Россияне перестали бояться чиновников

Вчера в Великом Новгороде открылся совместный ежегодный семинар Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Регионального центра по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (РЦК ОЭСР). Основная тема форума — государственное влияние на конкуренцию. Участвующий в нем заместитель главы ФАС России Андрей ЦЫГАНОВ ответил на вопросы «НВ».

— Андрей Геннадьевич, на семинаре присутствуют ваши венгерские коллеги, с которыми вы успешно сотрудничаете. Можете поделиться, какой их опыт мы уже переняли для российского рынка?

— Первым и самым серьезным, на мой взгляд, заимствованием зарубежного опыта стал курс на развитие конкуренции во всех отраслях экономики. Российское антимонопольное законодательство не имеет ограничений, оно распространяется и на финансовый сектор, и на сферу естественных монополий, и на федеральные и локальные рынки. Определенные действия запрещены не только предприятиям, но и государственным чиновникам. Есть и другие вопросы, по которым мы сотрудничаем с коллегами из-за рубежа. Как бороться с картелями, как правильно установить границы рынка, чтобы понять, доминирует на нем компания или нет, — на все эти вопросы можно найти ответы в практике специалистов из других стран. В среднесрочной перспективе мы стремимся присоединиться к ОЭСР, чтобы взаимодействие было более эффективным.

— Когда это может произойти и какие перспективы сулит?

— Официально Россия высказала свое намерение о присоединении еще в 2007 году. Сначала препятствием было то, что мы не состояли в ВТО. Теперь оно снято. Но работа в ОЭСР организована очень сложным образом. Организация состоит из десятков комитетов, и каждый, изучая состояние дел в России, должен принять решение, все ли у нас в порядке с законодательством и практикой. В девяти или десяти комитетах положительное решение было принято до охлаждения отношений между нами и западными партнерами. Это не значит, что текущая работа прекращена, но мы будем активно стремиться стать членами ОЭСР, когда ситуация нормализуется.

— Есть какие-то типичные или специфические для России нарушения антимонопольного законодательства?

— Если говорить о статистике, я бы выделил две категории нарушений. Первая — это злоупотребление доминирующим положением на рынке при подключении к электричеству, газовым сетям, в сфере железнодорожных перевозок, телекоммуникаций. Вторая категория — ограничения конкуренции со стороны органов власти. Мы стараемся препятствовать этому, проводить профилактическую работу. Каждый проект федерального закона, решения правительства, связанного с развитием экономики, поступает в ФАС на предварительную оценку. Очень часто мы последовательно выступаем против принятия тех или иных правовых актов, потому что, с нашей точки зрения, они содержат возможные ограничения конкуренции.

Одна из основных проблем сейчас — все, что связано с проведением торгов, поставкой товаров для государственных нужд. Недавно в сферу нашей компетенции вошел еще и государственный оборонный заказ. Там мы сталкиваемся и с нарушениями законодательства о торгах, которых вскрывается более 25 тысяч в год, и с нарушениями антимонопольного законодательства, касающимися действий и предприятий, и заказчиков. Это серьезная проблема, которая наносит вред не только конкуренции, но и в целом государственному устройству страны.

— А рядовые граждане жалуются в ФАС?

— Да, иной раз даже чересчур активно. Федеральная антимонопольная служба получает в год более 100 тысяч жалоб, и каждую нужно рассмотреть, дать на нее ответ, понять, есть нарушение закона или нет. Это достаточно сложная и кропотливая работа. Бывает, мы говорим гражданам, что не выявили нарушений закона, или советуем обратиться в другой орган, потому что вопросы бывают связаны и с защитой прав потребителей, и с надзором за страховыми организациями, которым занимается Центробанк. Кроме того, стало много жалоб на чиновников. Раньше такого практически не было.

— Введение экономических санкций против России повлияло на конкуренцию внутри страны?

— Разумеется, причем двояким образом. С одной стороны, это неизбежно сократило предложение на российском рынке и ослабило уровень конкуренции. С другой стороны, введение санкций дало российским компаниям стимул двинуться на тот рынок, который раньше был занят иностранными товарами, и тем самым усилило конкуренцию. Сейчас происходит оживление российского бизнеса, и мы очень рады этому.