Игорь Артемьев: конкуренция - это национальный приоритет России

Презентация "Развитие конкуренции в России"


Сегодня конкуренция - это национальный приоритет России и конституционная норма. Об этом заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев, представляя доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» на 107-м заседании Комитета по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Презентация доклада - это первый шаг на пути вступления России в эту влиятельную организацию в качестве полноправного члена. О своем вступлении вступить в ОЭСР Россия заявила в июне 1995 г. в рамках встречи лидеров стран «семерки» и России в Галифаксе (Канада). В мае 1996 г. Россия направила в ОЭСР официальную заявку на вступление. В декабре того же года Совет ОЭСР провозгласил вступление России «целью, разделяемой Организацией».
По мнению главы ФАС России, проведенная в 2004 году экспертами ОЭСР оценка состояния конкуренции в России позволила выявить те направления, на которые следовало обратить более пристальное внимание в целях обеспечения развития здоровой конкуренции. «Результатами этой работы стала существенная модернизация конкурентной политики и правоприменения», - сообщил И.Артемьев.

Глава ФАС России осветил основные направления деятельности ФАС России, рассказал о модернизации антимонопольного законодательства, которая произошла в последние годы в России.

По словам И.Артемьева, в настоящее время наибольшую опасность развитию конкуренции представляют картели. Правительство Российской Федерации установило борьбу с картелями в качестве одного из национальных приоритетов.

«Мы стремимся снизить административные барьеры для ведения бизнеса и осуществления инвестиций, что полностью соответствует рекомендациям ОЭСР. Кроме того, мы эффективно контролируем наиболее значимые, с точки зрения воздействия на конкуренцию, сделки или нарушения антимонопольного законодательства», - заявил глава ФАС России.

Игорь Артемьев отметил, что ФАС России принимает непосредственное участие в работе по реформированию естественных монополий. Проводимые реформы призваны обеспечить переход от устаревшей системы государственного регулирования ценообразования и финансовой политики в данной сфере к рыночным механизмам обеспечения конкуренции и достижения баланса интересов производителей и потребителей.

Отдельно И.Артемьев остановился на другом важнейшем направлении деятельности ФАС России - контроле органов власти. «Это приоритет в нашей деятельности. Оно обеспечивает проконкурентное развитие экономики и предупреждает потенциальные попытки органов власти вводить всевозможные барьеры для свободного передвижения товаров или создавать какие-либо льготные условия деятельности для отдельных предприятий», - заявил глава ФАС России.

В заключение Игорь Артемьев выразил уверенность, что статус полноправного члена ОЭСР позволит ФАС России более тесно взаимодействовать при применении и распространении лучших практик конкурентного правоприменения ОЭСР.

И.Артемьев ответил на вопросы членов Комиссии по картелям, экономической концентрации, контролю за иностранными инвестициями в стратегические отрасли российской экономики, обмену информацией между конкурентными ведомствами разных стран. Членов Комитета интересовали вопросы осуществления контроля со стороны ФАС России за субъектами естественных монополий, практика пресечения злоупотреблений доминирующим положением, приоритеты в деятельности ФАС России.

Справка:

Комитет по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития на своем заседании 21 октября 2009г. обсуждает вопрос о готовности и способности Российской Федерации по вступлению в эту организацию в качестве полноправного члена.

Решение относительно приглашения Российской Федерации вступить в члены ОЭСР будет приниматься на основании следующих документов:
1) проекта Меморандума, представленного Российской Федерацией;
2) общего Обзора экономической политики Российской Федерации, а также ее политики в ряде других ключевых областях, которые не в полной мере или совсем не регулируются нормативно-правовой базой ОЭСР;
3) аналитических докладов о позиции Российской Федерации в отношении документов, которые не подлежат рассмотрению ни одним органом ОЭСР.

Это первый шаг на пути вступления России в эту влиятельную организацию в качестве полноправного члена.