Нефтяной монополизм не пускает на рынок малые и средние компании

Острый диалог состоялся 22 сентября в Госдуме на круглом столе, посвященном совершенствованию антимонопольных механизмов защиты интересов предприятий в нефтяной и нефтехимической промышленности.
Директор Департамента по развитию конкуренции и анализу конъюнктуры рынка Минэкономразвития РФ Александр Пироженко сообщил об утверждении программы развития конкуренции в России, создающей условия для прихода новых игроков на рынок.

«Разрабатывая эту программу, мы хотели снизить имеющиеся административные барьеры, развить энергетическую, транспортную и, что важно, информационную структуру российской экономики, упростить взаимодействие бизнеса и власти, усилить антимонопольный контроль за органами власти, организовать мониторинг конкурентной среды, отчет по которому в отраслевом и региональном аспекте готовился бы каждый год», - подчеркнул А.Пироженко.

Оценивая рынок нефтепродуктов, он заметил, что предложение на этом рынке явно недостаточное, поэтому механизм ценообразования совершено непрозрачен, а административные барьеры слишком высоки, вследствие чего доступ на рынок существенно ограничен.

«Судите сами: региональный монополизм, возникший в результате образования вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), приводит к тому, что лишь 1% объемов нефтепродуктов реализуется на открытых торгах, а договоров с фиксацией объемов или цены практически не заключается. Эффекты доминирования присутствуют и в опте, и в рознице параллельно», - оценил состояние нефтяной отрасли А.Пироженко.

По его мнению, для демонополизации отрасли следует как можно быстрее увеличить рыночный сегмент, объем свободного предложения, помочь малым и средним компаниям выйти на рынок полноправными участниками рыночного товарооборота.

«Мы обязаны ускорить появление ценовых индикаторов работы нефтяного рынка, определить стандарты раскрытия информации, в том числе субъектами естественных монополий. С этой целью и утверждаются многострадальные правила недискриминационного доступа к услугам по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Этот документ будет готов к концу года», - проинформировал А.Пироженко.

Начальник Управления топливно-энергетического комплекса ФАС Елена Котелкина добавила, что семь ВИНКов, объединяющих в себе всю цепочку от добычи нефти до ее переработки и торговли нефтепродуктами, поделили страну между собой таким образом, что каждым регионом «владеет» какая-нибудь одна компания, а присутствие других весьма ограничено.

«Программа развития конкуренции подразумевает меры структурного характера. Нам бы не хотелось применять в отношении какой-либо ВИНК норму о возможном разделе компании, неоднократно замеченной в злоупотреблении монопольным положением. Сегодня дело о нарушении антимонопольного положения возбуждено в ФАС РФ в отношении Минэнерго РФ и компании «Транснефть» по нескольким статьям, в числе которых отказ от заключения договора и навязывание невыгодных условий договора», - заметила Е.Котелкина.

Участники круглого стола обсудили конкретную историю Кингисеппского нефтеперерабатывающего комплекса, проект которого борется за существование с монопольным давлением вот уже в течение пяти с половиной лет. По словам одного из представителей НПЗ, проектом пройдено 30 федеральных инстанций и экспертиз, многие процедуры пришлось проходить в Москве. Завод рассчитан на переработку 12 млн т нефти в год, причем глубина переработки (98%) для России со средней глубиной переработки в 72% является беспрецедентной. Проект, рассчитанный на $8 млрд инвестиций, способен обеспечить занятость 7 тыс. человек в строительстве в течение четырех лет, а совокупный макроэкономический эффект за 20 лет работы предприятия по сравнению с экспортом сырой нефти превысит 2 трлн 920 млрд рублей. Завод сможет выпускать дизельное топливо стандарта Евро-5, а также реактивное топливо, различную продукцию нефтехимии и нефтяной кокс для тепловых электростанций. Такие мощности дадут работу малым и средним нефтяным компаниям.

Однако в силу определенного противодействия проекту со стороны чиновников Минэнерго РФ и компании «Транснефть» ежегодно теряется по показателю макроэкономического эффекта переработки по сравнению с экспортом сырой нефти до 140 млрд рублей.

Проблема состоит в том, что технического условия на подключение к нефтепроводу БТС-2 Кингисеппскому нефтеперерабатывающему заводу эти инстанции не выдают, и потому к конечной стадии проектирования проект перейти не может.

Аргументы компании «Транснефть», и в этом она попыталась убедить Правительство РФ, состоят в том, что в данное время целых пять НПЗ, принадлежащих ей, проходят реконструкцию, и целесообразным можно сегодня признать отвод от трубопровода к НПЗ «Киришинефтеоргсинтез», а никак не к Кингисеппскому НПЗ, однако именно рядом с «Киришинефтеоргсинтез» находится экспортный трубопровод БТС-1, а БТС-2 располагается в 178 км от него, и потому аргументы «Транснефти» не кажутся представителям Кингисеппского НПЗ убедительными: они считают, что «Транснефть» преследует цели несколько иные, а именно усиление монопольного влияния на Усть-Лужском нефтяном терминале.

В случае продолжения противодействия проекту представители Кингисеппского НПЗ пообещали продолжить строительство завода уже не на средства частных инвесторов, а с применением схемы частно-государственного партнерства.

Директор Департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Виталий Караганов объяснил эмоционально выступавшим представителям Кингисеппского НПЗ, что «Транснефть» не может предоставить своих услуг предприятиям, не имеющим собственной нефти, - это противоречит ее уставу.

«Мы требуем подтверждения заявленных вами ресурсов хотя бы через протоколы о намерениях. Кстати говоря, «Транснефть» будет заключать договоры не с вами, а с владельцами нефти, которая будет у вас, как вы заявляете, перерабатываться», - пояснил В.Караганов.

Заместитель директора правового департамента «Транснефти» Вадим Горев заявил, что приглашение на типично теоретический по характеру заявленной темы круглый стол в Госдуму было положительно воспринято в компании, однако впоследствии оказалось, что на нем будет обсуждаться конкретная проблема не существующего еще Кингисеппского НПЗ.

«Мы расцениваем такой поворот сюжета как пиар-акцию, организованную с тем, чтобы ни за что ни про что пригвоздить к позорному столбу нас и Минэнерго, однако по сути вопроса я, юрист, а ни в коем случае не техник и не транспортник, могу заявить следующее: ФАС, не страдающая, мягко говоря, от любви к «Транснефти», возбудила дело весной 2009 года, оно слушалось 4 часа и было отложено», - сообщил В.Горев.

По информации «Транснефти», никакого проекта строительства у представителей Кингисеппского НПЗ нет в помине, землеотводов к проекту не сделано, уставной капитал будущего строительства составляет 10 тыс. рублей, а сама компания зарегистрирована по домашнему адресу генерального директора будущего завода.

«Компания «Транснефть» - не сапожная мастерская, потенциальные клиенты стоят в очереди на подключение. Выдавая технические условия, мы видим отказы, потому что наши условия жестки даже для компаний, стоящих на ногах довольно давно. В отношении данного конкретного случая сообщаю, что переделка проекта БТС-2 мощностью в 50 млн т в год для подключения нового завода с мощностью переработки 12 млн т в год обойдется в соответствующую сумму, которая потребует определенных гарантий в связи с возникающими рисками, чего представители еще не построенного завода сегодня гарантировать не могут», - заключил В.Горев.

Участники обсуждения не смогли прийти к взаимному согласию по вопросу дальнейшей судьбы нового НПЗ.