Обзор о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Великом Новгороде за 2009 год
1. Цель Обзора - оценка состоянии конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Великом Новгороде.
2. Временные границы обзора рынка услуг по управлению многоквартирными домами определены в соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работ ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» и разделом II методических указаний, направленных письмом ФАС России от 17.02.2010 исх. № АЦ/3988, и составляет период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
3. Продуктовые границы товарного рынка.
Определение продуктовых границ не проводилось, поскольку в задании ФАС России (от 17.02.2010 исх. № АЦ/3988) они определены как комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
4. Состав продавцов и покупателей.
Продавцы – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), выполняющие весь комплекс услуг по управлению многоквартирными домами на территории Великого Новгорода.
Установлено, что участниками рынка - исполнителям услуг по управлению многоквартирными домами - на территории Великого Новгорода в исследуемом периоде являлись 56 юридических лиц, все они зарегистрированы в Великом Новгороде (из них 56 - частные управляющие компании), которые в исследуемом периоде фактически оказывали данные услуги (см. таблицу №3)
Численность продавцов на рассматриваемом товарном рынке возросла по сравнению с 46 хозяйствующих субъектов в 2008 году до 56 хозяйствующих субъектов в исследуемом периоде, 45 из которых входят в группы лиц. Группа лиц при определении доли на рынке рассматривается как единый хозяйствующий субъект. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в 2009 году продавцами на рассматриваемом рынке являлись участники 7 групп лиц и 11 независимых хозяйствующих субъектов, то есть, всего 18 продавцов.
Покупатели – физические и юридические лица (собственники и наниматели жилищного фонда), заказывающие и оплачивающие услуги по управлению многоквартирными домами на территории Великого Новгорода.
5. Географические границы товарного рынка.
Определение географических границ не проводилось, поскольку в задании ФАС России (от 17.02.2010 исх. № АЦ/3988) они определены как административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей, в Новгородской области, географическими границами является территория Великого Новгорода в пределах административных границ.
6. Объем товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.
Общий объем товарных ресурсов рынка за исследуемый период определен как суммарная площадь многоквартирных домов, находящихся в управлении всеми выявленными хозяйствующими субъектами – продавцами в пределах географических границ рынка. Объемы работ и доли хозяйствующих субъектов – продавцов приведены в табл. 1.
Таблица 1
| Наименование хозяйствующего субъекта | Объем жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами, тыс.м 2 | Доля на рынке, % |
1, | Группа лиц в составе: | <…> | 6,03 |
| ООО «Управляющая организация «Новострой» | <…> | 2,32 |
| ООО «Управляющая компания «Новострой» | <…> | 0,35 |
| ООО «Новострой» | <…> | 3,36 |
2. | ООО «СФ Новгородгражданстрой» | <…> | 0,34 |
3. | Группа лиц в составе: | <…> | 1,2 |
| ООО «ЖилЦентр» | <…> | 0,09 |
| ООО «Жилищный центр» | <…> | 1,11 |
4. | ООО «Жилтрест» | <…> | 5,27 |
5. | ООО «Жилфонд» | <…> | 1,52 |
6. | ООО «ЖилТехСервис» | <…> | 0,16 |
7. | ООО «Управляющая организация «Общий дом» | <…> | 2,19 |
8. | Группа лиц ГУК «Софийская» и ГУК «Торговая» в составе: | <…> | 38,48 |
| ООО "Управляющая компания №3" | <…> | 0,42 |
| ООО "Управляющая компания №13" | <…> | 4,49 |
| ООО "Управляющая компания №11" | <…> | 2,51 |
| ООО "Эксплуатационный участок №1" | <…> | 2,0 |
| ООО "Эксплуатационный участок №2" | <…> | 1,54 |
| ООО "Эксплуатационный участок №3" | <…> | 1,52 |
| ООО "Управляющая компания №5/1" | <…> | 3,22 |
| ООО "Управляющая компания №2" | <…> | 2,88 |
| ООО "Управляющая компания №2/1" | <…> | 2,95 |
| ООО "Управляющая компания №4" | <…> | 1,0 |
| ООО "Управляющая компания №4/1" | <…> | 1,86 |
| ООО "Управляющая компания №5" | <…> | 3,54 |
| ООО "Управляющая компания №12" | <…> | 2,67 |
| ООО "Управляющая компания №12/1" | <…> | 3,48 |
| ООО "Управляющая компания №15" | <…> | 4,4 |
9. | Группа лиц ГУК «Западная» в составе: | <…> | 31,7 |
| ООО "Управляющая организация №8" | <…> | 0,58 |
| ООО "Управляющая организация №14" | <…> | 6,65 |
| ООО "Управляющая организация №6" | <…> | 5,09 |
| ООО "Управляющая организация №1" | <…> | 6,25 |
| ООО "Управляющая организация №9" | <…> | 4,78 |
| ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №2" | <…> | 0,73 |
| ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №1" | <…> | 0,86 |
| ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №3" | <…> | 1,04 |
| ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №4" | <…> | 0,51 |
| ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №5" | <…> | 0,58 |
| ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №6" | <…> | 1,04 |
| ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №7" | <…> | 0,88 |
| ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №8" | <…> | 0,83 |
| ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №9" | <…> | 0,95 |
| ООО "Жилищно-эксплуатационное управление №10" | <…> | 0,93 |
| ООО "Управдом" | <…> | 0 |
10. | ООО «Собственник» | <…> | 1,03 |
11. | ООО «Уют» | <…> | 1,26 |
12. | Группа лиц в составе: | <…> | 3,21 |
| ООО «Посадник» | <…> | 0 |
| ООО «Посадник +» | <…> | 1,1 |
| ООО «Посадник ВН» | <…> | 2,11 |
13. | ООО "Управляющая компания "Домком" | <…> | 1,49 |
14. | Группа лиц в составе: | <…> | 1,19 |
| ООО «Управляющая организация «Портал» | <…> | 0,72 |
| ООО «Управляющая компания «Портал» | <…> | 0,47 |
15. | Группа лиц в составе: | <…> | 3,77 |
| ООО «Управляющая компания «Волхов» | <…> | 1,82 |
| ООО «Управляющая компания «Солнечный город» | <…> | 0,56 |
| ООО «Управляющая компания «Деревяницы» | <…> | 0,61 |
| ООО «Новгородская управляющая компания» | <…> | 0,78 |
16. | ООО «Московская окраина» | <…> | 0,65 |
17. | ООО «Новгородская управляющая компания» | <…> | 0,19 |
18. | ООО «Управдом» | <…> | 0,32 |
| Всего: | <…> | 100 |
7. Количественные показатели структуры товарного рынка (уровень концентрации)
Из приведенной выше таблицы усматривается, что на рынке услуг по управлению многоквартирными домами группа лиц ГУК «Западная» и группа лиц в составе ГУК «Софийская» и ГУК «Торговая» занимают более 50% рынка (31,7% + 38,48% = 70,18%), доли группы лиц «Новострой» составляет соответственно 6,03%, а у остальных участников рынка в основном доля менее 3%.
Показатели рыночной концентрации приведены в таблице 2
Таблица 2
№ п/п | Показатели | 2008 год |
1 | Коэффициент рыночной концентрации CR 3 | 76,21 |
2. | Тип рынка | Высооконцентрированный |
Показатели рыночной концентрации, приведенные в табл. 2, позволяют оценить степень монополизации рынка как значительную.
8. Качественные показатели структуры товарного рынка (барьеры входа на товарный рынок)
Рынок услуг по управлению многоквартирными домами высококонцентрированный, с неразвитой конкурентной средой.
8.1. К административным ограничениям для входа на исследуемый рынок можно отнести:
· Отсутствие в ряде случаев четкого, нормативно закрепленного разграничения зон обслуживания между управляющей организацией и ресурсоснабжающими предприятиями МУП «Новгородский водоканал», МУП «Теплоэнерго» и т.д.
· Отсутствие технической документации по домам при передаче в управляющую организацию (несвоевременная передача).
8.2. Экономические барьеры
Объемы первоначальных инвестиций для входа на рассматриваемый рынок можно оценить как незначительные, поскольку для начала осуществления услуг по управлению многоквартирными домами требуется регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, наличие профессиональных знаний и навыков и относительно недорогостоящее оборудование.
Однако, следует отметить что значительная часть жилищного фонда и общедомовых коммуникаций находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта. Средств, оплачиваемых собственниками за текущее обслуживание и капитальный ремонт, недостаточно чтобы привести техническое состояние здания, благоустройство прилегающей территории в соответствие с нормами бытовых условий проживания. Следовательно, в качестве экономического барьера следует признать необходимость наличия значительных оборотных средств.
Кроме этого, экономическими барьерами можно признать:
§ Неплатежи значительного количества проживающих.
§ Отсутствие помещений для обслуживающего персонала управляющих организаций в домах.
§ Отсутствие квалифицированных кадров.
§ Непредсказуемость роста цен на материалы.
§ Необходимость финансовых вложений вновь образованными организациями для создания материально-технической базы.
9. Итоговая оценка состояния конкурентной среды.
Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка услуг по управлению многоквартирными домами в Великом Новгороде в исследуемом периоде, позволяет сделать следующие выводы.
По сравнению с 2008 годом в 2009 году рассматриваемый рынок не претерпел значительных изменений: все участники рынка - управляющие организации с частной формой собственности. В 2008 году рынок по управлению многоквартирными домами был высококонцентрированным , также и в 2009 году тип изучаемого рынка определен как высококонцентрированный с неразвитой конкурентной средой. Управляющие организации с целью снижения административно-управленческих расходов, укрепления материально-технической базы, привлечения квалифицированных специалистов по обслуживанию и ремонту жилого фонда, аккумуляции денежных средств, поступающих от населения, и др. объединились в группы управляющих компаний, что может положительно сказаться на качестве оказываемых ими услуг, но представляет собой угрозу нарушений антимонопольного законодательства.
Положительным моментом является также открытость рынка и преодолимость барьеров для входа на него.