Обзор о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Великом Новгороде за 2009 год

 

1. Цель Обзора  - оценка состоянии конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Великом Новгороде.

 

2. Временные границы обзора  рынка услуг по управлению многоквартирными домами определены в соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работ ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» и  разделом II методических указаний, направленных письмом ФАС России от 17.02.2010 исх. № АЦ/3988, и составляет период с 01.01.2009 по 31.12.2009.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка.

Определение продуктовых границ не проводилось, поскольку в задании ФАС России (от 17.02.2010 исх. № АЦ/3988) они определены как комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

 

4. Состав продавцов и покупателей.

Продавцы – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), выполняющие весь комплекс услуг по управлению многоквартирными домами на территории  Великого Новгорода.

Установлено, что участниками рынка - исполнителям услуг по управлению многоквартирными домами - на территории Великого Новгорода в  исследуемом периоде являлись 56 юридических лиц, все они зарегистрированы в Великом Новгороде (из них 56 - частные управляющие компании), которые в исследуемом периоде фактически оказывали данные  услуги (см. таблицу №3)

Численность продавцов на рассматриваемом товарном рынке возросла по сравнению с 46 хозяйствующих субъектов в 2008 году до 56 хозяйствующих субъектов в исследуемом периоде, 45 из которых входят в группы лиц. Группа лиц при определении доли на рынке рассматривается как единый хозяйствующий субъект. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в 2009 году продавцами на рассматриваемом рынке  являлись участники 7 групп лиц и 11 независимых хозяйствующих субъектов, то есть, всего  18 продавцов.

 

Покупатели – физические и юридические лица (собственники и наниматели жилищного фонда), заказывающие и оплачивающие услуги по управлению многоквартирными домами на территории  Великого Новгорода.

 

 

5. Географические границы товарного рынка.

Определение географических границ не проводилось, поскольку в задании ФАС России (от 17.02.2010 исх. № АЦ/3988) они определены как   административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей, в Новгородской области,  географическими  границами является территория Великого Новгорода в пределах административных границ.

 

6. Объем товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

Общий объем товарных ресурсов рынка за исследуемый период определен как суммарная площадь  многоквартирных домов, находящихся в управлении всеми выявленными хозяйствующими субъектами – продавцами в пределах географических границ рынка. Объемы работ и доли хозяйствующих субъектов – продавцов приведены в табл. 1.

Таблица 1

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами,  тыс.м 2

Доля на рынке, %

1,

Группа лиц в составе:

<…>

6,03

 

ООО  «Управляющая организация «Новострой»

<…>

2,32

 

ООО  «Управляющая компания «Новострой»

<…>

0,35

 

ООО  «Новострой»

<…>

3,36

2.

ООО «СФ Новгородгражданстрой»

<…>

0,34

3.

Группа лиц в составе:

<…>

1,2

 

ООО «ЖилЦентр»

<…>

0,09

 

ООО «Жилищный центр»

<…>

1,11

4.

ООО «Жилтрест»

<…>

5,27

5.

ООО «Жилфонд»

<…>

1,52

6.

ООО «ЖилТехСервис»

<…>

0,16

7.

ООО «Управляющая организация «Общий дом»

<…>

2,19

8.

Группа лиц  ГУК «Софийская» и ГУК «Торговая» в составе:

<…>

38,48

 

ООО "Управляющая компания  №3"

<…>

0,42

 

ООО "Управляющая компания  №13"

<…>

4,49

 

ООО "Управляющая компания   №11"

<…>

2,51

 

ООО "Эксплуатационный участок  №1"

<…>

2,0

 

ООО "Эксплуатационный участок  №2"

<…>

1,54

 

ООО "Эксплуатационный участок  №3"

<…>

1,52

 

ООО "Управляющая компания  №5/1"

<…>

3,22

 

ООО "Управляющая компания  №2"

<…>

2,88

 

ООО "Управляющая компания  №2/1"

<…>

2,95

 

ООО "Управляющая компания  №4"

<…>

1,0

 

ООО "Управляющая компания  №4/1"

<…>

1,86

 

ООО "Управляющая компания  №5"

<…>

3,54

 

ООО "Управляющая компания  №12"

<…>

2,67

 

ООО "Управляющая компания  №12/1"

<…>

3,48

 

ООО "Управляющая компания  №15"

<…>

4,4

9.

Группа лиц  ГУК «Западная» в составе:

<…>

31,7

 

ООО "Управляющая организация  №8"

<…>

0,58

 

ООО "Управляющая организация  №14"

<…>

6,65

 

ООО "Управляющая организация  №6"

<…>

5,09

 

ООО "Управляющая организация  №1"

<…>

6,25

 

ООО "Управляющая организация  №9"

<…>

4,78

 

ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №2"

<…>

0,73

 

ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №1"

<…>

0,86

 

ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №3"

<…>

1,04

 

ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №4"

<…>

0,51

 

ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №5"

<…>

0,58

 

ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №6"

<…>

1,04

 

ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №7"

<…>

0,88

 

ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №8"

<…>

0,83

 

ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №9"

<…>

0,95

 

ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №10"

<…>

0,93

 

ООО "Управдом"

<…>

0

10.

ООО «Собственник»

<…>

1,03

11.

ООО  «Уют»

<…>

1,26

12.

Группа лиц в составе:

<…>

3,21

 

ООО «Посадник»

<…>

0

 

ООО «Посадник +»

<…>

1,1

 

ООО «Посадник ВН»

<…>

2,11

13.

ООО "Управляющая компания "Домком"

<…>

1,49

14.

Группа лиц в составе:

<…>

1,19

 

ООО «Управляющая организация «Портал»

<…>

0,72

 

ООО «Управляющая компания «Портал»

<…>

0,47

15.

Группа лиц в составе:

<…>

3,77

 

ООО «Управляющая компания «Волхов»

<…>

1,82

 

ООО «Управляющая компания «Солнечный город»

<…>

0,56

 

ООО «Управляющая компания «Деревяницы»

<…>

0,61

 

ООО «Новгородская управляющая компания»

<…>

0,78

16.

ООО «Московская окраина»

<…>

0,65

17.

ООО «Новгородская управляющая компания»

<…>

0,19

18.

ООО «Управдом»

<…>

0,32

 

Всего:

<…>

100

 

 

7. Количественные показатели структуры товарного рынка (уровень концентрации)

Из приведенной  выше таблицы усматривается, что на рынке услуг по управлению многоквартирными домами группа лиц ГУК «Западная» и группа лиц в составе  ГУК «Софийская» и ГУК «Торговая»  занимают более 50% рынка (31,7% + 38,48% = 70,18%), доли группы лиц «Новострой» составляет соответственно  6,03%, а у остальных участников рынка в основном доля менее 3%.

 

Показатели рыночной концентрации приведены в таблице 2

                                                Таблица  2

п/п

Показатели

2008 год     

1

Коэффициент рыночной концентрации CR 3

76,21

2.

Тип рынка

Высооконцентрированный

 

Показатели рыночной концентрации, приведенные в табл. 2, позволяют оценить степень монополизации рынка как значительную.

 

8. Качественные показатели структуры товарного рынка (барьеры входа на товарный рынок)

Рынок услуг по управлению многоквартирными домами высококонцентрированный, с неразвитой конкурентной средой.

8.1. К административным ограничениям для входа на исследуемый рынок можно отнести:

·        Отсутствие в ряде случаев четкого, нормативно  закрепленного разграничения зон обслуживания между управляющей  организацией и ресурсоснабжающими  предприятиями МУП «Новгородский водоканал», МУП «Теплоэнерго» и т.д.

·        Отсутствие технической документации по домам при передаче в управляющую организацию (несвоевременная передача).

8.2. Экономические барьеры

Объемы первоначальных инвестиций для входа на рассматриваемый рынок можно оценить как незначительные, поскольку для начала осуществления услуг по управлению многоквартирными домами требуется регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, наличие профессиональных знаний и навыков и относительно недорогостоящее оборудование.

Однако, следует отметить что значительная часть жилищного фонда и общедомовых коммуникаций  находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта. Средств, оплачиваемых собственниками за текущее обслуживание и капитальный ремонт, недостаточно чтобы привести техническое состояние здания, благоустройство прилегающей территории в соответствие с нормами бытовых условий проживания. Следовательно, в качестве экономического барьера следует признать необходимость наличия значительных оборотных средств.

Кроме этого, экономическими барьерами можно признать:

§        Неплатежи значительного количества  проживающих.

§        Отсутствие помещений для обслуживающего персонала управляющих организаций в домах.

§        Отсутствие квалифицированных кадров.

§        Непредсказуемость роста цен на материалы.

§        Необходимость финансовых вложений вновь образованными организациями для создания материально-технической базы.

 

9. Итоговая оценка состояния конкурентной среды.

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка услуг по управлению многоквартирными домами в Великом Новгороде в исследуемом периоде, позволяет сделать следующие выводы.

По сравнению с 2008 годом в 2009 году рассматриваемый  рынок не претерпел значительных изменений: все участники рынка - управляющие организации с частной формой собственности. В 2008 году рынок по управлению многоквартирными домами был высококонцентрированным , также и в 2009 году тип изучаемого рынка определен как высококонцентрированный с неразвитой конкурентной средой. Управляющие организации с целью снижения административно-управленческих расходов, укрепления материально-технической базы, привлечения квалифицированных специалистов по обслуживанию и ремонту жилого фонда, аккумуляции денежных средств, поступающих от населения,  и др.  объединились в группы управляющих компаний, что может положительно сказаться на качестве оказываемых ими услуг, но представляет собой угрозу нарушений антимонопольного законодательства.

Положительным моментом является также открытость рынка и преодолимость барьеров для входа на него.