Исключая договорённости

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Размещение заказов для государственных нужд — одно из важнейших направлений работы областного департамента имущественных отношений и госзакупок.

О том, как организован этот ответственный процесс, рассказывает Ольга ПШЕНИЦЫНА, заместитель руководителя департамента.

— Ольга Владимировна, размещение заказов для государственных и муниципальных нужд считается одной из самых коррупционных сфер экономики. Как вы думаете, почему?

— Причина в сложившемся стереотипе, что с заказчиком услуг можно «договориться». Этому способствовало несовершенство законодательства, в котором действительно существовали некие пробелы, допускающие возможность «взаимовыгодного общения» потенциального получателя госзаказа с чиновниками. Для устранения коррупционных проявлений в системе госзакупок в 2005 году был принят Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Наиболее открытой и прозрачной процедурой, прописанной в законе, я бы назвала открытые аукционы в электронной форме. Увеличение их количества — один из пунктов региональной программы по противодействию коррупции.

В Новгородской области они являются основным способом размещения заказов. Так, с начала года размещено 367 открытых аукционов в электронной форме, что составляет 57% от всех размещенных заказов, год назад было 53%. Аукционы проводятся на площадках, отобранных Министерством экономического развития, и сводят к нулю влияние человеческого фактора при определении победителя торгов. Ни члены аукционных комиссий, ни представители заказчика до момента окончания подачи ценовых предложений не знают, кто в них участвует. При таком механизме возможность ценового сговора участников аукциона исключена. Размещение госзаказов через электронные аукционы способствует развитию конкуренции. Так, в 2013 году в одном из аукционов было 26 участников.

— Предприниматели говорят, что есть разные способы привести к победе в аукционе своего исполнителя. Например, установить «заточенные» под него требования к предмету закупки, которые конкурентам заведомо не под силу. Это ограничивает круг возможных участников размещения заказов и при принятии комиссиями решений о допуске или недопуске участников к торгам, запросам котировок, и при заключении контрактов…

— Одним из действенных механизмов борьбы с такими проявлениями являются обращения участников закупок с жалобами на действия заказчиков, членов комиссий в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов. В Новгородской области подобные жалобы тоже есть, каждая из них подробно разбирается, анализируется управлением Федеральной антимонопольной службы. Обоснованность многих из них не подтверждается. Реальных нарушений — единичные случаи. Как правило, они связаны с техническими ошибками заказчика. Конечно, такие просчеты недопустимы, ведь к работе госструктур сегодня предъявляются как никогда высокие требования. За их невыполнение чиновники несут ответственность, в том числе и в виде существенных штрафов. В этой связи очень важными направлениями работы являются обучение и методическая помощь заказчикам. Наш департамент регулярно проводит тематические семинары с участием представителей Минэкономразвития РФ и УФАС по Новгородской области. Кроме того, утверждены формы аукционной и конкурсной документаций, проекты госконтрактов. Ближайший семинар, в котором, как мы рассчитываем, примет участие не менее 200 человек, состоится в июле-августе.

— Цель проведения аукционов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд — эффективное использование бюджетных средств, их разумная экономия. Как они работают на выполнение этой задачи?

— Постоянно растущая доходная часть бюджета региона позволяет увеличивать объем государственных и муниципальных заказов. В 2012 году нашим департаментом проведено 2 680 процедур размещения заказов для нужд государственных заказчиков региона, по итогам которых заключены государственные контракты на сумму 6 272,8 млн. руб. Экономия средств областного бюджета составила 503,73 млн. рублей.

— С 1 января 2014 года вступит в силу федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

— Законодательство в сфере государственных закупок активно развивается, это требование времени. Новый закон, регламентирующий все этапы проведения закупок от определения и обоснований условий контракта и способы отбора поставщика до управления контрактными рисками, направлен на создание условий, исключающих саму возможность для коррупционных проявлений. За осуществление закупок будет введена персональная ответственность.

Ольга СЕМЁНОВ