Решение по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе по факту распространения ненадлежащей рекламы в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009

Дата публикации: 17 декабря 2009, 03:00

                                                           РЕШЕНИЕ

 
«15» декабря 2009 года                                                                       Великий Новгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <.....>,
рассмотрев дело № 53 от 01.12.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ненадлежащей рекламы в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование», содержащей перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией.
 
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «Радикс» (далее – ООО «Радикс») – <....>;
заинтересованного лица – Муниципального автомного учреждения «Редакция газеты «Новгород» (далее – МАУ «Редакция газеты «Новгород») – <....>,
                                                                  
 УСТАНОВИЛА:
 
В ходе мониторинга специалистами Новгородского УФАС России рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в газете «Новгород» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу ПИ № ФС2-8595 от 10.05.2007) № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице распространено рекламное объявление под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование». При этом в указанном объявлении содержится перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 269 от 16.07.2001 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость; приём (осмотр, консультация) – производимые по определённому плану действия врача при возникновении у пациента необходимости в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определённого заболевания или синдрома.
   В соответствии с пунктом 1 части 3 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
           Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения,  медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). В рассматриваемом рекламном объявлении данные сведения отсутствуют.  
           В соответствии с письмом Комитета по охране здоровья населения области (исх. № 4599 от 19.11.2009) ООО «Радикс» осуществляет свою деятельность на основании выданной лицензии № ЛО-53-01-000151 от 14.07.2009 (представленной Комитетом по охране здоровья населения области).
           Как следует из письма рекламораспространителя вышеуказанной рекламы – МАУ «Редакция газеты «Новгород» - и приложенных к нему документов (копии оригинал-макета рекламного объявления ООО «Радикс», копии счёта на оплату № 1709 от 26.10.2009, копии платёжного поручения № 117 от 26.10.2009), её рекламодателем и рекламопроизводителем являлось ООО «Радикс».
           Как следует из письма ООО «Радикс» (исх. № 10 от 24.11.2009) медицинские услуги, оказываемые ООО «Радикс», имеют определённый перечень противопоказаний, например: декомпенсированные заболевания сердечно-сосудистой системы; патология иммунной системы; заболевания костной системы, снижающие репарацию кости; заболевания эндокринной системы; болезни крови; заболевания нервно-психической сферы; злокачественные опухоли; туберкулёз; СПИД и венерические заболевания и др.   
Следовательно, в действиях рекламодателя и рекламопроизводителя – ООО «Радикс» - имеются признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившиеся в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы о предоставлении медицинских услуг и методов лечения предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Установленные по делу обстоятельства и собранные доказательства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанного рекламного объявления, а также осуществившего его производство, т.е. его рекламодателя и рекламопроизводителя – ООО «Радикс».
Из письменных объяснений ООО «Радикс» (вх. № 6771 от 14.12.2009 Новгородского УФАС России) следует, что газета «Новгород» является рекламораспространителем и рекламопроизводителем и оказывает услугу по приведению информации в готовую для распространения форму и последующему распространению на возмездной основе. В соответствии со статьёй 13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации. В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе. Совокупное толкование статьи 13 и 38 Закона о рекламе указывает на обязанность рекламораспространителя проверять размещаемую рекламу на предмет её соответствия действующему законодательству о рекламе, что, в свою очередь, подразумевает проверку рекламораспространителем представляемых для размещения рекламных материалов.
   ООО «Радикс» все необходимые документы и сведения были представлены газете «Новгород» перед публикацией объявления. Однако газета «Новгород» не только допустила нарушение законодательства о рекламе, но и не заключила соответствующего договора возмездного оказания услуг.
            Таким образом, ООО «Радикс» считает, что им не допущено нарушения законодательства о рекламе и оно не является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 14.3 КоАП.
Вышеуказанные доводы ООО «Радикс» являются несостоятельными по следующим основаниям.
1. В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Как следует из письма рекламораспространителя – МАУ «Редакция газеты «Новгород» (исх. № 246 от 05.11.2009) – и приложенного к нему оригинал-макета, автором которого является ООО «Радикс», рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ООО «Радикс».
Таким образом, лицом определившем содержание и объект рекламирования, а также осуществившем приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является ООО «Радикс». Следовательно, ответственность за нарушение законодательства о рекламе также должно нести ООО «Радикс».
2. Согласно части 1 статьи 421 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Таким образом, утверждения ООО «Радикс» о том, что обязанность заключения договора за распространение (изготовление) рекламы и разграничение ответственности за соответствие готовой для распространения формы информации законодательству о рекламе возлагается на рекламораспространителя – МАУ «Редакция газеты «Новгород» - являются несостоятельными.     
На рассмотрении дела представитель ООО «Радикс» по доверенности – <....> - поддержал доводы, изложенные в вышеуказанных письменных объяснениях в полном объёме.
Также, на рассмотрении дела присутствовал представитель МАУ «Редакция газеты «Новгород» по доверенности – <....>. Нарушения законодательства о рекламе со стороны МАУ «Редакция газеты «Новгород» при распространении рассматриваемой рекламы, по её мнению, отсутствуют.
  
Исследовав материалы дела № 53 от 01.12.2009, заслушав объяснения представителей ООО «Радикс» и МАУ «Редакция газеты «Новгород», Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В рекламе, распространённой в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование», содержащей перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ООО «Радикс», имеется нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы о предоставлении медицинских услуг и методов лечения предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов.
          Нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, в данном случае, является нарушением требований к содержанию рекламы медицинских услуг и методов лечения, которое определялось её рекламодателем и рекламопроизводителем – ООО «Радикс».
На момент рассмотрения дела доказательства нераспространения ООО «Радикс» ненадлежащей рекламы в Новгородском УФАС России отсутствуют.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Радикс» под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование», содержащую перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией,  опубликованную в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице,  поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
           2. Выдать ООО «Радикс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
           3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
 
 
 
 
 
 
Решение изготовлено в полном объеме ­­16 декабря 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object ( [vid] => 6335 [uid] => 1 [title] => Решение по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе по факту распространения ненадлежащей рекламы в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6335 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                           РЕШЕНИЕ

 
«15» декабря 2009 года                                                                       Великий Новгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <.....>,
рассмотрев дело № 53 от 01.12.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ненадлежащей рекламы в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование», содержащей перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией.
 
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «Радикс» (далее – ООО «Радикс») – <....>;
заинтересованного лица – Муниципального автомного учреждения «Редакция газеты «Новгород» (далее – МАУ «Редакция газеты «Новгород») – <....>,
                                                                  
 УСТАНОВИЛА:
 
В ходе мониторинга специалистами Новгородского УФАС России рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в газете «Новгород» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу ПИ № ФС2-8595 от 10.05.2007) № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице распространено рекламное объявление под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование». При этом в указанном объявлении содержится перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 269 от 16.07.2001 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость; приём (осмотр, консультация) – производимые по определённому плану действия врача при возникновении у пациента необходимости в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определённого заболевания или синдрома.
   В соответствии с пунктом 1 части 3 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
           Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения,  медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). В рассматриваемом рекламном объявлении данные сведения отсутствуют.  
           В соответствии с письмом Комитета по охране здоровья населения области (исх. № 4599 от 19.11.2009) ООО «Радикс» осуществляет свою деятельность на основании выданной лицензии № ЛО-53-01-000151 от 14.07.2009 (представленной Комитетом по охране здоровья населения области).
           Как следует из письма рекламораспространителя вышеуказанной рекламы – МАУ «Редакция газеты «Новгород» - и приложенных к нему документов (копии оригинал-макета рекламного объявления ООО «Радикс», копии счёта на оплату № 1709 от 26.10.2009, копии платёжного поручения № 117 от 26.10.2009), её рекламодателем и рекламопроизводителем являлось ООО «Радикс».
           Как следует из письма ООО «Радикс» (исх. № 10 от 24.11.2009) медицинские услуги, оказываемые ООО «Радикс», имеют определённый перечень противопоказаний, например: декомпенсированные заболевания сердечно-сосудистой системы; патология иммунной системы; заболевания костной системы, снижающие репарацию кости; заболевания эндокринной системы; болезни крови; заболевания нервно-психической сферы; злокачественные опухоли; туберкулёз; СПИД и венерические заболевания и др.   
Следовательно, в действиях рекламодателя и рекламопроизводителя – ООО «Радикс» - имеются признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившиеся в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы о предоставлении медицинских услуг и методов лечения предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Установленные по делу обстоятельства и собранные доказательства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанного рекламного объявления, а также осуществившего его производство, т.е. его рекламодателя и рекламопроизводителя – ООО «Радикс».
Из письменных объяснений ООО «Радикс» (вх. № 6771 от 14.12.2009 Новгородского УФАС России) следует, что газета «Новгород» является рекламораспространителем и рекламопроизводителем и оказывает услугу по приведению информации в готовую для распространения форму и последующему распространению на возмездной основе. В соответствии со статьёй 13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации. В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе. Совокупное толкование статьи 13 и 38 Закона о рекламе указывает на обязанность рекламораспространителя проверять размещаемую рекламу на предмет её соответствия действующему законодательству о рекламе, что, в свою очередь, подразумевает проверку рекламораспространителем представляемых для размещения рекламных материалов.
   ООО «Радикс» все необходимые документы и сведения были представлены газете «Новгород» перед публикацией объявления. Однако газета «Новгород» не только допустила нарушение законодательства о рекламе, но и не заключила соответствующего договора возмездного оказания услуг.
            Таким образом, ООО «Радикс» считает, что им не допущено нарушения законодательства о рекламе и оно не является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 14.3 КоАП.
Вышеуказанные доводы ООО «Радикс» являются несостоятельными по следующим основаниям.
1. В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Как следует из письма рекламораспространителя – МАУ «Редакция газеты «Новгород» (исх. № 246 от 05.11.2009) – и приложенного к нему оригинал-макета, автором которого является ООО «Радикс», рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ООО «Радикс».
Таким образом, лицом определившем содержание и объект рекламирования, а также осуществившем приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является ООО «Радикс». Следовательно, ответственность за нарушение законодательства о рекламе также должно нести ООО «Радикс».
2. Согласно части 1 статьи 421 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Таким образом, утверждения ООО «Радикс» о том, что обязанность заключения договора за распространение (изготовление) рекламы и разграничение ответственности за соответствие готовой для распространения формы информации законодательству о рекламе возлагается на рекламораспространителя – МАУ «Редакция газеты «Новгород» - являются несостоятельными.     
На рассмотрении дела представитель ООО «Радикс» по доверенности – <....> - поддержал доводы, изложенные в вышеуказанных письменных объяснениях в полном объёме.
Также, на рассмотрении дела присутствовал представитель МАУ «Редакция газеты «Новгород» по доверенности – <....>. Нарушения законодательства о рекламе со стороны МАУ «Редакция газеты «Новгород» при распространении рассматриваемой рекламы, по её мнению, отсутствуют.
  
Исследовав материалы дела № 53 от 01.12.2009, заслушав объяснения представителей ООО «Радикс» и МАУ «Редакция газеты «Новгород», Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В рекламе, распространённой в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование», содержащей перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ООО «Радикс», имеется нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы о предоставлении медицинских услуг и методов лечения предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов.
          Нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, в данном случае, является нарушением требований к содержанию рекламы медицинских услуг и методов лечения, которое определялось её рекламодателем и рекламопроизводителем – ООО «Радикс».
На момент рассмотрения дела доказательства нераспространения ООО «Радикс» ненадлежащей рекламы в Новгородском УФАС России отсутствуют.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Радикс» под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование», содержащую перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией,  опубликованную в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице,  поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
           2. Выдать ООО «Радикс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
           3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
 
 
 
 
 
 
Решение изготовлено в полном объеме ­­16 декабря 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                           РЕШЕНИЕ

 
«15» декабря 2009 года                                                                       Великий Новгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <.....>,
рассмотрев дело № 53 от 01.12.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ненадлежащей рекламы в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование», содержащей перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией.
 
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «Радикс» (далее – ООО «Радикс») – <....>;
заинтересованного лица – Муниципального автомного учреждения «Редакция газеты «Новгород» (далее – МАУ «Редакция газеты «Новгород») – <....>,
                                                                  
 УСТАНОВИЛА:
 
В ходе мониторинга специалистами Новгородского УФАС России рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в газете «Новгород» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу ПИ № ФС2-8595 от 10.05.2007) № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице распространено рекламное объявление под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование». При этом в указанном объявлении содержится перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 269 от 16.07.2001 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость; приём (осмотр, консультация) – производимые по определённому плану действия врача при возникновении у пациента необходимости в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определённого заболевания или синдрома.
   В соответствии с пунктом 1 части 3 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
           Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения,  медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). В рассматриваемом рекламном объявлении данные сведения отсутствуют.  
           В соответствии с письмом Комитета по охране здоровья населения области (исх. № 4599 от 19.11.2009) ООО «Радикс» осуществляет свою деятельность на основании выданной лицензии № ЛО-53-01-000151 от 14.07.2009 (представленной Комитетом по охране здоровья населения области).
           Как следует из письма рекламораспространителя вышеуказанной рекламы – МАУ «Редакция газеты «Новгород» - и приложенных к нему документов (копии оригинал-макета рекламного объявления ООО «Радикс», копии счёта на оплату № 1709 от 26.10.2009, копии платёжного поручения № 117 от 26.10.2009), её рекламодателем и рекламопроизводителем являлось ООО «Радикс».
           Как следует из письма ООО «Радикс» (исх. № 10 от 24.11.2009) медицинские услуги, оказываемые ООО «Радикс», имеют определённый перечень противопоказаний, например: декомпенсированные заболевания сердечно-сосудистой системы; патология иммунной системы; заболевания костной системы, снижающие репарацию кости; заболевания эндокринной системы; болезни крови; заболевания нервно-психической сферы; злокачественные опухоли; туберкулёз; СПИД и венерические заболевания и др.   
Следовательно, в действиях рекламодателя и рекламопроизводителя – ООО «Радикс» - имеются признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившиеся в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы о предоставлении медицинских услуг и методов лечения предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Установленные по делу обстоятельства и собранные доказательства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанного рекламного объявления, а также осуществившего его производство, т.е. его рекламодателя и рекламопроизводителя – ООО «Радикс».
Из письменных объяснений ООО «Радикс» (вх. № 6771 от 14.12.2009 Новгородского УФАС России) следует, что газета «Новгород» является рекламораспространителем и рекламопроизводителем и оказывает услугу по приведению информации в готовую для распространения форму и последующему распространению на возмездной основе. В соответствии со статьёй 13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации. В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе. Совокупное толкование статьи 13 и 38 Закона о рекламе указывает на обязанность рекламораспространителя проверять размещаемую рекламу на предмет её соответствия действующему законодательству о рекламе, что, в свою очередь, подразумевает проверку рекламораспространителем представляемых для размещения рекламных материалов.
   ООО «Радикс» все необходимые документы и сведения были представлены газете «Новгород» перед публикацией объявления. Однако газета «Новгород» не только допустила нарушение законодательства о рекламе, но и не заключила соответствующего договора возмездного оказания услуг.
            Таким образом, ООО «Радикс» считает, что им не допущено нарушения законодательства о рекламе и оно не является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 14.3 КоАП.
Вышеуказанные доводы ООО «Радикс» являются несостоятельными по следующим основаниям.
1. В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Как следует из письма рекламораспространителя – МАУ «Редакция газеты «Новгород» (исх. № 246 от 05.11.2009) – и приложенного к нему оригинал-макета, автором которого является ООО «Радикс», рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ООО «Радикс».
Таким образом, лицом определившем содержание и объект рекламирования, а также осуществившем приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является ООО «Радикс». Следовательно, ответственность за нарушение законодательства о рекламе также должно нести ООО «Радикс».
2. Согласно части 1 статьи 421 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Таким образом, утверждения ООО «Радикс» о том, что обязанность заключения договора за распространение (изготовление) рекламы и разграничение ответственности за соответствие готовой для распространения формы информации законодательству о рекламе возлагается на рекламораспространителя – МАУ «Редакция газеты «Новгород» - являются несостоятельными.     
На рассмотрении дела представитель ООО «Радикс» по доверенности – <....> - поддержал доводы, изложенные в вышеуказанных письменных объяснениях в полном объёме.
Также, на рассмотрении дела присутствовал представитель МАУ «Редакция газеты «Новгород» по доверенности – <....>. Нарушения законодательства о рекламе со стороны МАУ «Редакция газеты «Новгород» при распространении рассматриваемой рекламы, по её мнению, отсутствуют.
  
Исследовав материалы дела № 53 от 01.12.2009, заслушав объяснения представителей ООО «Радикс» и МАУ «Редакция газеты «Новгород», Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В рекламе, распространённой в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование», содержащей перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ООО «Радикс», имеется нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы о предоставлении медицинских услуг и методов лечения предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов.
          Нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, в данном случае, является нарушением требований к содержанию рекламы медицинских услуг и методов лечения, которое определялось её рекламодателем и рекламопроизводителем – ООО «Радикс».
На момент рассмотрения дела доказательства нераспространения ООО «Радикс» ненадлежащей рекламы в Новгородском УФАС России отсутствуют.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Радикс» под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование», содержащую перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией,  опубликованную в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице,  поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
           2. Выдать ООО «Радикс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
           3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
 
 
 
 
 
 
Решение изготовлено в полном объеме ­­16 декабря 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотреkf дело № 53 от 01.12.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ненадлежащей рекламы в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование», содержащей перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией.
[format] => full_html [safe_value] =>
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотреkf дело № 53 от 01.12.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ненадлежащей рекламы в газете «Новгород» № 43 (1007) от 29.10.2009 на 11 странице под заголовком «Стоматологическая клиника «Радикс». Лечение, удаление, протезирование», содержащей перечисление следующих медицинских услуг: лечение кариеса, лечение пульпита и удаление зубов с анестезией.
) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы Куриков Илья Андреевич.

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.


 

Также Новгородское УФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Курирует данное направление Врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Аванесян Мигель Вячеславович.

 

 

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-12-17 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-12-17 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )