Решение по делу № 22 от 19.05.2011

Дата публикации: 18 июля 2011, 04:00

 

РЕШЕНИЕ
 

30 июня 2011 года
                             Великий Новгород

Исходящий № 2476/03 от 13.07.2011
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<….> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;
<….> – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
<….> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело № 22 от 19.05.2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее – ООО «Агроторг») пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителей:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Агроторг» - о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлёно, на рассмотрение дела не явилось;
заявитель – <…..> - о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлена, на рассмотрение дела не явилась
 
УСТАНОВИЛА:
 
25 марта 2011 года в Новгородское УФАС России поступило заявление от гражданки <….>, проживающей по адресу: <….> о нарушении законодательства о рекламе. Из заявления следует, что на официальном сайте компании «Пятёрочка» www.e5.ru была размещена реклама под заголовком «Календарь Пятёрочки» о продаже товаров со скидкой в универсамах «Пятёрочка» в Великом Новгороде в марте 2011 года, в том числе о продаже 25 марта со скидкой оливкового масла «Borges».
Кроме того, указанное рекламное объявление было размещено в павильонах универсамов «Пятёрочка», в том числе по адресу: ул. Ломоносова, д. 9, Великий Новгород.
24 марта 2011 года при посещении <….> универсама «Пятёрочка» по адресу: ул. Ломоносова, д. 9, Великий Новгород данный товар (оливковое масло «Borges») находился на прилавках универсама, то есть имелся в продаже по цене без скидки.
Однако, 25 марта 2011 года при посещении <….> универсама «Пятёрочка» по вышеуказанному адресу данного товара в наличии не оказалось. Каких-либо пояснений от сотрудников указанного универсама по данному факту <….> получить не удалось. 25 марта 2011 года <….> написала заявление в «Книге отзывов и предложений», находящейся в универсаме «Пятёрочка» по вышеуказанному адресу, где указала на факт отсутствия товара, продажа которого рекламировалась в рассматриваемом рекламном объявлении.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Таким образом, в распространённом на официальном сайте компании «Пятёрочка» www.e5.ru и в павильонах универсамов «Пятёрочка» рекламном объявлении под заголовком «Календарь Пятёрочки» имеются признаки нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в содержании в рассматриваемой рекламе не соответствующих действительности сведений о возможности приобретения товара в определенном месте или в течение определенного срока.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Продажу продовольственных и непродовольственных товаров в универсаме «Пятёрочка» по адресу: ул. Ломоносова, д. 9, Великий Новгород осуществляет ООО «Агроторг».
Из информации, представленной ООО «Агроторг» (вх. № 3188 от 24.05.2011) следует, что, рекламодателем, рекламоизготовителем и рекламораспространителем рекламного объявления под заголовком «Календарь Пятёрочки» является ООО «Агроторг». 
Кроме того, ООО «Агроторг» представило оригинал-макет рассматриваемого рекламного объявления под заголовком «Календарь Пятёрочки», в соответствии с которым 25 марта 2011 года в универсамах «Пятёрочка» должна была быть проведена акция по продаже товара – масла оливкового «Borges» - по цене со скидкой.
Как следует из копий страниц «Книги жалоб и предложений» универсама «Пятёрочка» по адресу: ул. Ломоносова, д. 9, Великий Новгород, заведующей данного универсама были даны письменные пояснения по жалобе заявителя, изложенной в «Книге жалоб и предложений», из которых следует, что 25 марта 2011 года в данном универсаме масло оливковое  «Borges» действительно отсутствовало по причине его продажи ещё до начала акции.
ООО «Агроторг» представлена распечатка «Информационного письма № 15/Управления формата дискаунтеров/24.03.2011», направленного Отделом ассортимента и промо в адрес ДМ (директоров магазинов) и ЗДМ (заместителей директоров магазинов), в соответствии с которым в связи с проблемами по доставке масла оливкового «Borges» акция по его продаже со скидкой будет продлена с 25.03.2011 по 26.03.2011. К указанному письму прилагалось объявление следующего содержания: «Уважаемые покупатели, в связи с проблемой по доставке товара, акция «Календарь» на масло оливковое «Borges» 500 мл. Virgen Экстра стекло будет проходить 2 дня, 25.03.11 и 26.03.11». Указанное объявление необходимо было разместить в универсамах «Пятёрочка» рядом с рассматриваемой рекламой под заголовком «Календарь Пятёрочки».
Кроме того, из письменных объяснений ООО «Агроторг» (вх. № 3188 от 24.05.2011 и № 4325 от 08.07.2011) следует, что масло оливковое «Borges» отсутствовало в продаже в 9 часов 20 минут 25.03.2011 (время посещения <….> универсама «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9) по причине недопоставки товара в магазин, о чём покупатели были проинформированы соответствующим объявлением. Однако, 25.03.2011 в течение дня продавцами на прилавках с товарами универсама «Пятёрочка» по вышеуказанному адресу была обнаружена одна бутылка масла оливкового «Borges», которая и была реализована этого же числа в 20 часов 45 минут по цене со скидкой. Данный факт подтверждается копией чека из универсама «Пятёрочка» по вышеуказанному адресу о продаже данного товара.
Вместе с тем, в соответствии с распечаткой «Карточка оборота товара» вышеуказанного магазина последняя партия масла оливкового «Borges» перед днём проведения акции «Календарь Пятёрочки» была закуплена по товарной накладной от 29.12.10 № 194584. 25 марта 2011 года – в день проведения акции «Календарь Пятёрочки» - была реализована 1 бутылка данного товара из указанной партии по цене со скидкой, указанной в рекламном объявлении «Календарь Пятёрочки». 26 марта 2011 года, из указанной партии были реализованы ещё 5 бутылок данного товара по цене со скидкой. Следующая партия масла оливкового «Borges» была закуплена только 26.03.2011 (накладная № 233920). В этот день было реализовано 43 бутылки масла оливкового «Borges».
Таким образом, к открытию универсама «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9  в день проведения акции «Календарь Пятёрочки» - 25.03.2011, рекламное объявление о проведении которой было распространено в указанном магазине и на сайте www.e5.ru, в наличии в данном универсаме было как минимум 6 бутылок масла оливкового «Borges» из партии закупленной 29.12.2010.
В соответствии с «Информационным письмом №/Управления формата дискаунтеров/15.03.2011», направленным Отделом ассортимента и промо в адрес ДМ и ЗДМ, обо всех недопоставках товаров по акциям руководство универсамов «Пятёрочка» должно было срочно сообщить в Отдел Товародвижения.
Однако, ООО «Агроторг» не представило доказательств принятия мер руководством универсама «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9 по недопущению нарушения законодательства о рекламе, а также не представило доказательств размещения объявления о продлении акции «Календарь Пятёрочки» с 25.03.2011 по 26.03.2011 на сайте www.e5.ru и в универсаме «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9.
Исследовав материалы дела и оценив письменные доводы ООО «Агроторг», Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Рекламное объявление под заголовком «Календарь Пятёрочки», размещённое до 25.03.2011 на сайте www.e5.ru  и в универсаме «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9 сформировало у потребителей (в т.ч. у заявителя) интерес к посещению универсамов торговой сети «Пятёрочка», в т.ч. 25.03.2011, по причине возможности приобретения товаров со скидками. Тем не менее, в день проведения акции заявитель не смогла приобрести необходимый ей товар – масло оливковое «Borges» по цене акции. Каких-либо пояснений от руководства универсама Кузьмина А.М. получить не смогла. О продлении срока проведения акции <….> также не была уведомлена ни персоналом, ни руководством универсама «Пятёрочка».
Требование об указании в рекламе товаров достоверных сведений о возможности их приобретения в определённом месте и в течение определённого срока обусловлено необходимостью доведения до потребителей достоверной информации во избежание конфликтов и недопонимания между продавцами (поставщиками) и покупателями (потребителями) и направлено на обеспечение прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении рекламы масла оливкового «Borges» на сайте www.e5.ru, а также в универсаме «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9, содержится в действиях рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя данной ненадлежащей рекламы – ООО «Агроторг». При этом ООО «Агроторг» не представило документальных доказательств устранения допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу товара – масла оливкового «Borges», распространённую до 25.03.2011 на сайте www.e5.ru, а так же в универсаме «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9, содержащую не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения указанного товара в определённом месте и в течение определённого срока, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является Общество с ограниченной ответственностью «Агроторг», поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать рекламодателю, рекламопроизводителю и рекламораспространителю – Обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг» - обязательное для исполнения предписание об устранении совершённого нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме 12.07.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

Председатель Комиссии
 
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 6396 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 22 от 19.05.2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6396 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
 

30 июня 2011 года
                             Великий Новгород

Исходящий № 2476/03 от 13.07.2011
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<….> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;
<….> – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
<….> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело № 22 от 19.05.2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее – ООО «Агроторг») пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителей:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Агроторг» - о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлёно, на рассмотрение дела не явилось;
заявитель – <…..> - о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлена, на рассмотрение дела не явилась
 
УСТАНОВИЛА:
 
25 марта 2011 года в Новгородское УФАС России поступило заявление от гражданки <….>, проживающей по адресу: <….> о нарушении законодательства о рекламе. Из заявления следует, что на официальном сайте компании «Пятёрочка» www.e5.ru была размещена реклама под заголовком «Календарь Пятёрочки» о продаже товаров со скидкой в универсамах «Пятёрочка» в Великом Новгороде в марте 2011 года, в том числе о продаже 25 марта со скидкой оливкового масла «Borges».
Кроме того, указанное рекламное объявление было размещено в павильонах универсамов «Пятёрочка», в том числе по адресу: ул. Ломоносова, д. 9, Великий Новгород.
24 марта 2011 года при посещении <….> универсама «Пятёрочка» по адресу: ул. Ломоносова, д. 9, Великий Новгород данный товар (оливковое масло «Borges») находился на прилавках универсама, то есть имелся в продаже по цене без скидки.
Однако, 25 марта 2011 года при посещении <….> универсама «Пятёрочка» по вышеуказанному адресу данного товара в наличии не оказалось. Каких-либо пояснений от сотрудников указанного универсама по данному факту <….> получить не удалось. 25 марта 2011 года <….> написала заявление в «Книге отзывов и предложений», находящейся в универсаме «Пятёрочка» по вышеуказанному адресу, где указала на факт отсутствия товара, продажа которого рекламировалась в рассматриваемом рекламном объявлении.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Таким образом, в распространённом на официальном сайте компании «Пятёрочка» www.e5.ru и в павильонах универсамов «Пятёрочка» рекламном объявлении под заголовком «Календарь Пятёрочки» имеются признаки нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в содержании в рассматриваемой рекламе не соответствующих действительности сведений о возможности приобретения товара в определенном месте или в течение определенного срока.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Продажу продовольственных и непродовольственных товаров в универсаме «Пятёрочка» по адресу: ул. Ломоносова, д. 9, Великий Новгород осуществляет ООО «Агроторг».
Из информации, представленной ООО «Агроторг» (вх. № 3188 от 24.05.2011) следует, что, рекламодателем, рекламоизготовителем и рекламораспространителем рекламного объявления под заголовком «Календарь Пятёрочки» является ООО «Агроторг». 
Кроме того, ООО «Агроторг» представило оригинал-макет рассматриваемого рекламного объявления под заголовком «Календарь Пятёрочки», в соответствии с которым 25 марта 2011 года в универсамах «Пятёрочка» должна была быть проведена акция по продаже товара – масла оливкового «Borges» - по цене со скидкой.
Как следует из копий страниц «Книги жалоб и предложений» универсама «Пятёрочка» по адресу: ул. Ломоносова, д. 9, Великий Новгород, заведующей данного универсама были даны письменные пояснения по жалобе заявителя, изложенной в «Книге жалоб и предложений», из которых следует, что 25 марта 2011 года в данном универсаме масло оливковое  «Borges» действительно отсутствовало по причине его продажи ещё до начала акции.
ООО «Агроторг» представлена распечатка «Информационного письма № 15/Управления формата дискаунтеров/24.03.2011», направленного Отделом ассортимента и промо в адрес ДМ (директоров магазинов) и ЗДМ (заместителей директоров магазинов), в соответствии с которым в связи с проблемами по доставке масла оливкового «Borges» акция по его продаже со скидкой будет продлена с 25.03.2011 по 26.03.2011. К указанному письму прилагалось объявление следующего содержания: «Уважаемые покупатели, в связи с проблемой по доставке товара, акция «Календарь» на масло оливковое «Borges» 500 мл. Virgen Экстра стекло будет проходить 2 дня, 25.03.11 и 26.03.11». Указанное объявление необходимо было разместить в универсамах «Пятёрочка» рядом с рассматриваемой рекламой под заголовком «Календарь Пятёрочки».
Кроме того, из письменных объяснений ООО «Агроторг» (вх. № 3188 от 24.05.2011 и № 4325 от 08.07.2011) следует, что масло оливковое «Borges» отсутствовало в продаже в 9 часов 20 минут 25.03.2011 (время посещения <….> универсама «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9) по причине недопоставки товара в магазин, о чём покупатели были проинформированы соответствующим объявлением. Однако, 25.03.2011 в течение дня продавцами на прилавках с товарами универсама «Пятёрочка» по вышеуказанному адресу была обнаружена одна бутылка масла оливкового «Borges», которая и была реализована этого же числа в 20 часов 45 минут по цене со скидкой. Данный факт подтверждается копией чека из универсама «Пятёрочка» по вышеуказанному адресу о продаже данного товара.
Вместе с тем, в соответствии с распечаткой «Карточка оборота товара» вышеуказанного магазина последняя партия масла оливкового «Borges» перед днём проведения акции «Календарь Пятёрочки» была закуплена по товарной накладной от 29.12.10 № 194584. 25 марта 2011 года – в день проведения акции «Календарь Пятёрочки» - была реализована 1 бутылка данного товара из указанной партии по цене со скидкой, указанной в рекламном объявлении «Календарь Пятёрочки». 26 марта 2011 года, из указанной партии были реализованы ещё 5 бутылок данного товара по цене со скидкой. Следующая партия масла оливкового «Borges» была закуплена только 26.03.2011 (накладная № 233920). В этот день было реализовано 43 бутылки масла оливкового «Borges».
Таким образом, к открытию универсама «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9  в день проведения акции «Календарь Пятёрочки» - 25.03.2011, рекламное объявление о проведении которой было распространено в указанном магазине и на сайте www.e5.ru, в наличии в данном универсаме было как минимум 6 бутылок масла оливкового «Borges» из партии закупленной 29.12.2010.
В соответствии с «Информационным письмом №/Управления формата дискаунтеров/15.03.2011», направленным Отделом ассортимента и промо в адрес ДМ и ЗДМ, обо всех недопоставках товаров по акциям руководство универсамов «Пятёрочка» должно было срочно сообщить в Отдел Товародвижения.
Однако, ООО «Агроторг» не представило доказательств принятия мер руководством универсама «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9 по недопущению нарушения законодательства о рекламе, а также не представило доказательств размещения объявления о продлении акции «Календарь Пятёрочки» с 25.03.2011 по 26.03.2011 на сайте www.e5.ru и в универсаме «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9.
Исследовав материалы дела и оценив письменные доводы ООО «Агроторг», Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Рекламное объявление под заголовком «Календарь Пятёрочки», размещённое до 25.03.2011 на сайте www.e5.ru  и в универсаме «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9 сформировало у потребителей (в т.ч. у заявителя) интерес к посещению универсамов торговой сети «Пятёрочка», в т.ч. 25.03.2011, по причине возможности приобретения товаров со скидками. Тем не менее, в день проведения акции заявитель не смогла приобрести необходимый ей товар – масло оливковое «Borges» по цене акции. Каких-либо пояснений от руководства универсама Кузьмина А.М. получить не смогла. О продлении срока проведения акции <….> также не была уведомлена ни персоналом, ни руководством универсама «Пятёрочка».
Требование об указании в рекламе товаров достоверных сведений о возможности их приобретения в определённом месте и в течение определённого срока обусловлено необходимостью доведения до потребителей достоверной информации во избежание конфликтов и недопонимания между продавцами (поставщиками) и покупателями (потребителями) и направлено на обеспечение прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении рекламы масла оливкового «Borges» на сайте www.e5.ru, а также в универсаме «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9, содержится в действиях рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя данной ненадлежащей рекламы – ООО «Агроторг». При этом ООО «Агроторг» не представило документальных доказательств устранения допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу товара – масла оливкового «Borges», распространённую до 25.03.2011 на сайте www.e5.ru, а так же в универсаме «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9, содержащую не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения указанного товара в определённом месте и в течение определённого срока, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является Общество с ограниченной ответственностью «Агроторг», поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать рекламодателю, рекламопроизводителю и рекламораспространителю – Обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг» - обязательное для исполнения предписание об устранении совершённого нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме 12.07.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

Председатель Комиссии
 
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
 

30 июня 2011 года
                             Великий Новгород
Исходящий № 2476/03 от 13.07.2011
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
– председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;
– член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
– член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело № 22 от 19.05.2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее – ООО «Агроторг») пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителей:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Агроторг» - о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлёно, на рассмотрение дела не явилось;
заявитель – - о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлена, на рассмотрение дела не явилась
 
УСТАНОВИЛА:
 
25 марта 2011 года в Новгородское УФАС России поступило заявление от гражданки , проживающей по адресу: о нарушении законодательства о рекламе. Из заявления следует, что на официальном сайте компании «Пятёрочка» www.e5.ru была размещена реклама под заголовком «Календарь Пятёрочки» о продаже товаров со скидкой в универсамах «Пятёрочка» в Великом Новгороде в марте 2011 года, в том числе о продаже 25 марта со скидкой оливкового масла «Borges».
Кроме того, указанное рекламное объявление было размещено в павильонах универсамов «Пятёрочка», в том числе по адресу: ул. Ломоносова, д. 9, Великий Новгород.
24 марта 2011 года при посещении универсама «Пятёрочка» по адресу: ул. Ломоносова, д. 9, Великий Новгород данный товар (оливковое масло «Borges») находился на прилавках универсама, то есть имелся в продаже по цене без скидки.
Однако, 25 марта 2011 года при посещении универсама «Пятёрочка» по вышеуказанному адресу данного товара в наличии не оказалось. Каких-либо пояснений от сотрудников указанного универсама по данному факту получить не удалось. 25 марта 2011 года написала заявление в «Книге отзывов и предложений», находящейся в универсаме «Пятёрочка» по вышеуказанному адресу, где указала на факт отсутствия товара, продажа которого рекламировалась в рассматриваемом рекламном объявлении.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Таким образом, в распространённом на официальном сайте компании «Пятёрочка» www.e5.ru и в павильонах универсамов «Пятёрочка» рекламном объявлении под заголовком «Календарь Пятёрочки» имеются признаки нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в содержании в рассматриваемой рекламе не соответствующих действительности сведений о возможности приобретения товара в определенном месте или в течение определенного срока.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Продажу продовольственных и непродовольственных товаров в универсаме «Пятёрочка» по адресу: ул. Ломоносова, д. 9, Великий Новгород осуществляет ООО «Агроторг».
Из информации, представленной ООО «Агроторг» (вх. № 3188 от 24.05.2011) следует, что, рекламодателем, рекламоизготовителем и рекламораспространителем рекламного объявления под заголовком «Календарь Пятёрочки» является ООО «Агроторг». 
Кроме того, ООО «Агроторг» представило оригинал-макет рассматриваемого рекламного объявления под заголовком «Календарь Пятёрочки», в соответствии с которым 25 марта 2011 года в универсамах «Пятёрочка» должна была быть проведена акция по продаже товара – масла оливкового «Borges» - по цене со скидкой.
Как следует из копий страниц «Книги жалоб и предложений» универсама «Пятёрочка» по адресу: ул. Ломоносова, д. 9, Великий Новгород, заведующей данного универсама были даны письменные пояснения по жалобе заявителя, изложенной в «Книге жалоб и предложений», из которых следует, что 25 марта 2011 года в данном универсаме масло оливковое  «Borges» действительно отсутствовало по причине его продажи ещё до начала акции.
ООО «Агроторг» представлена распечатка «Информационного письма № 15/Управления формата дискаунтеров/24.03.2011», направленного Отделом ассортимента и промо в адрес ДМ (директоров магазинов) и ЗДМ (заместителей директоров магазинов), в соответствии с которым в связи с проблемами по доставке масла оливкового «Borges» акция по его продаже со скидкой будет продлена с 25.03.2011 по 26.03.2011. К указанному письму прилагалось объявление следующего содержания: «Уважаемые покупатели, в связи с проблемой по доставке товара, акция «Календарь» на масло оливковое «Borges» 500 мл. Virgen Экстра стекло будет проходить 2 дня, 25.03.11 и 26.03.11». Указанное объявление необходимо было разместить в универсамах «Пятёрочка» рядом с рассматриваемой рекламой под заголовком «Календарь Пятёрочки».
Кроме того, из письменных объяснений ООО «Агроторг» (вх. № 3188 от 24.05.2011 и № 4325 от 08.07.2011) следует, что масло оливковое «Borges» отсутствовало в продаже в 9 часов 20 минут 25.03.2011 (время посещения универсама «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9) по причине недопоставки товара в магазин, о чём покупатели были проинформированы соответствующим объявлением. Однако, 25.03.2011 в течение дня продавцами на прилавках с товарами универсама «Пятёрочка» по вышеуказанному адресу была обнаружена одна бутылка масла оливкового «Borges», которая и была реализована этого же числа в 20 часов 45 минут по цене со скидкой. Данный факт подтверждается копией чека из универсама «Пятёрочка» по вышеуказанному адресу о продаже данного товара.
Вместе с тем, в соответствии с распечаткой «Карточка оборота товара» вышеуказанного магазина последняя партия масла оливкового «Borges» перед днём проведения акции «Календарь Пятёрочки» была закуплена по товарной накладной от 29.12.10 № 194584. 25 марта 2011 года – в день проведения акции «Календарь Пятёрочки» - была реализована 1 бутылка данного товара из указанной партии по цене со скидкой, указанной в рекламном объявлении «Календарь Пятёрочки». 26 марта 2011 года, из указанной партии были реализованы ещё 5 бутылок данного товара по цене со скидкой. Следующая партия масла оливкового «Borges» была закуплена только 26.03.2011 (накладная № 233920). В этот день было реализовано 43 бутылки масла оливкового «Borges».
Таким образом, к открытию универсама «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9  в день проведения акции «Календарь Пятёрочки» - 25.03.2011, рекламное объявление о проведении которой было распространено в указанном магазине и на сайте www.e5.ru, в наличии в данном универсаме было как минимум 6 бутылок масла оливкового «Borges» из партии закупленной 29.12.2010.
В соответствии с «Информационным письмом №/Управления формата дискаунтеров/15.03.2011», направленным Отделом ассортимента и промо в адрес ДМ и ЗДМ, обо всех недопоставках товаров по акциям руководство универсамов «Пятёрочка» должно было срочно сообщить в Отдел Товародвижения.
Однако, ООО «Агроторг» не представило доказательств принятия мер руководством универсама «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9 по недопущению нарушения законодательства о рекламе, а также не представило доказательств размещения объявления о продлении акции «Календарь Пятёрочки» с 25.03.2011 по 26.03.2011 на сайте www.e5.ru и в универсаме «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9.
Исследовав материалы дела и оценив письменные доводы ООО «Агроторг», Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Рекламное объявление под заголовком «Календарь Пятёрочки», размещённое до 25.03.2011 на сайте www.e5.ru  и в универсаме «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9 сформировало у потребителей (в т.ч. у заявителя) интерес к посещению универсамов торговой сети «Пятёрочка», в т.ч. 25.03.2011, по причине возможности приобретения товаров со скидками. Тем не менее, в день проведения акции заявитель не смогла приобрести необходимый ей товар – масло оливковое «Borges» по цене акции. Каких-либо пояснений от руководства универсама Кузьмина А.М. получить не смогла. О продлении срока проведения акции также не была уведомлена ни персоналом, ни руководством универсама «Пятёрочка».
Требование об указании в рекламе товаров достоверных сведений о возможности их приобретения в определённом месте и в течение определённого срока обусловлено необходимостью доведения до потребителей достоверной информации во избежание конфликтов и недопонимания между продавцами (поставщиками) и покупателями (потребителями) и направлено на обеспечение прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении рекламы масла оливкового «Borges» на сайте www.e5.ru, а также в универсаме «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9, содержится в действиях рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя данной ненадлежащей рекламы – ООО «Агроторг». При этом ООО «Агроторг» не представило документальных доказательств устранения допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу товара – масла оливкового «Borges», распространённую до 25.03.2011 на сайте www.e5.ru, а так же в универсаме «Пятёрочка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 9, содержащую не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения указанного товара в определённом месте и в течение определённого срока, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является Общество с ограниченной ответственностью «Агроторг», поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать рекламодателю, рекламопроизводителю и рекламораспространителю – Обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг» - обязательное для исполнения предписание об устранении совершённого нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме 12.07.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

Председатель Комиссии
 
Члены Комиссии
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрела  дело № 22 от 19.05.2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Агроторг» пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрела  дело № 22 от 19.05.2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Агроторг» пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы Куриков Илья Андреевич.

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.


 

Также Новгородское УФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Курирует данное направление Врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Аванесян Мигель Вячеславович.

 

 

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-18 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-18 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )