Решение по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе ОАО «Промсвязьбанк»

Дата публикации: 10 февраля 2011, 03:00

РЕШЕНИЕ

 

«01» февраля 2011 года                                                                       Великий Новгород

Исходящий № 373/03 от 10/02/2011

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <….> – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии: <….> – ведущий специалист-эксперт Управления, <…> – специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 45 от 08.12.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Открытым акционерным обществом «Промсвязьбанк» (далее – ОАО «Промсвязьбанк») в лице его Новгородского филиала (рекламы услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, распространенной на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года посредством рекламного объявления, озаглавленного: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», и содержащей признаки ненадлежащей,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО «Промсвязьбанк» – <…> (доверенность № <…> от 30.09.2010);

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (вх.. № 171 от 18.01.2011 Новгородского УФАС России) представителя заинтересованного лица – Муниципального автономного учреждения «Редакция газеты «Новгород»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проверки специалистами Новгородского УФАС России рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в периодическом печатном издании – газете «Новгород» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному Федеральному округу ПИ  № ФС2-8595 от 10 мая 2007 года) № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года на 4 странице распространено рекламное объявление под заголовком «Промсвязьбанк: новые принципы работы», в котором содержалось следующее сообщение: «Процентные ставки для корпоративных клиентов – от 7, 75 % годовых. *Ставка не является фиксированной и зависит от срока и суммы кредитования».

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Таким образом, в указанном объявлении речь идёт о финансовой услуге – банковской услуге по предоставлению кредита корпоративным клиентам.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

В силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Как следует из письма Муниципального автономного учреждения «Редакция газеты «Новгород» (далее – МАУ «Редакция газеты «Новгород») исх. № 172 от 25.11.2010 и приложенных к нему документов (оригинал-макета вышеуказанного рекламного объявления, распечатки электронного письма-заявки, договора на изготовление и (или) размещение рекламы в газете «Новгород» с ОАО «Промсвязьбанк», копии макета с отметкой банка о согласовании статьи, копии счёта об оплате № 2237 от 11.11.2010, копии платёжного поручения № 923 от 13.11.2010), рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ОАО «Промсвязьбанк» в лице Новгородского филиала. 

Как следует из письма Новгородского филиала Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» исх. № 3538 от 30.11.2010 и приложенных к нему документов (копии типовой формы кредитного договора, копии типовой формы кредитного договора об открытии кредитной линии с установленным лимитом выдачи, копии типовой формы кредитного договора об открытии кредитной линии с установленным лимитом задолженности, копии типовой формы соглашения о предоставлении кредита в форме «овердрафт» с плавающим лимитом, копии типовой формы соглашения о предоставлении кредита в форме «овердрафт» с фиксированным лимитом), условия кредитования юридических лиц не являются типовыми. Ставка в каждом конкретном случае устанавливается уполномоченным органом банка при рассмотрении вопроса о кредитовании юридического лица с учётом сроков и объёмов кредитования, о чём указано в сноске к рассматриваемому рекламному объявлению, а также исходя из результатов финансового анализа и кредитной истории предполагаемого заёмщика и предоставляемого им обеспечения по кредиту. Допустимая нижняя граница кредитной ставки, о которой идёт речь в рассматриваемом рекламном объявлении, обусловлена официальной ставкой рефинансирования Банка России.

В свою очередь, согласно типовым формам договоров и соглашений, представленных Новгородским филиалом ОАО «Промсвязьбанк», рекламируемая банковская услуга, связанная с предоставлением кредитов корпоративным клиентам, кроме указанной в рассматриваемом рекламном объявлении процентной ставки от 7,75 % годовых, содержит следующие условия (перечень не исчерпывающий), определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее,: валюта кредита; размер комиссии за предоставление кредита, за сопровождение кредита; наличие обеспечения исполнения обязательств заёмщика; возможность одностороннего изменения кредитором размера процентной ставки и т.д. Также данная реклама не содержит информации о том, что то или иное условие предоставления, пользования кредитом или его погашения может быть изменено по решению уполномоченного органа банка.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама услуг, связанных с  представлением кредитов корпоративным клиентам, содержащая только одно условие (процентную ставку), направленное на формирование у неопределённого круга лиц желания воспользоваться такой услугой, которое является привлекательной для такого круга лиц, не содержит существенной информации, что может обмануть ожидания, сформированные у таких лиц данной рекламой.

Таким образом, в распространенном на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года рекламном объявлении, озаглавленном: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», содержащем рекламу услуг, связанных с предоставлением кредитов корпоративным клиентам, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ОАО «Промсвязьбанк», имеются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе части существенной информации об услуге, и признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе, связанной с предоставлением, пользованием и погашением кредитом, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость (процентную ставку от 7,75 % годовых), всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

До рассмотрения дела ОАО «Промсвязьбанк» в лице его Новгородского филиала были представлены письменные объяснения исх. № 3803 от 21.12.2010 и исх. № 3864 от 28.12.2010, из которых следует, что, по мнению ОАО «Промсвязьбанк», считает, что в его действиях отсутствуют нарушения Закона о рекламе, так как в рассматриваемой рекламе отсутствует определённый товар, который должен иметь конкретные условия его приобретения и использования.

О месте и времени рассмотрения дела ОАО «Промсвязьбанк» было надлежащим образом уведомлено (вх. № 171 от 18.01.2011 Новгородского УФАС России). На рассмотрении дела представитель ОАО «Промсвязьбанк» поддержала представленные ранее письменные объяснения в полном объёме.

Заинтересованным лицом – МАУ «Редакция газеты «Новгород» – было заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия (исх.. № 198 от 22.12.2010 Новгородского УФАС России), которое Комиссией по рассмотрению дела было удовлетворено.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ОАО «Промсвязьбанк», оценив приведённые доводы, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

Довод ОАО «Промсвязьбанк» о том, что в данной рекламе отсутствует объект рекламирования (товар), является несостоятельным по следующим основаниям.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).

В данном случае объектом рекламирования выступает определённый товар - услуга по представлению кредитов для корпоративных клиенток, оказываемая ОАО «Промсвязьбанк».

Следовательно, невозможно говорить о том, что в данной рекламе отсутствует определённый объект рекламирования (товар).

Таким образом, в распространенном на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года рекламном объявлении, озаглавленном: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», содержащем рекламу услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ОАО «Промсвязьбанк», имеется нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе части существенной информации об услуге, и нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе, связанной с предоставлением, пользованием и погашением кредитом, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость (процентную ставку от 7,75 % годовых), всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание и осуществившего изготовление рассматриваемой рекламы, т.е. её рекламодателя и рекламопроизводителя – ОАО «Промсвязьбанк».

На момент рассмотрения дела в Новгородском УФАС России отсутствуют доказательства того, что распространение рассматриваемой рекламы прекращено.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, распространенную на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года посредством рекламного объявления, озаглавленного: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ОАО «Промсвязьбанк» в лице Новгородского филиала, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ОАО «Промсвязьбанк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение изготовлено в полном объеме ­­10 февраля 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6370 [uid] => 1 [title] => Решение по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе ОАО «Промсвязьбанк» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6370 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

«01» февраля 2011 года                                                                       Великий Новгород

Исходящий № 373/03 от 10/02/2011

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <….> – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии: <….> – ведущий специалист-эксперт Управления, <…> – специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 45 от 08.12.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Открытым акционерным обществом «Промсвязьбанк» (далее – ОАО «Промсвязьбанк») в лице его Новгородского филиала (рекламы услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, распространенной на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года посредством рекламного объявления, озаглавленного: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», и содержащей признаки ненадлежащей,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО «Промсвязьбанк» – <…> (доверенность № <…> от 30.09.2010);

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (вх.. № 171 от 18.01.2011 Новгородского УФАС России) представителя заинтересованного лица – Муниципального автономного учреждения «Редакция газеты «Новгород»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проверки специалистами Новгородского УФАС России рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в периодическом печатном издании – газете «Новгород» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному Федеральному округу ПИ  № ФС2-8595 от 10 мая 2007 года) № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года на 4 странице распространено рекламное объявление под заголовком «Промсвязьбанк: новые принципы работы», в котором содержалось следующее сообщение: «Процентные ставки для корпоративных клиентов – от 7, 75 % годовых. *Ставка не является фиксированной и зависит от срока и суммы кредитования».

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Таким образом, в указанном объявлении речь идёт о финансовой услуге – банковской услуге по предоставлению кредита корпоративным клиентам.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

В силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Как следует из письма Муниципального автономного учреждения «Редакция газеты «Новгород» (далее – МАУ «Редакция газеты «Новгород») исх. № 172 от 25.11.2010 и приложенных к нему документов (оригинал-макета вышеуказанного рекламного объявления, распечатки электронного письма-заявки, договора на изготовление и (или) размещение рекламы в газете «Новгород» с ОАО «Промсвязьбанк», копии макета с отметкой банка о согласовании статьи, копии счёта об оплате № 2237 от 11.11.2010, копии платёжного поручения № 923 от 13.11.2010), рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ОАО «Промсвязьбанк» в лице Новгородского филиала. 

Как следует из письма Новгородского филиала Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» исх. № 3538 от 30.11.2010 и приложенных к нему документов (копии типовой формы кредитного договора, копии типовой формы кредитного договора об открытии кредитной линии с установленным лимитом выдачи, копии типовой формы кредитного договора об открытии кредитной линии с установленным лимитом задолженности, копии типовой формы соглашения о предоставлении кредита в форме «овердрафт» с плавающим лимитом, копии типовой формы соглашения о предоставлении кредита в форме «овердрафт» с фиксированным лимитом), условия кредитования юридических лиц не являются типовыми. Ставка в каждом конкретном случае устанавливается уполномоченным органом банка при рассмотрении вопроса о кредитовании юридического лица с учётом сроков и объёмов кредитования, о чём указано в сноске к рассматриваемому рекламному объявлению, а также исходя из результатов финансового анализа и кредитной истории предполагаемого заёмщика и предоставляемого им обеспечения по кредиту. Допустимая нижняя граница кредитной ставки, о которой идёт речь в рассматриваемом рекламном объявлении, обусловлена официальной ставкой рефинансирования Банка России.

В свою очередь, согласно типовым формам договоров и соглашений, представленных Новгородским филиалом ОАО «Промсвязьбанк», рекламируемая банковская услуга, связанная с предоставлением кредитов корпоративным клиентам, кроме указанной в рассматриваемом рекламном объявлении процентной ставки от 7,75 % годовых, содержит следующие условия (перечень не исчерпывающий), определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее,: валюта кредита; размер комиссии за предоставление кредита, за сопровождение кредита; наличие обеспечения исполнения обязательств заёмщика; возможность одностороннего изменения кредитором размера процентной ставки и т.д. Также данная реклама не содержит информации о том, что то или иное условие предоставления, пользования кредитом или его погашения может быть изменено по решению уполномоченного органа банка.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама услуг, связанных с  представлением кредитов корпоративным клиентам, содержащая только одно условие (процентную ставку), направленное на формирование у неопределённого круга лиц желания воспользоваться такой услугой, которое является привлекательной для такого круга лиц, не содержит существенной информации, что может обмануть ожидания, сформированные у таких лиц данной рекламой.

Таким образом, в распространенном на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года рекламном объявлении, озаглавленном: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», содержащем рекламу услуг, связанных с предоставлением кредитов корпоративным клиентам, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ОАО «Промсвязьбанк», имеются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе части существенной информации об услуге, и признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе, связанной с предоставлением, пользованием и погашением кредитом, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость (процентную ставку от 7,75 % годовых), всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

До рассмотрения дела ОАО «Промсвязьбанк» в лице его Новгородского филиала были представлены письменные объяснения исх. № 3803 от 21.12.2010 и исх. № 3864 от 28.12.2010, из которых следует, что, по мнению ОАО «Промсвязьбанк», считает, что в его действиях отсутствуют нарушения Закона о рекламе, так как в рассматриваемой рекламе отсутствует определённый товар, который должен иметь конкретные условия его приобретения и использования.

О месте и времени рассмотрения дела ОАО «Промсвязьбанк» было надлежащим образом уведомлено (вх. № 171 от 18.01.2011 Новгородского УФАС России). На рассмотрении дела представитель ОАО «Промсвязьбанк» поддержала представленные ранее письменные объяснения в полном объёме.

Заинтересованным лицом – МАУ «Редакция газеты «Новгород» – было заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия (исх.. № 198 от 22.12.2010 Новгородского УФАС России), которое Комиссией по рассмотрению дела было удовлетворено.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ОАО «Промсвязьбанк», оценив приведённые доводы, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

Довод ОАО «Промсвязьбанк» о том, что в данной рекламе отсутствует объект рекламирования (товар), является несостоятельным по следующим основаниям.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).

В данном случае объектом рекламирования выступает определённый товар - услуга по представлению кредитов для корпоративных клиенток, оказываемая ОАО «Промсвязьбанк».

Следовательно, невозможно говорить о том, что в данной рекламе отсутствует определённый объект рекламирования (товар).

Таким образом, в распространенном на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года рекламном объявлении, озаглавленном: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», содержащем рекламу услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ОАО «Промсвязьбанк», имеется нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе части существенной информации об услуге, и нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе, связанной с предоставлением, пользованием и погашением кредитом, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость (процентную ставку от 7,75 % годовых), всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание и осуществившего изготовление рассматриваемой рекламы, т.е. её рекламодателя и рекламопроизводителя – ОАО «Промсвязьбанк».

На момент рассмотрения дела в Новгородском УФАС России отсутствуют доказательства того, что распространение рассматриваемой рекламы прекращено.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, распространенную на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года посредством рекламного объявления, озаглавленного: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ОАО «Промсвязьбанк» в лице Новгородского филиала, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ОАО «Промсвязьбанк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение изготовлено в полном объеме ­­10 февраля 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

«01» февраля 2011 года                                                                       Великий Новгород

Исходящий № 373/03 от 10/02/2011

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <….> – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии: <….> – ведущий специалист-эксперт Управления, <…> – специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 45 от 08.12.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Открытым акционерным обществом «Промсвязьбанк» (далее – ОАО «Промсвязьбанк») в лице его Новгородского филиала (рекламы услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, распространенной на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года посредством рекламного объявления, озаглавленного: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», и содержащей признаки ненадлежащей,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО «Промсвязьбанк» – <…> (доверенность № <…> от 30.09.2010);

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (вх.. № 171 от 18.01.2011 Новгородского УФАС России) представителя заинтересованного лица – Муниципального автономного учреждения «Редакция газеты «Новгород»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проверки специалистами Новгородского УФАС России рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в периодическом печатном издании – газете «Новгород» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному Федеральному округу ПИ  № ФС2-8595 от 10 мая 2007 года) № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года на 4 странице распространено рекламное объявление под заголовком «Промсвязьбанк: новые принципы работы», в котором содержалось следующее сообщение: «Процентные ставки для корпоративных клиентов – от 7, 75 % годовых. *Ставка не является фиксированной и зависит от срока и суммы кредитования».

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Таким образом, в указанном объявлении речь идёт о финансовой услуге – банковской услуге по предоставлению кредита корпоративным клиентам.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

В силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Как следует из письма Муниципального автономного учреждения «Редакция газеты «Новгород» (далее – МАУ «Редакция газеты «Новгород») исх. № 172 от 25.11.2010 и приложенных к нему документов (оригинал-макета вышеуказанного рекламного объявления, распечатки электронного письма-заявки, договора на изготовление и (или) размещение рекламы в газете «Новгород» с ОАО «Промсвязьбанк», копии макета с отметкой банка о согласовании статьи, копии счёта об оплате № 2237 от 11.11.2010, копии платёжного поручения № 923 от 13.11.2010), рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ОАО «Промсвязьбанк» в лице Новгородского филиала. 

Как следует из письма Новгородского филиала Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» исх. № 3538 от 30.11.2010 и приложенных к нему документов (копии типовой формы кредитного договора, копии типовой формы кредитного договора об открытии кредитной линии с установленным лимитом выдачи, копии типовой формы кредитного договора об открытии кредитной линии с установленным лимитом задолженности, копии типовой формы соглашения о предоставлении кредита в форме «овердрафт» с плавающим лимитом, копии типовой формы соглашения о предоставлении кредита в форме «овердрафт» с фиксированным лимитом), условия кредитования юридических лиц не являются типовыми. Ставка в каждом конкретном случае устанавливается уполномоченным органом банка при рассмотрении вопроса о кредитовании юридического лица с учётом сроков и объёмов кредитования, о чём указано в сноске к рассматриваемому рекламному объявлению, а также исходя из результатов финансового анализа и кредитной истории предполагаемого заёмщика и предоставляемого им обеспечения по кредиту. Допустимая нижняя граница кредитной ставки, о которой идёт речь в рассматриваемом рекламном объявлении, обусловлена официальной ставкой рефинансирования Банка России.

В свою очередь, согласно типовым формам договоров и соглашений, представленных Новгородским филиалом ОАО «Промсвязьбанк», рекламируемая банковская услуга, связанная с предоставлением кредитов корпоративным клиентам, кроме указанной в рассматриваемом рекламном объявлении процентной ставки от 7,75 % годовых, содержит следующие условия (перечень не исчерпывающий), определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее,: валюта кредита; размер комиссии за предоставление кредита, за сопровождение кредита; наличие обеспечения исполнения обязательств заёмщика; возможность одностороннего изменения кредитором размера процентной ставки и т.д. Также данная реклама не содержит информации о том, что то или иное условие предоставления, пользования кредитом или его погашения может быть изменено по решению уполномоченного органа банка.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама услуг, связанных с  представлением кредитов корпоративным клиентам, содержащая только одно условие (процентную ставку), направленное на формирование у неопределённого круга лиц желания воспользоваться такой услугой, которое является привлекательной для такого круга лиц, не содержит существенной информации, что может обмануть ожидания, сформированные у таких лиц данной рекламой.

Таким образом, в распространенном на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года рекламном объявлении, озаглавленном: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», содержащем рекламу услуг, связанных с предоставлением кредитов корпоративным клиентам, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ОАО «Промсвязьбанк», имеются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе части существенной информации об услуге, и признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе, связанной с предоставлением, пользованием и погашением кредитом, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость (процентную ставку от 7,75 % годовых), всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

До рассмотрения дела ОАО «Промсвязьбанк» в лице его Новгородского филиала были представлены письменные объяснения исх. № 3803 от 21.12.2010 и исх. № 3864 от 28.12.2010, из которых следует, что, по мнению ОАО «Промсвязьбанк», считает, что в его действиях отсутствуют нарушения Закона о рекламе, так как в рассматриваемой рекламе отсутствует определённый товар, который должен иметь конкретные условия его приобретения и использования.

О месте и времени рассмотрения дела ОАО «Промсвязьбанк» было надлежащим образом уведомлено (вх. № 171 от 18.01.2011 Новгородского УФАС России). На рассмотрении дела представитель ОАО «Промсвязьбанк» поддержала представленные ранее письменные объяснения в полном объёме.

Заинтересованным лицом – МАУ «Редакция газеты «Новгород» – было заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия (исх.. № 198 от 22.12.2010 Новгородского УФАС России), которое Комиссией по рассмотрению дела было удовлетворено.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ОАО «Промсвязьбанк», оценив приведённые доводы, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

Довод ОАО «Промсвязьбанк» о том, что в данной рекламе отсутствует объект рекламирования (товар), является несостоятельным по следующим основаниям.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).

В данном случае объектом рекламирования выступает определённый товар - услуга по представлению кредитов для корпоративных клиенток, оказываемая ОАО «Промсвязьбанк».

Следовательно, невозможно говорить о том, что в данной рекламе отсутствует определённый объект рекламирования (товар).

Таким образом, в распространенном на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года рекламном объявлении, озаглавленном: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», содержащем рекламу услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ОАО «Промсвязьбанк», имеется нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе части существенной информации об услуге, и нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе, связанной с предоставлением, пользованием и погашением кредитом, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость (процентную ставку от 7,75 % годовых), всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание и осуществившего изготовление рассматриваемой рекламы, т.е. её рекламодателя и рекламопроизводителя – ОАО «Промсвязьбанк».

На момент рассмотрения дела в Новгородском УФАС России отсутствуют доказательства того, что распространение рассматриваемой рекламы прекращено.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, распространенную на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года посредством рекламного объявления, озаглавленного: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ОАО «Промсвязьбанк» в лице Новгородского филиала, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ОАО «Промсвязьбанк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение изготовлено в полном объеме ­­10 февраля 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрела дело № 45 от 08.12.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Открытым акционерным обществом «Промсвязьбанк» (далее – ОАО «Промсвязьбанк») в лице его Новгородского филиала (рекламы услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, распространенной на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года посредством рекламного объявления, озаглавленного: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», и содержащей признаки ненадлежащей,

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрела дело № 45 от 08.12.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Открытым акционерным обществом «Промсвязьбанк» (далее – ОАО «Промсвязьбанк») в лице его Новгородского филиала (рекламы услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, распространенной на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года посредством рекламного объявления, озаглавленного: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», и содержащей признаки ненадлежащей,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы Куриков Илья Андреевич.

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.


 

Также Новгородское УФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Курирует данное направление Врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Аванесян Мигель Вячеславович.

 

 

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-02-10 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-02-10 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )