Допуск к делу

В теории доля участия представителей малого бизнеса в формировании государственных заказов должна составлять от 10 до 20%. На практике проследить за тем, насколько соблюдается это требование, довольно сложно.
Одно из назначений государственного заказа — стимуляция работы предприятий. С его помощью развиваются различные отрасли экономики, обеспечивается разработка новых технологий, создаются рынки сбыта. Неудивительно, что в период кризиса государственный заказ был назван одним из приоритетных мер поддержки предпринимателей.
Число представителей малого бизнеса, участвующих в государственных закупках, действительно увеличилось. Это можно проследить и на примере Новгородской области, где основная работа сейчас направлена именно на увеличение количества заказов, размещенных у субъектов малого предпринимательства. Если в 2008 году на малых предприятиях было размещено всего два государственных заказа, то за истекший период 2009 года их оказалось уже 14.
— На данный момент малый бизнес достаточно активно участвует в процессе проведения торгов и запроса котировок, — говорит заместитель председателя комитета по управлению государственным имуществом администрации Новгородской области Владимир ВОЛКОВ. — Особенно высока активность предпринимателей в сфере строительства, капитального ремонта, а также поставок продуктов питания, компьютерной техники и оборудования.
Особенности участия предпринимателей в формировании заказов регулируются федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно ему государственные заказчики обязаны размещать  на малых  предприятиях  от 10 до 20% общего годового объема заказов. При этом существует специальное постановление, определяющее перечень товаров и услуг, поставщиками которых должны выступать представители малого бизнеса. Длинный список включает в себя, к примеру, такие пункты, как лесозаготовительные работы, поставка строительных материалов, изготовление мебели, курьерские услуги.
На практике комитет по управлению государственным имуществом, проводя конкурсы по оказанию упомянутых выше услуг, допускает к участию только малые предприятия. Однако отсутствие контроля за тем, соблюдается ли минимальная установленная квота в 10%, остается самой серьезной проблемой, мешающей развитию практики заказов. Административная ответственность за нарушение квоты была введена лишь в середине 2009 года. При этом практика наложения штрафов на недобросовестных заказчиков еще не сложилась. Отчасти это связано с недостаточной активностью самих предпринимателей в деле защиты своих прав.
— На мой взгляд, представители малого бизнеса довольно редко обращают внимание на нарушения, допущенные при размещении государственных заказов, — считает заместитель руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Новгородской области Роман ЛУЧНИКОВ. — Это связано как с незнанием законодательства, так и с недоверием к тому, что органы власти способны помочь в решении проблем.
Пока что предприниматели отстаивают свои права только тогда, когда к участию в конкурсе на право выполнения государственного заказа не допускают именно их фирму. С такими жалобами в управлении активно работают. Правда, примерно половина из них в итоге оказываются необоснованными.