Решение по результатам рассмотрения дела № 11 о 14.04.2011 (ООО "Любавушка")

Дата публикации: 23 июня 2011, 18:12

 

РЕШЕНИЕ

 

16 июня 2011 года

                       Великий Новгород

Исходящий  № 2226/03 от 22.06.2011

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<….> – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

<….> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

<….> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 11 от 14.04.2011 по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «Любавушка» (далее – ООО «Любавушка»)  – <И…..> (доверенность № <….> от 16.06.2011),

заинтересованные лица – Общество с ограниченной ответственностью «Курьер Плюс» (далее – ООО «Курьер Плюс»), Общество с ограниченной ответственностью «Типографский комплекс «Девиз» (далее – ООО «Типографский комплекс «Девиз») – о времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом уведомлены, своих представителей для участия в рассмотрении дела не направили,

УСТАНОВИЛА:

В ходе мониторинга специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено распространение в январе – феврале 2011 года на территории Великого Новгорода (в магазине «Полушка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15) рекламного каталога под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется».

На первой странице указанного рекламного каталога содержится информация о ценах на товары, реализуемые в магазинах сети «Полушка» на территории Великого Новгорода, в частности, сообщается следующее: «159 90. 272 60. 40 %. Вино Нувиана бел. сух. Шардоне/ кр. сух. Каберне Савиньон Темпранильо 13 % 0,75 л Испания». При этом текст рекламы сопровождается изображением бутылки вина «Нувиана Шардоне» и бутылки вина «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).

 Таким образом, размещенная на первой странице рекламного каталога под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется» информация о винах «Нувиана Шардоне» и «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон» представляет собой рекламу алкогольной продукции (вина).

В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рассматриваемой рекламе предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.

Таким образом, в размещенной на первой странице рекламного каталога под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется» рекламе алкогольной продукции (вина «Нувиана Шардоне», вина «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон») имеются признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе алкогольной продукции предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

Из информации, представленной ООО «Любавушка» (вх. № 1545 от 23.03.2011 Новгородского УФАС России) следует, что рекламодателем указанного рекламного каталога является ООО «Любавушка», рекламораспространителем – ООО «Курьер Плюс», рекламопроизводителем – ООО «Типографский комплекс «Девиз». Между ООО «Любавушка» и ООО «Типографский комплекс «Девиз» был заключен Договор № 09-12-48 на выполнение полиграфических работ от 28.12.2009, в рамках которого осуществлялось изготовление указанного рекламного каталога. В соответствии с пунктом 5.13 указанного договора заказчик (ООО «Любавушка») несет ответственность за соответствие содержания печатного издания требованиям действующего законодательства и несет ответственность перед третьими лицами по претензиям к содержанию изданий, в том числе к содержанию и форме рекламы, товарам и услугам. Каталог был изготовлен тиражом 190 000 экземпляров. Плательщиком по счету № ТД-0000022 от 12.01.2011 за изготовление указанного рекламного каталога также выступало ООО «Любавушка» (платежное поручение № 1880 от 24.01.2011). Между ООО «Любавушка» и ООО «Курьер Плюс» был заключен Договор № 5-Д/10 от 25.03.2010, в рамках которого осуществлялось распространение указанного рекламного каталога. В соответствии с пунктом 6.5 указанного договора исполнитель (ООО «Курьер Плюс») не несет ответственность за содержание материалов, предоставляемых заказчиком (ООО «Любавушка»). На территории Великого Новгорода каталог распространялся по следующим адресам: ул. Ломоносова, д. 14, д. 15; ул. Нехинская, д. 28; пр. Мира, д. 21, д. 28; ул. Октябрьская, д. 1. Следовательно, рекламодателем рекламы, являющейся ненадлежащей, является ООО «Любавушка». Плательщиком по счету № 3 от 13.01.2011 за распространение указанного рекламного каталога также выступало ООО «Любавушка» (платежное поручение № 311 от 26.01.2011).

Следовательно, рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО «Любавушка».

Из письменных пояснений, представленных ООО «Любавушка» (вх. № 3663 от 10.06.2011 Новгородского УФАС России), и устных пояснений представителя ООО «Любавушка», данных ею на рассмотрении дела, следует, что ООО «Любавушка» считает факт неуказания на первой странице каталога предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции малозначительным.

Во всех остальных случаях размещения рекламы алкогольной продукции в данном каталоге (на других страницах каталога) предупреждение о  вреде ее чрезмерного потребления присутствует, причем общая площадь такого предупреждения составляет 11 % рекламной площади (пространства), что соответствует требованию части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Учитывая изложенное, ООО «Любавушка» просит прекратить рассмотрение дела № 11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исследовав материалы дела и оценив доводы представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления в каждом случае распространения такой рекламы. При этом такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Рекламная информация о винах «Нувиана Шардоне» и «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон», размещенная на первой странице рассматриваемого каталога, представляет собой отдельный случай распространения рекламы алкогольной продукции, которая занимает определенную рекламную площадь в данном каталоге. 10 % рекламной площади, занимаемой данной  рекламой, должно было быть отведено под предупреждение о вреде чрезмерного потребления рекламируемой в ней алкогольной продукции. Между тем, в данном конкретном случае распространения рекламы алкогольной продукции такое предупреждение отсутствует. Наличие предупреждений о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции на других страницах рассматриваемого каталога свидетельствует только о соблюдении требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе при распространении рекламы алкогольной продукции в этих конкретных случаях, но не означает отсутствия нарушения данного требования в вышеуказанной рекламе алкогольной продукции, размещенной на первой странице каталога.

Таким образом, рекламный каталог под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется», на первой странице которого размещена реклама алкогольной продукции (вина «Нувиана Шардоне» и вина «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон»), содержит в себе нарушение части 3 статьи 21 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе алкогольной продукции предупреждения вреде ее чрезмерного потребления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

ООО «Любавушка» были заключены вышеуказанные договоры на изготовление (с ООО «Типографский комплекс «Девиз») и распространение (с ООО «Курьер Плюс») рассматриваемого рекламного каталога, согласно которым ответственность за содержание рекламных материалов и их соответствие установленным требованиям несет рекламодатель.

Оригинал-макет рассматриваемого каталога был разработан ООО «Любавушка» самостоятельно и представлен в ООО «Типографский комплекс «Девиз» по электронной почте. ООО «Типографский комплекс «Девиз» изготовило каталоги в полном соответствии с представленным оригинал-макетом, никаких изменений или дополнений в части содержания рекламы в него не вносило.

Оплата за изготовление и распространение рассматриваемого рекламного каталога была произведена также ООО «Любавушка».

Таким образом, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение части 3 статьи 21 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы алкогольной продукции содержится в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ООО «Любавушка». При этом доказательства устранения допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в материалах дела отсутствуют.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции (вина «Нувиана Шардоне» и вина «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон») Общества с ограниченной ответственностью «Любавушка», размещенную на первой странице рекламного каталога под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется», распространявшегося в январе – феврале 2011 года на территории Великого Новгорода, поскольку в ней нарушено требование части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю – Обществу с ограниченной ответственностью «Любавушка» – обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 22 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 6387 [uid] => 1 [title] => Решение по результатам рассмотрения дела № 11 о 14.04.2011 (ООО "Любавушка") [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6387 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

16 июня 2011 года

                       Великий Новгород

Исходящий  № 2226/03 от 22.06.2011

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<….> – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

<….> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

<….> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 11 от 14.04.2011 по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «Любавушка» (далее – ООО «Любавушка»)  – <И…..> (доверенность № <….> от 16.06.2011),

заинтересованные лица – Общество с ограниченной ответственностью «Курьер Плюс» (далее – ООО «Курьер Плюс»), Общество с ограниченной ответственностью «Типографский комплекс «Девиз» (далее – ООО «Типографский комплекс «Девиз») – о времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом уведомлены, своих представителей для участия в рассмотрении дела не направили,

УСТАНОВИЛА:

В ходе мониторинга специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено распространение в январе – феврале 2011 года на территории Великого Новгорода (в магазине «Полушка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15) рекламного каталога под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется».

На первой странице указанного рекламного каталога содержится информация о ценах на товары, реализуемые в магазинах сети «Полушка» на территории Великого Новгорода, в частности, сообщается следующее: «159 90. 272 60. 40 %. Вино Нувиана бел. сух. Шардоне/ кр. сух. Каберне Савиньон Темпранильо 13 % 0,75 л Испания». При этом текст рекламы сопровождается изображением бутылки вина «Нувиана Шардоне» и бутылки вина «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).

 Таким образом, размещенная на первой странице рекламного каталога под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется» информация о винах «Нувиана Шардоне» и «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон» представляет собой рекламу алкогольной продукции (вина).

В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рассматриваемой рекламе предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.

Таким образом, в размещенной на первой странице рекламного каталога под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется» рекламе алкогольной продукции (вина «Нувиана Шардоне», вина «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон») имеются признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе алкогольной продукции предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

Из информации, представленной ООО «Любавушка» (вх. № 1545 от 23.03.2011 Новгородского УФАС России) следует, что рекламодателем указанного рекламного каталога является ООО «Любавушка», рекламораспространителем – ООО «Курьер Плюс», рекламопроизводителем – ООО «Типографский комплекс «Девиз». Между ООО «Любавушка» и ООО «Типографский комплекс «Девиз» был заключен Договор № 09-12-48 на выполнение полиграфических работ от 28.12.2009, в рамках которого осуществлялось изготовление указанного рекламного каталога. В соответствии с пунктом 5.13 указанного договора заказчик (ООО «Любавушка») несет ответственность за соответствие содержания печатного издания требованиям действующего законодательства и несет ответственность перед третьими лицами по претензиям к содержанию изданий, в том числе к содержанию и форме рекламы, товарам и услугам. Каталог был изготовлен тиражом 190 000 экземпляров. Плательщиком по счету № ТД-0000022 от 12.01.2011 за изготовление указанного рекламного каталога также выступало ООО «Любавушка» (платежное поручение № 1880 от 24.01.2011). Между ООО «Любавушка» и ООО «Курьер Плюс» был заключен Договор № 5-Д/10 от 25.03.2010, в рамках которого осуществлялось распространение указанного рекламного каталога. В соответствии с пунктом 6.5 указанного договора исполнитель (ООО «Курьер Плюс») не несет ответственность за содержание материалов, предоставляемых заказчиком (ООО «Любавушка»). На территории Великого Новгорода каталог распространялся по следующим адресам: ул. Ломоносова, д. 14, д. 15; ул. Нехинская, д. 28; пр. Мира, д. 21, д. 28; ул. Октябрьская, д. 1. Следовательно, рекламодателем рекламы, являющейся ненадлежащей, является ООО «Любавушка». Плательщиком по счету № 3 от 13.01.2011 за распространение указанного рекламного каталога также выступало ООО «Любавушка» (платежное поручение № 311 от 26.01.2011).

Следовательно, рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО «Любавушка».

Из письменных пояснений, представленных ООО «Любавушка» (вх. № 3663 от 10.06.2011 Новгородского УФАС России), и устных пояснений представителя ООО «Любавушка», данных ею на рассмотрении дела, следует, что ООО «Любавушка» считает факт неуказания на первой странице каталога предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции малозначительным.

Во всех остальных случаях размещения рекламы алкогольной продукции в данном каталоге (на других страницах каталога) предупреждение о  вреде ее чрезмерного потребления присутствует, причем общая площадь такого предупреждения составляет 11 % рекламной площади (пространства), что соответствует требованию части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Учитывая изложенное, ООО «Любавушка» просит прекратить рассмотрение дела № 11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исследовав материалы дела и оценив доводы представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления в каждом случае распространения такой рекламы. При этом такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Рекламная информация о винах «Нувиана Шардоне» и «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон», размещенная на первой странице рассматриваемого каталога, представляет собой отдельный случай распространения рекламы алкогольной продукции, которая занимает определенную рекламную площадь в данном каталоге. 10 % рекламной площади, занимаемой данной  рекламой, должно было быть отведено под предупреждение о вреде чрезмерного потребления рекламируемой в ней алкогольной продукции. Между тем, в данном конкретном случае распространения рекламы алкогольной продукции такое предупреждение отсутствует. Наличие предупреждений о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции на других страницах рассматриваемого каталога свидетельствует только о соблюдении требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе при распространении рекламы алкогольной продукции в этих конкретных случаях, но не означает отсутствия нарушения данного требования в вышеуказанной рекламе алкогольной продукции, размещенной на первой странице каталога.

Таким образом, рекламный каталог под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется», на первой странице которого размещена реклама алкогольной продукции (вина «Нувиана Шардоне» и вина «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон»), содержит в себе нарушение части 3 статьи 21 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе алкогольной продукции предупреждения вреде ее чрезмерного потребления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

ООО «Любавушка» были заключены вышеуказанные договоры на изготовление (с ООО «Типографский комплекс «Девиз») и распространение (с ООО «Курьер Плюс») рассматриваемого рекламного каталога, согласно которым ответственность за содержание рекламных материалов и их соответствие установленным требованиям несет рекламодатель.

Оригинал-макет рассматриваемого каталога был разработан ООО «Любавушка» самостоятельно и представлен в ООО «Типографский комплекс «Девиз» по электронной почте. ООО «Типографский комплекс «Девиз» изготовило каталоги в полном соответствии с представленным оригинал-макетом, никаких изменений или дополнений в части содержания рекламы в него не вносило.

Оплата за изготовление и распространение рассматриваемого рекламного каталога была произведена также ООО «Любавушка».

Таким образом, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение части 3 статьи 21 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы алкогольной продукции содержится в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ООО «Любавушка». При этом доказательства устранения допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в материалах дела отсутствуют.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции (вина «Нувиана Шардоне» и вина «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон») Общества с ограниченной ответственностью «Любавушка», размещенную на первой странице рекламного каталога под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется», распространявшегося в январе – феврале 2011 года на территории Великого Новгорода, поскольку в ней нарушено требование части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю – Обществу с ограниченной ответственностью «Любавушка» – обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 22 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

16 июня 2011 года

                       Великий Новгород

Исходящий  № 2226/03 от 22.06.2011

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<….> – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

<….> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

<….> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 11 от 14.04.2011 по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «Любавушка» (далее – ООО «Любавушка»)  – <И…..> (доверенность № <….> от 16.06.2011),

заинтересованные лица – Общество с ограниченной ответственностью «Курьер Плюс» (далее – ООО «Курьер Плюс»), Общество с ограниченной ответственностью «Типографский комплекс «Девиз» (далее – ООО «Типографский комплекс «Девиз») – о времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом уведомлены, своих представителей для участия в рассмотрении дела не направили,

УСТАНОВИЛА:

В ходе мониторинга специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено распространение в январе – феврале 2011 года на территории Великого Новгорода (в магазине «Полушка» по адресу: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15) рекламного каталога под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется».

На первой странице указанного рекламного каталога содержится информация о ценах на товары, реализуемые в магазинах сети «Полушка» на территории Великого Новгорода, в частности, сообщается следующее: «159 90. 272 60. 40 %. Вино Нувиана бел. сух. Шардоне/ кр. сух. Каберне Савиньон Темпранильо 13 % 0,75 л Испания». При этом текст рекламы сопровождается изображением бутылки вина «Нувиана Шардоне» и бутылки вина «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).

 Таким образом, размещенная на первой странице рекламного каталога под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется» информация о винах «Нувиана Шардоне» и «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон» представляет собой рекламу алкогольной продукции (вина).

В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рассматриваемой рекламе предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.

Таким образом, в размещенной на первой странице рекламного каталога под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется» рекламе алкогольной продукции (вина «Нувиана Шардоне», вина «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон») имеются признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе алкогольной продукции предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

Из информации, представленной ООО «Любавушка» (вх. № 1545 от 23.03.2011 Новгородского УФАС России) следует, что рекламодателем указанного рекламного каталога является ООО «Любавушка», рекламораспространителем – ООО «Курьер Плюс», рекламопроизводителем – ООО «Типографский комплекс «Девиз». Между ООО «Любавушка» и ООО «Типографский комплекс «Девиз» был заключен Договор № 09-12-48 на выполнение полиграфических работ от 28.12.2009, в рамках которого осуществлялось изготовление указанного рекламного каталога. В соответствии с пунктом 5.13 указанного договора заказчик (ООО «Любавушка») несет ответственность за соответствие содержания печатного издания требованиям действующего законодательства и несет ответственность перед третьими лицами по претензиям к содержанию изданий, в том числе к содержанию и форме рекламы, товарам и услугам. Каталог был изготовлен тиражом 190 000 экземпляров. Плательщиком по счету № ТД-0000022 от 12.01.2011 за изготовление указанного рекламного каталога также выступало ООО «Любавушка» (платежное поручение № 1880 от 24.01.2011). Между ООО «Любавушка» и ООО «Курьер Плюс» был заключен Договор № 5-Д/10 от 25.03.2010, в рамках которого осуществлялось распространение указанного рекламного каталога. В соответствии с пунктом 6.5 указанного договора исполнитель (ООО «Курьер Плюс») не несет ответственность за содержание материалов, предоставляемых заказчиком (ООО «Любавушка»). На территории Великого Новгорода каталог распространялся по следующим адресам: ул. Ломоносова, д. 14, д. 15; ул. Нехинская, д. 28; пр. Мира, д. 21, д. 28; ул. Октябрьская, д. 1. Следовательно, рекламодателем рекламы, являющейся ненадлежащей, является ООО «Любавушка». Плательщиком по счету № 3 от 13.01.2011 за распространение указанного рекламного каталога также выступало ООО «Любавушка» (платежное поручение № 311 от 26.01.2011).

Следовательно, рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО «Любавушка».

Из письменных пояснений, представленных ООО «Любавушка» (вх. № 3663 от 10.06.2011 Новгородского УФАС России), и устных пояснений представителя ООО «Любавушка», данных ею на рассмотрении дела, следует, что ООО «Любавушка» считает факт неуказания на первой странице каталога предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции малозначительным.

Во всех остальных случаях размещения рекламы алкогольной продукции в данном каталоге (на других страницах каталога) предупреждение о  вреде ее чрезмерного потребления присутствует, причем общая площадь такого предупреждения составляет 11 % рекламной площади (пространства), что соответствует требованию части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Учитывая изложенное, ООО «Любавушка» просит прекратить рассмотрение дела № 11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исследовав материалы дела и оценив доводы представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления в каждом случае распространения такой рекламы. При этом такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Рекламная информация о винах «Нувиана Шардоне» и «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон», размещенная на первой странице рассматриваемого каталога, представляет собой отдельный случай распространения рекламы алкогольной продукции, которая занимает определенную рекламную площадь в данном каталоге. 10 % рекламной площади, занимаемой данной  рекламой, должно было быть отведено под предупреждение о вреде чрезмерного потребления рекламируемой в ней алкогольной продукции. Между тем, в данном конкретном случае распространения рекламы алкогольной продукции такое предупреждение отсутствует. Наличие предупреждений о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции на других страницах рассматриваемого каталога свидетельствует только о соблюдении требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе при распространении рекламы алкогольной продукции в этих конкретных случаях, но не означает отсутствия нарушения данного требования в вышеуказанной рекламе алкогольной продукции, размещенной на первой странице каталога.

Таким образом, рекламный каталог под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется», на первой странице которого размещена реклама алкогольной продукции (вина «Нувиана Шардоне» и вина «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон»), содержит в себе нарушение части 3 статьи 21 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе алкогольной продукции предупреждения вреде ее чрезмерного потребления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

ООО «Любавушка» были заключены вышеуказанные договоры на изготовление (с ООО «Типографский комплекс «Девиз») и распространение (с ООО «Курьер Плюс») рассматриваемого рекламного каталога, согласно которым ответственность за содержание рекламных материалов и их соответствие установленным требованиям несет рекламодатель.

Оригинал-макет рассматриваемого каталога был разработан ООО «Любавушка» самостоятельно и представлен в ООО «Типографский комплекс «Девиз» по электронной почте. ООО «Типографский комплекс «Девиз» изготовило каталоги в полном соответствии с представленным оригинал-макетом, никаких изменений или дополнений в части содержания рекламы в него не вносило.

Оплата за изготовление и распространение рассматриваемого рекламного каталога была произведена также ООО «Любавушка».

Таким образом, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение части 3 статьи 21 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы алкогольной продукции содержится в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ООО «Любавушка». При этом доказательства устранения допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в материалах дела отсутствуют.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции (вина «Нувиана Шардоне» и вина «Нувиана Темпранильо Каберне Совиньон») Общества с ограниченной ответственностью «Любавушка», размещенную на первой странице рекламного каталога под заголовком «24 часа. Сеть универсамов Полушка. Цены рекордсмены. Цены-рекордсмены действуют с 26 января по 08 февраля 2011 года. Скидка на данные товары по карте не распространяется», распространявшегося в январе – феврале 2011 года на территории Великого Новгорода, поскольку в ней нарушено требование части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю – Обществу с ограниченной ответственностью «Любавушка» – обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 22 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрела дело № 11 от 14.04.2011 по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «Любавушка»

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрела дело № 11 от 14.04.2011 по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «Любавушка»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы Куриков Илья Андреевич.

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.


 

Также Новгородское УФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Курирует данное направление Врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Аванесян Мигель Вячеславович.

 

 

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-23 14:12:11 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-23 14:12:11 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )