Круглый стол с ФАС: Как защититься от "городских сумасшедших" и самого ФАС?

Круглый стол Клуб маркетологов и УФАС Круглый стол Клуб маркетологов и УФАС

26 апреля в Центре развития бизнеса «Сбербанка» состоялась «встреча без галстуков» с Романом Лучниковым, начальником отдела контроля и размещения заказов и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области. 

 На аналогичном круглом столе в марте 2012 года приняли участие 40 новгородских маркетологов и рекламистов, все присутствовавшие тогда на встрече сошлись во мнении о практической пользе мероприятия. По словам местного бизнеса, к сожалению, не всегда удается получить комментарии от УФАС, кроме того, рекламный рынок растет, единые правила еще находятся на стадии формирования, и вопросов становится всё больше. Поэтому Клуб маркетологов совместно с Новгородской торгово-промышленной палатой решили год спустя вновь организовать встречу. 

Виктория Спиридонова, председатель клуба маркетологовПервые два вопроса прозвучали от председателя Клуба маркетологов при НТПП Виктории Спиридоновой, в связи с недавней нашумевшей историей про рекламу нижнего белья «Очарование», когда один «неравнодушный» житель нашего города обратился в ФАС с жалобой на излишне обнаженную модель на пилларе в центре города. Как же защититься от «городских сумасшедших»?

На это Роман Лучников ответил, что «городские сумасшедшие» найдутся везде и всегда. От этого нельзя застраховаться. И посоветовал бизнесу быть осторожнее с провокационной рекламой. Конечно, эпатаж и нетрадиционный подход способны привлечь дополнительное внимание к рекламе, но, стоит помнить, что согласно существующим опросам, порядка 30% новгородцев достаточно консервативны. Так что лучше заранее оценить все «за и против» рекламной кампании. Кроме того, не стоит списывать со счетов «конкурентные войны» на рынке, от которых также невозможно оградиться на 100%.

Как бизнесу защититься от самого ФАС?

Вторым стал вопрос «Как защититься от самого ФАС?». «Надо судиться», - честно предложил Лучников. Сегодня возникает немало спорных моментов в работе, и для четкого регулирования в будущем, предстоит еще разобрать массу дел. «Вода камень точит», если бизнес начнет активно отстаивать свои права сегодня, завтра ситуация может принять совсем иные очертания. Яркий тому пример – уже сейчас позиция судов, во многом, меняется.

Наболевший вопрос мелкого шрифта в рекламе на биллбордах и "методичка"

Ставший традиционным, «наболевший» вопрос про мелкие шрифты показал, что ситуация улучшается. И хотя на законодательном уровне до сих пор не прописан порядок оценки «мелкоты» шрифта, по словам Лучникова, компании приняли к сведению многотысячные штрафы, и сейчас подобных нарушений практически нет. Что касается подробного прописывания в рекламе, например, условий акции, «лучше перебдеть, чем недобдеть» и дать как можно более подробную информацию, рекомендовал Лучников. 

Учитывая многочисленные разночтения закона, маркетологи спросили, может ли новгородский ФАС инициировать предложения по внесению в существующее законодательство. На это Роман ответил, что раньше такая практика была, и он сам лично готовил подобные письма, но сейчас приходится констатировать некоторое «затишье» в данном направлении. Поэтому пока приспосабливаемся к имеющимся условиям… А лучше всего выпустить на федеральном уровне методические рекомендации по вопросам размещения рекламы.

СМС-реклама и спам-рассылки

Круглый стол ФАС и Клуб маркетологовБурное обсуждение вызвала тема СМС-рекламы. По опыту работы ФАСа этот вопрос пока относится к разряду «нерешаемых». Нередко СМС-рассылки даже местного уровня, например, услуг такси, совершаются из других регионов. В случае подачи заявления абонентом, рассмотрение таких дел может затягиваться на 7-8 месяцев. После чего заявителю будет принесено письменное извинение, а неоплаченная штрафная санкция перейдет в ведение судебных приставов. Рассматривать подобные дела в разрезе существующего законодательства – дело бесполезное. В настоящее время готовятся изменения в закон о связи, которые, возможно, помогут решать проблему с помощью операторов связи. 

На вопрос как по-честному делать СМС рассылки, ответ прост – если имеется анкета, подписанная рукой владельца номера, никаких вопросов быть не может. 

Такая же неразбериха с Интернет спам-рассылками. Сегодня ответственность за информацию рекламодателя несет не сам рекламодатель, а лицо или компания, осуществляющая рассылку. И, пока этот пункт закона не будет изменен, «спамовый поток» не прекратится и «концов» не найдешь. Чем особенно активно пользуются недобросовестные фирмы.

Контроль госзакупок и реестр недобросовестных поставщиков

В ходе встречи разговор плавно перешел в проблемную область госзакупок, тем более, что контроль за рекламой занимает всего 7% обязанностей Романа Лучникова. Остальное как раз составляют госзакупки, антимонопольные дела. Жалобы на созданную систему поступают от предпринимателей достаточно часто.

Так, одна небольшая неточность, неверная подпись в документации могут автоматически записать компанию в реестр недобросовестных поставщиков. А вот выйти из него, как показывает практика, довольно сложно. На это требуются долгие месяцы разбирательств. В то же время коррупционная составляющая закона, когда контракты «делаются» под конкретного заказчика, очевидна всем. По словам Лучникова, «перегибы» в законе есть, со многим можно поспорить, но пока приходится работать в существующих условиях. В связи с большим интересом к теме, Роман предложил Новгородской торгово-промышленной палате в ближайшее время организовать отдельную встречу по госзакупкам.

Отвечая на прочие вопросы маркетологов, Лучников сообщил:

  • Что компания считается монополистом при 35% доле рынка. 
  • Что вступающий с 1 июня запрет на рекламу курения еще достаточно прозрачен и требует регулирования, так, по здравому смыслу, пачки сигарет вообще должны исчезнуть с прилавков магазинов, что, в принципе, невозможно. 
  • Что реклама на асфальте не запрещена законом о рекламе и активно используется маркетологами в крупных городах, но не в Великом Новгороде. На последнем городском заседании по благоустройству местными властями принято решение не «замусоривать» облик города изображениями на асфальте. 
  • Что дело о дорожных знаках, которое тянется с 2010 года, «натыкается» на несовершенство закона, когда запрет на уже размещенную рекламу на дорожных знаках не является основанием для запрета вновь размещенной рекламы.
  • Что юридического понятия «политической рекламы» сегодня не существует. И за рамками агитационной кампании, Жириновского, например можно рекламировать «вне закона».

В заключение встречи Лучников подытожил, что снижение количества нарушений: от 49 дел в 2010 году до 29 в 2012 – заслуга  как УФАС, так и специалистов новгородских компаний. Несмотря на сложившееся мнение о «закрытости» структуры, консультации и вопросы принимаются по телефону. Главное – «поймать» Романа на рабочем месте – немалую часть времени занимает рассмотрение дел в зале заседаний. Кроме того, все дела вывешиваются на сайте УФАС по Новгородской области. Заглянуть на него и поучиться «на чужих ошибках» можно в любой момент.

Отзывы участников:

Наталья Вахромеева, заместитель генерального директора по маркетингу ООО «РИТЕК» (сеть магазинов «Эксперт»)

«Наша компания – активный рекламодатель, и в силу этой самой активности не раз попадала в поле зрения ФАСа в части соблюдения требований закона «О рекламе». Мы – за контроль и определенные регулирующие меры в сфере рекламы – прежде всего на рынке продукции, опасной для жизни, безопасности и здоровья людей. Однако правила игры должны быть предельно четкими и недвусмысленными, а специалисты контролирующего органа - вооружены четкими методиками оценки недобросовестности рекламы. Абстрактность и туманность в толковании норм закона развязывают руки коррупции и нечистоплотной конкуренции.

Встреча показала, что диалог власти и бизнеса возможен на любом уровне. Роман Лучников, отдувавшийся за себя и за «московского парня», оказался внимательным и заинтересованным собеседником, вполне представляющим себе проблемы бизнеса. Безусловно, такие встречи «без галстуков» нужно продолжать: искать сообща решения и закрывать болевые точки».

Александр Павлов, РА "ПРОСПЕКТ"

"Я, как представитель рекламного агентства Великого Новгорода, был уже на двух встречах с Романом Лучниковым. Обе встречи принесли огромную пользу, по крайней мере, нашему агентству. В ходе прошлой встречи, Роман Лучников неоднократно указывал на маленький шрифт при распространении финансовой рекламы, поэтому, когда в наше агентство обратилась финансовая организация с просьбой раздать через промоутеров и разослать по ящикам листовки, мы попросили образцы листовок для раздачи. Все бы ничего, но у данной организации на листовке были написаны только привлекательные условия их кредита, а остальные менее привлекательные условия не прописаны даже маленьким шрифтом (при рекламировании кредитов и указании хотя бы одного условия кредита необходимо указывать и остальные условия). Мы встретились с управляющим организации и объяснили, что подобная рекламная листовка нарушает закон о рекламе. В ходе беседы выяснилось, что подобная листовка неоднократно проверялась юристами данной компании и макет ее распространен на все 30 филиалов России. Мне пришлось скачать постановление Новгородского УФАС и выслать данную информацию в головной офис, после чего была снята реклама во всех 30 российских филиалах.

В этот раз в ходе встречи поднимались вопросы о нетрадиционных рекламных носителях - реклама на асфальте, СМС–рассылка, информация, вывешенная на окнах магазина. Выяснилось, что заказчик СМС-рекламы не несет никакой ответственности за телефонный спам, за рекламу на асфальте будет штрафовать городская администрация (правда эту информацию озвучил не Роман Лучников ), а если Вы поклеите какую-либо информацию на внешней стороне окон, то разбирать ее будут как рекламу…

Отдельно стоит отметить, что в отличие от предыдущего раза остро встал вопрос о монополизме и госзакупках. Подобные вопросы в прошлый раз мало кого интересовали. Были озвучены схемы наиболее популярных мошенничеств в сфере госзаказов.

В общем-то встречи становятся все более неформальнее и вопросы поднимаются все более острее, что не может не радовать... Мероприятие отличное и, главное, информативное.. Хотим от агенства «ПРОСПЕКТ» выразить благодарность Роману Лучникову как представителю УФАС в Новгородской области, Виктории Спиридоновой – председателю клуба Маркетологов, Ольге Крутовой, Варваре Сапожниковой и Юлии Солтагановой – как представителям Новгородской Торгово-Промышленной палаты и организаторам этой встречи.