• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение об отказе в возбуждении дела

Номер дела: № б/н
Дата публикации: 26 марта 2013, 16:17

Донской

Великий Новгород, 173025

Исходящий № 1472/02 от 25.03.2013

РЕШЕНИЕ об отказе в возбуждении дела

 25 марта 2013 года                                                                     Великий Новгород

25.12.2012 в Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Донской (далее – заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства Новгородским отделением № 8629 ОАО «Сбербанк России».

Из указанного заявления следует, что филиал ОАО «Сбербанк России» в Великом Новгороде, в том числе дополнительный офис, расположенный по адресу: Великий Новгород, проспект Мира, д. 44/20, отказывает гражданам, и в частности заявителю, в оказании услуги по приему и переводу платежей за жилищно-коммунальные услуги через операционно-кассового работника и осуществляет прием и перевод таких платежей исключительно через платежные терминалы в результате чего граждане не имеют возможности получить сдачу наличными деньгами. Заявитель считает данные действия ОАО «Сбербанк России» навязыванием невыгодной услуги клиенту.   

В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Согласно информации по состоянию на 01.01.2011, на 01.01.2012, представленной Главным управлением Банка России по Новгородской области (письмо от 29.01.2013 исх. № 13-43/402) по запросу Управления, Новгородское отделение № 8629 ОАО «Сбербанк России» является филиалом кредитной организации, имеющим право осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Новгородское отделение № 8629 ОАО «Сбербанк России» (далее – Банк) представило по запросу Управления письменные пояснения от 29.01.2013 № 22-10/09/383 о том, что действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает требования приема кредитными организациями платежей через операционное окно в качестве обязательного, сотрудниками Банка оказываются консультационные услуги гражданам в случае возникновения трудностей при осуществлении гражданами платежей через устройства самообслуживания и Банк не отказывает клиентам в приеме платежей через операционно-кассовых работников, если клиент недостаточно подготовлен к совершению операций в устройствах самообслуживания. В дополнительном офисе № 8629/1426 Банка (местонахождение: Великий Новгород, проспект Мира д. 44/20) в декабре 2012 года через операционные окна было принято 2223 платежа, через устройства самообслуживания 3362 платежа.

Из вышеуказанного пояснения Новгородского отделения № 8629 ОАО «Сбербанк России» следует, что Банк по своему усмотрению отказывает гражданам в приеме платежей через операционно-кассовых работников.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии с частью 3 статьи 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции, условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Доминирующее положение финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Условий признания доминирующим положения кредитной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 № 409, доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок. Доминирующее положение на товарном рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц. С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия: доля кредитной организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации; доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее 1 года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции, взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

Согласно представленной Муниципальным унитарным предприятием «Информационно-аналитический центр по ЖКХ» по запросу Управления информации об объеме платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, принятых организациями на территории Великого Новгорода в 2011 г., в 2012 г., доля ОАО «Сбербанк России» в общем объеме принятых платежей за указанные услуги составляет более 20 процентов за 2011 г. и более 20 процентов за 2012 г., следовательно ОАО «Сбербанк России» занимает доминирующее положение на рынке услуг по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги в географических границах, равных территории городского округа Великий Новгород.

Таким образом, в действиях Новгородского отделения № 8629 ОАО «Сбербанк России» усматриваются признаки нарушения  пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, выразившиеся в навязывании физическим лицам невыгодных условий услуги по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через устройства самообслуживания, предусматривающих в случае, если сумма внесенных денежных средств превышает сумму платежа, совершение авансового платежа, либо перечисление денежных средств на счет оператора мобильной связи, и отсутствие возможности получения сдачи наличными денежными средствами, а также выразившихся в необоснованном отказе от предоставления услуг по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через операционно-кассовых работников в случае отказа клиента осуществить платеж через устройство самообслуживания, при наличии экономической и технологической возможности предоставления такой услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Новгородским УФАС России выдано предупреждение (от 06.03.2013 исх. № 1088/02) Новгородскому отделению № 8629 ОАО «Сбербанк России» о прекращении в срок до 20.03.2013 действий, которые содержат признаки нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, выразившихся в навязывании физическим лицам невыгодных условий услуги по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через устройства самообслуживания, предусматривающих в случае, если сумма внесенных денежных средств превышает сумму платежа, совершение авансового платежа, либо перечисление денежных средств на счет оператора мобильной связи, и отсутствие возможности получения сдачи наличными денежными средствами, а также выразившихся в необоснованном отказе от предоставления услуг по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через операционно-кассовых работников в случае отказа клиента осуществить платеж через устройство самообслуживания, при наличии экономической и технологической возможности предоставления такой услуги, в том числе путем доведения в дополнительные офисы Новгородского отделения № 8629 ОАО «Сбербанк России» информации о недопустимости указанных действий.

19.03.2013 Новгородским отделением № 8629 ОАО «Сбербанк России» в Управление представлено информация (письмо от 19.03.2013 исх. № 22-10167/1424) о выполнении предупреждения, выданного Управлением. Как следует из указанного письма, Банком в адрес руководителей его внутренних структурных подразделений направлено информационное письмо (от 11.03.2013 исх. № 22-09/26) о недопустимости и неправомерности навязывания физическим лицам невыгодных условий услуги по приему и переводу платежей за жилищно-коммунальные услуги через устройства самообслуживания и отказов в приеме платежей через операционно-кассового работника, а также о том, что в случае выявления фактов таких отказов к виновным сотрудникам и руководителям внутренних структурных подразделений Банка будут применяться меры дисциплинарного характера.  

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 7 части 9  статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган

РЕШИЛ:

  В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  по заявлению Донской отказать в связи с устранением указанного нарушения, в результате выполнения Новгородским отделением № 8629 ОАО «Сбербанк России» предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 Закона о защите конкуренции. 

Руководитель Управления                                                           О.С. Виниченко

stdClass Object ( [vid] => 8546 [uid] => 5 [title] => Решение об отказе в возбуждении дела [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8544 [type] => solution [language] => ru [created] => 1364386808 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Донской

Великий Новгород, 173025

Исходящий № 1472/02 от 25.03.2013

РЕШЕНИЕ об отказе в возбуждении дела

 25 марта 2013 года                                                                     Великий Новгород

25.12.2012 в Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Донской (далее – заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства Новгородским отделением № 8629 ОАО «Сбербанк России».

Из указанного заявления следует, что филиал ОАО «Сбербанк России» в Великом Новгороде, в том числе дополнительный офис, расположенный по адресу: Великий Новгород, проспект Мира, д. 44/20, отказывает гражданам, и в частности заявителю, в оказании услуги по приему и переводу платежей за жилищно-коммунальные услуги через операционно-кассового работника и осуществляет прием и перевод таких платежей исключительно через платежные терминалы в результате чего граждане не имеют возможности получить сдачу наличными деньгами. Заявитель считает данные действия ОАО «Сбербанк России» навязыванием невыгодной услуги клиенту.   

В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Согласно информации по состоянию на 01.01.2011, на 01.01.2012, представленной Главным управлением Банка России по Новгородской области (письмо от 29.01.2013 исх. № 13-43/402) по запросу Управления, Новгородское отделение № 8629 ОАО «Сбербанк России» является филиалом кредитной организации, имеющим право осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Новгородское отделение № 8629 ОАО «Сбербанк России» (далее – Банк) представило по запросу Управления письменные пояснения от 29.01.2013 № 22-10/09/383 о том, что действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает требования приема кредитными организациями платежей через операционное окно в качестве обязательного, сотрудниками Банка оказываются консультационные услуги гражданам в случае возникновения трудностей при осуществлении гражданами платежей через устройства самообслуживания и Банк не отказывает клиентам в приеме платежей через операционно-кассовых работников, если клиент недостаточно подготовлен к совершению операций в устройствах самообслуживания. В дополнительном офисе № 8629/1426 Банка (местонахождение: Великий Новгород, проспект Мира д. 44/20) в декабре 2012 года через операционные окна было принято 2223 платежа, через устройства самообслуживания 3362 платежа.

Из вышеуказанного пояснения Новгородского отделения № 8629 ОАО «Сбербанк России» следует, что Банк по своему усмотрению отказывает гражданам в приеме платежей через операционно-кассовых работников.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии с частью 3 статьи 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции, условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Доминирующее положение финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Условий признания доминирующим положения кредитной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 № 409, доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок. Доминирующее положение на товарном рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц. С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия: доля кредитной организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации; доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее 1 года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции, взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

Согласно представленной Муниципальным унитарным предприятием «Информационно-аналитический центр по ЖКХ» по запросу Управления информации об объеме платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, принятых организациями на территории Великого Новгорода в 2011 г., в 2012 г., доля ОАО «Сбербанк России» в общем объеме принятых платежей за указанные услуги составляет более 20 процентов за 2011 г. и более 20 процентов за 2012 г., следовательно ОАО «Сбербанк России» занимает доминирующее положение на рынке услуг по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги в географических границах, равных территории городского округа Великий Новгород.

Таким образом, в действиях Новгородского отделения № 8629 ОАО «Сбербанк России» усматриваются признаки нарушения  пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, выразившиеся в навязывании физическим лицам невыгодных условий услуги по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через устройства самообслуживания, предусматривающих в случае, если сумма внесенных денежных средств превышает сумму платежа, совершение авансового платежа, либо перечисление денежных средств на счет оператора мобильной связи, и отсутствие возможности получения сдачи наличными денежными средствами, а также выразившихся в необоснованном отказе от предоставления услуг по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через операционно-кассовых работников в случае отказа клиента осуществить платеж через устройство самообслуживания, при наличии экономической и технологической возможности предоставления такой услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Новгородским УФАС России выдано предупреждение (от 06.03.2013 исх. № 1088/02) Новгородскому отделению № 8629 ОАО «Сбербанк России» о прекращении в срок до 20.03.2013 действий, которые содержат признаки нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, выразившихся в навязывании физическим лицам невыгодных условий услуги по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через устройства самообслуживания, предусматривающих в случае, если сумма внесенных денежных средств превышает сумму платежа, совершение авансового платежа, либо перечисление денежных средств на счет оператора мобильной связи, и отсутствие возможности получения сдачи наличными денежными средствами, а также выразившихся в необоснованном отказе от предоставления услуг по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через операционно-кассовых работников в случае отказа клиента осуществить платеж через устройство самообслуживания, при наличии экономической и технологической возможности предоставления такой услуги, в том числе путем доведения в дополнительные офисы Новгородского отделения № 8629 ОАО «Сбербанк России» информации о недопустимости указанных действий.

19.03.2013 Новгородским отделением № 8629 ОАО «Сбербанк России» в Управление представлено информация (письмо от 19.03.2013 исх. № 22-10167/1424) о выполнении предупреждения, выданного Управлением. Как следует из указанного письма, Банком в адрес руководителей его внутренних структурных подразделений направлено информационное письмо (от 11.03.2013 исх. № 22-09/26) о недопустимости и неправомерности навязывания физическим лицам невыгодных условий услуги по приему и переводу платежей за жилищно-коммунальные услуги через устройства самообслуживания и отказов в приеме платежей через операционно-кассового работника, а также о том, что в случае выявления фактов таких отказов к виновным сотрудникам и руководителям внутренних структурных подразделений Банка будут применяться меры дисциплинарного характера.  

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 7 части 9  статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган

РЕШИЛ:

  В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  по заявлению Донской отказать в связи с устранением указанного нарушения, в результате выполнения Новгородским отделением № 8629 ОАО «Сбербанк России» предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 Закона о защите конкуренции. 

Руководитель Управления                                                           О.С. Виниченко

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Донской

Великий Новгород, 173025

Исходящий № 1472/02 от 25.03.2013

РЕШЕНИЕ об отказе в возбуждении дела

 25 марта 2013 года                                                                     Великий Новгород

25.12.2012 в Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Донской (далее – заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства Новгородским отделением № 8629 ОАО «Сбербанк России».

Из указанного заявления следует, что филиал ОАО «Сбербанк России» в Великом Новгороде, в том числе дополнительный офис, расположенный по адресу: Великий Новгород, проспект Мира, д. 44/20, отказывает гражданам, и в частности заявителю, в оказании услуги по приему и переводу платежей за жилищно-коммунальные услуги через операционно-кассового работника и осуществляет прием и перевод таких платежей исключительно через платежные терминалы в результате чего граждане не имеют возможности получить сдачу наличными деньгами. Заявитель считает данные действия ОАО «Сбербанк России» навязыванием невыгодной услуги клиенту.   

В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Согласно информации по состоянию на 01.01.2011, на 01.01.2012, представленной Главным управлением Банка России по Новгородской области (письмо от 29.01.2013 исх. № 13-43/402) по запросу Управления, Новгородское отделение № 8629 ОАО «Сбербанк России» является филиалом кредитной организации, имеющим право осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Новгородское отделение № 8629 ОАО «Сбербанк России» (далее – Банк) представило по запросу Управления письменные пояснения от 29.01.2013 № 22-10/09/383 о том, что действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает требования приема кредитными организациями платежей через операционное окно в качестве обязательного, сотрудниками Банка оказываются консультационные услуги гражданам в случае возникновения трудностей при осуществлении гражданами платежей через устройства самообслуживания и Банк не отказывает клиентам в приеме платежей через операционно-кассовых работников, если клиент недостаточно подготовлен к совершению операций в устройствах самообслуживания. В дополнительном офисе № 8629/1426 Банка (местонахождение: Великий Новгород, проспект Мира д. 44/20) в декабре 2012 года через операционные окна было принято 2223 платежа, через устройства самообслуживания 3362 платежа.

Из вышеуказанного пояснения Новгородского отделения № 8629 ОАО «Сбербанк России» следует, что Банк по своему усмотрению отказывает гражданам в приеме платежей через операционно-кассовых работников.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии с частью 3 статьи 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции, условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Доминирующее положение финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Условий признания доминирующим положения кредитной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 № 409, доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок. Доминирующее положение на товарном рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц. С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия: доля кредитной организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации; доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее 1 года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции, взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

Согласно представленной Муниципальным унитарным предприятием «Информационно-аналитический центр по ЖКХ» по запросу Управления информации об объеме платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, принятых организациями на территории Великого Новгорода в 2011 г., в 2012 г., доля ОАО «Сбербанк России» в общем объеме принятых платежей за указанные услуги составляет более 20 процентов за 2011 г. и более 20 процентов за 2012 г., следовательно ОАО «Сбербанк России» занимает доминирующее положение на рынке услуг по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги в географических границах, равных территории городского округа Великий Новгород.

Таким образом, в действиях Новгородского отделения № 8629 ОАО «Сбербанк России» усматриваются признаки нарушения  пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, выразившиеся в навязывании физическим лицам невыгодных условий услуги по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через устройства самообслуживания, предусматривающих в случае, если сумма внесенных денежных средств превышает сумму платежа, совершение авансового платежа, либо перечисление денежных средств на счет оператора мобильной связи, и отсутствие возможности получения сдачи наличными денежными средствами, а также выразившихся в необоснованном отказе от предоставления услуг по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через операционно-кассовых работников в случае отказа клиента осуществить платеж через устройство самообслуживания, при наличии экономической и технологической возможности предоставления такой услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Новгородским УФАС России выдано предупреждение (от 06.03.2013 исх. № 1088/02) Новгородскому отделению № 8629 ОАО «Сбербанк России» о прекращении в срок до 20.03.2013 действий, которые содержат признаки нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, выразившихся в навязывании физическим лицам невыгодных условий услуги по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через устройства самообслуживания, предусматривающих в случае, если сумма внесенных денежных средств превышает сумму платежа, совершение авансового платежа, либо перечисление денежных средств на счет оператора мобильной связи, и отсутствие возможности получения сдачи наличными денежными средствами, а также выразившихся в необоснованном отказе от предоставления услуг по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги через операционно-кассовых работников в случае отказа клиента осуществить платеж через устройство самообслуживания, при наличии экономической и технологической возможности предоставления такой услуги, в том числе путем доведения в дополнительные офисы Новгородского отделения № 8629 ОАО «Сбербанк России» информации о недопустимости указанных действий.

19.03.2013 Новгородским отделением № 8629 ОАО «Сбербанк России» в Управление представлено информация (письмо от 19.03.2013 исх. № 22-10167/1424) о выполнении предупреждения, выданного Управлением. Как следует из указанного письма, Банком в адрес руководителей его внутренних структурных подразделений направлено информационное письмо (от 11.03.2013 исх. № 22-09/26) о недопустимости и неправомерности навязывания физическим лицам невыгодных условий услуги по приему и переводу платежей за жилищно-коммунальные услуги через устройства самообслуживания и отказов в приеме платежей через операционно-кассового работника, а также о том, что в случае выявления фактов таких отказов к виновным сотрудникам и руководителям внутренних структурных подразделений Банка будут применяться меры дисциплинарного характера.  

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 7 части 9  статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган

РЕШИЛ:

  В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  по заявлению Донской отказать в связи с устранением указанного нарушения, в результате выполнения Новгородским отделением № 8629 ОАО «Сбербанк России» предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 Закона о защите конкуренции. 

Руководитель Управления                                                           О.С. Виниченко

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 1472/02 [format] => [safe_value] => 1472/02 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № б/н [format] => [safe_value] => № б/н ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

25.12.2012 в Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства Новгородским отделением № 8629 ОАО «Сбербанк России». Из указанного заявления следует, что филиал ОАО «Сбербанк России» в Великом Новгороде, в том числе дополнительный офис, расположенный по адресу: Великий Новгород, проспект Мира, д. 44/20, отказывает гражданам, и в частности заявителю, в оказании услуги по приему и переводу платежей за жилищно-коммунальные услуги через операционно-кассового работника и осуществляет прием и перевод таких платежей исключительно через платежные терминалы в результате чего граждане не имеют возможности получить сдачу наличными деньгами. Заявитель считает данные действия ОАО «Сбербанк России» навязыванием невыгодной услуги клиенту.   

 

[format] => full_html [safe_value] =>

25.12.2012 в Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства Новгородским отделением № 8629 ОАО «Сбербанк России». Из указанного заявления следует, что филиал ОАО «Сбербанк России» в Великом Новгороде, в том числе дополнительный офис, расположенный по адресу: Великий Новгород, проспект Мира, д. 44/20, отказывает гражданам, и в частности заявителю, в оказании услуги по приему и переводу платежей за жилищно-коммунальные услуги через операционно-кассового работника и осуществляет прием и перевод таких платежей исключительно через платежные терминалы в результате чего граждане не имеют возможности получить сдачу наличными деньгами. Заявитель считает данные действия ОАО «Сбербанк России» навязыванием невыгодной услуги клиенту.   

 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также  выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

Куратор направления: Пашкова Галина Николаевна, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 198 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 198 [vid] => 6 [name] => Финансовые рынки [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-26 12:17:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-25 12:17:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1364386808 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )