Решение по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе ООО "Стоматологическая клиника «Жемчужина"

Дата публикации: 25 августа 2010, 04:00

РЕШЕНИЕ

 «13» августа 2010 года                                                                        Великий Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…..>, рассмотрев дело № 21 от 14.07.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Стоматологическая клиника «Жемчужина» (далее – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина») рекламы медицинской услуги (лечения кариеса), распространённой посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», содержащей признаки ненадлежащей, в присутствии представителя: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» – <….> (доверенность № б/н от 22.07.2010); в отсутствие представителя заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Печатный двор Великий Новгород» (далее – ООО «Печатный двор Великий Новгород), извещённого о месте и времени рассмотрения дела (исх. № 2753/03 от 14.07.2010 и исх. № 3192/03 от 09.08.2010 Новгородского УФАС России),

УСТАНОВИЛА:

 В ходе мониторинга специалистами Новгородского УФАС России рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в марте 2010 года посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года» распространялась реклама медицинской услуги – лечения кариеса – «Стоматологической клиникой «Жемчужина».

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 269 от 16.07.2001 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость; приём (осмотр, консультация) – производимые по определённому плану действия врача при возникновении у пациента необходимости в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определённого заболевания или синдрома.

Противопоказания к медицинским услугам делятся на абсолютные (заболевания крови, заболевания костной системы, хронические и т.д.), относительные (повышенная стираемость зубов, предраковые и опухолеподобные заболевания ротовой полости и челюстей и т.д.), общие (противопоказания к проведению анестезии, психические расстройства), местные (неудовлетворительная гигиена ротовой полости) и временные (общие острые заболевания организма,  стадии реабилитации и выздоровления после острых заболеваний,  беременность).

В соответствии с пунктом 1 части 3 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения,  медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). В рассматриваемом рекламном флаере данные сведения отсутствуют.  

Как следует из письма Комитета по охране здоровья населения области исх. № 3046 от 03.06.2010, ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» осуществляет свою деятельность на основании выданной лицензии № ЛО-53-01-000180 от 28.10.2009. Наличие противопоказаний к лучению кариеса зубов выявляет врач стоматолог, оказывающий данную услугу. Документом, регулирующим оказание указанной медицинской услуги, является Протокол ведения больных «Кариес зубов», утверждённый заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Стародубовым В.И. 17.10.2006 (далее – Протокол ведения больных).

В свою очередь, как следует из письма ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» (вх. № 2771 от 27.05.2010 Новгородского УФАС России), рекламодателем рассматриваемого рекламного флаера является ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», рекламопроизводителем является ООО «Печатный двор Великий Новгород». Платно данный флаер нигде не размещался и находился в свободном доступе на стойке регистратуры в ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина». Противопоказания к медицинской услуге (лечению кариеса зубов), по мнению ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», отсутствуют.

Наряду с возможно отсутствующими абсолютными и относительными противопоказаниями к рассматриваемой медицинской услуге – лечению кариеса, наличие общих, местных и временных противопоказаний не может исключаться, что подтверждается Протоколом ведения больных, а именно факторами, которые препятствуют немедленному началу лечения, перечисленными в следующих подпунктах пункта «Общие подходы к диагностике зубов»: наличие непереносимости лекарственных средств и материалов, используемых на данном этапе лечения; сопутствующие заболевания, отягощающие лечение; острые воспалительные заболевания органов и тканей полости рта; обострение хронического заболевания и т.д.

Таким образом, в рекламе медицинской услуги (лечении кариеса), распространённой посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», рекламодателем которой является ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», имеются признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламирующейся в ней медицинской услуги, а также о необходимости получения консультации специалистов.

До рассмотрения дела ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» были заявлены следующие ходатайства – ходатайство о всестороннем рассмотрении обстоятельств дела исх. от 03.08.2010, ходатайство о разном смысловом содержании терминов «противопоказание» и «фактор» исх. от 04.08.2010, ходатайство о приобщении материалов к делу исх. от 06.08.2010 и ходатайство о приобщении комментария к ФЗ «О рекламе» к материалам дела исх. от 13.08.2010. Также ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» были представлены письменные объяснения по поводу, послужившему основанием для возбуждения рассматриваемого дела исх. от 04.08.2010, из которых следует, что в действиях ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» отсутствует нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, так как в вышеуказанном рекламном флаере имелась фраза «…мы предлагаем вам осмотр, консультацию… всю работу врача-стоматолога и ассистента…», которая, по мнению ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», полностью соответствует требованиям Закона о рекламе. Тем более, часть 7 статьи 24 Закона о рекламе предоставляет выбор рекламодателю или/или – или имеются противопоказания к применению и использованию, или необходимо проконсультироваться со специалистом.

Одновременно в указанных ходатайствах и объяснениях фигурирует требование о прекращении производства по настоящему делу в соответствии с пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дела, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила), а также требование о даче антимонопольным органом письменных определений в случае отказа в удовлетворении ходатайств.

На рассмотрении дела присутствовал представитель ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» по доверенности – <….>, о месте и времени рассмотрения дела ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» надлежащим образом извещено (вх. № 3927 от 19.07.2010 и вх. № 4389 от 13.08.2010 Новгородского УФАС России). <….> в полном объёме были поддержаны представленные ранее письменные объяснения и ходатайства ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина». Также им были даны устные пояснения, из которых следует, что противопоказания к медицинской услуге – лечению кариеса – определяет врач-стоматолог, так как они могут быть у пациента, а могут и не быть.

В соответствии с абзацем 2 пункта 34 Правил заседание Комиссии по рассмотрению дела было отложено в связи с необходимостью получения Новгородским УФАС России дополнительных доказательств, способствующих полному и всестороннему рассмотрению обстоятельств дела.

Исследовав материалы дела № 21 от 14.07.2010, заслушав и оценив доводы,  приведённые ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» и его представителем, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 25 Правил стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе, в том числе, знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства.                                                     

Рассмотрев ходатайства, заявленные ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» в ходе подготовки к рассмотрению дела и в процессе его рассмотрения, Комиссия по рассмотрению дела приняла решение об удовлетворении 2-ух из них их, а именно ходатайства о приобщении материалов к делу исх. от 06.08.2010 и ходатайства о приобщении комментария к ФЗ «О рекламе» к материалам дела исх. от 13.08.2010. В удовлетворении остальных заявленных ходатайств - ходатайства о всестороннем рассмотрении обстоятельств дела исх. от 03.08.2010 и ходатайства о разном смысловом содержании терминов «противопоказание» и «фактор» исх. от 04.08.2010 – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» Комиссией по рассмотрению дела принято решение отказать, так как данные ходатайства по содержанию и требованиям являются не ходатайствами, а дополнительными объяснениями, раскрывающими позицию ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» по делу.

2. В соответствии с пунктом 3.55.1 Регламента решение должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле (пункт 3.55.3 Регламента). Аналогичная норма закреплена в пунктах 38 и 40 Правил.

Вынесение каких-либо письменных определений об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в ходатайствах, заявленных лицами, участвующими в деле, ни Регламентом, ни Правилами не предусмотрено. Следовательно, данное требование ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» не подлежит удовлетворению.

3. Факт того, что в рассматриваемой рекламе медицинской услуги – лечения кариеса – отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию данной услуги, и необходимости получения консультации специалиста подтверждается собранными по делу доказательствами и установленными обстоятельствами.

Противопоказание - это любой фактор, который делает нецелесообразным выбор той или иной методики лечения. Так, например, непереносимость больным местных анестетиков является серьезным противопоказанием к использованию местной анестезии и т.д. Следовательно, утверждения ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» об отсутствии противопоказаний к лечению кариеса являются несостоятельными.

Помимо этого, позиция, изложенная в представленном в материалы дела комментарии Закона о рекламе о том, что в рекламе может содержаться только одно из предупреждений, предусмотренных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, является всего лишь мнением отдельно взятого автора или авторского коллектива, а не нормативным документом, и, соответственно, должна рассматриваться и оцениваться наряду с другими доказательствами по делу. Данная позиция является несостоятельной по следующей причине.

Грамматически первое предложение части 7 статьи 24 Закона о рекламе построено таким образом, что альтернативным является выбор только между указанием в рекламе медицинских услуг на необходимость ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, необходимость же сопровождения рекламы медицинских услуг предупреждением на наличие противопоказаний к их применению и использованию является безальтернативной вне зависимости от того, какое из ранее перечисленных альтернативных указаний будет содержаться в рекламе. Информация о наличии противопоказаний изначально обращает внимание потребителей рекламы на то, что при определённых обстоятельствах (связанных главным образом с состоянием здоровья) оказание им рекламируемых услуг недопустимо изначально в принципе в 100 % случаев. 

Необходимость строго соблюдения части 7 статьи 24 Закона о рекламе при рекламе медицинских услуг обусловлена следующим.

В преамбуле Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 отмечается основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества.

При этом под охраной здоровья граждан имеется в виду совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (статья 1 Основ законодательства об охране здоровья граждан).

В связи с изложенным особое значение приобретает достоверная информация об оказываемых медицинских услугах, в том числе о наличии соответствующих противопоказаний. В частности, на основании статьи 19 упомянутых Основ законодательства граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.

Пунктом 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.96 № 27, установлено, что медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя, в том числе, сведения об условиях предоставления и получения медицинских услуг.

Таким образом, в рекламе медицинской услуги (лечении кариеса), распространённой посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», рекламодателем и рекламораспространителем которой является ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», имеется нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в тексте указанной рекламы предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию данной услуги, и необходимости получения консультации специалистов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанной рекламы, а также осуществившего её распространение, т.е. её рекламодателя и рекламораспространителя – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина».

На момент рассмотрения дела лицом, в действиях которого содержится нарушение законодательства о рекламе – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» - представлены письменные доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы (вх. № 4373 от 12.08.2010 Новгородского УФАС России).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.12.2007 № 453, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу медицинской услуги (лечения кариеса), распространённую посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», рекламодателем и рекламораспространителем которой является ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 2. Предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения лицом, его совершившим (прекращением распространения ненадлежащей рекламы).

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме ­­25 августа 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6353 [uid] => 1 [title] => Решение по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе ООО "Стоматологическая клиника «Жемчужина" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6353 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 «13» августа 2010 года                                                                        Великий Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…..>, рассмотрев дело № 21 от 14.07.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Стоматологическая клиника «Жемчужина» (далее – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина») рекламы медицинской услуги (лечения кариеса), распространённой посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», содержащей признаки ненадлежащей, в присутствии представителя: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» – <….> (доверенность № б/н от 22.07.2010); в отсутствие представителя заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Печатный двор Великий Новгород» (далее – ООО «Печатный двор Великий Новгород), извещённого о месте и времени рассмотрения дела (исх. № 2753/03 от 14.07.2010 и исх. № 3192/03 от 09.08.2010 Новгородского УФАС России),

УСТАНОВИЛА:

 В ходе мониторинга специалистами Новгородского УФАС России рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в марте 2010 года посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года» распространялась реклама медицинской услуги – лечения кариеса – «Стоматологической клиникой «Жемчужина».

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 269 от 16.07.2001 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость; приём (осмотр, консультация) – производимые по определённому плану действия врача при возникновении у пациента необходимости в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определённого заболевания или синдрома.

Противопоказания к медицинским услугам делятся на абсолютные (заболевания крови, заболевания костной системы, хронические и т.д.), относительные (повышенная стираемость зубов, предраковые и опухолеподобные заболевания ротовой полости и челюстей и т.д.), общие (противопоказания к проведению анестезии, психические расстройства), местные (неудовлетворительная гигиена ротовой полости) и временные (общие острые заболевания организма,  стадии реабилитации и выздоровления после острых заболеваний,  беременность).

В соответствии с пунктом 1 части 3 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения,  медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). В рассматриваемом рекламном флаере данные сведения отсутствуют.  

Как следует из письма Комитета по охране здоровья населения области исх. № 3046 от 03.06.2010, ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» осуществляет свою деятельность на основании выданной лицензии № ЛО-53-01-000180 от 28.10.2009. Наличие противопоказаний к лучению кариеса зубов выявляет врач стоматолог, оказывающий данную услугу. Документом, регулирующим оказание указанной медицинской услуги, является Протокол ведения больных «Кариес зубов», утверждённый заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Стародубовым В.И. 17.10.2006 (далее – Протокол ведения больных).

В свою очередь, как следует из письма ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» (вх. № 2771 от 27.05.2010 Новгородского УФАС России), рекламодателем рассматриваемого рекламного флаера является ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», рекламопроизводителем является ООО «Печатный двор Великий Новгород». Платно данный флаер нигде не размещался и находился в свободном доступе на стойке регистратуры в ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина». Противопоказания к медицинской услуге (лечению кариеса зубов), по мнению ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», отсутствуют.

Наряду с возможно отсутствующими абсолютными и относительными противопоказаниями к рассматриваемой медицинской услуге – лечению кариеса, наличие общих, местных и временных противопоказаний не может исключаться, что подтверждается Протоколом ведения больных, а именно факторами, которые препятствуют немедленному началу лечения, перечисленными в следующих подпунктах пункта «Общие подходы к диагностике зубов»: наличие непереносимости лекарственных средств и материалов, используемых на данном этапе лечения; сопутствующие заболевания, отягощающие лечение; острые воспалительные заболевания органов и тканей полости рта; обострение хронического заболевания и т.д.

Таким образом, в рекламе медицинской услуги (лечении кариеса), распространённой посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», рекламодателем которой является ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», имеются признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламирующейся в ней медицинской услуги, а также о необходимости получения консультации специалистов.

До рассмотрения дела ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» были заявлены следующие ходатайства – ходатайство о всестороннем рассмотрении обстоятельств дела исх. от 03.08.2010, ходатайство о разном смысловом содержании терминов «противопоказание» и «фактор» исх. от 04.08.2010, ходатайство о приобщении материалов к делу исх. от 06.08.2010 и ходатайство о приобщении комментария к ФЗ «О рекламе» к материалам дела исх. от 13.08.2010. Также ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» были представлены письменные объяснения по поводу, послужившему основанием для возбуждения рассматриваемого дела исх. от 04.08.2010, из которых следует, что в действиях ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» отсутствует нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, так как в вышеуказанном рекламном флаере имелась фраза «…мы предлагаем вам осмотр, консультацию… всю работу врача-стоматолога и ассистента…», которая, по мнению ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», полностью соответствует требованиям Закона о рекламе. Тем более, часть 7 статьи 24 Закона о рекламе предоставляет выбор рекламодателю или/или – или имеются противопоказания к применению и использованию, или необходимо проконсультироваться со специалистом.

Одновременно в указанных ходатайствах и объяснениях фигурирует требование о прекращении производства по настоящему делу в соответствии с пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дела, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила), а также требование о даче антимонопольным органом письменных определений в случае отказа в удовлетворении ходатайств.

На рассмотрении дела присутствовал представитель ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» по доверенности – <….>, о месте и времени рассмотрения дела ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» надлежащим образом извещено (вх. № 3927 от 19.07.2010 и вх. № 4389 от 13.08.2010 Новгородского УФАС России). <….> в полном объёме были поддержаны представленные ранее письменные объяснения и ходатайства ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина». Также им были даны устные пояснения, из которых следует, что противопоказания к медицинской услуге – лечению кариеса – определяет врач-стоматолог, так как они могут быть у пациента, а могут и не быть.

В соответствии с абзацем 2 пункта 34 Правил заседание Комиссии по рассмотрению дела было отложено в связи с необходимостью получения Новгородским УФАС России дополнительных доказательств, способствующих полному и всестороннему рассмотрению обстоятельств дела.

Исследовав материалы дела № 21 от 14.07.2010, заслушав и оценив доводы,  приведённые ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» и его представителем, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 25 Правил стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе, в том числе, знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства.                                                     

Рассмотрев ходатайства, заявленные ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» в ходе подготовки к рассмотрению дела и в процессе его рассмотрения, Комиссия по рассмотрению дела приняла решение об удовлетворении 2-ух из них их, а именно ходатайства о приобщении материалов к делу исх. от 06.08.2010 и ходатайства о приобщении комментария к ФЗ «О рекламе» к материалам дела исх. от 13.08.2010. В удовлетворении остальных заявленных ходатайств - ходатайства о всестороннем рассмотрении обстоятельств дела исх. от 03.08.2010 и ходатайства о разном смысловом содержании терминов «противопоказание» и «фактор» исх. от 04.08.2010 – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» Комиссией по рассмотрению дела принято решение отказать, так как данные ходатайства по содержанию и требованиям являются не ходатайствами, а дополнительными объяснениями, раскрывающими позицию ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» по делу.

2. В соответствии с пунктом 3.55.1 Регламента решение должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле (пункт 3.55.3 Регламента). Аналогичная норма закреплена в пунктах 38 и 40 Правил.

Вынесение каких-либо письменных определений об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в ходатайствах, заявленных лицами, участвующими в деле, ни Регламентом, ни Правилами не предусмотрено. Следовательно, данное требование ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» не подлежит удовлетворению.

3. Факт того, что в рассматриваемой рекламе медицинской услуги – лечения кариеса – отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию данной услуги, и необходимости получения консультации специалиста подтверждается собранными по делу доказательствами и установленными обстоятельствами.

Противопоказание - это любой фактор, который делает нецелесообразным выбор той или иной методики лечения. Так, например, непереносимость больным местных анестетиков является серьезным противопоказанием к использованию местной анестезии и т.д. Следовательно, утверждения ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» об отсутствии противопоказаний к лечению кариеса являются несостоятельными.

Помимо этого, позиция, изложенная в представленном в материалы дела комментарии Закона о рекламе о том, что в рекламе может содержаться только одно из предупреждений, предусмотренных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, является всего лишь мнением отдельно взятого автора или авторского коллектива, а не нормативным документом, и, соответственно, должна рассматриваться и оцениваться наряду с другими доказательствами по делу. Данная позиция является несостоятельной по следующей причине.

Грамматически первое предложение части 7 статьи 24 Закона о рекламе построено таким образом, что альтернативным является выбор только между указанием в рекламе медицинских услуг на необходимость ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, необходимость же сопровождения рекламы медицинских услуг предупреждением на наличие противопоказаний к их применению и использованию является безальтернативной вне зависимости от того, какое из ранее перечисленных альтернативных указаний будет содержаться в рекламе. Информация о наличии противопоказаний изначально обращает внимание потребителей рекламы на то, что при определённых обстоятельствах (связанных главным образом с состоянием здоровья) оказание им рекламируемых услуг недопустимо изначально в принципе в 100 % случаев. 

Необходимость строго соблюдения части 7 статьи 24 Закона о рекламе при рекламе медицинских услуг обусловлена следующим.

В преамбуле Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 отмечается основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества.

При этом под охраной здоровья граждан имеется в виду совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (статья 1 Основ законодательства об охране здоровья граждан).

В связи с изложенным особое значение приобретает достоверная информация об оказываемых медицинских услугах, в том числе о наличии соответствующих противопоказаний. В частности, на основании статьи 19 упомянутых Основ законодательства граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.

Пунктом 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.96 № 27, установлено, что медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя, в том числе, сведения об условиях предоставления и получения медицинских услуг.

Таким образом, в рекламе медицинской услуги (лечении кариеса), распространённой посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», рекламодателем и рекламораспространителем которой является ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», имеется нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в тексте указанной рекламы предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию данной услуги, и необходимости получения консультации специалистов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанной рекламы, а также осуществившего её распространение, т.е. её рекламодателя и рекламораспространителя – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина».

На момент рассмотрения дела лицом, в действиях которого содержится нарушение законодательства о рекламе – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» - представлены письменные доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы (вх. № 4373 от 12.08.2010 Новгородского УФАС России).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.12.2007 № 453, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу медицинской услуги (лечения кариеса), распространённую посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», рекламодателем и рекламораспространителем которой является ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 2. Предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения лицом, его совершившим (прекращением распространения ненадлежащей рекламы).

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме ­­25 августа 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

«13» августа 2010 года                                                                        Великий Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…..>, рассмотрев дело № 21 от 14.07.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Стоматологическая клиника «Жемчужина» (далее – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина») рекламы медицинской услуги (лечения кариеса), распространённой посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», содержащей признаки ненадлежащей, в присутствии представителя: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» – <….> (доверенность № б/н от 22.07.2010); в отсутствие представителя заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Печатный двор Великий Новгород» (далее – ООО «Печатный двор Великий Новгород), извещённого о месте и времени рассмотрения дела (исх. № 2753/03 от 14.07.2010 и исх. № 3192/03 от 09.08.2010 Новгородского УФАС России),

УСТАНОВИЛА:

 В ходе мониторинга специалистами Новгородского УФАС России рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в марте 2010 года посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года» распространялась реклама медицинской услуги – лечения кариеса – «Стоматологической клиникой «Жемчужина».

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 269 от 16.07.2001 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость; приём (осмотр, консультация) – производимые по определённому плану действия врача при возникновении у пациента необходимости в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определённого заболевания или синдрома.

Противопоказания к медицинским услугам делятся на абсолютные (заболевания крови, заболевания костной системы, хронические и т.д.), относительные (повышенная стираемость зубов, предраковые и опухолеподобные заболевания ротовой полости и челюстей и т.д.), общие (противопоказания к проведению анестезии, психические расстройства), местные (неудовлетворительная гигиена ротовой полости) и временные (общие острые заболевания организма,  стадии реабилитации и выздоровления после острых заболеваний,  беременность).

В соответствии с пунктом 1 части 3 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения,  медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). В рассматриваемом рекламном флаере данные сведения отсутствуют.  

Как следует из письма Комитета по охране здоровья населения области исх. № 3046 от 03.06.2010, ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» осуществляет свою деятельность на основании выданной лицензии № ЛО-53-01-000180 от 28.10.2009. Наличие противопоказаний к лучению кариеса зубов выявляет врач стоматолог, оказывающий данную услугу. Документом, регулирующим оказание указанной медицинской услуги, является Протокол ведения больных «Кариес зубов», утверждённый заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Стародубовым В.И. 17.10.2006 (далее – Протокол ведения больных).

В свою очередь, как следует из письма ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» (вх. № 2771 от 27.05.2010 Новгородского УФАС России), рекламодателем рассматриваемого рекламного флаера является ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», рекламопроизводителем является ООО «Печатный двор Великий Новгород». Платно данный флаер нигде не размещался и находился в свободном доступе на стойке регистратуры в ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина». Противопоказания к медицинской услуге (лечению кариеса зубов), по мнению ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», отсутствуют.

Наряду с возможно отсутствующими абсолютными и относительными противопоказаниями к рассматриваемой медицинской услуге – лечению кариеса, наличие общих, местных и временных противопоказаний не может исключаться, что подтверждается Протоколом ведения больных, а именно факторами, которые препятствуют немедленному началу лечения, перечисленными в следующих подпунктах пункта «Общие подходы к диагностике зубов»: наличие непереносимости лекарственных средств и материалов, используемых на данном этапе лечения; сопутствующие заболевания, отягощающие лечение; острые воспалительные заболевания органов и тканей полости рта; обострение хронического заболевания и т.д.

Таким образом, в рекламе медицинской услуги (лечении кариеса), распространённой посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», рекламодателем которой является ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», имеются признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламирующейся в ней медицинской услуги, а также о необходимости получения консультации специалистов.

До рассмотрения дела ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» были заявлены следующие ходатайства – ходатайство о всестороннем рассмотрении обстоятельств дела исх. от 03.08.2010, ходатайство о разном смысловом содержании терминов «противопоказание» и «фактор» исх. от 04.08.2010, ходатайство о приобщении материалов к делу исх. от 06.08.2010 и ходатайство о приобщении комментария к ФЗ «О рекламе» к материалам дела исх. от 13.08.2010. Также ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» были представлены письменные объяснения по поводу, послужившему основанием для возбуждения рассматриваемого дела исх. от 04.08.2010, из которых следует, что в действиях ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» отсутствует нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, так как в вышеуказанном рекламном флаере имелась фраза «…мы предлагаем вам осмотр, консультацию… всю работу врача-стоматолога и ассистента…», которая, по мнению ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», полностью соответствует требованиям Закона о рекламе. Тем более, часть 7 статьи 24 Закона о рекламе предоставляет выбор рекламодателю или/или – или имеются противопоказания к применению и использованию, или необходимо проконсультироваться со специалистом.

Одновременно в указанных ходатайствах и объяснениях фигурирует требование о прекращении производства по настоящему делу в соответствии с пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дела, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила), а также требование о даче антимонопольным органом письменных определений в случае отказа в удовлетворении ходатайств.

На рассмотрении дела присутствовал представитель ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» по доверенности – <….>, о месте и времени рассмотрения дела ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» надлежащим образом извещено (вх. № 3927 от 19.07.2010 и вх. № 4389 от 13.08.2010 Новгородского УФАС России). <….> в полном объёме были поддержаны представленные ранее письменные объяснения и ходатайства ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина». Также им были даны устные пояснения, из которых следует, что противопоказания к медицинской услуге – лечению кариеса – определяет врач-стоматолог, так как они могут быть у пациента, а могут и не быть.

В соответствии с абзацем 2 пункта 34 Правил заседание Комиссии по рассмотрению дела было отложено в связи с необходимостью получения Новгородским УФАС России дополнительных доказательств, способствующих полному и всестороннему рассмотрению обстоятельств дела.

Исследовав материалы дела № 21 от 14.07.2010, заслушав и оценив доводы,  приведённые ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» и его представителем, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 25 Правил стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе, в том числе, знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства.                                                     

Рассмотрев ходатайства, заявленные ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» в ходе подготовки к рассмотрению дела и в процессе его рассмотрения, Комиссия по рассмотрению дела приняла решение об удовлетворении 2-ух из них их, а именно ходатайства о приобщении материалов к делу исх. от 06.08.2010 и ходатайства о приобщении комментария к ФЗ «О рекламе» к материалам дела исх. от 13.08.2010. В удовлетворении остальных заявленных ходатайств - ходатайства о всестороннем рассмотрении обстоятельств дела исх. от 03.08.2010 и ходатайства о разном смысловом содержании терминов «противопоказание» и «фактор» исх. от 04.08.2010 – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» Комиссией по рассмотрению дела принято решение отказать, так как данные ходатайства по содержанию и требованиям являются не ходатайствами, а дополнительными объяснениями, раскрывающими позицию ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» по делу.

2. В соответствии с пунктом 3.55.1 Регламента решение должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле (пункт 3.55.3 Регламента). Аналогичная норма закреплена в пунктах 38 и 40 Правил.

Вынесение каких-либо письменных определений об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в ходатайствах, заявленных лицами, участвующими в деле, ни Регламентом, ни Правилами не предусмотрено. Следовательно, данное требование ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» не подлежит удовлетворению.

3. Факт того, что в рассматриваемой рекламе медицинской услуги – лечения кариеса – отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию данной услуги, и необходимости получения консультации специалиста подтверждается собранными по делу доказательствами и установленными обстоятельствами.

Противопоказание - это любой фактор, который делает нецелесообразным выбор той или иной методики лечения. Так, например, непереносимость больным местных анестетиков является серьезным противопоказанием к использованию местной анестезии и т.д. Следовательно, утверждения ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» об отсутствии противопоказаний к лечению кариеса являются несостоятельными.

Помимо этого, позиция, изложенная в представленном в материалы дела комментарии Закона о рекламе о том, что в рекламе может содержаться только одно из предупреждений, предусмотренных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, является всего лишь мнением отдельно взятого автора или авторского коллектива, а не нормативным документом, и, соответственно, должна рассматриваться и оцениваться наряду с другими доказательствами по делу. Данная позиция является несостоятельной по следующей причине.

Грамматически первое предложение части 7 статьи 24 Закона о рекламе построено таким образом, что альтернативным является выбор только между указанием в рекламе медицинских услуг на необходимость ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, необходимость же сопровождения рекламы медицинских услуг предупреждением на наличие противопоказаний к их применению и использованию является безальтернативной вне зависимости от того, какое из ранее перечисленных альтернативных указаний будет содержаться в рекламе. Информация о наличии противопоказаний изначально обращает внимание потребителей рекламы на то, что при определённых обстоятельствах (связанных главным образом с состоянием здоровья) оказание им рекламируемых услуг недопустимо изначально в принципе в 100 % случаев. 

Необходимость строго соблюдения части 7 статьи 24 Закона о рекламе при рекламе медицинских услуг обусловлена следующим.

В преамбуле Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 отмечается основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества.

При этом под охраной здоровья граждан имеется в виду совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (статья 1 Основ законодательства об охране здоровья граждан).

В связи с изложенным особое значение приобретает достоверная информация об оказываемых медицинских услугах, в том числе о наличии соответствующих противопоказаний. В частности, на основании статьи 19 упомянутых Основ законодательства граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.

Пунктом 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.96 № 27, установлено, что медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя, в том числе, сведения об условиях предоставления и получения медицинских услуг.

Таким образом, в рекламе медицинской услуги (лечении кариеса), распространённой посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», рекламодателем и рекламораспространителем которой является ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», имеется нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в тексте указанной рекламы предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию данной услуги, и необходимости получения консультации специалистов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанной рекламы, а также осуществившего её распространение, т.е. её рекламодателя и рекламораспространителя – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина».

На момент рассмотрения дела лицом, в действиях которого содержится нарушение законодательства о рекламе – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина» - представлены письменные доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы (вх. № 4373 от 12.08.2010 Новгородского УФАС России).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.12.2007 № 453, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу медицинской услуги (лечения кариеса), распространённую посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», рекламодателем и рекламораспространителем которой является ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 2. Предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения лицом, его совершившим (прекращением распространения ненадлежащей рекламы).

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме ­­25 августа 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрела  дело № 21 от 14.07.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Стоматологическая клиника «Жемчужина» (далее – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина») рекламы медицинской услуги (лечения кариеса), распространённой посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», содержащей признаки ненадлежащей,

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрела  дело № 21 от 14.07.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Стоматологическая клиника «Жемчужина» (далее – ООО «Стоматологическая клиника «Жемчужина») рекламы медицинской услуги (лечения кариеса), распространённой посредством рекламного флаера под заголовком «Специальное предложение. Только с 1 марта по 30 апреля 2010 года», содержащей признаки ненадлежащей,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы Куриков Илья Андреевич.

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.


 

Также Новгородское УФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Курирует данное направление Врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Аванесян Мигель Вячеславович.

 

 

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-08-25 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-08-25 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )