Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению от 13.03.2013

Номер дела: б/н
Дата публикации: 11 июня 2013, 10:54

Егорову

        г. Кириши, Ленинградская область

Исходящий № 2812/02 от 10.06.2013

Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в возбуждении дела

10 июня 2013 года                            Великий Новгород                                                                    

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление)  рассмотрено заявление Егорова о нарушении  ОАО «Новгородоблэлектро» статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Егоров. (далее - заявитель) 13.03.2013 обратился в Управление с заявлением, в котором просит принять меры к пресечению нарушений ОАО «Новгородоблэлектро» (далее - Общество) антимонопольного законодательства. 

В своем заявлении Егоров указывает, что получил технические условия от 04.03.2013 № 26 для присоединения к электрическим сетям Общества жилого дома по адресу: Новгородская область, Чудовский район, мощностью до 15 кВт.

Заявитель считает, что п. 11.1, п. 11.2, п. 11.6, п. 11.7 технических условий от 04.03.2013 № 26 являются  незаконными.

Письмом от 18.04.2013 № 8/412 Общество представило пояснения по спорным пунктам Технических условий от 04.03.2013 № 26

П. 11.1 разработка однолинейной схемы присоединения объекта. Состав однолинейной схемы.

В соответствии с пунктом 1.1.26 главы 1.1 Правил устройства электроустановок. Седьмое издание, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» (далее - ПУЗ седьмое изд.) проектирование и выбор схем, компоновок и конструкций электроустановок должны производиться на основе технико-экономических сравнений вариантов с учетом требований обеспечения безопасности обслуживания, применения надежных схем, внедрения новой техники, энерго- и ресурсосберегающих технологий, опыта эксплуатации.

  1. Ответвление к вводу в дом.

      В соответствии с пунктом 2.1.1. главы 2.1. Правил устройства электроустановок (ПУЗ). Шестое издание, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979г. (далее - ПУЗ шестое изд.).

  1. Узел учета электроэнергии вне жилого дома и домовладения.

В соответствии с главой 1.5. ПУЗ шестое изд. и Правил учета электрической энергии, зарегистрированных в Минюсте РФ 24 октября 1996 г. № 1182 с целью учета расхода электроэнергии устанавливаются счетчики технического учета (узел учета электроэнергии).

Класс защиты шкафа определен в соответствии с ГОСТ 14254-96(МЗК 529-89), введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.10.96. № 601; Согласно СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий, одобренным и рекомендованным к применению Постановлением Госстроя РФ от 26.10.2003 № 194 расчетные электросчетчики должны: иметь цифровой интерфейс (RS-485, RS-232, CAN и т.п.) (п.п. 17.2.13.3 п.17.2.13 СП);

В соответствии с пунктом 138 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

3. Вводно-распределительное устройство с возможностью пломбирования токоведущих частей блока до блока учета и токоограничивающего автоматического выключателя. 

В соответствии с главой 7.1. Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1,7.2, утвержденных Минтопэнерго РФ 06.10.1999.

4.  Токоограничивающий автоматический выключатель на 25А.

В соответствии с главой 2.4 ПУЭ шестое изд. в качестве аппаратов защиты должны применяться автоматические выключатели или предохранители, отключающие защищаемую электрическую цепь при ненормальных режимах. Токоограничивающий автомат указан с учетом запрашиваемой мощности.

При сомнении потребителя в номинальном токе автоматического выключателя его возможно заменить на эл. устройство ограничения мощности, где выставляются конкретные показатели мощности.

  1. Заземляющее устройство электроустановки.

Требования к устройству электроустановок, систем электроснабжения и электрических сетей, требования к защитным мерам электробезопасности и устройству заземлений, к выбору изоляции электроустановок, закреплены в главе 1.7. ПУЭ седьмое изд.

П. 11.2.  Технических условий от 04.03.2013 № 26 согласование схемы в сетевой и иных заинтересованных организациях необходимо в целях избежания:

- конфликтов с заинтересованными организациями в процессе про ведения монтажных работ,

- аварийных ситуаций инженерных и коммуникационных сетей,

- самовольного подключения электроаппаратуры к сетям энергоснабжения без соблюдения,

- неправильной оценки заявителем внешних факторов окружающей среды (н-р, наличие автодороги, необходимость установки дополнительной опоры на территории свое участка).

П. 11.6. Технических условий от 04.03.2013 № 26 проведение испытаний и измерений для ввода электроустановки в работу. Работы должны быть выполнены испытательными лабораториями, имеющими право проведения указанных мероприятий.

Производится в соответствии с пунктом 1.1.38 главы 1.1 ПУЭ седьмое изд. и определено главой 1.8 ПУЭ седьмое ИЗД., РД 34.45-51.300-97. «Объем и Нормы испытаний электрооборудования».

В материалах имеется обращение Егорова С.Л. к Обществу по поводу несогласия с требованиями технических условий от 04.03.2013 № 26.

Обоснование правомерности требований Общества, указанных в п. 11.1, 11.2, 11.6 технических условий от 04.03.2013 № 26,  не соответствует Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004. № 861, а также Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

В соответствии с письмом ФАС России от 01.10.2009 № АГ/34241 технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с  частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике. Основным видом деятельности ОАО «Новгородоблэлектро» является оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного ОАО «Новгородоблэлектро» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе пунктом 3 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

Таким образом, в действиях ОАО «Новгородоблэлектро» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях (бездействии) ОАО «Новгородоблэлектро» (ул. Кооперативная, д. 8, Великий Новгород, 173003) признаков навязывания контрагенту (гражданину Егорову) условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требований, то есть признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Управление на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 Закона о защите конкуренции направило ОАО «Новгородоблэлектро» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем выдачи новых технических условий  Егорову на технологическое присоединение  жилого дома по адресу: Новгородская область, Чудовский район, взамен технических условий от 04.03.2013 № 26, пункты 11.1, 11.2, 11.6 которых не соответствуют Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, и Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Письмом  от 29.05.2013 № 8/581 ОАО «Новгородоблэлектро» сообщило в Управление об исполнении предупреждения путем выдачи Егорову новых технических условий от 30.04.2013 № 61 для технологического присоединения к электрическим сетям Общества жилого дома по адресу: Новгородская область, Чудовский район, взамен ранее выданных технических условий от 04.03.2013 № 26.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 7 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган

РЕШИЛ:

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению Егорова в отношении ОАО «Новгородоблэнерго» отказать в связи с устранением признаков нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

Руководитель Управления                                                                 О.С. Виниченко

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 9204 [uid] => 5 [title] => Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению от 13.03.2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9202 [type] => solution [language] => ru [created] => 1370933866 [changed] => 1370933975 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370933975 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Егорову

        г. Кириши, Ленинградская область

Исходящий № 2812/02 от 10.06.2013

Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в возбуждении дела

10 июня 2013 года                            Великий Новгород                                                                    

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление)  рассмотрено заявление Егорова о нарушении  ОАО «Новгородоблэлектро» статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Егоров. (далее - заявитель) 13.03.2013 обратился в Управление с заявлением, в котором просит принять меры к пресечению нарушений ОАО «Новгородоблэлектро» (далее - Общество) антимонопольного законодательства. 

В своем заявлении Егоров указывает, что получил технические условия от 04.03.2013 № 26 для присоединения к электрическим сетям Общества жилого дома по адресу: Новгородская область, Чудовский район, мощностью до 15 кВт.

Заявитель считает, что п. 11.1, п. 11.2, п. 11.6, п. 11.7 технических условий от 04.03.2013 № 26 являются  незаконными.

Письмом от 18.04.2013 № 8/412 Общество представило пояснения по спорным пунктам Технических условий от 04.03.2013 № 26

П. 11.1 разработка однолинейной схемы присоединения объекта. Состав однолинейной схемы.

В соответствии с пунктом 1.1.26 главы 1.1 Правил устройства электроустановок. Седьмое издание, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» (далее - ПУЗ седьмое изд.) проектирование и выбор схем, компоновок и конструкций электроустановок должны производиться на основе технико-экономических сравнений вариантов с учетом требований обеспечения безопасности обслуживания, применения надежных схем, внедрения новой техники, энерго- и ресурсосберегающих технологий, опыта эксплуатации.

  1. Ответвление к вводу в дом.

      В соответствии с пунктом 2.1.1. главы 2.1. Правил устройства электроустановок (ПУЗ). Шестое издание, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979г. (далее - ПУЗ шестое изд.).

  1. Узел учета электроэнергии вне жилого дома и домовладения.

В соответствии с главой 1.5. ПУЗ шестое изд. и Правил учета электрической энергии, зарегистрированных в Минюсте РФ 24 октября 1996 г. № 1182 с целью учета расхода электроэнергии устанавливаются счетчики технического учета (узел учета электроэнергии).

Класс защиты шкафа определен в соответствии с ГОСТ 14254-96(МЗК 529-89), введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.10.96. № 601; Согласно СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий, одобренным и рекомендованным к применению Постановлением Госстроя РФ от 26.10.2003 № 194 расчетные электросчетчики должны: иметь цифровой интерфейс (RS-485, RS-232, CAN и т.п.) (п.п. 17.2.13.3 п.17.2.13 СП);

В соответствии с пунктом 138 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

3. Вводно-распределительное устройство с возможностью пломбирования токоведущих частей блока до блока учета и токоограничивающего автоматического выключателя. 

В соответствии с главой 7.1. Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1,7.2, утвержденных Минтопэнерго РФ 06.10.1999.

4.  Токоограничивающий автоматический выключатель на 25А.

В соответствии с главой 2.4 ПУЭ шестое изд. в качестве аппаратов защиты должны применяться автоматические выключатели или предохранители, отключающие защищаемую электрическую цепь при ненормальных режимах. Токоограничивающий автомат указан с учетом запрашиваемой мощности.

При сомнении потребителя в номинальном токе автоматического выключателя его возможно заменить на эл. устройство ограничения мощности, где выставляются конкретные показатели мощности.

  1. Заземляющее устройство электроустановки.

Требования к устройству электроустановок, систем электроснабжения и электрических сетей, требования к защитным мерам электробезопасности и устройству заземлений, к выбору изоляции электроустановок, закреплены в главе 1.7. ПУЭ седьмое изд.

П. 11.2.  Технических условий от 04.03.2013 № 26 согласование схемы в сетевой и иных заинтересованных организациях необходимо в целях избежания:

- конфликтов с заинтересованными организациями в процессе про ведения монтажных работ,

- аварийных ситуаций инженерных и коммуникационных сетей,

- самовольного подключения электроаппаратуры к сетям энергоснабжения без соблюдения,

- неправильной оценки заявителем внешних факторов окружающей среды (н-р, наличие автодороги, необходимость установки дополнительной опоры на территории свое участка).

П. 11.6. Технических условий от 04.03.2013 № 26 проведение испытаний и измерений для ввода электроустановки в работу. Работы должны быть выполнены испытательными лабораториями, имеющими право проведения указанных мероприятий.

Производится в соответствии с пунктом 1.1.38 главы 1.1 ПУЭ седьмое изд. и определено главой 1.8 ПУЭ седьмое ИЗД., РД 34.45-51.300-97. «Объем и Нормы испытаний электрооборудования».

В материалах имеется обращение Егорова С.Л. к Обществу по поводу несогласия с требованиями технических условий от 04.03.2013 № 26.

Обоснование правомерности требований Общества, указанных в п. 11.1, 11.2, 11.6 технических условий от 04.03.2013 № 26,  не соответствует Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004. № 861, а также Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

В соответствии с письмом ФАС России от 01.10.2009 № АГ/34241 технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с  частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике. Основным видом деятельности ОАО «Новгородоблэлектро» является оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного ОАО «Новгородоблэлектро» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе пунктом 3 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

Таким образом, в действиях ОАО «Новгородоблэлектро» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях (бездействии) ОАО «Новгородоблэлектро» (ул. Кооперативная, д. 8, Великий Новгород, 173003) признаков навязывания контрагенту (гражданину Егорову) условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требований, то есть признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Управление на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 Закона о защите конкуренции направило ОАО «Новгородоблэлектро» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем выдачи новых технических условий  Егорову на технологическое присоединение  жилого дома по адресу: Новгородская область, Чудовский район, взамен технических условий от 04.03.2013 № 26, пункты 11.1, 11.2, 11.6 которых не соответствуют Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, и Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Письмом  от 29.05.2013 № 8/581 ОАО «Новгородоблэлектро» сообщило в Управление об исполнении предупреждения путем выдачи Егорову новых технических условий от 30.04.2013 № 61 для технологического присоединения к электрическим сетям Общества жилого дома по адресу: Новгородская область, Чудовский район, взамен ранее выданных технических условий от 04.03.2013 № 26.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 7 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган

РЕШИЛ:

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению Егорова в отношении ОАО «Новгородоблэнерго» отказать в связи с устранением признаков нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

Руководитель Управления                                                                 О.С. Виниченко

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Егорову

        г. Кириши, Ленинградская область

Исходящий № 2812/02 от 10.06.2013

Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в возбуждении дела

10 июня 2013 года                            Великий Новгород                                                                    

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление)  рассмотрено заявление Егорова о нарушении  ОАО «Новгородоблэлектро» статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Егоров. (далее - заявитель) 13.03.2013 обратился в Управление с заявлением, в котором просит принять меры к пресечению нарушений ОАО «Новгородоблэлектро» (далее - Общество) антимонопольного законодательства. 

В своем заявлении Егоров указывает, что получил технические условия от 04.03.2013 № 26 для присоединения к электрическим сетям Общества жилого дома по адресу: Новгородская область, Чудовский район, мощностью до 15 кВт.

Заявитель считает, что п. 11.1, п. 11.2, п. 11.6, п. 11.7 технических условий от 04.03.2013 № 26 являются  незаконными.

Письмом от 18.04.2013 № 8/412 Общество представило пояснения по спорным пунктам Технических условий от 04.03.2013 № 26

П. 11.1 разработка однолинейной схемы присоединения объекта. Состав однолинейной схемы.

В соответствии с пунктом 1.1.26 главы 1.1 Правил устройства электроустановок. Седьмое издание, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» (далее - ПУЗ седьмое изд.) проектирование и выбор схем, компоновок и конструкций электроустановок должны производиться на основе технико-экономических сравнений вариантов с учетом требований обеспечения безопасности обслуживания, применения надежных схем, внедрения новой техники, энерго- и ресурсосберегающих технологий, опыта эксплуатации.

  1. Ответвление к вводу в дом.

      В соответствии с пунктом 2.1.1. главы 2.1. Правил устройства электроустановок (ПУЗ). Шестое издание, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979г. (далее - ПУЗ шестое изд.).

  1. Узел учета электроэнергии вне жилого дома и домовладения.

В соответствии с главой 1.5. ПУЗ шестое изд. и Правил учета электрической энергии, зарегистрированных в Минюсте РФ 24 октября 1996 г. № 1182 с целью учета расхода электроэнергии устанавливаются счетчики технического учета (узел учета электроэнергии).

Класс защиты шкафа определен в соответствии с ГОСТ 14254-96(МЗК 529-89), введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.10.96. № 601; Согласно СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий, одобренным и рекомендованным к применению Постановлением Госстроя РФ от 26.10.2003 № 194 расчетные электросчетчики должны: иметь цифровой интерфейс (RS-485, RS-232, CAN и т.п.) (п.п. 17.2.13.3 п.17.2.13 СП);

В соответствии с пунктом 138 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

3. Вводно-распределительное устройство с возможностью пломбирования токоведущих частей блока до блока учета и токоограничивающего автоматического выключателя. 

В соответствии с главой 7.1. Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1,7.2, утвержденных Минтопэнерго РФ 06.10.1999.

4.  Токоограничивающий автоматический выключатель на 25А.

В соответствии с главой 2.4 ПУЭ шестое изд. в качестве аппаратов защиты должны применяться автоматические выключатели или предохранители, отключающие защищаемую электрическую цепь при ненормальных режимах. Токоограничивающий автомат указан с учетом запрашиваемой мощности.

При сомнении потребителя в номинальном токе автоматического выключателя его возможно заменить на эл. устройство ограничения мощности, где выставляются конкретные показатели мощности.

  1. Заземляющее устройство электроустановки.

Требования к устройству электроустановок, систем электроснабжения и электрических сетей, требования к защитным мерам электробезопасности и устройству заземлений, к выбору изоляции электроустановок, закреплены в главе 1.7. ПУЭ седьмое изд.

П. 11.2.  Технических условий от 04.03.2013 № 26 согласование схемы в сетевой и иных заинтересованных организациях необходимо в целях избежания:

- конфликтов с заинтересованными организациями в процессе про ведения монтажных работ,

- аварийных ситуаций инженерных и коммуникационных сетей,

- самовольного подключения электроаппаратуры к сетям энергоснабжения без соблюдения,

- неправильной оценки заявителем внешних факторов окружающей среды (н-р, наличие автодороги, необходимость установки дополнительной опоры на территории свое участка).

П. 11.6. Технических условий от 04.03.2013 № 26 проведение испытаний и измерений для ввода электроустановки в работу. Работы должны быть выполнены испытательными лабораториями, имеющими право проведения указанных мероприятий.

Производится в соответствии с пунктом 1.1.38 главы 1.1 ПУЭ седьмое изд. и определено главой 1.8 ПУЭ седьмое ИЗД., РД 34.45-51.300-97. «Объем и Нормы испытаний электрооборудования».

В материалах имеется обращение Егорова С.Л. к Обществу по поводу несогласия с требованиями технических условий от 04.03.2013 № 26.

Обоснование правомерности требований Общества, указанных в п. 11.1, 11.2, 11.6 технических условий от 04.03.2013 № 26,  не соответствует Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004. № 861, а также Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

В соответствии с письмом ФАС России от 01.10.2009 № АГ/34241 технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с  частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике. Основным видом деятельности ОАО «Новгородоблэлектро» является оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного ОАО «Новгородоблэлектро» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе пунктом 3 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

Таким образом, в действиях ОАО «Новгородоблэлектро» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях (бездействии) ОАО «Новгородоблэлектро» (ул. Кооперативная, д. 8, Великий Новгород, 173003) признаков навязывания контрагенту (гражданину Егорову) условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требований, то есть признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Управление на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 Закона о защите конкуренции направило ОАО «Новгородоблэлектро» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем выдачи новых технических условий  Егорову на технологическое присоединение  жилого дома по адресу: Новгородская область, Чудовский район, взамен технических условий от 04.03.2013 № 26, пункты 11.1, 11.2, 11.6 которых не соответствуют Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, и Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Письмом  от 29.05.2013 № 8/581 ОАО «Новгородоблэлектро» сообщило в Управление об исполнении предупреждения путем выдачи Егорову новых технических условий от 30.04.2013 № 61 для технологического присоединения к электрическим сетям Общества жилого дома по адресу: Новгородская область, Чудовский район, взамен ранее выданных технических условий от 04.03.2013 № 26.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 7 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган

РЕШИЛ:

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению Егорова в отношении ОАО «Новгородоблэнерго» отказать в связи с устранением признаков нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

Руководитель Управления                                                                 О.С. Виниченко

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2812/02 [format] => [safe_value] => 2812/02 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => б/н [format] => [safe_value] => б/н ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области рассмотрено заявление  о нарушении  ОАО «Новгородоблэлектро» статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области рассмотрено заявление  о нарушении  ОАО «Новгородоблэлектро» статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также  выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

Куратор направления: Аванесян Мигель Вячеславович, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-11 06:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-10 06:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1370933866 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )