• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению <Б.......>

Номер дела: б/н
Дата публикации: 10 ноября 2014, 16:02

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

<Б.....>

Великий Новгород

 

Исходящий № 6513/02 от 10.11.2014

РЕШЕНИЕ

об отказе в возбуждении дела

 

10 ноября  2014 года                                                               Великий Новгород

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) 22.09.2014 поступило заявление от гражданина <Б....> (Великий Новгород) о нарушении антимонопольного законодательства Филиалом Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Великий Новгород (место нахождения – Великий Новгород, ул. Загородная, д. 2, кор.1).

В результате рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Из заявления следует, что в квартире  гражданина <Б.....> Филиалом Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Великий Новгород (далее – ОАО «Газпром Великий Новгород») 16.09.2014 был установлен  бытовой газовый счётчик. Работа по установке газового счетчика  была выполнена в течение одного часа.  Стоимость установки газового счетчика составила 4978 руб. с 5%-ной скидкой от стоимости работ на установку прибора учета при условии 100% предоплаты выполняемых работ.  Гражданин <Б....> не согласен со стоимостью выполнения указанных работ, считает, что ОАО «Газпром Великий Новгород», занимая доминирующее положение на рынке работ по установке приборов учёта природного газа, устанавливает необоснованно высокую цену на установку газового счетчика, что является   нарушением антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

По результатам проведенного Новгородским УФАС России анализа состояния конкуренции на рынке работ  по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде в Новгородской области, в том числе в Великом Новгороде за 2013 год и 1 полугодие 2014 года установлено, что ОАО «Газпром Великий Новгород» является единственным участником – продавцом на указанном рынке с долей 100 процентов и, следовательно, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

Из представленных ОАО «Газпром Великий Новгород» по запросу Управления документов от 08.10.2014 исх. № 13/3717 установлено следующее.

В соответствии с Общими положениями по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб, утверждёнными постановлением Госстроя России от 26.06.2003 № 112, (далее – Правила), пунктами 6.47-6.49 Правил установлены общие рекомендации к приборам учёта газа и мест их установки.

Пунктом 1.4.2 Прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных сетей, утвержденного и введенного  в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 (далее – Прейскурант), определено, что при установке бытового счётчика газа на существующем газопроводе инженером выполняется разработка эскиза (проекта),  что также определено и требованиями Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Оформление эскизов (проектов) на монтаж газового счётчика осуществляется всеми филиалами ОАО «Газпром Великий Новгород».

При расчете себестоимости на оказание вышеуказанных работ используются нормативы времени и квалификационный разряд исполнителя, установленные Прейскурантом. 

В соответствии с пунктом 2.4.12 Прейскуранта при монтаже бытового счётчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа (при монтаже счётчика с новой подводкой внутридомового газопровода и врезкой крана дополнительно применять пункты 2.1.9 и 2.2.3) определен состав исполнителей  - электрогазосварщик 4 разряда, слесарь 4 разряда, при исполнении пункта 2.2.3 – электрогазосварщик 5 разряда  вместо электрогазосварщика 4 разряда.

При установке бытового счётчика газа после ремонта или поверки в соответствии с пунктом 2.4.13 Прейскуранта определён состав исполнителя - слесарь 4 разряда.

При установке крана при монтаже внутридомового газового оборудования при диаметре трубы 15 – 20 мм и 25 – 50 мм (при работе с приставной лестницы применять к цене коэф. 1.2) в соответствии с пунктом 2.4.13 Прейскуранта определён состав исполнителя - слесарь 4 разряда.

При проведении указанных работ, осуществляемых в процессе установки газового счётчика со сварочными работами, выполняются следующие технологические операции:

- отключение газа в стояке, проверка на закрытие кранов у всех потребителей газа по стояку;

- выжигание остатков газа из газопровода в квартире, где производится установка газового счётчика;

- обрезка старого участка газопровода;

- врезка нового участка газопровода (замер и изготовление заготовок новых участков делаются в тресте до производства работ по установке газового счётчика);

- подключение крана опуска перед газовым счётчиком, проверка на герметичность сварочного шва;

- подключение к газопроводу газового счётчика;

- подключение кранов опуска перед газоиспользующими приборами (один или два в зависимости от количества приборов);

- проверка на герметичность участка газопровода от крана опуска перед счётчиком до кранов опуска перед приборами;

- открытие крана опуска перед счётчиком и опрессовка стояка;

- открытие крана ввода на стояк, продувка газопровода газом до полного вытеснения воздуха в квартире, где проводились работы по установке газового счётчика;

- розжиг газовых горелок в газоиспользующем оборудовании по всему стояку.

Технологические операции, осуществляемые в процессе установки газового счётчика без сварочных работ:

а) с заменой крана опуска:

- снятие старого крана опуска;

- установка нового крана;

- установка резьбового газового счётчика;

- установка гибкой подводки к газоиспользующему оборудованию.

б) без замены крана опуска:

- установка резьбового газового счётчика;

- установка гибкой подводки к газоиспользующему оборудованию.

С учётом технологических особенностей и условий реализации работы по установке приборов учета природного газа в жилом фонде можно разделить на 2 вида:

1) установка приборов учёта природного газа на вновь строящихся объектах в соответствии с договором строительного подряда (с выполнением работ на основе локальных смет, выпущенных проектным институтом).

2) установка приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде.

Имеются существенные технологические особенности, только при которых возможна установка приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде: необходимо перед выполнением работ произвести отключение, а после выполнения работ - включение части газораспределительного оборудования (далее – ГРО), на котором производится установка приборов учёта природного газа. Такое отключение с последующим включением на территории Новгородской области имеет право и возможность выполнять только лицо, обладающее соответствующей лицензией и обслуживающей данное ГРО, т.е. газораспределительная организация – ОАО «Газпром Великий Новгород».

То есть, для выполнения работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде необходимо получить разрешение ОАО «Газпром Великий Новгород», согласовать время и оплатить работы специалистов ОАО «Газпром Великий Новгород» по отключению и подключению ГРО.

В то же время при установке приборов учёта во вновь вводимом жилом фонде выполнение указанных технологических операций не требуется.

Таким образом, установка счётчиков может выполняться как с отключением, так и без отключения газа. Всё зависит от устанавливаемого типа счётчика и существующей газовой разводки. Как правило, это работа с изменением газовой разводки, выполняемая в действующем жилом фонде, и, соответственно, с отключением газа и выполнением сварочных работ.

Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждёнными постановлением Правительства от 21.07.2008 № 549, определено, что  специализированная организация – газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательстве Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо договор на оказание услуг аварийно-диспетчерской службы.

Пунктом 20 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 определено, что бытовое газоиспользующее оборудование должно быть отключено от сети газораспределения с составлением акта и установкой заглушки на газопроводе при выявлении самовольной газификации или переустановкой газового оборудования.

Подключение газоиспользующего оборудования к сети должно производиться специализированной организацией после устранения выявленных нарушений и неисправностей.

При этом, фонд заработной платы работников ОАО «Газпром Великий Новгород» рассчитывается, исходя из фактически существующих тарифных ставок работников. Кроме этого, в состав себестоимости включаются затраты, фактически сложившиеся в каждом филиале (амортизация, материальные затраты, прочие, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

Согласно пункту 10.1 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ-12529-03 данные работы относятся к газоопасным работам, которые выполняются согласно наряду-допуску. После выполнения работ производится контрольная опрессовка воздухом, и далее – повторный пуск газа. Все изменения вносятся в исполнительно-техническую документацию, которая хранится в эксплуатирующей организации постоянно.

Из представленных калькуляций следует, что рентабельность данных работ, осуществляемых филиалами ОАО «Газпром Великий Новгород», составляет 15.52 процента. Кроме того, в составе расходов, предусмотренных калькуляциями ОАО «Газпром Великий Новгород», не выявлены затраты, не относящиеся к  производству и реализации работ по установке приборов учёта природного газа.

Таким образом, установленные ОАО «Газпром Великий Новгород» тарифы на работы по установке приборов учёта природного газа не превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и не являются монопольно высокими.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» работы по установке счётчиков не включены в перечень работ (услуг), тарифы по которым подлежат государственному регулированию. Соответственно, тарифы на эти работы (услуги) устанавливаются исходя из фактических затрат с учётом рентабельности.

ОАО «Газпром Великий Новгород» приказом от 11 апреля 2014  года № 11в «О введении в действие калькуляций на установку газовых счётчиков и разработку эскиза» с 14 апреля 2014  года введены в действие единые по ОАО «Газпром Великий Новгород» калькуляции на установку бытовых газовых счётчиков для населения и калькуляции на разработку эскиза установки бытового счётчика газа на существующем газопроводе. Пунктом 4 указанного приказа предусмотрена скидка в размере 5% от стоимости работ на установку прибора учета при условии 100% предоплаты выполняемых работ.  Пунктом 5 указанного приказа предусмотрена скидка в размере 25% от стоимости работ на установку прибора учета при условии коллективной  установки приборов учета в одном жилом многоквартирном доме или расположенных вблизи друг от друга.

Таким образом, признаков нарушения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом - ОАО «Газпром Великий Новгород» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в том числе, фактов установления, поддержания монопольно высокой цены работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов, не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9  статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган

РЕШИЛ:

в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  по заявлению гражданина <Б....> отказать в связи с отсутствием признаков его нарушения в рассматриваемых действиях Филиала Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Великий Новгород.

Руководитель Управления                                                               О.С. Виниченко                          

 

stdClass Object ( [vid] => 12300 [uid] => 5 [title] => Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению <Б.......> [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12298 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415624963 [changed] => 1415624963 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415624963 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

<Б.....>

Великий Новгород

 

Исходящий № 6513/02 от 10.11.2014

РЕШЕНИЕ

об отказе в возбуждении дела

 

10 ноября  2014 года                                                               Великий Новгород

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) 22.09.2014 поступило заявление от гражданина <Б....> (Великий Новгород) о нарушении антимонопольного законодательства Филиалом Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Великий Новгород (место нахождения – Великий Новгород, ул. Загородная, д. 2, кор.1).

В результате рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Из заявления следует, что в квартире  гражданина <Б.....> Филиалом Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Великий Новгород (далее – ОАО «Газпром Великий Новгород») 16.09.2014 был установлен  бытовой газовый счётчик. Работа по установке газового счетчика  была выполнена в течение одного часа.  Стоимость установки газового счетчика составила 4978 руб. с 5%-ной скидкой от стоимости работ на установку прибора учета при условии 100% предоплаты выполняемых работ.  Гражданин <Б....> не согласен со стоимостью выполнения указанных работ, считает, что ОАО «Газпром Великий Новгород», занимая доминирующее положение на рынке работ по установке приборов учёта природного газа, устанавливает необоснованно высокую цену на установку газового счетчика, что является   нарушением антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

По результатам проведенного Новгородским УФАС России анализа состояния конкуренции на рынке работ  по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде в Новгородской области, в том числе в Великом Новгороде за 2013 год и 1 полугодие 2014 года установлено, что ОАО «Газпром Великий Новгород» является единственным участником – продавцом на указанном рынке с долей 100 процентов и, следовательно, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

Из представленных ОАО «Газпром Великий Новгород» по запросу Управления документов от 08.10.2014 исх. № 13/3717 установлено следующее.

В соответствии с Общими положениями по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб, утверждёнными постановлением Госстроя России от 26.06.2003 № 112, (далее – Правила), пунктами 6.47-6.49 Правил установлены общие рекомендации к приборам учёта газа и мест их установки.

Пунктом 1.4.2 Прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных сетей, утвержденного и введенного  в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 (далее – Прейскурант), определено, что при установке бытового счётчика газа на существующем газопроводе инженером выполняется разработка эскиза (проекта),  что также определено и требованиями Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Оформление эскизов (проектов) на монтаж газового счётчика осуществляется всеми филиалами ОАО «Газпром Великий Новгород».

При расчете себестоимости на оказание вышеуказанных работ используются нормативы времени и квалификационный разряд исполнителя, установленные Прейскурантом. 

В соответствии с пунктом 2.4.12 Прейскуранта при монтаже бытового счётчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа (при монтаже счётчика с новой подводкой внутридомового газопровода и врезкой крана дополнительно применять пункты 2.1.9 и 2.2.3) определен состав исполнителей  - электрогазосварщик 4 разряда, слесарь 4 разряда, при исполнении пункта 2.2.3 – электрогазосварщик 5 разряда  вместо электрогазосварщика 4 разряда.

При установке бытового счётчика газа после ремонта или поверки в соответствии с пунктом 2.4.13 Прейскуранта определён состав исполнителя - слесарь 4 разряда.

При установке крана при монтаже внутридомового газового оборудования при диаметре трубы 15 – 20 мм и 25 – 50 мм (при работе с приставной лестницы применять к цене коэф. 1.2) в соответствии с пунктом 2.4.13 Прейскуранта определён состав исполнителя - слесарь 4 разряда.

При проведении указанных работ, осуществляемых в процессе установки газового счётчика со сварочными работами, выполняются следующие технологические операции:

- отключение газа в стояке, проверка на закрытие кранов у всех потребителей газа по стояку;

- выжигание остатков газа из газопровода в квартире, где производится установка газового счётчика;

- обрезка старого участка газопровода;

- врезка нового участка газопровода (замер и изготовление заготовок новых участков делаются в тресте до производства работ по установке газового счётчика);

- подключение крана опуска перед газовым счётчиком, проверка на герметичность сварочного шва;

- подключение к газопроводу газового счётчика;

- подключение кранов опуска перед газоиспользующими приборами (один или два в зависимости от количества приборов);

- проверка на герметичность участка газопровода от крана опуска перед счётчиком до кранов опуска перед приборами;

- открытие крана опуска перед счётчиком и опрессовка стояка;

- открытие крана ввода на стояк, продувка газопровода газом до полного вытеснения воздуха в квартире, где проводились работы по установке газового счётчика;

- розжиг газовых горелок в газоиспользующем оборудовании по всему стояку.

Технологические операции, осуществляемые в процессе установки газового счётчика без сварочных работ:

а) с заменой крана опуска:

- снятие старого крана опуска;

- установка нового крана;

- установка резьбового газового счётчика;

- установка гибкой подводки к газоиспользующему оборудованию.

б) без замены крана опуска:

- установка резьбового газового счётчика;

- установка гибкой подводки к газоиспользующему оборудованию.

С учётом технологических особенностей и условий реализации работы по установке приборов учета природного газа в жилом фонде можно разделить на 2 вида:

1) установка приборов учёта природного газа на вновь строящихся объектах в соответствии с договором строительного подряда (с выполнением работ на основе локальных смет, выпущенных проектным институтом).

2) установка приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде.

Имеются существенные технологические особенности, только при которых возможна установка приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде: необходимо перед выполнением работ произвести отключение, а после выполнения работ - включение части газораспределительного оборудования (далее – ГРО), на котором производится установка приборов учёта природного газа. Такое отключение с последующим включением на территории Новгородской области имеет право и возможность выполнять только лицо, обладающее соответствующей лицензией и обслуживающей данное ГРО, т.е. газораспределительная организация – ОАО «Газпром Великий Новгород».

То есть, для выполнения работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде необходимо получить разрешение ОАО «Газпром Великий Новгород», согласовать время и оплатить работы специалистов ОАО «Газпром Великий Новгород» по отключению и подключению ГРО.

В то же время при установке приборов учёта во вновь вводимом жилом фонде выполнение указанных технологических операций не требуется.

Таким образом, установка счётчиков может выполняться как с отключением, так и без отключения газа. Всё зависит от устанавливаемого типа счётчика и существующей газовой разводки. Как правило, это работа с изменением газовой разводки, выполняемая в действующем жилом фонде, и, соответственно, с отключением газа и выполнением сварочных работ.

Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждёнными постановлением Правительства от 21.07.2008 № 549, определено, что  специализированная организация – газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательстве Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо договор на оказание услуг аварийно-диспетчерской службы.

Пунктом 20 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 определено, что бытовое газоиспользующее оборудование должно быть отключено от сети газораспределения с составлением акта и установкой заглушки на газопроводе при выявлении самовольной газификации или переустановкой газового оборудования.

Подключение газоиспользующего оборудования к сети должно производиться специализированной организацией после устранения выявленных нарушений и неисправностей.

При этом, фонд заработной платы работников ОАО «Газпром Великий Новгород» рассчитывается, исходя из фактически существующих тарифных ставок работников. Кроме этого, в состав себестоимости включаются затраты, фактически сложившиеся в каждом филиале (амортизация, материальные затраты, прочие, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

Согласно пункту 10.1 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ-12529-03 данные работы относятся к газоопасным работам, которые выполняются согласно наряду-допуску. После выполнения работ производится контрольная опрессовка воздухом, и далее – повторный пуск газа. Все изменения вносятся в исполнительно-техническую документацию, которая хранится в эксплуатирующей организации постоянно.

Из представленных калькуляций следует, что рентабельность данных работ, осуществляемых филиалами ОАО «Газпром Великий Новгород», составляет 15.52 процента. Кроме того, в составе расходов, предусмотренных калькуляциями ОАО «Газпром Великий Новгород», не выявлены затраты, не относящиеся к  производству и реализации работ по установке приборов учёта природного газа.

Таким образом, установленные ОАО «Газпром Великий Новгород» тарифы на работы по установке приборов учёта природного газа не превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и не являются монопольно высокими.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» работы по установке счётчиков не включены в перечень работ (услуг), тарифы по которым подлежат государственному регулированию. Соответственно, тарифы на эти работы (услуги) устанавливаются исходя из фактических затрат с учётом рентабельности.

ОАО «Газпром Великий Новгород» приказом от 11 апреля 2014  года № 11в «О введении в действие калькуляций на установку газовых счётчиков и разработку эскиза» с 14 апреля 2014  года введены в действие единые по ОАО «Газпром Великий Новгород» калькуляции на установку бытовых газовых счётчиков для населения и калькуляции на разработку эскиза установки бытового счётчика газа на существующем газопроводе. Пунктом 4 указанного приказа предусмотрена скидка в размере 5% от стоимости работ на установку прибора учета при условии 100% предоплаты выполняемых работ.  Пунктом 5 указанного приказа предусмотрена скидка в размере 25% от стоимости работ на установку прибора учета при условии коллективной  установки приборов учета в одном жилом многоквартирном доме или расположенных вблизи друг от друга.

Таким образом, признаков нарушения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом - ОАО «Газпром Великий Новгород» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в том числе, фактов установления, поддержания монопольно высокой цены работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов, не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9  статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган

РЕШИЛ:

в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  по заявлению гражданина <Б....> отказать в связи с отсутствием признаков его нарушения в рассматриваемых действиях Филиала Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Великий Новгород.

Руководитель Управления                                                               О.С. Виниченко                          

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

<Б.....>

Великий Новгород

 

Исходящий № 6513/02 от 10.11.2014

РЕШЕНИЕ

об отказе в возбуждении дела

 

10 ноября  2014 года                                                               Великий Новгород

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) 22.09.2014 поступило заявление от гражданина <Б....> (Великий Новгород) о нарушении антимонопольного законодательства Филиалом Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Великий Новгород (место нахождения – Великий Новгород, ул. Загородная, д. 2, кор.1).

В результате рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Из заявления следует, что в квартире  гражданина <Б.....> Филиалом Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Великий Новгород (далее – ОАО «Газпром Великий Новгород») 16.09.2014 был установлен  бытовой газовый счётчик. Работа по установке газового счетчика  была выполнена в течение одного часа.  Стоимость установки газового счетчика составила 4978 руб. с 5%-ной скидкой от стоимости работ на установку прибора учета при условии 100% предоплаты выполняемых работ.  Гражданин <Б....> не согласен со стоимостью выполнения указанных работ, считает, что ОАО «Газпром Великий Новгород», занимая доминирующее положение на рынке работ по установке приборов учёта природного газа, устанавливает необоснованно высокую цену на установку газового счетчика, что является   нарушением антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

По результатам проведенного Новгородским УФАС России анализа состояния конкуренции на рынке работ  по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде в Новгородской области, в том числе в Великом Новгороде за 2013 год и 1 полугодие 2014 года установлено, что ОАО «Газпром Великий Новгород» является единственным участником – продавцом на указанном рынке с долей 100 процентов и, следовательно, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

Из представленных ОАО «Газпром Великий Новгород» по запросу Управления документов от 08.10.2014 исх. № 13/3717 установлено следующее.

В соответствии с Общими положениями по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб, утверждёнными постановлением Госстроя России от 26.06.2003 № 112, (далее – Правила), пунктами 6.47-6.49 Правил установлены общие рекомендации к приборам учёта газа и мест их установки.

Пунктом 1.4.2 Прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных сетей, утвержденного и введенного  в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 (далее – Прейскурант), определено, что при установке бытового счётчика газа на существующем газопроводе инженером выполняется разработка эскиза (проекта),  что также определено и требованиями Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Оформление эскизов (проектов) на монтаж газового счётчика осуществляется всеми филиалами ОАО «Газпром Великий Новгород».

При расчете себестоимости на оказание вышеуказанных работ используются нормативы времени и квалификационный разряд исполнителя, установленные Прейскурантом. 

В соответствии с пунктом 2.4.12 Прейскуранта при монтаже бытового счётчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа (при монтаже счётчика с новой подводкой внутридомового газопровода и врезкой крана дополнительно применять пункты 2.1.9 и 2.2.3) определен состав исполнителей  - электрогазосварщик 4 разряда, слесарь 4 разряда, при исполнении пункта 2.2.3 – электрогазосварщик 5 разряда  вместо электрогазосварщика 4 разряда.

При установке бытового счётчика газа после ремонта или поверки в соответствии с пунктом 2.4.13 Прейскуранта определён состав исполнителя - слесарь 4 разряда.

При установке крана при монтаже внутридомового газового оборудования при диаметре трубы 15 – 20 мм и 25 – 50 мм (при работе с приставной лестницы применять к цене коэф. 1.2) в соответствии с пунктом 2.4.13 Прейскуранта определён состав исполнителя - слесарь 4 разряда.

При проведении указанных работ, осуществляемых в процессе установки газового счётчика со сварочными работами, выполняются следующие технологические операции:

- отключение газа в стояке, проверка на закрытие кранов у всех потребителей газа по стояку;

- выжигание остатков газа из газопровода в квартире, где производится установка газового счётчика;

- обрезка старого участка газопровода;

- врезка нового участка газопровода (замер и изготовление заготовок новых участков делаются в тресте до производства работ по установке газового счётчика);

- подключение крана опуска перед газовым счётчиком, проверка на герметичность сварочного шва;

- подключение к газопроводу газового счётчика;

- подключение кранов опуска перед газоиспользующими приборами (один или два в зависимости от количества приборов);

- проверка на герметичность участка газопровода от крана опуска перед счётчиком до кранов опуска перед приборами;

- открытие крана опуска перед счётчиком и опрессовка стояка;

- открытие крана ввода на стояк, продувка газопровода газом до полного вытеснения воздуха в квартире, где проводились работы по установке газового счётчика;

- розжиг газовых горелок в газоиспользующем оборудовании по всему стояку.

Технологические операции, осуществляемые в процессе установки газового счётчика без сварочных работ:

а) с заменой крана опуска:

- снятие старого крана опуска;

- установка нового крана;

- установка резьбового газового счётчика;

- установка гибкой подводки к газоиспользующему оборудованию.

б) без замены крана опуска:

- установка резьбового газового счётчика;

- установка гибкой подводки к газоиспользующему оборудованию.

С учётом технологических особенностей и условий реализации работы по установке приборов учета природного газа в жилом фонде можно разделить на 2 вида:

1) установка приборов учёта природного газа на вновь строящихся объектах в соответствии с договором строительного подряда (с выполнением работ на основе локальных смет, выпущенных проектным институтом).

2) установка приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде.

Имеются существенные технологические особенности, только при которых возможна установка приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде: необходимо перед выполнением работ произвести отключение, а после выполнения работ - включение части газораспределительного оборудования (далее – ГРО), на котором производится установка приборов учёта природного газа. Такое отключение с последующим включением на территории Новгородской области имеет право и возможность выполнять только лицо, обладающее соответствующей лицензией и обслуживающей данное ГРО, т.е. газораспределительная организация – ОАО «Газпром Великий Новгород».

То есть, для выполнения работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде необходимо получить разрешение ОАО «Газпром Великий Новгород», согласовать время и оплатить работы специалистов ОАО «Газпром Великий Новгород» по отключению и подключению ГРО.

В то же время при установке приборов учёта во вновь вводимом жилом фонде выполнение указанных технологических операций не требуется.

Таким образом, установка счётчиков может выполняться как с отключением, так и без отключения газа. Всё зависит от устанавливаемого типа счётчика и существующей газовой разводки. Как правило, это работа с изменением газовой разводки, выполняемая в действующем жилом фонде, и, соответственно, с отключением газа и выполнением сварочных работ.

Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждёнными постановлением Правительства от 21.07.2008 № 549, определено, что  специализированная организация – газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательстве Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо договор на оказание услуг аварийно-диспетчерской службы.

Пунктом 20 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 определено, что бытовое газоиспользующее оборудование должно быть отключено от сети газораспределения с составлением акта и установкой заглушки на газопроводе при выявлении самовольной газификации или переустановкой газового оборудования.

Подключение газоиспользующего оборудования к сети должно производиться специализированной организацией после устранения выявленных нарушений и неисправностей.

При этом, фонд заработной платы работников ОАО «Газпром Великий Новгород» рассчитывается, исходя из фактически существующих тарифных ставок работников. Кроме этого, в состав себестоимости включаются затраты, фактически сложившиеся в каждом филиале (амортизация, материальные затраты, прочие, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

Согласно пункту 10.1 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ-12529-03 данные работы относятся к газоопасным работам, которые выполняются согласно наряду-допуску. После выполнения работ производится контрольная опрессовка воздухом, и далее – повторный пуск газа. Все изменения вносятся в исполнительно-техническую документацию, которая хранится в эксплуатирующей организации постоянно.

Из представленных калькуляций следует, что рентабельность данных работ, осуществляемых филиалами ОАО «Газпром Великий Новгород», составляет 15.52 процента. Кроме того, в составе расходов, предусмотренных калькуляциями ОАО «Газпром Великий Новгород», не выявлены затраты, не относящиеся к  производству и реализации работ по установке приборов учёта природного газа.

Таким образом, установленные ОАО «Газпром Великий Новгород» тарифы на работы по установке приборов учёта природного газа не превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и не являются монопольно высокими.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» работы по установке счётчиков не включены в перечень работ (услуг), тарифы по которым подлежат государственному регулированию. Соответственно, тарифы на эти работы (услуги) устанавливаются исходя из фактических затрат с учётом рентабельности.

ОАО «Газпром Великий Новгород» приказом от 11 апреля 2014  года № 11в «О введении в действие калькуляций на установку газовых счётчиков и разработку эскиза» с 14 апреля 2014  года введены в действие единые по ОАО «Газпром Великий Новгород» калькуляции на установку бытовых газовых счётчиков для населения и калькуляции на разработку эскиза установки бытового счётчика газа на существующем газопроводе. Пунктом 4 указанного приказа предусмотрена скидка в размере 5% от стоимости работ на установку прибора учета при условии 100% предоплаты выполняемых работ.  Пунктом 5 указанного приказа предусмотрена скидка в размере 25% от стоимости работ на установку прибора учета при условии коллективной  установки приборов учета в одном жилом многоквартирном доме или расположенных вблизи друг от друга.

Таким образом, признаков нарушения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом - ОАО «Газпром Великий Новгород» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в том числе, фактов установления, поддержания монопольно высокой цены работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов, не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9  статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган

РЕШИЛ:

в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  по заявлению гражданина <Б....> отказать в связи с отсутствием признаков его нарушения в рассматриваемых действиях Филиала Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» в г. Великий Новгород.

Руководитель Управления                                                               О.С. Виниченко                          

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 6513/02 [format] => [safe_value] => 6513/02 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => б/н [format] => [safe_value] => б/н ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области 22.09.2014 поступило заявление от гражданина <Б.....>

[format] => full_html [safe_value] =>

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области 22.09.2014 поступило заявление от гражданина <Б.....>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также  выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

Куратор направления: Пашкова Галина Николаевна, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 196 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 196 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 199 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 199 [vid] => 6 [name] => Социальная сфера [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [3] => Array ( [tid] => 112 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 112 [vid] => 6 [name] => ТЭК [description] => [format] => filtered_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-10 13:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-10 13:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415624963 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )