Решение по делу по заявлению АКБ "АК БАРС" БАНК

Дата публикации: 7 сентября 2010, 04:00

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-2891/2010

Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 06 сентября 2010 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи <….>,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи <……>,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

акционерного коммерческого банка "АК БАРС" БАНК (открытое акционерное общество)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области

заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Сфера»

о признании незаконным решения от 06.05.2010 г.

при участии:

от Банка: <….> – представителя по доверенности;

от Управления: <….> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения заказов и рекламы по доверенности;

от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом

установил:

Акционерный коммерческий банк "АК БАРС" БАНК (открытое акционерное общество) (далее Банк) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене в полном объеме решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 06.05.2010 г. по делу № 12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В предварительном судебном заседании Банк уточнил заявленные требования в соответствии с главой 24 АПК РФ, просил признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее Управление) от 06.05.2010 года как несоответствующее пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

В судебном заседании Банк поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, по существу пояснив, что решением от 06.05.2010 года Управлением реклама банковской услуги Банка по привлечению денежных средств во вклады признана ненадлежащей в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, Банку выдано предписание об устранении указанных нарушений.

Банк не согласен с вынесенным решением по следующим основаниям:

В рекламно-информационном журнале «Сферы. Великий Новгород» 2009 года № 4 размещена реклама банковского вклада «Успешное решение». В данной рекламе Управление усмотрело наличие 2 условий, которые могут повлиять на сумму доходов или расходов клиентов, которые могут воспользоваться данной услугой: это возможность пополнения суммы вклада и, если на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» клиент имеет в Банке любой срочный действующий вклад, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный» или «Ваш бонус», процентная ставка по этому депозиту повышается.

Банк полагает, что указанные условия не относятся к условиям, влияющим на сумму доходов лиц воспользовавшихся данной услугой и просит признать решение незаконным.

Понятие «вклад» в соответствии со статьей 834 ГК РФ предполагает получение потенциальным вкладчиком дохода. Поэтому указание на то, что сумма вклада может быть пополнена вкладчиком в течение срока действия договора не является условием, влияющим на сумму дохода, поскольку реклама не должна содержать всей информации по услуге, а должна формировать интерес потенциальных вкладчиков к данной услуге Банка.

В пункте 3.4 типовой формы договора по вкладу «Успешное решение» указано, что сумма вклада может быть пополнена, при этом процентная ставка остается неизменной. Пополнение вклада, как и само действие по передаче вклада вкладчиком Банку, зависит от воли самого вкладчика. Наличие указанного условия в рекламе не искажает смысл информации, не вводит в заблуждение потребителей рекламы и не влияет на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица.

Кроме того, Экспертным советом по защите конкуренции на рынке финансовых услуг 04.10.2007 года протоколом № 16 была утверждена справка о требованиях, предъявляемых к рекламе услуг по предоставлению кредитов в соответствии с Законом о рекламе, в соответствии с которой в случае, если в рекламе кредитов указывается минимальное u1080 или максимальное значение суммы или срока кредита или выражение «от» и «до» и процентная ставка, включая дополнительные платежи и комиссии, не меняет своего значения при указанных в рекламе сумме или сроке, в данном случае сумма или срок кредита не являются условиями, влияющими на стоимость кредита для заемщика и указание всех условий договора, определяющих стоимость кредита для заемщика и влияющих на него, не является обязательным. Также данной справкой условие о возможности возобновления кредитной линии не отнесены к условиям кредитного договора, влияющим на сумму расходов, которые понесут получившие кредит лица.

Таким образом, применяя данные требования по аналогии к такой финансовой услуге как банковский вклад условие о пополнении суммы вклада нельзя отнести к условиям, влияющим на сумму дохода.

В рекламном издании «Сферы. Великий Новгород» на стр. 38 в рекламе банковского вклада «Успешное решение» указано, что в случае, если на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» клиент имеет в ОАО «АК БАРС» БАНК другой действующий срочный вклад кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус», процентная ставка по этому депозиту повышается.

Как следует из пунктов 1.6, 1.8 типового договора банковского срочного вклада категория «Успешное решение» по указанным в названной публикации повышениям процентной ставки для клиентов, имеющих в банке действующий срочный депозит, является изначальной, то есть при заключении договора банковского вклада устанавливается процентная ставка на 0,5% выше процентной ставки, предусмотренной для клиентов, которые не имеют срочного депозита в Банке.

Таким образом, повышенная процентная ставка устанавливается при заключении договора банковского вклада и остается неизменной в течение всего срока действия договора, то есть уровень дохода вкладчика, имеющего действующий срочный депозит в Банке, также как и для остальных вкладчиков устанавливается при заключении договора банковского вклада и не изменяется в течение всего срока действия договора. Следовательно, в указанной публикации слово «повышение процентной ставки по депозиту» не обуславливает и не может обусловить уровень дохода клиента по заключению договора вклада.

К условиям, влияющим на сумму дохода, могут быть отнесены условия с конкретным значением. В данной рекламе нет конкретных значений и потенциальный вкладчик понимает, что получит доход, но конкретную сумму дохода определить не сможет. Таким образом, условия, позволяющие вкладчику определить доход, в рекламе обозначены не были. Следовательно, указанные условия не относятся к условиям, влияющим на сумму дохода и в целом Банк полагает, что реклама вклада «Успешное решение» является надлежащей и не противоречит статье 28 Закона о рекламе.

Представитель Управления требования Банка не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, по существу пояснив, что к рекламе финансовых услуг предъявляется обязательное требование о том, что реклама, если в ней содержится хотя бы одно условие, которое влияет на возможные доходы или расходы потенциального клиента, должна содержать и все иные условия указанной финансовой услуги, чтобы не вводить потребителя рекламы в заблуждение относительно выгодности или затрат услуги.

В данном случае была размещена реклама финансовой услуги вклада «Успешное решение» ОАО «АК БАРС» БАНК, в которой содержалось 2 условия, влияющие на потенциальные доходы вкладчика:

- условие о пополнении вклада;

- условие о том, что в случае наличия на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» в ОАО «АК БАРС» БАНК другого действующего срочного вклада, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус» процентная ставка по этому депозиту повышается.

Так условие о возможности пополнения вклада предоставляет вкладчику право по своему желанию увеличить сумму вклада, что повлияет на доходы вкладчика, поскольку с момента пополнения вклада проценты будут начисляться от повышенной суммы вклада.

Условие о повышении процентной ставки по вкладу «Успешное решение» для клиентов, имеющих на дату заключения договора по вкладу действующий другой срочный вклад в Банке, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус», «Успешное решение» также влияет на доходы вкладчика. Кроме того, в самой рекламе прямо указывается, что «так можно приумножить доход». Таким образом, Банк в своей рекламе акцентирует внимание на положительных сторонах финансовой услуги, при этом умалчивает о других условиях вклада, что является нарушением статьи 28 Закона о рекламе.

Общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Сфера», привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Банка.

Как установлено в судебном заседании, Управлением осуществлена проверка рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

В результате проверки установлено, что в рекламном издании рекламно-информационном журнале «Сферы. Великий Новгород» 2009 № 4 на 38 странице распространена информация под заголовком «Принимать верные решения - это наука. Формула успеха ОАО «АК БАРС» БАНК».

Вышеуказанная информация содержит сведения о предлагаемом ОАО «АК БАРС» БАНК банковском "вкладе «Успешное решение», в частности, указывается следующее: «Вклад «Успешное решение» - срочный пополняемый депозит. Он действует с 1 сентября 2009 года до 30 января 2010 года включительно. Валюта, принимаемая по вкладу - рубль,

доллар (USD) и евро (EUR) ... В случае, если на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» клиент имеет в ОАО «АК БАРС» БАНК любой действующий срочный вклад, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный» или «Ваш бонус», процентная ставка по этому депозиту повышается. Так можно приумножить доход».

Усмотрев в действиях Банка признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламеu187 » Управление вынесло определение о возбуждении дела № 12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела комиссия Управления вынесла решение от 06.05.2010 г., в соответствии с которым реклама банковской услуги Банка по привлечению денежных средств во вклады, распространенная на 38 странице рекламного издания – рекламно-информационного журнала «Сферы Великий Новгород» 2009 № 4 признана ненадлежащей. Банку выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Не согласившись с принятым Управлением решением Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе) определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается (часть 1 названной статьи).

Реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции); от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, вышеуказанная информация под заголовком «Принимать верные решения - это наука. Формула успеха ОАО «АК БАРС» БАНК» представляет собой рекламу, финансовой услуги - банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады.

В соответствии со статьей 28 Закона о рекламе, определяющей условия рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг, данная реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 названной статьи).

Поскольку спорная реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Как установлено в судебном заседании из опубликованной информации в рекламно-информационном журнале «Сферы. Великий Новгород» 2009 года № 4 следует, что в указанной рекламе банковской услуги содержится информация о банковском вкладе «Успешное решение».

Согласно представленным типовой форме Договора банковского срочного вклада категории «Успешное решение» и Условиям срочного банковского вклада «Успешное решение» рекламируемая банковская услуга содержит следующие условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица:

- срок вклада (744 дня);

- минимальная сумма вклада (50000 рублей РФ, 2000 долларов США, 2000 евро);

- возможность пополнения вклада (предусмотрена, при этом возможность пополнения прекращается за 186 дней до окончания срока вклада); - возможность пролонгации договора вклада (не предусмотрена);

- в случае если на дату заключения договора по вкладу клиент имеет любой! действующий срочный вклад, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус», «Успешное решение», процентная ставка повышается на) 0,5 процентных пункта;

- процентная ставка по вкладу (в зависимости от валюты вклада, условий досрочного расторжения договора вклада, наличия у клиента любого действующего срочного вклада, кроме «АК БАРС 5 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус», |«Успешное решение»: в рублях РФ от 14 до 16,5 % годовых, в долларах США и евро от 7,2 % до 9,7 % годовых);

- порядок начисления и выплаты процентов по вкладу (в конце срока вклада);

- возможность досрочного востребования суммы вклада (предусмотрена, при этом проценты выплачиваются за фактический срок размещения вклада согласно шкале процентных ставок).

В опубликованной рекламе содержится только часть условий оказания рекламируемой в ней банковской услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, это возможность пополнения вклада и указание на то, что если u1085 на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» клиент имеет в ОАО «АК БАРС» БАНК любой действующий срочный вклад, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный» или «Ваш бонус», процентная ставка по этому депозиту повышается. Иных условий оказания рекламируемой услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица указанная реклама не содержит.

Таким образом, суд полагает, что в распространенной на 38 странице рекламного издания рекламно-информационного журнала «Сферы. Великий Новгород» 2009 № 4 - рекламе финансовой услуги имеются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в умалчивании в рекламе банковской услуги, содержащей часть условий ее оказания, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, информации об иных условиях оказания данной услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является Банк.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все доказательства по делу, суд полагает, что решение, вынесенное Управлением 06.05.2010 г. является законным и обоснованным.

Суд находит необоснованной ссылку Банка на применение Справки о требованиях, предъявляемых к рекламе услуг по предоставлению кредитов, утвержденную Экспертным советом по защите конкуренции u1085 на рынке финансовых услуг от 04.10.2007 г., поскольку данные требования применимы к рекламе услуг по предоставлению кредитов, а не банковских вкладов.

Исходя из изложенного, проверив решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области на соответствие Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления акционерного коммерческого банка «АК БАРС» БАНК (открытое акционерное общество) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 06.05.2010 г. - отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья

<….>

stdClass Object ( [vid] => 6422 [uid] => 1 [title] => Решение по делу по заявлению АКБ "АК БАРС" БАНК [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6422 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-2891/2010

Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 06 сентября 2010 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи <….>,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи <……>,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

акционерного коммерческого банка "АК БАРС" БАНК (открытое акционерное общество)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области

заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Сфера»

о признании незаконным решения от 06.05.2010 г.

при участии:

от Банка: <….> – представителя по доверенности;

от Управления: <….> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения заказов и рекламы по доверенности;

от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом

установил:

Акционерный коммерческий банк "АК БАРС" БАНК (открытое акционерное общество) (далее Банк) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене в полном объеме решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 06.05.2010 г. по делу № 12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В предварительном судебном заседании Банк уточнил заявленные требования в соответствии с главой 24 АПК РФ, просил признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее Управление) от 06.05.2010 года как несоответствующее пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

В судебном заседании Банк поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, по существу пояснив, что решением от 06.05.2010 года Управлением реклама банковской услуги Банка по привлечению денежных средств во вклады признана ненадлежащей в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, Банку выдано предписание об устранении указанных нарушений.

Банк не согласен с вынесенным решением по следующим основаниям:

В рекламно-информационном журнале «Сферы. Великий Новгород» 2009 года № 4 размещена реклама банковского вклада «Успешное решение». В данной рекламе Управление усмотрело наличие 2 условий, которые могут повлиять на сумму доходов или расходов клиентов, которые могут воспользоваться данной услугой: это возможность пополнения суммы вклада и, если на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» клиент имеет в Банке любой срочный действующий вклад, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный» или «Ваш бонус», процентная ставка по этому депозиту повышается.

Банк полагает, что указанные условия не относятся к условиям, влияющим на сумму доходов лиц воспользовавшихся данной услугой и просит признать решение незаконным.

Понятие «вклад» в соответствии со статьей 834 ГК РФ предполагает получение потенциальным вкладчиком дохода. Поэтому указание на то, что сумма вклада может быть пополнена вкладчиком в течение срока действия договора не является условием, влияющим на сумму дохода, поскольку реклама не должна содержать всей информации по услуге, а должна формировать интерес потенциальных вкладчиков к данной услуге Банка.

В пункте 3.4 типовой формы договора по вкладу «Успешное решение» указано, что сумма вклада может быть пополнена, при этом процентная ставка остается неизменной. Пополнение вклада, как и само действие по передаче вклада вкладчиком Банку, зависит от воли самого вкладчика. Наличие указанного условия в рекламе не искажает смысл информации, не вводит в заблуждение потребителей рекламы и не влияет на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица.

Кроме того, Экспертным советом по защите конкуренции на рынке финансовых услуг 04.10.2007 года протоколом № 16 была утверждена справка о требованиях, предъявляемых к рекламе услуг по предоставлению кредитов в соответствии с Законом о рекламе, в соответствии с которой в случае, если в рекламе кредитов указывается минимальное u1080 или максимальное значение суммы или срока кредита или выражение «от» и «до» и процентная ставка, включая дополнительные платежи и комиссии, не меняет своего значения при указанных в рекламе сумме или сроке, в данном случае сумма или срок кредита не являются условиями, влияющими на стоимость кредита для заемщика и указание всех условий договора, определяющих стоимость кредита для заемщика и влияющих на него, не является обязательным. Также данной справкой условие о возможности возобновления кредитной линии не отнесены к условиям кредитного договора, влияющим на сумму расходов, которые понесут получившие кредит лица.

Таким образом, применяя данные требования по аналогии к такой финансовой услуге как банковский вклад условие о пополнении суммы вклада нельзя отнести к условиям, влияющим на сумму дохода.

В рекламном издании «Сферы. Великий Новгород» на стр. 38 в рекламе банковского вклада «Успешное решение» указано, что в случае, если на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» клиент имеет в ОАО «АК БАРС» БАНК другой действующий срочный вклад кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус», процентная ставка по этому депозиту повышается.

Как следует из пунктов 1.6, 1.8 типового договора банковского срочного вклада категория «Успешное решение» по указанным в названной публикации повышениям процентной ставки для клиентов, имеющих в банке действующий срочный депозит, является изначальной, то есть при заключении договора банковского вклада устанавливается процентная ставка на 0,5% выше процентной ставки, предусмотренной для клиентов, которые не имеют срочного депозита в Банке.

Таким образом, повышенная процентная ставка устанавливается при заключении договора банковского вклада и остается неизменной в течение всего срока действия договора, то есть уровень дохода вкладчика, имеющего действующий срочный депозит в Банке, также как и для остальных вкладчиков устанавливается при заключении договора банковского вклада и не изменяется в течение всего срока действия договора. Следовательно, в указанной публикации слово «повышение процентной ставки по депозиту» не обуславливает и не может обусловить уровень дохода клиента по заключению договора вклада.

К условиям, влияющим на сумму дохода, могут быть отнесены условия с конкретным значением. В данной рекламе нет конкретных значений и потенциальный вкладчик понимает, что получит доход, но конкретную сумму дохода определить не сможет. Таким образом, условия, позволяющие вкладчику определить доход, в рекламе обозначены не были. Следовательно, указанные условия не относятся к условиям, влияющим на сумму дохода и в целом Банк полагает, что реклама вклада «Успешное решение» является надлежащей и не противоречит статье 28 Закона о рекламе.

Представитель Управления требования Банка не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, по существу пояснив, что к рекламе финансовых услуг предъявляется обязательное требование о том, что реклама, если в ней содержится хотя бы одно условие, которое влияет на возможные доходы или расходы потенциального клиента, должна содержать и все иные условия указанной финансовой услуги, чтобы не вводить потребителя рекламы в заблуждение относительно выгодности или затрат услуги.

В данном случае была размещена реклама финансовой услуги вклада «Успешное решение» ОАО «АК БАРС» БАНК, в которой содержалось 2 условия, влияющие на потенциальные доходы вкладчика:

- условие о пополнении вклада;

- условие о том, что в случае наличия на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» в ОАО «АК БАРС» БАНК другого действующего срочного вклада, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус» процентная ставка по этому депозиту повышается.

Так условие о возможности пополнения вклада предоставляет вкладчику право по своему желанию увеличить сумму вклада, что повлияет на доходы вкладчика, поскольку с момента пополнения вклада проценты будут начисляться от повышенной суммы вклада.

Условие о повышении процентной ставки по вкладу «Успешное решение» для клиентов, имеющих на дату заключения договора по вкладу действующий другой срочный вклад в Банке, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус», «Успешное решение» также влияет на доходы вкладчика. Кроме того, в самой рекламе прямо указывается, что «так можно приумножить доход». Таким образом, Банк в своей рекламе акцентирует внимание на положительных сторонах финансовой услуги, при этом умалчивает о других условиях вклада, что является нарушением статьи 28 Закона о рекламе.

Общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Сфера», привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Банка.

Как установлено в судебном заседании, Управлением осуществлена проверка рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

В результате проверки установлено, что в рекламном издании рекламно-информационном журнале «Сферы. Великий Новгород» 2009 № 4 на 38 странице распространена информация под заголовком «Принимать верные решения - это наука. Формула успеха ОАО «АК БАРС» БАНК».

Вышеуказанная информация содержит сведения о предлагаемом ОАО «АК БАРС» БАНК банковском "вкладе «Успешное решение», в частности, указывается следующее: «Вклад «Успешное решение» - срочный пополняемый депозит. Он действует с 1 сентября 2009 года до 30 января 2010 года включительно. Валюта, принимаемая по вкладу - рубль,

доллар (USD) и евро (EUR) ... В случае, если на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» клиент имеет в ОАО «АК БАРС» БАНК любой действующий срочный вклад, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный» или «Ваш бонус», процентная ставка по этому депозиту повышается. Так можно приумножить доход».

Усмотрев в действиях Банка признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламеu187 » Управление вынесло определение о возбуждении дела № 12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела комиссия Управления вынесла решение от 06.05.2010 г., в соответствии с которым реклама банковской услуги Банка по привлечению денежных средств во вклады, распространенная на 38 странице рекламного издания – рекламно-информационного журнала «Сферы Великий Новгород» 2009 № 4 признана ненадлежащей. Банку выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Не согласившись с принятым Управлением решением Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе) определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается (часть 1 названной статьи).

Реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции); от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, вышеуказанная информация под заголовком «Принимать верные решения - это наука. Формула успеха ОАО «АК БАРС» БАНК» представляет собой рекламу, финансовой услуги - банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады.

В соответствии со статьей 28 Закона о рекламе, определяющей условия рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг, данная реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 названной статьи).

Поскольку спорная реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Как установлено в судебном заседании из опубликованной информации в рекламно-информационном журнале «Сферы. Великий Новгород» 2009 года № 4 следует, что в указанной рекламе банковской услуги содержится информация о банковском вкладе «Успешное решение».

Согласно представленным типовой форме Договора банковского срочного вклада категории «Успешное решение» и Условиям срочного банковского вклада «Успешное решение» рекламируемая банковская услуга содержит следующие условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица:

- срок вклада (744 дня);

- минимальная сумма вклада (50000 рублей РФ, 2000 долларов США, 2000 евро);

- возможность пополнения вклада (предусмотрена, при этом возможность пополнения прекращается за 186 дней до окончания срока вклада); - возможность пролонгации договора вклада (не предусмотрена);

- в случае если на дату заключения договора по вкладу клиент имеет любой! действующий срочный вклад, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус», «Успешное решение», процентная ставка повышается на) 0,5 процентных пункта;

- процентная ставка по вкладу (в зависимости от валюты вклада, условий досрочного расторжения договора вклада, наличия у клиента любого действующего срочного вклада, кроме «АК БАРС 5 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус», |«Успешное решение»: в рублях РФ от 14 до 16,5 % годовых, в долларах США и евро от 7,2 % до 9,7 % годовых);

- порядок начисления и выплаты процентов по вкладу (в конце срока вклада);

- возможность досрочного востребования суммы вклада (предусмотрена, при этом проценты выплачиваются за фактический срок размещения вклада согласно шкале процентных ставок).

В опубликованной рекламе содержится только часть условий оказания рекламируемой в ней банковской услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, это возможность пополнения вклада и указание на то, что если u1085 на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» клиент имеет в ОАО «АК БАРС» БАНК любой действующий срочный вклад, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный» или «Ваш бонус», процентная ставка по этому депозиту повышается. Иных условий оказания рекламируемой услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица указанная реклама не содержит.

Таким образом, суд полагает, что в распространенной на 38 странице рекламного издания рекламно-информационного журнала «Сферы. Великий Новгород» 2009 № 4 - рекламе финансовой услуги имеются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в умалчивании в рекламе банковской услуги, содержащей часть условий ее оказания, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, информации об иных условиях оказания данной услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является Банк.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все доказательства по делу, суд полагает, что решение, вынесенное Управлением 06.05.2010 г. является законным и обоснованным.

Суд находит необоснованной ссылку Банка на применение Справки о требованиях, предъявляемых к рекламе услуг по предоставлению кредитов, утвержденную Экспертным советом по защите конкуренции u1085 на рынке финансовых услуг от 04.10.2007 г., поскольку данные требования применимы к рекламе услуг по предоставлению кредитов, а не банковских вкладов.

Исходя из изложенного, проверив решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области на соответствие Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления акционерного коммерческого банка «АК БАРС» БАНК (открытое акционерное общество) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 06.05.2010 г. - отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья

<….>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-2891/2010

Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 06 сентября 2010 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи ,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи >,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

акционерного коммерческого банка "АК БАРС" БАНК (открытое акционерное общество)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области

заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Сфера»

о признании незаконным решения от 06.05.2010 г.

при участии:

от Банка: – представителя по доверенности;

от Управления: – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения заказов и рекламы по доверенности;

от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом

установил:

Акционерный коммерческий банк "АК БАРС" БАНК (открытое акционерное общество) (далее Банк) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене в полном объеме решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 06.05.2010 г. по делу № 12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В предварительном судебном заседании Банк уточнил заявленные требования в соответствии с главой 24 АПК РФ, просил признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее Управление) от 06.05.2010 года как несоответствующее пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

В судебном заседании Банк поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, по существу пояснив, что решением от 06.05.2010 года Управлением реклама банковской услуги Банка по привлечению денежных средств во вклады признана ненадлежащей в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, Банку выдано предписание об устранении указанных нарушений.

Банк не согласен с вынесенным решением по следующим основаниям:

В рекламно-информационном журнале «Сферы. Великий Новгород» 2009 года № 4 размещена реклама банковского вклада «Успешное решение». В данной рекламе Управление усмотрело наличие 2 условий, которые могут повлиять на сумму доходов или расходов клиентов, которые могут воспользоваться данной услугой: это возможность пополнения суммы вклада и, если на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» клиент имеет в Банке любой срочный действующий вклад, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный» или «Ваш бонус», процентная ставка по этому депозиту повышается.

Банк полагает, что указанные условия не относятся к условиям, влияющим на сумму доходов лиц воспользовавшихся данной услугой и просит признать решение незаконным.

Понятие «вклад» в соответствии со статьей 834 ГК РФ предполагает получение потенциальным вкладчиком дохода. Поэтому указание на то, что сумма вклада может быть пополнена вкладчиком в течение срока действия договора не является условием, влияющим на сумму дохода, поскольку реклама не должна содержать всей информации по услуге, а должна формировать интерес потенциальных вкладчиков к данной услуге Банка.

В пункте 3.4 типовой формы договора по вкладу «Успешное решение» указано, что сумма вклада может быть пополнена, при этом процентная ставка остается неизменной. Пополнение вклада, как и само действие по передаче вклада вкладчиком Банку, зависит от воли самого вкладчика. Наличие указанного условия в рекламе не искажает смысл информации, не вводит в заблуждение потребителей рекламы и не влияет на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица.

Кроме того, Экспертным советом по защите конкуренции на рынке финансовых услуг 04.10.2007 года протоколом № 16 была утверждена справка о требованиях, предъявляемых к рекламе услуг по предоставлению кредитов в соответствии с Законом о рекламе, в соответствии с которой в случае, если в рекламе кредитов указывается минимальное u1080 или максимальное значение суммы или срока кредита или выражение «от» и «до» и процентная ставка, включая дополнительные платежи и комиссии, не меняет своего значения при указанных в рекламе сумме или сроке, в данном случае сумма или срок кредита не являются условиями, влияющими на стоимость кредита для заемщика и указание всех условий договора, определяющих стоимость кредита для заемщика и влияющих на него, не является обязательным. Также данной справкой условие о возможности возобновления кредитной линии не отнесены к условиям кредитного договора, влияющим на сумму расходов, которые понесут получившие кредит лица.

Таким образом, применяя данные требования по аналогии к такой финансовой услуге как банковский вклад условие о пополнении суммы вклада нельзя отнести к условиям, влияющим на сумму дохода.

В рекламном издании «Сферы. Великий Новгород» на стр. 38 в рекламе банковского вклада «Успешное решение» указано, что в случае, если на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» клиент имеет в ОАО «АК БАРС» БАНК другой действующий срочный вклад кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус», процентная ставка по этому депозиту повышается.

Как следует из пунктов 1.6, 1.8 типового договора банковского срочного вклада категория «Успешное решение» по указанным в названной публикации повышениям процентной ставки для клиентов, имеющих в банке действующий срочный депозит, является изначальной, то есть при заключении договора банковского вклада устанавливается процентная ставка на 0,5% выше процентной ставки, предусмотренной для клиентов, которые не имеют срочного депозита в Банке.

Таким образом, повышенная процентная ставка устанавливается при заключении договора банковского вклада и остается неизменной в течение всего срока действия договора, то есть уровень дохода вкладчика, имеющего действующий срочный депозит в Банке, также как и для остальных вкладчиков устанавливается при заключении договора банковского вклада и не изменяется в течение всего срока действия договора. Следовательно, в указанной публикации слово «повышение процентной ставки по депозиту» не обуславливает и не может обусловить уровень дохода клиента по заключению договора вклада.

К условиям, влияющим на сумму дохода, могут быть отнесены условия с конкретным значением. В данной рекламе нет конкретных значений и потенциальный вкладчик понимает, что получит доход, но конкретную сумму дохода определить не сможет. Таким образом, условия, позволяющие вкладчику определить доход, в рекламе обозначены не были. Следовательно, указанные условия не относятся к условиям, влияющим на сумму дохода и в целом Банк полагает, что реклама вклада «Успешное решение» является надлежащей и не противоречит статье 28 Закона о рекламе.

Представитель Управления требования Банка не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, по существу пояснив, что к рекламе финансовых услуг предъявляется обязательное требование о том, что реклама, если в ней содержится хотя бы одно условие, которое влияет на возможные доходы или расходы потенциального клиента, должна содержать и все иные условия указанной финансовой услуги, чтобы не вводить потребителя рекламы в заблуждение относительно выгодности или затрат услуги.

В данном случае была размещена реклама финансовой услуги вклада «Успешное решение» ОАО «АК БАРС» БАНК, в которой содержалось 2 условия, влияющие на потенциальные доходы вкладчика:

- условие о пополнении вклада;

- условие о том, что в случае наличия на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» в ОАО «АК БАРС» БАНК другого действующего срочного вклада, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус» процентная ставка по этому депозиту повышается.

Так условие о возможности пополнения вклада предоставляет вкладчику право по своему желанию увеличить сумму вклада, что повлияет на доходы вкладчика, поскольку с момента пополнения вклада проценты будут начисляться от повышенной суммы вклада.

Условие о повышении процентной ставки по вкладу «Успешное решение» для клиентов, имеющих на дату заключения договора по вкладу действующий другой срочный вклад в Банке, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус», «Успешное решение» также влияет на доходы вкладчика. Кроме того, в самой рекламе прямо указывается, что «так можно приумножить доход». Таким образом, Банк в своей рекламе акцентирует внимание на положительных сторонах финансовой услуги, при этом умалчивает о других условиях вклада, что является нарушением статьи 28 Закона о рекламе.

Общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Сфера», привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Банка.

Как установлено в судебном заседании, Управлением осуществлена проверка рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

В результате проверки установлено, что в рекламном издании рекламно-информационном журнале «Сферы. Великий Новгород» 2009 № 4 на 38 странице распространена информация под заголовком «Принимать верные решения - это наука. Формула успеха ОАО «АК БАРС» БАНК».

Вышеуказанная информация содержит сведения о предлагаемом ОАО «АК БАРС» БАНК банковском "вкладе «Успешное решение», в частности, указывается следующее: «Вклад «Успешное решение» - срочный пополняемый депозит. Он действует с 1 сентября 2009 года до 30 января 2010 года включительно. Валюта, принимаемая по вкладу - рубль,

доллар (USD) и евро (EUR) ... В случае, если на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» клиент имеет в ОАО «АК БАРС» БАНК любой действующий срочный вклад, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный» или «Ваш бонус», процентная ставка по этому депозиту повышается. Так можно приумножить доход».

Усмотрев в действиях Банка признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламеu187 » Управление вынесло определение о возбуждении дела № 12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела комиссия Управления вынесла решение от 06.05.2010 г., в соответствии с которым реклама банковской услуги Банка по привлечению денежных средств во вклады, распространенная на 38 странице рекламного издания – рекламно-информационного журнала «Сферы Великий Новгород» 2009 № 4 признана ненадлежащей. Банку выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Не согласившись с принятым Управлением решением Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе) определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается (часть 1 названной статьи).

Реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции); от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, вышеуказанная информация под заголовком «Принимать верные решения - это наука. Формула успеха ОАО «АК БАРС» БАНК» представляет собой рекламу, финансовой услуги - банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады.

В соответствии со статьей 28 Закона о рекламе, определяющей условия рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг, данная реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 названной статьи).

Поскольку спорная реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Как установлено в судебном заседании из опубликованной информации в рекламно-информационном журнале «Сферы. Великий Новгород» 2009 года № 4 следует, что в указанной рекламе банковской услуги содержится информация о банковском вкладе «Успешное решение».

Согласно представленным типовой форме Договора банковского срочного вклада категории «Успешное решение» и Условиям срочного банковского вклада «Успешное решение» рекламируемая банковская услуга содержит следующие условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица:

- срок вклада (744 дня);

- минимальная сумма вклада (50000 рублей РФ, 2000 долларов США, 2000 евро);

- возможность пополнения вклада (предусмотрена, при этом возможность пополнения прекращается за 186 дней до окончания срока вклада); - возможность пролонгации договора вклада (не предусмотрена);

- в случае если на дату заключения договора по вкладу клиент имеет любой! действующий срочный вклад, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус», «Успешное решение», процентная ставка повышается на) 0,5 процентных пункта;

- процентная ставка по вкладу (в зависимости от валюты вклада, условий досрочного расторжения договора вклада, наличия у клиента любого действующего срочного вклада, кроме «АК БАРС 5 лет», «АК БАРС Юбилейный», «Ваш бонус», |«Успешное решение»: в рублях РФ от 14 до 16,5 % годовых, в долларах США и евро от 7,2 % до 9,7 % годовых);

- порядок начисления и выплаты процентов по вкладу (в конце срока вклада);

- возможность досрочного востребования суммы вклада (предусмотрена, при этом проценты выплачиваются за фактический срок размещения вклада согласно шкале процентных ставок).

В опубликованной рекламе содержится только часть условий оказания рекламируемой в ней банковской услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, это возможность пополнения вклада и указание на то, что если u1085 на дату заключения договора по вкладу «Успешное решение» клиент имеет в ОАО «АК БАРС» БАНК любой действующий срочный вклад, кроме депозитов «АК БАРС 15 лет», «АК БАРС Юбилейный» или «Ваш бонус», процентная ставка по этому депозиту повышается. Иных условий оказания рекламируемой услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица указанная реклама не содержит.

Таким образом, суд полагает, что в распространенной на 38 странице рекламного издания рекламно-информационного журнала «Сферы. Великий Новгород» 2009 № 4 - рекламе финансовой услуги имеются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в умалчивании в рекламе банковской услуги, содержащей часть условий ее оказания, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, информации об иных условиях оказания данной услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является Банк.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все доказательства по делу, суд полагает, что решение, вынесенное Управлением 06.05.2010 г. является законным и обоснованным.

Суд находит необоснованной ссылку Банка на применение Справки о требованиях, предъявляемых к рекламе услуг по предоставлению кредитов, утвержденную Экспертным советом по защите конкуренции u1085 на рынке финансовых услуг от 04.10.2007 г., поскольку данные требования применимы к рекламе услуг по предоставлению кредитов, а не банковских вкладов.

Исходя из изложенного, проверив решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области на соответствие Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления акционерного коммерческого банка «АК БАРС» БАНК (открытое акционерное общество) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 06.05.2010 г. - отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья

.>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Новгородской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению акционерного коммерческого банка "АК БАРС" БАНК (открытое акционерное общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Сфера» о признании незаконным решения от 06.05.2010 г. при участии: от Банка: <….> – представителя по доверенности; от Управления: <….> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения заказов и рекламы по доверенности; от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом установил:

[format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Новгородской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению акционерного коммерческого банка "АК БАРС" БАНК (открытое акционерное общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Сфера» о признании незаконным решения от 06.05.2010 г. при участии: от Банка: – представителя по доверенности; от Управления: – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения заказов и рекламы по доверенности; от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом установил:

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы Куриков Илья Андреевич.

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.


 

Также Новгородское УФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Курирует данное направление Врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Аванесян Мигель Вячеславович.

 

 

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-09-07 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-09-07 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )