Интервью Главы Комиссии по конкуренции г-на Данендры Кумара о развитии конкуренции в Индии и конференции под эгидой БРИК в Казани

 Г-н Данендра Кумар, какие секторы экономики являются, на Ваш взгляд, наиболее проблематичными с точки зрения развития конкуренции в Индии?

В прошлом образование картелей в транспортном и цементном секторах было зафиксировано в рамках Закона «О монополиях и ограничительных мерах в торговле» 1969 года. Мы пристально следим за деятельностью хозяйствующих субъектов во всех отраслях в целях обеспечения свободной и справедливой конкуренции. Мы не хотим быть неким препятствием для развития отрасли. Как регулирующее ведомство, мы бы хотели продвигать конкуренцию на рынке, используя лучшие практики, от которых выиграют как компании, так и потребители.

- С какими трудностями в развитии конкуренции Вы сталкиваетесь?

Закон о конкуренции Индии от 2002 г. был принят в 2003 году. Однако первоначально существовали несколько юридических барьеров. Разделы 3 и 4, касающиеся антиконкурентных соглашений и злоупотребления доминирующим положением, были приняты только в мае 2009 года. В вопросах, относящихся к необходимости обеспечения конкуренции на рынке, необходимо участие всех заинтересованных лиц, поэтому адвокатирование конкуренции здесь играет важную роль. В рамках реализации конкурентной политики следует принимать во внимание как социально-экономические требования, так и ожидания общества. Будучи относительно молодым ведомством в настоящее время мы нацелены на наращивание нашего потенциала, исходя из наличия человеческих ресурсов и инфраструктуры.

- Какой опыт конкурентного ведомства Индии в развитии конкуренции, по вашему мнению, может применить Россия?

Мы изначально очень активно работали над адвокатированием конкуренции. Посредством проведения семинаров, рабочих групп и конференций, организованных в интересах Правительства, государственных органов, отраслей промышленности и компаний, мы подготовили хорошую основу для применения конкурентного законодательства. Мы часто советуем Департаментам Правительства не продвигать законодательство, если оно является антиконкурентным в своей основе. Я уверен, что адвокатирование конкуренции является обязательным для успешного обеспечения соблюдения конкурентного законодательства. Хотя я уверен, что антимонопольное ведомство Российской Федерации применяет подобную стратегию, оно все же может воспользоваться опытом Индии по данному вопросу.

- Какой российский опыт в создании благоприятствующей среды для развития конкуренции может, по Вашему мнению, использовать Индия?

Я полагаю, что ФАС России сделала значительные шаги по внесению поправок в законодательство для обеспечения справедливой и свободной конкуренции в сфере размещения государственного заказа. Также ФАС России активно добивается реформирования в области естественных монополий и в вопросах регулирования внешней торговли с целью развития конкуренции. Я бы хотел более подробно ознакомиться с данными законодательными инициативами.

- Какие основные цели развития конкурентной политики Вы ставите для себя в настоящий момент?

Нашей основной целью является обеспечение соблюдения конкурентного законодательства, от которого выиграют все заинтересованные лица и которое поможет ускорить экономические процессы в нашей стране, благодаря большей эффективности, лучшего управления и развития технологий. Основными проблемами, которые мы бы хотели решить в первую очередь, являются сговоры на торгах, практики, ведущия к отказу в доступе, грабительское ценообразование и картелизация. Однако мы бы хотели начать последовательную работу на данном этапе. Для того чтобы со стороны отрасли не возникало никаких проблем с соблюдением конкурентного законодательства, мы фокусируемся на наращивании потенциала и найма квалифицированного персонала. Наряду с вопросами наращивания потенциала, в нашей повестке дня также находятся вопросы по адвокатированию конкуренции.

- Считаете ли Вы, что антимонопольные ведомства имеют достаточно санкций для пресечения нарушений антимонопольного законодательства?

Да. У нас достаточно полномочий в соответствии с Законом о конкуренции Индии для того, чтобы предотвращать действия, оказывающие негативное воздействие на конкуренцию, стимулировать и поддерживать конкуренцию на рынке, защищать интересы потребителей и обеспечивать свободу торговли. Хотя положения, касающиеся сделок по слияниям, пока еще не утверждены, Закон дает нам возможность работать с делами по антиконкурентным соглашениям и злоупотреблению доминирующим положением, а также принимать меры относительно наложения штрафов в случаях, когда компании признаются участникам действий, которые могут препятствовать свободной и справедливой конкуренции на рынке и которые могут быть направлены против интересов потребителей.

- Какую роль играет адвокатирование конкуренции в Индии?

Адвокатирование конкуренции играет ключевую роль в развитии конкурентной политики Индии, поскольку оно способствует развитию конкурентной среды посредством таких механизмов, как работа с государственными предприятиями и повышение осведомленности общества о преимуществах конкуренции, не подразумевающих принуждение исполнения конкурентного законодательства. Адвокатирование конкуренции помогает стимулировать конкурентную культуру, что является необходимым условием для развития эффективной конкурентной политики в стране.

- Какие основные барьеры возникают на пути развития конкуренции?

С моей точки зрения, основными барьерами, возникающими на пути развития конкурентной политики в развивающихся и строящихся экономиках являются проблема наследия - мнение, сложившееся о роли правительства в развивающейся и строящейся экономиках в течение многих лет, представление компаний о вопросах принудительного исполнения законодательства, а также недостаток осведомленности о роли и выгодах конкуренции на рынке. Мы должны принимать безотлагательные меры для разрешения подобных проблем.

- Чего Вы ожидаете от сотрудничества с Федеральной антимонопольной службой (ФАС России)?

На протяжении долгого времени Индию и Россию связывают тесные дружеские и партнерские взаимоотношения. В последние 60 лет наше стратегическое партнерство основывалось на доверии и взаимопонимании, а также на сближении мировоззрения наших стран. Взаимоотношения Индии и России служат реализации национальных интересов обеих стран в долгосрочном периоде. В настоящее время наши страны сталкиваются с проблемами мировой экономики и нам нужно определить все возможные области сотрудничества. Я полагаю, что наше сотрудничество с ФАС России будет реализовываться преимущественно в области обеспечения соблюдения конкурентных законодательств наших стран и координации по вопросам развития конкурентной политики.

- Какие основные вопросы Вы бы хотели обсудить в рамках предстоящей конференции в Казани?

Я полагаю, что очень важно обсудить такие вопросы, как обеспечение соблюдения наших конкурентных законодательств, развитие взаимного сотрудничества и развитие общих рамок конкурентной политики в соответствии с потребностями и требованиями стран БРИК. Мне бы хотелось услышать детальное обсуждение данных вопросов в рамках предстоящей Конференции.

- На какие темы нужно сделать основной упор в рамках предстоящей Конференции?

Я полагаю, что такие темы, как применение и обеспечение соблюдения конкурентных законодательств в целях борьбы с картелями, сотрудничество с другими ведомствами, обеспечивающими соблюдение законодательства по данному вопросу, потребность в активном адвокатировании конкуренции в наших странах уже запланированы для обсуждения на Конференции. Кроме того, хотелось бы отметить, что взаимное сотрудничество, координация деятельности и обмен информацией также требуют детального обсуждения, поскольку это поможет нам противостоять трудностям, которые могут возникнуть с развитием конкурентных политик в наших странах.