• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам исследования рынка услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок

1. Общие положения

Основание исследования - анализ рынка услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок проведен в соответствии с пунктом 3.3.2 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25 мая 2012 года № 345 и Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённого Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), при рассмотрении заявления ООО «Городское ПАТП» в отношении ООО «Автовокзал», заявления ООО «МПАТП-1» в отношении ООО «НПА» и заявления ООО «МПАТП-1» в отношении ООО «НПАТК» о нарушении ими части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Цель исследования – изучение конкурентной среды на рынке услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок в границах территории Новгородской области, и установление хозяйствующего субъекта, занимающего на данном рынке  доминирующее положение.  

Объект исследования – рынок услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок.

Субъекты исследования – хозяйствующие субъекты – оказывающие услуги  услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок.

Источники исходной информации:

- материалы и документы, представленные в Новгородское УФАС России (далее – Управление) в связи с рассмотрением заявлений ООО «Городское ПАТП» и ООО «МПАТП-1» (далее – заявители) в ООО «Автовокзал», ООО «НПА», ООО «НПАТК» (далее - ответчики).

- информация, представленная  органами исполнительной власти Новгородской области, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

2. Временной интервал исследования товарного рынка

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка временной интервал определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Поскольку исследование в рассматриваемом случае в основном ограничивается изучением характеристики товарного рынка, которые сложились на момент проведения исследования, то проводится   ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (пункт 2.2  Порядка),   а именно  определен временной интервал  -  2013 год.

3. Продуктовые границы товарного рынка

На основании подпунктов «а», «г» пункта 3.4. Порядка   продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности и условиями договоров, заключенных в отношении товара.

В настоящее время действуют два Общероссийских классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД):

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), введенный Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст;

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), введенный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст.

Для целей государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств используется ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (письма ФНС России от 11.07.2008  № ЧД-6-6/488@  и от 25.09.2008  ЧД-6-6/671@).

При этом положениями, изложенными в разделе «Введение» ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), установлено:

ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:

- классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

- определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

В соответствии с построением ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок, классифицируется по разделу I «Транспорт и связь». В частности деятельность автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок классифицируется следующим образом:

 Класс 63        Вспомогательная     и   дополнительная      транспортная

          деятельность

Группа 63.21     Прочая    вспомогательная    деятельность    сухопутного

          транспорта

Подгруппа 63.21.2   Прочая вспомогательная    деятельность    автомобильного

          транспорта

          Эта группировка включает:

          - деятельность,  относящуюся  к  пассажирским и грузовым

          сухопутным перевозкам

Вид 63.21.21  Деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.).

В соответствии с представленными ООО «Автовокзал», ООО «НПА», ООО «НПАТК» копиями выписок из Единого государственного реестра юридических лиц в документах о государственной регистрации данных лиц указаны сведения об осуществляемых видах экономической деятельности, в том числе о виде деятельности с кодом ОКВЭД 63.21.21 – деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.), в качестве основного (ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК») или дополнительного (ООО «НПА») вида деятельности.

В соответствии с представленными заявителями и ответчиками копиями агентских договоров на продажу билетов пассажирам автобусного транспорта, заключенным между ответчиками и хозяйствующими субъектами -  перевозчиками, осуществляющими межобластные, межмуниципальные и пригородные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Новгородской области, предметом таким договоров является:

- осуществление на автостанциях (остановочных пунктах) по маршруту продажу билетов пассажирам и юридическим лицам, а также принятие оплаты за провоз багажа по автобусным маршрутам;

- осуществление вокзального и диспетчерского обслуживания автобусов и экипажей водителей, выполняющих рейсы по автобусным маршрутам.

Заменителей данного товара (услуги) нет, поскольку перевозчик, осуществляющий перевозку по определенному маршруту с наличием автостанций (остановочных пунктов) по пути следования автобусов, и о которых уже известно потенциальным пассажирам,  должен либо приобрести данную услугу для обеспечения оплаты оказываемых им услуг по пассажирским перевозкам, либо использовать безналичную форму оплаты перевозок, что нецелесообразно в случае пассажиров – физических лиц (особенно проживающих в удаленных от областного центра населенных пунктов), либо самостоятельно взимать оплату при посадке в автобус. При этом в двух последних случаях перевозчик не обеспечивается вокзальным и диспетчерским обслуживанием. 

С учетом  вышеизложенного,  продуктовые  границы рассматриваемого  рынка  определены как услуги автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок.

4. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. В данном случае покупателю с целью обеспечения перевозимых автобусами пассажиров необходимо приобрести услуги автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок на автобусных станциях (остановочных пунктах) по пути следования автобусов по определенному маршруту по территории Новгородской области, то есть на автобусных станциях (остановочных пунктах), расположенных на территории Новгородской области.

Условия обращения товара таковы, что услуги автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок в данном случае необходимы в границах территории Новгородской области.

Приобретение рассматриваемого товара (услуги) перевозчиками при осуществлении пассажирских перевозок по маршрутам по территории Новгородской области в других населенных пунктах, за пределами Новгородской области,  нецелесообразно.

Таким образом, в рассматриваемом случае, географическими границами рынка является территория Новгородской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Продавцы - хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок.

Покупатели – хозяйствующие субъекты, осуществляющие межобластные, межмуниципальные и пригородные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования.

В соответствии с письмом Департамента транспорта и связи Новгородской области от 25.12.2013 № ТС-2559-И в 2013 году услуги автовокзалов (автостанций, остановочных пунктов) осуществляли только три организации:

1. Общество с ограниченной ответственностью «Автовокзал» (ООО «Автовокзал), место нахождения: Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7, корп. 1;

2. Общество с ограниченной ответственностью «Новгородская пассажирская автотранспортная компания» (ООО «НПАТК), место нахождения: Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7, корп. 1;

3. Общество с ограниченной ответственностью «Новгородские пассажирские автостнации» (ООО «НПА), место нахождения: Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7, корп. 1.

Согласно представленным ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК» и ООО «НПА» сведениям, указанными лицами для предоставления рассматриваемых услуг используются на правах аренды, субаренды или собственности автостанции (остановочные пункты) в различных муниципальных образованиях Новгородской области. При этом только в Шимском муниципальном районе Новгородской области услуги оказываются не каким-то одним хозяйствующих субъектов из перечисленных, а двумя, но в разных населенных пунтах (ООО «Автовокзал» - остановочные пункты  в д. Уторгош и в с. Медведь, а ООО «НПА» - остановочный пункт в п. Шимск).

При этом одни и те же перевозчики приобретают услуги  услуг автобусных станций (остановочных пунктов) по пути следования автобусов у разных хозяйствующих субъектов в зависимости от пролегания маршрута по  территориям муниципальных образований Новгородской области. 

Из представленных ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК» и ООО «НПА» сведений следует, что у всех трех хозяйственных обществ одним из учредителей является  одно и то же физическое лицо, имеющее долю в уставном капитале каждого из данных хозяйственных обществ более 50%.

Таким образом, юридические лица ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физическое лицо - учредитель  в силу части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции входят в одну группу лиц.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Таким образом, при проведении исследования рынка в данном случае группа лиц в составе юридических лиц ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя  рассматривается как единый хозяйствующий субъект.

6. Доля группы лиц на рынке

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка расчет общего объема товарного рынка и доли хозяйствующего субъекта (группы лиц) за 2013 год осуществлен на основании объемов продаж услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок на территории Новгородской области по данным, представленным ответчиками.

Соответствующие показатели по группе лиц в составе юридических лиц ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя  за рассматриваемый период приведены в таблице № 1:

                                                                                                 Таблица № 1

Показатель

2013 год

1.

Объем продаж услуг ХС (группы лиц) (тыс. рублей)

ХХХХХ

2.

Общий объем рынка (тыс. м3)

ХХХХХ

3.

Доля крупнейшего ХС (группы лиц), %

              100%

Таким образом, доля хозяйствующего субъекта - группы лиц в составе юридических лиц ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя  на  рассматриваемом рынке  составляет в 2013 году 100%.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Расчетные коэффициенты рыночной концентрации CR3 и индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) по исследуемому товарному рынку в установленных географических границах приведены в таблице № 2 настоящего аналитического отчета.          

Таблица № 2

 

Показатель

                 2013 год

1.

Кол-во ХС (групп лиц)

                    1

2.

ХС, обладающий наибольшей долей на рынке

Группа лиц в составе юридических лиц  ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя  

3.

Доля крупнейшего ХС, %

              100%

4.

 

CR

               100

5.

ННI

              10000

6.

Тип рынка

высококонцентрированный

                                                                                                             

Рынок услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок на территории Новгородской области - высококонцентрированный. Конкурентная среда в течение изучаемого периода характеризуется как неразвитая. Доля группы лиц в составе юридических лиц ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя  составляет 100 процентов исследуемого  рынка.

Поскольку доля вышеуказанной группы лиц в составе юридических лиц ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя  на рассматриваемом рынке превысила 50-процентный барьер, это в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, свидетельствует о её доминирующем положении на рынке.

8. Барьеры входа на товарный рынок

Барьеры входа на рассматриваемый рынок оцениваются как высокие.

Техническим и технологическим барьером входа на рассматриваемый рынок является необходимость наличия у потенциального продавца объекта недвижимости (здания или хотя бы сооружения временного типа)  для организации автобусной станции или остановочного пункта на праве собственности или ином законном праве по пути пролегания автобусных маршрутов.

Важнейшим экономическим барьером входа на данный рынок является значительный размер первоначального капитала, необходимый для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, именно на строительство автобусной станции или остановочного пункта при отсутствии иного способа получения прав на такой объект (аренда, субаренда, иное), покупку соответствующей кассовой техники для организации продажи билетов и техники для диспетчерского обслуживания перевозчиков и пассажиров.

9. Выводы

На основании проведённого анализа представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Рынок услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок в рассматриваемых географических границах  высококонцентрированный, с неразвитой конкурентной средой.

2. Группа лиц в составе юридических лиц ООО «Автовокзал», ООО «НПАТК», ООО «НПА» и физического лица - учредителя  на рынке  услуг автобусных станций (остановочных пунктов) при осуществлении пассажирских перевозок в границах территории Новгородской области  занимает доминирующее положение с долей 100 процентов и является единственным участником рассматриваемого рынка в качестве продавца.  

 

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля   Новгородского УФАС России                                Г.Н. Пашкова