Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению ООО "Городское пассажирское автотранспортное предприятие"

Номер дела: б/н
Дата публикации: 4 марта 2014, 17:31

ООО  «Городское пассажирское автотранспортное предприятие»

 

173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1

 

 

 

 

 

Исходящий № 1099/02 от 04.03.2014

 

Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в возбуждении дела

 

4 марта   2014 года                                                          Великий Новгород                                                         

 

 В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1) (далее – Общество, заявитель) от 04.12.2013 № 623 (далее – заявление) о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Автовокзал» (Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7, корп. 1) (далее – ООО «Автовокзал», ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе проверки антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Из заявления Общества следует, что между заявителем и ООО «Автовокзал» был заключен агентский договор № 01/02-13 от 01.02.2013 (далее – договор № 01/02-13), в соответствии с которым ООО «Автовокзал» от имени и за счет Общества осуществляло  продажу билетов пассажирам и юридическим лицам, а также принятие оплаты за провоз багажа по регулярным пригородным автобусным маршрутам, обслуживание автобусов и экипажей водителей, выполняющих указанные рейсы. Указанные действия осуществляются в том числе и в отношении льготных категорий граждан и регламентируются Областным законом Новгородской области от 02.06.2009 № 540-ОЗ «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок» (далее – Областной закон № 540-ОЗ) и Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 «О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами».

В соответствии с пунктом 2.3.5. договора № 01/02-13 ООО «Автовокзал» обязуется производить продажу единых социальных проездных билетов (далее –ЕСПБ) на основании Постановления Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519.

Согласно пункту 3.3 договора № 01/02-13, агентское вознаграждение за ЕСПБ составляет 3.5 % от суммы реализации ООО «Автовокзал»  билетов на проезд пассажиров по маршрутным рейсам, выполненных Обществом.

В соответствии с пунктом 1 Областного закона № 540-ОЗ граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать единый социальный проездной билет на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.

Согласно пункту 9 Положения о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 (далее – Положение), продажа проездных билетов осуществляется перевозчиками либо иными организациями и индивидуальными предпринимателями по договору с перевозчиками по формам, указанным в приложении к настоящему Положению. Места продажи проездных билетов определяются перевозчиками и доводятся до сведения граждан через средства массовой информации и информационные сообщения.

В соответствии с пунктом 11 Положения, пассажир, пользующийся пригородным автобусом, обязан зарегистрироваться на автовокзале или автостанции и получить «нулевой билет», который предъявляется при входе в автобус.

ООО «Автовокзал» письмом от 22.11.2013 № 92 направило заявителю уведомление о расторжении агентского договора № 01/02-13 в одностороннем порядке с 24.12.2013 и проект нового агентского договора № 01/11-13 на продажу билетов пассажирам автобусного транспорта и на оказание услуг по регистрации пассажира, выдаче «нулевого билета» (далее – проект договора  № 01/11-13).

Пунктом 1.1 проекта договора № 01/11-13 предусмотрено, помимо прочего, что ООО «Автовокзал» обязуется за вознаграждение совершать по поручению Общества, от его имени и за его счет оказание услуги по регистрации пассажиров-граждан, являющихся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, выдаче пассажирам «нулевых» билетов в соответствии с Положением.

Пунктом 3.2 проекта договора № 01/11-13 предусмотрено условие выплаты Обществом вознаграждения ООО «Автовокзал» за оказание услуг по регистрации пассажира, выдаче «нулевого» билета в размере 7,00 рублей с пассажира, получившего «нулевой билет» на остановочном пункте ООО «Автовокзал», с чем заявитель не согласился, направив протокол разногласий.

По мнению заявителя, регистрация на автовокзале или автостанции и получение «нулевого билета» является обязанностью пассажира в соответствии с Положением, а не перевозчика. Учитывая, что количество поездок для льготных категорий граждан, пользующихся ЕСПБ не ограничено, не исключена ситуация, когда стоимость услуг по регистрации пассажира и выдаче «нулевого» № билета превысит стоимость ЕСПБ, стоимость услуг по реализации которого уже оплачена  ответчику в виде агентского вознаграждения.

Включение ответчиком в проект договора № 01/11-13  услуг по регистрации пассажиров и выдаче «нулевого» билета и выплату вознаграждения за такие услуги заявитель считает навязыванием условий договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора, которое запрещено статьей 10 Закона  о защите конкуренции.

Из заявления также следует, что ООО «Автовокзал» является единственной организацией, реализующей проездные билеты на территории Крестецкого остановочного пункта. Расторгая действующий договор №  01/02-13 и навязывая не выгодные условия заключения нового договора № 01/11-13, ООО «Автовокзал» лишает Общество возможности осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа, поскольку отправной точкой, согласно паспортов маршрутов, являются объекты транспортной инфраструктуры, эксплуатируемые ООО «Автовокзал»,  лишает возможности вокзального и диспетчерского обслуживания автобусов и экипажей водителей, что ущемляет интересы не только перевозчика, но и пассажиров.  

Протоколом согласования разногласий от 09.12.2013 к протоколу разногласий Общества к договору № 01/11-13 ответчик не согласился на исключение вышеуказанного условия договора, но при этом уменьшил размер требуемого вознаграждения за размер предложил уменьшить размер вознаграждения за выдачу «нулевого билета» до 5 рублей, с чем заявитель также не согласен.

Само по себе включение в предмет договора услуг по регистрации пассажиров льготной категории и выдаче «нулевого» билета, без взимания  ответчиком вознаграждения, не ущемляет интересы Общества, направлено на реализацию такими пассажирами обязанности по регистрации на автовокзалах и автостанциях и получении «нулевого» билета в соответствии с Положением, которую может обеспечить только хозяйствующий субъект, эксплуатирующий автовокзалы и автостанции.

Для Общества Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) постановлением от 19.12.2012 № 82/15 установлен тариф на пригородные перевозки в Крестецком районе.

На запрос Управления Комитетом представлен ответ от 31.01.2014 № 92, из которого следует, что финансовые средства, оплачиваемые автотранспортными предприятиями за продажу билетов пассажирам, в полном объеме возмещают расходы хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию автовокзалов и автостанций, по продаже билетов, включая «нулевые» билеты, так как в расчете ставки агентского вознаграждения за продажу «платных» билетов учтены расходы таких хозяйствующих субъектов в полном объеме, без выделения доли, относящейся на продажу «нулевых» билетов, то есть все расходы по продаже «платных» и «нулевых» билетов возмещают «платные пассажиры».

Таким образом, расходы по выдаче «нулевых» билетов Комитетом уже включены в тарифы Общества на пригородные перевозки, и затраты Общества на выплату вознаграждения ответчику за регистрацию пассажиров льготной категории и выдачу «нулевого» билета, в случае заключения нового договора  № 01/11-13,  учитываться Комитетом при расчете тарифа не будут, вследствие чего Общество понесет финансовые потери, что свидетельствует об ущемлении его хозяйственных интересов.

Кроме того, Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена классификация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на «платные» и «бесплатные», и соответственно билетов на такие перевозки на «платные» и «нулевые».

Согласно проведенному исследованию рынка услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок в границах территории Новгородской области, группа лиц в составе юридических лиц ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя, имеющего долю в уставном капитале каждого из данных хозяйственных обществ более 50% , на данном рынке  занимает доминирующее положение с долей 100 процентов и является единственным участником рассматриваемого рынка в качестве продавца. 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В связи с чем,  Новгородское УФАС России 26.02.2014 исх. № 937/02   выдало ООО «Автовокзал» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий.

Указанное предупреждение ООО «Автовокзал»  исполнило путем отзыва  письма от 22.11.2013 исх. № 92 о направлении проекта договора № 01/11-13, о  чем сообщило в Новгородское УФАС России (письмо от 26.02.2014  исх. № 113).

 

Таким образом, ООО «Автовокзал» в результате выполнения предупреждения, выданного Управлением в порядке, установленном ст. 391  Закона о защите конкуренции, устранило   нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 7 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган

 

РЕШИЛ:

 

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО «Городское пассажирское автотранспортное предприятие»   отказать в связи с устранением ООО «Автовокзал» нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном ст. 391  Закона о защите конкуренции.    

 

 

Руководитель Управления                                                                       О.С. Виниченко                 

 

stdClass Object ( [vid] => 10696 [uid] => 5 [title] => Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению ООО "Городское пассажирское автотранспортное предприятие" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10694 [type] => solution [language] => ru [created] => 1393940079 [changed] => 1393940104 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1393940104 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ООО  «Городское пассажирское автотранспортное предприятие»

 

173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1

 

 

 

 

 

Исходящий № 1099/02 от 04.03.2014

 

Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в возбуждении дела

 

4 марта   2014 года                                                          Великий Новгород                                                         

 

 В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1) (далее – Общество, заявитель) от 04.12.2013 № 623 (далее – заявление) о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Автовокзал» (Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7, корп. 1) (далее – ООО «Автовокзал», ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе проверки антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Из заявления Общества следует, что между заявителем и ООО «Автовокзал» был заключен агентский договор № 01/02-13 от 01.02.2013 (далее – договор № 01/02-13), в соответствии с которым ООО «Автовокзал» от имени и за счет Общества осуществляло  продажу билетов пассажирам и юридическим лицам, а также принятие оплаты за провоз багажа по регулярным пригородным автобусным маршрутам, обслуживание автобусов и экипажей водителей, выполняющих указанные рейсы. Указанные действия осуществляются в том числе и в отношении льготных категорий граждан и регламентируются Областным законом Новгородской области от 02.06.2009 № 540-ОЗ «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок» (далее – Областной закон № 540-ОЗ) и Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 «О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами».

В соответствии с пунктом 2.3.5. договора № 01/02-13 ООО «Автовокзал» обязуется производить продажу единых социальных проездных билетов (далее –ЕСПБ) на основании Постановления Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519.

Согласно пункту 3.3 договора № 01/02-13, агентское вознаграждение за ЕСПБ составляет 3.5 % от суммы реализации ООО «Автовокзал»  билетов на проезд пассажиров по маршрутным рейсам, выполненных Обществом.

В соответствии с пунктом 1 Областного закона № 540-ОЗ граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать единый социальный проездной билет на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.

Согласно пункту 9 Положения о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 (далее – Положение), продажа проездных билетов осуществляется перевозчиками либо иными организациями и индивидуальными предпринимателями по договору с перевозчиками по формам, указанным в приложении к настоящему Положению. Места продажи проездных билетов определяются перевозчиками и доводятся до сведения граждан через средства массовой информации и информационные сообщения.

В соответствии с пунктом 11 Положения, пассажир, пользующийся пригородным автобусом, обязан зарегистрироваться на автовокзале или автостанции и получить «нулевой билет», который предъявляется при входе в автобус.

ООО «Автовокзал» письмом от 22.11.2013 № 92 направило заявителю уведомление о расторжении агентского договора № 01/02-13 в одностороннем порядке с 24.12.2013 и проект нового агентского договора № 01/11-13 на продажу билетов пассажирам автобусного транспорта и на оказание услуг по регистрации пассажира, выдаче «нулевого билета» (далее – проект договора  № 01/11-13).

Пунктом 1.1 проекта договора № 01/11-13 предусмотрено, помимо прочего, что ООО «Автовокзал» обязуется за вознаграждение совершать по поручению Общества, от его имени и за его счет оказание услуги по регистрации пассажиров-граждан, являющихся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, выдаче пассажирам «нулевых» билетов в соответствии с Положением.

Пунктом 3.2 проекта договора № 01/11-13 предусмотрено условие выплаты Обществом вознаграждения ООО «Автовокзал» за оказание услуг по регистрации пассажира, выдаче «нулевого» билета в размере 7,00 рублей с пассажира, получившего «нулевой билет» на остановочном пункте ООО «Автовокзал», с чем заявитель не согласился, направив протокол разногласий.

По мнению заявителя, регистрация на автовокзале или автостанции и получение «нулевого билета» является обязанностью пассажира в соответствии с Положением, а не перевозчика. Учитывая, что количество поездок для льготных категорий граждан, пользующихся ЕСПБ не ограничено, не исключена ситуация, когда стоимость услуг по регистрации пассажира и выдаче «нулевого» № билета превысит стоимость ЕСПБ, стоимость услуг по реализации которого уже оплачена  ответчику в виде агентского вознаграждения.

Включение ответчиком в проект договора № 01/11-13  услуг по регистрации пассажиров и выдаче «нулевого» билета и выплату вознаграждения за такие услуги заявитель считает навязыванием условий договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора, которое запрещено статьей 10 Закона  о защите конкуренции.

Из заявления также следует, что ООО «Автовокзал» является единственной организацией, реализующей проездные билеты на территории Крестецкого остановочного пункта. Расторгая действующий договор №  01/02-13 и навязывая не выгодные условия заключения нового договора № 01/11-13, ООО «Автовокзал» лишает Общество возможности осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа, поскольку отправной точкой, согласно паспортов маршрутов, являются объекты транспортной инфраструктуры, эксплуатируемые ООО «Автовокзал»,  лишает возможности вокзального и диспетчерского обслуживания автобусов и экипажей водителей, что ущемляет интересы не только перевозчика, но и пассажиров.  

Протоколом согласования разногласий от 09.12.2013 к протоколу разногласий Общества к договору № 01/11-13 ответчик не согласился на исключение вышеуказанного условия договора, но при этом уменьшил размер требуемого вознаграждения за размер предложил уменьшить размер вознаграждения за выдачу «нулевого билета» до 5 рублей, с чем заявитель также не согласен.

Само по себе включение в предмет договора услуг по регистрации пассажиров льготной категории и выдаче «нулевого» билета, без взимания  ответчиком вознаграждения, не ущемляет интересы Общества, направлено на реализацию такими пассажирами обязанности по регистрации на автовокзалах и автостанциях и получении «нулевого» билета в соответствии с Положением, которую может обеспечить только хозяйствующий субъект, эксплуатирующий автовокзалы и автостанции.

Для Общества Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) постановлением от 19.12.2012 № 82/15 установлен тариф на пригородные перевозки в Крестецком районе.

На запрос Управления Комитетом представлен ответ от 31.01.2014 № 92, из которого следует, что финансовые средства, оплачиваемые автотранспортными предприятиями за продажу билетов пассажирам, в полном объеме возмещают расходы хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию автовокзалов и автостанций, по продаже билетов, включая «нулевые» билеты, так как в расчете ставки агентского вознаграждения за продажу «платных» билетов учтены расходы таких хозяйствующих субъектов в полном объеме, без выделения доли, относящейся на продажу «нулевых» билетов, то есть все расходы по продаже «платных» и «нулевых» билетов возмещают «платные пассажиры».

Таким образом, расходы по выдаче «нулевых» билетов Комитетом уже включены в тарифы Общества на пригородные перевозки, и затраты Общества на выплату вознаграждения ответчику за регистрацию пассажиров льготной категории и выдачу «нулевого» билета, в случае заключения нового договора  № 01/11-13,  учитываться Комитетом при расчете тарифа не будут, вследствие чего Общество понесет финансовые потери, что свидетельствует об ущемлении его хозяйственных интересов.

Кроме того, Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена классификация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на «платные» и «бесплатные», и соответственно билетов на такие перевозки на «платные» и «нулевые».

Согласно проведенному исследованию рынка услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок в границах территории Новгородской области, группа лиц в составе юридических лиц ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя, имеющего долю в уставном капитале каждого из данных хозяйственных обществ более 50% , на данном рынке  занимает доминирующее положение с долей 100 процентов и является единственным участником рассматриваемого рынка в качестве продавца. 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В связи с чем,  Новгородское УФАС России 26.02.2014 исх. № 937/02   выдало ООО «Автовокзал» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий.

Указанное предупреждение ООО «Автовокзал»  исполнило путем отзыва  письма от 22.11.2013 исх. № 92 о направлении проекта договора № 01/11-13, о  чем сообщило в Новгородское УФАС России (письмо от 26.02.2014  исх. № 113).

 

Таким образом, ООО «Автовокзал» в результате выполнения предупреждения, выданного Управлением в порядке, установленном ст. 391  Закона о защите конкуренции, устранило   нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 7 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган

 

РЕШИЛ:

 

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО «Городское пассажирское автотранспортное предприятие»   отказать в связи с устранением ООО «Автовокзал» нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном ст. 391  Закона о защите конкуренции.    

 

 

Руководитель Управления                                                                       О.С. Виниченко                 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ООО  «Городское пассажирское автотранспортное предприятие»

 

173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1

 

 

 

 

 

Исходящий № 1099/02 от 04.03.2014

 

Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в возбуждении дела

 

4 марта   2014 года                                                          Великий Новгород                                                         

 

 В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1) (далее – Общество, заявитель) от 04.12.2013 № 623 (далее – заявление) о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Автовокзал» (Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7, корп. 1) (далее – ООО «Автовокзал», ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе проверки антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Из заявления Общества следует, что между заявителем и ООО «Автовокзал» был заключен агентский договор № 01/02-13 от 01.02.2013 (далее – договор № 01/02-13), в соответствии с которым ООО «Автовокзал» от имени и за счет Общества осуществляло  продажу билетов пассажирам и юридическим лицам, а также принятие оплаты за провоз багажа по регулярным пригородным автобусным маршрутам, обслуживание автобусов и экипажей водителей, выполняющих указанные рейсы. Указанные действия осуществляются в том числе и в отношении льготных категорий граждан и регламентируются Областным законом Новгородской области от 02.06.2009 № 540-ОЗ «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок» (далее – Областной закон № 540-ОЗ) и Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 «О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами».

В соответствии с пунктом 2.3.5. договора № 01/02-13 ООО «Автовокзал» обязуется производить продажу единых социальных проездных билетов (далее –ЕСПБ) на основании Постановления Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519.

Согласно пункту 3.3 договора № 01/02-13, агентское вознаграждение за ЕСПБ составляет 3.5 % от суммы реализации ООО «Автовокзал»  билетов на проезд пассажиров по маршрутным рейсам, выполненных Обществом.

В соответствии с пунктом 1 Областного закона № 540-ОЗ граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать единый социальный проездной билет на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.

Согласно пункту 9 Положения о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 (далее – Положение), продажа проездных билетов осуществляется перевозчиками либо иными организациями и индивидуальными предпринимателями по договору с перевозчиками по формам, указанным в приложении к настоящему Положению. Места продажи проездных билетов определяются перевозчиками и доводятся до сведения граждан через средства массовой информации и информационные сообщения.

В соответствии с пунктом 11 Положения, пассажир, пользующийся пригородным автобусом, обязан зарегистрироваться на автовокзале или автостанции и получить «нулевой билет», который предъявляется при входе в автобус.

ООО «Автовокзал» письмом от 22.11.2013 № 92 направило заявителю уведомление о расторжении агентского договора № 01/02-13 в одностороннем порядке с 24.12.2013 и проект нового агентского договора № 01/11-13 на продажу билетов пассажирам автобусного транспорта и на оказание услуг по регистрации пассажира, выдаче «нулевого билета» (далее – проект договора  № 01/11-13).

Пунктом 1.1 проекта договора № 01/11-13 предусмотрено, помимо прочего, что ООО «Автовокзал» обязуется за вознаграждение совершать по поручению Общества, от его имени и за его счет оказание услуги по регистрации пассажиров-граждан, являющихся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, выдаче пассажирам «нулевых» билетов в соответствии с Положением.

Пунктом 3.2 проекта договора № 01/11-13 предусмотрено условие выплаты Обществом вознаграждения ООО «Автовокзал» за оказание услуг по регистрации пассажира, выдаче «нулевого» билета в размере 7,00 рублей с пассажира, получившего «нулевой билет» на остановочном пункте ООО «Автовокзал», с чем заявитель не согласился, направив протокол разногласий.

По мнению заявителя, регистрация на автовокзале или автостанции и получение «нулевого билета» является обязанностью пассажира в соответствии с Положением, а не перевозчика. Учитывая, что количество поездок для льготных категорий граждан, пользующихся ЕСПБ не ограничено, не исключена ситуация, когда стоимость услуг по регистрации пассажира и выдаче «нулевого» № билета превысит стоимость ЕСПБ, стоимость услуг по реализации которого уже оплачена  ответчику в виде агентского вознаграждения.

Включение ответчиком в проект договора № 01/11-13  услуг по регистрации пассажиров и выдаче «нулевого» билета и выплату вознаграждения за такие услуги заявитель считает навязыванием условий договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора, которое запрещено статьей 10 Закона  о защите конкуренции.

Из заявления также следует, что ООО «Автовокзал» является единственной организацией, реализующей проездные билеты на территории Крестецкого остановочного пункта. Расторгая действующий договор №  01/02-13 и навязывая не выгодные условия заключения нового договора № 01/11-13, ООО «Автовокзал» лишает Общество возможности осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа, поскольку отправной точкой, согласно паспортов маршрутов, являются объекты транспортной инфраструктуры, эксплуатируемые ООО «Автовокзал»,  лишает возможности вокзального и диспетчерского обслуживания автобусов и экипажей водителей, что ущемляет интересы не только перевозчика, но и пассажиров.  

Протоколом согласования разногласий от 09.12.2013 к протоколу разногласий Общества к договору № 01/11-13 ответчик не согласился на исключение вышеуказанного условия договора, но при этом уменьшил размер требуемого вознаграждения за размер предложил уменьшить размер вознаграждения за выдачу «нулевого билета» до 5 рублей, с чем заявитель также не согласен.

Само по себе включение в предмет договора услуг по регистрации пассажиров льготной категории и выдаче «нулевого» билета, без взимания  ответчиком вознаграждения, не ущемляет интересы Общества, направлено на реализацию такими пассажирами обязанности по регистрации на автовокзалах и автостанциях и получении «нулевого» билета в соответствии с Положением, которую может обеспечить только хозяйствующий субъект, эксплуатирующий автовокзалы и автостанции.

Для Общества Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) постановлением от 19.12.2012 № 82/15 установлен тариф на пригородные перевозки в Крестецком районе.

На запрос Управления Комитетом представлен ответ от 31.01.2014 № 92, из которого следует, что финансовые средства, оплачиваемые автотранспортными предприятиями за продажу билетов пассажирам, в полном объеме возмещают расходы хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию автовокзалов и автостанций, по продаже билетов, включая «нулевые» билеты, так как в расчете ставки агентского вознаграждения за продажу «платных» билетов учтены расходы таких хозяйствующих субъектов в полном объеме, без выделения доли, относящейся на продажу «нулевых» билетов, то есть все расходы по продаже «платных» и «нулевых» билетов возмещают «платные пассажиры».

Таким образом, расходы по выдаче «нулевых» билетов Комитетом уже включены в тарифы Общества на пригородные перевозки, и затраты Общества на выплату вознаграждения ответчику за регистрацию пассажиров льготной категории и выдачу «нулевого» билета, в случае заключения нового договора  № 01/11-13,  учитываться Комитетом при расчете тарифа не будут, вследствие чего Общество понесет финансовые потери, что свидетельствует об ущемлении его хозяйственных интересов.

Кроме того, Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена классификация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на «платные» и «бесплатные», и соответственно билетов на такие перевозки на «платные» и «нулевые».

Согласно проведенному исследованию рынка услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок в границах территории Новгородской области, группа лиц в составе юридических лиц ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя, имеющего долю в уставном капитале каждого из данных хозяйственных обществ более 50% , на данном рынке  занимает доминирующее положение с долей 100 процентов и является единственным участником рассматриваемого рынка в качестве продавца. 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В связи с чем,  Новгородское УФАС России 26.02.2014 исх. № 937/02   выдало ООО «Автовокзал» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий.

Указанное предупреждение ООО «Автовокзал»  исполнило путем отзыва  письма от 22.11.2013 исх. № 92 о направлении проекта договора № 01/11-13, о  чем сообщило в Новгородское УФАС России (письмо от 26.02.2014  исх. № 113).

 

Таким образом, ООО «Автовокзал» в результате выполнения предупреждения, выданного Управлением в порядке, установленном ст. 391  Закона о защите конкуренции, устранило   нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 7 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган

 

РЕШИЛ:

 

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО «Городское пассажирское автотранспортное предприятие»   отказать в связи с устранением ООО «Автовокзал» нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном ст. 391  Закона о защите конкуренции.    

 

 

Руководитель Управления                                                                       О.С. Виниченко                 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 1099/02 [format] => [safe_value] => 1099/02 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => б/н [format] => [safe_value] => б/н ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1)  от 04.12.2013 № 623

[format] => full_html [safe_value] =>

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1)  от 04.12.2013 № 623

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также  выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

Куратор направления: Аванесян Мигель Вячеславович, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 199 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 199 [vid] => 6 [name] => Социальная сфера [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-04 13:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-04 13:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1393940079 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )