Исходящий № 2798/03 от 21.08.2012
РЕШЕНИЕ
10 августа 2012 года | Великий Новгород |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<Л…> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;
<К…> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
<Ш…> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело № 12 от 18.05.2012 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Лабрадор Медиа Новгород» (адрес места нахождения: 173008, Великий Новгород, ул. Магистральная, д. 8; почтовый адрес: 173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 6; далее – ООО «Лабрадор Медиа Новгород», Общество) Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
20.03.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) поступило заявление закрытого акционерного общества «Телекомпания «Триада» (173000, Великий Новгород, ул. Рогатица, д. 44; далее – ЗАО «Телекомпания «Триада», заявитель) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» рекламы медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область) (далее – Заявление).
Из Заявления следует, что 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал», ведущем телевещание в Великом Новгороде, в блоке региональной рекламы распространялась реклама медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» без соблюдения требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
На прилагаемом к Заявлению CD-диске содержится видеозапись эфира от 11.03.2012 телеканала «Петербург – 5 канал» с рекламным роликом, в котором содержится информация об услугах стоматологической клиники «Дента-Вита».
Рекламораспространителем указанной рекламы, по мнению Заявителя, предположительно является ООО «Лабрадор Медиа Новгород».
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал», ведущем телевещание в Великом Новгороде и Новгородской области, в блоке региональной рекламы была распространена реклама в виде видеоролика, имеющего следующее аудиовизуальное содержание: визуальная часть (текст) – «Дорогие женщины! Дента Вита сердечно поздравляет вас с 8 марта! Весь март скидки 5 %»; аудиозапись (звуковое сообщение) – «Дорогие женщины! Стоматологическая клиника «Дента-Вита» поздравляет вас с 8 марта. Для вас весь март скидка на лечение 5 %».
Услуги по «стоматологии», «стоматологии детской», «стоматологии профилактической», «стоматологии ортопедической», «стоматологии терапевтической» и «стоматологии хирургической» включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.
Таким образом, в данном случае распространенный в 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» видеоролик, содержащий информацию о деятельности стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область), представляет собой рекламу медицинских услуг – услуг по стоматологии.
В силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В указанной рекламе предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых в ней медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов отсутствует.
Таким образом, реклама медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита», распространенная 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал», содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Кроме того, из информации, представленной Обществом с ограниченной ответственностью «Дента-Вита» (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Ленинградская, д. 28; далее – ООО «Дента-Вита») (вх. № 4885 от 09.08.2012 Новгородского УФАС России), а также пояснений законного представителя ООО «Дента-Вита» – генерального директора <З….>, данных им 15.06.2012 на заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, следует, что сведения о предоставлении скидки на лечение в размере 5 % для женщин в течение марта 2012 года, содержащиеся в рассматриваемой рекламе медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита», не являются достоверными, поскольку в ООО «Дента-Вита» указанная в рекламе акция не проходила.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
При этом согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, реклама медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита», распространенная 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал», содержит признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
Из информации, представленной ООО «Дента-Вита» (вх. № 2502 от 05.05.2012 Новгородского УФАС России), и пояснений генерального директора ООО «Дента-Вита» <З….>, данных им 15.06.2012 на заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, следует, что ООО «Дента-Вита» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы. Предложение о распространении рекламы медицинских услуг, предоставляемых ООО «Дента-Вита», путем размещения пробного рекламного ролика на безвозмездной основе поступило от ООО «Лабрадор Медиа Новгород». До возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства о рекламе ООО «Дента-Вита» не располагало сведениями о том, был ли распространен данный рекламный ролик.
Из информации, представленной юридическим лицом, обладающим лицензией на вещание в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» – Открытым акционерным обществом «Телерадиокомпания «Петербург» (адрес места нахождения: 191011, г. Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д. 27; почтовый адрес: 197376, г. Санкт-Петербург, ул. Чапыгина, д. 6; далее – ОАО «Телерадиокомпания «Петербург»), следует, что между
ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» и ООО «Лабрадор Медиа Новгород» заключен договор № ТРК-033/12-009-12 от 31.01.2012 (далее – Договор), согласно пункту 2.1 которого ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» обязуется обеспечить оказание ООО «Лабрадор Медиа Новгород» услуг по проведению рекламных кампаний путем размещения рекламы в региональном эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области.
Таким образом, ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» обеспечивает предоставление эфирного времени в сетке вещания телеканала «Петербург – 5 канал» для размещения рекламы ООО «Лабрадор Медиа Новгород».
При этом в соответствии с пунктом 4.2.6 Договора ООО «Лабрадор Медиа Новгород» своими силами и за свой счет обеспечивает все работы по размещению видеозаписи региональной рекламы в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области, оставаясь полностью ответственным за соответствие размещаемой рекламы требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно этому же пункту Договора обязательным условием размещения рекламы в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» является осуществление ООО «Лабрадор Медиа Новгород» полной подготовки региональной рекламы к размещению в эфире, формирование и подготовка ее для последующей выдачи рекламных блоков.
Соответственно, именно ООО «Лабрадор Медиа Новгород» несет ответственность за соответствие рекламных материалов, размещаемых в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в рамках Договора, требованиям законодательства Российской Федерации.
Из письменных объяснений по настоящему делу, представленных ООО «Лабрадор Медиа Новгород» (исх. № 000006244 от 16.07.2012), следует, что рекламный ролик с информацией об услугах ООО «Дента-Вита» был изготовлен и распространялся 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» на безвозмездной основе в качестве социальной поддержки для местных предпринимателей, предусмотренной в ООО «Лабрадор Медиа Новгород».
Так, в соответствии с приказом генерального директора ООО «Лабрадор Медиа Новгород» <Г…> от 01.01.2012 № 4 Общество осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса в Великом Новгороде путем размещения региональной социальной рекламы в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» на территории Великого Новгорода и Новгородской области.
ООО «Лабрадор Медиа Новгород» было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (почтовое уведомление о вручении ООО «Лабрадор Медиа Новгород» копии определения об отложении рассмотрения дела № 12 вх. № 4456 от 25.07.2012 Новгородского УФАС России), никаких ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляло, на рассмотрение дела представители Общества не явились.
ЗАО «Телекомпания «Триада» было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя (исх. № 228 от 24.07.2012).
ООО «Дента-Вита» и ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» также были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, на рассмотрение дела своих представителей не направили.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Реклама медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область), распространенная 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области, содержит в себе нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию и необходимости получения консультации специалистов, и нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о наличии и размере скидок на оказываемые услуги в течение определенного периода времени для отдельных лиц.
Требование действующего законодательства об отсутствии в рекламе не соответствующих действительности сведений об объекте рекламирования является обязательным и направлено на обеспечение интересов потребителей в части получения объективной и достоверной информации о рекламируемых товарах, работах и услугах, а также на защиту хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции.
Требование об указании в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов также является обязательным. Данное требование направлено на доведение до потребителей рекламы существенной информации о рекламируемых медицинских услугах и на обеспечение прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, и осуществившего распространение рекламы в определенной форме (видеозапись) с использованием средства массовой информации (в эфире телеканала), то есть рекламодателя и рекламораспространителя данной ненадлежащей рекламы – ООО «Лабрадор Медиа Новгород».
ООО «Лабрадор Медиа Новгород» занимается распространением рекламных материалов в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области в соответствии с заключенным с ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» Договором.
В соответствии с пунктами 4.2.4, 4.2.6, 4.2.7, 6.2 Договора именно на ООО «Лабрадор Медиа Новгород» возложена ответственность за соответствие размещаемой Обществом рекламы требованиям действующего законодательства Российской Федерации, за наличие в рекламных материалах информации и предупреждений, предусмотренных Законом о рекламе в качестве обязательных.
ООО «Лабрадор Медиа Новгород» самостоятельно приняло решение о размещении 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» рекламы медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» и определило содержание данной рекламы. ООО «Дента-Вита» размещение данной рекламы не заказывало и не оплачивало, содержание рекламного материала не согласовывало, о распространении рекламного ролика в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» не знало.
При этом распространенная 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» рекламная информация об услугах стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область) не может рассматриваться в качестве социальной рекламы и не является таковой исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе социальная реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о рекламе в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах.
В данном случае в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» распространялась информация об оказываемых конкретным юридическим лицом (ООО «Дента-Вита») на возмездной основе медицинских услугах (услугах стоматологии) с целью привлечения внимания потребителей рекламы к деятельности данного лица и продвижения его услуг на рынке.
Указанная информация является рекламой, поскольку обладает всеми признаками, предусмотренными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3 Договора его действие не распространяется на социальную рекламу, размещаемую на безвозмездной основе. ООО «Лабрадор Медиа Новгород» не вправе принимать и предоставлять указанную рекламу для размещения в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в соответствии с условиями Договора.
Доказательства прекращения распространения ООО «Лабрадор Медиа Новгород» рассматриваемой ненадлежащей рекламы и прекращения нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область), распространенную 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области, рекламодателем и рекламораспространителем которой является Общество с ограниченной ответственностью «Лабрадор Медиа Новгород» (адрес места нахождения: 173008, Великий Новгород, ул. Магистральная, д. 8; почтовый адрес: 173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 6), поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать рекламодателю и рекламораспространителю – Обществу с ограниченной ответственностью «Лабрадор Медиа Новгород» (адрес места нахождения: 173008, Великий Новгород, ул. Магистральная, д. 8; почтовый адрес: 173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 6) – обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21 августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Члены Комиссии | |
stdClass Object
(
[vid] => 7432
[uid] => 5
[title] => Решение по результатам рассмотрения дела № 12 от 18.05.2012 (по признакам нарушения ООО «Лабрадор Медиа Новгород» законодательства о рекламе)
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7431
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1347624037
[changed] => 1370525493
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370525493
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Исходящий № 2798/03 от 21.08.2012
РЕШЕНИЕ
10 августа 2012 года | Великий Новгород |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<Л…> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;
<К…> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
<Ш…> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело № 12 от 18.05.2012 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Лабрадор Медиа Новгород» (адрес места нахождения: 173008, Великий Новгород, ул. Магистральная, д. 8; почтовый адрес: 173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 6; далее – ООО «Лабрадор Медиа Новгород», Общество) Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
20.03.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) поступило заявление закрытого акционерного общества «Телекомпания «Триада» (173000, Великий Новгород, ул. Рогатица, д. 44; далее – ЗАО «Телекомпания «Триада», заявитель) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» рекламы медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область) (далее – Заявление).
Из Заявления следует, что 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал», ведущем телевещание в Великом Новгороде, в блоке региональной рекламы распространялась реклама медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» без соблюдения требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
На прилагаемом к Заявлению CD-диске содержится видеозапись эфира от 11.03.2012 телеканала «Петербург – 5 канал» с рекламным роликом, в котором содержится информация об услугах стоматологической клиники «Дента-Вита».
Рекламораспространителем указанной рекламы, по мнению Заявителя, предположительно является ООО «Лабрадор Медиа Новгород».
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал», ведущем телевещание в Великом Новгороде и Новгородской области, в блоке региональной рекламы была распространена реклама в виде видеоролика, имеющего следующее аудиовизуальное содержание: визуальная часть (текст) – «Дорогие женщины! Дента Вита сердечно поздравляет вас с 8 марта! Весь март скидки 5 %»; аудиозапись (звуковое сообщение) – «Дорогие женщины! Стоматологическая клиника «Дента-Вита» поздравляет вас с 8 марта. Для вас весь март скидка на лечение 5 %».
Услуги по «стоматологии», «стоматологии детской», «стоматологии профилактической», «стоматологии ортопедической», «стоматологии терапевтической» и «стоматологии хирургической» включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.
Таким образом, в данном случае распространенный в 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» видеоролик, содержащий информацию о деятельности стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область), представляет собой рекламу медицинских услуг – услуг по стоматологии.
В силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В указанной рекламе предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых в ней медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов отсутствует.
Таким образом, реклама медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита», распространенная 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал», содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Кроме того, из информации, представленной Обществом с ограниченной ответственностью «Дента-Вита» (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Ленинградская, д. 28; далее – ООО «Дента-Вита») (вх. № 4885 от 09.08.2012 Новгородского УФАС России), а также пояснений законного представителя ООО «Дента-Вита» – генерального директора <З….>, данных им 15.06.2012 на заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, следует, что сведения о предоставлении скидки на лечение в размере 5 % для женщин в течение марта 2012 года, содержащиеся в рассматриваемой рекламе медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита», не являются достоверными, поскольку в ООО «Дента-Вита» указанная в рекламе акция не проходила.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
При этом согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, реклама медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита», распространенная 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал», содержит признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
Из информации, представленной ООО «Дента-Вита» (вх. № 2502 от 05.05.2012 Новгородского УФАС России), и пояснений генерального директора ООО «Дента-Вита» <З….>, данных им 15.06.2012 на заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, следует, что ООО «Дента-Вита» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы. Предложение о распространении рекламы медицинских услуг, предоставляемых ООО «Дента-Вита», путем размещения пробного рекламного ролика на безвозмездной основе поступило от ООО «Лабрадор Медиа Новгород». До возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства о рекламе ООО «Дента-Вита» не располагало сведениями о том, был ли распространен данный рекламный ролик.
Из информации, представленной юридическим лицом, обладающим лицензией на вещание в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» – Открытым акционерным обществом «Телерадиокомпания «Петербург» (адрес места нахождения: 191011, г. Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д. 27; почтовый адрес: 197376, г. Санкт-Петербург, ул. Чапыгина, д. 6; далее – ОАО «Телерадиокомпания «Петербург»), следует, что между
ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» и ООО «Лабрадор Медиа Новгород» заключен договор № ТРК-033/12-009-12 от 31.01.2012 (далее – Договор), согласно пункту 2.1 которого ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» обязуется обеспечить оказание ООО «Лабрадор Медиа Новгород» услуг по проведению рекламных кампаний путем размещения рекламы в региональном эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области.
Таким образом, ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» обеспечивает предоставление эфирного времени в сетке вещания телеканала «Петербург – 5 канал» для размещения рекламы ООО «Лабрадор Медиа Новгород».
При этом в соответствии с пунктом 4.2.6 Договора ООО «Лабрадор Медиа Новгород» своими силами и за свой счет обеспечивает все работы по размещению видеозаписи региональной рекламы в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области, оставаясь полностью ответственным за соответствие размещаемой рекламы требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно этому же пункту Договора обязательным условием размещения рекламы в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» является осуществление ООО «Лабрадор Медиа Новгород» полной подготовки региональной рекламы к размещению в эфире, формирование и подготовка ее для последующей выдачи рекламных блоков.
Соответственно, именно ООО «Лабрадор Медиа Новгород» несет ответственность за соответствие рекламных материалов, размещаемых в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в рамках Договора, требованиям законодательства Российской Федерации.
Из письменных объяснений по настоящему делу, представленных ООО «Лабрадор Медиа Новгород» (исх. № 000006244 от 16.07.2012), следует, что рекламный ролик с информацией об услугах ООО «Дента-Вита» был изготовлен и распространялся 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» на безвозмездной основе в качестве социальной поддержки для местных предпринимателей, предусмотренной в ООО «Лабрадор Медиа Новгород».
Так, в соответствии с приказом генерального директора ООО «Лабрадор Медиа Новгород» <Г…> от 01.01.2012 № 4 Общество осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса в Великом Новгороде путем размещения региональной социальной рекламы в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» на территории Великого Новгорода и Новгородской области.
ООО «Лабрадор Медиа Новгород» было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (почтовое уведомление о вручении ООО «Лабрадор Медиа Новгород» копии определения об отложении рассмотрения дела № 12 вх. № 4456 от 25.07.2012 Новгородского УФАС России), никаких ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляло, на рассмотрение дела представители Общества не явились.
ЗАО «Телекомпания «Триада» было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя (исх. № 228 от 24.07.2012).
ООО «Дента-Вита» и ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» также были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, на рассмотрение дела своих представителей не направили.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Реклама медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область), распространенная 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области, содержит в себе нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию и необходимости получения консультации специалистов, и нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о наличии и размере скидок на оказываемые услуги в течение определенного периода времени для отдельных лиц.
Требование действующего законодательства об отсутствии в рекламе не соответствующих действительности сведений об объекте рекламирования является обязательным и направлено на обеспечение интересов потребителей в части получения объективной и достоверной информации о рекламируемых товарах, работах и услугах, а также на защиту хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции.
Требование об указании в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов также является обязательным. Данное требование направлено на доведение до потребителей рекламы существенной информации о рекламируемых медицинских услугах и на обеспечение прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, и осуществившего распространение рекламы в определенной форме (видеозапись) с использованием средства массовой информации (в эфире телеканала), то есть рекламодателя и рекламораспространителя данной ненадлежащей рекламы – ООО «Лабрадор Медиа Новгород».
ООО «Лабрадор Медиа Новгород» занимается распространением рекламных материалов в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области в соответствии с заключенным с ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» Договором.
В соответствии с пунктами 4.2.4, 4.2.6, 4.2.7, 6.2 Договора именно на ООО «Лабрадор Медиа Новгород» возложена ответственность за соответствие размещаемой Обществом рекламы требованиям действующего законодательства Российской Федерации, за наличие в рекламных материалах информации и предупреждений, предусмотренных Законом о рекламе в качестве обязательных.
ООО «Лабрадор Медиа Новгород» самостоятельно приняло решение о размещении 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» рекламы медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» и определило содержание данной рекламы. ООО «Дента-Вита» размещение данной рекламы не заказывало и не оплачивало, содержание рекламного материала не согласовывало, о распространении рекламного ролика в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» не знало.
При этом распространенная 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» рекламная информация об услугах стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область) не может рассматриваться в качестве социальной рекламы и не является таковой исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе социальная реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о рекламе в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах.
В данном случае в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» распространялась информация об оказываемых конкретным юридическим лицом (ООО «Дента-Вита») на возмездной основе медицинских услугах (услугах стоматологии) с целью привлечения внимания потребителей рекламы к деятельности данного лица и продвижения его услуг на рынке.
Указанная информация является рекламой, поскольку обладает всеми признаками, предусмотренными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3 Договора его действие не распространяется на социальную рекламу, размещаемую на безвозмездной основе. ООО «Лабрадор Медиа Новгород» не вправе принимать и предоставлять указанную рекламу для размещения в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в соответствии с условиями Договора.
Доказательства прекращения распространения ООО «Лабрадор Медиа Новгород» рассматриваемой ненадлежащей рекламы и прекращения нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область), распространенную 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области, рекламодателем и рекламораспространителем которой является Общество с ограниченной ответственностью «Лабрадор Медиа Новгород» (адрес места нахождения: 173008, Великий Новгород, ул. Магистральная, д. 8; почтовый адрес: 173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 6), поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать рекламодателю и рекламораспространителю – Обществу с ограниченной ответственностью «Лабрадор Медиа Новгород» (адрес места нахождения: 173008, Великий Новгород, ул. Магистральная, д. 8; почтовый адрес: 173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 6) – обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21 августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Члены Комиссии | |
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Исходящий № 2798/03 от 21.08.2012
РЕШЕНИЕ
10 августа 2012 года
|
Великий Новгород
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<Л…> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;
<К…> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
<Ш…> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело № 12 от 18.05.2012 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Лабрадор Медиа Новгород» (адрес места нахождения: 173008, Великий Новгород, ул. Магистральная, д. 8; почтовый адрес: 173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 6; далее – ООО «Лабрадор Медиа Новгород», Общество) Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
20.03.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) поступило заявление закрытого акционерного общества «Телекомпания «Триада» (173000, Великий Новгород, ул. Рогатица, д. 44; далее – ЗАО «Телекомпания «Триада», заявитель) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» рекламы медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область) (далее – Заявление).
Из Заявления следует, что 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал», ведущем телевещание в Великом Новгороде, в блоке региональной рекламы распространялась реклама медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» без соблюдения требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
На прилагаемом к Заявлению CD-диске содержится видеозапись эфира от 11.03.2012 телеканала «Петербург – 5 канал» с рекламным роликом, в котором содержится информация об услугах стоматологической клиники «Дента-Вита».
Рекламораспространителем указанной рекламы, по мнению Заявителя, предположительно является ООО «Лабрадор Медиа Новгород».
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал», ведущем телевещание в Великом Новгороде и Новгородской области, в блоке региональной рекламы была распространена реклама в виде видеоролика, имеющего следующее аудиовизуальное содержание: визуальная часть (текст) – «Дорогие женщины! Дента Вита сердечно поздравляет вас с 8 марта! Весь март скидки 5 %»; аудиозапись (звуковое сообщение) – «Дорогие женщины! Стоматологическая клиника «Дента-Вита» поздравляет вас с 8 марта. Для вас весь март скидка на лечение 5 %».
Услуги по «стоматологии», «стоматологии детской», «стоматологии профилактической», «стоматологии ортопедической», «стоматологии терапевтической» и «стоматологии хирургической» включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.
Таким образом, в данном случае распространенный в 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» видеоролик, содержащий информацию о деятельности стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область), представляет собой рекламу медицинских услуг – услуг по стоматологии.
В силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В указанной рекламе предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых в ней медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов отсутствует.
Таким образом, реклама медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита», распространенная 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал», содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Кроме того, из информации, представленной Обществом с ограниченной ответственностью «Дента-Вита» (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Ленинградская, д. 28; далее – ООО «Дента-Вита») (вх. № 4885 от 09.08.2012 Новгородского УФАС России), а также пояснений законного представителя ООО «Дента-Вита» – генерального директора <З….>, данных им 15.06.2012 на заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, следует, что сведения о предоставлении скидки на лечение в размере 5 % для женщин в течение марта 2012 года, содержащиеся в рассматриваемой рекламе медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита», не являются достоверными, поскольку в ООО «Дента-Вита» указанная в рекламе акция не проходила.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
При этом согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, реклама медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита», распространенная 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал», содержит признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
Из информации, представленной ООО «Дента-Вита» (вх. № 2502 от 05.05.2012 Новгородского УФАС России), и пояснений генерального директора ООО «Дента-Вита» <З….>, данных им 15.06.2012 на заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, следует, что ООО «Дента-Вита» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы. Предложение о распространении рекламы медицинских услуг, предоставляемых ООО «Дента-Вита», путем размещения пробного рекламного ролика на безвозмездной основе поступило от ООО «Лабрадор Медиа Новгород». До возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства о рекламе ООО «Дента-Вита» не располагало сведениями о том, был ли распространен данный рекламный ролик.
Из информации, представленной юридическим лицом, обладающим лицензией на вещание в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» – Открытым акционерным обществом «Телерадиокомпания «Петербург» (адрес места нахождения: 191011, г. Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д. 27; почтовый адрес: 197376, г. Санкт-Петербург, ул. Чапыгина, д. 6; далее – ОАО «Телерадиокомпания «Петербург»), следует, что между
ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» и ООО «Лабрадор Медиа Новгород» заключен договор № ТРК-033/12-009-12 от 31.01.2012 (далее – Договор), согласно пункту 2.1 которого ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» обязуется обеспечить оказание ООО «Лабрадор Медиа Новгород» услуг по проведению рекламных кампаний путем размещения рекламы в региональном эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области.
Таким образом, ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» обеспечивает предоставление эфирного времени в сетке вещания телеканала «Петербург – 5 канал» для размещения рекламы ООО «Лабрадор Медиа Новгород».
При этом в соответствии с пунктом 4.2.6 Договора ООО «Лабрадор Медиа Новгород» своими силами и за свой счет обеспечивает все работы по размещению видеозаписи региональной рекламы в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области, оставаясь полностью ответственным за соответствие размещаемой рекламы требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно этому же пункту Договора обязательным условием размещения рекламы в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» является осуществление ООО «Лабрадор Медиа Новгород» полной подготовки региональной рекламы к размещению в эфире, формирование и подготовка ее для последующей выдачи рекламных блоков.
Соответственно, именно ООО «Лабрадор Медиа Новгород» несет ответственность за соответствие рекламных материалов, размещаемых в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в рамках Договора, требованиям законодательства Российской Федерации.
Из письменных объяснений по настоящему делу, представленных ООО «Лабрадор Медиа Новгород» (исх. № 000006244 от 16.07.2012), следует, что рекламный ролик с информацией об услугах ООО «Дента-Вита» был изготовлен и распространялся 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» на безвозмездной основе в качестве социальной поддержки для местных предпринимателей, предусмотренной в ООО «Лабрадор Медиа Новгород».
Так, в соответствии с приказом генерального директора ООО «Лабрадор Медиа Новгород» <Г…> от 01.01.2012 № 4 Общество осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса в Великом Новгороде путем размещения региональной социальной рекламы в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» на территории Великого Новгорода и Новгородской области.
ООО «Лабрадор Медиа Новгород» было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (почтовое уведомление о вручении ООО «Лабрадор Медиа Новгород» копии определения об отложении рассмотрения дела № 12 вх. № 4456 от 25.07.2012 Новгородского УФАС России), никаких ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляло, на рассмотрение дела представители Общества не явились.
ЗАО «Телекомпания «Триада» было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя (исх. № 228 от 24.07.2012).
ООО «Дента-Вита» и ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» также были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, на рассмотрение дела своих представителей не направили.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Реклама медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область), распространенная 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области, содержит в себе нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию и необходимости получения консультации специалистов, и нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о наличии и размере скидок на оказываемые услуги в течение определенного периода времени для отдельных лиц.
Требование действующего законодательства об отсутствии в рекламе не соответствующих действительности сведений об объекте рекламирования является обязательным и направлено на обеспечение интересов потребителей в части получения объективной и достоверной информации о рекламируемых товарах, работах и услугах, а также на защиту хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции.
Требование об указании в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов также является обязательным. Данное требование направлено на доведение до потребителей рекламы существенной информации о рекламируемых медицинских услугах и на обеспечение прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, и осуществившего распространение рекламы в определенной форме (видеозапись) с использованием средства массовой информации (в эфире телеканала), то есть рекламодателя и рекламораспространителя данной ненадлежащей рекламы – ООО «Лабрадор Медиа Новгород».
ООО «Лабрадор Медиа Новгород» занимается распространением рекламных материалов в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области в соответствии с заключенным с ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» Договором.
В соответствии с пунктами 4.2.4, 4.2.6, 4.2.7, 6.2 Договора именно на ООО «Лабрадор Медиа Новгород» возложена ответственность за соответствие размещаемой Обществом рекламы требованиям действующего законодательства Российской Федерации, за наличие в рекламных материалах информации и предупреждений, предусмотренных Законом о рекламе в качестве обязательных.
ООО «Лабрадор Медиа Новгород» самостоятельно приняло решение о размещении 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» рекламы медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» и определило содержание данной рекламы. ООО «Дента-Вита» размещение данной рекламы не заказывало и не оплачивало, содержание рекламного материала не согласовывало, о распространении рекламного ролика в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» не знало.
При этом распространенная 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» рекламная информация об услугах стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область) не может рассматриваться в качестве социальной рекламы и не является таковой исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе социальная реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о рекламе в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах.
В данном случае в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» распространялась информация об оказываемых конкретным юридическим лицом (ООО «Дента-Вита») на возмездной основе медицинских услугах (услугах стоматологии) с целью привлечения внимания потребителей рекламы к деятельности данного лица и продвижения его услуг на рынке.
Указанная информация является рекламой, поскольку обладает всеми признаками, предусмотренными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3 Договора его действие не распространяется на социальную рекламу, размещаемую на безвозмездной основе. ООО «Лабрадор Медиа Новгород» не вправе принимать и предоставлять указанную рекламу для размещения в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в соответствии с условиями Договора.
Доказательства прекращения распространения ООО «Лабрадор Медиа Новгород» рассматриваемой ненадлежащей рекламы и прекращения нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг стоматологической клиники «Дента-Вита» (г. Боровичи, Новгородская область), распространенную 11.03.2012 в эфире телеканала «Петербург – 5 канал» в пределах территории Великого Новгорода и Новгородской области, рекламодателем и рекламораспространителем которой является Общество с ограниченной ответственностью «Лабрадор Медиа Новгород» (адрес места нахождения: 173008, Великий Новгород, ул. Магистральная, д. 8; почтовый адрес: 173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 6), поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать рекламодателю и рекламораспространителю – Обществу с ограниченной ответственностью «Лабрадор Медиа Новгород» (адрес места нахождения: 173008, Великий Новгород, ул. Магистральная, д. 8; почтовый адрес: 173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 6) – обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21 августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
|
|
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 2798/03 от 21.08.2012
[format] =>
[safe_value] => № 2798/03 от 21.08.2012
)
)
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 12 от 18.05.2012
[format] =>
[safe_value] => № 12 от 18.05.2012
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрела дело № 12 от 18.05.2012 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Лабрадор Медиа Новгород» Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
[format] => full_html
[safe_value] =>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрела дело № 12 от 18.05.2012 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Лабрадор Медиа Новгород» Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
[format] => full_html
[weight] => 13
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 119
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 119
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы
[description] =>
Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
- привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
- взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.
Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля размещения заказов и рекламы Куриков Илья Андреевич.
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-08-22 11:53:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-08-10 11:53:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1347624037
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Новгородское УФАС России
)