Решение об устранении нарушения антимонопольного законодательства ОАО "МРСК Северо - Запад"

Дата публикации: 17 июня 2009, 04:00

РЕШЕНИЕ
16 февраля 2009 года Великий Новгород

Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <....>,
при участии представителей: 
ОАО «АК «Транснефть», 
ОАО «Дружба», ОАО «МРСК Северо-Запада»,  Управление Ростехнадзора по Новгородской области,
рассмотрев дело № 97 по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило заявление открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (вх. № 4519 от 31.10.2008) (далее – ОАО «Транснефть», Заявитель) о нарушении открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ОАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация) антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения нефтеперекачивающей станции (далее – НПС) НПС-6 «Лопастино» участка нефтепровода «Балтийской трубопроводной системы-2» к электрическим сетям «МРСК Северо-Запада».
Необходимость увеличения потребляемой мощности НПС-6 «Лопастино» возникла в связи с повышением производительности Балтийской трубопроводной системы, связанной с экспортом российской нефти, на основании распоряжений Правительства РФ от 16.10.1997 № 1325, от 02.11.2001 № 1467-р, от 17.03.2003 № 341-р и от 23.12.2004 № 1699-р.
ФАС России письмом от 21.10.2008 (исх. № АГ/27170) направило вышеуказанное заявление на рассмотрение в Новгородское УФАС России.

Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле.
Письмом от 09.09.2008 № 03-02-30/12383 ОАО магистральные нефтепроводы «Дружба» (далее – ОАО «Дружба») сообщило ОАО «МРСК Северо-Запада» о принятом руководством ОАО «Транснефть» решении о передаче строительства НПС-6 «Лопастино» от ООО «Балтнефтепровод» ОАО «Дружба». В связи с данным решением ООО «Балтнефтепровод» письмом от 22.09.2008 № 04-51/12350 отозвало свои заявки на ТП НПС-6 «Лопастино».
Начиная с сентября 2008 года ОАО «Дружба» (дочерняя организация ОАО «Транснефть») неоднократно обращалось в ОАО «МРСК Северо-Запада» с заявками на технологическое присоединение (далее – ТП) НПС-6 «Лопастино».

ОАО «Дружба» письмом от 09.02.2009 (исх. № 03-02-30/1871) уведомила ОАО «МРСК Северо-Запада» о том, что действующей надлежит считать заявку на ТП НПС-6 «Лопастино» от 23.12.2008 № 03-02-30/17897, при этом ранее направленные заявки в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» отзывала.
Письмом от 26.01.2009 № 50-02-17/295 ОАО «МРСК Северо-Запада» направило в адрес ОАО «Дружба» проект договора по осуществлению технологического присоединения НПС-6 к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада».

При этом сетевая организация направила неподписанный проект договора, не предоставила ОАО «Дружба» утвержденный в Комитете по ценовой и тарифной политике Новгородской области расчет стоимости услуг по ТП, не выдала вместе с проектом договора технические условия, требовала от Заявителя при осуществлении ТП авансовых платежей.

Таким образом, по мнению Заявителя, сетевая организация уклоняется от заключения договора по осуществлению технологического присоединения, нарушает установленный порядок ценообразования и навязывает невыгодные условия договора, то есть нарушает часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела представители ОАО «Транснефть» и ОАО «Дружба» пояснили, что в целях строительства (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства НПС-6 «Лопастино» ОАО «Дружба» в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» направила заявку на ТП НПС-6 «Лопастино» мощностью 14.3 мВт (исх. № 03-02-30/17897 от 23.12.2008).
26.01.2009 (исх. № 50-02-17/295) ОАО «МРСК Северо-Запада» направило в адрес ОАО «Дружба» неподписанный проект договора по осуществлению ТП НПС-6.
В сопроводительном письме к указанному проекту договора было указано, что направлялся проект договора, а не оферта.

Уклоняясь от заключения договора, а также выдачи технических условий сетевая организация нарушает права ОАО «Дружба» и ущемляет его интересы, препятствует доступу на рынок электрической энергии в предусмотренных Правительством РФ объемах. Кроме того, ОАО «МРСК Северо-Запада» в нарушение порядка ценообразования незаконно требует от ОАО «Дружба» уплаты платежей за ТП без обращения в установленный срок за утверждением тарифов на ТП в Комитет по ценовой и тарифной политике области.

Представители ОАО «МРСК Северо-Запада» в ходе рассмотрения данного дела заявили, что не нарушали и не злоупотребляли своим доминирующим положением на рынке услуг по ТП к электрическим сетям, действовали в рамках существующего законодательства об электроэнергетике. Направление проекта договора на осуществление ТП соответствует пунктам 15, 20 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила), и расценивается как оферта.

ОАО «МРСК Северо-Запада» не требовало от Заявителя авансовых платежей. Пунктом 3.1 проекта договора предусмотрено, что за мероприятия по ТП Заявитель уплачивает Исполнителю плату, устанавливаемую Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области.
В тоже время, представители не отрицали, что в Комитет по ценовой и тарифной политике области по истечении установленного пунктом 30 Правил 30-дневного срока для расчета платы за ТП они не обращались, поскольку указанный срок начинается с даты подписания договора на ТП.

Комиссия, изучив материалы дела, приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом Комиссия руководствуется следующим.
ОАО «МРСК Северо-Запада» в силу статуса территориальной сетевой организации, на территории в границах балансовой принадлежности своих сетей занимает доминирующее положение на рынке технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц к электрическим сетям с долей 100%.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта -субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ОАО «МРСК Северо-Запада» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ОАО «МРСК Северо-Запада» электрических сетей. Поскольку, в соответствии с Правилами, технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется сетевой организацией, следовательно, ОАО «МРСК Северо-Запада» занимает доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению технологического присоединения к принадлежащим ОАО «МРСК Северо-Запада» сетям.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также порядок утверждения платы за технологическое присоединение установлены в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и в Правилах.
В соответствии с пунктом 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункты 6, 8 Правил).

Запрещается навязывать заявителю услуги, не предусмотренные Правилами (пункт 19 Правил).
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов (пункт 17 Правил).
Согласно пунктам 15, 20 Правил, сетевая организация обязана направить заявителю для согласования проект договора в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки. При сложном характере технологического присоединения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или иных владельцев объектов такой сети указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен до 40 рабочих дней. Заявитель уведомляется об увеличении срока и основаниях его изменения. Сетевая организация обязана в течение 15 рабочих дней с даты заключения договора, а в случае, указанном в абзаце третьем пункта 15 настоящих Правил, в течение 30 рабочих дней подготовить и выдать заявителю технические условия. Копии выданных технических условий сетевая организация обязана направить системному оператору.

В соответствии с пунктом 30 Правил включение объектов электросетевого хозяйства в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, означает наличие технической возможности технологического присоединения и является основанием для заключения договора.

Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.

При этом сетевая организация выдает заявителю индивидуальные технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям. Исполнение указанных в технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем по выбору последнего. При утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике. Основным видом деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии.
ОАО «Дружба» 23.12.2008 обратилось в ОАО «МРСК Северо-Запада» (исх. № 03-02-30/17897) с заявкой на ТП НПС-6 «Лопастино».

В нарушение указанных положений нормативных правовых актов, не осуществив всех требуемых в соответствии с Правилами действий, ОАО «МРСК Северо-Запада» в 30-дневный срок, установленный пунктом 30 Правил не обратилось в Комитет по ценовой и тарифной политике области для расчета платы за ТП, что подтверждается письменными пояснениями ОАО «МРСК Северо-Запада» от 11.02.2009 №61-02-08/596 и пояснениями представителей сетевой организации, данными при рассмотрении дела. Тем самым, ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушило пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», а именно нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Материалами дела факты уклонения сетевой организации от заключения договора на ТП, неправомерного требования финансовых средств, а также создания сетевой организацией препятствий доступа на рынок электрической энергии и транспортировки нефтепродуктов, не подтверждаются.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством бездействия: необращения в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» нефтеперекачивающих станций НПС-6 «Лопастино», имеющего своим результатом нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2. Выдать ОАО «МРСК Северо-Запада» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и с этой целью в срок до 16 марта 2009 года обратиться в Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» нефтеперекачивающей станции НПС-6 «Лопастино».

3. Направить уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 5941 [uid] => 1 [title] => Решение об устранении нарушения антимонопольного законодательства ОАО "МРСК Северо - Запад" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5941 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
16 февраля 2009 года Великий Новгород

Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <....>,
при участии представителей: 
ОАО «АК «Транснефть», 
ОАО «Дружба», ОАО «МРСК Северо-Запада»,  Управление Ростехнадзора по Новгородской области,
рассмотрев дело № 97 по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило заявление открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (вх. № 4519 от 31.10.2008) (далее – ОАО «Транснефть», Заявитель) о нарушении открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ОАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация) антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения нефтеперекачивающей станции (далее – НПС) НПС-6 «Лопастино» участка нефтепровода «Балтийской трубопроводной системы-2» к электрическим сетям «МРСК Северо-Запада».
Необходимость увеличения потребляемой мощности НПС-6 «Лопастино» возникла в связи с повышением производительности Балтийской трубопроводной системы, связанной с экспортом российской нефти, на основании распоряжений Правительства РФ от 16.10.1997 № 1325, от 02.11.2001 № 1467-р, от 17.03.2003 № 341-р и от 23.12.2004 № 1699-р.
ФАС России письмом от 21.10.2008 (исх. № АГ/27170) направило вышеуказанное заявление на рассмотрение в Новгородское УФАС России.

Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле.
Письмом от 09.09.2008 № 03-02-30/12383 ОАО магистральные нефтепроводы «Дружба» (далее – ОАО «Дружба») сообщило ОАО «МРСК Северо-Запада» о принятом руководством ОАО «Транснефть» решении о передаче строительства НПС-6 «Лопастино» от ООО «Балтнефтепровод» ОАО «Дружба». В связи с данным решением ООО «Балтнефтепровод» письмом от 22.09.2008 № 04-51/12350 отозвало свои заявки на ТП НПС-6 «Лопастино».
Начиная с сентября 2008 года ОАО «Дружба» (дочерняя организация ОАО «Транснефть») неоднократно обращалось в ОАО «МРСК Северо-Запада» с заявками на технологическое присоединение (далее – ТП) НПС-6 «Лопастино».

ОАО «Дружба» письмом от 09.02.2009 (исх. № 03-02-30/1871) уведомила ОАО «МРСК Северо-Запада» о том, что действующей надлежит считать заявку на ТП НПС-6 «Лопастино» от 23.12.2008 № 03-02-30/17897, при этом ранее направленные заявки в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» отзывала.
Письмом от 26.01.2009 № 50-02-17/295 ОАО «МРСК Северо-Запада» направило в адрес ОАО «Дружба» проект договора по осуществлению технологического присоединения НПС-6 к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада».

При этом сетевая организация направила неподписанный проект договора, не предоставила ОАО «Дружба» утвержденный в Комитете по ценовой и тарифной политике Новгородской области расчет стоимости услуг по ТП, не выдала вместе с проектом договора технические условия, требовала от Заявителя при осуществлении ТП авансовых платежей.

Таким образом, по мнению Заявителя, сетевая организация уклоняется от заключения договора по осуществлению технологического присоединения, нарушает установленный порядок ценообразования и навязывает невыгодные условия договора, то есть нарушает часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела представители ОАО «Транснефть» и ОАО «Дружба» пояснили, что в целях строительства (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства НПС-6 «Лопастино» ОАО «Дружба» в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» направила заявку на ТП НПС-6 «Лопастино» мощностью 14.3 мВт (исх. № 03-02-30/17897 от 23.12.2008).
26.01.2009 (исх. № 50-02-17/295) ОАО «МРСК Северо-Запада» направило в адрес ОАО «Дружба» неподписанный проект договора по осуществлению ТП НПС-6.
В сопроводительном письме к указанному проекту договора было указано, что направлялся проект договора, а не оферта.

Уклоняясь от заключения договора, а также выдачи технических условий сетевая организация нарушает права ОАО «Дружба» и ущемляет его интересы, препятствует доступу на рынок электрической энергии в предусмотренных Правительством РФ объемах. Кроме того, ОАО «МРСК Северо-Запада» в нарушение порядка ценообразования незаконно требует от ОАО «Дружба» уплаты платежей за ТП без обращения в установленный срок за утверждением тарифов на ТП в Комитет по ценовой и тарифной политике области.

Представители ОАО «МРСК Северо-Запада» в ходе рассмотрения данного дела заявили, что не нарушали и не злоупотребляли своим доминирующим положением на рынке услуг по ТП к электрическим сетям, действовали в рамках существующего законодательства об электроэнергетике. Направление проекта договора на осуществление ТП соответствует пунктам 15, 20 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила), и расценивается как оферта.

ОАО «МРСК Северо-Запада» не требовало от Заявителя авансовых платежей. Пунктом 3.1 проекта договора предусмотрено, что за мероприятия по ТП Заявитель уплачивает Исполнителю плату, устанавливаемую Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области.
В тоже время, представители не отрицали, что в Комитет по ценовой и тарифной политике области по истечении установленного пунктом 30 Правил 30-дневного срока для расчета платы за ТП они не обращались, поскольку указанный срок начинается с даты подписания договора на ТП.

Комиссия, изучив материалы дела, приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом Комиссия руководствуется следующим.
ОАО «МРСК Северо-Запада» в силу статуса территориальной сетевой организации, на территории в границах балансовой принадлежности своих сетей занимает доминирующее положение на рынке технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц к электрическим сетям с долей 100%.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта -субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ОАО «МРСК Северо-Запада» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ОАО «МРСК Северо-Запада» электрических сетей. Поскольку, в соответствии с Правилами, технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется сетевой организацией, следовательно, ОАО «МРСК Северо-Запада» занимает доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению технологического присоединения к принадлежащим ОАО «МРСК Северо-Запада» сетям.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также порядок утверждения платы за технологическое присоединение установлены в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и в Правилах.
В соответствии с пунктом 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункты 6, 8 Правил).

Запрещается навязывать заявителю услуги, не предусмотренные Правилами (пункт 19 Правил).
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов (пункт 17 Правил).
Согласно пунктам 15, 20 Правил, сетевая организация обязана направить заявителю для согласования проект договора в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки. При сложном характере технологического присоединения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или иных владельцев объектов такой сети указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен до 40 рабочих дней. Заявитель уведомляется об увеличении срока и основаниях его изменения. Сетевая организация обязана в течение 15 рабочих дней с даты заключения договора, а в случае, указанном в абзаце третьем пункта 15 настоящих Правил, в течение 30 рабочих дней подготовить и выдать заявителю технические условия. Копии выданных технических условий сетевая организация обязана направить системному оператору.

В соответствии с пунктом 30 Правил включение объектов электросетевого хозяйства в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, означает наличие технической возможности технологического присоединения и является основанием для заключения договора.

Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.

При этом сетевая организация выдает заявителю индивидуальные технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям. Исполнение указанных в технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем по выбору последнего. При утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике. Основным видом деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии.
ОАО «Дружба» 23.12.2008 обратилось в ОАО «МРСК Северо-Запада» (исх. № 03-02-30/17897) с заявкой на ТП НПС-6 «Лопастино».

В нарушение указанных положений нормативных правовых актов, не осуществив всех требуемых в соответствии с Правилами действий, ОАО «МРСК Северо-Запада» в 30-дневный срок, установленный пунктом 30 Правил не обратилось в Комитет по ценовой и тарифной политике области для расчета платы за ТП, что подтверждается письменными пояснениями ОАО «МРСК Северо-Запада» от 11.02.2009 №61-02-08/596 и пояснениями представителей сетевой организации, данными при рассмотрении дела. Тем самым, ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушило пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», а именно нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Материалами дела факты уклонения сетевой организации от заключения договора на ТП, неправомерного требования финансовых средств, а также создания сетевой организацией препятствий доступа на рынок электрической энергии и транспортировки нефтепродуктов, не подтверждаются.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством бездействия: необращения в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» нефтеперекачивающих станций НПС-6 «Лопастино», имеющего своим результатом нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2. Выдать ОАО «МРСК Северо-Запада» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и с этой целью в срок до 16 марта 2009 года обратиться в Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» нефтеперекачивающей станции НПС-6 «Лопастино».

3. Направить уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
16 февраля 2009 года Великий Новгород

Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <....>,
при участии представителей: 
ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Дружба», ОАО «МРСК Северо-Запада»,  Управление Ростехнадзора по Новгородской области,
рассмотрев дело № 97 по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило заявление открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (вх. № 4519 от 31.10.2008) (далее – ОАО «Транснефть», Заявитель) о нарушении открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ОАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация) антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения нефтеперекачивающей станции (далее – НПС) НПС-6 «Лопастино» участка нефтепровода «Балтийской трубопроводной системы-2» к электрическим сетям «МРСК Северо-Запада».
Необходимость увеличения потребляемой мощности НПС-6 «Лопастино» возникла в связи с повышением производительности Балтийской трубопроводной системы, связанной с экспортом российской нефти, на основании распоряжений Правительства РФ от 16.10.1997 № 1325, от 02.11.2001 № 1467-р, от 17.03.2003 № 341-р и от 23.12.2004 № 1699-р.
ФАС России письмом от 21.10.2008 (исх. № АГ/27170) направило вышеуказанное заявление на рассмотрение в Новгородское УФАС России.

Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле.
Письмом от 09.09.2008 № 03-02-30/12383 ОАО магистральные нефтепроводы «Дружба» (далее – ОАО «Дружба») сообщило ОАО «МРСК Северо-Запада» о принятом руководством ОАО «Транснефть» решении о передаче строительства НПС-6 «Лопастино» от ООО «Балтнефтепровод» ОАО «Дружба». В связи с данным решением ООО «Балтнефтепровод» письмом от 22.09.2008 № 04-51/12350 отозвало свои заявки на ТП НПС-6 «Лопастино».
Начиная с сентября 2008 года ОАО «Дружба» (дочерняя организация ОАО «Транснефть») неоднократно обращалось в ОАО «МРСК Северо-Запада» с заявками на технологическое присоединение (далее – ТП) НПС-6 «Лопастино».

ОАО «Дружба» письмом от 09.02.2009 (исх. № 03-02-30/1871) уведомила ОАО «МРСК Северо-Запада» о том, что действующей надлежит считать заявку на ТП НПС-6 «Лопастино» от 23.12.2008 № 03-02-30/17897, при этом ранее направленные заявки в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» отзывала.
Письмом от 26.01.2009 № 50-02-17/295 ОАО «МРСК Северо-Запада» направило в адрес ОАО «Дружба» проект договора по осуществлению технологического присоединения НПС-6 к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада».

При этом сетевая организация направила неподписанный проект договора, не предоставила ОАО «Дружба» утвержденный в Комитете по ценовой и тарифной политике Новгородской области расчет стоимости услуг по ТП, не выдала вместе с проектом договора технические условия, требовала от Заявителя при осуществлении ТП авансовых платежей.

Таким образом, по мнению Заявителя, сетевая организация уклоняется от заключения договора по осуществлению технологического присоединения, нарушает установленный порядок ценообразования и навязывает невыгодные условия договора, то есть нарушает часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела представители ОАО «Транснефть» и ОАО «Дружба» пояснили, что в целях строительства (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства НПС-6 «Лопастино» ОАО «Дружба» в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» направила заявку на ТП НПС-6 «Лопастино» мощностью 14.3 мВт (исх. № 03-02-30/17897 от 23.12.2008).
26.01.2009 (исх. № 50-02-17/295) ОАО «МРСК Северо-Запада» направило в адрес ОАО «Дружба» неподписанный проект договора по осуществлению ТП НПС-6.
В сопроводительном письме к указанному проекту договора было указано, что направлялся проект договора, а не оферта.

Уклоняясь от заключения договора, а также выдачи технических условий сетевая организация нарушает права ОАО «Дружба» и ущемляет его интересы, препятствует доступу на рынок электрической энергии в предусмотренных Правительством РФ объемах. Кроме того, ОАО «МРСК Северо-Запада» в нарушение порядка ценообразования незаконно требует от ОАО «Дружба» уплаты платежей за ТП без обращения в установленный срок за утверждением тарифов на ТП в Комитет по ценовой и тарифной политике области.

Представители ОАО «МРСК Северо-Запада» в ходе рассмотрения данного дела заявили, что не нарушали и не злоупотребляли своим доминирующим положением на рынке услуг по ТП к электрическим сетям, действовали в рамках существующего законодательства об электроэнергетике. Направление проекта договора на осуществление ТП соответствует пунктам 15, 20 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила), и расценивается как оферта.

ОАО «МРСК Северо-Запада» не требовало от Заявителя авансовых платежей. Пунктом 3.1 проекта договора предусмотрено, что за мероприятия по ТП Заявитель уплачивает Исполнителю плату, устанавливаемую Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области.
В тоже время, представители не отрицали, что в Комитет по ценовой и тарифной политике области по истечении установленного пунктом 30 Правил 30-дневного срока для расчета платы за ТП они не обращались, поскольку указанный срок начинается с даты подписания договора на ТП.

Комиссия, изучив материалы дела, приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом Комиссия руководствуется следующим.
ОАО «МРСК Северо-Запада» в силу статуса территориальной сетевой организации, на территории в границах балансовой принадлежности своих сетей занимает доминирующее положение на рынке технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц к электрическим сетям с долей 100%.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта -субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ОАО «МРСК Северо-Запада» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ОАО «МРСК Северо-Запада» электрических сетей. Поскольку, в соответствии с Правилами, технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется сетевой организацией, следовательно, ОАО «МРСК Северо-Запада» занимает доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению технологического присоединения к принадлежащим ОАО «МРСК Северо-Запада» сетям.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также порядок утверждения платы за технологическое присоединение установлены в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и в Правилах.
В соответствии с пунктом 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункты 6, 8 Правил).

Запрещается навязывать заявителю услуги, не предусмотренные Правилами (пункт 19 Правил).
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов (пункт 17 Правил).
Согласно пунктам 15, 20 Правил, сетевая организация обязана направить заявителю для согласования проект договора в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки. При сложном характере технологического присоединения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или иных владельцев объектов такой сети указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен до 40 рабочих дней. Заявитель уведомляется об увеличении срока и основаниях его изменения. Сетевая организация обязана в течение 15 рабочих дней с даты заключения договора, а в случае, указанном в абзаце третьем пункта 15 настоящих Правил, в течение 30 рабочих дней подготовить и выдать заявителю технические условия. Копии выданных технических условий сетевая организация обязана направить системному оператору.

В соответствии с пунктом 30 Правил включение объектов электросетевого хозяйства в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, означает наличие технической возможности технологического присоединения и является основанием для заключения договора.

Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.

При этом сетевая организация выдает заявителю индивидуальные технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям. Исполнение указанных в технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем по выбору последнего. При утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике. Основным видом деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии.
ОАО «Дружба» 23.12.2008 обратилось в ОАО «МРСК Северо-Запада» (исх. № 03-02-30/17897) с заявкой на ТП НПС-6 «Лопастино».

В нарушение указанных положений нормативных правовых актов, не осуществив всех требуемых в соответствии с Правилами действий, ОАО «МРСК Северо-Запада» в 30-дневный срок, установленный пунктом 30 Правил не обратилось в Комитет по ценовой и тарифной политике области для расчета платы за ТП, что подтверждается письменными пояснениями ОАО «МРСК Северо-Запада» от 11.02.2009 №61-02-08/596 и пояснениями представителей сетевой организации, данными при рассмотрении дела. Тем самым, ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушило пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», а именно нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Материалами дела факты уклонения сетевой организации от заключения договора на ТП, неправомерного требования финансовых средств, а также создания сетевой организацией препятствий доступа на рынок электрической энергии и транспортировки нефтепродуктов, не подтверждаются.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством бездействия: необращения в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» нефтеперекачивающих станций НПС-6 «Лопастино», имеющего своим результатом нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2. Выдать ОАО «МРСК Северо-Запада» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и с этой целью в срок до 16 марта 2009 года обратиться в Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» нефтеперекачивающей станции НПС-6 «Лопастино».

3. Направить уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В ФАС России поступило заявление открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (вх. № 4519 от 31.10.2008)  о нарушении открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения нефтеперекачивающей станции  НПС-6 «Лопастино» участка нефтепровода «Балтийской трубопроводной системы-2» к электрическим сетям «МРСК Северо-Запада». 
 

[format] => full_html [safe_value] =>

В ФАС России поступило заявление открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (вх. № 4519 от 31.10.2008)  о нарушении открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения нефтеперекачивающей станции  НПС-6 «Лопастино» участка нефтепровода «Балтийской трубопроводной системы-2» к электрическим сетям «МРСК Северо-Запада». 
 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также  выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

Куратор направления: Аванесян Мигель Вячеславович, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-17 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-17 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )