Решение на жалобу участника размещения заказа – Страхового открытого акционерного общества «Регион»

Дата публикации: 21 мая 2009, 04:00

18 мая 2009 года Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путём проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области в составе:
Лучников Р.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Куриков И.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Довженко Ю.Н. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Жогин Н.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:
- участника размещения заказа (подателя жалобы) – Страхового открытого акционерного общества «Регион» - юрисконсульта Новгородского филиала СОАО «Регион» Емелиной А.Н., юрисконсульта Новгородского филиала СОАО «Регион» Мартьяновой О.Ю.;
- государственного заказчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области – заместителя руководителя Управления Кузьминкина С.М., специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Управления Гребенниковой М.В.,

представители участника размещения заказа – заинтересованного лица – Открытого страхового акционерного общества «Ресо-Гарантия» на рассмотрение жалобы не явились, о месте и времени рассмотрения Жалобы извещены надлежащим образом (исх. № 1550/03 от 13.05.2009 Новгородского УФАС России),

рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Страхового открытого акционерного общества «Регион» в лице Новгородского филиала - на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (далее – Управление ФССП по Новгородской области) и его единой комиссии - при размещении государственного заказа путём проведения ими открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления ФССП по Новгородской области, оценка и сопоставление заявок на участие в котором состоялись 05.05.2009 в 10 часов 00 минут, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу. В соответствии с пунктом 4 раздела I Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (с изм. и доп.), Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с частью 4 статьи 57 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (с изм. и доп., далее – Закон о размещении заказов) участник размещения заказа вправе подать в письменной форме, в том числе в форме электронного документа или посредством использования факсимильной связи, жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.
12 мая 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа - СОАО «Регион» - на действия государственного заказчика – Управления ФССП по Новгородской области и его единой комиссии - при размещении государственного заказа путём проведения ими открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления ФССП по Новгородской области, оценка и сопоставление заявок на участие в котором состоялись 05.05.2009 в 10 часов 00 минут (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Законом о размещении заказов и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона. На основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов в связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения вышеуказанного государственного заказа.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов государственному заказчику – Управлению ФССП по Новгородской области и его единой комиссии - было направлено требование о приостановлении размещения вышеуказанного заказа до рассмотрения Жалобы по существу (исх. № 1549/03 от 13.05.2009 Новгородского УФАС России), которое и Управлением ФССП по Новгородской области и его единой комиссией исполнено, размещение государственного заказа приостановлено, государственный контракт не заключён.
Из Жалобы следует, что Управлением ФССП по Новгородской области как государственным заказчиком 30.03.2009 был объявлен открытый конкурс на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления. СОАО «Регион» в срок, установленный извещением и документацией по проведению конкурса подало заявку на участие в нём. Однако по результатам рассмотрения заявок СОАО «Регион» было отказано в допуске к участию в аукционе по причине несоответствия его заявки требованиям конкурсной документации.
Так, как следует из Протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств № 2/9 от 04.05.2009, единой комиссией заказчика – Управления ФССП по Новгородской области – в результате рассмотрения заявок участников конкурса заявка СОАО «Регион» была отклонена из-за несоответствия заявки требованиям конкурсной документации (критерий – цена контракта).
СОАО «Регион» полагает, что результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе, а также результаты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе подлежат отмене, поскольку конкурсная документация заведомо содержала в себе расчёты в технической части документации с нарушением требований Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее - Закон об ОСАГО) и принятым во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации № 739 от 08.12.2005 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление № 739), а также Закона о размещении заказов.
Нарушения выразились в том, что в силу положений части 2 статьи 8 Закона об ОСАГО структура страховых тарифов и порядок их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Следовательно, государственный заказчик при формировании цены контракта обязан был руководствоваться положениями Закона об ОСАГО и Постановлением № 739. Однако государственный заказчик в конкурсной документации указал цену контракта - 101 953 руб. 25 коп., которая рассчитана с нарушением требований указанных нормативных актов.
В технической части конкурсной документации по позиции «ГАЗ-27057, г/н ВО15НР/53» сумма страховой премии указана в размере 8 761 руб. 38 коп. Однако согласно пункту 4 раздела 3 Постановления № 739 максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базового страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Базовый страховой тариф на легковые автомобили для юридических лиц составляет 2 375 руб. и страховая премия по договору обязательного страхования с учётом требований данной нормы не может превышать 7125 руб. (2375 руб. х 3 = 7125 руб.).
Таким образом, цена контракта, указанная государственным заказчиком в конкурсной документации, не соответствует положениям законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Кроме того, тот факт, что все участники конкурса согласились на заключение контракта по цене, которая не соответствует законодательству об обязательном страховании, свидетельствует о нарушении ими части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), которая запрещает действия, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота. На основании вышеизложенного СОАО «Регион» просит отменить Протокол № 2/9 от 04 мая 2009 года рассмотрения заявок и Протокол № 3/9 оценки и сопоставления заявок и обязать конкурсную комиссию провести повторное рассмотрение и оценку конкурсных заявок участников конкурса.
На рассмотрении Жалобы представители СОАО «Регион» доводы и требования Жалобы поддержал в полном объёме.
Государственный заказчик – Управление ФССП по Новгородской области и его единая комиссия – доводы и требования Жалобы не признал по основаниям, изложенным в его возражениях на Жалобу (исх. № 49/16-4569-СК от 14.05.2009 Управления ФССП по Новгородской области).
Доводы Управления ФССП по Новгородской области, изложенные в его возражениях, сводятся к следующему.
При подготовке конкурсной документации для проведения открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Заказчик руководствовался требованиями Закона о размещении заказов и Закона о защите конкуренции.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта. Применительно к данному конкурсу ценой контракта является сумма платежа по ОСАГО. Единая комиссия при рассмотрении заявок руководствуется положениями части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов, а не положениями специальных норм.
04 мая 2009 года Заказчиком была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Единая комиссия выявила несоответствие цены контракта, предложенной СОАО «Регион», цене, установленной в конкурсной документации Заказчиком.
Решением единой комиссии заявка СОАО «Регион» была отклонена в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, как несоответствующая требованиям конкурсной документации (протокол 2/9 от 04 мая 2009 года). Следует также отметить, что указанная статья не предусматривает отклонение конкурсных заявок по основаниям, указанным в Жалобе.
Статья 22 Закона о размещении заказов, определяя содержание конкурсной документации, не содержит нормы, предписывающей Заказчику при определении начальной цены контракта строго руководствоваться каким-либо иными нормами закона.
Заказчик установил начальную цену контракта, которая, учитывая специфику конкурса по ОСАГО, не может быть различной у участников размещения заказа, и не должна противоречить цене, установленной в конкурсной документации.
Запросов, касающихся уточнения правильности порядка расчёта страховой премии Управлением ФССП по Новгородской области от СОАО «Регион» не поступало.
Кроме этого, действующая редакция Постановления № 739, размещённого с СПС «Консультант », не содержит пункта 4 в разделе 3, на который в своей Жалобе ссылается СОАО «Регион».
Наличие же указанного пункта усматривается в постановлении Правительства от 08 декабря 2005 года № 739, но в уже недействующей редакции данного документа, которую перевело в данный статус постановление Правительства от 10 марта 2009 года № 225, вступившее в законную силу 25 марта 2009 года. Открытый конкурс по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств была объявлен Заказчиком 30 марта 2009 года на основании вступившего в силу постановления Правительства от 10 марта 2009 года.
На рассмотрении Жалобы представители Управления ФССП по Новгородской области подержали доводы представленных возражений на Жалобу в полном объёме.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
В марте-мае 2009 года Управлением ФССП по Новгородской области как государственным заказчиком проводилось размещение государственного заказа путём проведения открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Управления, оценка и сопоставление заявок на участие в котором состоялось 05 мая 2009 года в 10 часов 00 минут.
Размещение государственного или муниципального заказа на оказание услуг ОСАГО имеет ряд особенностей, связанных с правовым регулированием данного вида страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО в Российской Федерации осуществляется государственное регулирование страховых тарифов при оказании услуг ОСАГО посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки и коэффициенты, необходимые для расчёта страховых премий, и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены постановлением Правительства Российской Федерации № 739.
Таким образом, для каждого конкретного транспортного средства сумма страховой премии, рассчитанной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации № 739, является фиксированной. Все страховщики, имеющие необходимые и достоверные данные о транспортном средстве, необходимые для правильного расчёта страховой премии в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739, должны получить одинаковые суммы страховой премии по данному транспортному средству.
Цена контракта при размещении государственного или муниципального заказа на оказание услуг ОСАГО равна сумме страховых премий по каждому транспортному средству, рассчитанной в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739, и не может изменяться в ходе размещения государственного или муниципального заказа.
При этом для правильного расчёта страховщиками страховой премии по каждому транспортному средству (и, соответственно, для определения ими цены государственного или муниципального контракта) в конкурсной документации должны быть указаны необходимые и достоверные сведения о транспортных средствах, необходимые для правильного расчёта страховой премии в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739.
При указанных условиях цена контракта у всех участников размещения заказа должна быть одинаковой и совпадать с начальной (максимальной) ценой контракта, указанной в конкурсной документации. Участники размещения заказа, рассчитавшие цену контракта с нарушениями требований постановления Правительства Российской Федерации № 739, не допускаются конкурсной комиссией к участию в конкурсе.
Таким образом, с учётом особенностей государственного регулирования цен (тарифов) на услуги ОСАГО, начальная (максимальная) цена контракта, содержащаяся в конкурсной документации по проведению конкурса на оказание услуг ОСАГО, во-первых, должна быть правильно рассчитана заказчиком (или любым другим лицом) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 739 уже на этапе утверждения конкурсной документации и отражена в ней. Во-вторых, в конкурсной документации в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов должен содержаться порядок формирования страховой премии по каждому транспортному средству (т.е. должны быть указаны в той или иной форме все сведения, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 739 необходимы для правильного расчёта страховой премии по каждому транспортному средству) и совокупной цены контракта. В-третьих, эта цена является единственно возможной ценой, которую должны и могут предлагать участники размещения заказа в своих заявках, и участники размещения заказа, предложившие в своих заявках цену контракта иную (большую или меньшую), чем это указано в конкурсной документации, не должны конкурсной комиссией допускаться к участию в конкурсе на этапе рассмотрения заявок по причине не соответствия заявок таких участников требованиям конкурсной документации (пункт 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов), поскольку установление в заявке размера страховой премии, не соответствующего требованиям постановления Правительства Российской Федерации № 739, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании. В-четвёртых, при оценке и сопоставлении заявок участников конкурсной комиссией заявкам всех участников, допущенных к участию в конкурсе, по критерию «цена контракта» должно быть присвоено одинаковое количество баллов, предусмотренное конкурсной документацией.
Для правильного расчёта страховой премии в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739 участникам размещения заказа требуется необходимая и достоверная информация о транспортных средствах.
При анализе конкурсной документации по проведению рассматриваемого конкурса установлено, что вся необходимая информация для правильного расчёта цены контракта в конкурсной документации имеется.
Проверка правильности применения Заказчиком при формировании им начальной (максимальной) цены контракта и участниками размещения заказа при формировании ими предложения по критерию «цена контракта» Закона об ОСАГО и постановления Правительства Российской Федерации № 739 выходит за пределы компетенции и полномочий Федеральной антимонопольной службы России, установленных действующим законодательством, в т.ч. Положением о Федеральной антимонопольной службе, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённым приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324, и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94. Следовательно, вопрос о соответствии (не соответствии) расчёта начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации, а также предложений по критерию «цена контракта», содержащихся в заявках участников размещения заказа (в т.ч. в заявке СОАО «Регион»), требованиям Закона об ОСАГО и постановления Правительства Российской Федерации № 739 не подлежит рассмотрению Комиссией по рассмотрению Жалобы.
Таким образом, оснований для квалификации действий единой комиссии заказчика по не допуску ею к участию в рассматриваемом конкурсе СОАО «Регион», в заявке которого содержалось предложение по критерию «цена контракта» иное, чем это указано в конкурсной документации, как нарушающих Закон о размещении заказов, не имеется.
При установленных обстоятельствах отсутствуют также основания для квалификации действий остальных участников размещения заказа путём проведения рассматриваемого открытого конкурса по подаче ими заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурсной документации как нарушающих часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции (недобросовестная конкуренция).

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 12, частями 5 и 9 статьи 17, статьёй 22, статьёй 27, статьёй 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу участника размещения заказа – Страхового открытого акционерного общества «Регион» в лице Новгородского филиала - на действия государственного заказчика - Управления Федеральной Службы судебных приставов по Новгородской области и его единой комиссии - при размещении государственного заказа путём проведения ими открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления, оценка и сопоставление заявок на участие в котором состоялось 05.05.2009 в 10 часов 00 минут, необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
 

stdClass Object ( [vid] => 6075 [uid] => 1 [title] => Решение на жалобу участника размещения заказа – Страхового открытого акционерного общества «Регион» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6075 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

18 мая 2009 года Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путём проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области в составе:
Лучников Р.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Куриков И.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Довженко Ю.Н. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Жогин Н.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:
- участника размещения заказа (подателя жалобы) – Страхового открытого акционерного общества «Регион» - юрисконсульта Новгородского филиала СОАО «Регион» Емелиной А.Н., юрисконсульта Новгородского филиала СОАО «Регион» Мартьяновой О.Ю.;
- государственного заказчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области – заместителя руководителя Управления Кузьминкина С.М., специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Управления Гребенниковой М.В.,

представители участника размещения заказа – заинтересованного лица – Открытого страхового акционерного общества «Ресо-Гарантия» на рассмотрение жалобы не явились, о месте и времени рассмотрения Жалобы извещены надлежащим образом (исх. № 1550/03 от 13.05.2009 Новгородского УФАС России),

рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Страхового открытого акционерного общества «Регион» в лице Новгородского филиала - на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (далее – Управление ФССП по Новгородской области) и его единой комиссии - при размещении государственного заказа путём проведения ими открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления ФССП по Новгородской области, оценка и сопоставление заявок на участие в котором состоялись 05.05.2009 в 10 часов 00 минут, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу. В соответствии с пунктом 4 раздела I Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (с изм. и доп.), Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с частью 4 статьи 57 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (с изм. и доп., далее – Закон о размещении заказов) участник размещения заказа вправе подать в письменной форме, в том числе в форме электронного документа или посредством использования факсимильной связи, жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.
12 мая 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа - СОАО «Регион» - на действия государственного заказчика – Управления ФССП по Новгородской области и его единой комиссии - при размещении государственного заказа путём проведения ими открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления ФССП по Новгородской области, оценка и сопоставление заявок на участие в котором состоялись 05.05.2009 в 10 часов 00 минут (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Законом о размещении заказов и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона. На основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов в связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения вышеуказанного государственного заказа.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов государственному заказчику – Управлению ФССП по Новгородской области и его единой комиссии - было направлено требование о приостановлении размещения вышеуказанного заказа до рассмотрения Жалобы по существу (исх. № 1549/03 от 13.05.2009 Новгородского УФАС России), которое и Управлением ФССП по Новгородской области и его единой комиссией исполнено, размещение государственного заказа приостановлено, государственный контракт не заключён.
Из Жалобы следует, что Управлением ФССП по Новгородской области как государственным заказчиком 30.03.2009 был объявлен открытый конкурс на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления. СОАО «Регион» в срок, установленный извещением и документацией по проведению конкурса подало заявку на участие в нём. Однако по результатам рассмотрения заявок СОАО «Регион» было отказано в допуске к участию в аукционе по причине несоответствия его заявки требованиям конкурсной документации.
Так, как следует из Протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств № 2/9 от 04.05.2009, единой комиссией заказчика – Управления ФССП по Новгородской области – в результате рассмотрения заявок участников конкурса заявка СОАО «Регион» была отклонена из-за несоответствия заявки требованиям конкурсной документации (критерий – цена контракта).
СОАО «Регион» полагает, что результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе, а также результаты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе подлежат отмене, поскольку конкурсная документация заведомо содержала в себе расчёты в технической части документации с нарушением требований Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее - Закон об ОСАГО) и принятым во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации № 739 от 08.12.2005 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление № 739), а также Закона о размещении заказов.
Нарушения выразились в том, что в силу положений части 2 статьи 8 Закона об ОСАГО структура страховых тарифов и порядок их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Следовательно, государственный заказчик при формировании цены контракта обязан был руководствоваться положениями Закона об ОСАГО и Постановлением № 739. Однако государственный заказчик в конкурсной документации указал цену контракта - 101 953 руб. 25 коп., которая рассчитана с нарушением требований указанных нормативных актов.
В технической части конкурсной документации по позиции «ГАЗ-27057, г/н ВО15НР/53» сумма страховой премии указана в размере 8 761 руб. 38 коп. Однако согласно пункту 4 раздела 3 Постановления № 739 максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базового страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Базовый страховой тариф на легковые автомобили для юридических лиц составляет 2 375 руб. и страховая премия по договору обязательного страхования с учётом требований данной нормы не может превышать 7125 руб. (2375 руб. х 3 = 7125 руб.).
Таким образом, цена контракта, указанная государственным заказчиком в конкурсной документации, не соответствует положениям законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Кроме того, тот факт, что все участники конкурса согласились на заключение контракта по цене, которая не соответствует законодательству об обязательном страховании, свидетельствует о нарушении ими части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), которая запрещает действия, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота. На основании вышеизложенного СОАО «Регион» просит отменить Протокол № 2/9 от 04 мая 2009 года рассмотрения заявок и Протокол № 3/9 оценки и сопоставления заявок и обязать конкурсную комиссию провести повторное рассмотрение и оценку конкурсных заявок участников конкурса.
На рассмотрении Жалобы представители СОАО «Регион» доводы и требования Жалобы поддержал в полном объёме.
Государственный заказчик – Управление ФССП по Новгородской области и его единая комиссия – доводы и требования Жалобы не признал по основаниям, изложенным в его возражениях на Жалобу (исх. № 49/16-4569-СК от 14.05.2009 Управления ФССП по Новгородской области).
Доводы Управления ФССП по Новгородской области, изложенные в его возражениях, сводятся к следующему.
При подготовке конкурсной документации для проведения открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Заказчик руководствовался требованиями Закона о размещении заказов и Закона о защите конкуренции.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта. Применительно к данному конкурсу ценой контракта является сумма платежа по ОСАГО. Единая комиссия при рассмотрении заявок руководствуется положениями части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов, а не положениями специальных норм.
04 мая 2009 года Заказчиком была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Единая комиссия выявила несоответствие цены контракта, предложенной СОАО «Регион», цене, установленной в конкурсной документации Заказчиком.
Решением единой комиссии заявка СОАО «Регион» была отклонена в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, как несоответствующая требованиям конкурсной документации (протокол 2/9 от 04 мая 2009 года). Следует также отметить, что указанная статья не предусматривает отклонение конкурсных заявок по основаниям, указанным в Жалобе.
Статья 22 Закона о размещении заказов, определяя содержание конкурсной документации, не содержит нормы, предписывающей Заказчику при определении начальной цены контракта строго руководствоваться каким-либо иными нормами закона.
Заказчик установил начальную цену контракта, которая, учитывая специфику конкурса по ОСАГО, не может быть различной у участников размещения заказа, и не должна противоречить цене, установленной в конкурсной документации.
Запросов, касающихся уточнения правильности порядка расчёта страховой премии Управлением ФССП по Новгородской области от СОАО «Регион» не поступало.
Кроме этого, действующая редакция Постановления № 739, размещённого с СПС «Консультант », не содержит пункта 4 в разделе 3, на который в своей Жалобе ссылается СОАО «Регион».
Наличие же указанного пункта усматривается в постановлении Правительства от 08 декабря 2005 года № 739, но в уже недействующей редакции данного документа, которую перевело в данный статус постановление Правительства от 10 марта 2009 года № 225, вступившее в законную силу 25 марта 2009 года. Открытый конкурс по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств была объявлен Заказчиком 30 марта 2009 года на основании вступившего в силу постановления Правительства от 10 марта 2009 года.
На рассмотрении Жалобы представители Управления ФССП по Новгородской области подержали доводы представленных возражений на Жалобу в полном объёме.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
В марте-мае 2009 года Управлением ФССП по Новгородской области как государственным заказчиком проводилось размещение государственного заказа путём проведения открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Управления, оценка и сопоставление заявок на участие в котором состоялось 05 мая 2009 года в 10 часов 00 минут.
Размещение государственного или муниципального заказа на оказание услуг ОСАГО имеет ряд особенностей, связанных с правовым регулированием данного вида страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО в Российской Федерации осуществляется государственное регулирование страховых тарифов при оказании услуг ОСАГО посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки и коэффициенты, необходимые для расчёта страховых премий, и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены постановлением Правительства Российской Федерации № 739.
Таким образом, для каждого конкретного транспортного средства сумма страховой премии, рассчитанной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации № 739, является фиксированной. Все страховщики, имеющие необходимые и достоверные данные о транспортном средстве, необходимые для правильного расчёта страховой премии в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739, должны получить одинаковые суммы страховой премии по данному транспортному средству.
Цена контракта при размещении государственного или муниципального заказа на оказание услуг ОСАГО равна сумме страховых премий по каждому транспортному средству, рассчитанной в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739, и не может изменяться в ходе размещения государственного или муниципального заказа.
При этом для правильного расчёта страховщиками страховой премии по каждому транспортному средству (и, соответственно, для определения ими цены государственного или муниципального контракта) в конкурсной документации должны быть указаны необходимые и достоверные сведения о транспортных средствах, необходимые для правильного расчёта страховой премии в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739.
При указанных условиях цена контракта у всех участников размещения заказа должна быть одинаковой и совпадать с начальной (максимальной) ценой контракта, указанной в конкурсной документации. Участники размещения заказа, рассчитавшие цену контракта с нарушениями требований постановления Правительства Российской Федерации № 739, не допускаются конкурсной комиссией к участию в конкурсе.
Таким образом, с учётом особенностей государственного регулирования цен (тарифов) на услуги ОСАГО, начальная (максимальная) цена контракта, содержащаяся в конкурсной документации по проведению конкурса на оказание услуг ОСАГО, во-первых, должна быть правильно рассчитана заказчиком (или любым другим лицом) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 739 уже на этапе утверждения конкурсной документации и отражена в ней. Во-вторых, в конкурсной документации в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов должен содержаться порядок формирования страховой премии по каждому транспортному средству (т.е. должны быть указаны в той или иной форме все сведения, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 739 необходимы для правильного расчёта страховой премии по каждому транспортному средству) и совокупной цены контракта. В-третьих, эта цена является единственно возможной ценой, которую должны и могут предлагать участники размещения заказа в своих заявках, и участники размещения заказа, предложившие в своих заявках цену контракта иную (большую или меньшую), чем это указано в конкурсной документации, не должны конкурсной комиссией допускаться к участию в конкурсе на этапе рассмотрения заявок по причине не соответствия заявок таких участников требованиям конкурсной документации (пункт 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов), поскольку установление в заявке размера страховой премии, не соответствующего требованиям постановления Правительства Российской Федерации № 739, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании. В-четвёртых, при оценке и сопоставлении заявок участников конкурсной комиссией заявкам всех участников, допущенных к участию в конкурсе, по критерию «цена контракта» должно быть присвоено одинаковое количество баллов, предусмотренное конкурсной документацией.
Для правильного расчёта страховой премии в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739 участникам размещения заказа требуется необходимая и достоверная информация о транспортных средствах.
При анализе конкурсной документации по проведению рассматриваемого конкурса установлено, что вся необходимая информация для правильного расчёта цены контракта в конкурсной документации имеется.
Проверка правильности применения Заказчиком при формировании им начальной (максимальной) цены контракта и участниками размещения заказа при формировании ими предложения по критерию «цена контракта» Закона об ОСАГО и постановления Правительства Российской Федерации № 739 выходит за пределы компетенции и полномочий Федеральной антимонопольной службы России, установленных действующим законодательством, в т.ч. Положением о Федеральной антимонопольной службе, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённым приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324, и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94. Следовательно, вопрос о соответствии (не соответствии) расчёта начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации, а также предложений по критерию «цена контракта», содержащихся в заявках участников размещения заказа (в т.ч. в заявке СОАО «Регион»), требованиям Закона об ОСАГО и постановления Правительства Российской Федерации № 739 не подлежит рассмотрению Комиссией по рассмотрению Жалобы.
Таким образом, оснований для квалификации действий единой комиссии заказчика по не допуску ею к участию в рассматриваемом конкурсе СОАО «Регион», в заявке которого содержалось предложение по критерию «цена контракта» иное, чем это указано в конкурсной документации, как нарушающих Закон о размещении заказов, не имеется.
При установленных обстоятельствах отсутствуют также основания для квалификации действий остальных участников размещения заказа путём проведения рассматриваемого открытого конкурса по подаче ими заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурсной документации как нарушающих часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции (недобросовестная конкуренция).

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 12, частями 5 и 9 статьи 17, статьёй 22, статьёй 27, статьёй 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу участника размещения заказа – Страхового открытого акционерного общества «Регион» в лице Новгородского филиала - на действия государственного заказчика - Управления Федеральной Службы судебных приставов по Новгородской области и его единой комиссии - при размещении государственного заказа путём проведения ими открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления, оценка и сопоставление заявок на участие в котором состоялось 05.05.2009 в 10 часов 00 минут, необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

18 мая 2009 года Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путём проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области в составе:
Лучников Р.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Куриков И.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Довженко Ю.Н. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Жогин Н.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:
- участника размещения заказа (подателя жалобы) – Страхового открытого акционерного общества «Регион» - юрисконсульта Новгородского филиала СОАО «Регион» Емелиной А.Н., юрисконсульта Новгородского филиала СОАО «Регион» Мартьяновой О.Ю.;
- государственного заказчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области – заместителя руководителя Управления Кузьминкина С.М., специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Управления Гребенниковой М.В.,

представители участника размещения заказа – заинтересованного лица – Открытого страхового акционерного общества «Ресо-Гарантия» на рассмотрение жалобы не явились, о месте и времени рассмотрения Жалобы извещены надлежащим образом (исх. № 1550/03 от 13.05.2009 Новгородского УФАС России),

рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Страхового открытого акционерного общества «Регион» в лице Новгородского филиала - на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (далее – Управление ФССП по Новгородской области) и его единой комиссии - при размещении государственного заказа путём проведения ими открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления ФССП по Новгородской области, оценка и сопоставление заявок на участие в котором состоялись 05.05.2009 в 10 часов 00 минут, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу. В соответствии с пунктом 4 раздела I Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (с изм. и доп.), Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с частью 4 статьи 57 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (с изм. и доп., далее – Закон о размещении заказов) участник размещения заказа вправе подать в письменной форме, в том числе в форме электронного документа или посредством использования факсимильной связи, жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.
12 мая 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа - СОАО «Регион» - на действия государственного заказчика – Управления ФССП по Новгородской области и его единой комиссии - при размещении государственного заказа путём проведения ими открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления ФССП по Новгородской области, оценка и сопоставление заявок на участие в котором состоялись 05.05.2009 в 10 часов 00 минут (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Законом о размещении заказов и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона. На основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов в связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения вышеуказанного государственного заказа.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов государственному заказчику – Управлению ФССП по Новгородской области и его единой комиссии - было направлено требование о приостановлении размещения вышеуказанного заказа до рассмотрения Жалобы по существу (исх. № 1549/03 от 13.05.2009 Новгородского УФАС России), которое и Управлением ФССП по Новгородской области и его единой комиссией исполнено, размещение государственного заказа приостановлено, государственный контракт не заключён.
Из Жалобы следует, что Управлением ФССП по Новгородской области как государственным заказчиком 30.03.2009 был объявлен открытый конкурс на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления. СОАО «Регион» в срок, установленный извещением и документацией по проведению конкурса подало заявку на участие в нём. Однако по результатам рассмотрения заявок СОАО «Регион» было отказано в допуске к участию в аукционе по причине несоответствия его заявки требованиям конкурсной документации.
Так, как следует из Протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств № 2/9 от 04.05.2009, единой комиссией заказчика – Управления ФССП по Новгородской области – в результате рассмотрения заявок участников конкурса заявка СОАО «Регион» была отклонена из-за несоответствия заявки требованиям конкурсной документации (критерий – цена контракта).
СОАО «Регион» полагает, что результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе, а также результаты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе подлежат отмене, поскольку конкурсная документация заведомо содержала в себе расчёты в технической части документации с нарушением требований Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее - Закон об ОСАГО) и принятым во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации № 739 от 08.12.2005 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление № 739), а также Закона о размещении заказов.
Нарушения выразились в том, что в силу положений части 2 статьи 8 Закона об ОСАГО структура страховых тарифов и порядок их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Следовательно, государственный заказчик при формировании цены контракта обязан был руководствоваться положениями Закона об ОСАГО и Постановлением № 739. Однако государственный заказчик в конкурсной документации указал цену контракта - 101 953 руб. 25 коп., которая рассчитана с нарушением требований указанных нормативных актов.
В технической части конкурсной документации по позиции «ГАЗ-27057, г/н ВО15НР/53» сумма страховой премии указана в размере 8 761 руб. 38 коп. Однако согласно пункту 4 раздела 3 Постановления № 739 максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базового страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Базовый страховой тариф на легковые автомобили для юридических лиц составляет 2 375 руб. и страховая премия по договору обязательного страхования с учётом требований данной нормы не может превышать 7125 руб. (2375 руб. х 3 = 7125 руб.).
Таким образом, цена контракта, указанная государственным заказчиком в конкурсной документации, не соответствует положениям законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Кроме того, тот факт, что все участники конкурса согласились на заключение контракта по цене, которая не соответствует законодательству об обязательном страховании, свидетельствует о нарушении ими части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), которая запрещает действия, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота. На основании вышеизложенного СОАО «Регион» просит отменить Протокол № 2/9 от 04 мая 2009 года рассмотрения заявок и Протокол № 3/9 оценки и сопоставления заявок и обязать конкурсную комиссию провести повторное рассмотрение и оценку конкурсных заявок участников конкурса.
На рассмотрении Жалобы представители СОАО «Регион» доводы и требования Жалобы поддержал в полном объёме.
Государственный заказчик – Управление ФССП по Новгородской области и его единая комиссия – доводы и требования Жалобы не признал по основаниям, изложенным в его возражениях на Жалобу (исх. № 49/16-4569-СК от 14.05.2009 Управления ФССП по Новгородской области).
Доводы Управления ФССП по Новгородской области, изложенные в его возражениях, сводятся к следующему.
При подготовке конкурсной документации для проведения открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Заказчик руководствовался требованиями Закона о размещении заказов и Закона о защите конкуренции.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта. Применительно к данному конкурсу ценой контракта является сумма платежа по ОСАГО. Единая комиссия при рассмотрении заявок руководствуется положениями части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов, а не положениями специальных норм.
04 мая 2009 года Заказчиком была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Единая комиссия выявила несоответствие цены контракта, предложенной СОАО «Регион», цене, установленной в конкурсной документации Заказчиком.
Решением единой комиссии заявка СОАО «Регион» была отклонена в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, как несоответствующая требованиям конкурсной документации (протокол 2/9 от 04 мая 2009 года). Следует также отметить, что указанная статья не предусматривает отклонение конкурсных заявок по основаниям, указанным в Жалобе.
Статья 22 Закона о размещении заказов, определяя содержание конкурсной документации, не содержит нормы, предписывающей Заказчику при определении начальной цены контракта строго руководствоваться каким-либо иными нормами закона.
Заказчик установил начальную цену контракта, которая, учитывая специфику конкурса по ОСАГО, не может быть различной у участников размещения заказа, и не должна противоречить цене, установленной в конкурсной документации.
Запросов, касающихся уточнения правильности порядка расчёта страховой премии Управлением ФССП по Новгородской области от СОАО «Регион» не поступало.
Кроме этого, действующая редакция Постановления № 739, размещённого с СПС «Консультант », не содержит пункта 4 в разделе 3, на который в своей Жалобе ссылается СОАО «Регион».
Наличие же указанного пункта усматривается в постановлении Правительства от 08 декабря 2005 года № 739, но в уже недействующей редакции данного документа, которую перевело в данный статус постановление Правительства от 10 марта 2009 года № 225, вступившее в законную силу 25 марта 2009 года. Открытый конкурс по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств была объявлен Заказчиком 30 марта 2009 года на основании вступившего в силу постановления Правительства от 10 марта 2009 года.
На рассмотрении Жалобы представители Управления ФССП по Новгородской области подержали доводы представленных возражений на Жалобу в полном объёме.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
В марте-мае 2009 года Управлением ФССП по Новгородской области как государственным заказчиком проводилось размещение государственного заказа путём проведения открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Управления, оценка и сопоставление заявок на участие в котором состоялось 05 мая 2009 года в 10 часов 00 минут.
Размещение государственного или муниципального заказа на оказание услуг ОСАГО имеет ряд особенностей, связанных с правовым регулированием данного вида страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО в Российской Федерации осуществляется государственное регулирование страховых тарифов при оказании услуг ОСАГО посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки и коэффициенты, необходимые для расчёта страховых премий, и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены постановлением Правительства Российской Федерации № 739.
Таким образом, для каждого конкретного транспортного средства сумма страховой премии, рассчитанной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации № 739, является фиксированной. Все страховщики, имеющие необходимые и достоверные данные о транспортном средстве, необходимые для правильного расчёта страховой премии в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739, должны получить одинаковые суммы страховой премии по данному транспортному средству.
Цена контракта при размещении государственного или муниципального заказа на оказание услуг ОСАГО равна сумме страховых премий по каждому транспортному средству, рассчитанной в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739, и не может изменяться в ходе размещения государственного или муниципального заказа.
При этом для правильного расчёта страховщиками страховой премии по каждому транспортному средству (и, соответственно, для определения ими цены государственного или муниципального контракта) в конкурсной документации должны быть указаны необходимые и достоверные сведения о транспортных средствах, необходимые для правильного расчёта страховой премии в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739.
При указанных условиях цена контракта у всех участников размещения заказа должна быть одинаковой и совпадать с начальной (максимальной) ценой контракта, указанной в конкурсной документации. Участники размещения заказа, рассчитавшие цену контракта с нарушениями требований постановления Правительства Российской Федерации № 739, не допускаются конкурсной комиссией к участию в конкурсе.
Таким образом, с учётом особенностей государственного регулирования цен (тарифов) на услуги ОСАГО, начальная (максимальная) цена контракта, содержащаяся в конкурсной документации по проведению конкурса на оказание услуг ОСАГО, во-первых, должна быть правильно рассчитана заказчиком (или любым другим лицом) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 739 уже на этапе утверждения конкурсной документации и отражена в ней. Во-вторых, в конкурсной документации в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов должен содержаться порядок формирования страховой премии по каждому транспортному средству (т.е. должны быть указаны в той или иной форме все сведения, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 739 необходимы для правильного расчёта страховой премии по каждому транспортному средству) и совокупной цены контракта. В-третьих, эта цена является единственно возможной ценой, которую должны и могут предлагать участники размещения заказа в своих заявках, и участники размещения заказа, предложившие в своих заявках цену контракта иную (большую или меньшую), чем это указано в конкурсной документации, не должны конкурсной комиссией допускаться к участию в конкурсе на этапе рассмотрения заявок по причине не соответствия заявок таких участников требованиям конкурсной документации (пункт 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов), поскольку установление в заявке размера страховой премии, не соответствующего требованиям постановления Правительства Российской Федерации № 739, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании. В-четвёртых, при оценке и сопоставлении заявок участников конкурсной комиссией заявкам всех участников, допущенных к участию в конкурсе, по критерию «цена контракта» должно быть присвоено одинаковое количество баллов, предусмотренное конкурсной документацией.
Для правильного расчёта страховой премии в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 739 участникам размещения заказа требуется необходимая и достоверная информация о транспортных средствах.
При анализе конкурсной документации по проведению рассматриваемого конкурса установлено, что вся необходимая информация для правильного расчёта цены контракта в конкурсной документации имеется.
Проверка правильности применения Заказчиком при формировании им начальной (максимальной) цены контракта и участниками размещения заказа при формировании ими предложения по критерию «цена контракта» Закона об ОСАГО и постановления Правительства Российской Федерации № 739 выходит за пределы компетенции и полномочий Федеральной антимонопольной службы России, установленных действующим законодательством, в т.ч. Положением о Федеральной антимонопольной службе, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённым приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324, и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94. Следовательно, вопрос о соответствии (не соответствии) расчёта начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации, а также предложений по критерию «цена контракта», содержащихся в заявках участников размещения заказа (в т.ч. в заявке СОАО «Регион»), требованиям Закона об ОСАГО и постановления Правительства Российской Федерации № 739 не подлежит рассмотрению Комиссией по рассмотрению Жалобы.
Таким образом, оснований для квалификации действий единой комиссии заказчика по не допуску ею к участию в рассматриваемом конкурсе СОАО «Регион», в заявке которого содержалось предложение по критерию «цена контракта» иное, чем это указано в конкурсной документации, как нарушающих Закон о размещении заказов, не имеется.
При установленных обстоятельствах отсутствуют также основания для квалификации действий остальных участников размещения заказа путём проведения рассматриваемого открытого конкурса по подаче ими заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурсной документации как нарушающих часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции (недобросовестная конкуренция).

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 12, частями 5 и 9 статьи 17, статьёй 22, статьёй 27, статьёй 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу участника размещения заказа – Страхового открытого акционерного общества «Регион» в лице Новгородского филиала - на действия государственного заказчика - Управления Федеральной Службы судебных приставов по Новгородской области и его единой комиссии - при размещении государственного заказа путём проведения ими открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления, оценка и сопоставление заявок на участие в котором состоялось 05.05.2009 в 10 часов 00 минут, необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путём проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области рассмотрела жалобу участника размещения заказа - Страхового открытого акционерного общества «Регион» в лице Новгородского филиала - на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области  и его единой комиссии - при размещении государственного заказа путём проведения ими открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления ФССП по Новгородской области

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путём проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области рассмотрела жалобу участника размещения заказа - Страхового открытого акционерного общества «Регион» в лице Новгородского филиала - на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области  и его единой комиссии - при размещении государственного заказа путём проведения ими открытого конкурса по выбору страховой организации на право заключения государственного контракта обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления ФССП по Новгородской области

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также  выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

Куратор направления: Аванесян Мигель Вячеславович, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-05-21 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-05-21 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )