Распродать остатки

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает ликвидировать все государственные и муниципальные унитарные предприятия, не относящиеся к стратегическим отраслям. Они мешают развитию конкуренции и используются для вывода бюджетных средств

Деятельность ФГУПов и МУПов — одна из самых острых проблем, мешающих развитию конкуренции, говорится в докладе «О состоянии конкуренции», размещенном на сайте ФАС. Они нередко совмещают контрольно-надзорные функции, функции по управлению имуществом и оказанию платных услуг населению, получая преференции в виде бюджетных средств, указывает служба. Часто эти деньги выводятся из-под контроля государства, что способствует росту коррупции, заключает ФАС.

Для повышения конкуренции ФАС предлагает приватизировать все ФГУПы и МУПы, за исключением созданных в стратегически важных отраслях. Еще один вариант — преобразовать унитарные предприятия в госучреждения или коммерческие организации со 100%-ным госучастием, говорит начальник управления ФАС Алексей Сушкевич.

Неэффективность ФГУПов была признана еще 15 лет назад, напоминает чиновник аппарата правительства: их число пытаются сократить с 1994 г., приватизируя имущество, с переменным успехом. «С МУПами еще сложнее», — продолжает он: их точное количество назвать сложно — «как минимум это 100 000».

На 1 января 2008 г., по данным Росимущества, в собственности у государства находилось имущество 5709 ФГУПов (на 824 предприятия меньше, чем год назад). В 2008 г. ведомство должно было выставить на продажу имущество 440 унитарных предприятий. В 2009 г. предусмотрена приватизация 235 ФГУПов: 147 — из дорожного хозяйства, 50 — из геологодобывающей отрасли, 17 — из агропромышленного комплекса (на остальные отрасли приходится по 1-3 предприятия).

Минтранс систему работы через автодорожные ФГУПы реформирует уже более пяти лет — цель не только сократить число унитарных предприятий, но и повысить эффективность использования бюджетных средств, рассказывает чиновник министерства: «Да, не все получается, но это же не значит, что нужно перестать пытаться». В системе госпредприятий для дорожной отрасли нет ничего страшного, говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: главное — организовать общественный контроль. Минприроды и вовсе обходится без унитарных предприятий, уточнил сотрудник министерства.

Унитарное предприятие часто действительно просто чья-то «бюджетная кормушка», соглашается с ФАС Игорь Николаев из ФБК. Но пока чиновники не будут заинтересованы в ликвидации ФГУПов и МУПов, реформа не состоится, замечает он. «Реформа системы ФГУПов — это политическое решение, пока оно не принято, говорить об этом не имеет смысла», — считает сотрудник одного из оборонных унитарных предприятий. Получить комментарии у представителя Росимущества вчера не удалось.