Охота на бюджет

ImageВ непростых условиях экономической нестабильности предприниматели России, и в частности Северо-Запада, поняли: нет источника получения денег надежнее, чем госзаказ.
Тому подтверждение — усилившаяся активность бизнеса при участии в торгах, проводимых администрацией Новгородской области. Так, в прошлом году было обработано 3889 заявок, поступивших от участников размещения заказов, что превышает показатели 2008 года в 2,1 раза. Общая сумма государственных контрактов — 5,7 млрд. рублей.
Конечная цель проводимых торгов — сокращение расходов бюджета. Если два года назад экономия составляла 3% от общего объема, то в 2009-м — 7,2%, или 440 млн. рублей. За чистотой намерений заказчиков и исполнителей госзаказа следит Федеральная антимонопольная служба. О том, как перекрываются лазейки недобросовестным участникам размещения государственных средств, «НВ» рассказывает Роман ЛУЧНИКОВ, заместитель руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Новгородской области.
— Роман Валерьевич, сколько нарушений в процессе размещения госзаказа вы зафиксировали в прошлом году и можно ли считать их массовыми?
— 215 фактов, из них 143 в процессе рассмотрения жалоб от участников госзаказа и 72 — после наших проверок. Это больше чем в два раза по сравнению с 2008 годом. Возможно, повлияло увеличение интенсивности нашей работы, но точно активизировалось предпринимательское сообщество, где повысилась юридическая грамотность. Теперь многие знают, что получить ответ на жалобу в антимонопольной службе можно всего за пять дней. Это гораздо быстрее, чем ждать разрешения дела в суде.
— Кто чаще совершает противоправные действия исходя из вашего опыта — заказчики или подрядчики?
—  Хочу уточнить, в нашей компетенции в данной сфере — контроль за размещением госзаказа, то есть мы контролируем действия чиновников. Те, кто не первый год «сидит» на госзаказах и прошел обучение либо уже сталкивался с санкциями УФАС, — достаточно грамотные люди. Новичкам в деле оформления документов приходится гораздо тяжелее.
По второй стороне, подрядчикам, мы работаем, например, только когда усматриваем сговор. Так и получается, что в наших делах в основном фигурируют заказчики. Как правило, наиболее распространенные нарушения — требования к документации. Нередко встречаются необоснованный допуск или, наоборот, необоснованный отказ для участия в торгах.
— Примеры?
— Есть такой инструмент, как реестр недобросовестных поставщиков, — он размещен на сайте ФАС. Туда попадают хозяйствующие субъекты, которые недолжным образом выполняют свои обязанности по контрактам. Если заказчик в документации указывает, что участник госзаказа в этом реестре не должен значиться, естественно, его до участия в торгах или запросе котировок допускать нельзя. Буквально на прошлой неделе столкнулись именно с таким случаем: заказчик потребовал, а комиссия к торгам недобросовестного поставщика допустила.
— Вернемся к предыдущему вопросу. Доводилось ли УФАС фиксировать сговор поставщика и заказчика?
— Как и по всей России, сигналов от новгородцев к нам поступает много. В основном по телефону и анонимно, но были и письменные сообщения о признаках сговора. К сожалению, расследование таких дел нашими средствами к успеху не привело. Но наглость возмущает! Со слов жалобщиков-заказчиков, иногда руководители фирм сговариваются прямо перед дверью комиссии. Как правило, чаще всего это происходит в отношении заказов на строительство и ремонт. Например, документация подается от нескольких компаний. А потом кто-то не является на аукцион, кто-то вообще не поднимает карточку, молча уступая победу. Спрашивается, неужели у этих компаний столько лишних денег, что они их просто выбросили на ветер за оформление заявки? Определить признаки сговора достаточно просто — доказать гораздо сложнее.
Но все-таки у нас появились документы, которые позволят нам квалифицировать действия неких участников аукциона по пассажирским перевозкам в одном из районов области как сговор. Дело по этому факту у нас возбуждено, и надеюсь, мы доведем его до логического конца.
— Какие лазейки существуют в законе для недобросовестных участников торгов и какие у вас есть предложения, чтобы исправить ситуацию?
— Если говорить о возможности сговора, то здесь отчасти виновато законодательство. Оно требует, чтобы публиковался протокол заявок участников предполагаемых торгов. После этого компании, которые реально не предполагают торговаться, легко ориентируются, кому предложить свои услуги «статистов» и получить откат. Мы считаем, что эту норму закона надо изменить. Или как вариант, чтобы сократить возможность сговора, можно публиковать список участников, но и проводить аукцион  в тот же день. ФАС предлагает свою альтернативу — электронную площадку, где торги проходят в реальном времени и никто из их участников не знает, с кем торгуется. Сейчас в России таких площадок пять.

 

Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)