Без права на объезд

Российским автомобилистам грозит принуждение к платным дорогам. Чиновники предлагают отменить запрет на организацию платных трасс там, где нет альтернативного объезда. Вчера с таким предложением выступили чиновники Минэкономразвития, которые пообещали в ближайшее время внести в правительство законопроект об отмене ограничений на взимание платы за проезд. Защитники автомобилистов считают инициативу Минэкономразвития политической провокацией, которая может вызвать массовые протесты и перекрытия федеральных трасс.

Минэкономразвития предлагает отказаться от предусмотренного законодательством наличия альтернативных бесплатных трасс при строительстве новых платных дорог или реконструкции старых. «По закону обязательно должна быть альтернативная трасса. От этого обязательного условия надо отказываться», – заявил вчера замминистра экономического развития Андрей Клепач. «Мы предлагаем, чтобы механизм платности автодорог был более гибким и не требовалось наличия альтернативных бесплатных автодорог, таким образом, можно будет ввести большую часть магистральных трасс как платные», – пояснил замминистра. После отмены законодательных требований о наличии бесплатного объезда правительству легче будет привлекать частные инвестиции в строительство транспортной инфраструктуры. Кроме того, такое нововведение должно касаться, по словам Клепача, и уже действующих автодорог, которые требуют реконструкции: после реконструкции их тоже можно сделать платными.

В Минтрансе и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) отказались комментировать инициативу Минэкономразвития до тех пор, пока не получат текст предлагаемого законопроекта. «Введение платы за проезд по единственной трассе попадает в сферу антимонопольного регулирования», – заявил «НГ» начальник управления транспорта и связи ФАС Константин Сеничкин. По его словам, отмена требований бесплатного объезда может сопровождаться множеством оговорок, которые потребуют специального анализа.

В Минэкономразвития уверены, что их инициатива не вызовет негативной реакции у автомобилистов. По словам Клепача, проезд по платным дорогам не будет слишком дорогим, и гражданам не придется отказываться от поездки по платной трассе. «Они будут ездить так же, как ездят в Германии, Китае и других странах», – уверил Клепач.

Но, с другой стороны, напоминает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, в той же Европе у автовладельцев никто альтернативный вариант не отнимает: они могут пользоваться как платной автостоянкой, так и бесплатной, как платной трассой, так и обычной объездной дорогой, у них есть свободный выбор. Травин назвал такое закручивание гаек в период кризиса как минимум «неуважительным по отношению к гражданам, которые платят все транспортные и дорожные налоги и которые не понимают, почему вдруг их лишают права бесплатно ездить по дороге».

«По сути, предложение Министерства экономического развития отказаться от принципа альтернативности при строительстве платных автомобильных дорог нарушает статью Конституции РФ о свободе передвижения граждан, а также противоречит Закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», – сообщает председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев.

Также Шишкарев отметил, что в России пока не построено ни одной платной дороги, нет ни опыта, ни реальных инвесторов, поэтому непонятно, за счет чего будет окупаться строительство платных трасс. Если Минэкономразвития уверяет, что цена проезда по платным трассам будет небольшой, то возникает вопрос: хватит ли этих денег на строительство дороги? Или какой именно смысл вкладывается тогда руководством Минэкономразвития в слово «небольшой».

«Дорожное строительство – весьма дорогостоящий проект. Расчетные сроки окупаемости вложений превышают 10 лет. Это является одним из сдерживающих факторов для потенциальных инвесторов», – говорит глава департамента компании «2К Аудит – Деловые консультации» Максим Розов. Однако он уверен, что предложение Минэкономразвития отменить обязательную альтернативу в виде бесплатных объездных путей, возможно, поможет снять эти преграды. «Во-первых, такая отмена альтернативных объездов гарантирует автомобильный поток по трассе, а значит, и поступление средств. Во-вторых, это позволит инвесторам не прокладывать новую трассу параллельно уже существующей, а реконструировать имеющуюся дорогу, что позволит сократить расходы на реализацию проекта», – резюмирует Розов.

По мнению же некоторых специалистов, отмена альтернативных бесплатных дорог вовсе не гарантирует постоянного потока автомашин по платной трассе. «Автомобилисты, возмущенные ущемлением своих прав, будут искать «козлиные тропы»: может быть, через какие-то села, деревни. Может быть, они придумают, как делать фальшивые карточки для оплаты проезда», – говорит Травин. Ведь в любом случае, полагает он, «никакая запрашиваемая цена за километр платной трассы в условиях принуждения к оплате не является приемлемой». «Введение безальтернативной платы нанесет автовладельцам сильный психологический удар», – уверен Травин.

Сами автомобилисты восприняли грядущую отмену требований бесплатного объезда с возмущением. «Такие предложения очень похожи на политическую провокацию. Отсутствие бесплатного объезда может вызвать массовые протесты и перекрытие дорог», – заявил «НГ» лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. По его словам, автомобилисты в принципе не возражают против строительства платных дорог параллельно с существующими. «Если на платных дорогах будет установлен более комфортный скоростной режим, то за более удобный проезд автомобилисты готовы платить до 2–3 рублей за километр. Более высокая плата может сделать дорогу невостребованной», – считает Лысаков.

Между тем, по заявлениям чиновников, плата за проезд может превышать и 5 рублей. Так, министр транспорта Московской области Петр Кацыв заявлял, что плата за проезд по Подмосковью может составить от 1 до 5 руб. за километр. Плата за проезд по платной трассе Москва–Петербург составит около 3,6 руб. за километр – такой тариф назвал замглавы Федерального дорожного агентства Евгений Дитрих.