Будем открытыми

Генеральный директор УК «Система город» Роман ЗОЛИН — о развитии конкуренции на рынке ЖКХ в Великом Новгороде

Управляющая компания «Система город» появилась в Великом Новгороде на месте группы управляющих компаний «Западная» два года назад. Сегодня она объединяет несколько УК, и её доля на рынке коммунальных услуг областного центра оценивается в 20%.

Генеральный директор Роман Золин с самого начала провозгласил, что действовать будет открыто. В 2013 году он не изменил своему принципу, ответив на вопросы корреспондента «НВ».

— Роман Александрович, крупнейшие игроки на рынке обслуживания жилого фонда в Великом Новгороде — это ГУК «Великий Новгород» и  «Система город». Как уживаются два конкурента?

— Я бы не стал говорить, что мы — конкуренты. ГУК «Великий Новгород» в основном присутствует в центральной части города, где дома очень старые. Нам брать их в своё управление не выгодно. Может, поэтому наши соседи столкнулись сейчас с большими проблемами. Гораздо больше конкуренции мы испытываем со стороны небольших, но быстро растущих управляющих компаний, у которых в обслуживании по 10—15 многоквартирных домов. Они потихоньку отщипывают дома у «Великого Новгорода» и у нас тоже стараются что-то забрать. Ещё один процесс — это уход домов в ТСЖ. Он, кстати, выгоден как жильцам, так и нам. Если в доме образовалось товарищество собственников жилья, то это не значит, что они сами смогут полностью управлять своим домом. Собственники часто нанимают управляющую компанию для проведения капремонтов, вывозки мусора, под другие задачи, и в таком случае договорная основа для нас более понятна. Нам не надо проводить общих собраний собственников, чтобы решить насущные вопросы, — жители это сделают сами.

—  В прошлом году у вас была тяжба со «Спецавтохозяйством» по поводу права вывозить мусор на их полигон. Вам удалось выиграть дело?

— Да, антимонопольный комитет решил дело в нашу пользу. Получается, что не обязательно поднимать тарифы для населения, чтобы повысить свои доходы. Мы обзавелись своей техникой для вывоза мусора из города и прекрасно с этим справляемся.  Обслуживаем свои дома, поступают заявки и от других... Настолько увлекся темой утилизации бытовых отходов, что съездил в Данию, чтобы ознакомиться с передовым европейским опытом в данном вопросе. Как выясняется, если построить в Великом Новгороде завод по переработке ТБО, то это будет стоить столько же, сколько расширение действующего полигона ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство». И инвесторов найти можно, если заняться таким вопросом.

— Что ж, будем надеяться, что в один прекрасный день и эта проблема разрешится полностью. А что сдерживает развитие конкуренции?

Кто выгребет мусор из коммунальной реформы?

— Бизнес в коммунальном хозяйстве просто начать, а вот поддерживать свое реноме удается с трудом. Управляющие компании как в тисках, где, с одной стороны, неплатежи населения, а с другой стороны — штрафы контролирующих органов. Угадайте, сколько я насчитал организаций, которые способны практически в любой день нас оштрафовать? Скоро, когда за нас возьмется общественная палата и будет организована городская жилищная инспекция, таковых будет… 32! Единовременно, если они все разом предъявят претензии, нас могут оштрафовать на сумму в полтора миллиона рублей! По некоторым позициям у нас просто нет защиты от контролирующих органов. Например, лифтовое хозяйство города дышит на ладан, а замена лифта — очень дорогое удовольствие для собственников. Программ господдержки по лифтам пока нет. Как избежать штрафа величиной до 300 тысяч рублей? Если собственник напишет три письма в три организации с жалобой на то, что мы не предоставили ему информацию согласно стандартам раскрытия, то мы можем за одно и то же нарушение получить три штрафа.

— Вашу компанию, наоборот, хвалят за предоставление подробных отчетов.

— Действительно, мы предоставляем больше информации, чем другие. Из наших отчетов можно понять, сколько платят конкретному специалисту, но на этом мы и горим. Увидев сумму, люди начинают спрашивать, почему столько, и пишут жалобы сразу в прокуратуру. А вот нам на жильцов жаловаться трудно. Наша дебиторская задолженность — 90 млн. рублей! Но эти суммы надо ещё взыскать с должников. Люди не платят за квартиру по разным причинам. Кто-то действительно беден, а кому-то некогда, настолько он увлечен зарабатыванием денег. Кстати, треть задолженности по квартплате образовалась от проживающих по договору социального найма. По идее, за них должен заплатить город. Ввиду сказанного считаю, что пока существует некий квазирынок в коммунальной сфере, нам приходится решать проблемы, которые вообще-то должно решать государство.

Юрий КРАСАВИН
Фото Владимира МАЛЫГИНА