Решение по делу НО ФОМС

Дата публикации: 4 марта 2009, 03:00

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 председатель Комиссии:

Лучников Р.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, государственного заказа и рекламы Управления;

Довженко Ю.Н. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Казаковская О.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Куриков  И.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 1 от 29.01.2009 по признакам нарушения Новгородским областным фондом обязательного медицинского страхования (далее – НО ФОМС) части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в неосуществлении НО ФОМС как государственным внебюджетным фондом отбора финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги личного (медицинского) страхования работников  НО ФОМС на основании действующего в настоящее время Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, заключённого НО ФОМС с Акционерным обществом закрытого типа «Медицинская страховая компания АСКО-НОВГОРОД» (далее – АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД»), при этом с учётом пролонгации данного договора правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по нему после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) является Открытое акционерное общество «Страховая компания РОСНО-МС» (далее – ОАО «СК РОСНО-МС») 

в присутствии:

представителей НО ФОМС:

-     <......> – главный бухгалтер – заместитель исполнительного директора, действующая на основании доверенности от 12.02.2009 б/н;

-     <......>       – юрисконсульт НО ФОМС, действующая на основании доверенности от 12.02.2009 б/н  

 

 УСТАНОВИЛА:  

 

На основании приказа заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) от 10.12.2008 № 228, Удостоверения на право проведения проверки № 49 от 10.12.2008, инспекцией Новгородского УФАС России 12.12.2008 было проведено контрольное мероприятие по проверке действующих договоров, заключённых НО ФОМС, на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации.

По результатам контрольного мероприятия (проверки) составлен Акт № 3 от 21.01.2009.

В результате проверки установлено, что НО ФОМС без проведения конкурсных или аукционных процедур в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» заключён действующий в настоящее время Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, при этом с учётом пролонгации данного договора после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по нему в настоящее время является ОАО «СК РОСНО-МС» (далее - Договор от 03.01.1996 № 1215).

            В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией признаётся хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в т.ч. страховщик.

            Таким образом, и АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД», с которым НО ФОМС заключил указанный Договор от 03.01.1996 № 1215, и правопреемник его обязательств в настоящее время по данному договору - ОАО «СК РОСНО-МС» - являются финансовыми организациями.

            Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, заключённый между НО ФОМС и АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД», после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по которому в настоящее время является ОАО «СК РОСНО-МС», заключён на оказание финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» работников  НО ФОМС, предусмотренной пунктом 11 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции».

            С момента вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) в соответствии с частью 1 статьи 18 данного закона государственные внебюджетные фонды должны осуществлять отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – федеральный закон о размещении заказов) для оказания ряда финансовых услуг, в т.ч. услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников.

Пролонгация НО ФОМС вышеуказанного Договора от 03.01.1996 № 1215 с АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006), правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по которому в настоящее время является ОАО «СК РОСНО–МС», не соответствует требованиям части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой государственные внебюджетные фонды (каковым в является НО ФОМС) должны осуществлять отбор финансовых организаций для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников только путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Как установлено в ходе рассмотрения дела, НО ФОМС, пролонгируя вышеуказанный Договор от 03.01.1996 № 1215, в нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» не осуществил отбор финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006).           

            Как следует из письменных объяснений, представленных НО ФОМС на рассмотрение дела (исх. № 328 от 13.02.2009) по поводу неосуществления им отбора финансовой организации путём проведения открытого конкура или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников на основании части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» при пролонгации Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215 после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006), в соответствии со статьёй 9 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страхователь (в данном случае – НО ФОМС) имеет право на свободный выбор страховой организации.

            НО ФОМС с АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» был заключён Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215. В соответствии с пунктом 11 данный договор заключён сроком на 1 год. Согласно пункту 12 договора если ни одна из сторон договора не заявит о прекращении договора не менее чем за 30 дней до окончания срока, на который заключён договор, его действие продлевается каждый раз на этот срок.

            На основании вышеизложенного НО ФОМС открытый конкурс или аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию своих работников не проводил. При этом, в настоящее время с учётом требований части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» НО ФОМС разрабатывается документация для проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного медицинского страхования работников НО ФОМС.

            Вместе с тем, пролонгация НО ФОМС вышеуказанного Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215 после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) противоречит части 1 статьи 18 по следующим причинам.

            В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации действие договора прекращается исполнением сторонами обязательств по нему. Таким образом, с учётом вступления в силу 26.10.2006 ФЗ «О защите конкуренции», в случае исполнения сторонами обязательств по Договору обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, последний срок, на который он мог быть ими законно пролонгирован, истёк 04.01.2007. После указанной даты пролонгация НО ФОМС данного договора без соблюдения требований части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» является незаконной.

Принимая во внимание объяснения НО ФОМС, Комиссия пришла к выводу, что НО ФОМС фактически признал нарушение им части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении им как государственным внебюджетным фондом отбора финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников при пролонгации при пролонгации после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, заключённого между НО ФОМС и АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД», правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по которому в настоящее время является ОАО «СК РОСНО-МС».

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия  

РЕШИЛА:      

 

            1. Признать в действиях (бездействии) государственного внебюджетного фонда – Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования – нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении им отбора финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников при пролонгации после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, заключённого между НО ФОМС и АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД», правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по которому в настоящее время является ОАО «СК РОСНО-МС».

            2. Выдать государственному внебюджетному фонду – Новгородскому областному фонду обязательного медицинского страхования – обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: осуществить отбор финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения Новгородским областным фондом обязательного медицинского страхования антимонопольного законодательства отсутствуют.     

 

 

        Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1-2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6047 [uid] => 1 [title] => Решение по делу НО ФОМС [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6047 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 председатель Комиссии:

Лучников Р.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, государственного заказа и рекламы Управления;

Довженко Ю.Н. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Казаковская О.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Куриков  И.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 1 от 29.01.2009 по признакам нарушения Новгородским областным фондом обязательного медицинского страхования (далее – НО ФОМС) части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в неосуществлении НО ФОМС как государственным внебюджетным фондом отбора финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги личного (медицинского) страхования работников  НО ФОМС на основании действующего в настоящее время Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, заключённого НО ФОМС с Акционерным обществом закрытого типа «Медицинская страховая компания АСКО-НОВГОРОД» (далее – АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД»), при этом с учётом пролонгации данного договора правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по нему после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) является Открытое акционерное общество «Страховая компания РОСНО-МС» (далее – ОАО «СК РОСНО-МС») 

в присутствии:

представителей НО ФОМС:

-     <......> – главный бухгалтер – заместитель исполнительного директора, действующая на основании доверенности от 12.02.2009 б/н;

-     <......>       – юрисконсульт НО ФОМС, действующая на основании доверенности от 12.02.2009 б/н  

 

 УСТАНОВИЛА:  

 

На основании приказа заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) от 10.12.2008 № 228, Удостоверения на право проведения проверки № 49 от 10.12.2008, инспекцией Новгородского УФАС России 12.12.2008 было проведено контрольное мероприятие по проверке действующих договоров, заключённых НО ФОМС, на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации.

По результатам контрольного мероприятия (проверки) составлен Акт № 3 от 21.01.2009.

В результате проверки установлено, что НО ФОМС без проведения конкурсных или аукционных процедур в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» заключён действующий в настоящее время Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, при этом с учётом пролонгации данного договора после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по нему в настоящее время является ОАО «СК РОСНО-МС» (далее - Договор от 03.01.1996 № 1215).

            В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией признаётся хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в т.ч. страховщик.

            Таким образом, и АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД», с которым НО ФОМС заключил указанный Договор от 03.01.1996 № 1215, и правопреемник его обязательств в настоящее время по данному договору - ОАО «СК РОСНО-МС» - являются финансовыми организациями.

            Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, заключённый между НО ФОМС и АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД», после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по которому в настоящее время является ОАО «СК РОСНО-МС», заключён на оказание финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» работников  НО ФОМС, предусмотренной пунктом 11 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции».

            С момента вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) в соответствии с частью 1 статьи 18 данного закона государственные внебюджетные фонды должны осуществлять отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – федеральный закон о размещении заказов) для оказания ряда финансовых услуг, в т.ч. услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников.

Пролонгация НО ФОМС вышеуказанного Договора от 03.01.1996 № 1215 с АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006), правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по которому в настоящее время является ОАО «СК РОСНО–МС», не соответствует требованиям части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой государственные внебюджетные фонды (каковым в является НО ФОМС) должны осуществлять отбор финансовых организаций для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников только путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Как установлено в ходе рассмотрения дела, НО ФОМС, пролонгируя вышеуказанный Договор от 03.01.1996 № 1215, в нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» не осуществил отбор финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006).           

            Как следует из письменных объяснений, представленных НО ФОМС на рассмотрение дела (исх. № 328 от 13.02.2009) по поводу неосуществления им отбора финансовой организации путём проведения открытого конкура или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников на основании части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» при пролонгации Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215 после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006), в соответствии со статьёй 9 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страхователь (в данном случае – НО ФОМС) имеет право на свободный выбор страховой организации.

            НО ФОМС с АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» был заключён Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215. В соответствии с пунктом 11 данный договор заключён сроком на 1 год. Согласно пункту 12 договора если ни одна из сторон договора не заявит о прекращении договора не менее чем за 30 дней до окончания срока, на который заключён договор, его действие продлевается каждый раз на этот срок.

            На основании вышеизложенного НО ФОМС открытый конкурс или аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию своих работников не проводил. При этом, в настоящее время с учётом требований части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» НО ФОМС разрабатывается документация для проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного медицинского страхования работников НО ФОМС.

            Вместе с тем, пролонгация НО ФОМС вышеуказанного Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215 после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) противоречит части 1 статьи 18 по следующим причинам.

            В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации действие договора прекращается исполнением сторонами обязательств по нему. Таким образом, с учётом вступления в силу 26.10.2006 ФЗ «О защите конкуренции», в случае исполнения сторонами обязательств по Договору обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, последний срок, на который он мог быть ими законно пролонгирован, истёк 04.01.2007. После указанной даты пролонгация НО ФОМС данного договора без соблюдения требований части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» является незаконной.

Принимая во внимание объяснения НО ФОМС, Комиссия пришла к выводу, что НО ФОМС фактически признал нарушение им части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении им как государственным внебюджетным фондом отбора финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников при пролонгации при пролонгации после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, заключённого между НО ФОМС и АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД», правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по которому в настоящее время является ОАО «СК РОСНО-МС».

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия  

РЕШИЛА:      

 

            1. Признать в действиях (бездействии) государственного внебюджетного фонда – Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования – нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении им отбора финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников при пролонгации после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, заключённого между НО ФОМС и АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД», правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по которому в настоящее время является ОАО «СК РОСНО-МС».

            2. Выдать государственному внебюджетному фонду – Новгородскому областному фонду обязательного медицинского страхования – обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: осуществить отбор финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения Новгородским областным фондом обязательного медицинского страхования антимонопольного законодательства отсутствуют.     

 

 

        Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1-2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 председатель Комиссии:

Лучников Р.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, государственного заказа и рекламы Управления;

Довженко Ю.Н. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Казаковская О.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Куриков  И.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 1 от 29.01.2009 по признакам нарушения Новгородским областным фондом обязательного медицинского страхования (далее – НО ФОМС) части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в неосуществлении НО ФОМС как государственным внебюджетным фондом отбора финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги личного (медицинского) страхования работников  НО ФОМС на основании действующего в настоящее время Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, заключённого НО ФОМС с Акционерным обществом закрытого типа «Медицинская страховая компания АСКО-НОВГОРОД» (далее – АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД»), при этом с учётом пролонгации данного договора правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по нему после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) является Открытое акционерное общество «Страховая компания РОСНО-МС» (далее – ОАО «СК РОСНО-МС») 

в присутствии:

представителей НО ФОМС:

-     <......> – главный бухгалтер – заместитель исполнительного директора, действующая на основании доверенности от 12.02.2009 б/н;

-     <......>       – юрисконсульт НО ФОМС, действующая на основании доверенности от 12.02.2009 б/н  

 

 УСТАНОВИЛА:

 

 

На основании приказа заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) от 10.12.2008 № 228, Удостоверения на право проведения проверки № 49 от 10.12.2008, инспекцией Новгородского УФАС России 12.12.2008 было проведено контрольное мероприятие по проверке действующих договоров, заключённых НО ФОМС, на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации.

По результатам контрольного мероприятия (проверки) составлен Акт № 3 от 21.01.2009.

В результате проверки установлено, что НО ФОМС без проведения конкурсных или аукционных процедур в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» заключён действующий в настоящее время Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, при этом с учётом пролонгации данного договора после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по нему в настоящее время является ОАО «СК РОСНО-МС» (далее - Договор от 03.01.1996 № 1215).

            В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией признаётся хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в т.ч. страховщик.

            Таким образом, и АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД», с которым НО ФОМС заключил указанный Договор от 03.01.1996 № 1215, и правопреемник его обязательств в настоящее время по данному договору - ОАО «СК РОСНО-МС» - являются финансовыми организациями.

            Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, заключённый между НО ФОМС и АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД», после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по которому в настоящее время является ОАО «СК РОСНО-МС», заключён на оказание финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» работников  НО ФОМС, предусмотренной пунктом 11 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции».

            С момента вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) в соответствии с частью 1 статьи 18 данного закона государственные внебюджетные фонды должны осуществлять отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – федеральный закон о размещении заказов) для оказания ряда финансовых услуг, в т.ч. услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников.

Пролонгация НО ФОМС вышеуказанного Договора от 03.01.1996 № 1215 с АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006), правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по которому в настоящее время является ОАО «СК РОСНО–МС», не соответствует требованиям части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой государственные внебюджетные фонды (каковым в является НО ФОМС) должны осуществлять отбор финансовых организаций для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников только путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Как установлено в ходе рассмотрения дела, НО ФОМС, пролонгируя вышеуказанный Договор от 03.01.1996 № 1215, в нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» не осуществил отбор финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006).           

            Как следует из письменных объяснений, представленных НО ФОМС на рассмотрение дела (исх. № 328 от 13.02.2009) по поводу неосуществления им отбора финансовой организации путём проведения открытого конкура или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников на основании части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» при пролонгации Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215 после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006), в соответствии со статьёй 9 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страхователь (в данном случае – НО ФОМС) имеет право на свободный выбор страховой организации.

            НО ФОМС с АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» был заключён Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215. В соответствии с пунктом 11 данный договор заключён сроком на 1 год. Согласно пункту 12 договора если ни одна из сторон договора не заявит о прекращении договора не менее чем за 30 дней до окончания срока, на который заключён договор, его действие продлевается каждый раз на этот срок.

            На основании вышеизложенного НО ФОМС открытый конкурс или аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию своих работников не проводил. При этом, в настоящее время с учётом требований части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» НО ФОМС разрабатывается документация для проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного медицинского страхования работников НО ФОМС.

            Вместе с тем, пролонгация НО ФОМС вышеуказанного Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215 после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) противоречит части 1 статьи 18 по следующим причинам.

            В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации действие договора прекращается исполнением сторонами обязательств по нему. Таким образом, с учётом вступления в силу 26.10.2006 ФЗ «О защите конкуренции», в случае исполнения сторонами обязательств по Договору обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, последний срок, на который он мог быть ими законно пролонгирован, истёк 04.01.2007. После указанной даты пролонгация НО ФОМС данного договора без соблюдения требований части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» является незаконной.

Принимая во внимание объяснения НО ФОМС, Комиссия пришла к выводу, что НО ФОМС фактически признал нарушение им части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении им как государственным внебюджетным фондом отбора финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников при пролонгации при пролонгации после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, заключённого между НО ФОМС и АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД», правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по которому в настоящее время является ОАО «СК РОСНО-МС».

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:      

 

            1. Признать в действиях (бездействии) государственного внебюджетного фонда – Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования – нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении им отбора финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников при пролонгации после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» (после 26.10.2006) Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.01.1996 № 1215, заключённого между НО ФОМС и АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД», правопреемником обязательств АОЗТ «МСК АСКО-НОВГОРОД» по которому в настоящее время является ОАО «СК РОСНО-МС».

            2. Выдать государственному внебюджетному фонду – Новгородскому областному фонду обязательного медицинского страхования – обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: осуществить отбор финансовой организации путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги «личное страхование, в том числе медицинское страхование» своих работников.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения Новгородским областным фондом обязательного медицинского страхования антимонопольного законодательства отсутствуют.

    

 

 

       

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1-2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

На основании приказа заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области  инспекцией Новгородского УФАС России 12.12.2008 было проведено контрольное мероприятие по проверке действующих договоров, заключённых НО ФОМС, на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации.

[format] => full_html [safe_value] =>

На основании приказа заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области  инспекцией Новгородского УФАС России 12.12.2008 было проведено контрольное мероприятие по проверке действующих договоров, заключённых НО ФОМС, на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также  выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

Куратор направления: Аванесян Мигель Вячеславович, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-04 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-04 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )