Распутать торговые сети

Закон о торговле не отрегулировал отношения между ритейлерами и поставщиками

Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», принятый в конце 2009 года, был призван расставить все точки над i в отношениях между ритейлерами и поставщиками.

Однако, по мнению Федеральной антимонопольной службы, закон о торговле не внес ощутимых изменений.

Официальная позиция антимонопольщиков изложена в докладе Министерства промышленности и торговли, сообщает РБК daily. В частности, в ФАС считают, что «введение законом о торговле запретов по взиманию выплат и бонусов с поставщиков не привело к снижению общего объема выплат в пользу торговых сетей — произошло лишь перераспределение выплат».

Эксперты утверждают, что сети придумывают различные схемы, позволяющие так или иначе диктовать свои условия и получать деньги от производителя за то, чтобы он был представлен у них. Участие в «дне рождения магазина», плата за поставку товара в новый магазин, плата за то, чтобы сеть выставила новый продукт производителя, обязательное проведение маркетинговых акций и так далее. Причем суммы за данные услуги колеблются от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.

По словам производителей, ситуация с торговыми сетями складывается непросто. И закон в данном случае не помогает производителю. Принять кабальные условия сетей могут лишь крупные корпорации и холдинги. Приходя в регион вместе с федеральными сетями, они вытесняют местных производителей. А сети в свою очередь транслируют эти условия и на них.
Татьяна ЯКОВЛЕВА, заместитель генерального директора ОАО «Новгородхлеб», считает, что небольшие изменения в работе с торговыми сетями все-таки есть.

— Если раньше отсрочка платежа была 30–45 дней, то сейчас порядка 10. К сожалению, не работает пункт о возврате продукции. По закону объемы возврата должны согласовываться, а по факту сети требуют 100-процентный возврат. Сегодня, если ты не работаешь с сетью, значит, не развиваешься. И все местные производители вынуждены принимать их условия. Тем не менее до принятия закона с сетями было работать тяжелее. Сейчас и мы с ними научились сотрудничать, и они с нами, — комментирует Татьяна Борисовна.

По словам Марины ИЛЬИНСКОЙ, заместителя председателя экономического комитета Новгородской области, есть определенные рычаги воздействия на торговые сети. Одна из норм закона (ограничивающий барьер) — сети не имеют права занимать более 25% рынка того или иного субъекта.

— По нашим подсчетам, сейчас в Чудовском районе X5 Retail Group — магазины «Пятерочка» и «Перекресток» — достигла данного уровня, но планирует открыть третий магазин. Мы написали в новгородское УФАС письмо с просьбой обратить внимание на эту ситуацию и предпринять меры. В целом закон требует серьезных изменений, но я бы не сказала, что во всем виноваты только сети. Зачастую есть недоработки и со стороны производителей. Если продукция в магазине не продается, значит, потребителю она чем-то не нравится. Если ее не покупают, то магазин отдаст полку тому, что пользуется спросом. Потому что торговля, так же, как и производство, — это бизнес. Производителям нужно пересматривать свои ассортимент, ценовую линейку и быть более конкурентными на рынке, — считает Марина Николаевна.

Елена ТЮШИНА