Клуб маркетологов при НТПП: вторая встреча с ФАС

26 апреля в Центре развития бизнеса «Сбербанка» состоялась «встреча без галстуков» с Романом Лучниковым, начальником отдела контроля и размещения заказов и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области.

В аналогичном круглом столе в апреле 2012 года приняли участие 40 новгородских маркетологов и рекламистов, все присутствовавшие тогда на встрече сошлись во мнении о практической пользе мероприятия. По словам местного бизнеса, к сожалению, не всегда удается получить комментарии от УФАС, кроме того, рекламный рынок растет, единые правила еще находятся на стадии формирования, и вопросов становится всё больше. Поэтому Клуб маркетологов совместно с Новгородской торгово-промышленной палатой решили год спустя вновь организовать встречу.

Пришедшие специалисты заранее подготовились, желая решить именно свою проблему. В этом году участниками встречи стали компании-члены НТПП: "Хард", "Новгородское областное телевидение", "Мегафон", "ВЫБОР", РА "Проспект", РА "Автограф", "Бизнес Персонал", "Маленький гений", "АкБарс Банк", Новгородский фонд поддержки малого предпринимательства, "ДубльГИС", а также ряд других компаний, организаций и СМИ.

Первый вопрос прозвучал от Виктории Спиридоновой, председателя Клуба маркетологов при НТПП в связи с недавней нашумевшей историей про рекламу нижнего белья «Очарование», когда один «неравнодушный» житель нашего города обратился в ФАС с жалобой на излишне обнаженную модель на рекламном стенде. Как же оградиться от «городских сумасшедших»? На это Роман Лучников ответил, что «городские сумасшедшие» найдутся везде и всегда. От этого нельзя застраховаться. И посоветовал бизнесу быть осторожнее с провокационной рекламой. Конечно, эпатаж и нетрадиционный подход способны привлечь дополнительное внимание к рекламе, но, стоит помнить, что согласно существующим опросам, порядка 30% новгородцев достаточно консервативны. Так что лучше заранее оценить все «за и против» рекламной кампании. Кроме того, не стоит списывать со счетов «конкурентные войны» на рынке, от которых также невозможно оградиться на 100%.

Далее маркетологи и рекламисты открыто задали вопрос, как защититься от самого ФАС. «Надо судиться», - предложил Лучников. Сегодня возникает немало спорных моментов в работе, и для четкого регулирования в будущем, предстоит еще разобрать массу дел. «Вода камень точит», если бизнес начнет активно отстаивать свои права сегодня, завтра ситуация может принять совсем иные очертания. Яркий тому пример – уже сейчас позиция судов, во многом, меняется.

Ставший традиционным, «наболевший» вопрос про мелкие шрифты показал, что ситуация также улучшается. И хотя на законодательном уровне до сих пор не прописан порядок оценки «мелкоты» шрифта, по словам Лучникова, компании приняли к сведению многотысячные штрафы, и сейчас подобных нарушений практически нет. Что касается подробного прописывания в рекламе, например, условий акции, «лучше перебдеть, чем недобдеть» и дать как можно более подробную информацию, а не ссылку, рекомендовал Лучников.

Учитывая многочисленные разночтения закона, маркетологи спросили, может ли новгородский ФАС инициировать предложения по внесению в существующее законодательство. На это Роман ответил, что раньше такая практика была, и он сам лично готовил подобные письма, но сейчас приходится констатировать некоторое «затишье» в данном направлении. Поэтому пока приспосабливаемся к имеющимся условиям… В случае, если диалог вновь возобновится, маркетологи предложили разработать и выпустить на федеральном уровне методические рекомендации по вопросам размещения рекламы.

Бурное обсуждение вызвала тема СМС-рекламы. По опыту работы ФАС этот вопрос пока относится к разряду «нерешаемых». Нередко СМС-рассылки даже местного уровня, например, услуг такси, совершаются из других регионов. В случае подачи заявления абонентом, рассмотрение таких дел может затягиваться на 7-8 месяцев. После чего заявителю будет принесено письменное извинение, а неоплаченная штрафная санкция перейдет в ведение судебных приставов. Рассматривать подобные дела в разрезе существующего законодательства – дело бесполезное. В настоящее время готовятся изменения в закон о связи, которые, возможно, помогут решать проблему с помощью сотовых операторов. Однако, что касается СМС-рассылок от местного бизнеса – если имеется анкета, подписанная рукой владельца номера, никаких вопросов быть не может. Кстати, на встрече прозвучали мнения о высокой эффективности этого маркетингового инструмента на новгородском рынке.

Такая же неразбериха со спамовыми сообщениями. Сегодня ответственность за информацию рекламодателя несет не сам рекламодатель, а лицо или компания, осуществляющие рассылку. Таким образом, заключили маркетологи, пока этот пункт закона не будет изменен, «спамовый поток» не прекратится и «концов» не найдешь. Чем особенно активно пользуются недобросовестные фирмы.

Еще одно предостережение, прозвучавшее на встрече – совет специалистам по рекламе не размещать рекламу взаимозачетом. В случае возникновения спорных ситуаций, такая компания, без договора сделки, финансовых документов, естественно, оказывается абсолютно бесправной.

В ходе встречи разговор плавно перешел в проблемную область госзакупок, тем более, что контроль за рекламой занимает примерно 7% обязанностей Романа Лучникова. Остальное как раз составляют госзакупки, антимонопольные дела и проч. Жалобы на созданную систему поступают от предпринимателей достаточно часто. Так, одна небольшая неточность, неверная подпись в документации могут автоматически записать компанию в реестр недобросовестных поставщиков. А вот выйти из него, как показывает практика, довольно сложно. На это требуются долгие месяцы разбирательств. В то же время коррупционная составляющая закона, когда контракты «делаются» под конкретного заказчика, очевидна всем. По словам Лучникова, «перегибы» в законе есть, со многим можно поспорить, но пока приходится работать в существующих условиях. В связи с большим интересом к теме, Роман предложил Новгородской торгово-промышленной палате в ближайшее время организовать отдельную встречу по госзакупкам.

Отвечая на прочие вопросы маркетологов, Лучников сообщил, что компания считается монополистом при 35%-й доле рынка.

Что вступающий с 1 июня запрет на рекламу курения еще достаточно прозрачен и требует регулирования, так, по здравому смыслу, пачки сигарет вообще должны исчезнуть с прилавков магазинов, что, в принципе, невозможно.

Что реклама на асфальте разрешена и активно используется маркетологами в крупных городах, но не в Великом Новгороде. На последнем городском заседании по благоустройству местными властями принято решение не «замусоривать» облик города изображениями на асфальте.

Что дело о дорожных знаках, которое тянется с 2010 года, «натыкается» на несовершенство закона, когда запрет на уже размещенную рекламу на дорожных знаках не является основанием для запрета вновь размещенной рекламы.

Что юридического понятия «политической рекламы» сегодня не существует. И за рамками агитационной кампании Жириновского, например, можно рекламировать «вне закона».

В заключение встречи Лучников подытожил, что снижение количества нарушений: с 49 дел в 2010 году до 29 в 2012 – заслуга  как УФАС, так и специалистов новгородских компаний. Несмотря на сложившееся мнение о «закрытости» структуры, консультации и вопросы принимаются по телефону. Главное – «поймать» Романа на рабочем месте – немалую часть времени занимает рассмотрение дел в зале заседаний. Кроме того, все дела вывешиваются на сайте УФАС по Новгородской области. Заглянуть на него и поучиться «на чужих ошибках» можно в любой момент.