Новгородских предпринимателей выживают из похоронного бизнеса

Власти уверяют, что создают равные условия для всех, но одновременно в областном центре предпринимаются попытки передела рынка в лучших традициях «криминального Новгорода».
На днях Арбитражный суд рассмотрит заявление Управления Федеральной антимонопольной службы, считающей, что власти Великого Новгорода нарушают федеральное законодательство о похоронном деле и о защите конкуренции.
«Памятником преткновения» стало муниципальное предприятие «Ритус», сосредоточившее у себя всё: содержание кладбищ, выделение земельных участков, погребение умерших, ведение архива... И являющееся при этом всего лишь одним из участников рынка ритуальных услуг.
Как полагают в ФАС, ведением документации и распределением участков должны заниматься органы местного самоуправления, а не предприятия, пусть даже с муниципальным статусом.
В последнее время к похоронному делу неравнодушны не только антимонопольщики. Например, городская прокуратура внесла протест в Думу Великого Новгорода, потребовав изменить существующий регламент, приведя его в соответствие с законодательством.
Можно было бы сказать, что давно пора, и поставить на этом точку. Но всё это – лишь видимая часть айсберга. Борьба за демонополизацию почему­то совпала с попытками монополизировать рынок по­новой. Пока суд да дело, ещё недавно кое­кто из новгородских предпринимателей получал недвусмысленные «деловые» предложения типа «уйди и тебе ничего не будет». Есть ли тут связь с появлением в городе новых лиц, желающих иметь бизнес в местах юдоли и печали, а также, страшно сказать, с административным ресурсом – кто же вам на это ответит?
Не лезь под пулю!
Предприниматель Олег Колесников, которому, с его слов, угрожали неизвестные лица, обращался в органы, но заявление от него не приняли, мол, это недоказуемо.
– Как­то в мою мастерскую приехал сотрудник одной охранной фирмы, – рассказывает Олег Степанович. – Меня на месте не было, ему дали номер мобильного телефона, он позвонил и сказал, чтобы я передал свой бизнес другой фирме.
Колесников занимается изготовлением памятников аж с 1986 года. Бросить налаженное дело?
– Может быть, я и отошёл бы в сторонку. Но у меня на руках тяжело больной сын, и я не могу позволить себе остаться без средств.
Предприниматель стал наводить справки. Ничего хорошего не услышал. Сведущие в похоронном деле люди уверяли, что будет передел рынка, а если упрёшься, то тебя просто уберут.
К слову, на тот же исход ему намекнул и один высокопоставленный чиновник городской администрации, с которым Колесников был неплохо знаком.
– Ты что, свою голову под пулю хочешь подставить?
Но Колесников упёрся, отказавшись не только сдавать свой бизнес, но и поменять, так сказать, ценовую политику (а ему предметно объясняли, сколько должны стоить памятники). Опять же, относится это к переделу или нет, но было несколько случаев, когда изготовленные им памятники кто­то крушил на городских кладбищах.
Олег Степанович, как мы уже сказали, пытался затеять расследование наезда. Не вышло. Зато получилось привлечь внимание органов к монопольке «Ритуса». Благо Колесников был не единственным, кто жаловался на это.
Чего они хотят?
Всё просто.
– Во многих других городах и регионах наши коллеги имеют возможность выполнять все виды ритуальных услуг, – говорит руководитель обращавшегося в ФАС Новгородского филиала Военно­мемориальной компании Алексей Кадуков. – Но в Великом Новгороде мы не допущены к организации и проведению похорон. Конкуренции здесь не было и нет.
Что касается дозволенного им, то предприниматели недовольны бюрократической волокитой, которой, например, обставлена процедура проникновения на кладбище для установки памятника.
А не поздно ли валить все шишки на «Ритус»? По слухам, его работникам предлагали уволиться, чтобы перейти в одно из вновь созданных похоронных предприятий. Мол, муниципалы – без пяти минут банкроты.
В мэрии возможность такой кончины отрицают. Кроме муниципального предприятия некому нести социальное бремя. Какой бизнесмен станет хоронить безродных? Да и взяться за содержание кладбищ среди частников желающих что­то не видно. Дело весьма хлопотное, но с сомнительной доходностью. Учитывая то, сколько на это выделяется бюджетных рублей.
Все там будут
– Мы ни с кем не воюем, стараясь учитывать интересы всех игроков на этом рынке, – утверждает заместитель главы администрации Великого Новгорода Евгений Черненко. – Поэтому на последнем заседании Думы было дано поручение внести изменения в положение о похоронном деле.
Евгений Алексеевич полагает, что весь шум по поводу монополии исходит от коммерческого предприятия, лидирующего на рынке ритуальных услуг, возглавляемого... бывшим директором «Ритуса».
– Прежде он сидел на двух стульях, ведь нынешним его предприятием руководила его жена. И всех это как бы устраивало.
Иными словами, новые городские власти стали наводить порядок, а кому­то из «бывших» это не нравится? «Ритус» их, знаете ли, теперь беспокоит?
Всё может быть. Однако уточним: менять регламент, нарушавший сразу два федеральных закона «О погребении и похоронном деле» и «О защите конкуренции», власти собрались не по своей инициативе. Налицо эффект внезапного прозрения. Ведь ещё в июне городская администрация обращалась в Арбитражный суд, по полной оспаривая решения и предписания ФАС (заявление было подписано мэром).
А потом Дума, одумавшись, направила в суд «декларацию о намерениях», сообщив о своей готовности привести положение о похоронном деле в соответствие с действующим законодательством.
Что касается тех, кто заявлял предпринимателю Олегу Колесникову, будто работать ему осталось недолго, то они свои слова обратно вроде как не брали.