Реальная экономика требует реальных цен и ответственности

    В конце прошлого года мировые цены на нефть стали стремительно падать, вслед за ними стали существенно снижаться и цены на бензин. И, казалось бы, это вполне логично и понятно. Но не для России, где цены на бензин и не думали опускаться так значительно, как во всем мире. На дворе июль 2009 года, и цены вновь растут. Общее снижение цен на бензин в России составило лишь 15%, хотя мировая цена на нефть упала почти в 3 раза!

            Причина этого всем очевидна – монополизация производства бензинов, их оптовой реализации, хранения нефтепродуктов в регионах, а также и розничных продаж на АЗС. Почти повсеместно ФАС России выявляет наличие индивидуально или коллективно доминирующих хозяйствующих субъектов, которые, как указано в законе, могут «оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке».

            Однако само по себе доминирование на рынке, или даже его монополизация не является нарушением антимонопольного законодательства. Закон запрещает злоупотреблять – устанавливать монопольно высокие цены, дискриминировать контрагентов, ущемлять их интересы, искусственно вытеснять конкурентов. Выявлением и доказательством таких нарушений и занимается Федеральная антимонопольная служба.

            За это время ФАС России была проделана большая работа. Во-первых, одобрена и подписана Программа развития конкуренции в Российской Федерации, предусматривающая меры по развитию конкуренции более чем в 10 отраслях и секторах экономики, которую разработал ФАС России и Министерство экономического развития. Безусловно, туда вошел и рынок нефтепродуктов. Существует целый план мероприятий по развитию конкуренции на этом рынке, который предполагает внесение изменений в законодательство.

            Во-вторых, было возбуждено несколько десятков дел о нарушениях антимонопольного законодательства в отношении региональных нефтяных компаний нефтепродуктообеспечения (НПО). Да и по крупным нефтяным компаниям таким как «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР», «Газпром нефть» и «Роснефть» идут дела и выставлены миллиардные «оборотные» штрафы. 

            В- третьих, Федеральная антимонопольная служба уже получила поручение Правительства РФ по анализу механизмов ценообразования и разработке предложений определения стоимости углеводородного сырья. Межведомственная рабочая группа под руководством Федеральной службы по финансовым рынкам разрабатывает механизм вывода торговли нефтепродуктами на биржу. Параллельно с этим идет подготовка правил недискриминационного доступа к трубопроводам, по которым перекачиваются нефть и нефтепродукты. Наши коллеги из ФСТ готовят документ по стандартам раскрытия информации субъектами естественных монополий и т.д.

            Мы понимаем, что это только начало, которое конечно же мгновенно не смогло повлиять на рынок в целом и на существенное снижение цен на бензин в частности.

            Полагаю, что впереди формализация единых правил игры для всех участников этого рынка: и крупных компаний, и представителей малого и среднего бизнеса. ФАС России в качестве уполномоченного государственного органа и участники рынка должны пройти свою часть пути по выстраиванию и соблюдению единых правил игры. А это невозможно без достижения единого понимания механизма формирования конечной цены бензина на АЗС, анализа влияние налоговой нагрузки в отрасли и учета ограничений, налагаемых состоянием инфраструктуры и логистических особенностей каждого региона и т.д.

            Недавно в своей статье ( г. «Ведомости») я писал про лишние звенья в нашей экономике – так называемые «прокладки» – ненужные посредники, между производителями товаров и услуг и их покупателями, которые неоправданно увеличивают цену товара. Как указывают отраслевые эксперты, купить сегодня бензин с нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) напрямую практически невозможно. И это подчас далеко не одна – две прокладки!

            Удешевление продукции, которое так ждут покупатели, тоже зачастую связано с серьезными проблемами. Ни для кого не секрет, что многие участники рынка до сих пор продолжают работать в серой или вообще черной зоне. Все мы, как потребители, сталкиваемся с негативными последствиями такой деятельности: некачественным бензином и скрытым недоливом на АЗС. С точки зрения антимонопольного законодательства – это недобросовестная конкуренция, и грешат ею, как правило, мелкие компании. Государство же теряет существенные суммы недоплаченных налогов и не имеет возможность вести корректный статистический учет, необходимый для определения состояния и динамики конкретных товарных рынков. При этом добросовестные участники рынка находятся в незавидном положении, конкурируя с «теневиками» и соблюдая все требования законодательства и многочисленных проверяющих органов.

            Контроль над количеством и качеством продаваемого в рознице топлива является одним из наиболее сложных вопросов. Недавно был принят новый технический регламент «О безопасности топлива», позволяющий по ограниченному перечню параметров определять качество продаваемого топлива. К сожалению, даже после этого, соответствующие государственные надзорные органы не проводят полномасштабные проверки в розничных топливных сетях. Считаю, что и власть и бизнес должны действовать совместно и достаточно жестко. Торгуешь «паленым» топливом – сразу уходишь с рынка, на твоей заправке появляется табличка – здесь некачественный бензин и твою заправку, как вариант, продают с открытых торгов. А вдобавок руководитель такого предприятия еще и получает дисквалификацию года на 3 года на занятие подобной деятельностью и серьезный штраф.

            Думаю, что достаточно здравая идея - подсчитать наконец-то, как «паленое» топливо влияет на развитие страны в целом: на экономику в плане недособирания налогов и снижения заработной платы; на здоровье нации в плане побочных эффектов при рождаемости и общее физическое состояние организма, на защиту окружающей среды в плане выпадения кислотных осадков  и причинения ущерба твоему движимоему имуществу, когда твой только что купленный автомобиль вдруг требует капитального ремонта. Вот тогда мы получим цифровой эквивалент этого зла, которое сегодня происходит.

            Совсем недавно президент Дмитрий Медведев поручил прокуратуре и Федеральной антимонопольной службе разобраться с проблемой доступа отечественного бизнеса на региональные рынки. Эта проблема стоит достаточно остро. На примере строительства АЗС. Несмотря на то, что местные власти порой возмущены высокими ценами на топливо, но при этом существует обратная сторона медали, когда бизнес, чтобы построить АЗС вынужден сталкиваться с административными барьерами в виде получения земельного участка под строительство, получениями всевозможных согласований, подключению к инженерной инфраструктуре и т.д. Так же, как отмечают эксперты, региональные автозаправочные станции подчас кормят местную элиту и приход чужака ими явно не приветствуется. 

Вопросов накопилось много и поэтому думаю, что необходима экспертная площадка  для их обсуждения и решения. 

            В ближайшее время ФАС планирует сформировать экспертный совет по нефтеперерабатывающей отрасли с участием всех заинтересованных сторон. В задачи экспертного совета войдет выработка позиции по проблематике рынка нефтепродуктов, формирование единых правил игры как для крупного, так и для малого и среднего бизнеса. При этом мы надеемся, что решения, принимаемые ФАС станут более понятными и прозрачными как для участников этого рынка, так и для населения.