Решение по делу № 15 по признакам нарушения Советом депутатов Боровёнковского сельского поселения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: 15
Дата публикации: 29 апреля 2014, 14:18

                                                  Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

                                                                 Совет депутатов Боровёнковского

                                                                  сельского  поселения                                                                     

                                                                  ул. Кооперативная, д. 5, п. Боровёнка

                                                                  Окуловский район, Новгородская обл.

                                                                  174330                                    

                                                           

                                                           

Исх.№  2395/02 от 29.04.2014

 

                                                         РЕШЕНИЕ

                                                        по делу № 15

                                                                                                              

                                                                                                               Великий Новгород

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2014 года.

 

 

       Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: Виниченко О.С. –  руководителя Управления,

                                                               

членов Комиссии:

Попович Л.И.       -  ведущего специалиста-эксперта Управления;

Козырева М.С.     – специалиста-эксперта Управления,

 

с участием главы Боровёнковского сельского поселения Пискарёвой Н.Г., представляющей интересы Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения,

рассмотрев дело № 15 по признакам нарушения Советом депутатов Боровёнковского сельского поселения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

                                                       

                                                          у с т а н о в и л а:

 

В Новгородское УФАС России поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства  при оказании ритуальных услуг в Окуловском муниципальном районе.

Проведённым по заявлению расследованием установлено следующее.

Решением Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения № 24 от 28.01.2011 утверждено Положение об организации похоронного дела и о порядке деятельности кладбищ Боровёнковского сельского поселения (далее – Положение), отдельные пункты которого нарушают антимонопольное законодательство.

Согласно пункту 3.7  Положения на специализированную службу по вопросам похоронного дела возложено оформление документов, необходимых для погребения, при погребении умерших, личность которых не установлена, и умерших, у которых отсутствуют родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность по осуществлению погребения.

В силу пункта 5.9. Положения определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае отсутствия на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга возложено на специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Таким образом, на специализированную службу по вопросам похоронного дела возложены функции организационно-распорядительного характера, что недопустимо в силу закона.

Приказом Управления от 19.03.2014 № 61 возбуждено дело № 15 по признакам нарушения Советом депутатов Боровёнковского сельского поселения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Приказом Управления от 22.04.2014 № 97 состав Комиссии дополнен.

При рассмотрении дела на заседании Комиссии представитель Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения Пискарёва Н.Г. пояснила, что по распоряжению Главы администрации Боровёнковского сельского поселения была проведена экспертиза Положения об организации похоронного дела и о порядке деятельности кладбищ Боровёнковского сельского поселения, утверждённого решением Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения № 24 от 28.01.2011, в ходе которой было выявлено, что данное Положение не соответствует действующему законодательству. В связи с этим вышеуказанное решение  отменено решением Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 09.04.2014 № 195.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав представителя Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 года № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 22 часть 1 статьи 14) (далее – Закон о местном самоуправлении) вопросы организации ритуальных услуг и содержания  мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

В силу статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению – на специализированные службы, и Закон о погребении не ограничивает неспециализированные организации на занятие последним видом деятельности. Данная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.09.2008 № 12027/07.

В статье 6 Закона о погребении закреплено, что в случае мотивированного отказа какого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службой финансируются из средств различных фондов.

В соответствии со статьей 10 Закона о погребении для родственников умершего, осуществивших погребение за счет собственных средств, предусмотрено право на получение социального пособия на погребение.

Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за счет родственников или лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, ритуальные услуги (в том числе по погребению) могут быть оказаны любым лицом, оказывающим данного рода услуги.

Учитывая, что Положением предусмотрено оказание специализированной службой всех услуг по погребению, не исключая и платные услуги, эта специализированная организация является коммерческой, что в силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Закона о защите конкуренции означает, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является коммерческой организацией, то есть хозяйствующим субъектом.    

Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.

Поэтому вопрос определения возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела или праха на указанном им месте погребения относится к функциям органов местного самоуправления поселения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 516-ст утверждён и введён в действие национальный стандарт Российской Федерации  «Услуги бытовые Услуги ритуальные» (далее – Стандарт), в котором реализованы нормы Закона о погребении и похоронном деле. Данный Стандарт устанавливает термины и определения общих понятий в области похоронного дела. В пункте 2.2 Стандарта к документам в области похоронного дела отнесено, в том числе свидетельство о смерти, удостоверение о захоронении   и др.

В силу статьи 3 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – ФЗ «Об актах гражданского состояния») смерть является актом гражданского состояния и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления) финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (часть 1 статьи 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Областным законом Новгородской области от 12.09.2006 № 717-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления городских и сельских поселений Новгородской области отдельными государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния о смерти» органы местного самоуправления Боровёнковского сельского поселения наделены полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния о смерти.

Передача органами местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния о смерти хозяйствующим субъектам законодательством не предусмотрена.

Из собранных в ходе антимонопольного расследования документов усматривается, что на территории Окуловского муниципального района ритуальные услуги оказывают следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Похоронная служба», ИП Жданов С.Ю., ООО «Межмуниципальная специализированная служба похоронного дела в Окуловском муниципальном районе «Портал» и др. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что рынок ритуальных услуг является конкурентным. Географическими границами рынка ритуальных услуг является территория Окуловского муниципального района.

Из изложенного следует, что утверждение Советом депутатов Боровёнковского сельского поселения Положения, которым специализированная служба по вопросам похоронного дела  наделена полномочиями органов местного самоуправления, а именно, функциями по оформлению документов, необходимых для погребения (выдаче удостоверения о захоронении и свидетельства о смерти), определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела или праха на указанном им месте погребения фактически предполагает наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела   функциями органа местного самоуправления, что может повлечь  создание преимущественных условий деятельности для данного хозяйствующего субъекта и являются необоснованным препятствованием к осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, работающих на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, что нарушает требования частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приводит и может привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Окуловского муниципального района.

При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения усматривается нарушение части 1 статьи 15 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

        Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

        РЕШИЛА:

 

  1. Признать Совет депутатов Боровёнковского сельского поселения  нарушившим часть 1 статьи 15  и  часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем принятия акта, а именно, решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 28.01.2011 № 24 «Об утверждении «Положения об организации похоронного дела и  порядке деятельности кладбищ Боровёнковского сельского  поселения» в части абзаца 2 пункта 3,7 и абзаца 1 пункта 5.9 указанного Положения, что может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, и которым специализированная служба по вопросам похоронного дела наделена функциями органов местного самоуправления.
  2. Предписание об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство не выдавать в  связи с принятием решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 09.04.2014  №195 «О признании утратившим силу решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 28.01.2011 № 24».
  3. Выдать Совету депутатов Боровёнковского сельского поселения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, и с этой целью обеспечить официальное опубликование решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 09.04.2014 № 195 «О признании утратившим силу решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 28.01.2011 № 24»  в средстве массовой информации и направить подтверждающий документ в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                          О.С. Виниченко

   

Члены Комиссии                                                                                          Л.И. Попович

 

                                                                                                               М.С. Козырев

 

 

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано  в арбитражный суд Новгородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.  

 

 

        Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1 – 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

        Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.          

 

         

 

stdClass Object ( [vid] => 11101 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 15 по признакам нарушения Советом депутатов Боровёнковского сельского поселения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11099 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398767145 [changed] => 1398767145 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398767145 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                  Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

                                                                 Совет депутатов Боровёнковского

                                                                  сельского  поселения                                                                     

                                                                  ул. Кооперативная, д. 5, п. Боровёнка

                                                                  Окуловский район, Новгородская обл.

                                                                  174330                                    

                                                           

                                                           

Исх.№  2395/02 от 29.04.2014

 

                                                         РЕШЕНИЕ

                                                        по делу № 15

                                                                                                              

                                                                                                               Великий Новгород

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2014 года.

 

 

       Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: Виниченко О.С. –  руководителя Управления,

                                                               

членов Комиссии:

Попович Л.И.       -  ведущего специалиста-эксперта Управления;

Козырева М.С.     – специалиста-эксперта Управления,

 

с участием главы Боровёнковского сельского поселения Пискарёвой Н.Г., представляющей интересы Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения,

рассмотрев дело № 15 по признакам нарушения Советом депутатов Боровёнковского сельского поселения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

                                                       

                                                          у с т а н о в и л а:

 

В Новгородское УФАС России поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства  при оказании ритуальных услуг в Окуловском муниципальном районе.

Проведённым по заявлению расследованием установлено следующее.

Решением Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения № 24 от 28.01.2011 утверждено Положение об организации похоронного дела и о порядке деятельности кладбищ Боровёнковского сельского поселения (далее – Положение), отдельные пункты которого нарушают антимонопольное законодательство.

Согласно пункту 3.7  Положения на специализированную службу по вопросам похоронного дела возложено оформление документов, необходимых для погребения, при погребении умерших, личность которых не установлена, и умерших, у которых отсутствуют родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность по осуществлению погребения.

В силу пункта 5.9. Положения определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае отсутствия на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга возложено на специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Таким образом, на специализированную службу по вопросам похоронного дела возложены функции организационно-распорядительного характера, что недопустимо в силу закона.

Приказом Управления от 19.03.2014 № 61 возбуждено дело № 15 по признакам нарушения Советом депутатов Боровёнковского сельского поселения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Приказом Управления от 22.04.2014 № 97 состав Комиссии дополнен.

При рассмотрении дела на заседании Комиссии представитель Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения Пискарёва Н.Г. пояснила, что по распоряжению Главы администрации Боровёнковского сельского поселения была проведена экспертиза Положения об организации похоронного дела и о порядке деятельности кладбищ Боровёнковского сельского поселения, утверждённого решением Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения № 24 от 28.01.2011, в ходе которой было выявлено, что данное Положение не соответствует действующему законодательству. В связи с этим вышеуказанное решение  отменено решением Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 09.04.2014 № 195.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав представителя Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 года № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 22 часть 1 статьи 14) (далее – Закон о местном самоуправлении) вопросы организации ритуальных услуг и содержания  мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

В силу статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению – на специализированные службы, и Закон о погребении не ограничивает неспециализированные организации на занятие последним видом деятельности. Данная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.09.2008 № 12027/07.

В статье 6 Закона о погребении закреплено, что в случае мотивированного отказа какого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службой финансируются из средств различных фондов.

В соответствии со статьей 10 Закона о погребении для родственников умершего, осуществивших погребение за счет собственных средств, предусмотрено право на получение социального пособия на погребение.

Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за счет родственников или лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, ритуальные услуги (в том числе по погребению) могут быть оказаны любым лицом, оказывающим данного рода услуги.

Учитывая, что Положением предусмотрено оказание специализированной службой всех услуг по погребению, не исключая и платные услуги, эта специализированная организация является коммерческой, что в силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Закона о защите конкуренции означает, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является коммерческой организацией, то есть хозяйствующим субъектом.    

Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.

Поэтому вопрос определения возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела или праха на указанном им месте погребения относится к функциям органов местного самоуправления поселения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 516-ст утверждён и введён в действие национальный стандарт Российской Федерации  «Услуги бытовые Услуги ритуальные» (далее – Стандарт), в котором реализованы нормы Закона о погребении и похоронном деле. Данный Стандарт устанавливает термины и определения общих понятий в области похоронного дела. В пункте 2.2 Стандарта к документам в области похоронного дела отнесено, в том числе свидетельство о смерти, удостоверение о захоронении   и др.

В силу статьи 3 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – ФЗ «Об актах гражданского состояния») смерть является актом гражданского состояния и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления) финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (часть 1 статьи 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Областным законом Новгородской области от 12.09.2006 № 717-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления городских и сельских поселений Новгородской области отдельными государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния о смерти» органы местного самоуправления Боровёнковского сельского поселения наделены полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния о смерти.

Передача органами местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния о смерти хозяйствующим субъектам законодательством не предусмотрена.

Из собранных в ходе антимонопольного расследования документов усматривается, что на территории Окуловского муниципального района ритуальные услуги оказывают следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Похоронная служба», ИП Жданов С.Ю., ООО «Межмуниципальная специализированная служба похоронного дела в Окуловском муниципальном районе «Портал» и др. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что рынок ритуальных услуг является конкурентным. Географическими границами рынка ритуальных услуг является территория Окуловского муниципального района.

Из изложенного следует, что утверждение Советом депутатов Боровёнковского сельского поселения Положения, которым специализированная служба по вопросам похоронного дела  наделена полномочиями органов местного самоуправления, а именно, функциями по оформлению документов, необходимых для погребения (выдаче удостоверения о захоронении и свидетельства о смерти), определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела или праха на указанном им месте погребения фактически предполагает наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела   функциями органа местного самоуправления, что может повлечь  создание преимущественных условий деятельности для данного хозяйствующего субъекта и являются необоснованным препятствованием к осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, работающих на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, что нарушает требования частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приводит и может привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Окуловского муниципального района.

При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения усматривается нарушение части 1 статьи 15 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

        Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

        РЕШИЛА:

 

  1. Признать Совет депутатов Боровёнковского сельского поселения  нарушившим часть 1 статьи 15  и  часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем принятия акта, а именно, решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 28.01.2011 № 24 «Об утверждении «Положения об организации похоронного дела и  порядке деятельности кладбищ Боровёнковского сельского  поселения» в части абзаца 2 пункта 3,7 и абзаца 1 пункта 5.9 указанного Положения, что может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, и которым специализированная служба по вопросам похоронного дела наделена функциями органов местного самоуправления.
  2. Предписание об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство не выдавать в  связи с принятием решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 09.04.2014  №195 «О признании утратившим силу решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 28.01.2011 № 24».
  3. Выдать Совету депутатов Боровёнковского сельского поселения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, и с этой целью обеспечить официальное опубликование решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 09.04.2014 № 195 «О признании утратившим силу решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 28.01.2011 № 24»  в средстве массовой информации и направить подтверждающий документ в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                          О.С. Виниченко

   

Члены Комиссии                                                                                          Л.И. Попович

 

                                                                                                               М.С. Козырев

 

 

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано  в арбитражный суд Новгородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.  

 

 

        Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1 – 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

        Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.          

 

         

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                  Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

                                                                 Совет депутатов Боровёнковского

                                                                  сельского  поселения                                                                     

                                                                  ул. Кооперативная, д. 5, п. Боровёнка

                                                                  Окуловский район, Новгородская обл.

                                                                  174330                                    

                                                           

                                                           

Исх.№  2395/02 от 29.04.2014

 

                                                         РЕШЕНИЕ

                                                        по делу № 15

                                                                                                              

                                                                                                               Великий Новгород

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2014 года.

 

 

       Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: Виниченко О.С. –  руководителя Управления,

                                                               

членов Комиссии:

Попович Л.И.       -  ведущего специалиста-эксперта Управления;

Козырева М.С.     – специалиста-эксперта Управления,

 

с участием главы Боровёнковского сельского поселения Пискарёвой Н.Г., представляющей интересы Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения,

рассмотрев дело № 15 по признакам нарушения Советом депутатов Боровёнковского сельского поселения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

                                                       

                                                          у с т а н о в и л а:

 

В Новгородское УФАС России поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства  при оказании ритуальных услуг в Окуловском муниципальном районе.

Проведённым по заявлению расследованием установлено следующее.

Решением Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения № 24 от 28.01.2011 утверждено Положение об организации похоронного дела и о порядке деятельности кладбищ Боровёнковского сельского поселения (далее – Положение), отдельные пункты которого нарушают антимонопольное законодательство.

Согласно пункту 3.7  Положения на специализированную службу по вопросам похоронного дела возложено оформление документов, необходимых для погребения, при погребении умерших, личность которых не установлена, и умерших, у которых отсутствуют родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность по осуществлению погребения.

В силу пункта 5.9. Положения определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае отсутствия на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга возложено на специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Таким образом, на специализированную службу по вопросам похоронного дела возложены функции организационно-распорядительного характера, что недопустимо в силу закона.

Приказом Управления от 19.03.2014 № 61 возбуждено дело № 15 по признакам нарушения Советом депутатов Боровёнковского сельского поселения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Приказом Управления от 22.04.2014 № 97 состав Комиссии дополнен.

При рассмотрении дела на заседании Комиссии представитель Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения Пискарёва Н.Г. пояснила, что по распоряжению Главы администрации Боровёнковского сельского поселения была проведена экспертиза Положения об организации похоронного дела и о порядке деятельности кладбищ Боровёнковского сельского поселения, утверждённого решением Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения № 24 от 28.01.2011, в ходе которой было выявлено, что данное Положение не соответствует действующему законодательству. В связи с этим вышеуказанное решение  отменено решением Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 09.04.2014 № 195.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав представителя Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 года № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 22 часть 1 статьи 14) (далее – Закон о местном самоуправлении) вопросы организации ритуальных услуг и содержания  мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

В силу статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению – на специализированные службы, и Закон о погребении не ограничивает неспециализированные организации на занятие последним видом деятельности. Данная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.09.2008 № 12027/07.

В статье 6 Закона о погребении закреплено, что в случае мотивированного отказа какого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службой финансируются из средств различных фондов.

В соответствии со статьей 10 Закона о погребении для родственников умершего, осуществивших погребение за счет собственных средств, предусмотрено право на получение социального пособия на погребение.

Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за счет родственников или лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, ритуальные услуги (в том числе по погребению) могут быть оказаны любым лицом, оказывающим данного рода услуги.

Учитывая, что Положением предусмотрено оказание специализированной службой всех услуг по погребению, не исключая и платные услуги, эта специализированная организация является коммерческой, что в силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Закона о защите конкуренции означает, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является коммерческой организацией, то есть хозяйствующим субъектом.    

Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.

Поэтому вопрос определения возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела или праха на указанном им месте погребения относится к функциям органов местного самоуправления поселения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 516-ст утверждён и введён в действие национальный стандарт Российской Федерации  «Услуги бытовые Услуги ритуальные» (далее – Стандарт), в котором реализованы нормы Закона о погребении и похоронном деле. Данный Стандарт устанавливает термины и определения общих понятий в области похоронного дела. В пункте 2.2 Стандарта к документам в области похоронного дела отнесено, в том числе свидетельство о смерти, удостоверение о захоронении   и др.

В силу статьи 3 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – ФЗ «Об актах гражданского состояния») смерть является актом гражданского состояния и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления) финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (часть 1 статьи 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Областным законом Новгородской области от 12.09.2006 № 717-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления городских и сельских поселений Новгородской области отдельными государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния о смерти» органы местного самоуправления Боровёнковского сельского поселения наделены полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния о смерти.

Передача органами местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния о смерти хозяйствующим субъектам законодательством не предусмотрена.

Из собранных в ходе антимонопольного расследования документов усматривается, что на территории Окуловского муниципального района ритуальные услуги оказывают следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Похоронная служба», ИП Жданов С.Ю., ООО «Межмуниципальная специализированная служба похоронного дела в Окуловском муниципальном районе «Портал» и др. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что рынок ритуальных услуг является конкурентным. Географическими границами рынка ритуальных услуг является территория Окуловского муниципального района.

Из изложенного следует, что утверждение Советом депутатов Боровёнковского сельского поселения Положения, которым специализированная служба по вопросам похоронного дела  наделена полномочиями органов местного самоуправления, а именно, функциями по оформлению документов, необходимых для погребения (выдаче удостоверения о захоронении и свидетельства о смерти), определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела или праха на указанном им месте погребения фактически предполагает наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела   функциями органа местного самоуправления, что может повлечь  создание преимущественных условий деятельности для данного хозяйствующего субъекта и являются необоснованным препятствованием к осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, работающих на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, что нарушает требования частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приводит и может привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Окуловского муниципального района.

При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения усматривается нарушение части 1 статьи 15 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

        Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

        РЕШИЛА:

 

  1. Признать Совет депутатов Боровёнковского сельского поселения  нарушившим часть 1 статьи 15  и  часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем принятия акта, а именно, решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 28.01.2011 № 24 «Об утверждении «Положения об организации похоронного дела и  порядке деятельности кладбищ Боровёнковского сельского  поселения» в части абзаца 2 пункта 3,7 и абзаца 1 пункта 5.9 указанного Положения, что может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, и которым специализированная служба по вопросам похоронного дела наделена функциями органов местного самоуправления.
  2. Предписание об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство не выдавать в  связи с принятием решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 09.04.2014  №195 «О признании утратившим силу решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 28.01.2011 № 24».
  3. Выдать Совету депутатов Боровёнковского сельского поселения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, и с этой целью обеспечить официальное опубликование решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 09.04.2014 № 195 «О признании утратившим силу решения Совета депутатов Боровёнковского сельского поселения от 28.01.2011 № 24»  в средстве массовой информации и направить подтверждающий документ в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                          О.С. Виниченко

   

Члены Комиссии                                                                                          Л.И. Попович

 

                                                                                                               М.С. Козырев

 

 

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано  в арбитражный суд Новгородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.  

 

 

        Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1 – 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

        Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.          

 

         

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2395/02 [format] => [safe_value] => 2395/02 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 15 [format] => [safe_value] => 15 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 122 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 122 [vid] => 6 [name] => Контроль недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Новгородское УФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля Аванесян Мигель Вячеславович.

[format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-29 10:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-29 10:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398767145 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )