• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Отчет Новгородского УФАС России о деятельности в 2011 году

Категория отчета: Статистика и отчеты

 Информация об основных направлениях и результатах деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области за 2011 год   по

В 2011 году территориальные органы Федеральной антимонопольной службы осуществляли свою деятельность по следующим основным направлениям:

  • Контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках;
  • Контроль и надзор за соблюдением законодательства о естественных монополиях, за исключением функций, связанных с  регулированием деятельности субъектов естественных монополий;
  • Контроль экономической концентрации на товарных и финансовых рынках, обзор, анализ товарных и финансовых рынков, оценка состояния конкуренции на них;
  • Контроль и надзор за соблюдением законодательства о рекламе;
  • Контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу);
  • Контроль отдельных статей ФЗ «Об энергосбережении»;
  • Определение положения хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынка и ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.

1. Антимонопольный контроль на товарных и финансовых рынках

В 2011 году Новгородским УФАС России (далее – Управление) было получено и рассмотрено 109 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства (в 2010 году - 83). По заявлениям, а также по собственной инициативе в прошедшем году Управлением было возбуждено и рассмотрено 52 дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

Рынки и сферы деятельности, на которых чаще всего выявлялись нарушения законодательства о конкуренции, следующие:

  • автомобильные пассажирские перевозки;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • операции с недвижимым имуществом, включая землю;
  • оптовая и розничная торговля.

К наиболее типичным нарушениям антимонопольного законодательства в 2010 году относятся:

  • злоупотребление доминирующим положением;
  • нарушение порядка отбора финансовых организаций;
  • принятие органом власти актов и осуществление действий, приводящих к ограничению конкуренции;
  • нарушение антимонопольных требований к торгам.

2. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов организаций, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

В 2011 году Управлением было рассмотрено 34 заявления (2010 году - 13) с жалобами на нарушение статей 15 и 17 Закона о защите конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления.

В 2011 году также было осуществлено 20 проверок соответствия антимонопольному законодательству актов и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также некоммерческих организаций, в том числе, с выездом в муниципальные образования.

По результатам проверок и рассмотрения заявлений в отношении органов власти, иных осуществляющих их функции организаций было возбуждено и рассмотрено 34 дела о нарушениях статей 15, 17 Закона о защите конкуренции. Из них 9 дел – в отношении администрации и комитетов Новгородской области в связи с нарушениями статьи 15 Закона о защите конкуренции (по результатам рассмотрения выдано 8 предписаний) и 12 дел – в отношении органов местного самоуправления в связи с нарушениями этой же статьи (выдано 8 предписаний, все предписания исполнены).

Кроме того, Управлением было рассмотрено 128 заявлений о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций, 125 из которых удовлетворены.

3. Анализ состояния конкуренции на товарных и финансовых рынках, контроль экономической концентрации

За отчётный период при осуществлении государственного контроля в соответствии с требованиями Закона «О защите конкуренции», при  рассмотрении заявлений,   по заданию ФАС России, по обращению органов государственной власти и органов местного самоуправления при внесении изменений в  Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих  на рынке определенного товара долю  более 35 процентов, проведены исследования 12 товарных и финансовых рынков.

По состоянию на 31.12.2011 года в региональном разделе Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, находилось 77 организаций. Распределение хозяйствующих субъектов по основным группам продукции и услуг выглядит следующим образом:

  • пищевые продукты –  4;
  • потребительские товары (без пищевых продуктов) – 11;
  • услуги, оказываемые в сфере деятельности естественных монополий – 5, в том числе:
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи – 1,
  •  услуги по передаче электрической и тепловой энергии – 3,
  • услуги локальных естественных монополий – 1;
  • услуги жилищно-коммунального хозяйства – 16;
  • отдельные виды товаров (работ, услуг), не входящие в вышеперечисленные группы товаров (работ, услуг) – 41.

За отчетный период Управлением рассмотрено 12 ходатайства и уведомления о заключении сделок и соглашений, подавляющее большинство из которых относятся к рынкам финансовых услуг.

4. Контроль рекламной деятельности

В 2011 году в Управление поступило 35 заявлений (в 2010 году – 10) от государственных органов, юридических и физических лиц на ненадлежащую рекламу. В результате рассмотрения заявлений и по собственной инициативе Управления было возбуждено и рассмотрено 41 дело по фактам нарушения Федерального закона «О рекламе». Следует отметить, что в отчетном периоде основное количество нарушений связано с нарушением требований к рекламе финансовых услуг, а также лекарственных средств, медицинской техники и услуг.

Всего по рассмотренным делам  принято 40 решений и выдано 27 предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе.

5. Контроль в сфере размещения государственных и муниципальных заказов

В 2011 году Управлением рассмотрено 72 жалобы (в 2010 году – 74), поступивших от участников размещения государственных и муниципальных заказов. В том числе 23 жалобы – при размещении заказов для федеральных нужд, 28 жалоб – при размещении заказов для нужд Новгородской области, 21 жалоба – при размещении заказов для муниципальных нужд. Из 72 поступивших жалоб 33 - признаны необоснованными, 21 - признаны обоснованными, 11 - отозвано заявителями, 7 -  возвращены в соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

По результатам рассмотрения жалоб в 2011 году Управлением выявлено 39 заказов, размещенных в нарушениями Закона о размещении заказов. При проведении торгов преобладают нарушения статей 11, 12, 21, 24, 34, 41.6 Закона о размещении заказов. В частности: нарушение требований к содержанию конкурсной документации; необоснованный допуск (отказ в допуске) участника размещения заказа; включение в конкурсную документацию требований к участникам размещения заказа либо к заявке, не предусмотренных нормами действующего законодательства.

При проведении запроса котировок преобладают нарушения статьей 43 и 45 Закона о размещении заказов, а именно нарушение требований к содержанию извещения о проведении запроса котировок.

По результатам рассмотрения жалоб, поступивших в 2011 году от участников размещения заказа, Управлением выдано 33 предписания, исполненные без обжалования в суд.

В 2011 году Управлением были проведено 24 проверки (в 2010 – 8) соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов. В результате вышеуказанных мероприятий Управлением выявлено 25 заказов, размещенных с нарушениями Закона о размещении заказов.

Также в 2011 году в Новгородское УФАС России поступило 18 (в 2010 году – 7) обращений о включении сведений об участниках размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков от государственных и муниципальных заказчиков.

В 15 случаях обращения признаны обоснованными и сведения о недобросовестных поставщиках внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

6. Выявление административных правонарушений и привлечение к ответственности

За 2010 год Новгородским УФАС России по фактам нарушения Закона о размещении заказов к административной ответственности в виде штрафа было привлечено 76 должностных лиц (в 2010 году -96).

Наиболее часто встречающиеся административные правонарушения в сфере размещения государственных и муниципальных заказов - нарушение членами комиссий при размещении заказов порядка отбора участников конкурса, аукциона, запроса котировок цен, в том числе, отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством. Ответственность за данные административные правонарушения предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ. Кроме того, в 2010 году были вынесены в соответствии с КоАП РФ постановления о наложении штрафов за нарушения антимонопольного законодательства на 2 юридических и 7 должностных лиц. Также за нарушения Закона «О рекламе» к административной ответственности было привлечено 11 юридических лиц и 21 – должностное лицо и граждане.

За иные административные нарушения, связанные с непредставлением информации, нарушением стандартов раскрытия информации к ответственности в виде штрафа в отчетном периоде привлечены 5 юридических лиц и 4 должностных лица.

В целом в 2011 году должностными лицами Управления к административной ответственности в виде штрафа за нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и о размещении заказов было привлечено 128 правонарушителей. За прошедший год в бюджеты всех уровней было взыскано 2 млн. 590 тыс. руб. (в 2010 году - 3 млн. 76 тыс. рублей), в том числе в областной бюджет - более 888 тыс. руб., а в местные бюджеты – более 627 тыс. руб.