Решение по результатам рассмотрения дела в отношении Комитетав по охране здоровья населения области

Дата публикации: 9 февраля 2009, 03:00

по делу № 31 от 11.11.2008 
Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <...>, рассмотрев дело № 31 от 11.11.2008, возбужденное по признакам нарушения Комитетом по охране здоровья населения области  части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии:
Представителя Комитета по охране здоровья населения области: <.....> – заместителя начальника отдела целевого планирования, управления и финансирования системы здравоохранения комитета по охране здоровья населения области, главного бухгалтера, действующей на основании доверенности.
Представителя Открытого акционерного общества «Балтийский Банк» (далее – ОАО «Балтийский Банк»):
<....> – начальника Юридического управления Новгородского филиала ОАО «Балтийский Банк», действующей на основании доверенности.
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа № 131 от 10.09.2008 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России), Удостоверения на право проведения проверки № 23 от 10.09.2008 инспекцией Новгородского УФАС России в период с 11.09.2008 по 13.10.2008 проведено контрольное мероприятие по проверке действующих договоров, заключенных Комитетом по охране здоровья населения области (далее - Комитет), на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации.
В результате проверки договоров, заключенных Комитетом, выявлено, что им с ОАО «Балтийский Банк» без проведения конкурсных или аукционных процедур пролонгировано действие Договора № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003, заключены Дополнительное соглашение от 03.04.2008 и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 на оказание финансовой услуги по открытию и ведению банковского счета Комитета.
По результатам контрольного мероприятия (проверки) Новгородским УФАС России составлен Акт № 17 от 13.10.2008.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией признается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе - кредитная организация. 
Таким образом, ОАО «Балтийский Банк», с которым Комитет заключил вышеуказанные договоры и дополнительное соглашение, является финансовой организацией.
Услуга, оказываемая по Договору № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003, Договору № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008, Дополнительному соглашению от 03.04.2008, заключенных между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк», является финансовой услугой «открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам», указанной в пункте 2 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции». 
Учитывая вышеизложенное, пролонгация Договора № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003, Дополнительное соглашение от 03.04.2008 и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 содержат признаки нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять отбор финансовых организаций для оказания таковой финансовой услуги только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 
При рассмотрении дела представитель Комитета пояснил, что Договор № 23371-Р банковского счета между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк» был заключен 21 мая 2003 года. В соответствии с пунктом 6.1 указанного договора он продлевался каждый год на первоначальных условиях.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Согласно статье 453 ГК РФ, при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. 
В связи с внесением изменений в нормативные правовые документы, а также признания утратившими силу нормативных правовых документов, указанных в Разрешении на открытие счета в ЗАО «Балтийский Банк» по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выдаваемого Комитетом финансов Новгородской области Комитету по охране здоровья населения области, некоторые пункты Договора № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 в соответствии с Дополнительным соглашением от 03.04.2008 были изменены и он был изложен в новой редакции - Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008. Новых договоров банковского счета Комитетом не заключалось, в том числе с ОАО «Балтийский Банк».

Также представитель Комитета обратил внимание на то, что Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 (в настоящее время Договор № 23371 анковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008) будет расторгнут, а лицевой счет, открытый в соответствии с ним, в настоящее время закрыт, что подтверждается представленным Сообщением о закрытии счета от 30 декабря 2008 года (вх. № 240 от 23.01.2009 Новгородского УФАС России). 
Представитель ОАО «Балтийский Банк» пояснил, что порядок открытия счетов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных бюджетными организациями, финансируемыми из областного бюджета, утвержден Указанием от 18.06.1999 № 579-У Центрального Банка Российской Федерации «О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации или кредитных организациях» (далее – Указание ЦБ РФ).
Согласно данного Указания ЦБ РФ, договор банковского счета (аналогичный рассматриваемому) с указанными организациями заключается после представления в банк разрешения соответствующего финансового органа на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в порядке, предусмотренном соответствующим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 заключен между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк» на основании Разрешения № 117 от 06.03.2003 на открытие счета в ЗАО «Балтийский Банк» по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выданного Комитетом финансов Новгородской области.
Вышеуказанный договор не расторгался, при этом, в связи с изменениями действующего законодательства, на основании Дополнительного соглашения от 03.04.2008, данный договор был изложен в новой редакции как Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008. Поскольку первоначальный Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 был заключен до вступления в законную силу ФЗ «О защите конкуренции» (27.10.2006), действие части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» на него и, соответственно, на Дополнительное соглашение от 03.04.2008 к нему и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 не распространяется. 
Исследовав и оценив материалы дела, доводы представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Довод представителей сторон о том, что Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 - это один и тот же договор, заключенный до вступления в законную силу ФЗ «О защите конкуренции», на который действие части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» не распространяется, несостоятелен по следующим основаниям.
Во-первых, в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Поскольку по внесению изменений в Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк» было достигнуто письменное соглашение сторон - Дополнительное соглашение от 03.04.2008, следовательно, в Договоре № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 были изменены его существенные условия.
Во-вторых, Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 имеют различную нумерацию, что также позволяет квалифицировать их как два различных договора.
В-третьих, согласно пункту 1 Дополнительного соглашения от 03.04.2008 Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 был изменен и изложен в редакции Приложения к данному дополнительному соглашению. При этом Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 не содержит указания на то, что он является Приложением к Дополнительному соглашению от 03.04.2008.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства: иные существенные условия договора, иной номер договора и отсутствие ссылки на то, что именно Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 является Приложением к Дополнительному соглашению от 03.04.2008, заключенному между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк», свидетельствуют о заключении нового договора банковского счета. 
С момента вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» договоры между субъектами, указанными в статье 18 ФЗ «О защите конкуренции», и финансовыми организациями на оказание финансовых услуг должны быть заключены по итогам проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Рассмотрев дело № 31 от 11.11.2008, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Комитета по охране здоровья населения области нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги – «открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам».
2. Выдать Комитету по охране здоровья населения области обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.  

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 




 

stdClass Object ( [vid] => 5931 [uid] => 1 [title] => Решение по результатам рассмотрения дела в отношении Комитетав по охране здоровья населения области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5931 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320758307 [changed] => 1370525493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

по делу № 31 от 11.11.2008 
Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <...>, рассмотрев дело № 31 от 11.11.2008, возбужденное по признакам нарушения Комитетом по охране здоровья населения области  части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии:
Представителя Комитета по охране здоровья населения области: <.....> – заместителя начальника отдела целевого планирования, управления и финансирования системы здравоохранения комитета по охране здоровья населения области, главного бухгалтера, действующей на основании доверенности.
Представителя Открытого акционерного общества «Балтийский Банк» (далее – ОАО «Балтийский Банк»):
<....> – начальника Юридического управления Новгородского филиала ОАО «Балтийский Банк», действующей на основании доверенности.
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа № 131 от 10.09.2008 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России), Удостоверения на право проведения проверки № 23 от 10.09.2008 инспекцией Новгородского УФАС России в период с 11.09.2008 по 13.10.2008 проведено контрольное мероприятие по проверке действующих договоров, заключенных Комитетом по охране здоровья населения области (далее - Комитет), на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации.
В результате проверки договоров, заключенных Комитетом, выявлено, что им с ОАО «Балтийский Банк» без проведения конкурсных или аукционных процедур пролонгировано действие Договора № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003, заключены Дополнительное соглашение от 03.04.2008 и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 на оказание финансовой услуги по открытию и ведению банковского счета Комитета.
По результатам контрольного мероприятия (проверки) Новгородским УФАС России составлен Акт № 17 от 13.10.2008.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией признается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе - кредитная организация. 
Таким образом, ОАО «Балтийский Банк», с которым Комитет заключил вышеуказанные договоры и дополнительное соглашение, является финансовой организацией.
Услуга, оказываемая по Договору № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003, Договору № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008, Дополнительному соглашению от 03.04.2008, заключенных между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк», является финансовой услугой «открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам», указанной в пункте 2 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции». 
Учитывая вышеизложенное, пролонгация Договора № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003, Дополнительное соглашение от 03.04.2008 и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 содержат признаки нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять отбор финансовых организаций для оказания таковой финансовой услуги только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 
При рассмотрении дела представитель Комитета пояснил, что Договор № 23371-Р банковского счета между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк» был заключен 21 мая 2003 года. В соответствии с пунктом 6.1 указанного договора он продлевался каждый год на первоначальных условиях.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Согласно статье 453 ГК РФ, при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. 
В связи с внесением изменений в нормативные правовые документы, а также признания утратившими силу нормативных правовых документов, указанных в Разрешении на открытие счета в ЗАО «Балтийский Банк» по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выдаваемого Комитетом финансов Новгородской области Комитету по охране здоровья населения области, некоторые пункты Договора № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 в соответствии с Дополнительным соглашением от 03.04.2008 были изменены и он был изложен в новой редакции - Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008. Новых договоров банковского счета Комитетом не заключалось, в том числе с ОАО «Балтийский Банк».

Также представитель Комитета обратил внимание на то, что Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 (в настоящее время Договор № 23371 анковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008) будет расторгнут, а лицевой счет, открытый в соответствии с ним, в настоящее время закрыт, что подтверждается представленным Сообщением о закрытии счета от 30 декабря 2008 года (вх. № 240 от 23.01.2009 Новгородского УФАС России). 
Представитель ОАО «Балтийский Банк» пояснил, что порядок открытия счетов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных бюджетными организациями, финансируемыми из областного бюджета, утвержден Указанием от 18.06.1999 № 579-У Центрального Банка Российской Федерации «О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации или кредитных организациях» (далее – Указание ЦБ РФ).
Согласно данного Указания ЦБ РФ, договор банковского счета (аналогичный рассматриваемому) с указанными организациями заключается после представления в банк разрешения соответствующего финансового органа на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в порядке, предусмотренном соответствующим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 заключен между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк» на основании Разрешения № 117 от 06.03.2003 на открытие счета в ЗАО «Балтийский Банк» по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выданного Комитетом финансов Новгородской области.
Вышеуказанный договор не расторгался, при этом, в связи с изменениями действующего законодательства, на основании Дополнительного соглашения от 03.04.2008, данный договор был изложен в новой редакции как Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008. Поскольку первоначальный Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 был заключен до вступления в законную силу ФЗ «О защите конкуренции» (27.10.2006), действие части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» на него и, соответственно, на Дополнительное соглашение от 03.04.2008 к нему и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 не распространяется. 
Исследовав и оценив материалы дела, доводы представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Довод представителей сторон о том, что Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 - это один и тот же договор, заключенный до вступления в законную силу ФЗ «О защите конкуренции», на который действие части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» не распространяется, несостоятелен по следующим основаниям.
Во-первых, в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Поскольку по внесению изменений в Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк» было достигнуто письменное соглашение сторон - Дополнительное соглашение от 03.04.2008, следовательно, в Договоре № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 были изменены его существенные условия.
Во-вторых, Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 имеют различную нумерацию, что также позволяет квалифицировать их как два различных договора.
В-третьих, согласно пункту 1 Дополнительного соглашения от 03.04.2008 Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 был изменен и изложен в редакции Приложения к данному дополнительному соглашению. При этом Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 не содержит указания на то, что он является Приложением к Дополнительному соглашению от 03.04.2008.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства: иные существенные условия договора, иной номер договора и отсутствие ссылки на то, что именно Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 является Приложением к Дополнительному соглашению от 03.04.2008, заключенному между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк», свидетельствуют о заключении нового договора банковского счета. 
С момента вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» договоры между субъектами, указанными в статье 18 ФЗ «О защите конкуренции», и финансовыми организациями на оказание финансовых услуг должны быть заключены по итогам проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Рассмотрев дело № 31 от 11.11.2008, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Комитета по охране здоровья населения области нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги – «открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам».
2. Выдать Комитету по охране здоровья населения области обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.  

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 




 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

по делу № 31 от 11.11.2008 
Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <...>, рассмотрев дело № 31 от 11.11.2008, возбужденное по признакам нарушения Комитетом по охране здоровья населения области  части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии:
Представителя Комитета по охране здоровья населения области: <.....> – заместителя начальника отдела целевого планирования, управления и финансирования системы здравоохранения комитета по охране здоровья населения области, главного бухгалтера, действующей на основании доверенности.
Представителя Открытого акционерного общества «Балтийский Банк» (далее – ОАО «Балтийский Банк»):
<....> – начальника Юридического управления Новгородского филиала ОАО «Балтийский Банк», действующей на основании доверенности.
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа № 131 от 10.09.2008 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России), Удостоверения на право проведения проверки № 23 от 10.09.2008 инспекцией Новгородского УФАС России в период с 11.09.2008 по 13.10.2008 проведено контрольное мероприятие по проверке действующих договоров, заключенных Комитетом по охране здоровья населения области (далее - Комитет), на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации.
В результате проверки договоров, заключенных Комитетом, выявлено, что им с ОАО «Балтийский Банк» без проведения конкурсных или аукционных процедур пролонгировано действие Договора № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003, заключены Дополнительное соглашение от 03.04.2008 и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 на оказание финансовой услуги по открытию и ведению банковского счета Комитета.
По результатам контрольного мероприятия (проверки) Новгородским УФАС России составлен Акт № 17 от 13.10.2008.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией признается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе - кредитная организация. 
Таким образом, ОАО «Балтийский Банк», с которым Комитет заключил вышеуказанные договоры и дополнительное соглашение, является финансовой организацией.
Услуга, оказываемая по Договору № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003, Договору № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008, Дополнительному соглашению от 03.04.2008, заключенных между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк», является финансовой услугой «открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам», указанной в пункте 2 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции». 
Учитывая вышеизложенное, пролонгация Договора № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003, Дополнительное соглашение от 03.04.2008 и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 содержат признаки нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять отбор финансовых организаций для оказания таковой финансовой услуги только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 
При рассмотрении дела представитель Комитета пояснил, что Договор № 23371-Р банковского счета между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк» был заключен 21 мая 2003 года. В соответствии с пунктом 6.1 указанного договора он продлевался каждый год на первоначальных условиях.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Согласно статье 453 ГК РФ, при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. 
В связи с внесением изменений в нормативные правовые документы, а также признания утратившими силу нормативных правовых документов, указанных в Разрешении на открытие счета в ЗАО «Балтийский Банк» по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выдаваемого Комитетом финансов Новгородской области Комитету по охране здоровья населения области, некоторые пункты Договора № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 в соответствии с Дополнительным соглашением от 03.04.2008 были изменены и он был изложен в новой редакции - Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008. Новых договоров банковского счета Комитетом не заключалось, в том числе с ОАО «Балтийский Банк».

Также представитель Комитета обратил внимание на то, что Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 (в настоящее время Договор № 23371 анковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008) будет расторгнут, а лицевой счет, открытый в соответствии с ним, в настоящее время закрыт, что подтверждается представленным Сообщением о закрытии счета от 30 декабря 2008 года (вх. № 240 от 23.01.2009 Новгородского УФАС России). 
Представитель ОАО «Балтийский Банк» пояснил, что порядок открытия счетов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных бюджетными организациями, финансируемыми из областного бюджета, утвержден Указанием от 18.06.1999 № 579-У Центрального Банка Российской Федерации «О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации или кредитных организациях» (далее – Указание ЦБ РФ).
Согласно данного Указания ЦБ РФ, договор банковского счета (аналогичный рассматриваемому) с указанными организациями заключается после представления в банк разрешения соответствующего финансового органа на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в порядке, предусмотренном соответствующим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 заключен между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк» на основании Разрешения № 117 от 06.03.2003 на открытие счета в ЗАО «Балтийский Банк» по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выданного Комитетом финансов Новгородской области.
Вышеуказанный договор не расторгался, при этом, в связи с изменениями действующего законодательства, на основании Дополнительного соглашения от 03.04.2008, данный договор был изложен в новой редакции как Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008. Поскольку первоначальный Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 был заключен до вступления в законную силу ФЗ «О защите конкуренции» (27.10.2006), действие части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» на него и, соответственно, на Дополнительное соглашение от 03.04.2008 к нему и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 не распространяется. 
Исследовав и оценив материалы дела, доводы представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Довод представителей сторон о том, что Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 - это один и тот же договор, заключенный до вступления в законную силу ФЗ «О защите конкуренции», на который действие части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» не распространяется, несостоятелен по следующим основаниям.
Во-первых, в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Поскольку по внесению изменений в Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк» было достигнуто письменное соглашение сторон - Дополнительное соглашение от 03.04.2008, следовательно, в Договоре № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 были изменены его существенные условия.
Во-вторых, Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 и Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 имеют различную нумерацию, что также позволяет квалифицировать их как два различных договора.
В-третьих, согласно пункту 1 Дополнительного соглашения от 03.04.2008 Договор № 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 был изменен и изложен в редакции Приложения к данному дополнительному соглашению. При этом Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 не содержит указания на то, что он является Приложением к Дополнительному соглашению от 03.04.2008.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства: иные существенные условия договора, иной номер договора и отсутствие ссылки на то, что именно Договор № 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 является Приложением к Дополнительному соглашению от 03.04.2008, заключенному между Комитетом и ОАО «Балтийский Банк», свидетельствуют о заключении нового договора банковского счета. 
С момента вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» договоры между субъектами, указанными в статье 18 ФЗ «О защите конкуренции», и финансовыми организациями на оказание финансовых услуг должны быть заключены по итогам проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Рассмотрев дело № 31 от 11.11.2008, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Комитета по охране здоровья населения области нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги – «открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам».
2. Выдать Комитету по охране здоровья населения области обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.  

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  рассмотрела дело № 31 от 11.11.2008, возбужденное по признакам нарушения Комитетом по охране здоровья населения области  части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  рассмотрела дело № 31 от 11.11.2008, возбужденное по признакам нарушения Комитетом по охране здоровья населения области  части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Новгородского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также  выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

Куратор направления: Аванесян Мигель Вячеславович, заместитель руководителя Новгородского УФАС России - начальник отдела антимонопольного контроля

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320758307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новгородское УФАС России )