Постановление о наложении штрафа за распространение ненадлежащей рекламы на Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики

Дата публикации: 10 июня 2009, 04:00

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 18
об административном правонарушении

 9 июня 2009 года Великий Новгород

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол и материалы дела № 18 от 26.05.2009 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (открытое акционерное общество, далее – ОАО АКБ «Связь-Банк») по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),

УСТАНОВИЛ:

25 марта 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступило заявление <....> о нарушении ОАО АКБ «Связь-Банк» законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившемся в недостоверной рекламе услуг по продаже доллара США, распространяемой по телефону справочной службы с номером «08» (вх. № 1289 от 25.03.2009 Новгородского УФАС России; далее – Заявление). 
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств, установлено следующее.
Из информации (исх. № 20 от 15.04.2009), представленной Обществом с ограниченной ответственностью «РА ТИСС Навигатор» (далее – ООО «РА ТИСС Навигатор»), следует, что 25 марта 2009 года лицам, обратившимся по телефону с номером «08» в справочную службу с вопросом о самом выгодном курсе продажи доллара США, операторами справочной службы выдавалась информация о том, что самый выгодный курс продажи доллара США в данный момент составляет 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США и его предлагает Новгородский филиал ОАО АКБ «Связь-Банк». При этом информация о курсе продажи доллара США, предлагаемом Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» (33 рубля 45 копеек), в течение дня 25 марта 2009 года не менялась.
Из информации (исх. № 4283 от 15.04.2009), представленной ОАО АКБ «Связь-Банк», следует, что с 9 часов 20 минут 25 марта 2009 года Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» продажа доллара США осуществлялась по курсу 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США. С 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года курс продажи доллара США Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» был изменен и составил 33 рубля 90 копеек за 1 доллар США. В дальнейшем в течение дня 25 марта 2009 года курс доллара США не менялся.
Изменение курса обмена валют в Новгородском филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» происходит ежедневно после установления курса Банком России на основании распоряжения, издаваемого управляющим филиала в соответствии с положением о филиале ОАО АКБ «Связь-Банк» и доверенностью, выдаваемой банком управляющему филиалом.
В течение дня 25 марта 2009 года Новгородский филиал ОАО АКБ «Связь-Банк» не отказывал в заключении сделок по покупке (продаже) валюты. При изменении курса обмена валюты в автоматическом режиме в процессе проведения операции по покупке долларов США один из клиентов отказался от покупки по вновь установленному курсу.  
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 
Между ООО «РА ТИСС Навигатор» и ОАО АКБ «Связь-Банк» заключен Договор на оказание информационных услуг № 15/8/008 от 01.04.2008 (далее – Договор). Предметом Договора является размещение Исполнителем (ООО «РА ТИСС Навигатор») информации о Заказчике (ОАО АКБ «Связь-Банк») в базе данных телефонной справочной службы в Великом Новгороде «Служба 08», предлагающей свои услуги по телефону с номером «08» с предоставлением этой информации в полном объеме (пункт 1.1 Договора). Исполнитель обязуется разместить и обеспечить предоставление информации о Заказчике по телефону «08», форма и содержание которой соответствует Приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора (пункт 2.1.1 Договора). Согласно Приложению № 1 к Договору размещению подлежит следующая информация об услугах, предоставляемых ОАО АКБ «Связь-Банк»: «Курсы валют», «Услуги пункта обмена валюты», «Инвестирование в паевые инвестиционные фонды», «Оплата чека дорожного Американ Экспресс», «Перевод денег по системе Близко (BLIZKO)», «Прием вкладов в рублях для физических лиц», «Прием вкладов в валюте для физических лиц», «Прием вкладов в рублях для юридических лиц», «Прием вкладов в валюте для юридических лиц», «Кредитование физического лица», «Кредитование юридического лица», «Услуги банковские карта пластиковая платежная».
То есть ООО «РА ТИСС Навигатор» на платной договорной основе распространяет по телефону с номером «08» информацию об услугах, предлагаемых ОАО АКБ «Связь-Банк», в том числе о курсах обмена валюты, и об услугах пункта обмена валюты.
Таким образом, информация об услугах по обмену валюты, предлагаемых ОАО АКБ «Связь-Банк», распространенная в течение дня 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», представляет собой рекламу услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе является информацией, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (посредством телефонной связи), адресованная неопределенному кругу лиц (всем лицам, обратившимся по телефону с номером «08» в справочную службу с вопросом о самом выгодном курсе продажи доллара США в течение дня 25 марта 2009 года) и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему (услуге ОАО АКБ «Связь-Банк» по продаже долларов США по курсу 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США). 
Рекламодателем данной рекламы является ОАО АКБ «Связь-Банк» в лице Новгородского филиала, а рекламораспространителем – ООО «РА ТИСС Навигатор».
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно вышеуказанной рекламе, распространенной в течение дня 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», ОАО АКБ «Связь-Банк» в лице его Новгородского филиала предлагало продажу доллара США по курсу 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США. Содержание вышеуказанной рекламы (33 рубля 45 копеек за 1 доллар США) не менялось в течение дня 25 марта 2009 года, и выдавалось операторами справочной службы всем лицам, обратившимся по телефону 08 в справочную службу с вопросом о самом выгодном курсе продажи доллара США.
Между тем в 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» курс продажи доллара США был изменен и составил 33 рубля 90 копеек за 1 доллар США. В дальнейшем в течение дня 25 марта 2009 года курс доллара США не менялся.
При этом из информации ООО «РА ТИСС Навигатор» («Отчет о запросах на товары и услуги») следует, что реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по продаже доллара США по курсу 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США распространялась по телефону с номером «08» после 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года (в 15 часов 53 минуты и 15 часов 54 минуты), то есть после изменения Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» курса продажи доллара США. 
 То есть реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), распространенная по телефону с номером «08» с 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года, содержала не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара: 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США, в то время как фактически курс продажи доллара США составлял 33 рубля 90 копеек за 1 доллар США.
Таким образом, реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), распространенная с 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», содержит нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в недостоверной рекламе, содержащей не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. 
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Таким образом, вышеуказанная реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), распространенная с 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», является ненадлежащей, поскольку нарушает требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. 
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
В данном случае рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ОАО АКБ «Связь-Банк» в лице его Новгородского филиала.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ОАО АКБ «Связь-Банк» – главный юрисконсульт Новгородского филиала ОАО АКБ «Связь-Банк» Орешин В.С., о месте и времени рассмотрения дела ОАО АКБ «Связь-Банк» надлежащим образом было уведомлено.
На рассмотрении дела представитель ОАО АКБ «Связь-Банк» поддержал доводы, изложенные в письменных объяснениях (исх. № 251 от 18.05.2009) и дополнениях к ним (исх. № б/н от 25.05.2009) по делу № 16 от 27.04.2009 по признакам нарушения ОАО АКБ «Связь-Банк» законодательства Российской Федерации о рекламе, сводящиеся к следующему. 
25 марта 2009 года курс продажи доллара США в Новгородском филиале ОАО АКБ «Связь-Банк» был изменен в 14 часов 50 минут в связи с ростом курса доллара США на торгах. 
В соответствии с пунктом 2.2.2. договора № 15/8/008 на оказание информационных услуг от 01.04.2008, заключенного между ООО «РА ТИСС Навигатор» (Исполнитель) и ОАО АКБ «Связь-Банк» (Заказчик), Заказчик обязуется письменно сообщать Исполнителю информацию об изменениях в течение 24 часов с момента изменения, что банком было и сделано. Информация об изменении курса продажи долларов США была предоставлена Заказчиком Исполнителю 26.03.2009 в 9 часов 00 минут.
В соответствии с договором № 15/8/008 на оказание информационных услуг от 01.04.2008 и Приложением к нему, заключенными между ООО «РА ТИСС Навигатор» и ОАО АКБ «Связь-Банк», последний предоставляет информацию о курсе покупки-продажи валюты в службу «08», которая содержит для потребителя только сведения об условиях совершения операции покупки-продажи валюты. 
Данная информация не призвана формировать или поддерживать интерес конкретно к ОАО АКБ «Связь-Банк» и его филиалам и не является рекламой, поскольку не содержит признаков индивидуализации филиалов банка, не позволяет сравнивать курсы валют с другими банками, не содержит сведений об их выгодности. 
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 
По смыслу данной статьи под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу. 
Доводимые до потребителя курсы покупки-продажи валюты являются не рекламой, а информацией, которая не содержит признаков индивидуализации банка и не соответствует понятию «реклама», поскольку содержит для потребителя только сведения об условиях совершения покупки-продажи валюты и не призвана формировать или поддерживать интерес конкретно к Банку и способствовать реализации им иностранной валюты. 
Кроме того, размещенная информация не позволяет сравнивать курсы валют с другими банками, не содержит сведения об их выгодности. 
Коммерческий курс валюты, применяемый банком, может существенно и не в пользу клиентов отличаться от курса, применяемого другими кредитными учреждениями при реализации или приобретении иностранной валюты, что будет не выгодно для банка. 
Таким образом, предоставляемая Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» информация о курсе покупки-продажи иностранной валюты в службу «08» ООО «РА ТИСС Навигатор» не является рекламой, а является информацией, так как содержит для потребителя только сведения об условиях совершения операции покупки-продажи валюты и, следовательно, не подпадает под действия Закона о рекламе.
Исследовав материалы дела № 18 от 26.05.2009 об административном правонарушении, заслушав объяснения представителя ОАО АКБ «Связь-Банк», уполномоченное должностное лицо Новгородского УФАС России, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
Информация об услуге по обмену валюты, предлагаемой ОАО АКБ «Связь-Банк», распространенная в течение дня 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», направлена на привлечение внимания к услуге ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты, формирует и поддерживает интерес потребителей к ней. 
В данном случае объектом рекламирования является услуга по обмену валюты (продаже доллара США), а не непосредственно юридическое лицо – ОАО АКБ «Связь-Банк». Однако потребителям данной рекламы по телефону с номером «08» сообщалось, что данную услугу оказывает конкретное юридическое лицо (ОАО АКБ «Связь-Банк» в лице Новгородского филиала), расположенное по определенному адресу (Великий Новгород, ул. Свободы, д. 2/6), указывалась иная контактная информация (номер телефона, режим работы).
Таким образом, данная информация содержит сведения об услуге по обмену валюты, предлагаемой определенным юридическим лицом, формирует и поддерживает интерес потребителей к данной услуге этого юридического лица. 
Из вышесказанного следует, что информация об услуге по обмену валюты (продаже доллара США), предлагаемой ОАО АКБ «Связь-Банк», распространенная в течение дня 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», является рекламой, поскольку полностью соответствует понятию рекламы, сформулированному пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.
При этом реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), распространенная с 14 часов 50 минут, а именно в 15 часов 53 минуты и 15 часов 54 минуты 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», содержит в себе нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в недостоверной рекламе, содержащей не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара. 
Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении с 14 часов 50 минут, а именно в 15 часов 53 минуты и 15 часов 54 минуты 25 марта 2009 года по телефону с номером «08» рекламы услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), содержится в действиях рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ОАО АКБ «Связь-Банк». 
Нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в данном случае является нарушением требований к содержанию рекламы, которое определялось ее рекламодателем – ОАО АКБ «Связь-Банк». Следовательно, ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель – ОАО АКБ «Связь-Банк», поскольку нарушение произошло по его вине.
В соответствии со статьей 14.3 КоАП нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что у ОАО АКБ «Связь-Банк» имелась возможность для соблюдения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП. 
Однако ОАО АКБ «Связь-Банк» не совершило необходимых действий, направленных на предотвращение данного нарушения, хотя имело возможность и могло их совершить, уведомив ООО «РА ТИСС Навигатор» о соответствующих изменениях оказываемых услуг сразу же после этих изменений.
При этом объективных обстоятельств, делающих невозможным ОАО АКБ «Связь-Банк» выполнение требований Закона о рекламе и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП, не усматривается. 
Место и время совершения административного правонарушения – ул. С. Устинова, д. 3, Великий Новгород, 25 марта 2009 года.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства совершения ОАО АКБ «Связь-Банк» административного правонарушения, финансовое положение ОАО АКБ «Связь-Банк», отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП, а также то, что сведений о том, что ОАО АКБ «Связь-Банк» ранее привлекалось к административной ответственности в соответствии со статьей 14.3 КоАП, в Новгородском УФАС России не имеется. 
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены. Каких-либо заявлений, ходатайств или отводов от ОАО АКБ «Связь-Банк» не поступало.
Руководствуясь статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях рекламодателя – Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (открытое акционерное общество) (125375, Москва, ул. Тверская, д. 7) – нарушение статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении Межрегиональным коммерческим банком развития связи и информатики (открытое акционерное общество) законодательства о рекламе (ненадлежащей рекламе).
2. Наложить на рекламодателя – Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики (открытое акционерное общество) – административный штраф за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащую рекламу) в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.
3. Сумму штрафа Межрегиональному коммерческому банку развития связи и информатики (открытое акционерное общество) надлежит перечислить в бюджет:

ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810900000010001
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области
 Великий Новгород
БИК: 044959001
Кор. счет: Нет
ОКАТО: 49401000000
Код БК: 16111626000010000140
(Штраф за нарушение законодательства о рекламе)

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. 
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.






 

stdClass Object ( [vid] => 6324 [uid] => 1 [title] => Постановление о наложении штрафа за распространение ненадлежащей рекламы на Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6324 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 18
об административном правонарушении

 9 июня 2009 года Великий Новгород

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол и материалы дела № 18 от 26.05.2009 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (открытое акционерное общество, далее – ОАО АКБ «Связь-Банк») по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),

УСТАНОВИЛ:

25 марта 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступило заявление <....> о нарушении ОАО АКБ «Связь-Банк» законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившемся в недостоверной рекламе услуг по продаже доллара США, распространяемой по телефону справочной службы с номером «08» (вх. № 1289 от 25.03.2009 Новгородского УФАС России; далее – Заявление). 
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств, установлено следующее.
Из информации (исх. № 20 от 15.04.2009), представленной Обществом с ограниченной ответственностью «РА ТИСС Навигатор» (далее – ООО «РА ТИСС Навигатор»), следует, что 25 марта 2009 года лицам, обратившимся по телефону с номером «08» в справочную службу с вопросом о самом выгодном курсе продажи доллара США, операторами справочной службы выдавалась информация о том, что самый выгодный курс продажи доллара США в данный момент составляет 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США и его предлагает Новгородский филиал ОАО АКБ «Связь-Банк». При этом информация о курсе продажи доллара США, предлагаемом Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» (33 рубля 45 копеек), в течение дня 25 марта 2009 года не менялась.
Из информации (исх. № 4283 от 15.04.2009), представленной ОАО АКБ «Связь-Банк», следует, что с 9 часов 20 минут 25 марта 2009 года Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» продажа доллара США осуществлялась по курсу 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США. С 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года курс продажи доллара США Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» был изменен и составил 33 рубля 90 копеек за 1 доллар США. В дальнейшем в течение дня 25 марта 2009 года курс доллара США не менялся.
Изменение курса обмена валют в Новгородском филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» происходит ежедневно после установления курса Банком России на основании распоряжения, издаваемого управляющим филиала в соответствии с положением о филиале ОАО АКБ «Связь-Банк» и доверенностью, выдаваемой банком управляющему филиалом.
В течение дня 25 марта 2009 года Новгородский филиал ОАО АКБ «Связь-Банк» не отказывал в заключении сделок по покупке (продаже) валюты. При изменении курса обмена валюты в автоматическом режиме в процессе проведения операции по покупке долларов США один из клиентов отказался от покупки по вновь установленному курсу.  
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 
Между ООО «РА ТИСС Навигатор» и ОАО АКБ «Связь-Банк» заключен Договор на оказание информационных услуг № 15/8/008 от 01.04.2008 (далее – Договор). Предметом Договора является размещение Исполнителем (ООО «РА ТИСС Навигатор») информации о Заказчике (ОАО АКБ «Связь-Банк») в базе данных телефонной справочной службы в Великом Новгороде «Служба 08», предлагающей свои услуги по телефону с номером «08» с предоставлением этой информации в полном объеме (пункт 1.1 Договора). Исполнитель обязуется разместить и обеспечить предоставление информации о Заказчике по телефону «08», форма и содержание которой соответствует Приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора (пункт 2.1.1 Договора). Согласно Приложению № 1 к Договору размещению подлежит следующая информация об услугах, предоставляемых ОАО АКБ «Связь-Банк»: «Курсы валют», «Услуги пункта обмена валюты», «Инвестирование в паевые инвестиционные фонды», «Оплата чека дорожного Американ Экспресс», «Перевод денег по системе Близко (BLIZKO)», «Прием вкладов в рублях для физических лиц», «Прием вкладов в валюте для физических лиц», «Прием вкладов в рублях для юридических лиц», «Прием вкладов в валюте для юридических лиц», «Кредитование физического лица», «Кредитование юридического лица», «Услуги банковские карта пластиковая платежная».
То есть ООО «РА ТИСС Навигатор» на платной договорной основе распространяет по телефону с номером «08» информацию об услугах, предлагаемых ОАО АКБ «Связь-Банк», в том числе о курсах обмена валюты, и об услугах пункта обмена валюты.
Таким образом, информация об услугах по обмену валюты, предлагаемых ОАО АКБ «Связь-Банк», распространенная в течение дня 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», представляет собой рекламу услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе является информацией, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (посредством телефонной связи), адресованная неопределенному кругу лиц (всем лицам, обратившимся по телефону с номером «08» в справочную службу с вопросом о самом выгодном курсе продажи доллара США в течение дня 25 марта 2009 года) и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему (услуге ОАО АКБ «Связь-Банк» по продаже долларов США по курсу 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США). 
Рекламодателем данной рекламы является ОАО АКБ «Связь-Банк» в лице Новгородского филиала, а рекламораспространителем – ООО «РА ТИСС Навигатор».
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно вышеуказанной рекламе, распространенной в течение дня 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», ОАО АКБ «Связь-Банк» в лице его Новгородского филиала предлагало продажу доллара США по курсу 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США. Содержание вышеуказанной рекламы (33 рубля 45 копеек за 1 доллар США) не менялось в течение дня 25 марта 2009 года, и выдавалось операторами справочной службы всем лицам, обратившимся по телефону 08 в справочную службу с вопросом о самом выгодном курсе продажи доллара США.
Между тем в 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» курс продажи доллара США был изменен и составил 33 рубля 90 копеек за 1 доллар США. В дальнейшем в течение дня 25 марта 2009 года курс доллара США не менялся.
При этом из информации ООО «РА ТИСС Навигатор» («Отчет о запросах на товары и услуги») следует, что реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по продаже доллара США по курсу 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США распространялась по телефону с номером «08» после 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года (в 15 часов 53 минуты и 15 часов 54 минуты), то есть после изменения Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» курса продажи доллара США. 
 То есть реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), распространенная по телефону с номером «08» с 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года, содержала не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара: 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США, в то время как фактически курс продажи доллара США составлял 33 рубля 90 копеек за 1 доллар США.
Таким образом, реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), распространенная с 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», содержит нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в недостоверной рекламе, содержащей не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. 
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Таким образом, вышеуказанная реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), распространенная с 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», является ненадлежащей, поскольку нарушает требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. 
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
В данном случае рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ОАО АКБ «Связь-Банк» в лице его Новгородского филиала.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ОАО АКБ «Связь-Банк» – главный юрисконсульт Новгородского филиала ОАО АКБ «Связь-Банк» Орешин В.С., о месте и времени рассмотрения дела ОАО АКБ «Связь-Банк» надлежащим образом было уведомлено.
На рассмотрении дела представитель ОАО АКБ «Связь-Банк» поддержал доводы, изложенные в письменных объяснениях (исх. № 251 от 18.05.2009) и дополнениях к ним (исх. № б/н от 25.05.2009) по делу № 16 от 27.04.2009 по признакам нарушения ОАО АКБ «Связь-Банк» законодательства Российской Федерации о рекламе, сводящиеся к следующему. 
25 марта 2009 года курс продажи доллара США в Новгородском филиале ОАО АКБ «Связь-Банк» был изменен в 14 часов 50 минут в связи с ростом курса доллара США на торгах. 
В соответствии с пунктом 2.2.2. договора № 15/8/008 на оказание информационных услуг от 01.04.2008, заключенного между ООО «РА ТИСС Навигатор» (Исполнитель) и ОАО АКБ «Связь-Банк» (Заказчик), Заказчик обязуется письменно сообщать Исполнителю информацию об изменениях в течение 24 часов с момента изменения, что банком было и сделано. Информация об изменении курса продажи долларов США была предоставлена Заказчиком Исполнителю 26.03.2009 в 9 часов 00 минут.
В соответствии с договором № 15/8/008 на оказание информационных услуг от 01.04.2008 и Приложением к нему, заключенными между ООО «РА ТИСС Навигатор» и ОАО АКБ «Связь-Банк», последний предоставляет информацию о курсе покупки-продажи валюты в службу «08», которая содержит для потребителя только сведения об условиях совершения операции покупки-продажи валюты. 
Данная информация не призвана формировать или поддерживать интерес конкретно к ОАО АКБ «Связь-Банк» и его филиалам и не является рекламой, поскольку не содержит признаков индивидуализации филиалов банка, не позволяет сравнивать курсы валют с другими банками, не содержит сведений об их выгодности. 
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 
По смыслу данной статьи под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу. 
Доводимые до потребителя курсы покупки-продажи валюты являются не рекламой, а информацией, которая не содержит признаков индивидуализации банка и не соответствует понятию «реклама», поскольку содержит для потребителя только сведения об условиях совершения покупки-продажи валюты и не призвана формировать или поддерживать интерес конкретно к Банку и способствовать реализации им иностранной валюты. 
Кроме того, размещенная информация не позволяет сравнивать курсы валют с другими банками, не содержит сведения об их выгодности. 
Коммерческий курс валюты, применяемый банком, может существенно и не в пользу клиентов отличаться от курса, применяемого другими кредитными учреждениями при реализации или приобретении иностранной валюты, что будет не выгодно для банка. 
Таким образом, предоставляемая Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» информация о курсе покупки-продажи иностранной валюты в службу «08» ООО «РА ТИСС Навигатор» не является рекламой, а является информацией, так как содержит для потребителя только сведения об условиях совершения операции покупки-продажи валюты и, следовательно, не подпадает под действия Закона о рекламе.
Исследовав материалы дела № 18 от 26.05.2009 об административном правонарушении, заслушав объяснения представителя ОАО АКБ «Связь-Банк», уполномоченное должностное лицо Новгородского УФАС России, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
Информация об услуге по обмену валюты, предлагаемой ОАО АКБ «Связь-Банк», распространенная в течение дня 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», направлена на привлечение внимания к услуге ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты, формирует и поддерживает интерес потребителей к ней. 
В данном случае объектом рекламирования является услуга по обмену валюты (продаже доллара США), а не непосредственно юридическое лицо – ОАО АКБ «Связь-Банк». Однако потребителям данной рекламы по телефону с номером «08» сообщалось, что данную услугу оказывает конкретное юридическое лицо (ОАО АКБ «Связь-Банк» в лице Новгородского филиала), расположенное по определенному адресу (Великий Новгород, ул. Свободы, д. 2/6), указывалась иная контактная информация (номер телефона, режим работы).
Таким образом, данная информация содержит сведения об услуге по обмену валюты, предлагаемой определенным юридическим лицом, формирует и поддерживает интерес потребителей к данной услуге этого юридического лица. 
Из вышесказанного следует, что информация об услуге по обмену валюты (продаже доллара США), предлагаемой ОАО АКБ «Связь-Банк», распространенная в течение дня 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», является рекламой, поскольку полностью соответствует понятию рекламы, сформулированному пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.
При этом реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), распространенная с 14 часов 50 минут, а именно в 15 часов 53 минуты и 15 часов 54 минуты 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», содержит в себе нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в недостоверной рекламе, содержащей не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара. 
Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении с 14 часов 50 минут, а именно в 15 часов 53 минуты и 15 часов 54 минуты 25 марта 2009 года по телефону с номером «08» рекламы услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), содержится в действиях рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ОАО АКБ «Связь-Банк». 
Нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в данном случае является нарушением требований к содержанию рекламы, которое определялось ее рекламодателем – ОАО АКБ «Связь-Банк». Следовательно, ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель – ОАО АКБ «Связь-Банк», поскольку нарушение произошло по его вине.
В соответствии со статьей 14.3 КоАП нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что у ОАО АКБ «Связь-Банк» имелась возможность для соблюдения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП. 
Однако ОАО АКБ «Связь-Банк» не совершило необходимых действий, направленных на предотвращение данного нарушения, хотя имело возможность и могло их совершить, уведомив ООО «РА ТИСС Навигатор» о соответствующих изменениях оказываемых услуг сразу же после этих изменений.
При этом объективных обстоятельств, делающих невозможным ОАО АКБ «Связь-Банк» выполнение требований Закона о рекламе и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП, не усматривается. 
Место и время совершения административного правонарушения – ул. С. Устинова, д. 3, Великий Новгород, 25 марта 2009 года.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства совершения ОАО АКБ «Связь-Банк» административного правонарушения, финансовое положение ОАО АКБ «Связь-Банк», отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП, а также то, что сведений о том, что ОАО АКБ «Связь-Банк» ранее привлекалось к административной ответственности в соответствии со статьей 14.3 КоАП, в Новгородском УФАС России не имеется. 
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены. Каких-либо заявлений, ходатайств или отводов от ОАО АКБ «Связь-Банк» не поступало.
Руководствуясь статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях рекламодателя – Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (открытое акционерное общество) (125375, Москва, ул. Тверская, д. 7) – нарушение статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении Межрегиональным коммерческим банком развития связи и информатики (открытое акционерное общество) законодательства о рекламе (ненадлежащей рекламе).
2. Наложить на рекламодателя – Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики (открытое акционерное общество) – административный штраф за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащую рекламу) в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.
3. Сумму штрафа Межрегиональному коммерческому банку развития связи и информатики (открытое акционерное общество) надлежит перечислить в бюджет:

ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810900000010001
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области
 Великий Новгород
БИК: 044959001
Кор. счет: Нет
ОКАТО: 49401000000
Код БК: 16111626000010000140
(Штраф за нарушение законодательства о рекламе)

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. 
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.






 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 18
об административном правонарушении

 9 июня 2009 года Великий Новгород

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол и материалы дела № 18 от 26.05.2009 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (открытое акционерное общество, далее – ОАО АКБ «Связь-Банк») по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),

УСТАНОВИЛ:

25 марта 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступило заявление <....> о нарушении ОАО АКБ «Связь-Банк» законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившемся в недостоверной рекламе услуг по продаже доллара США, распространяемой по телефону справочной службы с номером «08» (вх. № 1289 от 25.03.2009 Новгородского УФАС России; далее – Заявление). 
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств, установлено следующее.
Из информации (исх. № 20 от 15.04.2009), представленной Обществом с ограниченной ответственностью «РА ТИСС Навигатор» (далее – ООО «РА ТИСС Навигатор»), следует, что 25 марта 2009 года лицам, обратившимся по телефону с номером «08» в справочную службу с вопросом о самом выгодном курсе продажи доллара США, операторами справочной службы выдавалась информация о том, что самый выгодный курс продажи доллара США в данный момент составляет 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США и его предлагает Новгородский филиал ОАО АКБ «Связь-Банк». При этом информация о курсе продажи доллара США, предлагаемом Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» (33 рубля 45 копеек), в течение дня 25 марта 2009 года не менялась.
Из информации (исх. № 4283 от 15.04.2009), представленной ОАО АКБ «Связь-Банк», следует, что с 9 часов 20 минут 25 марта 2009 года Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» продажа доллара США осуществлялась по курсу 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США. С 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года курс продажи доллара США Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» был изменен и составил 33 рубля 90 копеек за 1 доллар США. В дальнейшем в течение дня 25 марта 2009 года курс доллара США не менялся.
Изменение курса обмена валют в Новгородском филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» происходит ежедневно после установления курса Банком России на основании распоряжения, издаваемого управляющим филиала в соответствии с положением о филиале ОАО АКБ «Связь-Банк» и доверенностью, выдаваемой банком управляющему филиалом.
В течение дня 25 марта 2009 года Новгородский филиал ОАО АКБ «Связь-Банк» не отказывал в заключении сделок по покупке (продаже) валюты. При изменении курса обмена валюты в автоматическом режиме в процессе проведения операции по покупке долларов США один из клиентов отказался от покупки по вновь установленному курсу.  
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 
Между ООО «РА ТИСС Навигатор» и ОАО АКБ «Связь-Банк» заключен Договор на оказание информационных услуг № 15/8/008 от 01.04.2008 (далее – Договор). Предметом Договора является размещение Исполнителем (ООО «РА ТИСС Навигатор») информации о Заказчике (ОАО АКБ «Связь-Банк») в базе данных телефонной справочной службы в Великом Новгороде «Служба 08», предлагающей свои услуги по телефону с номером «08» с предоставлением этой информации в полном объеме (пункт 1.1 Договора). Исполнитель обязуется разместить и обеспечить предоставление информации о Заказчике по телефону «08», форма и содержание которой соответствует Приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора (пункт 2.1.1 Договора). Согласно Приложению № 1 к Договору размещению подлежит следующая информация об услугах, предоставляемых ОАО АКБ «Связь-Банк»: «Курсы валют», «Услуги пункта обмена валюты», «Инвестирование в паевые инвестиционные фонды», «Оплата чека дорожного Американ Экспресс», «Перевод денег по системе Близко (BLIZKO)», «Прием вкладов в рублях для физических лиц», «Прием вкладов в валюте для физических лиц», «Прием вкладов в рублях для юридических лиц», «Прием вкладов в валюте для юридических лиц», «Кредитование физического лица», «Кредитование юридического лица», «Услуги банковские карта пластиковая платежная».
То есть ООО «РА ТИСС Навигатор» на платной договорной основе распространяет по телефону с номером «08» информацию об услугах, предлагаемых ОАО АКБ «Связь-Банк», в том числе о курсах обмена валюты, и об услугах пункта обмена валюты.
Таким образом, информация об услугах по обмену валюты, предлагаемых ОАО АКБ «Связь-Банк», распространенная в течение дня 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», представляет собой рекламу услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе является информацией, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (посредством телефонной связи), адресованная неопределенному кругу лиц (всем лицам, обратившимся по телефону с номером «08» в справочную службу с вопросом о самом выгодном курсе продажи доллара США в течение дня 25 марта 2009 года) и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему (услуге ОАО АКБ «Связь-Банк» по продаже долларов США по курсу 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США). 
Рекламодателем данной рекламы является ОАО АКБ «Связь-Банк» в лице Новгородского филиала, а рекламораспространителем – ООО «РА ТИСС Навигатор».
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно вышеуказанной рекламе, распространенной в течение дня 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», ОАО АКБ «Связь-Банк» в лице его Новгородского филиала предлагало продажу доллара США по курсу 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США. Содержание вышеуказанной рекламы (33 рубля 45 копеек за 1 доллар США) не менялось в течение дня 25 марта 2009 года, и выдавалось операторами справочной службы всем лицам, обратившимся по телефону 08 в справочную службу с вопросом о самом выгодном курсе продажи доллара США.
Между тем в 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» курс продажи доллара США был изменен и составил 33 рубля 90 копеек за 1 доллар США. В дальнейшем в течение дня 25 марта 2009 года курс доллара США не менялся.
При этом из информации ООО «РА ТИСС Навигатор» («Отчет о запросах на товары и услуги») следует, что реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по продаже доллара США по курсу 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США распространялась по телефону с номером «08» после 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года (в 15 часов 53 минуты и 15 часов 54 минуты), то есть после изменения Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» курса продажи доллара США. 
 То есть реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), распространенная по телефону с номером «08» с 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года, содержала не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара: 33 рубля 45 копеек за 1 доллар США, в то время как фактически курс продажи доллара США составлял 33 рубля 90 копеек за 1 доллар США.
Таким образом, реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), распространенная с 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», содержит нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в недостоверной рекламе, содержащей не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. 
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Таким образом, вышеуказанная реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), распространенная с 14 часов 50 минут 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», является ненадлежащей, поскольку нарушает требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. 
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
В данном случае рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ОАО АКБ «Связь-Банк» в лице его Новгородского филиала.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ОАО АКБ «Связь-Банк» – главный юрисконсульт Новгородского филиала ОАО АКБ «Связь-Банк» Орешин В.С., о месте и времени рассмотрения дела ОАО АКБ «Связь-Банк» надлежащим образом было уведомлено.
На рассмотрении дела представитель ОАО АКБ «Связь-Банк» поддержал доводы, изложенные в письменных объяснениях (исх. № 251 от 18.05.2009) и дополнениях к ним (исх. № б/н от 25.05.2009) по делу № 16 от 27.04.2009 по признакам нарушения ОАО АКБ «Связь-Банк» законодательства Российской Федерации о рекламе, сводящиеся к следующему. 
25 марта 2009 года курс продажи доллара США в Новгородском филиале ОАО АКБ «Связь-Банк» был изменен в 14 часов 50 минут в связи с ростом курса доллара США на торгах. 
В соответствии с пунктом 2.2.2. договора № 15/8/008 на оказание информационных услуг от 01.04.2008, заключенного между ООО «РА ТИСС Навигатор» (Исполнитель) и ОАО АКБ «Связь-Банк» (Заказчик), Заказчик обязуется письменно сообщать Исполнителю информацию об изменениях в течение 24 часов с момента изменения, что банком было и сделано. Информация об изменении курса продажи долларов США была предоставлена Заказчиком Исполнителю 26.03.2009 в 9 часов 00 минут.
В соответствии с договором № 15/8/008 на оказание информационных услуг от 01.04.2008 и Приложением к нему, заключенными между ООО «РА ТИСС Навигатор» и ОАО АКБ «Связь-Банк», последний предоставляет информацию о курсе покупки-продажи валюты в службу «08», которая содержит для потребителя только сведения об условиях совершения операции покупки-продажи валюты. 
Данная информация не призвана формировать или поддерживать интерес конкретно к ОАО АКБ «Связь-Банк» и его филиалам и не является рекламой, поскольку не содержит признаков индивидуализации филиалов банка, не позволяет сравнивать курсы валют с другими банками, не содержит сведений об их выгодности. 
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 
По смыслу данной статьи под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу. 
Доводимые до потребителя курсы покупки-продажи валюты являются не рекламой, а информацией, которая не содержит признаков индивидуализации банка и не соответствует понятию «реклама», поскольку содержит для потребителя только сведения об условиях совершения покупки-продажи валюты и не призвана формировать или поддерживать интерес конкретно к Банку и способствовать реализации им иностранной валюты. 
Кроме того, размещенная информация не позволяет сравнивать курсы валют с другими банками, не содержит сведения об их выгодности. 
Коммерческий курс валюты, применяемый банком, может существенно и не в пользу клиентов отличаться от курса, применяемого другими кредитными учреждениями при реализации или приобретении иностранной валюты, что будет не выгодно для банка. 
Таким образом, предоставляемая Новгородским филиалом ОАО АКБ «Связь-Банк» информация о курсе покупки-продажи иностранной валюты в службу «08» ООО «РА ТИСС Навигатор» не является рекламой, а является информацией, так как содержит для потребителя только сведения об условиях совершения операции покупки-продажи валюты и, следовательно, не подпадает под действия Закона о рекламе.
Исследовав материалы дела № 18 от 26.05.2009 об административном правонарушении, заслушав объяснения представителя ОАО АКБ «Связь-Банк», уполномоченное должностное лицо Новгородского УФАС России, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
Информация об услуге по обмену валюты, предлагаемой ОАО АКБ «Связь-Банк», распространенная в течение дня 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», направлена на привлечение внимания к услуге ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты, формирует и поддерживает интерес потребителей к ней. 
В данном случае объектом рекламирования является услуга по обмену валюты (продаже доллара США), а не непосредственно юридическое лицо – ОАО АКБ «Связь-Банк». Однако потребителям данной рекламы по телефону с номером «08» сообщалось, что данную услугу оказывает конкретное юридическое лицо (ОАО АКБ «Связь-Банк» в лице Новгородского филиала), расположенное по определенному адресу (Великий Новгород, ул. Свободы, д. 2/6), указывалась иная контактная информация (номер телефона, режим работы).
Таким образом, данная информация содержит сведения об услуге по обмену валюты, предлагаемой определенным юридическим лицом, формирует и поддерживает интерес потребителей к данной услуге этого юридического лица. 
Из вышесказанного следует, что информация об услуге по обмену валюты (продаже доллара США), предлагаемой ОАО АКБ «Связь-Банк», распространенная в течение дня 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», является рекламой, поскольку полностью соответствует понятию рекламы, сформулированному пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.
При этом реклама услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), распространенная с 14 часов 50 минут, а именно в 15 часов 53 минуты и 15 часов 54 минуты 25 марта 2009 года по телефону с номером «08», содержит в себе нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в недостоверной рекламе, содержащей не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара. 
Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении с 14 часов 50 минут, а именно в 15 часов 53 минуты и 15 часов 54 минуты 25 марта 2009 года по телефону с номером «08» рекламы услуги ОАО АКБ «Связь-Банк» по обмену валюты (продаже доллара США), содержится в действиях рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ОАО АКБ «Связь-Банк». 
Нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в данном случае является нарушением требований к содержанию рекламы, которое определялось ее рекламодателем – ОАО АКБ «Связь-Банк». Следовательно, ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель – ОАО АКБ «Связь-Банк», поскольку нарушение произошло по его вине.
В соответствии со статьей 14.3 КоАП нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что у ОАО АКБ «Связь-Банк» имелась возможность для соблюдения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП. 
Однако ОАО АКБ «Связь-Банк» не совершило необходимых действий, направленных на предотвращение данного нарушения, хотя имело возможность и могло их совершить, уведомив ООО «РА ТИСС Навигатор» о соответствующих изменениях оказываемых услуг сразу же после этих изменений.
При этом объективных обстоятельств, делающих невозможным ОАО АКБ «Связь-Банк» выполнение требований Закона о рекламе и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП, не усматривается. 
Место и время совершения административного правонарушения – ул. С. Устинова, д. 3, Великий Новгород, 25 марта 2009 года.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства совершения ОАО АКБ «Связь-Банк» административного правонарушения, финансовое положение ОАО АКБ «Связь-Банк», отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП, а также то, что сведений о том, что ОАО АКБ «Связь-Банк» ранее привлекалось к административной ответственности в соответствии со статьей 14.3 КоАП, в Новгородском УФАС России не имеется. 
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены. Каких-либо заявлений, ходатайств или отводов от ОАО АКБ «Связь-Банк» не поступало.
Руководствуясь статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях рекламодателя – Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (открытое акционерное общество) (125375, Москва, ул. Тверская, д. 7) – нарушение статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении Межрегиональным коммерческим банком развития связи и информатики (открытое акционерное общество) законодательства о рекламе (ненадлежащей рекламе).
2. Наложить на рекламодателя – Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики (открытое акционерное общество) – административный штраф за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащую рекламу) в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.
3. Сумму штрафа Межрегиональному коммерческому банку развития связи и информатики (открытое акционерное общество) надлежит перечислить в бюджет:

ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810900000010001
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области
 Великий Новгород
БИК: 044959001
Кор. счет: Нет
ОКАТО: 49401000000
Код БК: 16111626000010000140
(Штраф за нарушение законодательства о рекламе)

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. 
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Признать в действиях рекламодателя – Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики  – нарушение статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении Межрегиональным коммерческим банком развития связи и информатики (открытое акционерное общество) законодательства о рекламе (ненадлежащей рекламе). 

[format] => full_html [safe_value] =>

Признать в действиях рекламодателя – Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики  – нарушение статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении Межрегиональным коммерческим банком развития связи и информатики (открытое акционерное общество) законодательства о рекламе (ненадлежащей рекламе). 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы Куриков Илья Андреевич.

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.


 

Также Новгородское УФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Курирует данное направление Врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Аванесян Мигель Вячеславович.

 

 

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-10 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-10 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )