 года, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области - нарушения  части 4 статьи19.1 Закона о размещении заказов.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов не выдавать в связи с тем, доказательств того, что выявленные  нарушения повлияли и могут повлиять на результаты размещения заказа, не установлено.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии                                                                                        

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 7221 [uid] => 5 [title] => Решение по результатам рассмотрения жалобы участника размещения заказа ООО «МедЛайн» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7220 [type] => solution [language] => ru [created] => 1341484571 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Исходящий № 2202/03 от 03.07.2012  

РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы  о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов

28 июня 2012 года                                                                                    Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

<…..> – председатель Комиссии, руководитель Управления;

<…..> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

<…..> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,   

в присутствии представителей:

- государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области  – <….> (доверенность № <…> от 26.06.2012), <….> (доверенность № <…> от 26.06.2012), <….> (доверенность №  <….> от 26.06.2012);

- уполномоченного органа – Комитета по управлению государственным имуществом области – главного консультанта управления по организации размещения заказов <….> (доверенность №  <…> от 10.01.2012);

- податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью  «МедЛайн» – уведомлен о месте и времени ее рассмотрения, на рассмотрение Жалобы не явился;

в отсутствие представителя уведомленного (исх. № 2009/03 от 25.06.2012 Новгородского УФАС России) оператора электронной площадки – Закрытого акционерного общества «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее – ЗАО «Сбербанк – АСТ»), рассмотрев жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «МедЛайн» (190005, г. Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 17, лит. А, пом. 9Н; далее – ООО «МедЛайн») – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – при размещении им и уполномоченным органом – Комитетом по управлению государственным имуществом области – государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндоскопических стоек, извещение № 0150200000612000863 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.05.2012,

УСТАНОВИЛА:

21 июня 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа – ООО «МедЛайн» – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – при размещении им и уполномоченным органом – Комитетом по управлению государственным имуществом области – государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндоскопических стоек (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., далее – Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 – 58 данного закона.

Из Жалобы следует, что документация по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме составлена с учетом интересов одного конкретного  производителя медицинского оборудования, что приводит к ограничению количества участников размещения заказа.

Так, в техническом задании (приложение № 1 к документации об аукционе в электронной форме) установлены требования к поставляемому оборудованию, которые в совокупности определяют возможность поставки товара только одного конкретного производителя – компании OLYMPUS (Япония). При этом характеристики, присущие оборудованию компании OLYMPUS (Япония), не улучшают медико-технические возможности товара, а лишь свидетельствуют о другом варианте реализации технического решения.

На современном рынке медицинского оборудования представлены компании, производящие аналогичное оборудование, позволяющее проводить такой же перечень возможных исследований и отличающиеся от оборудования, указанного в техническом задании, только конструктивными особенностями, которые никак не влияют на качество предоставляемых медицинских услуг. Так, производителями оборудования для гибкой эндоскопии, кроме OLYMPUS, являются также компании PENTAX (Япония) и FUJICON (Япония). При этом существующая система работы ведущих мировых производителей медицинского оборудования не предполагает участия в торгах нескольких поставщиков от одного производителя, принимать участие в аукционе будет только один дилер; соответственно, на участие в рассматриваемом аукционе будет подана только одна заявка, что не позволит сэкономить бюджетные средства за счет снижения стоимости оборудования.

Вышеуказанные обстоятельства влекут за собой ограничение конкуренции и делают невозможным подачу заявок и участие в открытом аукционе участников размещения заказа, предлагающих к поставке оборудование других производителей нежели OLYMPUS.

Государственному заказчику был заблаговременно направлен запрос о разъяснении положений документации об аукционе, в которых обращалось внимание на технические характеристики, отвечающие оборудованию только одного производителя. Несмотря на это заказчик не посчитал нужным внести изменения в документацию об аукционе для обеспечения возможности участия в аукционе как минимум двух производителей.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит обязать заказчика устранить допущенные нарушения и внести изменения в документацию по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме.

На рассмотрение Жалобы представитель ООО «МедЛайн» не явился. От ООО «МедЛайн» поступило ходатайство о рассмотрении Жалобы без его представителя, а так же о переносе заседания Комиссии по рассмотрению Жалобы на 28.06.2012 на 11 часов 00 минут.

На основании пункта 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.10.2007 № 379, в заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы по ходатайству, представленному ООО «МедЛайн», объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 28.06.2012 года.

Государственный заказчик – Комитет по охране здоровья населения области – считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. № 3984 от 26.06.2012).

В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов заказчик имеет право размещать заказы на поставку конкретного оборудования при наличии определенных обстоятельств: несовместимость товаров иных производителей с предметом заказа и необходимость обеспечения взаимодействия с уже имеющимся оборудованием.

В медицинском учреждении, которое является получателем оборудования закупаемого в рамках рассматриваемого аукциона – Государственном областном бюджетном учреждении здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер»  (далее – ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер») на балансе находится 62 единицы эндоскопического оборудования, из которых оборудования компании OLYMPUS – 53 единицы, в том числе бронхоскопов – 4; гастроскопов – 4; видеогастроскопов – 1; видеоколоноскопов – 1; колонофиброскопов – 3; дуоденофиброскопов – 2; эндоскопических стоек – 3; ультразвуковых очистителей эндоскопов – 2; ручных дезинфекторов эндоскопов – 3. Оставшиеся 9 единиц оборудования иных производителей находятся в неисправном состоянии и не используются.

Эндоскопическое оборудование производителя OLYMPUS несовместимо с оборудованием иных производителей: невозможно к эндоскопической стойке производителя OLYMPUS присоединить бронхоскоп, гастроскоп, колоноскоп, дуоденофиброскоп, видеогастроскоп иного производителя (PENTAX, FUJICON и др.). При этом без такой стойки эндоскоп работать не может. Кроме того, в случае установления факта использования медицинского оборудования компании OLYMPUS (в том числе и эндоскопических стоек) с оборудованием иного производителя заказчик лишается права на получение бесплатного гарантийного обслуживания.

Также в ближайшее время по результатам другого открытого аукциона в электронной форме (извещение № 0150200000612000834, протокол подведения итогов аукциона от 16.06.2012) в ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» будут поставлены моечная установка для промывки эндоскопов производства компании OLYMPUS и шкаф для сушки эндоскопов EDC компании Vаn Vliet Medical Supply В.V. Вышеназванные моечная установка и шкаф для сушки предназначены для обработки и хранения только оборудования компании OLYMPUS, не могут работать с оборудованием иных производителей, снимаются с гарантии в случае установления подобных фактов.

Что касается, технических характеристик оборудования, оспариваемых подателем Жалобы, то они установлены исходя из потребностей заказчика и являются крайне важными для здоровья пациентов. Так, для производства ряда исследований может использоваться лишь часть эндоскопической стойки, например осветитель, что очень удобно при проведении операции в медицинском кабинете, имеющем больничное место, но не оснащенном эндоскопической стойкой.

По сути, в случае изменения технического задания в соответствии с требованиями подателя Жалобы, государственный заказчик допускает поставку оборудования с иными, на порядок ниже, возможностями, не соответствующими его потребностям.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – поддержали доводы, изложенные в возражениях на Жалобу, в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.

1. В мае-июне 2012 года уполномоченным органом – Комитетом по управлению государственным имуществом области – по заявке государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области (исх. № 2750 от 15.05.2012) – проводилось размещение государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право на поставку эндоскопических стоек (начальная (максимальная) цена – 4 925 800 рублей).

Документация по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме была утверждена председателем Комитета по охране здоровья населения области <…> и размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке ЗАО «Сбербанк – АСТ» по адресу в сети «Интернет» www.sberbank-ast.ru 31.05.2012.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, Закон о размещении заказов предусматривает право заказчика на приобретение заранее определенного товара, имеющего товарный знак конкретного производителя, в случаях необходимости обеспечения взаимодействия и совместимости такого товара с товарами, имеющимися у заказчика. При этом в документации об открытом аукционе в электронной форме аукционе в любом случае должны быть отражены конкретные технические и функциональные характеристики (потребительские свойства), иные показатели такого товара, соответствующие потребностям заказчика.

Из устных и письменных пояснений представителей государственного заказчика, в том числе лица, непосредственно работающего с оборудованием, составляющим предмет рассматриваемого аукциона – заведующего эндоскопическим отделением ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» <….>, а также представленных ими материалов (перечень медицинского оборудования ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер», справка о наличии в ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» эндоскопического оборудования, руководство по эксплуатации моечной установки OER-AW и т.д.) следует, что заказчиком для оказания медицинской помощи населению действительно используются товары производства компании OLYMPUS, для обеспечения взаимодействия и совместимости с которыми в рамках рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме может быть закуплено только оборудование, имеющее товарный знак того же производителя.

При таких обстоятельствах установление в техническом задании (приложение № 1 к документации об аукционе в электронной форме) параметров и характеристик товара, соответствующих медицинскому оборудованию определенного производителя (при условии только такое оборудование соответствует потребностям заказчика, способно взаимодействовать и может использоваться совместно с товарами, имеющимися у заказчика), не содержит в себе нарушений требований действующего законодательства о размещении заказов.

При этом доказательств того, что установленные государственным заказчиком – Комитетом по охране здоровья населения области – в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к товару направлены на ограничение количества участников размещения заказа и сформулированы исходя из интересов конкретного производителя, а не из действительных потребностей медицинского учреждения, не имеется. Принять участие в размещении рассматриваемого заказа могли как минимум 5 юридических лиц, коммерческие предложения о поставке медицинского оборудования которых были использованы для обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации.

Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме) указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 881 утверждены Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее – Правила).

Положения Правил действуют, в том числе, в отношении медицинского оборудования, являющегося предметом рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме (код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) 3311231 Приборы эндоскопические и увеличительные). Соответственно государственный заказчик – Комитет по охране здоровья населения области – должен был строго придерживаться требований Правил при формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом «б» пункта 3 Правил источниками информации о ценах на медицинское оборудование могут быть предложения о ценах на медицинское оборудование, полученные от производителей медицинского оборудования и (или) уполномоченных представителей производителей медицинского оборудования. При этом согласно пункту 6 Правил заказчик выбирает не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.

Затем в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Правил на основе сформированного перечня производителей заказчик одновременно направляет производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, которые должны содержать, в частности, запрос информации о лицах, являющихся уполномоченными представителями, с целью последующего направления указанным лицам запроса о цене.

При поступлении ответов производителей, не содержащих предложений о ценах на медицинское оборудование, но содержащих информацию об уполномоченных представителях, заказчик в 3-дневный срок со дня получения таких ответов направляет уполномоченным представителям в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил, запрос о цене, а затем, на основе предложений о ценах на медицинское оборудование, полученных от уполномоченных представителей, устанавливает начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), равную средней цене (либо не более средней цены) предполагаемого к закупке медицинского оборудования (пункт 8 Правил).

В данном случае для формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта государственный заказчик – Комитет по охране здоровья населения области – использовал коммерческие предложения 5 поставщиков медицинского оборудования производства компании  OLYMPUS. Комиссией Новгородского УФАС России указанные коммерческие предложения изучены. Запросы о ценах на медицинское оборудование, являющееся предметом рассматриваемого аукциона, были направлены указанным лицам 02.05.2012, ответы получены также в мае 2012 года. О проведении рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта, сформированной на основе указанных коммерческих предложений, было объявлено 31.05.2012.

При этом сведения о том, что вышеуказанные поставщики действительно являются уполномоченными представителями производителя медицинского оборудования – компании OLYMPUS, подтверждается информационным письмом Общества с ограниченной ответственностью «Олимпас Москва» (107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 8), датированным 28.06.2012 и представленным представителями государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – на заседание Комиссии  по рассмотрению Жалобы в этот же день (вх. № 3753 от 28.06.2012 Новгородского УФАС России).

 Таким образом, на момент направления вышеуказанным поставщикам медицинского оборудования запросов о ценах и получения соответствующих коммерческих предложений государственный заказчик не располагал официальным ответом производителя предполагаемого к закупке медицинского оборудования о том, что указанные лица  являются его уполномоченными представителями, что не соответствует положениям пунктов 7 и 8 Правил.

Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – содержится нарушение части 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, выразившиеся в нарушении установленного Правительством Российской Федерации порядка формирования начальной максимальной цены контракта при закупке медицинского оборудования.

Вместе с тем, доказательств того, что  установленное в действиях государственного заказчика нарушение законодательства о размещении заказов носит существенный характер и повлияло или могло повлиять на результаты размещения заказа не установлено. К вредным последствия в виде неправильного определения начальной (максимальной) цены контракта данное нарушение не привело.

Руководствуясь частью 5 статьи 17, статьями 19.1, 34, 41.6, 57 и частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «МедЛайн» (адрес: 190005, г. Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 17, лит. А, пом. 9Н) – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) - при размещении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению государственным имуществом области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) - государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндоскопических стоек (заказ № 0150200000612000863), дата размещения извещения – 31 мая 2012 года, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области - нарушения  части 4 статьи19.1 Закона о размещении заказов.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов не выдавать в связи с тем, доказательств того, что выявленные  нарушения повлияли и могут повлиять на результаты размещения заказа, не установлено.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии                                                                                        

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Исходящий № 2202/03 от 03.07.2012  

РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы  о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов

28 июня 2012 года                                                                                    Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

<…..> – председатель Комиссии, руководитель Управления;

<…..> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

<…..> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,   

в присутствии представителей:

- государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области  – <….> (доверенность № <…> от 26.06.2012), <….> (доверенность № <…> от 26.06.2012), <….> (доверенность №  <….> от 26.06.2012);

- уполномоченного органа – Комитета по управлению государственным имуществом области – главного консультанта управления по организации размещения заказов <….> (доверенность №  <…> от 10.01.2012);

- податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью  «МедЛайн» – уведомлен о месте и времени ее рассмотрения, на рассмотрение Жалобы не явился;

в отсутствие представителя уведомленного (исх. № 2009/03 от 25.06.2012 Новгородского УФАС России) оператора электронной площадки – Закрытого акционерного общества «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее – ЗАО «Сбербанк – АСТ»), рассмотрев жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «МедЛайн» (190005, г. Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 17, лит. А, пом. 9Н; далее – ООО «МедЛайн») – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – при размещении им и уполномоченным органом – Комитетом по управлению государственным имуществом области – государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндоскопических стоек, извещение № 0150200000612000863 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.05.2012,

УСТАНОВИЛА:

21 июня 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа – ООО «МедЛайн» – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – при размещении им и уполномоченным органом – Комитетом по управлению государственным имуществом области – государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндоскопических стоек (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., далее – Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 – 58 данного закона.

Из Жалобы следует, что документация по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме составлена с учетом интересов одного конкретного  производителя медицинского оборудования, что приводит к ограничению количества участников размещения заказа.

Так, в техническом задании (приложение № 1 к документации об аукционе в электронной форме) установлены требования к поставляемому оборудованию, которые в совокупности определяют возможность поставки товара только одного конкретного производителя – компании OLYMPUS (Япония). При этом характеристики, присущие оборудованию компании OLYMPUS (Япония), не улучшают медико-технические возможности товара, а лишь свидетельствуют о другом варианте реализации технического решения.

На современном рынке медицинского оборудования представлены компании, производящие аналогичное оборудование, позволяющее проводить такой же перечень возможных исследований и отличающиеся от оборудования, указанного в техническом задании, только конструктивными особенностями, которые никак не влияют на качество предоставляемых медицинских услуг. Так, производителями оборудования для гибкой эндоскопии, кроме OLYMPUS, являются также компании PENTAX (Япония) и FUJICON (Япония). При этом существующая система работы ведущих мировых производителей медицинского оборудования не предполагает участия в торгах нескольких поставщиков от одного производителя, принимать участие в аукционе будет только один дилер; соответственно, на участие в рассматриваемом аукционе будет подана только одна заявка, что не позволит сэкономить бюджетные средства за счет снижения стоимости оборудования.

Вышеуказанные обстоятельства влекут за собой ограничение конкуренции и делают невозможным подачу заявок и участие в открытом аукционе участников размещения заказа, предлагающих к поставке оборудование других производителей нежели OLYMPUS.

Государственному заказчику был заблаговременно направлен запрос о разъяснении положений документации об аукционе, в которых обращалось внимание на технические характеристики, отвечающие оборудованию только одного производителя. Несмотря на это заказчик не посчитал нужным внести изменения в документацию об аукционе для обеспечения возможности участия в аукционе как минимум двух производителей.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит обязать заказчика устранить допущенные нарушения и внести изменения в документацию по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме.

На рассмотрение Жалобы представитель ООО «МедЛайн» не явился. От ООО «МедЛайн» поступило ходатайство о рассмотрении Жалобы без его представителя, а так же о переносе заседания Комиссии по рассмотрению Жалобы на 28.06.2012 на 11 часов 00 минут.

На основании пункта 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.10.2007 № 379, в заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы по ходатайству, представленному ООО «МедЛайн», объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 28.06.2012 года.

Государственный заказчик – Комитет по охране здоровья населения области – считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. № 3984 от 26.06.2012).

В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов заказчик имеет право размещать заказы на поставку конкретного оборудования при наличии определенных обстоятельств: несовместимость товаров иных производителей с предметом заказа и необходимость обеспечения взаимодействия с уже имеющимся оборудованием.

В медицинском учреждении, которое является получателем оборудования закупаемого в рамках рассматриваемого аукциона – Государственном областном бюджетном учреждении здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер»  (далее – ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер») на балансе находится 62 единицы эндоскопического оборудования, из которых оборудования компании OLYMPUS – 53 единицы, в том числе бронхоскопов – 4; гастроскопов – 4; видеогастроскопов – 1; видеоколоноскопов – 1; колонофиброскопов – 3; дуоденофиброскопов – 2; эндоскопических стоек – 3; ультразвуковых очистителей эндоскопов – 2; ручных дезинфекторов эндоскопов – 3. Оставшиеся 9 единиц оборудования иных производителей находятся в неисправном состоянии и не используются.

Эндоскопическое оборудование производителя OLYMPUS несовместимо с оборудованием иных производителей: невозможно к эндоскопической стойке производителя OLYMPUS присоединить бронхоскоп, гастроскоп, колоноскоп, дуоденофиброскоп, видеогастроскоп иного производителя (PENTAX, FUJICON и др.). При этом без такой стойки эндоскоп работать не может. Кроме того, в случае установления факта использования медицинского оборудования компании OLYMPUS (в том числе и эндоскопических стоек) с оборудованием иного производителя заказчик лишается права на получение бесплатного гарантийного обслуживания.

Также в ближайшее время по результатам другого открытого аукциона в электронной форме (извещение № 0150200000612000834, протокол подведения итогов аукциона от 16.06.2012) в ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» будут поставлены моечная установка для промывки эндоскопов производства компании OLYMPUS и шкаф для сушки эндоскопов EDC компании Vаn Vliet Medical Supply В.V. Вышеназванные моечная установка и шкаф для сушки предназначены для обработки и хранения только оборудования компании OLYMPUS, не могут работать с оборудованием иных производителей, снимаются с гарантии в случае установления подобных фактов.

Что касается, технических характеристик оборудования, оспариваемых подателем Жалобы, то они установлены исходя из потребностей заказчика и являются крайне важными для здоровья пациентов. Так, для производства ряда исследований может использоваться лишь часть эндоскопической стойки, например осветитель, что очень удобно при проведении операции в медицинском кабинете, имеющем больничное место, но не оснащенном эндоскопической стойкой.

По сути, в случае изменения технического задания в соответствии с требованиями подателя Жалобы, государственный заказчик допускает поставку оборудования с иными, на порядок ниже, возможностями, не соответствующими его потребностям.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – поддержали доводы, изложенные в возражениях на Жалобу, в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.

1. В мае-июне 2012 года уполномоченным органом – Комитетом по управлению государственным имуществом области – по заявке государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области (исх. № 2750 от 15.05.2012) – проводилось размещение государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право на поставку эндоскопических стоек (начальная (максимальная) цена – 4 925 800 рублей).

Документация по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме была утверждена председателем Комитета по охране здоровья населения области <…> и размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке ЗАО «Сбербанк – АСТ» по адресу в сети «Интернет» www.sberbank-ast.ru 31.05.2012.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, Закон о размещении заказов предусматривает право заказчика на приобретение заранее определенного товара, имеющего товарный знак конкретного производителя, в случаях необходимости обеспечения взаимодействия и совместимости такого товара с товарами, имеющимися у заказчика. При этом в документации об открытом аукционе в электронной форме аукционе в любом случае должны быть отражены конкретные технические и функциональные характеристики (потребительские свойства), иные показатели такого товара, соответствующие потребностям заказчика.

Из устных и письменных пояснений представителей государственного заказчика, в том числе лица, непосредственно работающего с оборудованием, составляющим предмет рассматриваемого аукциона – заведующего эндоскопическим отделением ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» <….>, а также представленных ими материалов (перечень медицинского оборудования ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер», справка о наличии в ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» эндоскопического оборудования, руководство по эксплуатации моечной установки OER-AW и т.д.) следует, что заказчиком для оказания медицинской помощи населению действительно используются товары производства компании OLYMPUS, для обеспечения взаимодействия и совместимости с которыми в рамках рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме может быть закуплено только оборудование, имеющее товарный знак того же производителя.

При таких обстоятельствах установление в техническом задании (приложение № 1 к документации об аукционе в электронной форме) параметров и характеристик товара, соответствующих медицинскому оборудованию определенного производителя (при условии только такое оборудование соответствует потребностям заказчика, способно взаимодействовать и может использоваться совместно с товарами, имеющимися у заказчика), не содержит в себе нарушений требований действующего законодательства о размещении заказов.

При этом доказательств того, что установленные государственным заказчиком – Комитетом по охране здоровья населения области – в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к товару направлены на ограничение количества участников размещения заказа и сформулированы исходя из интересов конкретного производителя, а не из действительных потребностей медицинского учреждения, не имеется. Принять участие в размещении рассматриваемого заказа могли как минимум 5 юридических лиц, коммерческие предложения о поставке медицинского оборудования которых были использованы для обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации.

Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме) указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 881 утверждены Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее – Правила).

Положения Правил действуют, в том числе, в отношении медицинского оборудования, являющегося предметом рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме (код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) 3311231 Приборы эндоскопические и увеличительные). Соответственно государственный заказчик – Комитет по охране здоровья населения области – должен был строго придерживаться требований Правил при формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом «б» пункта 3 Правил источниками информации о ценах на медицинское оборудование могут быть предложения о ценах на медицинское оборудование, полученные от производителей медицинского оборудования и (или) уполномоченных представителей производителей медицинского оборудования. При этом согласно пункту 6 Правил заказчик выбирает не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.

Затем в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Правил на основе сформированного перечня производителей заказчик одновременно направляет производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, которые должны содержать, в частности, запрос информации о лицах, являющихся уполномоченными представителями, с целью последующего направления указанным лицам запроса о цене.

При поступлении ответов производителей, не содержащих предложений о ценах на медицинское оборудование, но содержащих информацию об уполномоченных представителях, заказчик в 3-дневный срок со дня получения таких ответов направляет уполномоченным представителям в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил, запрос о цене, а затем, на основе предложений о ценах на медицинское оборудование, полученных от уполномоченных представителей, устанавливает начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), равную средней цене (либо не более средней цены) предполагаемого к закупке медицинского оборудования (пункт 8 Правил).

В данном случае для формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта государственный заказчик – Комитет по охране здоровья населения области – использовал коммерческие предложения 5 поставщиков медицинского оборудования производства компании  OLYMPUS. Комиссией Новгородского УФАС России указанные коммерческие предложения изучены. Запросы о ценах на медицинское оборудование, являющееся предметом рассматриваемого аукциона, были направлены указанным лицам 02.05.2012, ответы получены также в мае 2012 года. О проведении рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта, сформированной на основе указанных коммерческих предложений, было объявлено 31.05.2012.

При этом сведения о том, что вышеуказанные поставщики действительно являются уполномоченными представителями производителя медицинского оборудования – компании OLYMPUS, подтверждается информационным письмом Общества с ограниченной ответственностью «Олимпас Москва» (107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 8), датированным 28.06.2012 и представленным представителями государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – на заседание Комиссии  по рассмотрению Жалобы в этот же день (вх. № 3753 от 28.06.2012 Новгородского УФАС России).

 Таким образом, на момент направления вышеуказанным поставщикам медицинского оборудования запросов о ценах и получения соответствующих коммерческих предложений государственный заказчик не располагал официальным ответом производителя предполагаемого к закупке медицинского оборудования о том, что указанные лица  являются его уполномоченными представителями, что не соответствует положениям пунктов 7 и 8 Правил.

Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – содержится нарушение части 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, выразившиеся в нарушении установленного Правительством Российской Федерации порядка формирования начальной максимальной цены контракта при закупке медицинского оборудования.

Вместе с тем, доказательств того, что  установленное в действиях государственного заказчика нарушение законодательства о размещении заказов носит существенный характер и повлияло или могло повлиять на результаты размещения заказа не установлено. К вредным последствия в виде неправильного определения начальной (максимальной) цены контракта данное нарушение не привело.

Руководствуясь частью 5 статьи 17, статьями 19.1, 34, 41.6, 57 и частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «МедЛайн» (адрес: 190005, г. Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 17, лит. А, пом. 9Н) – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) - при размещении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению государственным имуществом области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) - государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндоскопических стоек (заказ № 0150200000612000863), дата размещения извещения – 31 мая 2012 года, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области - нарушения  части 4 статьи19.1 Закона о размещении заказов.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов не выдавать в связи с тем, доказательств того, что выявленные  нарушения повлияли и могут повлиять на результаты размещения заказа, не установлено.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии                                                                                        

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 2202/03 от 03.07.2012 [format] => [safe_value] => № 2202/03 от 03.07.2012 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № б/н [format] => [safe_value] => № б/н ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов  Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области рассмотрела жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «МедЛайн» – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – при размещении им и уполномоченным органом – Комитетом по управлению государственным имуществом области – государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндоскопических стоек,

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов  Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области рассмотрела жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «МедЛайн» – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – при размещении им и уполномоченным органом – Комитетом по управлению государственным имуществом области – государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндоскопических стоек,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] =>

 

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 94 Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области уполномочено осуществлять контроль в сфере размещения закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией.

Куратор направления: Куриков Илья Андреевич, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела контроля закупок и рекламы

Свод основных документов, регламентирующих контроль в сфере размещения заказов

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа" и пояснительная записка

Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа»

Доклады о результатах деятельности органов ФАС России при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов

Журнал "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика"

Экономия на электронных аукционах

Сведения о получении и рассмотрении жалоб на размещение заказа, а также решения по ним размещаются на Официальном сайте Российской федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в разделе "реест жалоб с 01.01.2011 года" и разделе "Реестр жалоб ФАС России, Рособоронзаказ по 31.05.2011". Для получения указанных сведений перейдите по ссылкам и установите необходимые параметры запроса.

"Госзаказ 2012"-Всероссийский форум-выставка


 

 

 

[format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-04 10:29:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-28 10:29:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1341484571 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )