• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению ИП Брусова

Номер дела: б/н
Дата публикации: 10 ноября 2014, 16:05

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 ИП Брусову Андрею Евгеньевичу

 ул. <З....>, д. <....>, кв. <....>,

          В. Новгород

 

 

Исходящий № 6504/02 от 07.11.2014

                                                                      

Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в возбуждении дела

 

«7» ноября 2014 года                                                      Великий Новгород                                                          

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление) рассмотрено заявление ИП Брусова А.Е. на действия ООО «Интересная наука», содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе проверки антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

В Новгородское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление ИП Брусова А.Е. об ограничении конкуренции со стороны ООО «Интересная наука».

Из заявления следует, что ИП Брусовым А.Е. заключен договор №750214 о передаче комплексных исключительных прав о проведении научных шоу (далее – Договор) с ООО «Интересная наука».

Пунктом 2.2 Договора установлено, что пользователь вправе использовать комплекс исключительных прав (КИП) на территории Новгородской области. Использование КИП на другой территории не допускается.

Пунктом 5.3 Договора установлено, что за использование КИП вне пределов Новгородской области правообладатель вправе потребовать от пользователя уплатить штраф в размере 10 000 рублей за каждый случай нарушения.

ИП Брусов А.Е. полагает, что условия, содержащиеся в пп. 2.2 и 5.3 ограничивают его в возможности осуществления предпринимательской деятельности на территориях иных регионов, помимо территории Новгородской области.

ИП Брусов А.Е. полагает, что ООО «Интересная наука» допускает нарушение части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции).

В результате проведенного антимонопольного расследования установлено, что согласно части 4 статьи 11 Закона о конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По запросу Новгородского УФАС России ООО «Научное шоу»  представило  ответ (вх. № 8615/э от 14.10.2014 Новгородского УФАС России), из которого следует, что ООО «Научное шоу», осуществляет деятельность только на территории Ленинградской области.

По запросу Новгородского УФАС России ИП Осипов А.А. («Корпорация чудес»)  представил  ответ (вх. № 8775/э от 17.10.2014 Новгородского УФАС России), из которого следует, что ИП Осипов А.А., деятельность  в 2013-2014 годах не осуществлял.

Проанализировав ответы ООО «Научное шоу» и ИП Осипова А.А. следует сделать вывод о том, что ИП Брусов А.Е. занимает долю на рынке зрелищно-развлекательной деятельности на территории Новгородской области более 20%.

Согласно части 2 статьи 12 Закона о конкуренции допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.

Таким образом, "вертикальное" соглашение, заключенное  между ИП Брусовым А.Е. и ООО «Интересная наука», является не допустимым, так как ИП Брусов А.Е. занимает долю на рынке зрелищно-развлекательной деятельности на территории Новгородской области более 20%.

Однако, в рассматриваемом случае следует учитывать положения части 9 статьи 11 Закона о конкуренции согласно которой требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

По запросу Новгородского УФАС России Общество с ограниченной ответственностью «Интересная наука» представило  ответ (вх. № 7818/э от 16.09.2014 Новгородского УФАС России), из которого следует, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено требование об обязательном получении патентов, свидетельств, лицензий при осуществлении деятельности связанной с организацией праздничных мероприятий, ООО «Интересная наука» только сейчас начало заниматься получением таких документов для защиты своей интеллектуальной собственности. Так же из ответа следует, что ООО «Интересная наука» не ограничивает право ИП Брусова А.Е. по использованию КИП на проведение экспериментов в иных регионах РФ, помимо Новгородской области.

Как следует из представленной ООО «Интересная наука» в виде скрин-шотов переписки с ИП Брусовым А.Е. в социальной сети «vk.com», ООО «Интересная наука» предъявлено ИП Брусову А.Е. требование о неиспользовании им логотипа (коммерческого обозначения) «Сумасшедшая лаборатория» и фирменного наименования «Интересная наука», принадлежащих ООО «Интересная наука», при проведении научных шоу в иных регионах РФ, помимо Новгородской области.

Согласно пункту 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая), юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 1225 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 №230-ФЗ (далее - Гражданский кодек РФ), результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе фирменные наименования, коммерческие обозначения. Согласно части 2 той же статьи, интеллектуальная собственность охраняется законом.

Согласно части 3 статьи 1250 Гражданского кодекса РФ, отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав.

Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Согласно части 2 той же статьи, фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно части 1 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Согласно части 3 той же статьи, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Согласно части 1 статьи 1538 Гражданского кодекса РФ, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 1539 Гражданского кодекса РФ, правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Согласно части 2 той же статьи, не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Согласно части 6 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

Для целей настоящего пункта под частичным запретом на использование понимается:

в отношении фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности;

в отношении коммерческого обозначения - запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.

Принимая во внимание вышеизложенное следует сделать вывод, о том, что предъявленное ООО «Интересная наука» требование ИП Брусову А.Е. о неиспользовании им логотипа (коммерческого обозначения) «Сумасшедшая лаборатория» и фирменного наименования «Интересная наука», принадлежащих ООО «Интересная наука», при проведении научных шоу в иных регионах РФ, помимо Новгородской области, следует считать правомерным и не противоречащим требованиям ГК РФ.

Учитывая вышеизложенное ООО «Интересная наука» в настоящее время не  является субъектом правонарушения положений части 4 статьи 11 Закона о конкуренции и в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган

РЕШИЛ:

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ИП Брусова А.Е. отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ООО «Интересная наука».

 

Врио руководителя Управления                          И.А. Куриков 

 

 

Исп. Паньков

(8162) 73-88-54

 

stdClass Object ( [vid] => 12347 [uid] => 5 [title] => Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению ИП Брусова [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12345 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415884272 [changed] => 1415884343 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415884343 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 ИП Брусову Андрею Евгеньевичу

 ул. <З....>, д. <....>, кв. <....>,

          В. Новгород

 

 

Исходящий № 6504/02 от 07.11.2014

                                                                      

Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в возбуждении дела

 

«7» ноября 2014 года                                                      Великий Новгород                                                          

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление) рассмотрено заявление ИП Брусова А.Е. на действия ООО «Интересная наука», содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе проверки антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

В Новгородское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление ИП Брусова А.Е. об ограничении конкуренции со стороны ООО «Интересная наука».

Из заявления следует, что ИП Брусовым А.Е. заключен договор №750214 о передаче комплексных исключительных прав о проведении научных шоу (далее – Договор) с ООО «Интересная наука».

Пунктом 2.2 Договора установлено, что пользователь вправе использовать комплекс исключительных прав (КИП) на территории Новгородской области. Использование КИП на другой территории не допускается.

Пунктом 5.3 Договора установлено, что за использование КИП вне пределов Новгородской области правообладатель вправе потребовать от пользователя уплатить штраф в размере 10 000 рублей за каждый случай нарушения.

ИП Брусов А.Е. полагает, что условия, содержащиеся в пп. 2.2 и 5.3 ограничивают его в возможности осуществления предпринимательской деятельности на территориях иных регионов, помимо территории Новгородской области.

ИП Брусов А.Е. полагает, что ООО «Интересная наука» допускает нарушение части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции).

В результате проведенного антимонопольного расследования установлено, что согласно части 4 статьи 11 Закона о конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По запросу Новгородского УФАС России ООО «Научное шоу»  представило  ответ (вх. № 8615/э от 14.10.2014 Новгородского УФАС России), из которого следует, что ООО «Научное шоу», осуществляет деятельность только на территории Ленинградской области.

По запросу Новгородского УФАС России ИП Осипов А.А. («Корпорация чудес»)  представил  ответ (вх. № 8775/э от 17.10.2014 Новгородского УФАС России), из которого следует, что ИП Осипов А.А., деятельность  в 2013-2014 годах не осуществлял.

Проанализировав ответы ООО «Научное шоу» и ИП Осипова А.А. следует сделать вывод о том, что ИП Брусов А.Е. занимает долю на рынке зрелищно-развлекательной деятельности на территории Новгородской области более 20%.

Согласно части 2 статьи 12 Закона о конкуренции допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.

Таким образом, "вертикальное" соглашение, заключенное  между ИП Брусовым А.Е. и ООО «Интересная наука», является не допустимым, так как ИП Брусов А.Е. занимает долю на рынке зрелищно-развлекательной деятельности на территории Новгородской области более 20%.

Однако, в рассматриваемом случае следует учитывать положения части 9 статьи 11 Закона о конкуренции согласно которой требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

По запросу Новгородского УФАС России Общество с ограниченной ответственностью «Интересная наука» представило  ответ (вх. № 7818/э от 16.09.2014 Новгородского УФАС России), из которого следует, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено требование об обязательном получении патентов, свидетельств, лицензий при осуществлении деятельности связанной с организацией праздничных мероприятий, ООО «Интересная наука» только сейчас начало заниматься получением таких документов для защиты своей интеллектуальной собственности. Так же из ответа следует, что ООО «Интересная наука» не ограничивает право ИП Брусова А.Е. по использованию КИП на проведение экспериментов в иных регионах РФ, помимо Новгородской области.

Как следует из представленной ООО «Интересная наука» в виде скрин-шотов переписки с ИП Брусовым А.Е. в социальной сети «vk.com», ООО «Интересная наука» предъявлено ИП Брусову А.Е. требование о неиспользовании им логотипа (коммерческого обозначения) «Сумасшедшая лаборатория» и фирменного наименования «Интересная наука», принадлежащих ООО «Интересная наука», при проведении научных шоу в иных регионах РФ, помимо Новгородской области.

Согласно пункту 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая), юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 1225 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 №230-ФЗ (далее - Гражданский кодек РФ), результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе фирменные наименования, коммерческие обозначения. Согласно части 2 той же статьи, интеллектуальная собственность охраняется законом.

Согласно части 3 статьи 1250 Гражданского кодекса РФ, отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав.

Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Согласно части 2 той же статьи, фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно части 1 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Согласно части 3 той же статьи, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Согласно части 1 статьи 1538 Гражданского кодекса РФ, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 1539 Гражданского кодекса РФ, правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Согласно части 2 той же статьи, не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Согласно части 6 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

Для целей настоящего пункта под частичным запретом на использование понимается:

в отношении фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности;

в отношении коммерческого обозначения - запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.

Принимая во внимание вышеизложенное следует сделать вывод, о том, что предъявленное ООО «Интересная наука» требование ИП Брусову А.Е. о неиспользовании им логотипа (коммерческого обозначения) «Сумасшедшая лаборатория» и фирменного наименования «Интересная наука», принадлежащих ООО «Интересная наука», при проведении научных шоу в иных регионах РФ, помимо Новгородской области, следует считать правомерным и не противоречащим требованиям ГК РФ.

Учитывая вышеизложенное ООО «Интересная наука» в настоящее время не  является субъектом правонарушения положений части 4 статьи 11 Закона о конкуренции и в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган

РЕШИЛ:

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ИП Брусова А.Е. отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ООО «Интересная наука».

 

Врио руководителя Управления                          И.А. Куриков 

 

 

Исп. Паньков

(8162) 73-88-54

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 ИП Брусову Андрею Евгеньевичу

 ул. <З....>, д. <....>, кв. <....>,

          В. Новгород

 

 

Исходящий № 6504/02 от 07.11.2014

                                                                      

Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в возбуждении дела

 

«7» ноября 2014 года                                                      Великий Новгород                                                          

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление) рассмотрено заявление ИП Брусова А.Е. на действия ООО «Интересная наука», содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе проверки антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

В Новгородское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление ИП Брусова А.Е. об ограничении конкуренции со стороны ООО «Интересная наука».

Из заявления следует, что ИП Брусовым А.Е. заключен договор №750214 о передаче комплексных исключительных прав о проведении научных шоу (далее – Договор) с ООО «Интересная наука».

Пунктом 2.2 Договора установлено, что пользователь вправе использовать комплекс исключительных прав (КИП) на территории Новгородской области. Использование КИП на другой территории не допускается.

Пунктом 5.3 Договора установлено, что за использование КИП вне пределов Новгородской области правообладатель вправе потребовать от пользователя уплатить штраф в размере 10 000 рублей за каждый случай нарушения.

ИП Брусов А.Е. полагает, что условия, содержащиеся в пп. 2.2 и 5.3 ограничивают его в возможности осуществления предпринимательской деятельности на территориях иных регионов, помимо территории Новгородской области.

ИП Брусов А.Е. полагает, что ООО «Интересная наука» допускает нарушение части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции).

В результате проведенного антимонопольного расследования установлено, что согласно части 4 статьи 11 Закона о конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По запросу Новгородского УФАС России ООО «Научное шоу»  представило  ответ (вх. № 8615/э от 14.10.2014 Новгородского УФАС России), из которого следует, что ООО «Научное шоу», осуществляет деятельность только на территории Ленинградской области.

По запросу Новгородского УФАС России ИП Осипов А.А. («Корпорация чудес»)  представил  ответ (вх. № 8775/э от 17.10.2014 Новгородского УФАС России), из которого следует, что ИП Осипов А.А., деятельность  в 2013-2014 годах не осуществлял.

Проанализировав ответы ООО «Научное шоу» и ИП Осипова А.А. следует сделать вывод о том, что ИП Брусов А.Е. занимает долю на рынке зрелищно-развлекательной деятельности на территории Новгородской области более 20%.

Согласно части 2 статьи 12 Закона о конкуренции допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.

Таким образом, "вертикальное" соглашение, заключенное  между ИП Брусовым А.Е. и ООО «Интересная наука», является не допустимым, так как ИП Брусов А.Е. занимает долю на рынке зрелищно-развлекательной деятельности на территории Новгородской области более 20%.

Однако, в рассматриваемом случае следует учитывать положения части 9 статьи 11 Закона о конкуренции согласно которой требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

По запросу Новгородского УФАС России Общество с ограниченной ответственностью «Интересная наука» представило  ответ (вх. № 7818/э от 16.09.2014 Новгородского УФАС России), из которого следует, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено требование об обязательном получении патентов, свидетельств, лицензий при осуществлении деятельности связанной с организацией праздничных мероприятий, ООО «Интересная наука» только сейчас начало заниматься получением таких документов для защиты своей интеллектуальной собственности. Так же из ответа следует, что ООО «Интересная наука» не ограничивает право ИП Брусова А.Е. по использованию КИП на проведение экспериментов в иных регионах РФ, помимо Новгородской области.

Как следует из представленной ООО «Интересная наука» в виде скрин-шотов переписки с ИП Брусовым А.Е. в социальной сети «vk.com», ООО «Интересная наука» предъявлено ИП Брусову А.Е. требование о неиспользовании им логотипа (коммерческого обозначения) «Сумасшедшая лаборатория» и фирменного наименования «Интересная наука», принадлежащих ООО «Интересная наука», при проведении научных шоу в иных регионах РФ, помимо Новгородской области.

Согласно пункту 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая), юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 1225 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 №230-ФЗ (далее - Гражданский кодек РФ), результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе фирменные наименования, коммерческие обозначения. Согласно части 2 той же статьи, интеллектуальная собственность охраняется законом.

Согласно части 3 статьи 1250 Гражданского кодекса РФ, отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав.

Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Согласно части 2 той же статьи, фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно части 1 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Согласно части 3 той же статьи, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Согласно части 1 статьи 1538 Гражданского кодекса РФ, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 1539 Гражданского кодекса РФ, правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Согласно части 2 той же статьи, не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Согласно части 6 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

Для целей настоящего пункта под частичным запретом на использование понимается:

в отношении фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности;

в отношении коммерческого обозначения - запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.

Принимая во внимание вышеизложенное следует сделать вывод, о том, что предъявленное ООО «Интересная наука» требование ИП Брусову А.Е. о неиспользовании им логотипа (коммерческого обозначения) «Сумасшедшая лаборатория» и фирменного наименования «Интересная наука», принадлежащих ООО «Интересная наука», при проведении научных шоу в иных регионах РФ, помимо Новгородской области, следует считать правомерным и не противоречащим требованиям ГК РФ.

Учитывая вышеизложенное ООО «Интересная наука» в настоящее время не  является субъектом правонарушения положений части 4 статьи 11 Закона о конкуренции и в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган

РЕШИЛ:

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ИП Брусова А.Е. отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ООО «Интересная наука».

 

Врио руководителя Управления                          И.А. Куриков 

 

 

Исп. Паньков

(8162) 73-88-54

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 6504/02 [format] => [safe_value] => 6504/02 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => б/н [format] => [safe_value] => б/н ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области рассмотрено заявление ИП Брусова А.Е. на действия ООО «Интересная наука», содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [safe_value] =>

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области рассмотрено заявление ИП Брусова А.Е. на действия ООО «Интересная наука», содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также  выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

Куратор направления: Пашкова Галина Николаевна, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-10 13:05:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-07 13:05:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415884272 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => )