Андрей Цариковский: Монополизация водных ресурсов может стать препятствием для обеспечения населения питьевой водой надлежащего качества

Сегодня особую актуальность приобретает необходимость развития антимонопольного контроля за оборотом прав на использование водных ресурсов. Об этом сообщил статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Андрей Цариковский, выступая 24 ноября 2009 года на международном форуме «ЧИСТАЯ ВОДА».

Водное законодательство Российской Федерации помимо сохранения водных объектов и их водных ресурсов призвано обеспечивать развитие экономики страны путем обеспечения доступа к водным ресурсам пользователей всех форм собственности наиболее рациональным способом и на равных условиях с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

А.Цариковский сообщил, что наиболее эффективный для этого способ - переход на договорные отношения. «Этот механизм дает возможность наиболее эффективно использовать водные объекты, снижает бюрократические барьеры, устраняет двойное налогообложение, защищает интересы населения, а также предусматривает безвозмездное пользование водными объектами для социально значимых видов водопользования», - отметил замруководителя ФАС России.

По мнению ФАС России, сегодня возникает опасность создания доминирующего положения в определенных сферах предпринимательской деятельности, связанных с использованием водных ресурсов. Тем самым возможно появление предпосылок для злоупотреблений со стороны недобросовестных водопользователей, так как, обладая большим объемом прав пользования водными объектами и их частями, водопользователь получает возможность доминировать на смежных рынках.

В соответствии с законом о защите конкуренции, отношения, связанные с осуществлением антимонопольного контроля, в сфере использования природных ресурсов, регулируются этим федеральным законом, с учётом особенностей, установленных соответствующими федеральными законами.

Природоресурсное законодательство до недавнего времени не содержало специальных антимонопольных требований, что в значительной мере осложняло осуществление антимонопольного контроля в указанной сфере.

1 января 2007 года вступил в силу новый Водный кодекс, который наравне с правилами осуществления хозяйствующими субъектами деятельности в сфере использования водных ресурсов содержит также и антимонопольные требования в этой сфере.

«Наличие антимонопольных требований, аукционных процедур при распределении прав на водные ресурсы, возможности осуществления государственного контроля экономической концентрацией в области использования водных объектов в водном законодательстве позволяют ФАС России и ее территориальным органам более эффективно осуществлять антимонопольный контроль и надзор в сфере водопользования», - отметил А.Цариковский.

В целях реализации части 3 статьи 40 Водного кодекса Российской Федерации ФАС России разработала Правила осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов. Данные Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2009 № 314.

По мнению А.Цариковского, с принятием этих правил был сделан первый шаг для создания специальных правовых механизмов контроля оборота прав пользования водными ресурсами.

Правилами осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов установлен уведомительный характер информирования антимонопольного органа о совершенных сделках, иных действиях по получению права пользования лицом (группой лиц) акваторией водного объекта площадью более чем сто тысяч квадратных метров, которая необходима и достаточна для осуществления хозяйствующим субъектом различных видов водопользования, в том числе и смежных видов деятельности, при которых лицо, группа лиц влияет или может повлиять влиять на состояние конкуренции на рынках различных видов работ, услуг, которые осуществляются с использованием водных объектов.

В результате реализации норм, установленных правилами, антимонопольный орган будет обладать информацией об экономической концентрации прав пользования водными объектами и сможет применять меры антимонопольного реагирования к лицам (группе лиц), злоупотребляющим своим доминирующим положением при реализации таких прав.

В завершение своего выступления А.Цариковский отметил, что принимаемые ФАС России меры по недопущению нарушений антимонопольного законодательства в сфере водных объектов положительно повлияют не только на развитие конкуренции, но и на решение общегосударственной задачи обеспечения населения питьевой водой надлежащего качества в Российской Федерации, а также на социальную стабильность в данной сфере.