ООО «Городское пассажирское автотранспортное предприятие»
173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1
Исходящий № 1099/02 от 04.03.2014
Р Е Ш Е Н И Е
об отказе в возбуждении дела
4 марта 2014 года Великий Новгород
В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1) (далее – Общество, заявитель) от 04.12.2013 № 623 (далее – заявление) о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Автовокзал» (Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7, корп. 1) (далее – ООО «Автовокзал», ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В ходе проверки антимонопольным органом
УСТАНОВЛЕНО:
Из заявления Общества следует, что между заявителем и ООО «Автовокзал» был заключен агентский договор № 01/02-13 от 01.02.2013 (далее – договор № 01/02-13), в соответствии с которым ООО «Автовокзал» от имени и за счет Общества осуществляло продажу билетов пассажирам и юридическим лицам, а также принятие оплаты за провоз багажа по регулярным пригородным автобусным маршрутам, обслуживание автобусов и экипажей водителей, выполняющих указанные рейсы. Указанные действия осуществляются в том числе и в отношении льготных категорий граждан и регламентируются Областным законом Новгородской области от 02.06.2009 № 540-ОЗ «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок» (далее – Областной закон № 540-ОЗ) и Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 «О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами».
В соответствии с пунктом 2.3.5. договора № 01/02-13 ООО «Автовокзал» обязуется производить продажу единых социальных проездных билетов (далее –ЕСПБ) на основании Постановления Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519.
Согласно пункту 3.3 договора № 01/02-13, агентское вознаграждение за ЕСПБ составляет 3.5 % от суммы реализации ООО «Автовокзал» билетов на проезд пассажиров по маршрутным рейсам, выполненных Обществом.
В соответствии с пунктом 1 Областного закона № 540-ОЗ граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать единый социальный проездной билет на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.
Согласно пункту 9 Положения о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 (далее – Положение), продажа проездных билетов осуществляется перевозчиками либо иными организациями и индивидуальными предпринимателями по договору с перевозчиками по формам, указанным в приложении к настоящему Положению. Места продажи проездных билетов определяются перевозчиками и доводятся до сведения граждан через средства массовой информации и информационные сообщения.
В соответствии с пунктом 11 Положения, пассажир, пользующийся пригородным автобусом, обязан зарегистрироваться на автовокзале или автостанции и получить «нулевой билет», который предъявляется при входе в автобус.
ООО «Автовокзал» письмом от 22.11.2013 № 92 направило заявителю уведомление о расторжении агентского договора № 01/02-13 в одностороннем порядке с 24.12.2013 и проект нового агентского договора № 01/11-13 на продажу билетов пассажирам автобусного транспорта и на оказание услуг по регистрации пассажира, выдаче «нулевого билета» (далее – проект договора № 01/11-13).
Пунктом 1.1 проекта договора № 01/11-13 предусмотрено, помимо прочего, что ООО «Автовокзал» обязуется за вознаграждение совершать по поручению Общества, от его имени и за его счет оказание услуги по регистрации пассажиров-граждан, являющихся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, выдаче пассажирам «нулевых» билетов в соответствии с Положением.
Пунктом 3.2 проекта договора № 01/11-13 предусмотрено условие выплаты Обществом вознаграждения ООО «Автовокзал» за оказание услуг по регистрации пассажира, выдаче «нулевого» билета в размере 7,00 рублей с пассажира, получившего «нулевой билет» на остановочном пункте ООО «Автовокзал», с чем заявитель не согласился, направив протокол разногласий.
По мнению заявителя, регистрация на автовокзале или автостанции и получение «нулевого билета» является обязанностью пассажира в соответствии с Положением, а не перевозчика. Учитывая, что количество поездок для льготных категорий граждан, пользующихся ЕСПБ не ограничено, не исключена ситуация, когда стоимость услуг по регистрации пассажира и выдаче «нулевого» № билета превысит стоимость ЕСПБ, стоимость услуг по реализации которого уже оплачена ответчику в виде агентского вознаграждения.
Включение ответчиком в проект договора № 01/11-13 услуг по регистрации пассажиров и выдаче «нулевого» билета и выплату вознаграждения за такие услуги заявитель считает навязыванием условий договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора, которое запрещено статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Из заявления также следует, что ООО «Автовокзал» является единственной организацией, реализующей проездные билеты на территории Крестецкого остановочного пункта. Расторгая действующий договор № 01/02-13 и навязывая не выгодные условия заключения нового договора № 01/11-13, ООО «Автовокзал» лишает Общество возможности осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа, поскольку отправной точкой, согласно паспортов маршрутов, являются объекты транспортной инфраструктуры, эксплуатируемые ООО «Автовокзал», лишает возможности вокзального и диспетчерского обслуживания автобусов и экипажей водителей, что ущемляет интересы не только перевозчика, но и пассажиров.
Протоколом согласования разногласий от 09.12.2013 к протоколу разногласий Общества к договору № 01/11-13 ответчик не согласился на исключение вышеуказанного условия договора, но при этом уменьшил размер требуемого вознаграждения за размер предложил уменьшить размер вознаграждения за выдачу «нулевого билета» до 5 рублей, с чем заявитель также не согласен.
Само по себе включение в предмет договора услуг по регистрации пассажиров льготной категории и выдаче «нулевого» билета, без взимания ответчиком вознаграждения, не ущемляет интересы Общества, направлено на реализацию такими пассажирами обязанности по регистрации на автовокзалах и автостанциях и получении «нулевого» билета в соответствии с Положением, которую может обеспечить только хозяйствующий субъект, эксплуатирующий автовокзалы и автостанции.
Для Общества Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) постановлением от 19.12.2012 № 82/15 установлен тариф на пригородные перевозки в Крестецком районе.
На запрос Управления Комитетом представлен ответ от 31.01.2014 № 92, из которого следует, что финансовые средства, оплачиваемые автотранспортными предприятиями за продажу билетов пассажирам, в полном объеме возмещают расходы хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию автовокзалов и автостанций, по продаже билетов, включая «нулевые» билеты, так как в расчете ставки агентского вознаграждения за продажу «платных» билетов учтены расходы таких хозяйствующих субъектов в полном объеме, без выделения доли, относящейся на продажу «нулевых» билетов, то есть все расходы по продаже «платных» и «нулевых» билетов возмещают «платные пассажиры».
Таким образом, расходы по выдаче «нулевых» билетов Комитетом уже включены в тарифы Общества на пригородные перевозки, и затраты Общества на выплату вознаграждения ответчику за регистрацию пассажиров льготной категории и выдачу «нулевого» билета, в случае заключения нового договора № 01/11-13, учитываться Комитетом при расчете тарифа не будут, вследствие чего Общество понесет финансовые потери, что свидетельствует об ущемлении его хозяйственных интересов.
Кроме того, Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена классификация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на «платные» и «бесплатные», и соответственно билетов на такие перевозки на «платные» и «нулевые».
Согласно проведенному исследованию рынка услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок в границах территории Новгородской области, группа лиц в составе юридических лиц ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя, имеющего долю в уставном капитале каждого из данных хозяйственных обществ более 50% , на данном рынке занимает доминирующее положение с долей 100 процентов и является единственным участником рассматриваемого рынка в качестве продавца.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В связи с чем, Новгородское УФАС России 26.02.2014 исх. № 937/02 выдало ООО «Автовокзал» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий.
Указанное предупреждение ООО «Автовокзал» исполнило путем отзыва письма от 22.11.2013 исх. № 92 о направлении проекта договора № 01/11-13, о чем сообщило в Новгородское УФАС России (письмо от 26.02.2014 исх. № 113).
Таким образом, ООО «Автовокзал» в результате выполнения предупреждения, выданного Управлением в порядке, установленном ст. 391 Закона о защите конкуренции, устранило нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 7 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган
РЕШИЛ:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» отказать в связи с устранением ООО «Автовокзал» нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном ст. 391 Закона о защите конкуренции.
Руководитель Управления О.С. Виниченко
stdClass Object
(
[vid] => 10696
[uid] => 5
[title] => Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению ООО "Городское пассажирское автотранспортное предприятие"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10694
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1393940079
[changed] => 1393940104
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1393940104
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ООО «Городское пассажирское автотранспортное предприятие»
173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1
Исходящий № 1099/02 от 04.03.2014
Р Е Ш Е Н И Е
об отказе в возбуждении дела
4 марта 2014 года Великий Новгород
В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1) (далее – Общество, заявитель) от 04.12.2013 № 623 (далее – заявление) о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Автовокзал» (Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7, корп. 1) (далее – ООО «Автовокзал», ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В ходе проверки антимонопольным органом
УСТАНОВЛЕНО:
Из заявления Общества следует, что между заявителем и ООО «Автовокзал» был заключен агентский договор № 01/02-13 от 01.02.2013 (далее – договор № 01/02-13), в соответствии с которым ООО «Автовокзал» от имени и за счет Общества осуществляло продажу билетов пассажирам и юридическим лицам, а также принятие оплаты за провоз багажа по регулярным пригородным автобусным маршрутам, обслуживание автобусов и экипажей водителей, выполняющих указанные рейсы. Указанные действия осуществляются в том числе и в отношении льготных категорий граждан и регламентируются Областным законом Новгородской области от 02.06.2009 № 540-ОЗ «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок» (далее – Областной закон № 540-ОЗ) и Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 «О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами».
В соответствии с пунктом 2.3.5. договора № 01/02-13 ООО «Автовокзал» обязуется производить продажу единых социальных проездных билетов (далее –ЕСПБ) на основании Постановления Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519.
Согласно пункту 3.3 договора № 01/02-13, агентское вознаграждение за ЕСПБ составляет 3.5 % от суммы реализации ООО «Автовокзал» билетов на проезд пассажиров по маршрутным рейсам, выполненных Обществом.
В соответствии с пунктом 1 Областного закона № 540-ОЗ граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать единый социальный проездной билет на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.
Согласно пункту 9 Положения о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 (далее – Положение), продажа проездных билетов осуществляется перевозчиками либо иными организациями и индивидуальными предпринимателями по договору с перевозчиками по формам, указанным в приложении к настоящему Положению. Места продажи проездных билетов определяются перевозчиками и доводятся до сведения граждан через средства массовой информации и информационные сообщения.
В соответствии с пунктом 11 Положения, пассажир, пользующийся пригородным автобусом, обязан зарегистрироваться на автовокзале или автостанции и получить «нулевой билет», который предъявляется при входе в автобус.
ООО «Автовокзал» письмом от 22.11.2013 № 92 направило заявителю уведомление о расторжении агентского договора № 01/02-13 в одностороннем порядке с 24.12.2013 и проект нового агентского договора № 01/11-13 на продажу билетов пассажирам автобусного транспорта и на оказание услуг по регистрации пассажира, выдаче «нулевого билета» (далее – проект договора № 01/11-13).
Пунктом 1.1 проекта договора № 01/11-13 предусмотрено, помимо прочего, что ООО «Автовокзал» обязуется за вознаграждение совершать по поручению Общества, от его имени и за его счет оказание услуги по регистрации пассажиров-граждан, являющихся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, выдаче пассажирам «нулевых» билетов в соответствии с Положением.
Пунктом 3.2 проекта договора № 01/11-13 предусмотрено условие выплаты Обществом вознаграждения ООО «Автовокзал» за оказание услуг по регистрации пассажира, выдаче «нулевого» билета в размере 7,00 рублей с пассажира, получившего «нулевой билет» на остановочном пункте ООО «Автовокзал», с чем заявитель не согласился, направив протокол разногласий.
По мнению заявителя, регистрация на автовокзале или автостанции и получение «нулевого билета» является обязанностью пассажира в соответствии с Положением, а не перевозчика. Учитывая, что количество поездок для льготных категорий граждан, пользующихся ЕСПБ не ограничено, не исключена ситуация, когда стоимость услуг по регистрации пассажира и выдаче «нулевого» № билета превысит стоимость ЕСПБ, стоимость услуг по реализации которого уже оплачена ответчику в виде агентского вознаграждения.
Включение ответчиком в проект договора № 01/11-13 услуг по регистрации пассажиров и выдаче «нулевого» билета и выплату вознаграждения за такие услуги заявитель считает навязыванием условий договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора, которое запрещено статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Из заявления также следует, что ООО «Автовокзал» является единственной организацией, реализующей проездные билеты на территории Крестецкого остановочного пункта. Расторгая действующий договор № 01/02-13 и навязывая не выгодные условия заключения нового договора № 01/11-13, ООО «Автовокзал» лишает Общество возможности осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа, поскольку отправной точкой, согласно паспортов маршрутов, являются объекты транспортной инфраструктуры, эксплуатируемые ООО «Автовокзал», лишает возможности вокзального и диспетчерского обслуживания автобусов и экипажей водителей, что ущемляет интересы не только перевозчика, но и пассажиров.
Протоколом согласования разногласий от 09.12.2013 к протоколу разногласий Общества к договору № 01/11-13 ответчик не согласился на исключение вышеуказанного условия договора, но при этом уменьшил размер требуемого вознаграждения за размер предложил уменьшить размер вознаграждения за выдачу «нулевого билета» до 5 рублей, с чем заявитель также не согласен.
Само по себе включение в предмет договора услуг по регистрации пассажиров льготной категории и выдаче «нулевого» билета, без взимания ответчиком вознаграждения, не ущемляет интересы Общества, направлено на реализацию такими пассажирами обязанности по регистрации на автовокзалах и автостанциях и получении «нулевого» билета в соответствии с Положением, которую может обеспечить только хозяйствующий субъект, эксплуатирующий автовокзалы и автостанции.
Для Общества Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) постановлением от 19.12.2012 № 82/15 установлен тариф на пригородные перевозки в Крестецком районе.
На запрос Управления Комитетом представлен ответ от 31.01.2014 № 92, из которого следует, что финансовые средства, оплачиваемые автотранспортными предприятиями за продажу билетов пассажирам, в полном объеме возмещают расходы хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию автовокзалов и автостанций, по продаже билетов, включая «нулевые» билеты, так как в расчете ставки агентского вознаграждения за продажу «платных» билетов учтены расходы таких хозяйствующих субъектов в полном объеме, без выделения доли, относящейся на продажу «нулевых» билетов, то есть все расходы по продаже «платных» и «нулевых» билетов возмещают «платные пассажиры».
Таким образом, расходы по выдаче «нулевых» билетов Комитетом уже включены в тарифы Общества на пригородные перевозки, и затраты Общества на выплату вознаграждения ответчику за регистрацию пассажиров льготной категории и выдачу «нулевого» билета, в случае заключения нового договора № 01/11-13, учитываться Комитетом при расчете тарифа не будут, вследствие чего Общество понесет финансовые потери, что свидетельствует об ущемлении его хозяйственных интересов.
Кроме того, Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена классификация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на «платные» и «бесплатные», и соответственно билетов на такие перевозки на «платные» и «нулевые».
Согласно проведенному исследованию рынка услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок в границах территории Новгородской области, группа лиц в составе юридических лиц ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя, имеющего долю в уставном капитале каждого из данных хозяйственных обществ более 50% , на данном рынке занимает доминирующее положение с долей 100 процентов и является единственным участником рассматриваемого рынка в качестве продавца.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В связи с чем, Новгородское УФАС России 26.02.2014 исх. № 937/02 выдало ООО «Автовокзал» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий.
Указанное предупреждение ООО «Автовокзал» исполнило путем отзыва письма от 22.11.2013 исх. № 92 о направлении проекта договора № 01/11-13, о чем сообщило в Новгородское УФАС России (письмо от 26.02.2014 исх. № 113).
Таким образом, ООО «Автовокзал» в результате выполнения предупреждения, выданного Управлением в порядке, установленном ст. 391 Закона о защите конкуренции, устранило нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 7 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган
РЕШИЛ:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» отказать в связи с устранением ООО «Автовокзал» нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном ст. 391 Закона о защите конкуренции.
Руководитель Управления О.С. Виниченко
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
ООО «Городское пассажирское автотранспортное предприятие»
173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1
Исходящий № 1099/02 от 04.03.2014
Р Е Ш Е Н И Е
об отказе в возбуждении дела
4 марта 2014 года Великий Новгород
В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1) (далее – Общество, заявитель) от 04.12.2013 № 623 (далее – заявление) о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Автовокзал» (Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7, корп. 1) (далее – ООО «Автовокзал», ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В ходе проверки антимонопольным органом
УСТАНОВЛЕНО:
Из заявления Общества следует, что между заявителем и ООО «Автовокзал» был заключен агентский договор № 01/02-13 от 01.02.2013 (далее – договор № 01/02-13), в соответствии с которым ООО «Автовокзал» от имени и за счет Общества осуществляло продажу билетов пассажирам и юридическим лицам, а также принятие оплаты за провоз багажа по регулярным пригородным автобусным маршрутам, обслуживание автобусов и экипажей водителей, выполняющих указанные рейсы. Указанные действия осуществляются в том числе и в отношении льготных категорий граждан и регламентируются Областным законом Новгородской области от 02.06.2009 № 540-ОЗ «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок» (далее – Областной закон № 540-ОЗ) и Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 «О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами».
В соответствии с пунктом 2.3.5. договора № 01/02-13 ООО «Автовокзал» обязуется производить продажу единых социальных проездных билетов (далее –ЕСПБ) на основании Постановления Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519.
Согласно пункту 3.3 договора № 01/02-13, агентское вознаграждение за ЕСПБ составляет 3.5 % от суммы реализации ООО «Автовокзал» билетов на проезд пассажиров по маршрутным рейсам, выполненных Обществом.
В соответствии с пунктом 1 Областного закона № 540-ОЗ граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать единый социальный проездной билет на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.
Согласно пункту 9 Положения о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 (далее – Положение), продажа проездных билетов осуществляется перевозчиками либо иными организациями и индивидуальными предпринимателями по договору с перевозчиками по формам, указанным в приложении к настоящему Положению. Места продажи проездных билетов определяются перевозчиками и доводятся до сведения граждан через средства массовой информации и информационные сообщения.
В соответствии с пунктом 11 Положения, пассажир, пользующийся пригородным автобусом, обязан зарегистрироваться на автовокзале или автостанции и получить «нулевой билет», который предъявляется при входе в автобус.
ООО «Автовокзал» письмом от 22.11.2013 № 92 направило заявителю уведомление о расторжении агентского договора № 01/02-13 в одностороннем порядке с 24.12.2013 и проект нового агентского договора № 01/11-13 на продажу билетов пассажирам автобусного транспорта и на оказание услуг по регистрации пассажира, выдаче «нулевого билета» (далее – проект договора № 01/11-13).
Пунктом 1.1 проекта договора № 01/11-13 предусмотрено, помимо прочего, что ООО «Автовокзал» обязуется за вознаграждение совершать по поручению Общества, от его имени и за его счет оказание услуги по регистрации пассажиров-граждан, являющихся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, выдаче пассажирам «нулевых» билетов в соответствии с Положением.
Пунктом 3.2 проекта договора № 01/11-13 предусмотрено условие выплаты Обществом вознаграждения ООО «Автовокзал» за оказание услуг по регистрации пассажира, выдаче «нулевого» билета в размере 7,00 рублей с пассажира, получившего «нулевой билет» на остановочном пункте ООО «Автовокзал», с чем заявитель не согласился, направив протокол разногласий.
По мнению заявителя, регистрация на автовокзале или автостанции и получение «нулевого билета» является обязанностью пассажира в соответствии с Положением, а не перевозчика. Учитывая, что количество поездок для льготных категорий граждан, пользующихся ЕСПБ не ограничено, не исключена ситуация, когда стоимость услуг по регистрации пассажира и выдаче «нулевого» № билета превысит стоимость ЕСПБ, стоимость услуг по реализации которого уже оплачена ответчику в виде агентского вознаграждения.
Включение ответчиком в проект договора № 01/11-13 услуг по регистрации пассажиров и выдаче «нулевого» билета и выплату вознаграждения за такие услуги заявитель считает навязыванием условий договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора, которое запрещено статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Из заявления также следует, что ООО «Автовокзал» является единственной организацией, реализующей проездные билеты на территории Крестецкого остановочного пункта. Расторгая действующий договор № 01/02-13 и навязывая не выгодные условия заключения нового договора № 01/11-13, ООО «Автовокзал» лишает Общество возможности осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа, поскольку отправной точкой, согласно паспортов маршрутов, являются объекты транспортной инфраструктуры, эксплуатируемые ООО «Автовокзал», лишает возможности вокзального и диспетчерского обслуживания автобусов и экипажей водителей, что ущемляет интересы не только перевозчика, но и пассажиров.
Протоколом согласования разногласий от 09.12.2013 к протоколу разногласий Общества к договору № 01/11-13 ответчик не согласился на исключение вышеуказанного условия договора, но при этом уменьшил размер требуемого вознаграждения за размер предложил уменьшить размер вознаграждения за выдачу «нулевого билета» до 5 рублей, с чем заявитель также не согласен.
Само по себе включение в предмет договора услуг по регистрации пассажиров льготной категории и выдаче «нулевого» билета, без взимания ответчиком вознаграждения, не ущемляет интересы Общества, направлено на реализацию такими пассажирами обязанности по регистрации на автовокзалах и автостанциях и получении «нулевого» билета в соответствии с Положением, которую может обеспечить только хозяйствующий субъект, эксплуатирующий автовокзалы и автостанции.
Для Общества Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) постановлением от 19.12.2012 № 82/15 установлен тариф на пригородные перевозки в Крестецком районе.
На запрос Управления Комитетом представлен ответ от 31.01.2014 № 92, из которого следует, что финансовые средства, оплачиваемые автотранспортными предприятиями за продажу билетов пассажирам, в полном объеме возмещают расходы хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию автовокзалов и автостанций, по продаже билетов, включая «нулевые» билеты, так как в расчете ставки агентского вознаграждения за продажу «платных» билетов учтены расходы таких хозяйствующих субъектов в полном объеме, без выделения доли, относящейся на продажу «нулевых» билетов, то есть все расходы по продаже «платных» и «нулевых» билетов возмещают «платные пассажиры».
Таким образом, расходы по выдаче «нулевых» билетов Комитетом уже включены в тарифы Общества на пригородные перевозки, и затраты Общества на выплату вознаграждения ответчику за регистрацию пассажиров льготной категории и выдачу «нулевого» билета, в случае заключения нового договора № 01/11-13, учитываться Комитетом при расчете тарифа не будут, вследствие чего Общество понесет финансовые потери, что свидетельствует об ущемлении его хозяйственных интересов.
Кроме того, Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена классификация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на «платные» и «бесплатные», и соответственно билетов на такие перевозки на «платные» и «нулевые».
Согласно проведенному исследованию рынка услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок в границах территории Новгородской области, группа лиц в составе юридических лиц ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя, имеющего долю в уставном капитале каждого из данных хозяйственных обществ более 50% , на данном рынке занимает доминирующее положение с долей 100 процентов и является единственным участником рассматриваемого рынка в качестве продавца.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В связи с чем, Новгородское УФАС России 26.02.2014 исх. № 937/02 выдало ООО «Автовокзал» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий.
Указанное предупреждение ООО «Автовокзал» исполнило путем отзыва письма от 22.11.2013 исх. № 92 о направлении проекта договора № 01/11-13, о чем сообщило в Новгородское УФАС России (письмо от 26.02.2014 исх. № 113).
Таким образом, ООО «Автовокзал» в результате выполнения предупреждения, выданного Управлением в порядке, установленном ст. 391 Закона о защите конкуренции, устранило нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 7 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган
РЕШИЛ:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» отказать в связи с устранением ООО «Автовокзал» нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном ст. 391 Закона о защите конкуренции.
Руководитель Управления О.С. Виниченко
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 1099/02
[format] =>
[safe_value] => 1099/02
)
)
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => б/н
[format] =>
[safe_value] => б/н
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1) от 04.12.2013 № 623
[format] => full_html
[safe_value] =>
В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1) от 04.12.2013 № 623
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
Куратор направления: Аванесян Мигель Вячеславович, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля
Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."
Борьба с картелями
Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"
Журнал "Конкуренция и рынок"
Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»
см. также:
Форма № 1-МОН
Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН
[format] => full_html
[weight] => 14
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 199
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 199
[vid] => 6
[name] => Социальная сфера
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 4
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-03-04 13:31:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-03-04 13:31:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1393940079
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Новгородское УФАС России
)