Решение по результатам рассмотрения жалобы Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз»

Дата публикации: 4 августа 2009, 04:00

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов

29 июля 2009 года Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;
Лучников Р.В. – член Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Казаковская О.В. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Куриков И.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Жогин Н.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» – директора <......>;
- участника размещения заказа – Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз» – заместителя начальника отдела организационно-правовой работы <.....>
рассмотрев жалобу участника размещения заказа – Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз» (далее – ОАО «Новгородоблгаз») на действия аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» (далее – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района») при размещении им муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области, рассмотрение заявок на участие в котором состоялось 22.07.2009 в 08 часов 30 минут, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу. В соответствии с пунктом 4 раздела I Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее – Закон о размещении заказов) участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В Новгородское УФАС России 23 июля 2009 года поступила жалоба участника размещения заказа – ОАО «Новгородоблгаз» (исх. № 2707 от 23.07.2009; далее – Жалоба) на действия аукционной комиссии муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» при размещении им муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области, рассмотрение заявок на участие в котором состоялось 22.07.2009 в 08 часов 30 минут.
Жалоба подана в соответствии с Законом о размещении заказов и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 – 58 данного закона.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов муниципальному заказчику – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» и его аукционной комиссии было направлено требование о приостановлении размещения вышеуказанного заказа до рассмотрения Жалобы по существу (исх. № 2405/03 от 23.07.2009 Новгородского УФАС России), которые и муниципальным заказчиком и его аукционной комиссией исполнены, размещение муниципального заказа приостановлено, муниципальный контракт не заключен.
Из Жалобы следует, что ОАО «Новгородоблгаз» в срок, установленный извещением и документацией об аукционе, подало заявку на участие в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области.
В результате рассмотрения заявок на участие в указанном открытом аукционе аукционная комиссия отказала в допуске к участию в аукционе ОАО «Новгородоблгаз».
ОАО «Новгородоблгаз» не согласно с вышеуказанным решением аукционной комиссии по следующим основаниям.
Заявка ОАО «Новгородоблгаз» была отклонена на причине несоответствия подпункту «д» пункта 8.2 документации об аукционе, в котором указано, что заявка на участие в аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Решение аукционной комиссии обосновано тем, что «в совокупности документов, приложенных к заявке ОАО «Новгородоблгаз», отсутствует решение об одобрении совершения крупной сделки, либо копия такого решения...».
Однако крупной сделкой считается сделка, связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Данная сделка для ОАО «Новгородоблгаз» не является крупной, что подтверждается приложенным к Жалобе бухгалтерским балансом общества.
В соответствии с Законом о размещении заказов ОАО «Новгородоблгаз» не обязано представлять данные для подтверждения того, что сделка не является крупной. Данное требование не установлено и документацией об аукционе.
На основании вышеизложенного ОАО «Новгородоблгаз» считает решение аукционной комиссии незаконным и необоснованным, и просит приостановить процедуру размещения заказа и обязать аукционную комиссию совершить действия по прекращению нарушения закона и прав ОАО «Новгородоблгаз».
На рассмотрении Жалобы представитель участника размещения заказа – ОАО «Новгородоблгаз» – поддержал изложенные в ней доводы.
Муниципальный заказчик – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. № 269 от 29.07.2009).
Информация о балансовой стоимости активов общества отсутствовала в совокупности документов, приложенных к заявке на участие в аукционе ОАО «Новгородоблгаз»; сведения о том, что данная сделка не является для ОАО «Новгородоблгаз» крупной (в том числе в декларативной форме) также отсутствовали в заявке общества и приложенных документах.
Таким образом, ОАО «Новгородоблгаз» было проигнорировано требование подпункта «д» пункта 8.2 документации об аукционе, обязывающее участников размещения заказа приложить к заявке на участие в аукционе решение об одобрении совершения крупной сделки, либо копию такого решения, что также противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Соответственно, при решении вопроса о допуске ОАО «Новгородоблгаз» к участию в аукционе аукционная комиссия располагала лишь сведениями о величине уставного капитала общества (67000 рублей), то есть о сумме в несколько раз меньшей начальной (максимальной) цены муниципального контракта, а совокупность видов деятельности общества, предусмотренных уставом, не позволяла определить относящиеся к обычной хозяйственной деятельности общества.
Кроме того, действующим законодательством не определены виды хозяйственной деятельности, либо критерии, согласно которым те или иные производственные направления юридического лица могут быть отнесены к категории «обычной хозяйственной деятельности».
На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» поддержал доводы, изложенные в возражениях на нее.
На основании пункта 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.10.2007 № 379, в заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы по инициативе Комиссии объявлялся перерыв в связи с необходимостью получения от муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» дополнительных документов и сведений.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» выступает муниципальным заказчиком при размещении заказа на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области за счет бюджетных средств, поскольку является бюджетным учреждением и получателем средств муниципального бюджета.
В июне – июле 2009 года муниципальным заказчиком – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» проводилось размещение муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области, рассмотрение заявок на участие в котором состоялось 22.07.2009 в 08 часов 30 минут.
В соответствии с требованиями частей 1, 2, 3 статьи 7 Закона о размещении заказов муниципальным заказчиком – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» приказом от 05.09.2008 № 26 (в редакции приказа от 18.05.2009 № 8) была создана единая комиссия для размещения муниципальных заказов путем проведения конкурса, аукциона либо запроса котировок.
В срок, указанный в извещении о проведении открытого аукциона, были поданы 4 заявки на участие в рассматриваемом аукционе, в том числе от участника размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз».
Из протокола № 1 заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области от 22.07.2009 (далее – Протокол рассмотрения заявок № 1 от 22.07.2009), следует, что аукционная комиссия муниципального заказчика – «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» отказала участнику размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» в допуске к участию в аукционе по причине непредставления указанным участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе решения об одобрении крупной сделки, либо копии такого решения, в соответствии с подпунктом «д» пункта 8.2 документации об аукционе.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой. Аналогичное требование содержится в подпункте «д» пункта 8.2 документации по проведению рассматриваемого аукциона.
Таким образом, наличие в составе заявки на участие в аукционе решения об одобрении крупной сделки необходимо только в предусмотренных Законом о размещении заказов случаях, в частности, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации.
Понятие крупной сделки и порядок принятия решения об одобрении крупной сделки для открытых акционерных обществ установлены Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах).
В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона об акционерных обществах крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона об акционерных обществах крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС России от 13.03.2001 № 62 и пунктом 3 Письма ФАС России от 29.12.2007 № ИА/26443 обычной хозяйственной деятельностью общества признается осуществление сделок, предусмотренных уставом хозяйствующего субъекта, а также направленных на осуществление текущих хозяйственных сделок.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Устава ОАО «Новгородоблгаз» (утвержден решением общего собрания акционеров от 29.06.2007) одним из основных видов деятельности общества является строительство газопроводов среднего и низкого давления, отводов и ГРС, систем газоснабжения и сооружений на них, их ремонт и реконструкция, а также строительство и ремонт производственных зданий и сооружений жилищного фонда.
Таким образом, выполнение указанных видов работ является для ОАО «Новгородоблгаз» обычной хозяйственной деятельностью.
Предметом рассматриваемого аукциона является выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области. В соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к документации об аукционе) выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области предполагает производство работ, выполнение которых является для ОАО «Новгородоблгаз» обычной хозяйственной деятельностью.
Таким образом, выполнение работ, являющихся предметом рассматриваемого аукциона, является для участника размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» обычной хозяйственной деятельностью, в связи с чем заключение муниципального контракта по итогам аукциона не будет считаться для ОАО «Новгородоблгаз» крупной сделкой.
Кроме того, в соответствии с представленным ОАО «Новгородоблгаз» бухгалтерским балансом на 31.03.2009 начальная максимальная цена муниципального контракта, указанная в документации по проведению рассматриваемого аукциона (4479468 рублей), не составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, что также подтверждает, что участие в рассматриваемом аукционе и заключение муниципального контракта по итогам аукциона не является для ОАО «Новгородоблгаз» крупной сделкой.
Из вышеизложенного следует, что участник размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» не должен был представлять в составе заявки на участие в рассматриваемом аукционе решение об одобрении крупной сделки, поскольку для указанного участника размещения заказа участие в рассматриваемом аукционе и заключение государственного контракта по итогам аукциона не является крупной сделкой (часть 1 статьи 78 Закона об акционерных обществах).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, в котором указываются положения настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положения документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положения такой заявки на участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредоставления документов, определенных частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Заявка на участие в аукционе участника размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» содержала все необходимые документы в соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов. При этом предусмотренное подпунктом «д» пункта 1 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов и подпунктом «д» пункта 8.2 документации об аукционе решение об одобрении или о совершении крупной сделки, либо копию такого решения указанный участник размещения заказа представлять не должен.
Таким образом, участник размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов и документации об аукционе.
Между тем, аукционная комиссия муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» при рассмотрении заявок на участие в рассматриваемом открытом аукционе отказала в допуске ОАО «Новгородоблгаз» к участию в аукционе по причине непредставления указанным участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе решения об одобрении крупной сделки в соответствии с подпунктом «д» пункта 8.2 документации об аукционе, то есть по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» содержаться нарушения пункта 1 части 1 статьи 12 и части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов, выразившиеся в необоснованном отказе в допуске к участию в аукционе участника размещения заказа, заявка на участие в аукционе которого содержала все необходимые документы, предусмотренные Законом о размещении заказов.

Руководствуясь частью 1 статьи 12, частью 5 статьи 17, частью 3 статьи 36, статьей 57, статьей 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу – Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз» (173015, Великий Новгород, ул. Загородная, д. 2, корп. 2) на действия аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» при размещении им муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области, рассмотрение заявок на участие в котором состоялось 22.07.2009 в 08 часов 30 минут, обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» нарушения пункта 1 части 1 статьи 12 и части 3 статьи 36 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
3. Выдать аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении членов аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района».

stdClass Object ( [vid] => 6099 [uid] => 1 [title] => Решение по результатам рассмотрения жалобы Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6099 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов

29 июля 2009 года Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;
Лучников Р.В. – член Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Казаковская О.В. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Куриков И.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Жогин Н.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» – директора <......>;
- участника размещения заказа – Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз» – заместителя начальника отдела организационно-правовой работы <.....>
рассмотрев жалобу участника размещения заказа – Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз» (далее – ОАО «Новгородоблгаз») на действия аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» (далее – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района») при размещении им муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области, рассмотрение заявок на участие в котором состоялось 22.07.2009 в 08 часов 30 минут, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу. В соответствии с пунктом 4 раздела I Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее – Закон о размещении заказов) участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В Новгородское УФАС России 23 июля 2009 года поступила жалоба участника размещения заказа – ОАО «Новгородоблгаз» (исх. № 2707 от 23.07.2009; далее – Жалоба) на действия аукционной комиссии муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» при размещении им муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области, рассмотрение заявок на участие в котором состоялось 22.07.2009 в 08 часов 30 минут.
Жалоба подана в соответствии с Законом о размещении заказов и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 – 58 данного закона.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов муниципальному заказчику – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» и его аукционной комиссии было направлено требование о приостановлении размещения вышеуказанного заказа до рассмотрения Жалобы по существу (исх. № 2405/03 от 23.07.2009 Новгородского УФАС России), которые и муниципальным заказчиком и его аукционной комиссией исполнены, размещение муниципального заказа приостановлено, муниципальный контракт не заключен.
Из Жалобы следует, что ОАО «Новгородоблгаз» в срок, установленный извещением и документацией об аукционе, подало заявку на участие в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области.
В результате рассмотрения заявок на участие в указанном открытом аукционе аукционная комиссия отказала в допуске к участию в аукционе ОАО «Новгородоблгаз».
ОАО «Новгородоблгаз» не согласно с вышеуказанным решением аукционной комиссии по следующим основаниям.
Заявка ОАО «Новгородоблгаз» была отклонена на причине несоответствия подпункту «д» пункта 8.2 документации об аукционе, в котором указано, что заявка на участие в аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Решение аукционной комиссии обосновано тем, что «в совокупности документов, приложенных к заявке ОАО «Новгородоблгаз», отсутствует решение об одобрении совершения крупной сделки, либо копия такого решения...».
Однако крупной сделкой считается сделка, связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Данная сделка для ОАО «Новгородоблгаз» не является крупной, что подтверждается приложенным к Жалобе бухгалтерским балансом общества.
В соответствии с Законом о размещении заказов ОАО «Новгородоблгаз» не обязано представлять данные для подтверждения того, что сделка не является крупной. Данное требование не установлено и документацией об аукционе.
На основании вышеизложенного ОАО «Новгородоблгаз» считает решение аукционной комиссии незаконным и необоснованным, и просит приостановить процедуру размещения заказа и обязать аукционную комиссию совершить действия по прекращению нарушения закона и прав ОАО «Новгородоблгаз».
На рассмотрении Жалобы представитель участника размещения заказа – ОАО «Новгородоблгаз» – поддержал изложенные в ней доводы.
Муниципальный заказчик – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. № 269 от 29.07.2009).
Информация о балансовой стоимости активов общества отсутствовала в совокупности документов, приложенных к заявке на участие в аукционе ОАО «Новгородоблгаз»; сведения о том, что данная сделка не является для ОАО «Новгородоблгаз» крупной (в том числе в декларативной форме) также отсутствовали в заявке общества и приложенных документах.
Таким образом, ОАО «Новгородоблгаз» было проигнорировано требование подпункта «д» пункта 8.2 документации об аукционе, обязывающее участников размещения заказа приложить к заявке на участие в аукционе решение об одобрении совершения крупной сделки, либо копию такого решения, что также противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Соответственно, при решении вопроса о допуске ОАО «Новгородоблгаз» к участию в аукционе аукционная комиссия располагала лишь сведениями о величине уставного капитала общества (67000 рублей), то есть о сумме в несколько раз меньшей начальной (максимальной) цены муниципального контракта, а совокупность видов деятельности общества, предусмотренных уставом, не позволяла определить относящиеся к обычной хозяйственной деятельности общества.
Кроме того, действующим законодательством не определены виды хозяйственной деятельности, либо критерии, согласно которым те или иные производственные направления юридического лица могут быть отнесены к категории «обычной хозяйственной деятельности».
На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» поддержал доводы, изложенные в возражениях на нее.
На основании пункта 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.10.2007 № 379, в заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы по инициативе Комиссии объявлялся перерыв в связи с необходимостью получения от муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» дополнительных документов и сведений.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» выступает муниципальным заказчиком при размещении заказа на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области за счет бюджетных средств, поскольку является бюджетным учреждением и получателем средств муниципального бюджета.
В июне – июле 2009 года муниципальным заказчиком – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» проводилось размещение муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области, рассмотрение заявок на участие в котором состоялось 22.07.2009 в 08 часов 30 минут.
В соответствии с требованиями частей 1, 2, 3 статьи 7 Закона о размещении заказов муниципальным заказчиком – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» приказом от 05.09.2008 № 26 (в редакции приказа от 18.05.2009 № 8) была создана единая комиссия для размещения муниципальных заказов путем проведения конкурса, аукциона либо запроса котировок.
В срок, указанный в извещении о проведении открытого аукциона, были поданы 4 заявки на участие в рассматриваемом аукционе, в том числе от участника размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз».
Из протокола № 1 заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области от 22.07.2009 (далее – Протокол рассмотрения заявок № 1 от 22.07.2009), следует, что аукционная комиссия муниципального заказчика – «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» отказала участнику размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» в допуске к участию в аукционе по причине непредставления указанным участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе решения об одобрении крупной сделки, либо копии такого решения, в соответствии с подпунктом «д» пункта 8.2 документации об аукционе.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой. Аналогичное требование содержится в подпункте «д» пункта 8.2 документации по проведению рассматриваемого аукциона.
Таким образом, наличие в составе заявки на участие в аукционе решения об одобрении крупной сделки необходимо только в предусмотренных Законом о размещении заказов случаях, в частности, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации.
Понятие крупной сделки и порядок принятия решения об одобрении крупной сделки для открытых акционерных обществ установлены Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах).
В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона об акционерных обществах крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона об акционерных обществах крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС России от 13.03.2001 № 62 и пунктом 3 Письма ФАС России от 29.12.2007 № ИА/26443 обычной хозяйственной деятельностью общества признается осуществление сделок, предусмотренных уставом хозяйствующего субъекта, а также направленных на осуществление текущих хозяйственных сделок.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Устава ОАО «Новгородоблгаз» (утвержден решением общего собрания акционеров от 29.06.2007) одним из основных видов деятельности общества является строительство газопроводов среднего и низкого давления, отводов и ГРС, систем газоснабжения и сооружений на них, их ремонт и реконструкция, а также строительство и ремонт производственных зданий и сооружений жилищного фонда.
Таким образом, выполнение указанных видов работ является для ОАО «Новгородоблгаз» обычной хозяйственной деятельностью.
Предметом рассматриваемого аукциона является выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области. В соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к документации об аукционе) выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области предполагает производство работ, выполнение которых является для ОАО «Новгородоблгаз» обычной хозяйственной деятельностью.
Таким образом, выполнение работ, являющихся предметом рассматриваемого аукциона, является для участника размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» обычной хозяйственной деятельностью, в связи с чем заключение муниципального контракта по итогам аукциона не будет считаться для ОАО «Новгородоблгаз» крупной сделкой.
Кроме того, в соответствии с представленным ОАО «Новгородоблгаз» бухгалтерским балансом на 31.03.2009 начальная максимальная цена муниципального контракта, указанная в документации по проведению рассматриваемого аукциона (4479468 рублей), не составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, что также подтверждает, что участие в рассматриваемом аукционе и заключение муниципального контракта по итогам аукциона не является для ОАО «Новгородоблгаз» крупной сделкой.
Из вышеизложенного следует, что участник размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» не должен был представлять в составе заявки на участие в рассматриваемом аукционе решение об одобрении крупной сделки, поскольку для указанного участника размещения заказа участие в рассматриваемом аукционе и заключение государственного контракта по итогам аукциона не является крупной сделкой (часть 1 статьи 78 Закона об акционерных обществах).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, в котором указываются положения настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положения документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положения такой заявки на участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредоставления документов, определенных частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Заявка на участие в аукционе участника размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» содержала все необходимые документы в соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов. При этом предусмотренное подпунктом «д» пункта 1 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов и подпунктом «д» пункта 8.2 документации об аукционе решение об одобрении или о совершении крупной сделки, либо копию такого решения указанный участник размещения заказа представлять не должен.
Таким образом, участник размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов и документации об аукционе.
Между тем, аукционная комиссия муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» при рассмотрении заявок на участие в рассматриваемом открытом аукционе отказала в допуске ОАО «Новгородоблгаз» к участию в аукционе по причине непредставления указанным участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе решения об одобрении крупной сделки в соответствии с подпунктом «д» пункта 8.2 документации об аукционе, то есть по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» содержаться нарушения пункта 1 части 1 статьи 12 и части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов, выразившиеся в необоснованном отказе в допуске к участию в аукционе участника размещения заказа, заявка на участие в аукционе которого содержала все необходимые документы, предусмотренные Законом о размещении заказов.

Руководствуясь частью 1 статьи 12, частью 5 статьи 17, частью 3 статьи 36, статьей 57, статьей 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу – Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз» (173015, Великий Новгород, ул. Загородная, д. 2, корп. 2) на действия аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» при размещении им муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области, рассмотрение заявок на участие в котором состоялось 22.07.2009 в 08 часов 30 минут, обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» нарушения пункта 1 части 1 статьи 12 и части 3 статьи 36 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
3. Выдать аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении членов аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района».

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов

29 июля 2009 года Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;
Лучников Р.В. – член Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Казаковская О.В. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Куриков И.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Жогин Н.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» – директора <......>;
- участника размещения заказа – Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз» – заместителя начальника отдела организационно-правовой работы <.....>
рассмотрев жалобу участника размещения заказа – Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз» (далее – ОАО «Новгородоблгаз») на действия аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» (далее – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района») при размещении им муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области, рассмотрение заявок на участие в котором состоялось 22.07.2009 в 08 часов 30 минут, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу. В соответствии с пунктом 4 раздела I Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее – Закон о размещении заказов) участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В Новгородское УФАС России 23 июля 2009 года поступила жалоба участника размещения заказа – ОАО «Новгородоблгаз» (исх. № 2707 от 23.07.2009; далее – Жалоба) на действия аукционной комиссии муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» при размещении им муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области, рассмотрение заявок на участие в котором состоялось 22.07.2009 в 08 часов 30 минут.
Жалоба подана в соответствии с Законом о размещении заказов и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 – 58 данного закона.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов муниципальному заказчику – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» и его аукционной комиссии было направлено требование о приостановлении размещения вышеуказанного заказа до рассмотрения Жалобы по существу (исх. № 2405/03 от 23.07.2009 Новгородского УФАС России), которые и муниципальным заказчиком и его аукционной комиссией исполнены, размещение муниципального заказа приостановлено, муниципальный контракт не заключен.
Из Жалобы следует, что ОАО «Новгородоблгаз» в срок, установленный извещением и документацией об аукционе, подало заявку на участие в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области.
В результате рассмотрения заявок на участие в указанном открытом аукционе аукционная комиссия отказала в допуске к участию в аукционе ОАО «Новгородоблгаз».
ОАО «Новгородоблгаз» не согласно с вышеуказанным решением аукционной комиссии по следующим основаниям.
Заявка ОАО «Новгородоблгаз» была отклонена на причине несоответствия подпункту «д» пункта 8.2 документации об аукционе, в котором указано, что заявка на участие в аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Решение аукционной комиссии обосновано тем, что «в совокупности документов, приложенных к заявке ОАО «Новгородоблгаз», отсутствует решение об одобрении совершения крупной сделки, либо копия такого решения...».
Однако крупной сделкой считается сделка, связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Данная сделка для ОАО «Новгородоблгаз» не является крупной, что подтверждается приложенным к Жалобе бухгалтерским балансом общества.
В соответствии с Законом о размещении заказов ОАО «Новгородоблгаз» не обязано представлять данные для подтверждения того, что сделка не является крупной. Данное требование не установлено и документацией об аукционе.
На основании вышеизложенного ОАО «Новгородоблгаз» считает решение аукционной комиссии незаконным и необоснованным, и просит приостановить процедуру размещения заказа и обязать аукционную комиссию совершить действия по прекращению нарушения закона и прав ОАО «Новгородоблгаз».
На рассмотрении Жалобы представитель участника размещения заказа – ОАО «Новгородоблгаз» – поддержал изложенные в ней доводы.
Муниципальный заказчик – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. № 269 от 29.07.2009).
Информация о балансовой стоимости активов общества отсутствовала в совокупности документов, приложенных к заявке на участие в аукционе ОАО «Новгородоблгаз»; сведения о том, что данная сделка не является для ОАО «Новгородоблгаз» крупной (в том числе в декларативной форме) также отсутствовали в заявке общества и приложенных документах.
Таким образом, ОАО «Новгородоблгаз» было проигнорировано требование подпункта «д» пункта 8.2 документации об аукционе, обязывающее участников размещения заказа приложить к заявке на участие в аукционе решение об одобрении совершения крупной сделки, либо копию такого решения, что также противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Соответственно, при решении вопроса о допуске ОАО «Новгородоблгаз» к участию в аукционе аукционная комиссия располагала лишь сведениями о величине уставного капитала общества (67000 рублей), то есть о сумме в несколько раз меньшей начальной (максимальной) цены муниципального контракта, а совокупность видов деятельности общества, предусмотренных уставом, не позволяла определить относящиеся к обычной хозяйственной деятельности общества.
Кроме того, действующим законодательством не определены виды хозяйственной деятельности, либо критерии, согласно которым те или иные производственные направления юридического лица могут быть отнесены к категории «обычной хозяйственной деятельности».
На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» поддержал доводы, изложенные в возражениях на нее.
На основании пункта 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.10.2007 № 379, в заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы по инициативе Комиссии объявлялся перерыв в связи с необходимостью получения от муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» дополнительных документов и сведений.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» выступает муниципальным заказчиком при размещении заказа на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области за счет бюджетных средств, поскольку является бюджетным учреждением и получателем средств муниципального бюджета.
В июне – июле 2009 года муниципальным заказчиком – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» проводилось размещение муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области, рассмотрение заявок на участие в котором состоялось 22.07.2009 в 08 часов 30 минут.
В соответствии с требованиями частей 1, 2, 3 статьи 7 Закона о размещении заказов муниципальным заказчиком – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» приказом от 05.09.2008 № 26 (в редакции приказа от 18.05.2009 № 8) была создана единая комиссия для размещения муниципальных заказов путем проведения конкурса, аукциона либо запроса котировок.
В срок, указанный в извещении о проведении открытого аукциона, были поданы 4 заявки на участие в рассматриваемом аукционе, в том числе от участника размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз».
Из протокола № 1 заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области от 22.07.2009 (далее – Протокол рассмотрения заявок № 1 от 22.07.2009), следует, что аукционная комиссия муниципального заказчика – «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» отказала участнику размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» в допуске к участию в аукционе по причине непредставления указанным участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе решения об одобрении крупной сделки, либо копии такого решения, в соответствии с подпунктом «д» пункта 8.2 документации об аукционе.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой. Аналогичное требование содержится в подпункте «д» пункта 8.2 документации по проведению рассматриваемого аукциона.
Таким образом, наличие в составе заявки на участие в аукционе решения об одобрении крупной сделки необходимо только в предусмотренных Законом о размещении заказов случаях, в частности, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации.
Понятие крупной сделки и порядок принятия решения об одобрении крупной сделки для открытых акционерных обществ установлены Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах).
В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона об акционерных обществах крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона об акционерных обществах крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС России от 13.03.2001 № 62 и пунктом 3 Письма ФАС России от 29.12.2007 № ИА/26443 обычной хозяйственной деятельностью общества признается осуществление сделок, предусмотренных уставом хозяйствующего субъекта, а также направленных на осуществление текущих хозяйственных сделок.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Устава ОАО «Новгородоблгаз» (утвержден решением общего собрания акционеров от 29.06.2007) одним из основных видов деятельности общества является строительство газопроводов среднего и низкого давления, отводов и ГРС, систем газоснабжения и сооружений на них, их ремонт и реконструкция, а также строительство и ремонт производственных зданий и сооружений жилищного фонда.
Таким образом, выполнение указанных видов работ является для ОАО «Новгородоблгаз» обычной хозяйственной деятельностью.
Предметом рассматриваемого аукциона является выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области. В соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к документации об аукционе) выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области предполагает производство работ, выполнение которых является для ОАО «Новгородоблгаз» обычной хозяйственной деятельностью.
Таким образом, выполнение работ, являющихся предметом рассматриваемого аукциона, является для участника размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» обычной хозяйственной деятельностью, в связи с чем заключение муниципального контракта по итогам аукциона не будет считаться для ОАО «Новгородоблгаз» крупной сделкой.
Кроме того, в соответствии с представленным ОАО «Новгородоблгаз» бухгалтерским балансом на 31.03.2009 начальная максимальная цена муниципального контракта, указанная в документации по проведению рассматриваемого аукциона (4479468 рублей), не составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, что также подтверждает, что участие в рассматриваемом аукционе и заключение муниципального контракта по итогам аукциона не является для ОАО «Новгородоблгаз» крупной сделкой.
Из вышеизложенного следует, что участник размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» не должен был представлять в составе заявки на участие в рассматриваемом аукционе решение об одобрении крупной сделки, поскольку для указанного участника размещения заказа участие в рассматриваемом аукционе и заключение государственного контракта по итогам аукциона не является крупной сделкой (часть 1 статьи 78 Закона об акционерных обществах).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, в котором указываются положения настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положения документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положения такой заявки на участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредоставления документов, определенных частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Заявка на участие в аукционе участника размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» содержала все необходимые документы в соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов. При этом предусмотренное подпунктом «д» пункта 1 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов и подпунктом «д» пункта 8.2 документации об аукционе решение об одобрении или о совершении крупной сделки, либо копию такого решения указанный участник размещения заказа представлять не должен.
Таким образом, участник размещения заказа ОАО «Новгородоблгаз» соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов и документации об аукционе.
Между тем, аукционная комиссия муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» при рассмотрении заявок на участие в рассматриваемом открытом аукционе отказала в допуске ОАО «Новгородоблгаз» к участию в аукционе по причине непредставления указанным участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе решения об одобрении крупной сделки в соответствии с подпунктом «д» пункта 8.2 документации об аукционе, то есть по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика – МУ «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» содержаться нарушения пункта 1 части 1 статьи 12 и части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов, выразившиеся в необоснованном отказе в допуске к участию в аукционе участника размещения заказа, заявка на участие в аукционе которого содержала все необходимые документы, предусмотренные Законом о размещении заказов.

Руководствуясь частью 1 статьи 12, частью 5 статьи 17, частью 3 статьи 36, статьей 57, статьей 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу – Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз» (173015, Великий Новгород, ул. Загородная, д. 2, корп. 2) на действия аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» при размещении им муниципального заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов системы газоснабжения в д. Сидельниково Новорахинского сельского поселения Крестецкого района Новгородской области, рассмотрение заявок на участие в котором состоялось 22.07.2009 в 08 часов 30 минут, обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» нарушения пункта 1 части 1 статьи 12 и части 3 статьи 36 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
3. Выдать аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении членов аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального учреждения «Служба заказчика Крестецкого муниципального района».

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области рассмотрела жалобу участника размещения заказа – Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз»

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области рассмотрела жалобу участника размещения заказа – Открытого акционерного общества «Новгородоблгаз»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также  выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

Куратор направления: Аванесян Мигель Вячеславович, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-04 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-04 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )