Решение по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе ООО «Волна-Дента»

Дата публикации: 11 ноября 2009, 03:00

РЕШЕНИЕ

 «09» ноября 2009 года                         Великий Новгород
  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <.....>,
рассмотрев дело № 43 от 21.09.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Волна-Дента» рекламы следующего содержания: «Медицинский центр «Волна». Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов», содержащей перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), распространенной 22.05.2009 по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 на рекламной конструкции (щите) и содержащей признаки ненадлежащей,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «Волна-Дента» (далее – ООО «Волна-Дента») – <....>  (протокол собрания участников ООО «Волна-Дента»), <......>  (доверенность ООО «Волна-Дента»);
заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Карат» (далее – ООО «РА «Карат») – <....> (протокол общего собрания участников ООО «РА «Карат»),        
                                                           
УСТАНОВИЛА:
 
 22 мая 2009 года на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) от 22 мая 2009 года № 95 инспекцией Новгородского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка распространения наружной рекламы (щитов, перетяжек, стендов, плакатов) на территории Великого Новгорода на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Проверка осуществлялась с применением фотоаппарата.
В результате проверки и анализа полученных фотоснимков установлено, что по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 расположена рекламная конструкция (щит), на которой размещена реклама следующего содержания: «Медицинский центр «Волна», содержащая перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.) Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов». При этом в тексте рекламы содержится перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), оказываемых Медицинским центром «Волна».
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 269 от 16.07.2001 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость; приём (осмотр, консультация) – производимые по определённому плану действия врача при возникновении у пациента необходимости в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определённого заболевания или синдрома.
   Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения,  медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). В рассматриваемом рекламном объявлении данные сведения отсутствуют.  
           В соответствии с письмом Комитета по охране здоровья населения области (исх. № 3154 от 26.08.2009) Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Волна», оказывающее рекламируемые услуги, осуществляет свою деятельность на основании выданных лицензий: № 53-01-000023 от 10.02.2005 (представленной Управлением Федеральной службы пот надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Новгородской области); № ЛО-53-01-000076 от 09.12.2008 (представленной Комитетом по охране здоровья населения области).
           Как следует из письма рекламораспостранителя вышеуказанной рекламы – Общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Карат» (далее – ООО «РА «Карат») и приложенных к нему документов (договора № ..>, копии счётов <....>, копии платёжного поручения № <...>, копии счёта № <...>, копии платёжного поручения № <...>, копии счёта № <...>, копии платёжного поручения № <....>), её рекламодателем являлось ООО «Волна-Дента».
           Как следует из письма ООО «Волна-Дента» (исх. № 5 от 17.09.2009) и приложенных к нему документов (копии счёта № <.....>), ООО «РА «Карат» самостоятельно разработало макет рекламы, но не согласовало его с ООО «Волна-Дента». Когда оформлялся заказ на изготовление рекламы, необходимая ссылка присутствовала в пожеланиях ООО «Волна-Дента», но по независящим от ООО «Волна-Дента» причинам в текст рекламы не попала.
            Как следует из письма ООО «РА «Карат» (вх. № 5615 от 15.10.2009 Новгородского УФАС России) и приложенной к нему переписки посредством электронной почты между ООО «Волна-Дента» и ООО «РА «Карат», утверждения ООО «Волна-Дента» о том, что при оформлении заказа присутствовала формулировка о необходимости проконсультироваться со специалистом и предупреждения о наличии противопоказаний, не соответствуют действительности.
На рассмотрении дела присутствовали представители ООО «Волна-Дента» – <.....>, о месте и времени рассмотрения дела № 43 от 21.09.2009 ООО «Волна-Дента» надлежащим образом было уведомлено (вх. № 5463 от 09.10.2009 Новгородского УФАС России).
Как следует из устных объяснений, данных ими на рассмотрении дела, на рассматриваемой рекламной конструкции (щите) распространена реклама не медицинских услуг, а только отдельных специалистов, так как любая медицинская услуга должна начинаться с предварительного обследования. Количество противопоказаний к конкретной медицинской услуге определяется при проведении предварительного обследования.
Ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, по мнению представителей ООО «Волна-Дента» в данном случае, должен нести рекламораспространитель, так как он является специалистом в данной области.
Доводы, приведённые представителями ООО «Волна-Дента» на рассмотрении дела, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В рассматриваемой рекламе, помимо возможности диагностики и лечения у отдельных медицинских специалистов, указано перечисление медицинских услуг и методов лечения. Такими услугами, согласно тексту рекламного объявления являются: диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д. Каждая из перечисленных медицинских услуг и методов лечения, оказываемая специалистами Медицинского центра «Волна», имеет свой перечень противопоказаний. Это следует из устных пояснений, данных представителями ООО «Волна-Дента» на рассмотрении дела, а также из письма ООО «Волна-Дента» (исх. № 6 от 24.09.2009).
Довод ООО «Волна-Дента» о том, что в данном случае за распространение ненадлежащей рекламы ответственность должен нести рекламораспространитель – ООО «РА «Карат» является несостоятельным, так как ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Материалы и доказательства, собранные по делу, а именно объяснения ООО «РА «Карат» и его переписка с ООО «Волна-Дента» посредством электронной почты по поводу размещения рассматриваемой рекламы, свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанного рекламного объявления, т.е. его рекламодателя – ООО «Волна-Дента».
Следовательно, ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель – ООО «Волна-Дента».
На рассмотрении дела присутствовал представитель ООО «РА «Карат» – <....>, о месте и времени рассмотрения дела № 43 от 21.09.2009 ООО «РА «Карат» надлежащим образом было уведомлено (исх. № 3369/03 от 05.10.2009 Новгородского УФАС России).
Как следует из устных объяснений, данных им на рассмотрении дела, о наличии возможных противопоказаний к медицинским услугам и методам лечения перечисленных в рассматриваемой рекламе, ООО «РА «Карат» узнало только из запроса документов и информации Новгородского УФАС России. Содержание и внешний вид рассматриваемой рекламы определялось её рекламодателем – ООО «Волна-Дента». Процесс согласования макета рассматриваемой рекламы происходил между ООО «РА «Карат» и ООО «Волна-Дента» посредством электронной почты. При оформлении заказа фраза о возможных противопоказаниях отсутствовала в пожеланиях рекламодателя – ООО «Волна-Дента».
Исследовав материалы дела № 43 от 21.09.2009, заслушав объяснения представителей ООО «Волна-Дента» и ООО «РА «Карат», Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В рекламе, распространенной 22.05.2009 по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 на рекламной конструкции (щите) следующего содержания «Медицинский центр «Волна». Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов», содержащей перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), рекламодателем которой является ООО «Волна-Дента», имеется нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы о предоставлении медицинских услуг и методов лечения предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
 На момент рассмотрения дела доказательств нераспространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы ООО «Волна-Дента» не представлено.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Волна-Дента», являющегося рекламодателем, следующего содержания: «Медицинский центр «Волна». Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов», содержащую перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), распространенную 22.05.2009 по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 на рекламной конструкции (щите),  поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
           2. Выдать ООО «Волна-Дента» (рекламодателю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
           3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме ­­11 ноября 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
stdClass Object ( [vid] => 6332 [uid] => 1 [title] => Решение по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе ООО «Волна-Дента» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6332 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 «09» ноября 2009 года                         Великий Новгород
  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <.....>,
рассмотрев дело № 43 от 21.09.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Волна-Дента» рекламы следующего содержания: «Медицинский центр «Волна». Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов», содержащей перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), распространенной 22.05.2009 по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 на рекламной конструкции (щите) и содержащей признаки ненадлежащей,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «Волна-Дента» (далее – ООО «Волна-Дента») – <....>  (протокол собрания участников ООО «Волна-Дента»), <......>  (доверенность ООО «Волна-Дента»);
заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Карат» (далее – ООО «РА «Карат») – <....> (протокол общего собрания участников ООО «РА «Карат»),        
                                                           
УСТАНОВИЛА:
 
 22 мая 2009 года на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) от 22 мая 2009 года № 95 инспекцией Новгородского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка распространения наружной рекламы (щитов, перетяжек, стендов, плакатов) на территории Великого Новгорода на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Проверка осуществлялась с применением фотоаппарата.
В результате проверки и анализа полученных фотоснимков установлено, что по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 расположена рекламная конструкция (щит), на которой размещена реклама следующего содержания: «Медицинский центр «Волна», содержащая перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.) Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов». При этом в тексте рекламы содержится перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), оказываемых Медицинским центром «Волна».
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 269 от 16.07.2001 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость; приём (осмотр, консультация) – производимые по определённому плану действия врача при возникновении у пациента необходимости в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определённого заболевания или синдрома.
   Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения,  медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). В рассматриваемом рекламном объявлении данные сведения отсутствуют.  
           В соответствии с письмом Комитета по охране здоровья населения области (исх. № 3154 от 26.08.2009) Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Волна», оказывающее рекламируемые услуги, осуществляет свою деятельность на основании выданных лицензий: № 53-01-000023 от 10.02.2005 (представленной Управлением Федеральной службы пот надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Новгородской области); № ЛО-53-01-000076 от 09.12.2008 (представленной Комитетом по охране здоровья населения области).
           Как следует из письма рекламораспостранителя вышеуказанной рекламы – Общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Карат» (далее – ООО «РА «Карат») и приложенных к нему документов (договора № ..>, копии счётов <....>, копии платёжного поручения № <...>, копии счёта № <...>, копии платёжного поручения № <...>, копии счёта № <...>, копии платёжного поручения № <....>), её рекламодателем являлось ООО «Волна-Дента».
           Как следует из письма ООО «Волна-Дента» (исх. № 5 от 17.09.2009) и приложенных к нему документов (копии счёта № <.....>), ООО «РА «Карат» самостоятельно разработало макет рекламы, но не согласовало его с ООО «Волна-Дента». Когда оформлялся заказ на изготовление рекламы, необходимая ссылка присутствовала в пожеланиях ООО «Волна-Дента», но по независящим от ООО «Волна-Дента» причинам в текст рекламы не попала.
            Как следует из письма ООО «РА «Карат» (вх. № 5615 от 15.10.2009 Новгородского УФАС России) и приложенной к нему переписки посредством электронной почты между ООО «Волна-Дента» и ООО «РА «Карат», утверждения ООО «Волна-Дента» о том, что при оформлении заказа присутствовала формулировка о необходимости проконсультироваться со специалистом и предупреждения о наличии противопоказаний, не соответствуют действительности.
На рассмотрении дела присутствовали представители ООО «Волна-Дента» – <.....>, о месте и времени рассмотрения дела № 43 от 21.09.2009 ООО «Волна-Дента» надлежащим образом было уведомлено (вх. № 5463 от 09.10.2009 Новгородского УФАС России).
Как следует из устных объяснений, данных ими на рассмотрении дела, на рассматриваемой рекламной конструкции (щите) распространена реклама не медицинских услуг, а только отдельных специалистов, так как любая медицинская услуга должна начинаться с предварительного обследования. Количество противопоказаний к конкретной медицинской услуге определяется при проведении предварительного обследования.
Ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, по мнению представителей ООО «Волна-Дента» в данном случае, должен нести рекламораспространитель, так как он является специалистом в данной области.
Доводы, приведённые представителями ООО «Волна-Дента» на рассмотрении дела, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В рассматриваемой рекламе, помимо возможности диагностики и лечения у отдельных медицинских специалистов, указано перечисление медицинских услуг и методов лечения. Такими услугами, согласно тексту рекламного объявления являются: диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д. Каждая из перечисленных медицинских услуг и методов лечения, оказываемая специалистами Медицинского центра «Волна», имеет свой перечень противопоказаний. Это следует из устных пояснений, данных представителями ООО «Волна-Дента» на рассмотрении дела, а также из письма ООО «Волна-Дента» (исх. № 6 от 24.09.2009).
Довод ООО «Волна-Дента» о том, что в данном случае за распространение ненадлежащей рекламы ответственность должен нести рекламораспространитель – ООО «РА «Карат» является несостоятельным, так как ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Материалы и доказательства, собранные по делу, а именно объяснения ООО «РА «Карат» и его переписка с ООО «Волна-Дента» посредством электронной почты по поводу размещения рассматриваемой рекламы, свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанного рекламного объявления, т.е. его рекламодателя – ООО «Волна-Дента».
Следовательно, ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель – ООО «Волна-Дента».
На рассмотрении дела присутствовал представитель ООО «РА «Карат» – <....>, о месте и времени рассмотрения дела № 43 от 21.09.2009 ООО «РА «Карат» надлежащим образом было уведомлено (исх. № 3369/03 от 05.10.2009 Новгородского УФАС России).
Как следует из устных объяснений, данных им на рассмотрении дела, о наличии возможных противопоказаний к медицинским услугам и методам лечения перечисленных в рассматриваемой рекламе, ООО «РА «Карат» узнало только из запроса документов и информации Новгородского УФАС России. Содержание и внешний вид рассматриваемой рекламы определялось её рекламодателем – ООО «Волна-Дента». Процесс согласования макета рассматриваемой рекламы происходил между ООО «РА «Карат» и ООО «Волна-Дента» посредством электронной почты. При оформлении заказа фраза о возможных противопоказаниях отсутствовала в пожеланиях рекламодателя – ООО «Волна-Дента».
Исследовав материалы дела № 43 от 21.09.2009, заслушав объяснения представителей ООО «Волна-Дента» и ООО «РА «Карат», Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В рекламе, распространенной 22.05.2009 по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 на рекламной конструкции (щите) следующего содержания «Медицинский центр «Волна». Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов», содержащей перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), рекламодателем которой является ООО «Волна-Дента», имеется нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы о предоставлении медицинских услуг и методов лечения предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
 На момент рассмотрения дела доказательств нераспространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы ООО «Волна-Дента» не представлено.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Волна-Дента», являющегося рекламодателем, следующего содержания: «Медицинский центр «Волна». Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов», содержащую перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), распространенную 22.05.2009 по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 на рекламной конструкции (щите),  поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
           2. Выдать ООО «Волна-Дента» (рекламодателю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
           3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме ­­11 ноября 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 «09» ноября 2009 года                         Великий Новгород
  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <.....>,
рассмотрев дело № 43 от 21.09.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Волна-Дента» рекламы следующего содержания: «Медицинский центр «Волна». Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов», содержащей перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), распространенной 22.05.2009 по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 на рекламной конструкции (щите) и содержащей признаки ненадлежащей,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «Волна-Дента» (далее – ООО «Волна-Дента») – <....>  (протокол собрания участников ООО «Волна-Дента»), <......>  (доверенность ООО «Волна-Дента»);
заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Карат» (далее – ООО «РА «Карат») – <....> (протокол общего собрания участников ООО «РА «Карат»),        
                                                           
УСТАНОВИЛА:
 
 22 мая 2009 года на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) от 22 мая 2009 года № 95 инспекцией Новгородского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка распространения наружной рекламы (щитов, перетяжек, стендов, плакатов) на территории Великого Новгорода на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Проверка осуществлялась с применением фотоаппарата.
В результате проверки и анализа полученных фотоснимков установлено, что по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 расположена рекламная конструкция (щит), на которой размещена реклама следующего содержания: «Медицинский центр «Волна», содержащая перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.) Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов». При этом в тексте рекламы содержится перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), оказываемых Медицинским центром «Волна».
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 269 от 16.07.2001 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость; приём (осмотр, консультация) – производимые по определённому плану действия врача при возникновении у пациента необходимости в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определённого заболевания или синдрома.
   Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения,  медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). В рассматриваемом рекламном объявлении данные сведения отсутствуют.  
           В соответствии с письмом Комитета по охране здоровья населения области (исх. № 3154 от 26.08.2009) Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Волна», оказывающее рекламируемые услуги, осуществляет свою деятельность на основании выданных лицензий: № 53-01-000023 от 10.02.2005 (представленной Управлением Федеральной службы пот надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Новгородской области); № ЛО-53-01-000076 от 09.12.2008 (представленной Комитетом по охране здоровья населения области).
           Как следует из письма рекламораспостранителя вышеуказанной рекламы – Общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Карат» (далее – ООО «РА «Карат») и приложенных к нему документов (договора № ..>, копии счётов <....>, копии платёжного поручения № <...>, копии счёта № <...>, копии платёжного поручения № <...>, копии счёта № <...>, копии платёжного поручения № <....>), её рекламодателем являлось ООО «Волна-Дента».
           Как следует из письма ООО «Волна-Дента» (исх. № 5 от 17.09.2009) и приложенных к нему документов (копии счёта № <.....>), ООО «РА «Карат» самостоятельно разработало макет рекламы, но не согласовало его с ООО «Волна-Дента». Когда оформлялся заказ на изготовление рекламы, необходимая ссылка присутствовала в пожеланиях ООО «Волна-Дента», но по независящим от ООО «Волна-Дента» причинам в текст рекламы не попала.
            Как следует из письма ООО «РА «Карат» (вх. № 5615 от 15.10.2009 Новгородского УФАС России) и приложенной к нему переписки посредством электронной почты между ООО «Волна-Дента» и ООО «РА «Карат», утверждения ООО «Волна-Дента» о том, что при оформлении заказа присутствовала формулировка о необходимости проконсультироваться со специалистом и предупреждения о наличии противопоказаний, не соответствуют действительности.
На рассмотрении дела присутствовали представители ООО «Волна-Дента» – <.....>, о месте и времени рассмотрения дела № 43 от 21.09.2009 ООО «Волна-Дента» надлежащим образом было уведомлено (вх. № 5463 от 09.10.2009 Новгородского УФАС России).
Как следует из устных объяснений, данных ими на рассмотрении дела, на рассматриваемой рекламной конструкции (щите) распространена реклама не медицинских услуг, а только отдельных специалистов, так как любая медицинская услуга должна начинаться с предварительного обследования. Количество противопоказаний к конкретной медицинской услуге определяется при проведении предварительного обследования.
Ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, по мнению представителей ООО «Волна-Дента» в данном случае, должен нести рекламораспространитель, так как он является специалистом в данной области.
Доводы, приведённые представителями ООО «Волна-Дента» на рассмотрении дела, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В рассматриваемой рекламе, помимо возможности диагностики и лечения у отдельных медицинских специалистов, указано перечисление медицинских услуг и методов лечения. Такими услугами, согласно тексту рекламного объявления являются: диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д. Каждая из перечисленных медицинских услуг и методов лечения, оказываемая специалистами Медицинского центра «Волна», имеет свой перечень противопоказаний. Это следует из устных пояснений, данных представителями ООО «Волна-Дента» на рассмотрении дела, а также из письма ООО «Волна-Дента» (исх. № 6 от 24.09.2009).
Довод ООО «Волна-Дента» о том, что в данном случае за распространение ненадлежащей рекламы ответственность должен нести рекламораспространитель – ООО «РА «Карат» является несостоятельным, так как ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Материалы и доказательства, собранные по делу, а именно объяснения ООО «РА «Карат» и его переписка с ООО «Волна-Дента» посредством электронной почты по поводу размещения рассматриваемой рекламы, свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанного рекламного объявления, т.е. его рекламодателя – ООО «Волна-Дента».
Следовательно, ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель – ООО «Волна-Дента».
На рассмотрении дела присутствовал представитель ООО «РА «Карат» – <....>, о месте и времени рассмотрения дела № 43 от 21.09.2009 ООО «РА «Карат» надлежащим образом было уведомлено (исх. № 3369/03 от 05.10.2009 Новгородского УФАС России).
Как следует из устных объяснений, данных им на рассмотрении дела, о наличии возможных противопоказаний к медицинским услугам и методам лечения перечисленных в рассматриваемой рекламе, ООО «РА «Карат» узнало только из запроса документов и информации Новгородского УФАС России. Содержание и внешний вид рассматриваемой рекламы определялось её рекламодателем – ООО «Волна-Дента». Процесс согласования макета рассматриваемой рекламы происходил между ООО «РА «Карат» и ООО «Волна-Дента» посредством электронной почты. При оформлении заказа фраза о возможных противопоказаниях отсутствовала в пожеланиях рекламодателя – ООО «Волна-Дента».
Исследовав материалы дела № 43 от 21.09.2009, заслушав объяснения представителей ООО «Волна-Дента» и ООО «РА «Карат», Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В рекламе, распространенной 22.05.2009 по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 на рекламной конструкции (щите) следующего содержания «Медицинский центр «Волна». Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов», содержащей перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), рекламодателем которой является ООО «Волна-Дента», имеется нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы о предоставлении медицинских услуг и методов лечения предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
 На момент рассмотрения дела доказательств нераспространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы ООО «Волна-Дента» не представлено.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Волна-Дента», являющегося рекламодателем, следующего содержания: «Медицинский центр «Волна». Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов», содержащую перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), распространенную 22.05.2009 по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 на рекламной конструкции (щите),  поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
           2. Выдать ООО «Волна-Дента» (рекламодателю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
           3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме ­­11 ноября 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрела  дело № 43 от 21.09.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Волна-Дента» рекламы следующего содержания:
[format] => full_html [safe_value] =>
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрела  дело № 43 от 21.09.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Волна-Дента» рекламы следующего содержания:
) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Курирует данное направление заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы Куриков Илья Андреевич.

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.


 

Также Новгородское УФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Курирует данное направление Врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Аванесян Мигель Вячеславович.

 

 

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-11-11 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-11-11 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )