Ценам на бензин власти приказали «падать». Что у нас?

Наступление нового года, как показывает практика, приносит не только радость. Каждый январь наблюдается значительный рост цен практически на всё. Исключением не стал и январь 2011-го, начавшийся со значительного повышения цен на бензин. 

Эксперты, впрочем, предрекали рост стоимости топлива задолго до наступления нового года. Они же отмечали, что из-за повышения акцизов в новом году нас ожидает рост потребительских цен практически на все товары – от продуктов до косметики. Так, собственно говоря, и произошло, – только за январь инфляция составила 2,4%. И это при том, что в прошлом году Минэконоразвития предсказывал цифру - 6%.

Дело дошло до того, что 9 февраля премьер-министр Путин поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проводить расследования по любым фактам завышения цен на топливо. И в тот же день спустя несколько часов на сайте ФАС появился официальный пресс-релиз, в котором служба объявляла о решении возбудить новые дела в отношении "Газпром нефти", "Лукойла" и "Роснефти" в связи с ростом цен на дизельное топливо. Сразу после этого ведущие нефтяные компании пообещали снизить цены на бензин и дизельное топливо. Но выполнили ли они свои обещания?

Мы решили посмотреть на цены на дизельное топливо и самый ходовой тип бензина – А92, зафиксированные нами месяц назад и сравнить их с теми ценниками, которые мы наблюдаем сейчас.

Так, месяц назад на автозаправке, принадлежащей одной из питерских компаний, цена литра солярки составляла 25 руб. 20 коп. Теперь же стоимость ДТ равняется 24 руб. 90 коп. – минус 30 копеек. Что касается бензина, в середине января по нашим наблюдениям, цена за литр 92-го фиксировалась на уровне 24,90 руб. Сегодня – ценник тот же. 

Месяц назад источник ИА “Великий Новгород.ру” в новгородском представительстве крупной нефтеперерабатывающей компании новогодний рост цен на бензин объяснял ростом акцизов на топливо.

“Если раньше акцизная ставка на тонну бензина 92-й марки составляла 3992 рубля, то в начале 2011 года она составила более 5 тыс. рублей за тонну. В среднем мы наблюдаем повышение цены на бензин “А-92” на 1,5 – 2 рубля. Сейчас он стоит 24,90 руб. за литр, “А-95” – 27,20 руб., “А-98” – 29,90 руб. Впрочем, разброс по ценам на АЗС разных фирм составляет от нескольких копеек до 2 рублей за литр”.

Сегодня тот же самый специалист говорит о ценах на бензин следующее:

 “Невозможно так резко перерегулировать цены, это приведёт к краху компаний, они просто будут банкротится. Поэтому мы пытаемся сделать то, что в наших силах”.

Кстати, примерно то же самое мы зафиксировали и на других АЗС. Резкого снижения цен, обещанного нефтяниками после гневных наказов чиновников, как не было, так и нет. Из других регионов, кстати, приходят известия о снижении цен на топливо – от нескольких копеек до нескольких рублей.

В это же время на автозаправках наблюдается удивительная тенденция: “Дизель” стоит дороже 92-го. По мнению экономистов, всё дело опять-таки в пошлинах на экспорт дизтоплива, которые сегодня крайне низки, спрос на него в Европе зимой вырос, вот российские компании и гонят топливо на экспорт. Внутри страны образуется дефицит, и соответственно, непропорционально растут цены.

Выхода из всей этой истории пока не видно. Никакие нормальные механизмы не работают, поскольку этих механизмов в стране давно уже нет. Вот и новгородское УФАС заявляет, что никаких нарушений антимонопольного законодательства в области оно не выявило. При этом вся вина перекладывается на оптовый рынок, из-за которого, по мнению новгородских антимонопольщиков, цены на топливо дорожают и для местных компаний.

При этом весь груз ложится на плечи простых новгородцев – цены абсолютно на всё каждый день ползут вверх равно для всех, без разделения на пешеходов и автомобилистов.