Ситуация на рынке нефтепродуктов по состоянию на 27.09.2011

 

В ФАС России поступают многочисленные обращения граждан на рост цен и жалобы от независимых хозяйствующих субъектов осуществляющими деятельность на мелкооптовом и розничном рынках нефтепродуктов, касающихся неконкурентных действий вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

В свою очередь, повышение цен на моторное топливо на отдельно взятой АЗС (или сети АЗС) у одного или нескольких продавцов моторного топлива не являются фактом свидетельствующем о нарушении антимонопольного законодательства, так как действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции, и устанавливаются хозяйствующими субъектами исходя из своих экономических интересов.

 

В компетенцию антимонопольных органов не входит контроль за установлением (повышением) цен (тарифов), за исключением случаев единовременного изменения цены на товар (услугу) на одну и ту же величину при условии отсутствия обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке (согласованные действия хозяйствующих субъектов – статья 11 Закона о защите конкуренции), либо экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (товаров) на один и тот же товар занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (злоупотребление доминирующим положением – статья 10 Закона о защите конкуренции).

 

В настоящее время на оптовом рынке нефтепродуктов в Российской Федерации отсутствует прозрачное ценообразование, в связи с чем ФАС России разрабатывается комплекс мер направленный на повышение конкурентной торговли нефтепродуктами на внутреннем рынке. Предполагается внести изменения в нормативно-правовую базу, а именно: принять ряд законопроектов, таких как: «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», а также предусмотреть в налоговом законодательстве перераспределение фискальной нагрузки на нефтяные компании, в целях стабилизации ситуации на рынках нефтепродуктов.