Решение по результатам рассмотрения дела по факту распространения ООО "Ритек" рекламы финансовой услуги

Дата публикации: 26 февраля 2010, 03:00
РЕШЕНИЕ
 
«25» февраля 2010 года                                                                       Великий Новгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <....>;
члены Комиссии: <....>,
рассмотрев дело № 1 от 20.01.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Ритек» (далее – ООО «Ритек») рекламы финансовой услуги – кредита, размещённой на 4 странице рекламного каталога под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода и содержащей признаки ненадлежащей,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Ритек» – <....>,
 
УСТАНОВИЛА:
 
 В ходе мониторинга специалистами Новгородского УФАС России рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что на 4 странице рекламного каталога под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода, рекламируется финансовая услуга – кредит.
Услуга по предоставлению кредита является финансовой услугой в силу статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 которой финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
           Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
   В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как следует из письма ООО «Ритек» исх. № 4148 от 29.12.2009, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Ритек». Форма распространения – рекламный буклет (далее по тексту).
Как следует из письма ООО «Ритек» исх. № 125 от 12.01.2010 и приложенных к нему документов (копии договора №ПК-Т-6306-08 от 24.11.2008, копии договора № АП19/62 от 01.11.2007, копии договора о сотрудничестве № 43-01/08 от 26.06.2008, копии соглашения № 02/02-09 ВН от 09.02.2009), кредитование потребителей в период распространения данного рекламного буклета осуществлялось следующими организациями: Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» (далее - ОАО «ОТП Банк»), Обществом с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (далее – ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»), Открытым акционерным обществом АКБ «Росбанк» (далее – ОАО АКБ «Росбанк»), Обществом с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк» (далее – ООО «Русфинанс Банк»).  
Следовательно, в соответствии с требованиями части 1 статьи 28 Закона о рекламе рассматриваемый рекламный буклет с содержащимися в нём данными о предоставлении финансовой услуги – кредита - должен был содержать наименования лиц, ее оказывающих – ОАО «ОТП Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО АКБ «Росбанк», ООО «Русфинанс Банк».
Срок рассмотрение дела № 1 от 20.01.2010 был продлён Определением о продлении срока рассмотрения дела в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств(исх. № 567/03 от 11.02.2010 Новгородского УФАС России). Данным определением рассмотрение дела было назначено на 25.02.2010 в 14 часов 30 минут.
В процессе подготовки к рассмотрению дела № 1 от 20.01.2010 на основании приказа Новгородского УФАС России от 17.02.2010 № 13 инспекцией Новгородского УФАС России была проведена выездная проверка распространения наружной рекламы (щитов, перетяжек, стендов, плакатов) на территории Великого Новгорода на предмет соблюдения требований Закона о рекламе, в том числе по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39, магазин «Эксперт» ООО «Ритек». Проверка осуществлялась с применением фотоаппарата.
В результате проверки и анализа полученных фотоснимков установлено, что  на рекламной конструкции (наружной рекламе) ООО «Ритек», расположенной по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39 распространена реклама следующего содержания: «Эксперт. Лучшее из возможного. Выгодное кредитование». Данная реклама финансовой услуги – кредита - также не содержала наименований лиц, её оказывающих - ОАО «ОТП Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО АКБ «Росбанк», ООО «Русфинанс Банк».
Как следует из письма ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (исх. № 1-4-4-7/1065 от 25.02.2010), за период с 01.12.2009 по 31.01.2010 ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» заключено 407 (четыреста семь) договоров о предоставлении кредитов заёмщикам, приобретающим товары в ООО «Ритек».
Как следует из письма ОАО АКБ «Росбанк» (исх. № 80-54-10/244 от 25.02.2010), за период с 01.12.2009 по 31.01.2010 между ОАО АКБ «Росбанк» и физическими лицами в рамках потребительского кредитования было заключено 374 (триста семьдесят четыре) договора.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ООО «Ритек» по доверенности – Кирсанова Л.А., о месте и времени рассмотрения дела № 1 от 20.01.2010 ООО «Ритек» надлежащим образом уведомлено (вх. № 838 от 17.02.2010 Новгородского УФАС России). Ею в полном объёме были поддержаны представленные ранее письменные объяснения ООО «Ритек», из которых следует, что информация о предоставлении финансовой услуги – кредита, содержащаяся в рассматриваемом рекламном буклете, носит навигационный характер, позволяющий потребителю легко найти рабочее место специалиста организации, оказывающей услуги кредитования. Также ей было заявлено ходатайство о назначении лингвистической экспертизы (вх. № 976 от 25.02.2010 Новгородского УФАС России) словосочетания «лёгкий кредит», применительно при написании указателя местонахождения рабочих мест сотрудников банков-партнёров в магазинах «Эксперт».
Рассмотрев вышеуказанное ходатайство, Комиссия по рассмотрению дела не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.03.2006 № 36 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.05.2003 № 114» лингвистическая экспертиза это исследование продуктов речевой деятельности.
В соответствии с пунктом 12.1 перечня экспертных специальностей, по которым в Министерстве внутренних дел Российской Федерации проводится аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз (в ред. Приказа МВД от 28.12.2006 № 1098), лингвистическая экспертиза - это исследование текста письменного документа или устного высказывания с целью решения вопросов смыслового понимания.
Экспертиза является одним из способов или средств получения доказательственной информации и назначается, когда эту информацию невозможно получить иными способами. Лингвистическая экспертиза относится к классу необязательных экспертных исследований, не имеет заранее предустановленной силы и должна оцениваться наряду с иными доказательствами по делу.
В соответствии с пунктом 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, лицами, участвующими в деле, являются стороны, заинтересованные лица, эксперты, переводчики. В качестве экспертов могут быть привлечены сотрудники органов и (или) организаций, обладающие специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.
В данном случае, предмет ходатайства о проведении лингвистической экспертизы, заявленный представителем ООО «Ритек» Кирсановой Л.А., не относится к вопросам, касающимся рассматриваемого дела, не направлен на постановку решения вопросов смыслового понимания как текста рассматриваемой рекламы, так и отдельных фраз или словосочетаний. Наблюдается направленность на проведение ассоциативных линий с иной информацией, не являющейся рекламой, а именно с навигационными указателями внутри розничных магазинов «Эксперт» ООО «Ритек».
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанной рекламы, а также осуществившего её производство и распространение, т.е. её рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя – ООО «Ритек».
Следовательно, ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель – ООО «Ритек».
Исследовав материалы дела № 1 от 20.01.2010, заслушав объяснения представителя ООО «Ритек», Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В рекламе финансовой услуги - кредита, распространенной на 4 странице рекламного буклета под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода, а также на рекламной конструкции (наружной рекламе), размещённой по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является ООО «Ритек», имеется нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в ней наименований лиц, предоставляющих кредит – ОАО «ОТП Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО АКБ «Росбанк», ООО «Русфинанс Банк».
 В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги – кредита, размещённую на 4 странице рекламного буклета под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода, а также на рекламной конструкции (наружной рекламе), находящейся по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является ООО «Ритек», поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
           2. Выдать ООО «Ритек» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
           3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

Решение изготовлено в полном объеме ­­09 марта 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

stdClass Object ( [vid] => 6338 [uid] => 1 [title] => Решение по результатам рассмотрения дела по факту распространения ООО "Ритек" рекламы финансовой услуги [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6338 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
РЕШЕНИЕ
 
«25» февраля 2010 года                                                                       Великий Новгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <....>;
члены Комиссии: <....>,
рассмотрев дело № 1 от 20.01.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Ритек» (далее – ООО «Ритек») рекламы финансовой услуги – кредита, размещённой на 4 странице рекламного каталога под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода и содержащей признаки ненадлежащей,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Ритек» – <....>,
 
УСТАНОВИЛА:
 
 В ходе мониторинга специалистами Новгородского УФАС России рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что на 4 странице рекламного каталога под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода, рекламируется финансовая услуга – кредит.
Услуга по предоставлению кредита является финансовой услугой в силу статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 которой финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
           Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
   В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как следует из письма ООО «Ритек» исх. № 4148 от 29.12.2009, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Ритек». Форма распространения – рекламный буклет (далее по тексту).
Как следует из письма ООО «Ритек» исх. № 125 от 12.01.2010 и приложенных к нему документов (копии договора №ПК-Т-6306-08 от 24.11.2008, копии договора № АП19/62 от 01.11.2007, копии договора о сотрудничестве № 43-01/08 от 26.06.2008, копии соглашения № 02/02-09 ВН от 09.02.2009), кредитование потребителей в период распространения данного рекламного буклета осуществлялось следующими организациями: Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» (далее - ОАО «ОТП Банк»), Обществом с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (далее – ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»), Открытым акционерным обществом АКБ «Росбанк» (далее – ОАО АКБ «Росбанк»), Обществом с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк» (далее – ООО «Русфинанс Банк»).  
Следовательно, в соответствии с требованиями части 1 статьи 28 Закона о рекламе рассматриваемый рекламный буклет с содержащимися в нём данными о предоставлении финансовой услуги – кредита - должен был содержать наименования лиц, ее оказывающих – ОАО «ОТП Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО АКБ «Росбанк», ООО «Русфинанс Банк».
Срок рассмотрение дела № 1 от 20.01.2010 был продлён Определением о продлении срока рассмотрения дела в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств(исх. № 567/03 от 11.02.2010 Новгородского УФАС России). Данным определением рассмотрение дела было назначено на 25.02.2010 в 14 часов 30 минут.
В процессе подготовки к рассмотрению дела № 1 от 20.01.2010 на основании приказа Новгородского УФАС России от 17.02.2010 № 13 инспекцией Новгородского УФАС России была проведена выездная проверка распространения наружной рекламы (щитов, перетяжек, стендов, плакатов) на территории Великого Новгорода на предмет соблюдения требований Закона о рекламе, в том числе по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39, магазин «Эксперт» ООО «Ритек». Проверка осуществлялась с применением фотоаппарата.
В результате проверки и анализа полученных фотоснимков установлено, что  на рекламной конструкции (наружной рекламе) ООО «Ритек», расположенной по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39 распространена реклама следующего содержания: «Эксперт. Лучшее из возможного. Выгодное кредитование». Данная реклама финансовой услуги – кредита - также не содержала наименований лиц, её оказывающих - ОАО «ОТП Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО АКБ «Росбанк», ООО «Русфинанс Банк».
Как следует из письма ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (исх. № 1-4-4-7/1065 от 25.02.2010), за период с 01.12.2009 по 31.01.2010 ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» заключено 407 (четыреста семь) договоров о предоставлении кредитов заёмщикам, приобретающим товары в ООО «Ритек».
Как следует из письма ОАО АКБ «Росбанк» (исх. № 80-54-10/244 от 25.02.2010), за период с 01.12.2009 по 31.01.2010 между ОАО АКБ «Росбанк» и физическими лицами в рамках потребительского кредитования было заключено 374 (триста семьдесят четыре) договора.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ООО «Ритек» по доверенности – Кирсанова Л.А., о месте и времени рассмотрения дела № 1 от 20.01.2010 ООО «Ритек» надлежащим образом уведомлено (вх. № 838 от 17.02.2010 Новгородского УФАС России). Ею в полном объёме были поддержаны представленные ранее письменные объяснения ООО «Ритек», из которых следует, что информация о предоставлении финансовой услуги – кредита, содержащаяся в рассматриваемом рекламном буклете, носит навигационный характер, позволяющий потребителю легко найти рабочее место специалиста организации, оказывающей услуги кредитования. Также ей было заявлено ходатайство о назначении лингвистической экспертизы (вх. № 976 от 25.02.2010 Новгородского УФАС России) словосочетания «лёгкий кредит», применительно при написании указателя местонахождения рабочих мест сотрудников банков-партнёров в магазинах «Эксперт».
Рассмотрев вышеуказанное ходатайство, Комиссия по рассмотрению дела не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.03.2006 № 36 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.05.2003 № 114» лингвистическая экспертиза это исследование продуктов речевой деятельности.
В соответствии с пунктом 12.1 перечня экспертных специальностей, по которым в Министерстве внутренних дел Российской Федерации проводится аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз (в ред. Приказа МВД от 28.12.2006 № 1098), лингвистическая экспертиза - это исследование текста письменного документа или устного высказывания с целью решения вопросов смыслового понимания.
Экспертиза является одним из способов или средств получения доказательственной информации и назначается, когда эту информацию невозможно получить иными способами. Лингвистическая экспертиза относится к классу необязательных экспертных исследований, не имеет заранее предустановленной силы и должна оцениваться наряду с иными доказательствами по делу.
В соответствии с пунктом 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, лицами, участвующими в деле, являются стороны, заинтересованные лица, эксперты, переводчики. В качестве экспертов могут быть привлечены сотрудники органов и (или) организаций, обладающие специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.
В данном случае, предмет ходатайства о проведении лингвистической экспертизы, заявленный представителем ООО «Ритек» Кирсановой Л.А., не относится к вопросам, касающимся рассматриваемого дела, не направлен на постановку решения вопросов смыслового понимания как текста рассматриваемой рекламы, так и отдельных фраз или словосочетаний. Наблюдается направленность на проведение ассоциативных линий с иной информацией, не являющейся рекламой, а именно с навигационными указателями внутри розничных магазинов «Эксперт» ООО «Ритек».
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанной рекламы, а также осуществившего её производство и распространение, т.е. её рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя – ООО «Ритек».
Следовательно, ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель – ООО «Ритек».
Исследовав материалы дела № 1 от 20.01.2010, заслушав объяснения представителя ООО «Ритек», Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В рекламе финансовой услуги - кредита, распространенной на 4 странице рекламного буклета под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода, а также на рекламной конструкции (наружной рекламе), размещённой по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является ООО «Ритек», имеется нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в ней наименований лиц, предоставляющих кредит – ОАО «ОТП Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО АКБ «Росбанк», ООО «Русфинанс Банк».
 В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги – кредита, размещённую на 4 странице рекламного буклета под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода, а также на рекламной конструкции (наружной рекламе), находящейся по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является ООО «Ритек», поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
           2. Выдать ООО «Ритек» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
           3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

Решение изготовлено в полном объеме ­­09 марта 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
 
«25» февраля 2010 года                                                                       Великий Новгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <....>;
члены Комиссии: <....>,
рассмотрев дело № 1 от 20.01.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Ритек» (далее – ООО «Ритек») рекламы финансовой услуги – кредита, размещённой на 4 странице рекламного каталога под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода и содержащей признаки ненадлежащей,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Ритек» – <....>,
 
УСТАНОВИЛА:
 
 В ходе мониторинга специалистами Новгородского УФАС России рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что на 4 странице рекламного каталога под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода, рекламируется финансовая услуга – кредит.
Услуга по предоставлению кредита является финансовой услугой в силу статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 которой финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
           Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
   В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как следует из письма ООО «Ритек» исх. № 4148 от 29.12.2009, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Ритек». Форма распространения – рекламный буклет (далее по тексту).
Как следует из письма ООО «Ритек» исх. № 125 от 12.01.2010 и приложенных к нему документов (копии договора №ПК-Т-6306-08 от 24.11.2008, копии договора № АП19/62 от 01.11.2007, копии договора о сотрудничестве № 43-01/08 от 26.06.2008, копии соглашения № 02/02-09 ВН от 09.02.2009), кредитование потребителей в период распространения данного рекламного буклета осуществлялось следующими организациями: Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» (далее - ОАО «ОТП Банк»), Обществом с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (далее – ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»), Открытым акционерным обществом АКБ «Росбанк» (далее – ОАО АКБ «Росбанк»), Обществом с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк» (далее – ООО «Русфинанс Банк»).  
Следовательно, в соответствии с требованиями части 1 статьи 28 Закона о рекламе рассматриваемый рекламный буклет с содержащимися в нём данными о предоставлении финансовой услуги – кредита - должен был содержать наименования лиц, ее оказывающих – ОАО «ОТП Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО АКБ «Росбанк», ООО «Русфинанс Банк».
Срок рассмотрение дела № 1 от 20.01.2010 был продлён Определением о продлении срока рассмотрения дела в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств(исх. № 567/03 от 11.02.2010 Новгородского УФАС России). Данным определением рассмотрение дела было назначено на 25.02.2010 в 14 часов 30 минут.
В процессе подготовки к рассмотрению дела № 1 от 20.01.2010 на основании приказа Новгородского УФАС России от 17.02.2010 № 13 инспекцией Новгородского УФАС России была проведена выездная проверка распространения наружной рекламы (щитов, перетяжек, стендов, плакатов) на территории Великого Новгорода на предмет соблюдения требований Закона о рекламе, в том числе по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39, магазин «Эксперт» ООО «Ритек». Проверка осуществлялась с применением фотоаппарата.
В результате проверки и анализа полученных фотоснимков установлено, что  на рекламной конструкции (наружной рекламе) ООО «Ритек», расположенной по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39 распространена реклама следующего содержания: «Эксперт. Лучшее из возможного. Выгодное кредитование». Данная реклама финансовой услуги – кредита - также не содержала наименований лиц, её оказывающих - ОАО «ОТП Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО АКБ «Росбанк», ООО «Русфинанс Банк».
Как следует из письма ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (исх. № 1-4-4-7/1065 от 25.02.2010), за период с 01.12.2009 по 31.01.2010 ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» заключено 407 (четыреста семь) договоров о предоставлении кредитов заёмщикам, приобретающим товары в ООО «Ритек».
Как следует из письма ОАО АКБ «Росбанк» (исх. № 80-54-10/244 от 25.02.2010), за период с 01.12.2009 по 31.01.2010 между ОАО АКБ «Росбанк» и физическими лицами в рамках потребительского кредитования было заключено 374 (триста семьдесят четыре) договора.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ООО «Ритек» по доверенности – Кирсанова Л.А., о месте и времени рассмотрения дела № 1 от 20.01.2010 ООО «Ритек» надлежащим образом уведомлено (вх. № 838 от 17.02.2010 Новгородского УФАС России). Ею в полном объёме были поддержаны представленные ранее письменные объяснения ООО «Ритек», из которых следует, что информация о предоставлении финансовой услуги – кредита, содержащаяся в рассматриваемом рекламном буклете, носит навигационный характер, позволяющий потребителю легко найти рабочее место специалиста организации, оказывающей услуги кредитования. Также ей было заявлено ходатайство о назначении лингвистической экспертизы (вх. № 976 от 25.02.2010 Новгородского УФАС России) словосочетания «лёгкий кредит», применительно при написании указателя местонахождения рабочих мест сотрудников банков-партнёров в магазинах «Эксперт».
Рассмотрев вышеуказанное ходатайство, Комиссия по рассмотрению дела не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.03.2006 № 36 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.05.2003 № 114» лингвистическая экспертиза это исследование продуктов речевой деятельности.
В соответствии с пунктом 12.1 перечня экспертных специальностей, по которым в Министерстве внутренних дел Российской Федерации проводится аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз (в ред. Приказа МВД от 28.12.2006 № 1098), лингвистическая экспертиза - это исследование текста письменного документа или устного высказывания с целью решения вопросов смыслового понимания.
Экспертиза является одним из способов или средств получения доказательственной информации и назначается, когда эту информацию невозможно получить иными способами. Лингвистическая экспертиза относится к классу необязательных экспертных исследований, не имеет заранее предустановленной силы и должна оцениваться наряду с иными доказательствами по делу.
В соответствии с пунктом 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, лицами, участвующими в деле, являются стороны, заинтересованные лица, эксперты, переводчики. В качестве экспертов могут быть привлечены сотрудники органов и (или) организаций, обладающие специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.
В данном случае, предмет ходатайства о проведении лингвистической экспертизы, заявленный представителем ООО «Ритек» Кирсановой Л.А., не относится к вопросам, касающимся рассматриваемого дела, не направлен на постановку решения вопросов смыслового понимания как текста рассматриваемой рекламы, так и отдельных фраз или словосочетаний. Наблюдается направленность на проведение ассоциативных линий с иной информацией, не являющейся рекламой, а именно с навигационными указателями внутри розничных магазинов «Эксперт» ООО «Ритек».
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанной рекламы, а также осуществившего её производство и распространение, т.е. её рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя – ООО «Ритек».
Следовательно, ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель – ООО «Ритек».
Исследовав материалы дела № 1 от 20.01.2010, заслушав объяснения представителя ООО «Ритек», Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В рекламе финансовой услуги - кредита, распространенной на 4 странице рекламного буклета под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода, а также на рекламной конструкции (наружной рекламе), размещённой по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является ООО «Ритек», имеется нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в ней наименований лиц, предоставляющих кредит – ОАО «ОТП Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО АКБ «Росбанк», ООО «Русфинанс Банк».
 В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги – кредита, размещённую на 4 странице рекламного буклета под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода, а также на рекламной конструкции (наружной рекламе), находящейся по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является ООО «Ритек», поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
           2. Выдать ООО «Ритек» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
           3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

Решение изготовлено в полном объеме ­­09 марта 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрела дело № 1 от 20.01.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Ритек»  рекламы финансовой услуги – кредита, размещённой на 4 странице рекламного каталога под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода и содержащей признаки ненадлежащей,

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрела дело № 1 от 20.01.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Ритек»  рекламы финансовой услуги – кредита, размещённой на 4 странице рекламного каталога под заголовком «Эксперт. Лучшее из возможного!» за декабрь 2009 – январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода и содержащей признаки ненадлежащей,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы Куриков Илья Андреевич.

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.


 

Также Новгородское УФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Курирует данное направление Врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Аванесян Мигель Вячеславович.

 

 

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-26 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-26 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )