Решение по делу № А44-2409/2011 от 21.07.2011

Дата публикации: 3 августа 2011, 04:00



РЕШЕНИЕ

Великий Новгород                                                                            Дело А44-2409/2011

21 июля 2011 года - решение изготовлено в полном объявлении 20 июля 2011 года - оглашена резолютивная часть решения Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи <…>, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи <…> рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Кредитного потребительского кооператива ''Кредит-Мста'' к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области о признании незаконным постановления от 11.05.2011 года по делу N2 8 при участии от заявителя: <…> от ответчика: гл. специалист-эксперт <…>

установил:

Кредитный потребительский кооператив «Кредит- Мста» (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением об освобождении его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения.

В судебном заседании кооператив уточнил свои требования и просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - управление) от 11.05.2011 года по делу N2 8 о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100000 рублей.

Кооператив признает, что в его действиях имеется состав указанного административного правонарушения, однако полагает, что у управления имелись основания для освобождения его от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

             Рекламное  объявление было опубликовано в газете «Новгородская ярмарка» только один раз 14 февраля 2011 года. Кооператив в добровольном порядке устранил допущенное нарушение, совершил правонарушение неумышленно и впервые, каких либо неблагоприятных последствий не наступило, совершенное им правонарушение носит формальный характер. В результате распространения данной рекламы с 14 февраля 2011 года по 28 февраля 2011 года не было привлечено никаких дополнительных клиентов и новых денежных средств, что подтверждает факт отсутствия cущественной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы и отсутствие нарушений интересов граждан, общества и государства, а потому, в силу ст. 2.9 КоАП РФ, правонарушение является малозначительным.

Управление заявленные требования не признало, указав, что допущенное кооперативом правонарушение не является в чем-либо исключительным или особенным по сравнению с аналогичными правонарушениями в сфере финансовых услуг других лиц. В связи с этим, применение ст. 2.9 КоАП РФ противоречить положением п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N2 1 О «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Предусмотренный частью 1 статьи 14.3 КоАП состав административного правонарушения не упоминает наличие вредных материальных общественно опасных последствий как квалифицирующий признак данного административного правонарушения. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в нарушении установленного законодательством порядка в области распространения рекламы.

При рассмотрении дела учтены все обстоятельства совершения правонарушения, в частности, тот факт, что распространите рекламы было прекращено до возбуждения дела об административном правонарушении (после запроса управления), финансовое положение кооператива и совершение правонарушения впервые, поэтому наказание назначено по нижнему пределу санкции.

Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со ст. 163 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлено, что в ходе проверки специалистами управления рекламы в средствах массовой информации на предмет ее соответствия требованиям действующего законодательства, установлен факт публикации в рекламном издании- газете «Новгородская ярмарка» от 14.02.2011 года N2 20 на первой странице рекламного объявления под заголовком «Кредитный потребительский кооператив «Кредит- _Мста». Товарные и денежные займы. Хранение сбережений».

В вышеуказанной рекламе содержал ась только часть условий оказания соответствующей финансовых услуг по предоставлению займов и хранению сбережений, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, например:

возможность досрочного погашение займа;

возможность оплаты в кассу кооператива без взимания комиссий; срок займа (до 3 лет) .итак далее.

Иных условий оказания рекламируемых финансовых услуг по предоставлению займов и хранению сбережений, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица(процентная ставка, порядок погашения займа, размер и порядок уплаты взносов и т.д.), указанная реклама не содержала.

По результатам проверки возбуждено дело 8 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Решением от 24.08.2010 года указанная реклама признана ненадлежащей, так как в ней нарушены требования п. 2 ч. 2 СТ. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38­ ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

В соответствии с п. 3 решения материалы переданы уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения дела об административном правонарушении .

27.04.2011 г. уполномоченным должностным лицом управления в присутствии представителя кооператива составлен протокол 28 об административном правонарушении, предусмотренном Ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ.

 

11.05.2011 г. вынесено постановление по делу № 8 о привлечении кооператива к административной ответственности по ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа 100 000 рублей 

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38., 19.31 настоящего кодекса, - для юридических лиц в виде штрафа от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кооператив является рекламодателем указанного рекламного объявления, поэтому может быть субъектом правонарушения, предусмотренного Ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии СП. 2 Ч. 1 СТ.4 Федерального закона от 26.07.2006 Г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из содержания рекламного объявления следует, что в спорной рекламе содержится

реклама именно финансовых услуг.

Согласно П. 2 Ч. 2 СТ. 28 Закона о рекламе, реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается одно из таких условий.

В спорном рекламном объявлении указаны только такие условия, которые могут привлечь потребителей, а именно: низкие процентные ставки, досрочное погашение займа, быстрое оформление, до 20,5 процентов годовых при хранении сбережений и Т.Д.

При этом не указаны такие условия, которые могут обмануть ожидания потребителей, как то, что финансовые услуги могут быть представлены только пайщикам кооператива, при этом предусмотрены взносы при вступлении в кооператив и по займам, различные процентные ставки по займам, применение высокой процентной ставки (20, 5 процентов годовых) при хранении сбережений только при условии передачи на хранение сбережений в сумме не менее 600000 рублей на срок не менее 25 месяцев и Т.Д.

Таким образом, в указанной рекламе отсутствуют существенные сведения, которые искажают ее смысл и могут ввести в заблуждение потребителей.

В соответствии с Ч. 2 СТ. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких либо объективных обстоятельств, препятствующих обществу в соблюдении требований Закона о рекламе, СУДОМ не установлено.

В связи с изложенным, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного Ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ.

            Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенногоправонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) судом также не установлено.

Согласно разъяснения, содержащегося в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г. 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Доводы кооператива об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям,· ввиду кратковременности распространения рекламы, отсутствие неблагоприятных последствий, отсутствие лиц, привлеченных в качестве клиентов под воздействием этой рекламы, несостоятельны.

            Опубликованная реклама адресована неопределенному кругу лиц и ответственность· по ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ наступает независимо от наступления конкретных последствий в виде введения в заблуждение конкретных потребителей.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении кооператива к исполнению своих обязанностей, к формальным нормативным требованиям, предписывающим определенный объем рекламной информации в интересах ее потребителей.

Остальные доводы кооператива, свидетельствующие, по его мнению, о малозначительности правонарушения, учтены управлением при рассмотрении дела, вследствие чего штраф назначен в минимальном размере.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности управлением не допущено.

            Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11.05.2011года по делу 8 о привлечении кредитного потребительского кооператива «Кредит-Мста» к административной ответственности по ч.1 СТ. 14.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение 1 О дней со дня принятия:

Судья<...>


stdClass Object ( [vid] => 6435 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № А44-2409/2011 от 21.07.2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6435 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>



РЕШЕНИЕ

Великий Новгород                                                                            Дело А44-2409/2011

21 июля 2011 года - решение изготовлено в полном объявлении 20 июля 2011 года - оглашена резолютивная часть решения Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи <…>, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи <…> рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Кредитного потребительского кооператива ''Кредит-Мста'' к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области о признании незаконным постановления от 11.05.2011 года по делу N2 8 при участии от заявителя: <…> от ответчика: гл. специалист-эксперт <…>

установил:

Кредитный потребительский кооператив «Кредит- Мста» (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением об освобождении его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения.

В судебном заседании кооператив уточнил свои требования и просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - управление) от 11.05.2011 года по делу N2 8 о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100000 рублей.

Кооператив признает, что в его действиях имеется состав указанного административного правонарушения, однако полагает, что у управления имелись основания для освобождения его от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

             Рекламное  объявление было опубликовано в газете «Новгородская ярмарка» только один раз 14 февраля 2011 года. Кооператив в добровольном порядке устранил допущенное нарушение, совершил правонарушение неумышленно и впервые, каких либо неблагоприятных последствий не наступило, совершенное им правонарушение носит формальный характер. В результате распространения данной рекламы с 14 февраля 2011 года по 28 февраля 2011 года не было привлечено никаких дополнительных клиентов и новых денежных средств, что подтверждает факт отсутствия cущественной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы и отсутствие нарушений интересов граждан, общества и государства, а потому, в силу ст. 2.9 КоАП РФ, правонарушение является малозначительным.

Управление заявленные требования не признало, указав, что допущенное кооперативом правонарушение не является в чем-либо исключительным или особенным по сравнению с аналогичными правонарушениями в сфере финансовых услуг других лиц. В связи с этим, применение ст. 2.9 КоАП РФ противоречить положением п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N2 1 О «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Предусмотренный частью 1 статьи 14.3 КоАП состав административного правонарушения не упоминает наличие вредных материальных общественно опасных последствий как квалифицирующий признак данного административного правонарушения. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в нарушении установленного законодательством порядка в области распространения рекламы.

При рассмотрении дела учтены все обстоятельства совершения правонарушения, в частности, тот факт, что распространите рекламы было прекращено до возбуждения дела об административном правонарушении (после запроса управления), финансовое положение кооператива и совершение правонарушения впервые, поэтому наказание назначено по нижнему пределу санкции.

Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со ст. 163 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлено, что в ходе проверки специалистами управления рекламы в средствах массовой информации на предмет ее соответствия требованиям действующего законодательства, установлен факт публикации в рекламном издании- газете «Новгородская ярмарка» от 14.02.2011 года N2 20 на первой странице рекламного объявления под заголовком «Кредитный потребительский кооператив «Кредит- _Мста». Товарные и денежные займы. Хранение сбережений».

В вышеуказанной рекламе содержал ась только часть условий оказания соответствующей финансовых услуг по предоставлению займов и хранению сбережений, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, например:

возможность досрочного погашение займа;

возможность оплаты в кассу кооператива без взимания комиссий; срок займа (до 3 лет) .итак далее.

Иных условий оказания рекламируемых финансовых услуг по предоставлению займов и хранению сбережений, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица(процентная ставка, порядок погашения займа, размер и порядок уплаты взносов и т.д.), указанная реклама не содержала.

По результатам проверки возбуждено дело 8 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Решением от 24.08.2010 года указанная реклама признана ненадлежащей, так как в ней нарушены требования п. 2 ч. 2 СТ. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38­ ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

В соответствии с п. 3 решения материалы переданы уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения дела об административном правонарушении .

27.04.2011 г. уполномоченным должностным лицом управления в присутствии представителя кооператива составлен протокол 28 об административном правонарушении, предусмотренном Ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ.

 

11.05.2011 г. вынесено постановление по делу № 8 о привлечении кооператива к административной ответственности по ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа 100 000 рублей 

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38., 19.31 настоящего кодекса, - для юридических лиц в виде штрафа от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кооператив является рекламодателем указанного рекламного объявления, поэтому может быть субъектом правонарушения, предусмотренного Ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии СП. 2 Ч. 1 СТ.4 Федерального закона от 26.07.2006 Г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из содержания рекламного объявления следует, что в спорной рекламе содержится

реклама именно финансовых услуг.

Согласно П. 2 Ч. 2 СТ. 28 Закона о рекламе, реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается одно из таких условий.

В спорном рекламном объявлении указаны только такие условия, которые могут привлечь потребителей, а именно: низкие процентные ставки, досрочное погашение займа, быстрое оформление, до 20,5 процентов годовых при хранении сбережений и Т.Д.

При этом не указаны такие условия, которые могут обмануть ожидания потребителей, как то, что финансовые услуги могут быть представлены только пайщикам кооператива, при этом предусмотрены взносы при вступлении в кооператив и по займам, различные процентные ставки по займам, применение высокой процентной ставки (20, 5 процентов годовых) при хранении сбережений только при условии передачи на хранение сбережений в сумме не менее 600000 рублей на срок не менее 25 месяцев и Т.Д.

Таким образом, в указанной рекламе отсутствуют существенные сведения, которые искажают ее смысл и могут ввести в заблуждение потребителей.

В соответствии с Ч. 2 СТ. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких либо объективных обстоятельств, препятствующих обществу в соблюдении требований Закона о рекламе, СУДОМ не установлено.

В связи с изложенным, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного Ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ.

            Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенногоправонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) судом также не установлено.

Согласно разъяснения, содержащегося в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г. 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Доводы кооператива об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям,· ввиду кратковременности распространения рекламы, отсутствие неблагоприятных последствий, отсутствие лиц, привлеченных в качестве клиентов под воздействием этой рекламы, несостоятельны.

            Опубликованная реклама адресована неопределенному кругу лиц и ответственность· по ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ наступает независимо от наступления конкретных последствий в виде введения в заблуждение конкретных потребителей.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении кооператива к исполнению своих обязанностей, к формальным нормативным требованиям, предписывающим определенный объем рекламной информации в интересах ее потребителей.

Остальные доводы кооператива, свидетельствующие, по его мнению, о малозначительности правонарушения, учтены управлением при рассмотрении дела, вследствие чего штраф назначен в минимальном размере.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности управлением не допущено.

            Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11.05.2011года по делу 8 о привлечении кредитного потребительского кооператива «Кредит-Мста» к административной ответственности по ч.1 СТ. 14.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение 1 О дней со дня принятия:

Судья<...>


[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>


РЕШЕНИЕ

Великий Новгород                                                                            Дело А44-2409/2011

21 июля 2011 года - решение изготовлено в полном объявлении 20 июля 2011 года - оглашена резолютивная часть решения Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи <…>, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи <…> рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Кредитного потребительского кооператива ''Кредит-Мста'' к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области о признании незаконным постановления от 11.05.2011 года по делу N2 8 при участии от заявителя: <…> от ответчика: гл. специалист-эксперт <…>

установил:

Кредитный потребительский кооператив «Кредит- Мста» (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением об освобождении его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения.

В судебном заседании кооператив уточнил свои требования и просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - управление) от 11.05.2011 года по делу N2 8 о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100000 рублей.

Кооператив признает, что в его действиях имеется состав указанного административного правонарушения, однако полагает, что у управления имелись основания для освобождения его от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

             Рекламное  объявление было опубликовано в газете «Новгородская ярмарка» только один раз 14 февраля 2011 года. Кооператив в добровольном порядке устранил допущенное нарушение, совершил правонарушение неумышленно и впервые, каких либо неблагоприятных последствий не наступило, совершенное им правонарушение носит формальный характер. В результате распространения данной рекламы с 14 февраля 2011 года по 28 февраля 2011 года не было привлечено никаких дополнительных клиентов и новых денежных средств, что подтверждает факт отсутствия cущественной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы и отсутствие нарушений интересов граждан, общества и государства, а потому, в силу ст. 2.9 КоАП РФ, правонарушение является малозначительным.

Управление заявленные требования не признало, указав, что допущенное кооперативом правонарушение не является в чем-либо исключительным или особенным по сравнению с аналогичными правонарушениями в сфере финансовых услуг других лиц. В связи с этим, применение ст. 2.9 КоАП РФ противоречить положением п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N2 1 О «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Предусмотренный частью 1 статьи 14.3 КоАП состав административного правонарушения не упоминает наличие вредных материальных общественно опасных последствий как квалифицирующий признак данного административного правонарушения. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в нарушении установленного законодательством порядка в области распространения рекламы.

При рассмотрении дела учтены все обстоятельства совершения правонарушения, в частности, тот факт, что распространите рекламы было прекращено до возбуждения дела об административном правонарушении (после запроса управления), финансовое положение кооператива и совершение правонарушения впервые, поэтому наказание назначено по нижнему пределу санкции.

Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со ст. 163 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлено, что в ходе проверки специалистами управления рекламы в средствах массовой информации на предмет ее соответствия требованиям действующего законодательства, установлен факт публикации в рекламном издании- газете «Новгородская ярмарка» от 14.02.2011 года N2 20 на первой странице рекламного объявления под заголовком «Кредитный потребительский кооператив «Кредит- _Мста». Товарные и денежные займы. Хранение сбережений».

В вышеуказанной рекламе содержал ась только часть условий оказания соответствующей финансовых услуг по предоставлению займов и хранению сбережений, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, например:

возможность досрочного погашение займа;

возможность оплаты в кассу кооператива без взимания комиссий; срок займа (до 3 лет) .итак далее.

Иных условий оказания рекламируемых финансовых услуг по предоставлению займов и хранению сбережений, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица(процентная ставка, порядок погашения займа, размер и порядок уплаты взносов и т.д.), указанная реклама не содержала.

По результатам проверки возбуждено дело 8 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Решением от 24.08.2010 года указанная реклама признана ненадлежащей, так как в ней нарушены требования п. 2 ч. 2 СТ. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38­ ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

В соответствии с п. 3 решения материалы переданы уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения дела об административном правонарушении .

27.04.2011 г. уполномоченным должностным лицом управления в присутствии представителя кооператива составлен протокол 28 об административном правонарушении, предусмотренном Ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ.

 

11.05.2011 г. вынесено постановление по делу № 8 о привлечении кооператива к административной ответственности по ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа 100 000 рублей 

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38., 19.31 настоящего кодекса, - для юридических лиц в виде штрафа от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кооператив является рекламодателем указанного рекламного объявления, поэтому может быть субъектом правонарушения, предусмотренного Ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии СП. 2 Ч. 1 СТ.4 Федерального закона от 26.07.2006 Г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из содержания рекламного объявления следует, что в спорной рекламе содержится

реклама именно финансовых услуг.

Согласно П. 2 Ч. 2 СТ. 28 Закона о рекламе, реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается одно из таких условий.

В спорном рекламном объявлении указаны только такие условия, которые могут привлечь потребителей, а именно: низкие процентные ставки, досрочное погашение займа, быстрое оформление, до 20,5 процентов годовых при хранении сбережений и Т.Д.

При этом не указаны такие условия, которые могут обмануть ожидания потребителей, как то, что финансовые услуги могут быть представлены только пайщикам кооператива, при этом предусмотрены взносы при вступлении в кооператив и по займам, различные процентные ставки по займам, применение высокой процентной ставки (20, 5 процентов годовых) при хранении сбережений только при условии передачи на хранение сбережений в сумме не менее 600000 рублей на срок не менее 25 месяцев и Т.Д.

Таким образом, в указанной рекламе отсутствуют существенные сведения, которые искажают ее смысл и могут ввести в заблуждение потребителей.

В соответствии с Ч. 2 СТ. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких либо объективных обстоятельств, препятствующих обществу в соблюдении требований Закона о рекламе, СУДОМ не установлено.

В связи с изложенным, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного Ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ.

            Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенногоправонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) судом также не установлено.

Согласно разъяснения, содержащегося в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г. 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Доводы кооператива об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям,· ввиду кратковременности распространения рекламы, отсутствие неблагоприятных последствий, отсутствие лиц, привлеченных в качестве клиентов под воздействием этой рекламы, несостоятельны.

            Опубликованная реклама адресована неопределенному кругу лиц и ответственность· по ч. 1 СТ. 14.3 КоАП РФ наступает независимо от наступления конкретных последствий в виде введения в заблуждение конкретных потребителей.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении кооператива к исполнению своих обязанностей, к формальным нормативным требованиям, предписывающим определенный объем рекламной информации в интересах ее потребителей.

Остальные доводы кооператива, свидетельствующие, по его мнению, о малозначительности правонарушения, учтены управлением при рассмотрении дела, вследствие чего штраф назначен в минимальном размере.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности управлением не допущено.

            Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11.05.2011года по делу 8 о привлечении кредитного потребительского кооператива «Кредит-Мста» к административной ответственности по ч.1 СТ. 14.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение 1 О дней со дня принятия:

Судья<...>


[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Новгородской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению: Кредитного потребительского кооператива ''Кредит-Мста'' к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области о признании незаконным постановления от 11.05.2011 года по делу 8.

[format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Новгородской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению: Кредитного потребительского кооператива ''Кредит-Мста'' к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области о признании незаконным постановления от 11.05.2011 года по делу 8. ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы Куриков Илья Андреевич.

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.


 

Также Новгородское УФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Курирует данное направление Врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Аванесян Мигель Вячеславович.

 

 

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-03 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-03 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )