У вас сговор? Тогда мы идем к Вам!

По статистике, с начала 2009 года больше всего дел о нарушении антимонопольного законодательства в центральном аппарате ФАС России возбудило управление по борьбе с картелями. Это молодое подразделение стоит особняком в организационной структуре нашей службы.

По статистике, с начала 2009 года больше всего дел о нарушении антимонопольного законодательства в центральном аппарате ФАС России возбудило управление по борьбе с картелями. Это молодое подразделение стоит особняком в организационной структуре нашей службы.
 
Уникальное управление, вопреки отраслевому принципу оргструктуры ФАС России имеющее дело с определенным составом правонарушения, было образовано 11 августа 2008 г. Этому предшествовала встреча руководителя антимонопольной службы Игоря Артемьева с премьер-министром Владимиром Путиным, на которой речь шла об усилении борьбы с ценовыми сговорами.
 
Александр Кинев рассказывает, что когда он возглавил новое управление, одной из первоочередных задач было проанализировать состояние дел и понять, в чем заключаются основные сложности борьбы с таким явлением как картели. Оказалось, что доля дел по ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» в ФАС России ничтожно мала – около 3-4% от общего количества, что совершенно не отражает реальных процессов в экономике страны. А.Кинев считает, что причина этого во вредном стереотипе в умах многих сотрудников службы - картели это что-то крайне сложное, их чрезвычайно трудно расследовать. Преодолеть этот стереотип – основной вызов настоящего времени, от которого зависит, сумеет ли ФАС России решить задачи, поставленные Правительством. Определенные трудности, конечно, есть, соглашается А.Кинев, но, как говорится, «дорогу осилит идущий».
 
Сейчас задачи управления А.Кинев разделяет на 3 группы:
1. Методическая работа, работа с общественным мнением, взаимодействие с предпринимательскими объединениями.
2. Расследования, возбуждение дел, привлечение участников картелей к административной ответственности.
3. Работа с правоохранительными органами, в том числе, передача им материалов для возбуждения уголовных дел.
 
В «копилке» управления уже имеются серьезные дела. Среди них - «классический картель», участники которого на протяжении многих лет согласовывали цены и объёмы производства спичек. Он был раскрыт при участии правоохранительных органов по результатам одновременных проверок восьми предприятий, расположенных в различных регионах России. А.Кинев выделяет также дело в отношении МЧС и близкой министерству компании ЦАСЭО. Это дело оказалось очень важным для нефтедобывающих предприятий - по иронии судьбы, ФАС России, постоянно борющаяся с нефтяниками, в этом случае защитила их интересы.
 
Важнейшей задачей А. Кинёв считает методическую работу: «Зачастую вместо того, чтобы перенять положительный опыт соседа, наши структурные подразделения вновь и вновь «изобретают велосипед», просто потому, что не знают о практике работы друг друга». Для систематизации накопленной практики управление подготовило сборник лучших дел по соглашениям и согласованным действиям за 2008 г. По материалам сборника сейчас проводится конкурс – отбираются наиболее интересные дела. Управления, которые их провели, будут обязательно поощрены, обещает А.Кинев. Скорее всего, это произойдет осенью, на расширенном заседании Коллегии ФАС России в Казани.
 
Изучение регионального опыта противодействия картелям дает много пищи для размышлений, а иногда и поводов для улыбки. «Например,- рассказывает А.Кинев, - однажды в одно из наших территориальных управлений пришел представитель некой отраслевой ассоциации. Он обратился с жалобой примерно следующего содержания: «Понимаете, руководители наших предприятий регулярно встречаются и договорились, что все мы будем продавать свою продукцию по одной цене. Но у нас существует проблема – одно из предприятий не хочет продавать свою продукцию по оговоренной цене и продает ее дешевле. Не могли бы вы повлиять на несговорчивого руководителя и наказать его построже». К сожалению, подобные истории показывают нам, что уровень знания антимонопольного законодательства в нашей стране еще невысок».
 
А.Кинев и его коллеги стремятся внедрять новые формы работы. «Традиционный инструментарий антимонопольных органов недостаточен для эффективного расследования картелей, - считает начальник управления, - поэтому мы стремимся расширить его за счет новых способов сбора доказательств. В ходе расследования мы обязательно получаем объяснения от максимального количества физических лиц, которые могут обладать интересующей нас информацией; получаем электронные доказательства от компаний, в том числе данные электронной почты; в процессе проверки проводим видеосъёмку и т.д. Всё это соответствующим образом протоколируем и приобщаем к материалам дела. Законодательство ставит нас в достаточно жесткие рамки в плане наших полномочий, однако при творческом подходе к их реализации можно достигать гораздо больших результатов».
Смотреть на антимонопольные дела под новым углом зрения А.Киневу помогают его коллеги – многие из них пришли в ФАС России из правоохранительных органов. Так, заместитель начальника управления Константин Любимов, полковник милиции, до прихода в ФАС России занимал должность заместителя начальника правового управления ЦА МВД. Вторым заместителем является Михаил Мамаев – полковник милиции, до прихода в ФАС России занимал должность начальника отдела Департамента Экономической безопасности МВД. Майор милиции, бывший преподаватель Академии экономической безопасности МВД, Любовь Дорофеева занимает должность начальника одного из отделов управления.
 
А.Кинев отмечает, что такой опыт очень важен для преодоления сложностей межведомственного взаимодействия. «У наших коллег из МВД совершенно другой менталитет, другая система отчетности, другая система мотивации. Важно нащупать точки соприкосновения наших интересов и возможностей, так, чтобы их формы работы не противоречили нашим формам работы», говорит он.
 
Кроме того, некоторые сотрудники управления пришли из территориальных органов ФАС России. Например, начальники отделов – Наталья Пантюхина до переезда в Москву работала в Пермском УФАС России, а Софья Колесникова – в Магаданском. Их опыт работы на местах также очень ценен для управления.
 
Как и любое другое, управление по борьбе с картелями сталкивается с рядом трудностей. А.Кинев отмечает, что иногда возникают проблемы во взаимодействии с коллегами из других подразделений ФАС России. «В силу особенностей нашего управления нам нужно сотрудничать со всеми управлениями центрального аппарата и большинством территориальных органов, - говорит он, - то нужны сведения по рынку, то необходима совместная работа по каким-то мероприятиям. Очень хотелось бы, чтобы внутриведомственное взаимодействие вызывало меньше напряжения, проходило с меньшими затратами времени, нервов».
 
«Необходимо постоянно помнить, что мы работаем в одном ведомстве, все мы, независимо от принадлежности к тому или иному структурному подразделению работаем на результат ФАС России», - добавляет начальник управления.
 
Говоря о приоритетах работы на ближайшее время, А. Кинев выделяет следующие: возбуждать как можно больше интересных и сложных дел, наладить работу по раскрытию сговоров на торгах, усилить методическую работу с ТО. «Только если мы сами будем выступать как активное в практическом и методическом плане ядро – только тогда будет результат», - подытожил он.