Постановление о наложении штрафа по делу о нарушении законодательства о рекламе ОАО «Промсвязьбанк»

Дата публикации: 9 декабря 2009, 03:00

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 44
об административном правонарушении
 
2 декабря 2009 года                                                                                  Великий Новгород
 
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) <...> , рассмотрев протокол и материалыдела № 44 от 12.11.2009 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» (далее – ОАО «Промсвязьбанк») по факту нарушения им законодательства Российской Федерации о рекламе и совершения действий, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),
 
УСТАНОВИЛ:
 
В ходе проверки специалистами Новгородского УФАС России рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в периодическом печатном издании – газете «Новгород» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному Федеральному округу ПИ № ФС2-8595 от 10 мая 2007 года) № 13 (977) от 2 апреля 2009 года на 13 странице распространено рекламное объявление об оказании ОАО «Промсвязьбанк» банковской услуги следующего содержания: «Мультивалютный вклад*. Управляйте вкладом в трех валютах! Без комиссии**. *Договор «Мой мультивыбор» об открытии одновременно трех срочных вкладов в трех разных валютах (рубли РФ, доллары США, Евро). **При совершении операций по вкладам, не связанным с конвертацией, может взиматься комиссионное вознаграждение в соответствии с Тарифами Банка».
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 к банковским операциям относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
В соответствии со статьей 834 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
Таким образом, в указанном объявлении рекламируется финансовая услуга – банковская услуга по привлечению денежных средств во вклады.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Из информации, представленной Новгородским филиалом Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» (исх. № 1249 от 06.05.2009) следует, что в указанной рекламе банковской услуги содержится информация о вкладах по Договору «Мой мультивыбор». Согласно представленным типовой форме Договора об открытии срочных банковских вкладов «Мой мультивыбор» и Условиям привлечения срочных банковских вкладов для физических лиц по Договору «Мой мультивыбор» рекламируемая банковская услуга содержит следующие условия (перечень не исчерпывающий), влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица: валюта вкладов (рубль РФ, доллары США, евро), срок вкладов (181 день, 271 день, 367 дней), минимальная сумма вклада в основной валюте (50000 рублей РФ, 15000 рублей РФ для региональных филиалов; 1000 долларов США, 500 долларов США для региональных филиалов; 1000 евро, 500 евро для региональных филиалов), минимальная сумма вклада в дополнительной валюте (1 рубль РФ, 1 доллар США, 1 евро), возможность пополнения вкладов (предусмотрена, при этом за 30 дней до окончания срока действия вклада прием дополнительных взносов прекращается), минимальный размер дополнительного взноса (не ограничен), возможность пролонгации договора вклада (предусмотрена), процентная ставка по вкладам (в зависимости от основной валюты вклада, суммы вклада в основной валюте и срока вклада: в рублях РФ от 11,55 до 13,5 % годовых, в долларах США от 6,85 % до 8,5 % годовых, в евро от 6,85 % до 8,5 % годовых), порядок начисления и выплаты процентов по вкладам (в основной валюте – ежемесячно; по вкладам в дополнительных валютах – в конце срока вклада), возможность досрочного востребования суммы вклада (предусмотрена); банк имеет право взимать установленное тарифами банка комиссионное вознаграждение за услуги банка по проведению операций, связанных с открытием и ведение депозитных счетов, совершением операций по депозитным счетам, в том числе операций по выдаче наличных денежных средств, также в оплату иных понесенных банком расходов, связанных с исполнением настоящего договора; вкладчик обязан оплачивать услуги банка в соответствии с тарифами банка, а также возмещать банку иные понесенные банком расходы, связанные с исполнением настоящего договора. 
В указанной рекламе содержится только часть условий оказания соответствующей банковской услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица: валюта вкладов (рубль РФ, доллары США, евро); отсутствие комиссионного вознаграждения банка при совершении вкладчиком операций, связанных конвертацией денежных средств по счетам вкладов; взимание комиссионного вознаграждения в соответствии с тарифами банка при совершении операций по вкладам, не связанных с конвертацией. Иных условий оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, (срок вкладов, процентная ставка по вкладам, порядок начисления и выплаты процентов по вкладам, минимальная сумма вкладов, возможность пополнения и т.д.) указанная реклама не содержит.  
Таким образом, в распространенном на 13 странице периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009 года рекламном объявлении о предоставлении финансовой услуги содержится нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в умалчивании в рекламе банковской услуги, содержащей часть условий ее оказания, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, информации об иных условиях оказания данной услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Таким образом, вышеуказанная реклама финансовой услуги по привлечению денежных средств во вклады, распространенная на 13 странице периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009, является ненадлежащей, поскольку нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
Из информации (исх. № 155 от 17.04.2009), представленной Муниципальным автономным учреждением «Редакция газеты «Новгород» (далее – МАУ «Редакция газеты «Новгород») следует, что рекламодателем указанного рекламного объявления является Новгородский филиал ОАО «Промсвязьбанк». Между МАУ «Редакция газеты «Новгород» и ОАО «Промсвязьбанк» был заключен Договор от 22.08.2008 на изготовление и (или) размещение рекламы в газете «Новгород» (далее – Договор) с Приложением от 05.03.2009, в рамках которого осуществлялось распространение указанного рекламного объявления. В соответствии с пунктом 4.2. Договора рекламодатель несет ответственность перед рекламораспространителем и третьими лицами за нарушение законодательства о рекламе в части содержания материалов (за недобросовестную, недостоверную, заведомо ложную рекламу), а также в части оформления (этичности), если не докажет, что нарушение произошло по вине рекламораспространителя. Плательщиком по счету № 394 от 19.03.2009 за размещение данного рекламного объявления в периодическом печатном издании – газете «Новгород» также выступал Новгородский филиал ОАО «Промсвязьбанк» (платежное поручение № 237 от 19.03.2009). Следовательно, в данном случае рекламодателем рекламы, являющейся ненадлежащей, является ОАО «Промсвязьбанк» в лице его Новгородского филиала.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ОАО «Промсвязьбанк» – юрисконсульт Новгородского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Резник Виктория Владимировна (доверенность № 1873 от 27.11.2008), о месте и времени рассмотрения дела ОАО «Промсвязьбанк» надлежащим образом было уведомлено.
На рассмотрении дела представитель ОАО «Промсвязьбанк» пояснил следующее.
В действиях ОАО «Промсвязьбанк» отсутствует нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в рассматриваемой рекламе присутствует вся допустимая в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе информация и при распространении рекламы ОАО «Промсвязьбанк» не нарушал требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Как следует из статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада одна сторона (банк) принимает от другой стороны (вкладчика) денежную сумму, и обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором банковского вклада. Соответственно, доходом вкладчика при заключении договора банковского вклада является сумма процентов, выплачиваемых банком.
В размещенной ОАО «Промсвязьбанк» рекламе не содержатся какие-либо финансовые условия привлечения вкладов в рамках договора «Мой мультивыбор», исходя из которых потенциальный клиент – вкладчик мог бы сделать вывод о возможном для него размере дохода при размещении средств при заключении рекламируемого договора, а именно: ни размеры процентных ставок, ни сроки привлечения вкладов, ни первоначальные или минимальные суммы вкладов, ни какие-либо иные условия привлечения и размещения денежных средств во вкладах.
Рассматриваемая реклама имела своей целью прежде всего сообщение информации о наличии «необычной» финансовой услуги и была адресована потенциальным вкладчикам, которые желают одновременно разместить денежные средства во вклады и осуществлять между ними операции конвертации.
Включая в рекламу слова «Без комиссии» наряду с изображением общепринятых знаков, обозначающих различные виды валют, объединенных «стрелками», ОАО «Промсвязьбанк» информирует потенциального вкладчика только о возможности заключения конверсионных сделок между вкладами в установленном в банковской практике порядке без взимания дополнительного вознаграждения за такие операции, что не является указанием на какое-либо финансовое условие по вкладу.
Таким образом, размещенная в периодическом печатном издании – газете «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009 года на 13 странице реклама об оказании ОАО «Промсвязьбанк» банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады является надлежащей, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и не содержит нарушений требований пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
В связи с тем, что при распространении рекламы об оказании банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады ОАО «Промсвязьбанк» не нарушал Закон о рекламе, ОАО «Промсвязьбанк» считает, что производство по делу № 44 об административном правонарушении подлежит прекращению.
Исследовав материалы дела № 44 от 12.11.2009 об административном правонарушении, заслушав объяснения представителя ОАО «Промсвязьбанк», уполномоченное должностное лицо Новгородского УФАС России, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
ОАО «Промсвязьбанк» указал, что в рассматриваемой рекламе банковской услуги присутствует вся допустимая в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе информация.
ОАО «Промсвязьбанк» утверждает, что в рекламном объявлении не содержатся какие-либо финансовые условия привлечения вкладов в рамках договора «Мой мультивыбор», исходя из которых потенциальный вкладчик мог бы сделать вывод о возможном для него размере дохода при размещении средств при заключении рекламируемого договора.
 Вместе с тем, согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе финансовых услуг должны быть указаны все условия оказания услуги, влияющие на возможные доходы или на возможные расходы воспользовавшегося услугой лица, если в рекламе содержится хотя бы одно такое условие.
В рассматриваемой рекламе сообщаются следующие условия оказания соответствующей банковской услуги (вкладов по договору «Мой мультивыбор»): валюта вкладов (рубль РФ, доллары США, евро); отсутствие комиссионного вознаграждения банка при совершении вкладчиком операций, связанных конвертацией денежных средств по счетам вкладов; взимание комиссионного вознаграждения в соответствии с тарифами банка при совершении операций по вкладам, не связанных с конвертацией.
Указанные условия привлечения денежных средств во вклады влияют на возможные расходы потенциального вкладчика: указание на отсутствие комиссионного вознаграждения банка при совершении вкладчиком операций, связанных конвертацией денежных средств по счетам вкладов (слова «Без комиссии») информирует о том, что потенциальный вкладчик не понесет расходов при совершении соответствующих операций по счетам вкладов; указание на взимание комиссионного вознаграждения в соответствии с тарифами банка при совершении операций по вкладам, не связанных с конвертацией, информирует о том, что потенциальный вкладчик понесет определенные расходы при совершении всех прочих операций по вкладам, кроме конвертации.
При этом иных условий оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, (срок вкладов, процентная ставка по вкладам, порядок начисления и выплаты процентов по вкладам, минимальная сумма вкладов, возможность пополнения и т.д.) указанная реклама не содержит, что нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.  
Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рекламного объявления о предоставлении банковской услуги, размещенного на 13 странице периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009 года, содержится в действиях рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ОАО «Промсвязьбанк».
Нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в данном случае является нарушением требований к содержанию рекламы финансовых услуг, которое определялось ее рекламодателем – ОАО «Промсвязьбанк». Следовательно, ответственность за нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель – ОАО «Промсвязьбанк», поскольку нарушение произошло по его вине.
В соответствии со статьей 14.3 КоАП нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что у ОАО «Промсвязьбанк» имелась возможность для соблюдения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП. При этом объективных обстоятельств, делавших невозможным выполнение ОАО «Промсвязьбанк» требований Закона о рекламе и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП, не усматривается.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства совершения ОАО «Промсвязьбанк» административного правонарушения, финансовое положение ОАО «Промсвязьбанк», отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП, а также то, что сведений о том, что ОАО «Промсвязьбанк» ранее привлекалось к административной ответственности в соответствии со статьей 14.3 КоАП, в Новгородском УФАС России не имеется.
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены. Каких-либо заявлений, ходатайств или отводов от ОАО «Промсвязьбанк» не поступало.
Руководствуясь статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
 
ПОСТАНОВИЛ:
 
1. Признать в действиях рекламодателя – Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк»  – при распространении на 13 странице периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009 года рекламы банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады административное правонарушение, выразившееся в нарушении Открытым акционерным обществом «Промсвязьбанк» законодательства о рекламе (ненадлежащей рекламе), ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на рекламодателя – Открытое акционерное общество «Промсвязьбанк» – административный штраф за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащую рекламу) в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.
3. Сумму штрафа Открытому акционерному обществу «Промсвязьбанк» надлежит перечислить в бюджет:
 
ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810900000010001
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области
            Великий Новгород
БИК: 044959001
Кор. счет: Нет
ОКАТО: 49401000000
Код БК: 16111626000010000140
(Штраф за нарушение законодательства о рекламе)
 
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
 
 
 
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
 
 
 
stdClass Object ( [vid] => 6333 [uid] => 1 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу о нарушении законодательства о рекламе ОАО «Промсвязьбанк» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6333 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 44
об административном правонарушении
 
2 декабря 2009 года                                                                                  Великий Новгород
 
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) <...> , рассмотрев протокол и материалыдела № 44 от 12.11.2009 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» (далее – ОАО «Промсвязьбанк») по факту нарушения им законодательства Российской Федерации о рекламе и совершения действий, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),
 
УСТАНОВИЛ:
 
В ходе проверки специалистами Новгородского УФАС России рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в периодическом печатном издании – газете «Новгород» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному Федеральному округу ПИ № ФС2-8595 от 10 мая 2007 года) № 13 (977) от 2 апреля 2009 года на 13 странице распространено рекламное объявление об оказании ОАО «Промсвязьбанк» банковской услуги следующего содержания: «Мультивалютный вклад*. Управляйте вкладом в трех валютах! Без комиссии**. *Договор «Мой мультивыбор» об открытии одновременно трех срочных вкладов в трех разных валютах (рубли РФ, доллары США, Евро). **При совершении операций по вкладам, не связанным с конвертацией, может взиматься комиссионное вознаграждение в соответствии с Тарифами Банка».
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 к банковским операциям относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
В соответствии со статьей 834 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
Таким образом, в указанном объявлении рекламируется финансовая услуга – банковская услуга по привлечению денежных средств во вклады.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Из информации, представленной Новгородским филиалом Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» (исх. № 1249 от 06.05.2009) следует, что в указанной рекламе банковской услуги содержится информация о вкладах по Договору «Мой мультивыбор». Согласно представленным типовой форме Договора об открытии срочных банковских вкладов «Мой мультивыбор» и Условиям привлечения срочных банковских вкладов для физических лиц по Договору «Мой мультивыбор» рекламируемая банковская услуга содержит следующие условия (перечень не исчерпывающий), влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица: валюта вкладов (рубль РФ, доллары США, евро), срок вкладов (181 день, 271 день, 367 дней), минимальная сумма вклада в основной валюте (50000 рублей РФ, 15000 рублей РФ для региональных филиалов; 1000 долларов США, 500 долларов США для региональных филиалов; 1000 евро, 500 евро для региональных филиалов), минимальная сумма вклада в дополнительной валюте (1 рубль РФ, 1 доллар США, 1 евро), возможность пополнения вкладов (предусмотрена, при этом за 30 дней до окончания срока действия вклада прием дополнительных взносов прекращается), минимальный размер дополнительного взноса (не ограничен), возможность пролонгации договора вклада (предусмотрена), процентная ставка по вкладам (в зависимости от основной валюты вклада, суммы вклада в основной валюте и срока вклада: в рублях РФ от 11,55 до 13,5 % годовых, в долларах США от 6,85 % до 8,5 % годовых, в евро от 6,85 % до 8,5 % годовых), порядок начисления и выплаты процентов по вкладам (в основной валюте – ежемесячно; по вкладам в дополнительных валютах – в конце срока вклада), возможность досрочного востребования суммы вклада (предусмотрена); банк имеет право взимать установленное тарифами банка комиссионное вознаграждение за услуги банка по проведению операций, связанных с открытием и ведение депозитных счетов, совершением операций по депозитным счетам, в том числе операций по выдаче наличных денежных средств, также в оплату иных понесенных банком расходов, связанных с исполнением настоящего договора; вкладчик обязан оплачивать услуги банка в соответствии с тарифами банка, а также возмещать банку иные понесенные банком расходы, связанные с исполнением настоящего договора. 
В указанной рекламе содержится только часть условий оказания соответствующей банковской услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица: валюта вкладов (рубль РФ, доллары США, евро); отсутствие комиссионного вознаграждения банка при совершении вкладчиком операций, связанных конвертацией денежных средств по счетам вкладов; взимание комиссионного вознаграждения в соответствии с тарифами банка при совершении операций по вкладам, не связанных с конвертацией. Иных условий оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, (срок вкладов, процентная ставка по вкладам, порядок начисления и выплаты процентов по вкладам, минимальная сумма вкладов, возможность пополнения и т.д.) указанная реклама не содержит.  
Таким образом, в распространенном на 13 странице периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009 года рекламном объявлении о предоставлении финансовой услуги содержится нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в умалчивании в рекламе банковской услуги, содержащей часть условий ее оказания, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, информации об иных условиях оказания данной услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Таким образом, вышеуказанная реклама финансовой услуги по привлечению денежных средств во вклады, распространенная на 13 странице периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009, является ненадлежащей, поскольку нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
Из информации (исх. № 155 от 17.04.2009), представленной Муниципальным автономным учреждением «Редакция газеты «Новгород» (далее – МАУ «Редакция газеты «Новгород») следует, что рекламодателем указанного рекламного объявления является Новгородский филиал ОАО «Промсвязьбанк». Между МАУ «Редакция газеты «Новгород» и ОАО «Промсвязьбанк» был заключен Договор от 22.08.2008 на изготовление и (или) размещение рекламы в газете «Новгород» (далее – Договор) с Приложением от 05.03.2009, в рамках которого осуществлялось распространение указанного рекламного объявления. В соответствии с пунктом 4.2. Договора рекламодатель несет ответственность перед рекламораспространителем и третьими лицами за нарушение законодательства о рекламе в части содержания материалов (за недобросовестную, недостоверную, заведомо ложную рекламу), а также в части оформления (этичности), если не докажет, что нарушение произошло по вине рекламораспространителя. Плательщиком по счету № 394 от 19.03.2009 за размещение данного рекламного объявления в периодическом печатном издании – газете «Новгород» также выступал Новгородский филиал ОАО «Промсвязьбанк» (платежное поручение № 237 от 19.03.2009). Следовательно, в данном случае рекламодателем рекламы, являющейся ненадлежащей, является ОАО «Промсвязьбанк» в лице его Новгородского филиала.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ОАО «Промсвязьбанк» – юрисконсульт Новгородского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Резник Виктория Владимировна (доверенность № 1873 от 27.11.2008), о месте и времени рассмотрения дела ОАО «Промсвязьбанк» надлежащим образом было уведомлено.
На рассмотрении дела представитель ОАО «Промсвязьбанк» пояснил следующее.
В действиях ОАО «Промсвязьбанк» отсутствует нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в рассматриваемой рекламе присутствует вся допустимая в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе информация и при распространении рекламы ОАО «Промсвязьбанк» не нарушал требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Как следует из статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада одна сторона (банк) принимает от другой стороны (вкладчика) денежную сумму, и обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором банковского вклада. Соответственно, доходом вкладчика при заключении договора банковского вклада является сумма процентов, выплачиваемых банком.
В размещенной ОАО «Промсвязьбанк» рекламе не содержатся какие-либо финансовые условия привлечения вкладов в рамках договора «Мой мультивыбор», исходя из которых потенциальный клиент – вкладчик мог бы сделать вывод о возможном для него размере дохода при размещении средств при заключении рекламируемого договора, а именно: ни размеры процентных ставок, ни сроки привлечения вкладов, ни первоначальные или минимальные суммы вкладов, ни какие-либо иные условия привлечения и размещения денежных средств во вкладах.
Рассматриваемая реклама имела своей целью прежде всего сообщение информации о наличии «необычной» финансовой услуги и была адресована потенциальным вкладчикам, которые желают одновременно разместить денежные средства во вклады и осуществлять между ними операции конвертации.
Включая в рекламу слова «Без комиссии» наряду с изображением общепринятых знаков, обозначающих различные виды валют, объединенных «стрелками», ОАО «Промсвязьбанк» информирует потенциального вкладчика только о возможности заключения конверсионных сделок между вкладами в установленном в банковской практике порядке без взимания дополнительного вознаграждения за такие операции, что не является указанием на какое-либо финансовое условие по вкладу.
Таким образом, размещенная в периодическом печатном издании – газете «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009 года на 13 странице реклама об оказании ОАО «Промсвязьбанк» банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады является надлежащей, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и не содержит нарушений требований пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
В связи с тем, что при распространении рекламы об оказании банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады ОАО «Промсвязьбанк» не нарушал Закон о рекламе, ОАО «Промсвязьбанк» считает, что производство по делу № 44 об административном правонарушении подлежит прекращению.
Исследовав материалы дела № 44 от 12.11.2009 об административном правонарушении, заслушав объяснения представителя ОАО «Промсвязьбанк», уполномоченное должностное лицо Новгородского УФАС России, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
ОАО «Промсвязьбанк» указал, что в рассматриваемой рекламе банковской услуги присутствует вся допустимая в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе информация.
ОАО «Промсвязьбанк» утверждает, что в рекламном объявлении не содержатся какие-либо финансовые условия привлечения вкладов в рамках договора «Мой мультивыбор», исходя из которых потенциальный вкладчик мог бы сделать вывод о возможном для него размере дохода при размещении средств при заключении рекламируемого договора.
 Вместе с тем, согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе финансовых услуг должны быть указаны все условия оказания услуги, влияющие на возможные доходы или на возможные расходы воспользовавшегося услугой лица, если в рекламе содержится хотя бы одно такое условие.
В рассматриваемой рекламе сообщаются следующие условия оказания соответствующей банковской услуги (вкладов по договору «Мой мультивыбор»): валюта вкладов (рубль РФ, доллары США, евро); отсутствие комиссионного вознаграждения банка при совершении вкладчиком операций, связанных конвертацией денежных средств по счетам вкладов; взимание комиссионного вознаграждения в соответствии с тарифами банка при совершении операций по вкладам, не связанных с конвертацией.
Указанные условия привлечения денежных средств во вклады влияют на возможные расходы потенциального вкладчика: указание на отсутствие комиссионного вознаграждения банка при совершении вкладчиком операций, связанных конвертацией денежных средств по счетам вкладов (слова «Без комиссии») информирует о том, что потенциальный вкладчик не понесет расходов при совершении соответствующих операций по счетам вкладов; указание на взимание комиссионного вознаграждения в соответствии с тарифами банка при совершении операций по вкладам, не связанных с конвертацией, информирует о том, что потенциальный вкладчик понесет определенные расходы при совершении всех прочих операций по вкладам, кроме конвертации.
При этом иных условий оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, (срок вкладов, процентная ставка по вкладам, порядок начисления и выплаты процентов по вкладам, минимальная сумма вкладов, возможность пополнения и т.д.) указанная реклама не содержит, что нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.  
Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рекламного объявления о предоставлении банковской услуги, размещенного на 13 странице периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009 года, содержится в действиях рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ОАО «Промсвязьбанк».
Нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в данном случае является нарушением требований к содержанию рекламы финансовых услуг, которое определялось ее рекламодателем – ОАО «Промсвязьбанк». Следовательно, ответственность за нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель – ОАО «Промсвязьбанк», поскольку нарушение произошло по его вине.
В соответствии со статьей 14.3 КоАП нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что у ОАО «Промсвязьбанк» имелась возможность для соблюдения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП. При этом объективных обстоятельств, делавших невозможным выполнение ОАО «Промсвязьбанк» требований Закона о рекламе и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП, не усматривается.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства совершения ОАО «Промсвязьбанк» административного правонарушения, финансовое положение ОАО «Промсвязьбанк», отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП, а также то, что сведений о том, что ОАО «Промсвязьбанк» ранее привлекалось к административной ответственности в соответствии со статьей 14.3 КоАП, в Новгородском УФАС России не имеется.
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены. Каких-либо заявлений, ходатайств или отводов от ОАО «Промсвязьбанк» не поступало.
Руководствуясь статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
 
ПОСТАНОВИЛ:
 
1. Признать в действиях рекламодателя – Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк»  – при распространении на 13 странице периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009 года рекламы банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады административное правонарушение, выразившееся в нарушении Открытым акционерным обществом «Промсвязьбанк» законодательства о рекламе (ненадлежащей рекламе), ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на рекламодателя – Открытое акционерное общество «Промсвязьбанк» – административный штраф за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащую рекламу) в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.
3. Сумму штрафа Открытому акционерному обществу «Промсвязьбанк» надлежит перечислить в бюджет:
 
ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810900000010001
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области
            Великий Новгород
БИК: 044959001
Кор. счет: Нет
ОКАТО: 49401000000
Код БК: 16111626000010000140
(Штраф за нарушение законодательства о рекламе)
 
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
 
 
 
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
 
 
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 44
об административном правонарушении
 
2 декабря 2009 года                                                                                  Великий Новгород
 
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) <...> , рассмотрев протокол и материалыдела № 44 от 12.11.2009 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» (далее – ОАО «Промсвязьбанк») по факту нарушения им законодательства Российской Федерации о рекламе и совершения действий, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),
 
УСТАНОВИЛ:
 
В ходе проверки специалистами Новгородского УФАС России рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в периодическом печатном издании – газете «Новгород» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному Федеральному округу ПИ № ФС2-8595 от 10 мая 2007 года) № 13 (977) от 2 апреля 2009 года на 13 странице распространено рекламное объявление об оказании ОАО «Промсвязьбанк» банковской услуги следующего содержания: «Мультивалютный вклад*. Управляйте вкладом в трех валютах! Без комиссии**. *Договор «Мой мультивыбор» об открытии одновременно трех срочных вкладов в трех разных валютах (рубли РФ, доллары США, Евро). **При совершении операций по вкладам, не связанным с конвертацией, может взиматься комиссионное вознаграждение в соответствии с Тарифами Банка».
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 к банковским операциям относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
В соответствии со статьей 834 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
Таким образом, в указанном объявлении рекламируется финансовая услуга – банковская услуга по привлечению денежных средств во вклады.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Из информации, представленной Новгородским филиалом Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» (исх. № 1249 от 06.05.2009) следует, что в указанной рекламе банковской услуги содержится информация о вкладах по Договору «Мой мультивыбор». Согласно представленным типовой форме Договора об открытии срочных банковских вкладов «Мой мультивыбор» и Условиям привлечения срочных банковских вкладов для физических лиц по Договору «Мой мультивыбор» рекламируемая банковская услуга содержит следующие условия (перечень не исчерпывающий), влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица: валюта вкладов (рубль РФ, доллары США, евро), срок вкладов (181 день, 271 день, 367 дней), минимальная сумма вклада в основной валюте (50000 рублей РФ, 15000 рублей РФ для региональных филиалов; 1000 долларов США, 500 долларов США для региональных филиалов; 1000 евро, 500 евро для региональных филиалов), минимальная сумма вклада в дополнительной валюте (1 рубль РФ, 1 доллар США, 1 евро), возможность пополнения вкладов (предусмотрена, при этом за 30 дней до окончания срока действия вклада прием дополнительных взносов прекращается), минимальный размер дополнительного взноса (не ограничен), возможность пролонгации договора вклада (предусмотрена), процентная ставка по вкладам (в зависимости от основной валюты вклада, суммы вклада в основной валюте и срока вклада: в рублях РФ от 11,55 до 13,5 % годовых, в долларах США от 6,85 % до 8,5 % годовых, в евро от 6,85 % до 8,5 % годовых), порядок начисления и выплаты процентов по вкладам (в основной валюте – ежемесячно; по вкладам в дополнительных валютах – в конце срока вклада), возможность досрочного востребования суммы вклада (предусмотрена); банк имеет право взимать установленное тарифами банка комиссионное вознаграждение за услуги банка по проведению операций, связанных с открытием и ведение депозитных счетов, совершением операций по депозитным счетам, в том числе операций по выдаче наличных денежных средств, также в оплату иных понесенных банком расходов, связанных с исполнением настоящего договора; вкладчик обязан оплачивать услуги банка в соответствии с тарифами банка, а также возмещать банку иные понесенные банком расходы, связанные с исполнением настоящего договора. 
В указанной рекламе содержится только часть условий оказания соответствующей банковской услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица: валюта вкладов (рубль РФ, доллары США, евро); отсутствие комиссионного вознаграждения банка при совершении вкладчиком операций, связанных конвертацией денежных средств по счетам вкладов; взимание комиссионного вознаграждения в соответствии с тарифами банка при совершении операций по вкладам, не связанных с конвертацией. Иных условий оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, (срок вкладов, процентная ставка по вкладам, порядок начисления и выплаты процентов по вкладам, минимальная сумма вкладов, возможность пополнения и т.д.) указанная реклама не содержит.  
Таким образом, в распространенном на 13 странице периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009 года рекламном объявлении о предоставлении финансовой услуги содержится нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в умалчивании в рекламе банковской услуги, содержащей часть условий ее оказания, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, информации об иных условиях оказания данной услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Таким образом, вышеуказанная реклама финансовой услуги по привлечению денежных средств во вклады, распространенная на 13 странице периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009, является ненадлежащей, поскольку нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
Из информации (исх. № 155 от 17.04.2009), представленной Муниципальным автономным учреждением «Редакция газеты «Новгород» (далее – МАУ «Редакция газеты «Новгород») следует, что рекламодателем указанного рекламного объявления является Новгородский филиал ОАО «Промсвязьбанк». Между МАУ «Редакция газеты «Новгород» и ОАО «Промсвязьбанк» был заключен Договор от 22.08.2008 на изготовление и (или) размещение рекламы в газете «Новгород» (далее – Договор) с Приложением от 05.03.2009, в рамках которого осуществлялось распространение указанного рекламного объявления. В соответствии с пунктом 4.2. Договора рекламодатель несет ответственность перед рекламораспространителем и третьими лицами за нарушение законодательства о рекламе в части содержания материалов (за недобросовестную, недостоверную, заведомо ложную рекламу), а также в части оформления (этичности), если не докажет, что нарушение произошло по вине рекламораспространителя. Плательщиком по счету № 394 от 19.03.2009 за размещение данного рекламного объявления в периодическом печатном издании – газете «Новгород» также выступал Новгородский филиал ОАО «Промсвязьбанк» (платежное поручение № 237 от 19.03.2009). Следовательно, в данном случае рекламодателем рекламы, являющейся ненадлежащей, является ОАО «Промсвязьбанк» в лице его Новгородского филиала.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ОАО «Промсвязьбанк» – юрисконсульт Новгородского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Резник Виктория Владимировна (доверенность № 1873 от 27.11.2008), о месте и времени рассмотрения дела ОАО «Промсвязьбанк» надлежащим образом было уведомлено.
На рассмотрении дела представитель ОАО «Промсвязьбанк» пояснил следующее.
В действиях ОАО «Промсвязьбанк» отсутствует нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в рассматриваемой рекламе присутствует вся допустимая в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе информация и при распространении рекламы ОАО «Промсвязьбанк» не нарушал требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Как следует из статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада одна сторона (банк) принимает от другой стороны (вкладчика) денежную сумму, и обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором банковского вклада. Соответственно, доходом вкладчика при заключении договора банковского вклада является сумма процентов, выплачиваемых банком.
В размещенной ОАО «Промсвязьбанк» рекламе не содержатся какие-либо финансовые условия привлечения вкладов в рамках договора «Мой мультивыбор», исходя из которых потенциальный клиент – вкладчик мог бы сделать вывод о возможном для него размере дохода при размещении средств при заключении рекламируемого договора, а именно: ни размеры процентных ставок, ни сроки привлечения вкладов, ни первоначальные или минимальные суммы вкладов, ни какие-либо иные условия привлечения и размещения денежных средств во вкладах.
Рассматриваемая реклама имела своей целью прежде всего сообщение информации о наличии «необычной» финансовой услуги и была адресована потенциальным вкладчикам, которые желают одновременно разместить денежные средства во вклады и осуществлять между ними операции конвертации.
Включая в рекламу слова «Без комиссии» наряду с изображением общепринятых знаков, обозначающих различные виды валют, объединенных «стрелками», ОАО «Промсвязьбанк» информирует потенциального вкладчика только о возможности заключения конверсионных сделок между вкладами в установленном в банковской практике порядке без взимания дополнительного вознаграждения за такие операции, что не является указанием на какое-либо финансовое условие по вкладу.
Таким образом, размещенная в периодическом печатном издании – газете «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009 года на 13 странице реклама об оказании ОАО «Промсвязьбанк» банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады является надлежащей, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и не содержит нарушений требований пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
В связи с тем, что при распространении рекламы об оказании банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады ОАО «Промсвязьбанк» не нарушал Закон о рекламе, ОАО «Промсвязьбанк» считает, что производство по делу № 44 об административном правонарушении подлежит прекращению.
Исследовав материалы дела № 44 от 12.11.2009 об административном правонарушении, заслушав объяснения представителя ОАО «Промсвязьбанк», уполномоченное должностное лицо Новгородского УФАС России, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
ОАО «Промсвязьбанк» указал, что в рассматриваемой рекламе банковской услуги присутствует вся допустимая в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе информация.
ОАО «Промсвязьбанк» утверждает, что в рекламном объявлении не содержатся какие-либо финансовые условия привлечения вкладов в рамках договора «Мой мультивыбор», исходя из которых потенциальный вкладчик мог бы сделать вывод о возможном для него размере дохода при размещении средств при заключении рекламируемого договора.
 Вместе с тем, согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе финансовых услуг должны быть указаны все условия оказания услуги, влияющие на возможные доходы или на возможные расходы воспользовавшегося услугой лица, если в рекламе содержится хотя бы одно такое условие.
В рассматриваемой рекламе сообщаются следующие условия оказания соответствующей банковской услуги (вкладов по договору «Мой мультивыбор»): валюта вкладов (рубль РФ, доллары США, евро); отсутствие комиссионного вознаграждения банка при совершении вкладчиком операций, связанных конвертацией денежных средств по счетам вкладов; взимание комиссионного вознаграждения в соответствии с тарифами банка при совершении операций по вкладам, не связанных с конвертацией.
Указанные условия привлечения денежных средств во вклады влияют на возможные расходы потенциального вкладчика: указание на отсутствие комиссионного вознаграждения банка при совершении вкладчиком операций, связанных конвертацией денежных средств по счетам вкладов (слова «Без комиссии») информирует о том, что потенциальный вкладчик не понесет расходов при совершении соответствующих операций по счетам вкладов; указание на взимание комиссионного вознаграждения в соответствии с тарифами банка при совершении операций по вкладам, не связанных с конвертацией, информирует о том, что потенциальный вкладчик понесет определенные расходы при совершении всех прочих операций по вкладам, кроме конвертации.
При этом иных условий оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, (срок вкладов, процентная ставка по вкладам, порядок начисления и выплаты процентов по вкладам, минимальная сумма вкладов, возможность пополнения и т.д.) указанная реклама не содержит, что нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.  
Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рекламного объявления о предоставлении банковской услуги, размещенного на 13 странице периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009 года, содержится в действиях рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ОАО «Промсвязьбанк».
Нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в данном случае является нарушением требований к содержанию рекламы финансовых услуг, которое определялось ее рекламодателем – ОАО «Промсвязьбанк». Следовательно, ответственность за нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель – ОАО «Промсвязьбанк», поскольку нарушение произошло по его вине.
В соответствии со статьей 14.3 КоАП нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что у ОАО «Промсвязьбанк» имелась возможность для соблюдения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП. При этом объективных обстоятельств, делавших невозможным выполнение ОАО «Промсвязьбанк» требований Закона о рекламе и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП, не усматривается.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства совершения ОАО «Промсвязьбанк» административного правонарушения, финансовое положение ОАО «Промсвязьбанк», отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП, а также то, что сведений о том, что ОАО «Промсвязьбанк» ранее привлекалось к административной ответственности в соответствии со статьей 14.3 КоАП, в Новгородском УФАС России не имеется.
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены. Каких-либо заявлений, ходатайств или отводов от ОАО «Промсвязьбанк» не поступало.
Руководствуясь статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
 
ПОСТАНОВИЛ:
 
1. Признать в действиях рекламодателя – Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк»  – при распространении на 13 странице периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 13 (977) от 2 апреля 2009 года рекламы банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады административное правонарушение, выразившееся в нарушении Открытым акционерным обществом «Промсвязьбанк» законодательства о рекламе (ненадлежащей рекламе), ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на рекламодателя – Открытое акционерное общество «Промсвязьбанк» – административный штраф за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащую рекламу) в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.
3. Сумму штрафа Открытому акционерному обществу «Промсвязьбанк» надлежит перечислить в бюджет:
 
ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810900000010001
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области
            Великий Новгород
БИК: 044959001
Кор. счет: Нет
ОКАТО: 49401000000
Код БК: 16111626000010000140
(Штраф за нарушение законодательства о рекламе)
 
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
 
 
 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
 
 
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
 
В ходе проведения проверки было выявлено нарушение ОАО  «Промсвязьбанк» законодательства Российской Федерации о рекламе ...
[format] => full_html [safe_value] =>
 
В ходе проведения проверки было выявлено нарушение ОАО  «Промсвязьбанк» законодательства Российской Федерации о рекламе ...
) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы Куриков Илья Андреевич.

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.


 

Также Новгородское УФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Курирует данное направление Врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Аванесян Мигель Вячеславович.

 

 

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-12-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-12-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )