УФАС о смс-спаме: «Отчасти в получении рекламы виноваты сами новгородцы»

Сегодня в форме «круглого стола» состоялся диалог представителей новгородского антимонопольного управления и специалистов по рекламе.

«Мы сегодня выступаем не как контролирующие органы, призванные карать, а пригласили вас, чтобы вместе обсудить существующие с законодательством по рекламе проблемы, рассказать о типичных нарушениях в этой сфере и наиболее актуальных изменениях, - выступила с приветственным словом руководитель новгородского УФАС Ольга Виниченко.

И, в частности, речь зашла о смс-спаме, засоряющем телефоны новгородцев.

- Сектор смс-информирования сейчас очень бурно развивается. И граждане начали активно сопротивляться этому. Сейчас мы получаем большое количество обращений и жалоб на телефонный спам, - отметила Ольга Виниченко.

СМС реклама

Как пояснили специалисты, к смс-рекламе законом выдвигается ряд требований: распространение может осуществляться только при наличии согласия абонента, и это согласие может быть выражено в любой форме. Ответственность за это несет рекламораспространитель. Но, как показывает практика, привлечь за такое нарушении достаточно сложно.

- Мы сталкиваемся с тем, что не можем определить местонахождение рекламораспространителя, поскольку они зачастую находятся в других городах. Нередко люди сами являются причиной получения спама, - пояснила главный специалист-эксперт отдела контроля госзаказа и рекламы новгородского УФАС Олеся Каменская. - Они оставляют свои абонентские данные в социальных сетях, на различных сайтах, в том числе при получении дисконтных карт, и самое основное – при подключении услуг мобильной связи. При невнимательном прочтении условий договора, не поставив в нужном месте «галочку», абонент автоматически предоставляет свое согласие на использование его личных данных в системе информационно-справочного обслуживания оператором, а также на передачу данных третьим лицам для оказания справочных и иных информационных услуг.

Как и прочие нарушения закона о рекламе, телефонный спам наказывается рублем. В случае, если реклама признается ненадлежащей, нарушитель, являясь юрлицом, может заплатить от 100 до 500 тыс. рублей.

СМС рекламаВсего в 2013 году в УФАС новгородцы написали порядка 30 заявлений на нарушения ст. 18 «Закона о рекламе» (из них 27 на распространение рекламы по смс, 3 - по электронной почте). По пяти делам реклама была принята ненадлежащей, по 15 заявлениям был отказано в связи наличием согласия на получение рекламы; 3 дела приостановлено из-за того, что невозможно определить местонахождения предполагаемого нарушителя.

В итоге по пяти делам (из них три в отношении одного и того же юрлица) в общей сложности было наложено штрафов в сумме 334 тыс. рублей, из них взыскано пока только 4 тыс. рублей.