Революционная целесообразность

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Недобросовестным подрядчикам нередко помогают малограмотные чиновники. Своим мнением делится Роман ЛУЧНИКОВ, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области

Как часто вы слышите критику чиновников в адрес недобросовестных подрядчиков? Думаю, регулярно. Стон от того, что муниципальные, областные, а порой и федеральные заказы выигрывают фирмы и фирмочки, у которых из техники только стол, стул и компьютер, стоит по всей стране. Асфальт сошел вместе со снегом? Виноват подрядчик. Обрушились балконы в новом доме?

Снова предприниматели — в нарушителях закона.

Всё это так, но нередко условия, чтобы задумавшие плохое горе-предприниматели чувствовали себя ещё более вольготно, создают сами слуги народа. Причем — сознательно.

С прошлого года наше управление рассмотрело уже не один десяток материалов прокурорских проверок, согласно которым представители власти нарушают законодательство о размещении заказов при проведении разного рода работ. Например, с начала этого года по материалам прокурорских проверок нами рассмотрено 42 административных дела. Примечательно, что в подавляющем большинстве случаев речь в них идет о нарушениях, связанных с капитальным ремонтом дорог, состояние которых обычно приятных эмоций не вызывает.

В чем конкретно заключаются нарушения? Как правило, они бывают двух типов: либо чиновники не устанавливают в документациях об аукционах обязательное требование к их участникам о наличии допуска к работам от саморегулируемой организации, либо проводят торги без необходимых разделов проектной документации, в которой нужно указывать и объемы, и виды работ. Но если нет проекта, то ни проконтролировать качество работ, ни предъявить претензии к подрядчику по поводу недоделок практически невозможно. Апеллировать попросту не к чему.

Не так давно в число нарушителей, например, попали заместитель главы Парфина, глава Федоркова, директор управления капитального строительства Великого Новгорода. Хотя нередко на надлежащее проведение аукционов сквозь пальцы смотрят и представители муниципалитетов покрупнее, в том числе новгородской мэрии. При этом бывает, что стоимость работ оценивается в десятки миллионов рублей.

В областном центре, например, вышеупомянутые нарушения были выявлены во время проведения аукционов по капитальному ремонту Рабочей и Великой улиц, улицы Химиков, проспекта Мира, Сырковского шоссе и других.

Представители власти обжалуют наши постановления о наложении штрафов в суде, но, как правило, неудачно. Главный аргумент чиновников — они проводят аукционы на выполнение не капитального, а текущего ремонта. К аукционам на его выполнение закон предъявляет гораздо менее жесткие требования. Но в соответствии с российским законодательством дорога — объект капитального строительства, и большинство работ, которые на ней производят, относятся к категории капремонта.

Бывает, что наши оппоненты из разного уровня администраций выдвигают и другие контраргументы, жалуясь, что бюджетные средства на проведение работ порой поступают с солидным опозданием, а на подготовку проектной документации уходит драгоценное время, и стоит она, случается, не меньше, чем сам ремонт.

Есть и такие, кто просто не знает закон, а это, как известно, от ответственности не избавляет. Закон есть закон, его нужно соблюдать. На том и стоим.

Но, по нашему мнению, это только одна из причин того, почему чиновники отказываются четко соблюдать порядок проведения аукционов на выполнение указанных работ. В основном это типично для сельских поселений, где кадровые проблемы стоят более остро.

В более крупных городах, где с грамотностью дела обстоят лучше, чаще исповедуют принцип «революционной целесообразности»: предпочитают обойти закон, закрыть глаза на качество ремонта, чтобы как можно быстрее провести работы и освоить средства.

Есть и третий аспект – коррупционный. Но это уже территория правоохранительных органов.

Проблемы с соблюдением законодательства при размещении заказов в рассматриваемой сфере стали уже типичными, и думаю, их решением нужно заниматься на областном уровне. Во-первых, речь нужно вести о повышении квалификации, обучении работников администраций. В конце концов можно обратиться за консультацией в областное управление антимонопольной службы: мы не откажем. Во-вторых, необходимо планировать средства на проектную документацию и, в-третьих, наладить системную, ритмичную работу муниципалов, которая поможет уйти от ремонтных авралов.